Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
А.Ф.КИСЕЛЕВ
20 марта 2000 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ "МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ"
Государственные требования к минимуму содержания и уровню
профессиональной переподготовки руководителей дошкольных
образовательных и общеобразовательных учреждений по дополнительной
профессиональной образовательной программе "Менеджмент в
образовании" согласованы с Управлением образовательных программ и
стандартов высшего и среднего профессионального образования,
Департаментом общего среднего образования, Управлением дошкольного
образования Минобразования России, Учебно-методическим
объединением высших учебных заведений по педагогическому
образованию.
Данные Требования рассмотрены на Совете по проблемам повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования Минобразования России.
1. Общая характеристика
профессиональной переподготовки руководителей
дошкольных образовательных и общеобразовательных
учреждений
1.1. Назначением Требований к минимуму содержания и уровню
профессиональной переподготовки (далее - Требования) является
переподготовка руководителей образовательных учреждений по
программе "Менеджмент в образовании". Требования основываются на
положениях Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции
Федерального закона от 13 января 1996 г. 12-ФЗ, разработаны на
основе Приказа Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации N 1221 от 18 июня 1997 года "Об утверждении
требований к содержанию дополнительных профессиональных
образовательных программ" и Типового положения об образовательном
учреждении дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов (Постановление Правительства
РФ от 26 июня 1995 г. N 610).
Оформление Требований (макет) соответствует утвержденным
макетам государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования (Приказ МО РФ N 286 от 14.09.1999
"Об утверждении макетов государственных образовательных стандартов
высшего профессионального образования и требований - федерального
компонента - к обязательному минимуму содержания и уровню
подготовки выпускника").
1.2. Требования рассчитаны на профессиональную переподготовку
в области управления действующих руководителей учреждений
дошкольного и общего (школьного) образования, а также подготовку
резерва кадров. Профессиональная переподготовка по дополнительным
образовательным программам "Менеджмент в образовании"
осуществляется на базе высшего профессионального образования.
Обеспечена корреляция с основными образовательными программами
высшего профессионального педагогического образования по
специальности 061200 - Менеджмент в социальной сфере.
1.3. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной
программы - 1200 часов.
1.4. Целью данной программы является подготовка руководителя
учреждения образования к следующим видам деятельности:
- управленческая;
- организационная;
- информационно-аналитическая;
- финансово-экономическая;
- административно-хозяйственная;
- инновационная;
- методическая.
1.5. Сферами профессиональной деятельности лиц, освоивших
программу, являются дошкольные образовательные и
общеобразовательные учреждения.
1.6. Профессиональная переподготовка по программе "Менеджмент
в образовании" при наличии высшего профессионального образования
предоставляет возможность занятия должностей директора,
заместителя директора, руководителя структурного подразделения
педагогических учреждений.
2. Требования к уровню подготовки лиц,
успешно завершивших освоение дополнительной
профессиональной образовательной программы
"Менеджмент в образовании"
Менеджеру образования необходимо:
знать:
- Конституцию Российской Федерации, законодательство
Российской Федерации в области образования, а также
законодательные, нормативные и правовые отраслевые акты (ОПД.02);
- основы российского административного, гражданского и
трудового права, порядок разрешения гражданских и трудовых споров
(ОПД.02);
- правовые, нормативно-технические и организационные основы
безопасности жизнедеятельности; структуру гражданской обороны, ее
предназначение и задачи (ОПД.04);
- правовые аспекты взаимодействия образовательного учреждения
с семьей, общественными, общественно-государственными,
негосударственными, государственными структурами и
образовательными учреждениями (СД.02, ОПД.02);
- порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления,
лишения родительских прав, направления в специальные
учебно-воспитательные учреждения (ОПД.02);
- перспективные направления в развитии образовательных систем
и государственной политики в области образования (ОД.01, СД.04,
СД.02);
- основы прогнозирования развития образовательных систем с
учетом позитивных и негативных тенденций и адекватное планирование
развития (ОПД.05, СД.04, СД.02);
- закономерности педагогического процесса, современные
психолого-педагогические теории и технологии обучения, воспитания
и развития (СД.01, СД.02, СД.04);
- закономерности возрастной психологии (ОПД.03);
- особенности детей с отклонениями в развитии и специфику их
обучения, развития и воспитания (ОПД.03, ОПД.04, СД.02);
- сущность и основные задачи управленческой деятельности
(ОПД.03, СД.02, СД.03);
- базовые варианты организационных структур образовательных
учреждений (СД.02, СД.03);
- основные принципы построения системы управления
образовательным учреждением (ОПД.06, СД.02, СД.03);
- эффективные методы контроля качества образования и
деятельности сотрудников образовательного учреждения (СД.03);
- основы системного анализа, методы анализа и оценки внешней
среды (ОПД.06, ОПД.07, ОПД.05, СД.02);
- основы планирования: виды планов, назначение, принципы и
методы их разработки, критерии оценки качества планов (СД.03);
- основы аттестации педагогических кадров; подготовку и
проведение лицензирования, аттестации и аккредитации
образовательных учреждений (СД.02);
- принципы эффективного распределения полномочий и
ответственности при управлении образовательным учреждением (СД.06,
СД.03);
- методы эффективного руководства персоналом; различные модели
и методы мотивации сотрудников; системы стимулирования (СД.06);
- эффективные стили руководства коллективом (ОПД.05, ОПД.06,
СД.03);
- методы создания и поддержания благоприятного
морально-психологического климата в коллективе (ОПД.05, ОПД.07,
СД.03, СД.06);
- виды и закономерности общения; коммуникативные процессы в
образовательных учреждениях (ОПД.07, СД.03, СД.06);
- основы организации и проведения опытно-экспериментальной и
исследовательской работы в сфере образования (СД.04, СД.05, СД.11,
СДФ.01);
- основы организации экономической деятельности учреждения
(ОПД.01, СД.07);
- методы привлечения дополнительных внебюджетных средств
(СД.07);
- основы бухгалтерского учета (СД.07);
- основы организации труда и заработной платы работников
образовательных учреждений (СД.07);
- основы делопроизводства в образовательном учреждении
(СД.08);
- информационные технологии, применяемые в образовательном
процессе и управлении образовательными учреждениями (СД.09);
уметь:
- выделять актуальные и перспективные цели развития
образовательного учреждения, планировать мероприятия по их
достижению (СД.04);
- разрабатывать стратегию и тактику развития образовательных
учреждений (СД.02, СД.03);
- прогнозировать и оценивать изменения внешних условий,
влияющих на деятельность образовательного учреждения (СД.02,
СД.04);
- анализировать внутренние возможности образовательного
учреждения, выявлять скрытые резервы, вычленять проблемы и
находить эффективные пути их решения (СД.02);
- организовать образовательный процесс, ориентированный на
воспитание и развитие личности ребенка (ОПД.06, СД.04, СД.01);
- анализировать и оценивать инновационную деятельность в
образовательном учреждении; организовывать успешное освоение
нововведений (СД.05);
- выделить полное (системное) описание образовательного
учреждения (СД.04);
- давать психологическую характеристику личности,
интерпретацию собственного психического состояния (ОПД.07);
- оценивать качество организации управления учреждением и
выделять направления организационного совершенствования (ОПД.05,
СД.02, СД.03);
- определять направления совершенствования контроля в
образовательном учреждении (ОПД.05, СД.03);
- адекватно оценивать качество планов деятельности
образовательных учреждений и выделять направления
совершенствования планирования (ОПД.05, СД.03);
- принимать решения, прогнозировать и оценивать последствия
своих решений (СД.03);
- составлять учебно-методические и нормативно-правовые
документы, регламентирующие деятельность образовательного
учреждения, организовывать делопроизводство (ОПД.02, СД.07,
СД.08);
- использовать информационные технологии, применяемые в
управлении образовательными учреждениями (СД.09);
- контролировать и анализировать хозяйственную деятельность
экономических единиц (СД.07);
- осуществлять посредничество между различными общественными
государственными структурами (ОПД.02, СД.02);
владеть:
- методами системного анализа показателей, характеризующих
деятельность образовательного учреждения (СД.02, СД.04);
- средствами анализа уровня профессионального мастерства
педагогов образовательного учреждения (СД.03, СД.04, СД.06);
- методами разработки программ развития образовательных
учреждений (СД.04);
- методами разработки учебно-программной документации для
обеспечения развития образовательных систем: реализации
образовательных концепций учебных программ, учебных авторских
курсов и т.д. (СД.04);
- навыками по организации безопасности жизнедеятельности в
образовательных учреждениях (ОПД.04);
- методами психолого-педагогической диагностики; методами
проектирования, реализации, мониторинга развития, экспертизы и
коррекции образовательных систем (с учетом различных
социокультурных условий) (ОПД.06, ОПД.07, СД.04, СД.03);
- методами маркетинговых исследований в социальной сфере
(ОПД.06);
- технологиями решения коммуникативных задач; навыками и
приемами делового общения (ОПД.08);
- средствами предупреждения и разрешения конфликтов в
коллективе (ОПД.07, СД.03, СД.06);
- приемами психодиагностики и психической саморегуляции
(ОПД.07);
- методами составления сметы доходов и расходов
образовательного учреждения (СД.07);
- основами социологического анализа и прогнозирования,
методами социологических исследований (СД.04, СД.03, СД.11).
3. Обязательный минимум содержания программы
профессиональной переподготовки руководителей
дошкольных и общеобразовательных учреждений
по программе "Менеджмент в образовании"
-----------T-----------------------------------------------T------
| Индекс | Наименование дисциплины |Всего|
| | |часов|
+----------+-----------------------------------------------+-----+
| 1 | 2 | 3 |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|ОПД.00 |Общепрофессиональные дисциплины | 510 |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|ОПД.01 |Экономическая теория | 70 |
| |Предмет экономической науки; введение в | |
| |экономику (основы экономического анализа, | |
| |основы обмена, функционирование конкурентного | |
| |рынка, основы государственного сектора); | |
| |основные понятия собственности: экономические и| |
| |правовые аспекты; введение в макроэкономику; | |
| |деньги, денежное обращение и денежная политика;| |
| |национальный доход, совокупные расходы, спрос, | |
| |предложение, ценовой уровень, фискальная | |
| |политика: макроэкономические проблемы инфляции | |
| |и безработицы; основные макроэкономические | |
| |школы; мировая экономика и экономический рост; | |
| |спрос, потребительский выбор, издержки и | |
| |предложение; формы конкуренции; структура | |
| |бизнеса; регулирование и дерегулирование; | |
| |факторные рынки и распределение доходов; | |
| |сравнительные экономические системы, | |
| |особенности экономики переходного периода | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|ОПД.02 |Основы права | 90 |
| |Конституционные основы правовой системы и ее | |
| |структура. Право в социальной и образовательной| |
| |сфере. Закон Российской Федерации "Об | |
| |образовании". Права ребенка. Конвенция о правах| |
| |ребенка. Международные правовые нормы в сфере | |
| |образования. Правовые основы деятельности | |
| |работников образования, механизмы реализации и | |
| |защиты их прав. Основы административного права.| |
| |Понятие административного права. | |
| |Административно-правовой механизм регулирования| |
| |общественных отношений. Административная | |
| |ответственность. Административное взыскание. | |
| |Дисциплинарное принуждение. Дисциплинарная | |
| |ответственность. Правовые основы управления в | |
| |социальной сфере. Гражданское право. Понятие | |
| |гражданского права, основы его регулирования, | |
| |гражданское процессуальное право, Гражданский | |
| |кодекс. | |
| |Трудовое право. Предмет, источники и субъекты | |
| |трудового права. Понятие трудового | |
| |правоотношения. Трудовой коллектив. Права и | |
| |роль профсоюзов. Понятие коллективного | |
| |договора, его роль. Правовое регулирование | |
| |трудоустройства. Понятие трудового договора. | |
| |Виды трудовых договоров. Контракт. Рабочее | |
| |время и время отдыха. Система заработной платы.| |
| |Правила внутреннего трудового распорядка. | |
| |Трудовая дисциплина. Материальная | |
| |ответственность сторон трудового | |
| |правоотношения. Охрана труда. Трудовые | |
| |конфликты и порядок их разрешения. Правовые | |
| |основы управления образовательным учреждением. | |
| |Управление образованием в Российской Федерации.| |
| |Законодательство об образовании. Структура | |
| |нормативных актов об образовании. Правовой | |
| |статус образовательного учреждения. Защита прав| |
| |и законных интересов образовательного | |
| |учреждения. Особенности применения трудового | |
| |законодательства в системе образования. Охрана | |
| |прав и защита интересов несовершеннолетних | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|ОПД.03 |Основы здорового образа жизни | 70 |
| |Закономерности возрастной психологии детей. | |
| |Понятия "здоровье" и "образ жизни". Здоровье в | |
| |иерархии потребностей. Мотивация здоровья и | |
| |здорового образа жизни. Понятие нормы. | |
| |Концепции и основные составляющие здорового | |
| |образа жизни. Сознание и здоровье. Движение и | |
| |здоровье. Питание и здоровье. Информация и | |
| |здоровье. Труд и здоровье. Экология и здоровье | |
| |Культура и здоровье. Возраст и здоровье. | |
| |Вредные привычки, их профилактика и коррекция. | |
| |Система самооздоровления и | |
| |самосовершенствования. Традиционные и | |
| |нетрадиционные методы оздоровления. Лекарства | |
| |для здоровых. Основные факторы риска, их | |
| |причины, распространенность среди различных | |
| |возрастных групп населения России и других | |
| |стран, связь с образом жизни. Особенности | |
| |развития детей с ограничениями по здоровью. | |
| |Основы коррекционной педагогики и специальной | |
| |психологии. Дошкольные и школьные формы | |
| |патологии: нарушение осанки, сколиоз, | |
| |близорукость, нервные расстройства и др. | |
| |Профилактика наркомании и токсикомании. | |
| |Инфекционные болезни в современном обществе. | |
| |Эпидемии. Основные принципы профилактики. СПИД | |
| |и его профилактика. Венерические болезни и их | |
| |профилактика | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|ОПД.04 |Безопасность и защита человека в чрезвычайных | 40 |
| |ситуациях | |
| |Опасные и вредные факторы в окружающей среде: | |
| |характеристика, закономерности появления и | |
| |способы защиты от их последствий. Чрезвычайные | |
| |ситуации природного, техногенного и социального| |
| |происхождения. Правовые, нормативно-технические| |
| |и организационные основы обеспечения | |
| |безопасности жизнедеятельности. Гражданская | |
| |оборона, ее структура, задачи. Защита от | |
| |последствий чрезвычайных ситуаций военного и | |
| |мирного времени | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|ОПД.05 |Менеджмент в сфере образования | 60 |
| |Развитие науки об управлении, эволюция | |
| |управленческой мысли; методологические основы | |
| |менеджмента; инфраструктура менеджмента; | |
| |социофакторы и этика менеджмента; природа и | |
| |состав функций менеджмента; стратегическое и | |
| |тактическое планирование в системе менеджмента;| |
| |организационные отношения в системе | |
| |менеджмента; формы организации; мотивация | |
| |деятельности; регулирование и контроль в | |
| |системе менеджмента; моделирование ситуаций и | |
| |разработка решений; динамика групп и лидерство;| |
| |управление человеком и управление группой; | |
| |руководство: власть и партнерство; стиль и | |
| |имидж менеджера; конфликтность; факторы | |
| |эффективности менеджмента | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|ОПД.06 |Образовательный маркетинг | 30 |
| |Сущность образовательного маркетинга. | |
| |Предпосылки маркетинга. Современная концепция | |
| |маркетинга. Услуга (товар) в маркетинговой | |
| |деятельности; комплексное исследование рынка | |
| |образовательных услуг; методические основы | |
| |исследования рынка, сегментация рынка. Оценка | |
| |возможностей рынка; формирование политики | |
| |выбора образовательных услуг и рыночной | |
| |стратегии; роль маркетинговой деятельности в | |
| |процессе разработки и создания услуг рыночной | |
| |новизны. Разработка ценовой политики; | |
| |продвижение образовательных услуг, сервис в | |
| |маркетинговой деятельности; формирование спроса| |
| |и стимулирование сбыта. Организация | |
| |деятельности маркетинговой службы в образовании| |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|ОПД.07 |Социальная психология и психология управления | 60 |
| |Теоретические и прикладные задачи социальной | |
| |психологии. Социальная психология управления | |
| |как отрасль психологической науки. Психология | |
| |общения. Содержание, цели и средства общения. | |
| |Виды и уровни общения. Основные закономерности | |
| |общения. Социально-психологический анализ | |
| |восходящих и нисходящих коммуникаций. | |
| |Восприятие и понимание человека человеком в | |
| |системе коммуникаций. Приемы и техники | |
| |управления партнером в процессе общения. Группа| |
| |как социально-психологический феномен. Виды | |
| |групп. Формальная и неформальная структура | |
| |группы. Нормативно-ролевые феномены малой | |
| |группы. Лидерство. Групповая совместимость. | |
| |Проблема групповой сплоченности. Проблема | |
| |эффективности групповой деятельности. Феномены | |
| |межгруппового взаимодействия. Механизмы | |
| |развития группы. Эффективные способы управления| |
| |малой группой. Коллектив как объект управления.| |
| |Формальная и неформальная структуры трудового | |
| |коллектива. Факторы эффективности деятельности | |
| |коллектива. Социально-психологический климат | |
| |коллектива. Социально-психологические аспекты | |
| |руководства коллективом в образовании. Феномены| |
| |больших социальных групп. Проблема группового | |
| |сознания. Социально-психологические аспекты | |
| |этнопсихологии. Психология массовидных явлений.| |
| |Личность и общество. Понятие социализации. | |
| |Конфликтология. Конфликты: классификация, | |
| |причины, снятие конфликтных ситуаций. Функции и| |
| |структура деятельности руководителя | |
| |образовательного учреждения. | |
| |Социально-психологические аспекты принятия | |
| |управленческого решения. Стили руководства и их| |
| |эффективность. Личность руководителя и его | |
| |организаторские способности | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|ОПД.08 |Деловое общение | 50 |
| |Деловое общение как средство реализации | |
| |управленческих функций руководителя | |
| |образовательного учреждения. Структура | |
| |коммуникативного акта. Цели, вербальные и | |
| |невербальные средства и барьеры общения. | |
| |Деловая беседа как форма делового общения. Цели| |
| |беседы, ее фазы и средства, позволяющие | |
| |наиболее эффективно реализовать цель на каждой | |
| |из фаз. Критерии эффективности беседы. Функции | |
| |совещания в образовательном учреждении, его | |
| |особенности как формы делового общения. Задачи | |
| |руководителя по ведению совещания. Структура и | |
| |участники совещания, их основные | |
| |характеристики. Цели руководителя на совещании | |
| |и средства их достижения. Критерии | |
| |эффективности проведения совещания. Публичное | |
| |выступление как форма делового общения. | |
| |Структура выступления и критерии его | |
| |эффективности | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|ОПД.09 |Финансы, денежное обращение и кредит | 40 |
| |Сущность и роль финансов и кредита. | |
| |Государственный бюджет. Формирование и | |
| |использование денежных накоплений. Безналичные | |
| |расчеты между образовательными структурами и | |
| |организациями. Краткосрочный кредит в | |
| |хозяйственном механизме управления | |
| |образовательным учреждением. Финансовая работа | |
| |и финансовое планирование в системе управления | |
| |образовательным учреждением. Многоканальное | |
| |финансирование образовательного учреждения | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|СД.00 |Специальные дисциплины | 520 |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|СД.01 |Философия и развитие образования | 80 |
| |Социальная природа образования, его | |
| |общечеловеческий конкретно-исторический | |
| |характер. Общечеловеческое, национальное и | |
| |индивидуальное в образовании и воспитании. | |
| |Непрерывность воспитания и образования. | |
| |Системный и функциональный подходы к | |
| |образованию, онтология образования. | |
| |Социально-деятельностная сущность личности и ее| |
| |отношения с окружающим миром. Философские | |
| |аспекты целеполагания в образовании. | |
| |Познаваемость образовательного процесса и | |
| |образовательных систем, проблема истинности в | |
| |образовании, кризис образования. | |
| |Естественно-физиологические и | |
| |морально-этические пределы образования. | |
| |Феноменология образования. Основные | |
| |противоречия и закономерности развития | |
| |образования. Современные теории и концепции | |
| |развития образования и воспитания. Развивающее | |
| |образование. Идеи гуманизации в образовании. | |
| |Личностно ориентированное образование, | |
| |нравственные и духовные ценности личности | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|СД.02 |Основы управления образовательными учреждениями| 70 |
| |Образовательное учреждение как объект | |
| |управления. Внешняя среда образовательного | |
| |учреждения. Органы управления образованием. | |
| |Типы и виды образовательных учреждений, | |
| |особенности их как объектов управления. Базовые| |
| |варианты организационных структур ОУ. Основные | |
| |понятия управления образовательным учреждением | |
| |с учетом его специфики. Управление | |
| |функционированием и управление развитием | |
| |образовательного учреждения. Функции | |
| |управления. Система управления. Эффективность | |
| |управления образовательным учреждением. | |
| |Системный, процессный и ситуационный подходы к | |
| |управлению. Эволюция управленческой мысли: | |
| |классическая теория управления; теория | |
| |человеческих отношений; теория системного | |
| |управления; теория ситуационного управления. | |
| |Новые поиски идей эффективного управления. | |
| |Лицензирование, аттестация и аккредитация | |
| |образовательного учреждения; подготовка | |
| |документации, роль коллектива в подготовке | |
| |образовательного учреждения к государственной | |
| |аттестации. Особенности управления дошкольным | |
| |учреждением: специфика структуры, кадрового | |
| |состава, взаимодействия с семьями детей, | |
| |психология детского возраста и учет ее в | |
| |построении образовательного процесса в ДОУ. | |
| |Специфика управления общеобразовательным | |
| |учреждением: модель (тип и вид) | |
| |образовательного учреждения, кадровый состав | |
| |сотрудников, выделение "трудных детей" и | |
| |взаимодействие с ПМС-центрами, возрастная | |
| |психология и ее учет в построении | |
| |образовательного процесса. Управление | |
| |воспитательным процессом, социальная практика | |
| |обучаемых | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|СД.03 |Методы управления образовательными учреждениями| 70 |
| |Планирование функционирования и развития | |
| |образовательного учреждения. Виды и типы | |
| |планов, иерархия планов. Методы планирования. | |
| |Разработка управленческих решений: функции | |
| |решения в методологии и организации процесса | |
| |управления; типология управленческих решений; | |
| |условия и факторы качества управленческих | |
| |решений; модели, методология и организация | |
| |процесса разработки управленческого решения; | |
| |целевая ориентация управленческих решений; | |
| |анализ альтернатив действий; анализ внешней | |
| |среды и ее влияния на реализацию альтернатив; | |
| |условия неопределенности и педагогического | |
| |риска; приемы разработки и выбора | |
| |управленческих решений в условиях | |
| |неопределенности и риска; эффективность | |
| |решений; контроль реализации управленческих | |
| |решений; управленческие решения и | |
| |ответственность. Организационные структуры | |
| |образовательных учреждений и механизмы | |
| |управления. Распределение полномочий и | |
| |ответственности. Миссия организации. | |
| |Руководство трудовым коллективом | |
| |образовательного учреждения. Качества | |
| |эффективного руководителя. Стили руководства. | |
| |"Команда" руководителя. | |
| |Социально-психологические характеристики | |
| |коллектива и уровень его развития. Групповые | |
| |нормы и ценности как регулятор отношений в | |
| |коллективе. Формирование организационной | |
| |культуры коллектива. Мотивация организационного| |
| |поведения. Методы стимулирования трудовой | |
| |активности. Контроль в управлении | |
| |образовательным учреждением. Виды и формы | |
| |контроля. Методы контроля | |
| |учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной | |
| |деятельности и исполнения решений | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|СД.04 |Проектирование образовательных систем. | 50 |
| |Образовательные технологии | |
| |Понятие образовательной системы. Виды | |
| |образовательных систем и их особенности. | |
| |Определение функционального назначения | |
| |образовательных систем. Образовательные | |
| |технологии: классификация, особенности | |
| |применения, мониторинг и оценка качества | |
| |образовательного процесса. Технологии обучения | |
| |и воспитания. | |
| |Системное управление развитием образовательного| |
| |учреждения: принципы, целевая образовательная | |
| |программа. Разработка целевой программы | |
| |развития. Управление реализацией целевой | |
| |программы. Целевое педагогическое | |
| |проектирование. Этапы проектирования | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|СД.05 |Управление инновациями в образовательном | 50 |
| |учреждении | |
| |Основные стратегии инновационного развития. | |
| |Инновации в дошкольных учреждениях: новые | |
| |подходы (концепции) к воспитанию дошкольников, | |
| |авторские программы, новые виды ДОУ и | |
| |инновационные образовательные процессы. | |
| |Инновации в школе: образовательные учреждения | |
| |нового вида (модели, структура, содержание | |
| |образования); новые воспитательные парадигмы, | |
| |инновационные технологии; экологическая, | |
| |валеологическая, коррекционная направленность | |
| |педагогических процессов. Управление | |
| |экспериментальной работой в образовательном | |
| |учреждении: оценка и выбор приоритетного | |
| |нововведения для экспериментального освоения, | |
| |планирование и управление реализацией | |
| |эксперимента, оценка результатов (механизм и | |
| |критерии). Сопротивление нововведениям и пути | |
| |устранения сопротивлений | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|СД.06 |Управление персоналом в образовательном | 50 |
| |учреждении | |
| |Персонал образовательного учреждения как объект| |
| |управления. Содержание и принципы управления | |
| |персоналом. Функциональное разделение труда в | |
| |образовательных учреждениях. Подбор и | |
| |расстановка кадров. Управление работой | |
| |методических объединений, кафедр, цикловых | |
| |ассоциаций. Профессиональная и организационная | |
| |адаптация молодых специалистов. Становление | |
| |педагога. Управление работой с молодыми | |
| |кадрами. Подготовка, переподготовка и повышение| |
| |квалификации персонала. Обучение новым | |
| |технологиям. Мотивация персонала к повышению | |
| |профессионального мастерства. Мотивация и | |
| |стимулирование труда персонала. Аттестация и | |
| |оценка работы персонала. Оценка эффективности | |
| |управления персоналом | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|СД.07 |Организация финансово-хозяйственной | 70 |
| |деятельности образовательных учреждений. | |
| |Бухгалтерский учет. | |
| |Основы организации экономической деятельности | |
| |образовательных учреждений. Хозяйственный | |
| |механизм. Приемы и методы хозяйствования, формы| |
| |и структуры организации экономической | |
| |деятельности. Бухгалтерский учет. Учет | |
| |материальных ценностей. Учет заработной платы. | |
| |Доходная часть бюджета. Расходы. Сальдо. | |
| |Современные методы бухгалтерского учета. | |
| |Депозиты. Анализ хозяйственной деятельности | |
| |экономических единиц. Налоговая система. | |
| |Сметное финансирование и бюджетное нормирование| |
| |расходов. Смета доходов и расходов | |
| |образовательного учреждения. Сметное | |
| |планирование. Нормативы, расчет нормативов. | |
| |Внебюджетные средства образовательного | |
| |учреждения, их виды и источники поступлений. | |
| |Основы предпринимательства в образовании. | |
| |Организация труда и заработной платы в | |
| |образовании: основные принципы, модели и | |
| |механизмы. Единая тарифная сетка. Категорийная | |
| |система оплаты. Системы материального | |
| |стимулирования и принципы их построения | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|СД.08 |Организация делопроизводства в образовательных | 30 |
| |учреждениях | |
| |Содержание, значение делопроизводства. Службы: | |
| |документации и секретарская. Государственные | |
| |стандарты по документированию: документ, формы,| |
| |классификация и унификация, реквизиты, | |
| |требования к бланкам, формулярам. Основные виды| |
| |документов: служебные письма, телеграммы и | |
| |телефонограммы, справки, акты, записки, приказы| |
| |и выписки из них, протоколы и выписки из них, | |
| |другие виды. Организация документооборота, | |
| |работа с документами. Дела: номенклатура дел, | |
| |формирование дел. Средства составления | |
| |текстовых документов, средства копирования и | |
| |оперативного размножения, средства хранения и | |
| |поиска документов, средства передачи | |
| |информации, использование ПК в | |
| |делопроизводстве, программное обеспечение | |
| |делопроизводства. Деловая переписка | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|СД.09 |Информационные технологии в образовательной | 50 |
| |деятельности | |
| |Назначение и области применения ЭВМ в | |
| |учебно-воспитательном процессе. Информационные | |
| |технологии в образовании (классификация, | |
| |характеристика). Применение информационных | |
| |технологий в образовательных процессах с учетом| |
| |возрастной специфики, психологии, здоровья и | |
| |личностных особенностей учащихся. | |
| |Автоматизированные обучающие системы. | |
| |Мониторинг и экспертиза результатов учебной | |
| |деятельности. Электронный учебник. | |
| |Дистанционное обучение. Интернет. | |
| |Программно-методическое обеспечение | |
| |информационных технологий | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|СДФ.00 <*>|Специальные дисциплины по выбору | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|СДФ.01 |Методика социологических исследований | 40 |
| |Понятие социологического исследования и его | |
| |роль в педагогическом эксперименте. Метод, | |
| |методика и процедура в социологическом | |
| |исследовании. Выборка в социологическом | |
| |исследовании. Социологические показатели и их | |
| |измерения. Анализ документов. Метод наблюдения.| |
| |Опрос, социометрия. Социальный эксперимент в | |
| |образовании. Методы анализа и обработки | |
| |социологической информации и ее роль для | |
| |развития образовательных систем | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|СДФ.02 |Методика педагогического исследования | 40 |
| |Педагогическое исследование: назначение, | |
| |научный аппарат, методы, критерии оценки | |
| |эффективности. Педагогический эксперимент как | |
| |метод педагогического исследования. | |
| |Репрезентативность педагогического исследования| |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|СДФ.03 |Социодинамика культуры | 40 |
| |Содержание и особенность социокультурных | |
| |явлений; динамика культуры, типы культурных | |
| |изменений, источники культурной динамики, | |
| |динамические характеристики социокультурных | |
| |явлений; факторы изменения и развития культуры;| |
| |показатели и индикаторы культурного развития | |
| |личности, группы, территориальной общности, | |
| |понятие культурного уровня; информация о | |
| |социокультурных изменениях; понятия | |
| |субкультуры, контркультуры, альтернативной | |
| |культуры; традиционная, массовая, элитарная | |
| |культура; интеллигенция как субъект культуры; | |
| |городская культура и сельская; управление | |
| |социокультурными процессами; прогнозирование и | |
| |моделирование социокультурных процессов, | |
| |социальные институты культуры, учреждения | |
| |культуры, управление социокультурными | |
| |процессами | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|СДФ.04 |Теория организации | 40 |
| |Образовательная организация как система; | |
| |организация и управление; теория организации и | |
| |ее место в системе научных знаний; закон | |
| |синергии; закон информированности | |
| |упорядоченности; закон самосохранения; закон | |
| |единства анализа (синтеза); закон развития; | |
| |закон композиции и пропорциональности; | |
| |специфические законы образовательной | |
| |организации; принципы статической организации; | |
| |принципы динамической организации; | |
| |проектирование организационных систем; развитие| |
| |организаторской и организационно-управленческой| |
| |мысли; организационная культура; субъекты | |
| |организаторской деятельности | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|ДС.00 |Дисциплины специализаций | 50 |
| |(определяются в соответствии со специализацией | |
| |должности слушателя) | |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
|ДР.00 |Выпускная (дипломная) работа слушателей | 80 |
+----------+-----------------------------------------------+-----+
| |Всего |1200 |
L----------+-----------------------------------------------+------
--------------------------------
<*> Курсы, включающиеся в программу по выбору образовательного
учреждения или обучающихся (один из них обязателен);
образовательные учреждения могут разрабатывать их с учетом
потребностей региона или слушателей.
4. Условия реализации программы
4.1. Порядок и продолжительность обучения
Дополнительная образовательная программа составляется
образовательным учреждением, ведущим профессиональную
переподготовку. Введение новых факультативных курсов, предлагаемых
курсов по выбору слушателей, а также расширение и дополнение
содержания обучения по отношению к данным Требованиям является
правом образовательного учреждения (ИПК или вуза). Настоящие
Требования регламентируют лишь минимум содержания образовательных
программ.
Учебное заведение, осуществляющее профессиональную
переподготовку слушателей по данной программе, может осуществлять
преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий по самообразованию, тренингов и тому подобных, но
должно обязательно обеспечивать реализацию минимума содержания
образования, определяемого настоящими Требованиями.
4.2. Учебный план (примерный) профессиональной переподготовки
руководителей дошкольных и общеобразовательных учреждений по
программе "Менеджмент в образовании"
----T--------------T-----T-----------------T-------T--------------
| N | Наименование |Всего|Лекции, семинары,|Самост.| Форма |
|п/п| разделов |часов| практ. занятия, |работа | контроля |
| | программы | | тренинги | | |
| | | | (аудиторн.) | | |
+---+--------------+-----+-----------------+-------+-------------+
|1 |Общепрофессио-| 510 | 260 | 250 |Зач. по изу- |
| |нальные | | | |чаемым дис- |
| |дисциплины | | | |циплинам |
+---+--------------+-----+-----------------+-------+ |
|2 |Специальные | 520 | 280 | 240 | |
| |дисциплины | | | | |
+---+--------------+-----+-----------------+-------+-------------+
|3 |Дисциплины | 40 | 24 | 16 |Зачет |
| |по выбору | | | | |
| |слушателя | | | | |
+---+--------------+-----+-----------------+-------+-------------+
|4 |Дисциплины | 50 | 24 | 26 |Зачет |
| |специализации | | | | |
| |(определяется | | | | |
| |в соответствии| | | | |
| |со специализа-| | | | |
| |цией должности| | | | |
| |слушателя) | | | | |
+---+--------------+-----+-----------------+-------+-------------+
|5 |Государствен- | 80 | 16 | 64 |Защита дипло-|
| |ная аттестация| | | |ма |
| |- выпускная | | | | |
| |(дипломная) | | | | |
| |работа | | | | |
+---+--------------+-----+-----------------+-------+-------------+
| |Итого |1200 | 604 | 596 | |
L---+--------------+-----+-----------------+-------+--------------
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (ПРИМЕРНЫЙ)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ДОШКОЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ПО ПРОГРАММЕ "МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ"
-------T------------------T-----T----------------------T----------
| N | Наименование |Всего| В том числе | Форма |
| п/п | разделов и |часов+------T---------T-----+ контроля|
| | дисциплин | |лекции|семинары,| сам.| |
| | | |(ауд.)| практ. | раб.| |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|ОПД.00|Общепрофессиональ-| 510 | 140 | 120 | 250 | |
| |ные дисциплины | | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|ОПД.01|Экономическая | 70 | 16 | 16 | 38 |Зачет |
| |теория | | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|ОПД.02|Основы права | 90 | 24 | 24 | 42 |Зачет |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|ОПД.03|Основы здорового | 70 | 16 | 16 | 38 |Зачет |
| |образа жизни | | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|ОПД.04|Безопасность и за-| 40 | 12 | 8 | 20 |Зачет |
| |щита человека в | | | | | |
| |чрезвычайных си- | | | | | |
| |туациях | | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|ОПД.05|Менеджмент в сфере| 60 | 16 | 16 | 28 |Интегр. |
| |образования | | | | |зачет |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|ОПД.06|Образовательный | 30 | 8 | 8 | 14 |Зачет |
| |маркетинг | | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|ОПД.07|Социальная | 60 | 24 | 8 | 28 |Зачет |
| |психология | | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|ОПД.08|Деловое общение | 50 | 16 | 16 | 18 |Зачет |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|ОПД.09|Финансы, денежное | 40 | 8 | 8 | 24 |Сам. раб.|
| |обращение и кредит| | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|СД.00 |Специальные | 520 | 152 | 128 | 240 | |
| |дисциплины | | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|СД.01 |Философия и разви-| 80 | 32 | 16 | 32 |Зачет |
| |тие образования | | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|СД.02 |Основы управления | 70 | 16 | 16 | 38 |Интегр. |
| |образовательными | | | | |зачет |
| |учреждениями | | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|СД.03 |Методы управления | 70 | 24 | 16 | 30 |Интегр. |
| |образовательными | | | | |зачет |
| |учреждениями | | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|СД.04 |Проектирование | 50 | 16 | 8 | 26 |Зачет |
| |образовательных | | | | | |
| |систем. Образова- | | | | | |
| |тельные технологии| | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|СД.05 |Управление иннова-| 50 | 16 | 16 | 18 |Зачет |
| |циями в образова- | | | | | |
| |тельном учреждении| | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|СД.06 |Управление персо- | 50 | 16 | 16 | 18 |Зачет |
| |налом в образова- | | | | | |
| |тельном учреждении| | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|СД.07 |Организация финан-| 70 | 16 | 16 | 38 |Инд. ра- |
| |сово-хозяйственной| | | | |бота |
| |деятельности | | | | | |
| |образовательных | | | | | |
| |учреждений | | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|СД.08 |Организация дело- | 30 | 8 | 8 | 14 |Зачет |
| |производства в об-| | | | | |
| |разовательном уч- | | | | | |
| |реждении | | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|СД.09 |Информационные | 50 | 8 | 16 | 26 |Зачет |
| |технологии в обра-| | | | | |
| |зовательном учреж-| | | | | |
| |дении | | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|СДФ.00|Специальные дис- | 40 | 8 | 16 | 16 | |
| |циплины по выбору | | | | | |
| |слушателей (одна | | | | | |
| |изучается обяза- | | | | | |
| |тельно) | | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|СДФ.01|Методика социоло- | 40 | 8 | 16 | 16 |Зачет |
| |гических исследо- | | | | | |
| |ваний | | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|СДФ.02|Методика педагоги-| 40 | 8 | 16 | 16 |Зачет |
| |ческих исследова- | | | | | |
| |ний | | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|СДФ.03|Социодинамика | 40 | 8 | 16 | 16 |Зачет |
| |культуры | | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|СДФ.04|Теория организации| 40 | 8 | 16 | 16 |Зачет |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|ДС.00 |Дисциплины | 50 | 16 | 8 | 26 |Зачет |
| |специализации | | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
|ДР.00 |Государственная | 80 | 4 | 12 | 64 |Защита |
| |аттестация - | | | | |диплома |
| |выпускная | | | | | |
| |(дипломная) работа| | | | | |
| |слушателя | | | | | |
+------+------------------+-----+------+---------+-----+---------+
| |Итого |1200 | 320 | 284 | 596 | |
L------+------------------+-----+------+---------+-----+----------
4.3. Текущий, промежуточный и итоговый контроль обучения
Текущий контроль при обучении (аудиторном) осуществляется
преподавателем соответствующей дисциплины. Промежуточный контроль
после изучения каждого модуля проводится в форме зачетов,
собеседований, самостоятельных работ. Возможно проведение
интегрированных форм контроля по содержательно связанным модулям.
Итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы (диплома), которая предварительно
рецензируется специалистами по данной проблеме.
К выполнению итоговой квалификационной работы допускаются
слушатели, выполнившие все требования учебного плана, и в случае
успешной защиты по решению государственной аттестационной комиссии
получают государственный диплом о профессиональной переподготовке
по специализации "Менеджмент в образовании".
4.4. Требования к профессорско-преподавательским кадрам,
ведущим учебный процесс
К ведению обучения по профессиональной переподготовке
привлекаются доценты и профессора, имеющие опыт преподавательской
деятельности в вузах и образовательных учреждениях системы
повышения квалификации и занимающиеся научно-исследовательской
деятельностью по проблеме данного курса, имеющие авторские
разработки и научные школы. К чтению лекций и проведению
практических занятий могут привлекаться ведущие специалисты по
конкретным проблемам из вузов, академий и т.п.
4.5. Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса создается на
кафедрах образовательного учреждения и может быть представлено в
виде брошюр по отдельным темам, разделам курсов; тестами,
позволяющими оценить уровень подготовки слушателей; материалами с
разработками тренингов, практических и семинарских занятий, ОДИ и
т.п. Обязательной является разработка вопросов для проведения
зачетов по всем учебным дисциплинам, примерная тематика дипломных
работ и методические рекомендации по подготовке и защите дипломной
работы.
Дидактическое обеспечение образовательного процесса включает
обязательный раздаточный материал для слушателей по темам занятий.
4.6. Информационное и материально-техническое обеспечение
Информационное и материально-техническое обеспечение учебного
процесса включает наличие компьютерной базы с выходом в Интернет,
мультимедийные проекторы, кодоскопы, кино-, теле- и
аудиоаппаратуру. Учебное заведение должно иметь необходимую
информационную базу на бумажных (библиотека) и электронных
носителях, позволяющую вести индивидуальную работу со слушателями
в период сессий.
|