Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Регистрационный номер
163 тех/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 550300 - ПОЛИГРАФИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления 550300 - Полиграфия
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр техники и
технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 550300 - Полиграфия при очной
форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
технологические, производственные процессы, оборудование,
материалы, проектная, техническая и технологическая документация,
системы стандартизации, методы и средства испытаний и контроля
качества исходных материалов и готовой продукции.
1.3.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник может быть подготовлен к выполнению следующих видов
профессиональной деятельности:
производственно-технологическая;
организационно-управленческая;
научно-исследовательская.
В соответствии с видами профессиональной деятельности бакалавр
внедряет прогрессивные технологические процессы и виды
оборудования, оптимальные режимы производства, устанавливает
порядок выполнения работ. Участвует в разработке норм времени,
материальных затрат. Анализирует причины брака и выпуска продукции
низкого качества, принимает участие в разработке мероприятий по их
предупреждению, по методам технического контроля и испытания
продукции. Участвует в проведении экспериментальных работ по
освоению новых технологических процессов и внедрению их в
производство, в разработке программ совершенствования технологии,
организации труда, внедрения новой техники, контролирует их
выполнение.
1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению подготовки 550300 - Полиграфия в
зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к
решению следующих профессиональных задач:
а) производственно-технологическая деятельность:
- осуществление контроля за соблюдением технологической
дисциплины;
- участие в разработке и внедрении новых технологических
процессов;
- эффективное осуществление входного контроля качества исходных
материалов, производственного контроля полуфабрикатов и параметров
технологических процессов, качества готовой продукции;
- эффективное использование материалов и оборудования;
- проведение стандартных и сертификационных испытаний исходных
материалов и готовой продукции;
- разработка методов технического контроля и испытания
продукции, анализ причин брака;
б) научно-исследовательская деятельность:
- анализ состояния и развития объектов деятельности;
- проведение теоретических и экспериментальных исследований
объектов деятельности;
- разработка новых материалов и технологий;
- участие в разработке технической и нормативной документации;
- участие в разработке мероприятий по внедрению новых
технических решений.
1.3.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач бакалавр:
- изучает специальную литературу и другую научно-техническую
информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники
в области техники и технологии полиграфического производства;
- участвует в проведении научных исследований или выполнении
технических разработок;
- осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-
технической информации по теме (заданию);
- составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу
(этапу, заданию);
- участвует во внедрении результатов исследований и разработок.
Бакалавр должен знать:
- основы технологии полиграфического производства;
- технические требования, предъявляемые к сырью, материалам,
готовой продукции в полиграфической промышленности;
- стандарты и технические условия;
- современные средства вычислительной техники, коммуникаций и
связи;
- основные требования организации труда при исследовании
технологических процессов в полиграфической промышленности;
- методы исследований, проектирования и проведения
экспериментальных работ;
- специальную научно-техническую и патентную литературу по
тематике исследований и разработок;
- современные методы и средства планирования и организации
исследований и разработок, проведения экспериментов и наблюдений,
обобщения и обработки информации, в том числе с применением
электронно-вычислительной техники;
- методы анализа технического уровня объектов техники и
технологии;
- руководящие материалы по разработке и оформлению технической
документации;
- основы трудового законодательства и организации труда;
- правила и нормы охраны труда.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Выпускник, освоивший основную образовательную программу высшего
профессионального образования в рамках направления подготовлен для
продолжения образования в:
- магистратуре по направлению 550300 - Полиграфия;
- освоению в сокращенные сроки основных образовательных
программ по специальностям направления 656900 - Технология
полиграфического и упаковочного производства.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 550300 - Полиграфия
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта бакалавра и включает в себя учебный
план, программы учебных дисциплин, программы учебных,
производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и
курсы вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле
должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном
компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины
специализаций;
цикл ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 550300 - Полиграфия
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции; лексический минимум в объеме 4000 ¦ ¦
¦ ¦учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая); понятие о ¦ ¦
¦ ¦свободных и устойчивых словосочетаниях, ¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах; понятие об основных ¦ ¦
¦ ¦способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы; основные особенности научного стиля; ¦ ¦
¦ ¦культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение; диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения; основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦ ¦аудирование; понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение; виды ¦ ¦
¦ ¦текстов: несложные прагматические тексты и тексты¦ ¦
¦ ¦по широкому и узкому профилю специальности; ¦ ¦
¦ ¦письмо; виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство Российской Федерации о¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте; физическая культура¦ ¦
¦ ¦личности; основы здорового образа жизни студента;¦ ¦
¦ ¦особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности; общая¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в системе ¦ ¦
¦ ¦физического воспитания; спорт; индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦выбор видов спорта или систем физических ¦ ¦
¦ ¦упражнений; профессионально-прикладная ¦ ¦
¦ ¦физическая подготовка студентов; основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания; ¦ ¦
¦ ¦методы и источники изучения истории; понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника; ¦ ¦
¦ ¦отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное; методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки; история России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов; проблема этногенеза восточных славян; ¦ ¦
¦ ¦основные этапы становления государственности; ¦ ¦
¦ ¦древняя Русь и кочевники; византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи; особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси; этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности; принятие христианства; ¦ ¦
¦ ¦распространение ислама; эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в ХI - ХII ¦ ¦
¦ ¦вв.; социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв.; Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния; Россия и средневековые государства¦ ¦
¦ ¦Европы и Азии; специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства; возвышение Москвы; ¦ ¦
¦ ¦формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества; реформы Петра I; век Екатерины; ¦ ¦
¦ ¦предпосылки и особенности складывания российского¦ ¦
¦ ¦абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России; эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю; структура феодального землевладения; ¦ ¦
¦ ¦крепостное право в России; мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство; становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное; общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в.; реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России; русская культура XIX века и¦ ¦
¦ ¦ее вклад в мировую культуру; роль XX столетия в ¦ ¦
¦ ¦мировой истории; глобализация общественных ¦ ¦
¦ ¦процессов; проблема экономического роста и ¦ ¦
¦ ¦модернизации; революции и реформы; социальная ¦ ¦
¦ ¦трансформация общества; столкновение тенденций ¦ ¦
¦ ¦интернационализма и национализма, интеграции и ¦ ¦
¦ ¦сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в¦ ¦
¦ ¦начале XX в.; объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России; российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века; политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика; Россия в ¦ ¦
¦ ¦условиях мировой войны и общенационального ¦ ¦
¦ ¦кризиса; революция 1917 г.; гражданская война и ¦ ¦
¦ ¦интервенция; их результаты и последствия; ¦ ¦
¦ ¦российская эмиграция; социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие страны в 20-е гг.; НЭП; формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима; образование ¦ ¦
¦ ¦СССР; культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя¦ ¦
¦ ¦политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной стране и¦ ¦
¦ ¦его последствия; социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг.; усиление режима личной¦ ¦
¦ ¦власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР ¦ ¦
¦ ¦накануне и в начальный период второй мировой ¦ ¦
¦ ¦войны; Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие; общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь; культура; внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки¦ ¦
¦ ¦осуществления политических и экономических ¦ ¦
¦ ¦реформ; НТР и ее влияние на ход общественного ¦ ¦
¦ ¦развития; СССР в середине 60 - 80-х гг.: ¦ ¦
¦ ¦нарастание кризисных явлений; Советский Союз в ¦ ¦
¦ ¦1985 - 1991 гг.; перестройка; попытка ¦ ¦
¦ ¦государственного переворота 1991 г. и ее провал; ¦ ¦
¦ ¦распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские ¦ ¦
¦ ¦события 1993 г.; становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.); Россия на ¦ ¦
¦ ¦пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации; культура в современной России; ¦ ¦
¦ ¦внешнеполитическая деятельность в условиях новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания; культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры; социология культуры; ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология; культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры; теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология; методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований; основные понятия культурологии: ¦ ¦
¦ ¦культура, цивилизация, морфология культуры, ¦ ¦
¦ ¦функции культуры, субъект культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурогенез, динамика культуры, язык и символы ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурные коды, межкультурные ¦ ¦
¦ ¦коммуникации, культурные ценности и нормы, ¦ ¦
¦ ¦культурные традиции, культурная картина мира, ¦ ¦
¦ ¦социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация; ¦ ¦
¦ ¦типология культур; этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры; восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур; специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры; локальные культуры; место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре; тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа; культура и общество; культура¦ ¦
¦ ¦и глобальные проблемы современности; культура и ¦ ¦
¦ ¦личность; инкультурация и социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки; ¦ ¦
¦ ¦функции политологии; политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения; роль и место политики в жизни¦ ¦
¦ ¦современных обществ; социальные функции политики;¦ ¦
¦ ¦история политических учений; российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания; историческая динамика; современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы; гражданское общество; его¦ ¦
¦ ¦происхождение и особенности; особенности ¦ ¦
¦ ¦становления гражданского общества в России; ¦ ¦
¦ ¦институциональные аспекты политики; политическая ¦ ¦
¦ ¦власть; политическая система; политические ¦ ¦
¦ ¦режимы; политические партии; электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы; политические отношения и процессы; ¦ ¦
¦ ¦политические конфликты и способы их разрешения; ¦ ¦
¦ ¦политические технологии; политический менеджмент;¦ ¦
¦ ¦политическая модернизация; политические ¦ ¦
¦ ¦организации и движения; политические элиты; ¦ ¦
¦ ¦политическое лидерство; социокультурные аспекты ¦ ¦
¦ ¦политики; мировая политика и международные ¦ ¦
¦ ¦отношения; особенности мирового политического ¦ ¦
¦ ¦процесса; национально-государственные интересы ¦ ¦
¦ ¦России в новой геополитической ситуации; ¦ ¦
¦ ¦методология познания политической реальности; ¦ ¦
¦ ¦парадигмы политического знания; экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право; их роль в жизни общества; ¦ ¦
¦ ¦норма права и нормативно-правовые акты; основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности; международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права; источники ¦ ¦
¦ ¦российского права; закон и подзаконные акты; ¦ ¦
¦ ¦система российского права; отрасли права; ¦ ¦
¦ ¦правонарушение и юридическая ответственность; ¦ ¦
¦ ¦значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе; правовое государство; Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства; особенности федеративного устройства¦ ¦
¦ ¦России; система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации; понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения; физические и юридические лица; ¦ ¦
¦ ¦право собственности; обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение; ¦ ¦
¦ ¦наследственное право; брачно-семейные отношения; ¦ ¦
¦ ¦взаимные права и обязанности супругов, родителей ¦ ¦
¦ ¦и детей; ответственность по семейному праву; ¦ ¦
¦ ¦трудовой договор (контракт); трудовая дисциплина ¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение; ¦ ¦
¦ ¦административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность; понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления; уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений; экологическое право; ¦ ¦
¦ ¦особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны; законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психологии; ¦ ¦
¦ ¦место психологии в системе наук; история развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления ¦ ¦
¦ ¦психологии; индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм; психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность; основные функции психики; развитие ¦ ¦
¦ ¦психики в процессе онтогенеза и филогенеза; мозг ¦ ¦
¦ ¦и психика; структура психики; соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного; основные психические¦ ¦
¦ ¦процессы; структура сознания; познавательные ¦ ¦
¦ ¦процессы; ощущение, восприятие, представление, ¦ ¦
¦ ¦воображение, мышление и интеллект; творчество; ¦ ¦
¦ ¦внимание; мнемические процессы; эмоции и чувства;¦ ¦
¦ ¦психическая регуляция поведения и деятельности; ¦ ¦
¦ ¦общение и речь; психология личности; ¦ ¦
¦ ¦межличностные отношения; психология малых групп; ¦ ¦
¦ ¦межгрупповые отношения и взаимодействия; ¦ ¦
¦ ¦педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики; основные категории педагогики:¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение; педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача;¦ ¦
¦ ¦образование как общечеловеческая ценность; ¦ ¦
¦ ¦образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс; образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России; цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования; единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования; педагогический процесс; ¦ ¦
¦ ¦образовательная, воспитательная и развивающая ¦ ¦
¦ ¦функции обучения; воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе; общие формы организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности; урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация; методы, приемы, средства ¦ ¦
¦ ¦организации и управления педагогическим ¦ ¦
¦ ¦процессом. ¦ ¦
¦ ¦Семья как объект педагогического взаимодействия и¦ ¦
¦ ¦социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности; управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного языка; ¦ ¦
¦ ¦языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка; речевое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие; основные единицы общения; устная ¦ ¦
¦ ¦и письменная разновидности литературного языка; ¦ ¦
¦ ¦нормативные, коммуникативные, этические аспекты ¦ ¦
¦ ¦устной и письменной речи; функциональные стили ¦ ¦
¦ ¦современного русского языка; взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦функциональных стилей; научный стиль; специфика ¦ ¦
¦ ¦использования элементов различных языковых ¦ ¦
¦ ¦уровней в научной речи; речевые нормы учебной и ¦ ¦
¦ ¦научной сфер деятельности; официально-деловой ¦ ¦
¦ ¦стиль; сферы его функционирования; жанровые ¦ ¦
¦ ¦разнообразия; языковые формулы официальных ¦ ¦
¦ ¦документов; приемы унификации языка в служебных ¦ ¦
¦ ¦документах; интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи; язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов; язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции; язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов; реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи; правила оформления документов; ¦ ¦
¦ ¦речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых средств ¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле; особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи; оратор и его аудитория; основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов; подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, развертывание¦ ¦
¦ ¦и завершение речи; основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов; ¦ ¦
¦ ¦словесное оформление публичного выступления; ¦ ¦
¦ ¦понятливость, информативность, выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи; разговорная речь в системе ¦ ¦
¦ ¦функциональных разновидностей русского ¦ ¦
¦ ¦литературного языка; условия функционирования ¦ ¦
¦ ¦разговорной речи, роль внеязыковых факторов; ¦ ¦
¦ ¦культура речи; основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки; социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта; классические социологические теории; ¦ ¦
¦ ¦современные социологические теории; русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль; общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты; мировая система и процессы ¦ ¦
¦ ¦глобализации; социальные группы и общности; виды ¦ ¦
¦ ¦общностей; общность и личность; малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы; социальные организации; социальные ¦ ¦
¦ ¦движения; социальное неравенство, стратификация и¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность; понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса; социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения; общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества; культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений; взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры; личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип; социальный контроль и девиация; ¦ ¦
¦ ¦личность как деятельный субъект; социальные ¦ ¦
¦ ¦изменения; социальные революции и реформы; ¦ ¦
¦ ¦концепция социального прогресса; формирование ¦ ¦
¦ ¦мировой системы; место России в мировом ¦ ¦
¦ ¦сообществе; методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии; место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре; становление философии; основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития; структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания; учение о бытии; монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия; самоорганизация¦ ¦
¦ ¦бытия; понятия материального и идеального; ¦ ¦
¦ ¦пространство; время, движение и развитие, ¦ ¦
¦ ¦диалектика; детерминизм и индетерминизм; ¦ ¦
¦ ¦динамические и статические закономерности; ¦ ¦
¦ ¦научные, философские и религиозные картины мира; ¦ ¦
¦ ¦человек, общество, культура; человек и природа; ¦ ¦
¦ ¦общество и его структура; гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство; человек в системе социальных связей;¦ ¦
¦ ¦человек и исторический процесс: личность и массы,¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость; формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития;¦ ¦
¦ ¦смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; ¦ ¦
¦ ¦свобода и ответственность; мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право; нравственные ценности; ¦ ¦
¦ ¦представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах; эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни; религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести; сознание и познание, сознание, ¦ ¦
¦ ¦самосознание и личность; познание, творчество, ¦ ¦
¦ ¦практика; вера и знание; понимание и объяснение; ¦ ¦
¦ ¦рациональное и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности; проблема истины; действительность, ¦ ¦
¦ ¦мышление, логика и язык; научное и вненаучное ¦ ¦
¦ ¦знание; критерии научности; структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы; рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания; научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности; наука и техника; будущее ¦ ¦
¦ ¦человечества; глобальные проблемы современности; ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию; блага, ¦ ¦
¦ ¦потребности, ресурсы, экономический выбор; ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения; экономические системы; ¦ ¦
¦ ¦основные этапы развития экономической теории; ¦ ¦
¦ ¦методы экономической теории; микроэкономика; ¦ ¦
¦ ¦рынок; спрос и предложение; потребительские ¦ ¦
¦ ¦предпочтения и предельная полезность; факторы ¦ ¦
¦ ¦спроса; индивидуальный и рыночный спрос; эффект ¦ ¦
¦ ¦дохода и эффект замещения; эластичность; ¦ ¦
¦ ¦предложение и его факторы; закон убывающей ¦ ¦
¦ ¦предельной производительности; эффект масштаба; ¦ ¦
¦ ¦виды издержек; фирма; выручка и прибыль; принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли; предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли; эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков; рыночная власть; монополия; ¦ ¦
¦ ¦монополистическая конкуренция; олигополия; ¦ ¦
¦ ¦антимонопольное регулирование; спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства; рынок труда; спрос и предложение ¦ ¦
¦ ¦труда; заработная плата и занятость; рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала; процентная ставка и инвестиции; рынок ¦ ¦
¦ ¦земли; рента; общее равновесие и благосостояние; ¦ ¦
¦ ¦распределение доходов; неравенство; внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага; роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика; национальная экономика как целое;¦ ¦
¦ ¦круговорот доходов и продуктов; ВВП и способы его¦ ¦
¦ ¦измерения; национальный доход; располагаемый ¦ ¦
¦ ¦личный доход; индексы цен; безработица и ее ¦ ¦
¦ ¦формы; инфляция и ее виды; экономические циклы; ¦ ¦
¦ ¦макроэкономическое равновесие; совокупный спрос и¦ ¦
¦ ¦совокупное предложение; стабилизационная ¦ ¦
¦ ¦политика; равновесие на товарном рынке; ¦ ¦
¦ ¦потребление и сбережения; инвестиции; ¦ ¦
¦ ¦государственные расходы и налоги; эффект ¦ ¦
¦ ¦мультипликатора; бюджетно-налоговая политика; ¦ ¦
¦ ¦деньги и их функции; равновесие на денежном ¦ ¦
¦ ¦рынке; денежный мультипликатор; банковская ¦ ¦
¦ ¦система; денежно-кредитная политика; ¦ ¦
¦ ¦экономический рост и развитие; международные ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения; внешняя торговля и ¦ ¦
¦ ¦торговая политика; платежный баланс; валютный ¦ ¦
¦ ¦курс; особенности переходной экономики России; ¦ ¦
¦ ¦приватизация; формы собственности; ¦ ¦
¦ ¦предпринимательство; теневая экономика; рынок ¦ ¦
¦ ¦труда; распределение и доходы; преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере; структурные сдвиги в экономике;¦ ¦
¦ ¦формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.00 ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2200 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1800 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦600 ¦
¦ ¦Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления; векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля; гармонический анализ; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; численные методы; ¦ ¦
¦ ¦функции комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа; вероятность и ¦ ¦
¦ ¦статистика: теория вероятностей, случайные ¦ ¦
¦ ¦процессы, статистическое оценивание и проверка ¦ ¦
¦ ¦гипотез, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦Понятие информации; общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и накопления¦ ¦
¦ ¦информации; технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦реализации информационных процессов; модели ¦ ¦
¦ ¦решения функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технология ¦ ¦
¦ ¦программирования; локальные и глобальные сети ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ; основы защиты информации и сведений, ¦ ¦
¦ ¦составляющих государственную тайну; методы защиты¦ ¦
¦ ¦информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦500 ¦
¦ ¦Физические основы механики; основные понятия ¦ ¦
¦ ¦кинематики, модели физических тел (математическая¦ ¦
¦ ¦точка, твердое тело), уравнения движения, законы ¦ ¦
¦ ¦сохранения; кинематика и динамика твердого тела, ¦ ¦
¦ ¦механика жидкостей и газов; основы релятивистской¦ ¦
¦ ¦механики; колебания и волны, резонанс, сложение ¦ ¦
¦ ¦колебаний; кинематика волновых процессов; ¦ ¦
¦ ¦молекулярная физика и термодинамика; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм; оптика; атомная и ¦ ¦
¦ ¦ядерная физика; физический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦400 ¦
¦ ¦Химические системы: растворы, дисперсные системы,¦ ¦
¦ ¦электрохимические системы, катализаторы и ¦ ¦
¦ ¦каталитические системы, основные классы ¦ ¦
¦ ¦органических соединений; полимеры и олигомеры; ¦ ¦
¦ ¦химическая термодинамика и кинетика: энергетика ¦ ¦
¦ ¦химических процессов, химическое и фазовое ¦ ¦
¦ ¦равновесие, скорость реакции и методы ее ¦ ¦
¦ ¦регулирования, колебательные реакции; реакционная¦ ¦
¦ ¦способность веществ: химия и периодическая ¦ ¦
¦ ¦система элементов, кислотно-основные и ¦ ¦
¦ ¦окислительно-восстановительные свойства веществ, ¦ ¦
¦ ¦химическая связь, комплементарность; химическая ¦ ¦
¦ ¦идентификация: качественный и количественный ¦ ¦
¦ ¦анализ, аналитический сигнал, химический, физико-¦ ¦
¦ ¦химический и физический анализ; химический ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦100 ¦
¦ ¦Биосфера и человек: структура биосферы; ¦ ¦
¦ ¦экосистемы; взаимоотношения организма и среды; ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные проблемы¦ ¦
¦ ¦окружающей среды; экологические принципы ¦ ¦
¦ ¦рационального использования природных ресурсов и ¦ ¦
¦ ¦охраны природы; основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования; экозащитная техника и ¦ ¦
¦ ¦технологии; основы экологического права, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; международное ¦ ¦
¦ ¦сотрудничество в области окружающей среды ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦200 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦200 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1640 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦800 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Начертательная геометрия, инженерная графика ¦170 ¦
¦ ¦Задание точки, прямой, плоскости и ¦ ¦
¦ ¦многогранников; способы преобразования чертежа; ¦ ¦
¦ ¦кривые линии; поверхности; построение разверток; ¦ ¦
¦ ¦аксонометрические проекции; оформление чертежей; ¦ ¦
¦ ¦элементы геометрии деталей; изображения, надписи,¦ ¦
¦ ¦обозначения; изображения и обозначения элементов ¦ ¦
¦ ¦деталей; эскизы деталей машин; рабочие чертежи ¦ ¦
¦ ¦деталей; сборочный чертеж изделия ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Механика ¦170 ¦
¦ ¦Теоретическая механика: статика тела, трение, ¦ ¦
¦ ¦центр тяжести; кинематика точки и твердого тела, ¦ ¦
¦ ¦динамика точки и твердого тела, понятия об общих ¦ ¦
¦ ¦приемах и принципах решения задач динамики. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление материалов: механические ¦ ¦
¦ ¦характеристики материалов, напряжения; расчеты на¦ ¦
¦ ¦прочность при основных видах нагружения. ¦ ¦
¦ ¦Гидравлика: основные свойства жидкостей, ¦ ¦
¦ ¦вязкость, текучесть, сжимаемость, давление, ¦ ¦
¦ ¦уравнение Бернулли, напор, уравнение Навье - ¦ ¦
¦ ¦Стокса, потери напора в гидравлических системах, ¦ ¦
¦ ¦вязко-упругие среды ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Материаловедение ¦100 ¦
¦ ¦Металлы и сплавы, неметаллические материалы - ¦ ¦
¦ ¦синтетические и природные полимерные материалы, ¦ ¦
¦ ¦комбинированные и композиционные материалы, клеи,¦ ¦
¦ ¦герметики и краски; свойства и области применения¦ ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Электротехника и электроника ¦160 ¦
¦ ¦Электрические и магнитные цепи; электромагнитные ¦ ¦
¦ ¦устройства и электромеханические системы; ¦ ¦
¦ ¦элементная база современных электронных ¦ ¦
¦ ¦устройств; микропроцессоры ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Метрология, стандартизация и сертификация ¦100 ¦
¦ ¦Основы метрологии, объекты, методы и средства ¦ ¦
¦ ¦измерения, погрешности измерений и их источники, ¦ ¦
¦ ¦обработка данных; стандартизация на ¦ ¦
¦ ¦международном, национальном и отраслевом уровнях;¦ ¦
¦ ¦основные цели и объекты сертификации, качество ¦ ¦
¦ ¦продукции и защита потребителя, правила и порядок¦ ¦
¦ ¦проведения сертификации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
¦ ¦Человек и среда обитания; основы физиологии труда¦ ¦
¦ ¦и комфортные условия жизнедеятельности; ¦ ¦
¦ ¦безопасность и экологичность технических систем; ¦ ¦
¦ ¦безопасность в чрезвычайных ситуациях; управление¦ ¦
¦ ¦безопасностью жизнедеятельности; анатомо- ¦ ¦
¦ ¦физические воздействия на человека вредных ¦ ¦
¦ ¦факторов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД Ф.07¦Автоматизированные системы управления ¦100 ¦
¦ ¦технологическими процессами ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия и определения кибернетики и ¦ ¦
¦ ¦теории автоматического управления; системы ¦ ¦
¦ ¦управления технологическими процессами; ¦ ¦
¦ ¦микропроцессорная техника в системе управления; ¦ ¦
¦ ¦методы и функции управления технологическими ¦ ¦
¦ ¦процессами; особенности управления непрерывными, ¦ ¦
¦ ¦периодическими и стохастическими процессами; ¦ ¦
¦ ¦стандартизация в разработке систем управления; ¦ ¦
¦ ¦автоматизированные системы управления ¦ ¦
¦ ¦технологическими процессами; проектирование ¦ ¦
¦ ¦систем автоматизации; системы управления типовыми¦ ¦
¦ ¦объектами производства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Методы и средства научных исследований ¦100 ¦
¦ ¦Методы и средства исследований материалов, ¦ ¦
¦ ¦объектов, процессов. Обработка данных для ¦ ¦
¦ ¦детерминированных, вероятностных и стохастических¦ ¦
¦ ¦процессов. Аналитические, графические и численные¦ ¦
¦ ¦математические методы. Оформление результатов ¦ ¦
¦ ¦исследований. Выявление новизны и составление ¦ ¦
¦ ¦патентных заявок ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Менеджмент и маркетинг ¦120 ¦
¦ ¦Принципы и методы менеджмента; функции ¦ ¦
¦ ¦управления: стратегическое планирование, ¦ ¦
¦ ¦построение организации, мотивация и контроль; ¦ ¦
¦ ¦социально-психологические основы менеджмента: ¦ ¦
¦ ¦типы власти и влияния, стили руководства, ¦ ¦
¦ ¦управление конфликтами; технология разработки и ¦ ¦
¦ ¦принятия управленческих решений; роль маркетинга ¦ ¦
¦ ¦в управлении фирмой; принципы и задачи ¦ ¦
¦ ¦маркетинговой деятельности; информационная база ¦ ¦
¦ ¦маркетинга; комплексное исследование рынка; ¦ ¦
¦ ¦сегментация рынка; конкурентоспособность ¦ ¦
¦ ¦продукции; методы ценообразования; формирование ¦ ¦
¦ ¦товарной политики и рыночной стратегии; ¦ ¦
¦ ¦формирование спроса и стимулирование сбыта; ¦ ¦
¦ ¦организация деятельности маркетинговой службы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Основы производственных процессов ¦200 ¦
¦ ¦Основные понятия в области технологических и ¦ ¦
¦ ¦производственных процессов; классификация ¦ ¦
¦ ¦технологических процессов; основные сведения о ¦ ¦
¦ ¦методах и способах их реализации; технологическая¦ ¦
¦ ¦подготовка производства, эффективность ¦ ¦
¦ ¦производственных процессов; основы расчета, ¦ ¦
¦ ¦многовариантность и моделирование; основы ¦ ¦
¦ ¦полиграфического производства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦160 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦160 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦1254 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативные дисциплины ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦7344 ¦
L--------+-------------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 550300 - Полиграфия
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208
недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу
студентов, практикумы, в том числе
лабораторные - 136 недель,
- экзаменационные сессии - не менее 11 недель,
- практики - не менее 8 недель,
в том числе:
учебная - 2 недели,
производственная - 4 недели,
преддипломная - 2 недели,
- итоговая аттестация, включая
подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 6 недель,
- каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 31 недели.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра
по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в
случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом до
одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.3
настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27
часов в неделю.
При этом в указанный объем не входят обязательные практические
занятия по физической культуре и занятия по факультативным
дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год, если указанная форма освоения основной образовательной
программы (специальности) не запрещена соответствующим
постановлением Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основных
образовательных программ подготовки бакалавра
по направлению 550300 - Полиграфия
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки бакалавра.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу и учебный план вуза
для подготовки инженера на основе настоящего государственного
образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам федерального компонента и практикам,
включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна
выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала, для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин,
входящих в цикл, - в пределах 10%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать из десяти базовых дисциплин,
приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте,
в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык"
(в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не
менее 408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные
базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При
этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при
сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины
являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки
(для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки
(специальностей)), выделенные на их изучение часы могут
перераспределяться в рамках цикла;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-
экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в
соответствии с профилем цикла дисциплин специализации, реализуемых
вузом;
- устанавливать по согласованию с УМО наименование
специализаций, наименование дисциплин специализаций, их объем и
содержание, а также форму контроля их освоения студентами;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки
инженера в сокращенные сроки для студентов, имеющих среднее
профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на
основе аттестации имеющихся знаний, умений и навыков студентов,
полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При
этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех
лет при очной форме обучения. Обучение по ускоренным программам
допускается для лиц, уровень образования или способности которых
являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими,
как правило, базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и
(или) научно-методической деятельностью.
Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь
ученую степень и (или) опыт деятельности в соответствующей
профессиональной сфере.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом
каждого студента к библиотечным фондам и базам данных по полному
перечню дисциплин основной образовательной программы, из расчета
обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями не
менее 0,5 экземпляра на одного студента.
Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины:
математика, физика, химия, информатика, материаловедение,
технология конструкционных материалов, механика, безопасность
жизнедеятельности, методы и средства научных исследований,
физические основы измерений, электротехника и электроника,
автоматизированные системы управления технологическими процессами,
а также специальные дисциплины.
Практические занятия предусмотрены при изучении дисциплин:
механика, инженерная графика, экономика промышленности, менеджмент
и маркетинг, специальные дисциплины.
Библиотечный фонд должен содержать научную литературу отрасли,
а также достаточное количество экземпляров журналов "Полиграфия",
"Полиграфист и издатель", "КомпьюАрт", "Курсив", "Компьюпринт",
"Print and Publishing", "Publish", а также реферативных журналов
по полиграфии.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки бакалавра, должно располагать материально-
технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной
подготовки и научно-исследовательской работы студентов,
предусмотренных учебным планом, и соответствующей действующим
санитарным и противопожарным нормам и правилам.
Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены
современными стендами и оборудованием, позволяющим изучать
технологические процессы и проводить научные исследования, в
соответствии с реализуемым вузами направлением.
6.5. Требования к организации практик.
6.5.1. Учебная практика.
Цель учебной практики - закрепить и углубить навыки
практической работы на компьютере, полученные при изучении курса
"Информатика", подготовить студентов к профессиональному
использованию компьютерных технологий для решения типовых
профессиональных задач.
6.5.2. Производственная практика.
Цель производственной практики: закрепление теоретических и
практических знаний, полученных студентами при изучении
общепрофессиональных и специальных дисциплин; изучение
ассортимента вырабатываемой продукции и технологии ее
производства; роли испытательной лаборатории на производстве;
качественных показателей продукции и технического контроля на
предприятии; методик разработки технических условий и другой
документации; работы метрологической службы стандартизации; работы
предприятия по сертификации выпускаемой продукции; вопросов
обеспечения безопасности жизнедеятельности на предприятии.
Место проведение практики: промышленные предприятия, оснащенные
современным технологическим оборудованием и испытательными
приборами, лаборатории специальных кафедр вуза.
6.5.3. Преддипломная практика.
Цель преддипломной практики: подготовить студента к решению
задач научно-исследовательского характера на производстве и к
выполнению выпускной квалификационной работы.
Место проведения практики: промышленные предприятия,
лаборатории вуза, научно-исследовательские организации и
учреждения, где возможно изучение материалов, связанных с темой
выпускной квалификационной работы.
6.5.4. Аттестация по итогам практики.
Аттестация по итогам практики проводится на основании
оформленного в соответствии с установленными требованиями
письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия.
По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно).
6.5.5. Требования к организации практик.
Учебные и производственные практики должны быть организованы на
предприятиях отрасли или на предприятиях и подразделениях,
работающих на базе высшего учебного заведения и выполняющих
производственную или исследовательскую работу, и должны быть
обеспечены методическими материалами и квалифицированным
руководством.
Конкретная форма проведения практик определяется высшим учебным
заведением.
7. Требования к уровню подготовки выпускника по направлению
подготовки бакалавра по направлению 550300 - Полиграфия
7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра.
Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его
квалификации, указанной в п. 1.3 настоящего государственного
образовательного стандарта.
Бакалавр по направлению 550300 - Полиграфия
должен уметь:
- анализировать исходные свойства и технические требования к
конечному качеству издательской информации, предназначенной для
полиграфического воспроизведения, и принимать технологические
решения, основанные на результатах этого анализа;
- проектировать конструкцию издательской продукции в
соответствии с предъявляемыми к ней техническими требованиями;
- оценивать свойства полиграфических материалов и материалов,
используемых в полиграфическом процессе, и учитывать влияние этих
свойств на условия и результаты проведения технологического
процесса;
- выбирать способы осуществления и соответствующее оборудование
для основных технологических процессов изготовления
полиграфической продукции;
- производить выбор режимов процессов и технологическую
настройку оборудования при изготовлении полиграфической продукции;
- планировать загрузку оборудования, материально-
технологические и трудовые затраты и организовывать снабжение
технологического процесса;
- применять методы управления технологическими процессами при
производстве полиграфической продукции, обеспечивающие выпуск
продукции, отвечающей требованиям стандарта и рынка;
- производить оценку качества полуфабрикатов и готовой
полиграфической продукции;
- осуществлять использование существующей нормативно-
технической документации по технологическим процессам
полиграфического производства.
Бакалавр должен знать:
- основные свойства исходного сырья, а также влияние свойств
сырья на ресурсосбережение и надежность технологических процессов;
- способы осуществления основных технологических процессов
получения полиграфической продукции;
- основные проблемы научно-технического развития
полиграфической промышленности;
- методики по оценке причин возникновения дефектов и брака
выпускаемой продукции;
- статистические методы обработки экспериментальных данных для
анализа технологических процессов;
- методы исследования и контроля структуры и свойств
полиграфических материалов;
владеть:
- методами расчета основных параметров полиграфических
технологических процессов и свойств материалов;
- методами проведения стандартных испытаний по определению
показателей физико-механических свойств испытуемого сырья,
полуфабрикатов и готовых изделий;
- методами осуществления технического контроля;
- основными методами работы на ПЭВМ с прикладными программными
средствами;
- методами и средствами экспериментального исследования
технологических процессов и получаемых полиграфических изделий;
- методологией оценки качества и сертификации полиграфических
материалов и изделий;
- приемами работы на основных приборах для испытания
полиграфических материалов и изделий;
- принципами выбора наиболее рациональных способов защиты и
порядка действий коллектива предприятия (цеха, отдела,
лаборатории) в чрезвычайных ситуациях.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
бакалавра.
7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.
Итоговая государственная аттестация бакалавра включает защиту
выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания бакалавра предназначены для
определения практической и теоретической подготовленности к
выполнению профессиональных задач, установленных настоящим
государственным образовательным стандартом, и продолжению
образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого
стандарта.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к квалификационной работе бакалавра.
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой
законченную разработку, которая имеет целью систематизацию,
закрепление и расширение знаний по специальности, и применение
этих знаний для решения конкретных научных, технических,
экономических и производственных задач полиграфического или
упаковочного производства. Она должна подтвердить способность
выпускника проводить работу на уровне, заданном квалификационными
требованиями настоящего образовательного стандарта. В выпускной
квалификационной работе может проводиться или проектирование
технологии полиграфического или упаковочного производства с
решением задач выбора технологии процесса, оборудования,
материалов, расчета трудовых и материальных затрат, загрузки
оборудования, организации производства и рабочих мест, обеспечения
безопасности и экологичности производства, его экономической
эффективности, или могут выполняться исследования, направленные на
разработку новых прогрессивных технологий, оптимизацию
технологических процессов и материалов.
Требования к содержанию, объему и структуре квалификационной
работы определяются высшим учебным заведением на основании
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников
высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России,
государственного образовательного стандарта по направлению 550300
- Полиграфия и методических рекомендаций УМО по образованию в
области полиграфии, издательского дела и книговедения. Время,
отводимое на подготовку квалификационной работы, составляет для
бакалавра не менее 6 недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену бакалавра.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
направлению 550300 - Полиграфия определяются вузом на основании
методических рекомендаций и соответствующей примерной программы,
разработанных УМО по образованию в области полиграфии,
издательского дела и книговедения, Положения об итоговой
государственной аттестации выпускников высших учебных заведений,
утвержденного Минобразованием России, государственного
образовательного стандарта по направлению 550300 - Полиграфия.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
полиграфии, издательского дела и книговедения.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно-
методического объединения по образованию в области полиграфии,
издательского дела и книговедения от 16 декабря 1999 г., протокол
N 4.
|