Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
310гум/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 521800 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ИСТОРИЯ ИСКУССТВА)
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
1. Общая характеристика направления
521800 - Искусствоведение (история искусства)
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр
искусствоведения.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 521800 - Искусствоведение
(история искусства) при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Основными сферами профессиональной деятельности
бакалавра искусствоведения являются:
исследовательская (работа в музеях, НИИ, библиотеках, архивах);
образовательная (работа в средних и средних специальных учебных
заведениях, гимназиях и лицеях);
культурно-просветительская (работа в организациях и учреждениях
культуры);
экспертно-аналитическая (работа в художественных галереях,
общественных и государственных организациях);
организационно-управленческая (работа в органах
государственного управления, местного, регионального и
республиканского самоуправления).
1.3.2. Основные виды профессиональной деятельности бакалавра
искусствоведения связаны с работой в качестве научного работника,
преподавателя, сотрудника музеев, библиотек, архивов, консультанта
и эксперта.
1.4. Возможности продолжения образования:
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 521800 - Искусствоведение
(история искусства);
- освоению в сокращенные сроки основных образовательных
программ по специальности 020900 - Искусствоведение.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшего профессионального образования.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки бакалавра по направлению 521800 -
Искусствоведение (история искусства)
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и
курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 521800 - Искусствоведение (история искусства)
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, субъект ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурогенез, динамика культуры, ¦ ¦
¦ ¦язык и символы культуры, культурные коды, ¦ ¦
¦ ¦межкультурные коммуникации, культурные ценности ¦ ¦
¦ ¦и нормы, культурные традиции, культурная картина ¦ ¦
¦ ¦мира, социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления гражданского¦ ¦
¦ ¦общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. Политическая¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. Политическая¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦ Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦ Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦ Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в современном¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административные нарушения и административная ¦ ¦
¦ ¦ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные информативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы психологии.¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления ¦ ¦
¦ ¦в психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦ Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интеллект.¦ ¦
¦ ¦Творчество. Внимание. Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦ Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦ Психическая регуляция поведения и деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦ Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦ Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦ Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦ Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории педагогики:¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача.¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство образования ¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦ Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического взаимодействия¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦ Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного языка.¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования элементов¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. Языковые¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы унификации¦ ¦
¦ ¦языка служебных документов. Интернациональные ¦ ¦
¦ ¦свойства русской официально-деловой письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. Язык и стиль распорядительных документов. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык ¦ ¦
¦ ¦и стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор ¦ ¦
¦ ¦темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные приемы ¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный контроль¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Бытие. Понятие духа, материи и сознания, ¦ ¦
¦ ¦пространства и времени, движения. Научные, ¦ ¦
¦ ¦философские и научные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Диалектика, ее принципы и законы. Развитие, ¦ ¦
¦ ¦модели и законы. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество и культура. Человек и природа.¦ ¦
¦ ¦Производство и его роль в жизни человека. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Человек как творец ¦ ¦
¦ ¦и творение культуры. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы; свобода ¦ ¦
¦ ¦и необходимость. ¦ ¦
¦ ¦ Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, ¦ ¦
¦ ¦интерпретации и знания. Становление субъектно- ¦ ¦
¦ ¦объектного видения мира. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное; интуиция. Мистицизм в познании. ¦ ¦
¦ ¦Отражение. Истина и ее критерии. Практика. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Научные революции ¦ ¦
¦ ¦и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные, этические и эстетические ¦ ¦
¦ ¦ценности. Смысл существования человека. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор, ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. Закон ¦ ¦
¦ ¦убывающей предельной производительности. Эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка ¦ ¦
¦ ¦и прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы ¦ ¦
¦ ¦и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. ¦ ¦
¦ ¦Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике.¦ ¦
¦ ¦Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦до ¦
¦ ¦ ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦до ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.00 ¦Общие математические и естественнонаучные ¦300 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦216 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦ ¦
¦ ¦ Аксиоматический метод, основные структуры, ¦ ¦
¦ ¦составные структуры, вероятности, языки ¦ ¦
¦ ¦программирования, алгоритмы, компьютерный ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦ ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции развития; ¦ ¦
¦ ¦корпускулярная и континуальная концепции описания¦ ¦
¦ ¦природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; ¦ ¦
¦ ¦структурные уровни организации материи; микро-, ¦ ¦
¦ ¦макро- и мегамиры; пространство, время; принципы ¦ ¦
¦ ¦относительности; принципы симметрии; законы ¦ ¦
¦ ¦сохранения; взаимодействия; близкодействия; ¦ ¦
¦ ¦дальнодействия; состояние; принципы суперпозиции,¦ ¦
¦ ¦неопределенности, дополнительности; динамические ¦ ¦
¦ ¦и статические закономерности в природе; законы ¦ ¦
¦ ¦сохранения энергии в макроскопических процессах; ¦ ¦
¦ ¦принципы возрастания энтропии; химические ¦ ¦
¦ ¦системы, энергетика химических процессов, ¦ ¦
¦ ¦реакционная способность веществ; особенности ¦ ¦
¦ ¦биологического уровня организации материи; ¦ ¦
¦ ¦принципы эволюции, воспроизводства и развития ¦ ¦
¦ ¦живых систем; многообразие живых организмов - ¦ ¦
¦ ¦основа организации и устойчивости биосферы; ¦ ¦
¦ ¦генетика и эволюция; человек: физиология, ¦ ¦
¦ ¦здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; ¦ ¦
¦ ¦биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ¦ ¦
¦ ¦ноосфера; необратимость времени; самоорганизация ¦ ¦
¦ ¦в живой и неживой природе; принципы ¦ ¦
¦ ¦универсального эволюционизма; путь к единой ¦ ¦
¦ ¦культуре ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦до 42¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦до 42¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦3546 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦3020 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Всеобщая история ¦ ¦
¦ ¦ Понятие "первобытное общество"; дискуссии о его ¦ ¦
¦ ¦месте в человеческой истории. Проблемы ¦ ¦
¦ ¦антропогенеза и социогенеза. Переход к социально-¦ ¦
¦ ¦стратифицированному обществу. Основные эпохи ¦ ¦
¦ ¦мировых цивилизаций. Типы цивилизаций ¦ ¦
¦ ¦в древности. Место средневековья во всемирно- ¦ ¦
¦ ¦историческом процессе, его хронологические рамки ¦ ¦
¦ ¦и периодизация. Западно- и восточноевропейские ¦ ¦
¦ ¦варианты средневекового исторического развития. ¦ ¦
¦ ¦Византия. История нового времени; хронологические¦ ¦
¦ ¦рамки и периодизация. Переход европейской ¦ ¦
¦ ¦цивилизации от доиндустриального мира к новому ¦ ¦
¦ ¦этапу развития. Европейская цивилизация ¦ ¦
¦ ¦и традиционные общества Америки, Азии и Африки; ¦ ¦
¦ ¦складывание колониальной системы. Место XX века ¦ ¦
¦ ¦во всемирно-историческом процессе. Основные ¦ ¦
¦ ¦проблемы и процессы развития западной цивилизации¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦История России ¦ ¦
¦ ¦ Этногенез славян и этнокультурные процессы в ¦ ¦
¦ ¦восточном славянстве. Древнерусское государство, ¦ ¦
¦ ¦характер его взаимодействия с западными, ¦ ¦
¦ ¦восточными и степными цивилизациями; русские ¦ ¦
¦ ¦земли в период феодальной раздробленности, ¦ ¦
¦ ¦характер экономических, политических и культурных¦ ¦
¦ ¦процессов; объединение русских земель вокруг ¦ ¦
¦ ¦Москвы. Московское царство в XV - XVII веках, ¦ ¦
¦ ¦социально-экономическое, политическое и ¦ ¦
¦ ¦культурное развитие. Россия в новое время, ¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы общественно-исторического ¦ ¦
¦ ¦развития и способы их решения. Советское ¦ ¦
¦ ¦государство, противоречия общественного и ¦ ¦
¦ ¦духовного развития, характер взаимодействия ¦ ¦
¦ ¦власти и общества, тоталитаризм и причины ¦ ¦
¦ ¦кризиса. Современная Россия, становление ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Введение в историю искусства ¦ ¦
¦ ¦ Понятия и термины искусствоведения, основы ¦ ¦
¦ ¦художественного языка искусства. Общая ¦ ¦
¦ ¦периодизация и представление об основных эпохах ¦ ¦
¦ ¦развития мирового искусства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Описание и анализ памятников искусства ¦ ¦
¦ ¦ Специфика художественного языка отдельных видов ¦ ¦
¦ ¦искусства. Основные принципы искусствоведческого ¦ ¦
¦ ¦описания и анализа памятников. Замысел и его ¦ ¦
¦ ¦творческое воплощение. Общее и неповторимо- ¦ ¦
¦ ¦индивидуальное в каждом произведении ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Всеобщая история искусства <*> ¦ ¦
¦ ¦ Исторический процесс, культура, искусство. ¦ ¦
¦ ¦Периодизация истории искусства - крупные периоды,¦ ¦
¦ ¦эпохи и стили. Стиль в искусстве и его ¦ ¦
¦ ¦проявления. ¦ ¦
¦ ¦ Искусство Древнего Востока. Искусство ¦ ¦
¦ ¦античности. Раннехристианское искусство. ¦ ¦
¦ ¦Искусство Византии. Западноевропейское искусство ¦ ¦
¦ ¦средних веков. Искусство Индии, Дальнего Востока ¦ ¦
¦ ¦и Юго-Восточной Азии. Искусство стран ислама. ¦ ¦
¦ ¦Европейское искусство эпохи Возрождения. ¦ ¦
¦ ¦Западноевропейское искусство эпохи барокко ¦ ¦
¦ ¦и классицизма. Западноевропейское искусство ¦ ¦
¦ ¦19 века. Искусство Запада 20 века ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦История русского искусства <*> ¦ ¦
¦ ¦ Древнерусское искусство. Русское искусство 18 ¦ ¦
¦ ¦века. Русское искусство 19 - начала 20 века. ¦ ¦
¦ ¦Отечественное искусство 20 века ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦История декоративно-прикладного искусства ¦ ¦
¦ ¦ Особенности художественного языка декоративно- ¦ ¦
¦ ¦прикладного искусства. Основные виды декоративно-¦ ¦
¦ ¦прикладного искусства, их специфика. Народное ¦ ¦
¦ ¦искусство ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦История художественной критики ¦ ¦
¦ ¦ Художественная критика как часть ¦ ¦
¦ ¦искусствоведения, ее специфика. Значение истории ¦ ¦
¦ ¦художественной критики для понимания ¦ ¦
¦ ¦художественного процесса в прошлом. История ¦ ¦
¦ ¦русской критики 18 - 20 веков. Художественная ¦ ¦
¦ ¦критика на современном этапе и ее роль в ¦ ¦
¦ ¦организации художественной жизни ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Техники изобразительного искусства ¦ ¦
¦ ¦ Значение изучения техник изобразительного ¦ ¦
¦ ¦искусства для правильного понимания и оценки ¦ ¦
¦ ¦произведений. Скульптурные материалы и методы ¦ ¦
¦ ¦работы с ними. Особенности темперной и масляной ¦ ¦
¦ ¦живописи. Графические техники и их специфика. ¦ ¦
¦ ¦Техники и технологии создания гравюры. Трактаты ¦ ¦
¦ ¦по техникам изобразительного искусства. Рецепты ¦ ¦
¦ ¦старых мастеров ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Музееведение ¦ ¦
¦ ¦ Принципы хранения и экспонирования памятников ¦ ¦
¦ ¦искусства. Каталог. Организация выставочной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. История собирательства и ¦ ¦
¦ ¦коллекционирования. Крупнейшие музеи мира ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Классические языки ¦ ¦
¦ ¦ Место и роль классических языков в культурно- ¦ ¦
¦ ¦историческом развитии; лексические и ¦ ¦
¦ ¦грамматические основы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦300 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦226 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦250 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД. 01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦6796 ¦
L--------+-------------------------------------------------+------
--------------------------------
<*> Всеобщая история искусства и история русского искусства как
учебные дисциплины могут реализовываться как единые курсы, либо
как система согласованных курсов.
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 521800 -
Искусствоведение (история искусства)
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208
недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные - 124 недели,
а также экзаменационные сессии - 32 недели
практики - не менее 12 недель
- учебно-ознакомительная - не менее 4 недель
- учебно-ознакомительная - не менее 4 недель
- музейно-краеведческая - не менее 4 недель
итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 12 недель
каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 28 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра
по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в
случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до
одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2
настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 521800 - Искусствоведение (по видам)
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки бакалавра.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза подготовки
бакалавра на основе настоящего государственного образовательного
стандарта бакалавра.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка
(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или
зачтено, не зачтено).
6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала
для циклов дисциплин, в пределах 5%;
формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать в качестве обязательных из
числа базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном
образовательном стандарте, следующие 4 дисциплины: "Иностранный
язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в
объеме не менее 408 часов), "Отечественная история" <*>,
"Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по
усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в
междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума
содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной
или специальной подготовки, выделенные на их изучение часы могут
перераспределяться в рамках цикла.
--------------------------------
<*> Для бакалавров данного направления "Отечественная история"
читается в цикле общепрофессиональных дисциплин. Вместо нее в
качестве обязательной дисциплины в цикле ГСЭ согласно решению
Научно-методического совета по истории и искусствоведению УМО
университетов РФ от 15 ноября 1999 г. рекомендованы "Экономика"
или "Русский язык и культура речи".
Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной
(вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут
предусматриваться с учетом пожелания студентов;
осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и
социально-экономических, математических и естественнонаучных
дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин;
содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально
ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и
содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;
реализовывать основную образовательную программу подготовки
бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного
заведения, имеющих среднее профессиональное образование
соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и
навыков студентов, полученных на предыдущем этапе
профессионального образования. При этом продолжительность обучения
должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки
допускается также для лиц, уровень образования или способности
которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими,
как правило, базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной
и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных
дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт
деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки бакалавра, должно располагать необходимой
информационной базой и различными сетевыми источниками информации,
а также подбором научной литературы, соответствующей библиографии,
указанной в программах читаемых курсов.
Реализация основной образовательной программы подготовки
бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к
библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим
полному перечню дисциплин основной образовательной программы,
наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и
по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному
проектированию, практикам, а также наглядными пособиями,
мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки бакалавра, должно располагать соответствующей
действующим санитарно-техническим нормам материально-технической
базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной,
практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и
научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных
примерным учебным планом.
6.5. Требования к организации практик.
Высшее учебное заведение должно располагать необходимыми
денежными средствами, возможностью аренды транспорта,
квалифицированными педагогическими кадрами для руководства
практиками.
7. Требования к уровню подготовки бакалавра по направлению
521800 - Искусствоведение (история искусства)
7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра
по направлению 521800 - Искусствоведение (история искусства).
Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его
степени (квалификации).
Бакалавр отвечает следующим требованиям:
- хорошо подготовлен в области всеобщей и отечественной истории
искусства, умеет применять свои знания в практической
деятельности;
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и
социально-экономических наук, умеет использовать методы этих наук
в различных видах профессиональной и социальной деятельности,
способен научно анализировать социально-значимые проблемы и
процессы художественной жизни;
- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение
человека к человеку, обществу, окружающей среде;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях,
происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности
современных научных методов ее познания;
- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен
в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его
результаты;
- свободно владеет государственным языком Российской Федерации
- русским языком;
- способен читать и использовать научную литературу на
иностранном языке (языках);
- знает и умеет грамотно использовать в своей деятельности
профессиональную лексику;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет
методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в
сфере его профессиональной деятельности, знает и использует
достижения информатики в своей области;
- способен, учитывая современное состояние науки и изменяющуюся
социальную практику, к переоценке накопленного опыта, умеет
приобретать новые знания, используя современные образовательные
технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей профессии,
основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его
деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на
основе системного подхода;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с
реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их
решения методы изученных им наук;
- методически и психологически готов к изменению вида и
характера своей профессиональной деятельности, работе над
междисциплинарными проектами;
- умеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в
специальной литературе;
- обладает необходимыми знаниями в области библиографии -
способен применять и использовать сервисные программы, пакеты
прикладных программ и инструментальные средства ЭВМ для подготовки
методических материалов.
7.1.1. Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин.
Бакалавр должен:
- знать основные эпохи истории искусства, их хронологию,
искусство отдельных стран и регионов, факты, события, важнейшие
художественные памятники и мастеров;
- знать основные этапы исторического развития искусства России,
его место в художественной истории человечества, общее и особенное
в развитии искусства России, факты, даты, события;
- иметь представление о функциях искусствоведения как составной
части научной мысли и духовной культуры общества;
- иметь глубокие знания о формах и типах художественных
культур, основных культурно-исторических центрах мира,
закономерностях их функционирования и развития, основных
концепциях культурно-исторических эпох и типов мировой культуры;
знать историю мировой и отечественной культуры;
- владеть навыками историографического и библиографического
анализа;
- применять достижения смежных гуманитарных наук, естественных
наук для разработки искусствоведческой проблематики и решения
специальных научных проблем;
- применять специальные знания в решении общепрофессиональных
задач;
- владеть методикой самостоятельной обработки информации и
использованием ее в решении профессиональных задач;
- владеть принципами классификации художественных культур
народов мира;
- владеть знаниями основ и методов научной реставрации
художественных памятников;
- знать основы классических языков;
- уметь использовать методы и приемы практической работы,
приобретенные в ходе специального образования, в решении
прикладных задач.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
бакалавра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра включает
выпускную квалификационную работу и государственный экзамен,
позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению
профессиональных задач.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе
бакалавра.
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой
законченную разработку, в которой выпускник должен
продемонстрировать умение систематизировать материал, грамотно
формулировать задачи исследования и делать логические выводы по
его результатам.
7.2.3. Требования к государственному экзамену.
Государственный экзамен проводится по всеобщей истории
искусства, включая историю отечественного искусства. На экзамен
выносится основной материал, излагаемый в лекционных курсах по
истории искусства. В ходе экзамена также осуществляется проверка
знаний, полученных в результате самостоятельной работы с научной
литературой и участия в семинарах.
Составители:
Научно-методический совет по истории и искусствоведению УМО
университетов России.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно-
методического совета по специальности 020900 - Искусствоведение.
|