Утверждаю
Заместитель Министра
образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Регистрационный N 158 тех/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 560700 ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления
560700 Природообустройство
1.1. Направление утверждено Постановлением Министерства
образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр техники и
технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 560700 Природообустройство при
очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа
подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по
соответствующему направлению (4 года) и специализированной
подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
- природные объекты в виде географических компонентов геосистем
различного уровня: почвы, грунты, поверхностные и подземные воды,
воздушные массы тропосферы, растительный и животный мир;
- природно-техногенные системы, включающие сооружения и
мероприятия, повышающие полезность компонентов природы.
1.3.2. Виды профессиональной деятельности.
Магистр по направлению подготовки 560700 Природообустройство
подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной
и профессиональной подготовки, в том числе к научно-
исследовательской работе (при условии освоения соответствующей
образовательно-профессиональной программы - к научно-
педагогической деятельности).
1.3.3. Обобщенные задачи профессиональной деятельности.
Магистр по направлению подготовки "Природообустройство"
подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
- участие в составлении планов и методических программ
исследований и разработок;
- проведение научных исследований, экспериментов и наблюдений
по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в качестве
ответственного исполнителя или совместно с научным руководителем;
- обработка, анализ результатов экспериментов и наблюдений;
- участие в составлении практических рекомендаций по
использованию результатов исследований и разработок.
1.3.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач магистр:
- собирает, обрабатывает, анализирует и обобщает научно-
техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт
в области природообустройства;
- принимает участие в исследованиях, экспериментах и
наблюдениях процессов, возникающих при антропогенной деятельности;
участвует в работах по разработке новых технологий
природообустройства;
- составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу
(этапу, заданию);
- участвует во внедрении результатов исследований и разработок;
- осуществляет руководство и организацию отдельных стадий или
направлений работ по природообустройству, участвует в решении всех
связанных с этим научно-технических вопросов.
Магистр должен знать:
- современные проблемы рационального использования природных
ресурсов, природоохранного обустройства территорий; способы
решения, технологии, перспективы, социально-экономическую
значимость проблем;
- цели и задачи проводимых исследований, отечественную и
зарубежную информацию по этим исследованиям и разработкам;
- современные методы и средства планирования и организации
исследований и разработок по природообустройству, обобщения и
обработки информации о состоянии природной среды, в том числе с
применением электронно-вычислительной техники; методы обоснования
необходимости природообустройства на основе прогноза изменения
природных процессов в результате осуществления мероприятий по
природообустройству с учетом вероятностного характера внешних
воздействий;
- организацию и планирование природоохранных работ;
- методы выбора варианта инженерных решений на основе
многокритериального анализа с учетом социальных и экологических
факторов;
- принципы работы, условия, технологию производства
изыскательских работ;
- методы экологической экспертизы проектов, связанных с
вмешательством в природную среду;
- порядок финансирования и инвестирования проектно-
изыскательской и научной деятельности, способы разработки
соответствующей проектно-сметной и отчетной документации;
- руководящие и нормативные материалы, касающиеся направления
развития работ по природообустройству, передовой отечественный и
зарубежный опыт по охране природы;
- стандарты, технические условия и другие нормативные материалы
по разработке и оформлению документации; современные технические
средства автоматизации проектирования и выполнения вычислительных
работ, копирования и размножения документации;
- требования организации труда; основы стандартизации и
сертификации; основы патентоведения; порядок оформления заявок на
изобретения и открытия; трудовое законодательство; правила и нормы
охраны труда.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по
научным специальностям:
05.05.04 Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины;
05.23.01 Строительные конструкции, здания и сооружения;
05.23.02 Основания, фундаменты, подземные сооружения;
05.23.04 Водоснабжение, канализация, строительные системы
охраны водных ресурсов;
05.23.07 Гидротехническое строительство;
05.23.08 Технология и организация строительства;
05.23.16 Гидравлика и инженерная гидрология;
06.01.02 Мелиорация, рекультивация и охрана земель;
06.01.03 Агропочвоведение и агрофизика;
25.00.26 Землеустройство, кадастр и мониторинг земель;
25.00.27 Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия;
25.00.36 Геоэкология.
1.5. Перечень аннотированных магистерских программ направления.
560701 Охрана и воспроизводство природных ресурсов
Социально-экономические последствия деградации и истощения
природных ресурсов. Принципы рационального природопользования;
ресурсоемкость производства, требования потребителей к количеству
и качеству природных ресурсов; определение производственных
функций и расчет балансов потребления природных ресурсов;
экологически вредные технологии, последствия их применения, методы
внедрения ресурсосберегающих и безотходных технологий, получения
экологически чистой продукции; принципы воспроизводства природных
ресурсов и среды обитания, экологическая паспортизация
ресурсопотребляющих предприятий, проведение комплексной эколого-
экономической оценки природно-хозяйственной территории, принятие
решений при формировании структуры природно-территориальных и
природно-техногенных комплексов, территориальная комплексная схема
охраны природы; структура управления процессами
природопользования. Кадастр и мониторинг природных ресурсов.
Технические средства охраны и воспроизводства природных ресурсов.
Методы научных исследований в области охраны и воспроизводства
природных ресурсов.
560702 Природоохранное обустройство территорий
Технические и экологические основы обустройства территорий и
рационального природопользования; современные технологии охраны
окружающей среды; методы проектирования, расчетного обоснования и
возведения природоохранных сооружений; техника обработки и
утилизации отходов; практический менеджмент строительства
природоохранных сооружений. Современные теоретические
представления и методы исследований в природоохранном обустройстве
территорий.
560703 Методы защиты и восстановления окружающей среды
Теоретические принципы, методы и технологии защиты и
восстановления окружающей среды и природных комплексов, нарушаемых
в результате антропогенной деятельности; экологическая экспертиза
и оценка последствий антропогенного вторжения в окружающую среду,
теория и методы оценки экологической безопасности природно-
территориальных комплексов; повышение качества жизни. Методология,
современные приборы, средства и методы научных исследований в
области природообустройства, защиты и восстановления окружающей
среды.
560704 Технические средства природообустройства
Эксплуатация и ремонт машин и технологического оборудования,
необходимого для производства работ по природообустройству.
Конструирование, модернизация и испытание рабочих органов и
отдельных сборочных единиц технологических машин и оборудования.
Современные теоретические основы и методы исследований в области
технического обеспечения работ по природообустройству.
560705 Мелиорация земель
Количественное и качественное описание процессов в геосистемах,
возникающих при мелиорации земель различного назначения, методы
обоснования показателей мелиоративного режима улучшаемых земель,
обеспечивающих расширенное воспроизводство плодородия почв,
удовлетворение потребностей землепользования при экономном
расходовании ресурсов, недопущении или компенсации ущербов
окружающей среде. Экологически безопасные технологии мелиоративно-
строительных работ; методы их организации, планирования и технико-
экономического обоснования; технические средства для выполнения
этих работ. Методы экспертизы проектов мелиорации земель. Методы
научных исследований.
560706 Технология и организация мелиоративного строительства
Совершенные, экологически безопасные, энергосберегающие
технологии строительства, ремонта и технического обслуживания
комплекса сооружений мелиоративных систем; технологии выполнения
противоэрозионных, культуртехнических работ и работ по
рекультивации земель; технологии выполнения специальных работ в
неблагоприятных природных и погодных условиях; технические
средства для выполнения строительных работ; методы организации,
планирования и управления строительством; автоматизированное
проектирование технологических и организационных процессов и
управления; метрологическое обеспечение строительства;
экспериментальное определение свойств строительных материалов и
грунтов, качества выполнения работ и нормативных исследований.
Современные теоретические представления и методы научных
исследований в области строительного производства.
560707 Эксплуатация гидромелиоративных систем
Научные основы и современные методы эксплуатации совершенных
экологически устойчивых и надежно функционирующих
гидромелиоративных систем; методы оперативного управления
технологическими процессами на мелиоративных системах и
мелиоративными режимами осушаемых и орошаемых земель; мониторинг
мелиоративных систем и мелиорированных земель; методы оценки
технического уровня и состояния систем, качества их
функционирования; техническое обслуживание и ремонт; обоснование
необходимости, очередности и эффективности реконструкции систем;
автоматизация гидромелиоративных систем. Современные методы научно-
производственных исследований на действующих мелиоративных
системах.
560708 Рекультивация земель
Виды нарушенных земель, эволюция нарушенного ландшафта,
изменение гидрогеологических условий, трансформации почвенного
покрова; физические и химические свойства вскрышных пород. Расчет
передвижения влаги и веществ в почвах, грунтах и грунтовых водах,
необходимых для обоснования инженерных мероприятий по
восстановлению земель и прогноза их экологического состояния.
Способы рекультивации в зависимости от видов нарушения.
Экологически безопасные технологии восстановительных работ,
организация и планирование рекультивационных работ, их технико-
экономическое обоснование, технические средства для комплексного
выполнения работ по технической и биологической рекультивации
нарушенных земель. Способы использования восстанавливаемых земель.
Экологическая экспертиза проектов рекультивации земель. Методы
научных исследований.
560709 Охрана и восстановление почвенного покрова
Процессы разрушения почвенного покрова, ухудшения их водно-
физических и химических свойств; расчет передвижения влаги и
веществ в почвах, необходимый для прогноза изменения свойств почв,
обоснования инженерных, агротехнических и биологических
мероприятий по защите и восстановлению почвенного покрова.
Возможности геосистемного (ландшафтного) подхода к охране и
восстановлению почв; методы управления и создания геохимических
барьеров для решения проблемы защиты почв от загрязнения.
Технологии очистки почв от различных загрязнителей. Планирование,
технико-экономическое обоснование работ по защите и восстановлению
почвенного покрова; технические средства для проведения работ.
Методы научных исследований.
560710 Гидравлика и инженерная гидрология
Гидравлические явления в напорных и безнапорных потоках;
кинематическая структура потоков; гидравлические особенности
сопряжения бьефов и гашения кинетической энергии, явлений аэрации
и кавитации в потоках, фильтрации, в том числе движения грунтовых
вод; воздействие потока на обтекаемые им тела и конструкции.
Гидрологические, гидрохимические и гидробиологические процессы,
происходящие в водных объектах и на водосборах; генетический и
статистический анализ гидрометеорологических наблюдений.
Гидрологические прогнозы; водохозяйственные расчеты. Современные
теоретические основы и методы исследований в гидравлике и
инженерной гидрологии.
560711 Сельскохозяйственное водоснабжение, водоотведение и
обводнение
Теория водоподачи, гидравлический расчет и трассирование сетей
и водоводов, гидравлический удар. Водозаборные сооружения. Химия и
микробиология воды. Теория массопереноса в применении к
специальным методам очистки природных и сточных вод. Защита
водоисточников от негативного антропогенного воздействия.
Математическое моделирование и оптимизация в системах
водоснабжения, водоотведения и обводнения. Методология,
современные приборы, средства и методы научных исследований в
области водоснабжения, водоотведения и обводнения.
560712 Управление водохозяйственными системами
Водохозяйственные системы как объекты управления: задачи и
проблемы. Основные положения системного анализа, используемые при
управлении водохозяйственными системами; достижение компромисса
при управлении водохозяйственными системами. Принятие решений при
формировании структуры водохозяйственных систем как части природно-
территориальных и природно-техногенных комплексов. Структура
управления процессами водопользования; методы и модели
прогнозирования, предотвращения, устранения, уменьшения или
компенсации негативного влияния на природную среду антропогенной
деятельности при водопользовании; организационная структура
управления процессами водопользования. Информационное обеспечение
управления. Методология, современные приборы, средства и методы
научных исследований в области управления водохозяйственными
системами.
560713 Предпринимательская деятельность в природопользовании
Формирование экономического механизма природопользования;
экономическая оценка природных ресурсов; платежи за пользование
природными ресурсами; кредитно-финансовый механизм в
природопользовании; система льгот и налогообложения. Экономический
механизм взимания платы за загрязнение окружающей среды;
экономическое стимулирование охраны окружающей среды. Технико-
экономический анализ деятельности предприятий природопользования.
Лицензирование природопользования; экологические аспекты
приватизации предприятий; экологические фонды и страхование.
Особенности предпринимательской деятельности в природопользовании;
экологическое предпринимательство; формирование рынка
экологических работ, товаров и услуг; эффективность инвестиций в
природопользовании. Проблемы совершенствования экологической
политики в переходный период. Современные методы исследований в
области экономики природопользования.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных
магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется
через авторские магистерские программы (магистерские
специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-
педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки,
необходимой для освоения программы специализированной
подготовки магистра, и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное
образование определенной ступени, подтвержденное документом
государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 560700
Природообустройство, зачисляются на специализированную
магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного
отбора определяются вузом на основе государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования
бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее
профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2,
допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по
дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки
магистра и предусмотренным государственным образовательным
стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению 560700 Природообустройство
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
(научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и
программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом. По направлению
разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра
(далее - образовательная программа) состоит из основной
образовательной программы бакалавра и программы специализированной
подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин
федерального компонента, дисциплин национально-регионального
(вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-
исследовательской работы. Дисциплины и курсы по выбору студента в
каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные
в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра
должна иметь следующую структуру:
а) в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общих гуманитарных и социально-экономических
дисциплин;
цикл ЕН - общих математических и естественнонаучных дисциплин;
цикл ОПД - общепрофессиональных дисциплин направления;
цикл ФТД - факультативных дисциплин;
цикл СД - специальных дисциплин;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
б) в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплин направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальных дисциплин магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-
педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 560700 Природообустройство
--------T--------------------------------------------------T-----¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦Требования к обязательному минимуму содержания основной ¦ ¦
¦образовательной программы подготовки бакалавра по данному ¦ ¦
¦направлению определены в Государственном образовательном ¦ ¦
¦стандарте высшего профессионального образования подготовки¦ ¦
¦бакалавра по направлению 560700 Природообустройство ¦ ¦
+-------T--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра: ¦17344¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки ¦
+-------T--------------------------------------------------T-----+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.01 ¦История и методология природообустройства ¦100 ¦
¦ ¦Понятие, содержание и цели природообустройства; ¦ ¦
¦ ¦его роль в управлении, использовании и охране ¦ ¦
¦ ¦природных объектов. Понятие о природно-техногенном¦ ¦
¦ ¦комплексе и формировании его структуры. ¦ ¦
¦ ¦Исторические и социально-экономические предпосылки¦ ¦
¦ ¦природообустройства в России, этапы развития, ¦ ¦
¦ ¦современное состояние науки и практики в сфере ¦ ¦
¦ ¦природообустройства. Методология, современные ¦ ¦
¦ ¦приборы, средства и методы научных исследований в ¦ ¦
¦ ¦области природообустройства, защиты и ¦ ¦
¦ ¦восстановления окружающей среды. Научно- ¦ ¦
¦ ¦педагогические школы; выдающиеся ученые и педагоги¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.02 ¦Современные проблемы природообустройства ¦100 ¦
¦ ¦Теоретические принципы, методы и технологии защиты¦ ¦
¦ ¦и восстановления окружающей среды и природно- ¦ ¦
¦ ¦техногенных комплексов, нарушаемых в результате ¦ ¦
¦ ¦антропогенной деятельности; экологическая ¦ ¦
¦ ¦экспертиза и оценка последствий антропогенного ¦ ¦
¦ ¦вторжения в окружающую среду, теория и методы ¦ ¦
¦ ¦оценки экологической безопасности; повышение ¦ ¦
¦ ¦качества жизни ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в науке и образовании ¦200 ¦
¦ ¦Компьютерные технологии в природообустройстве; ¦ ¦
¦ ¦локальные и глобальные компьютерные сети, ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникации; современные информационные ¦ ¦
¦ ¦технологии в образовании; новейшие технические ¦ ¦
¦ ¦средства и методы обучения; пакеты прикладных ¦ ¦
¦ ¦программ и компьютерная графика; системы ¦ ¦
¦ ¦автоматизированного проектирования (САПР); ¦ ¦
¦ ¦инструментальные средства и языки программирования¦ ¦
¦ ¦САПР; применение САПР; обработка текстов; ¦ ¦
¦ ¦особенности разработки прикладных программ; ¦ ¦
¦ ¦программная документация; электронные таблицы; ¦ ¦
¦ ¦базы данных; системы сбора и обработки данных; ¦ ¦
¦ ¦примеры баз данных учебно-методического ¦ ¦
¦ ¦назначения; экспертные системы; интенсификация ¦ ¦
¦ ¦научных исследований и процесса образования в ¦ ¦
¦ ¦свете перспектив использования компьютерных сетей ¦ ¦
¦ ¦(ИНТЕРНЕТ). ¦ ¦
¦ ¦Информация как фактор развития. Источники ¦ ¦
¦ ¦информации для природоохранной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Управление информационными потоками. ¦ ¦
¦ ¦Информационные базы данных и информационные сети. ¦ ¦
¦ ¦Геоинформационные технологии. Автоматизированные ¦ ¦
¦ ¦системы сбора и хранения и анализа информации. ¦ ¦
¦ ¦Основы автоматизированных систем проектно- ¦ ¦
¦ ¦изыскательских работ в природообустройстве. Форма ¦ ¦
¦ ¦представления визуальной информации, электронные ¦ ¦
¦ ¦и цифровые карты. Автоматизированные системы ¦ ¦
¦ ¦мониторинга. Информационные технологии ¦ ¦
¦ ¦предупреждения риска, повышения надежности и ¦ ¦
¦ ¦достоверности принятия решения в ¦ ¦
¦ ¦природообустройстве ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.04 ¦Математическое моделирование химических и физико- ¦200 ¦
¦ ¦химических процессов в компонентах природы ¦ ¦
¦ ¦Детерминированные и вероятностные модели природных¦ ¦
¦ ¦процессов, возникающих при природообустройстве, ¦ ¦
¦ ¦включая абиотические и биотические системы; ¦ ¦
¦ ¦прогноз изменения свойств природных компонентов ¦ ¦
¦ ¦при антропогенных воздействиях; количественного и ¦ ¦
¦ ¦качественного описания процессов массо- и ¦ ¦
¦ ¦теплопереноса в природных средах, процессов ¦ ¦
¦ ¦поступления и трансформации веществ в компонентах ¦ ¦
¦ ¦природы, подвергающихся целенаправленному ¦ ¦
¦ ¦изменению при природообустройстве ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.05 ¦Управление природно-техногенными комплексами ¦100 ¦
¦ ¦Природно-техногенные комплексы как большие ¦ ¦
¦ ¦кибернетические системы. Основные понятия теории ¦ ¦
¦ ¦управления большими кибернетическими системами, ¦ ¦
¦ ¦условия осуществимости управления, виды ¦ ¦
¦ ¦управления, процесс принятия решений при ¦ ¦
¦ ¦управлении. Цели управления природно-техногенными ¦ ¦
¦ ¦комплексами. Математическое моделирование. ¦ ¦
¦ ¦Математические модели химических и физико- ¦ ¦
¦ ¦химических процессов в компонентах природы и ¦ ¦
¦ ¦модели управления. Решение задачи распределения ¦ ¦
¦ ¦дефицитных природных ресурсов методами ¦ ¦
¦ ¦многоцелевой оптимизации. Формирование структуры ¦ ¦
¦ ¦природно-техногенных комплексов методом ¦ ¦
¦ ¦стохастической оптимизации. Модели ¦ ¦
¦ ¦прогнозирования, предотвращения, устранения, ¦ ¦
¦ ¦уменьшения или компенсации негативного влияния ¦ ¦
¦ ¦на природную среду антропогенной деятельности ¦ ¦
¦ ¦при природопользовании. ¦ ¦
¦ ¦Информационное обеспечение управления ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦434 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.06 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом) ¦210 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.07 ¦Дисциплины по выбору студента ¦224 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.01 ¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦600 ¦
¦и т.д. ¦определяется требованиями специализации магистра ¦ ¦
¦ ¦при реализации конкретной магистерской программы ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДВМ.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.00¦Научно-исследовательская работа ¦1858 ¦
¦НИРМ.01¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦778 ¦
¦НИРМ.04¦Подготовка магистерской диссертации ¦1080 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦Итого часов специализированной (теоретической и научно- ¦3888 ¦
¦исследовательской) подготовки магистра ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+-----+
¦Итого часов теоретической и научно-исследовательской ¦11232¦
¦подготовки магистра ¦ ¦
L----------------------------------------------------------+------
5. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению
560700 Природообустройство
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра при очной форме обучения составляет 312
недель, в том числе:
Образовательная программа подготовки
бакалавра - 208 недель;
Специализированная программа подготовки
магистра - 104 недели;
из них:
Теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу в семестре,
подготовку магистерской диссертации - 72 недели;
Экзаменационные сессии - не менее 3 недель;
Практики - не менее 10 недель;
в том числе:
- научно-исследовательская практика - 7 недель;
- научно-педагогическая практика - 3 недели;
Итоговая аттестация, включая защиту
выпускной квалификационной работы - не менее 2 недель;
Каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 17 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам
обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения
увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока,
установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного
стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по
основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в
неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год, если указанная форма освоения основной образовательной
программы не запрещена соответствующим постановлением
Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 560700 Природообустройство
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу и учебный план для
подготовки магистра на основе настоящего государственного
образовательного стандарта магистра.
Дисциплины "по выбору" являются обязательными, а факультативные
дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного
заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам федерального компонента и практикам,
включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна
выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно,
неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских
программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы.
Научно-исследовательская часть программы должна включать:
- выбор направления исследования;
- постановку цели и конкретных задач и предмета исследования;
- обоснование принятой методики решения поставленных задач;
- обоснование выбранного метрологического обеспечения
исследования;
- анализ результатов, выводы и оценку полученных результатов;
- достоверность и перспективу продолжения исследований по
выбранной проблеме.
Конкретное содержание научно-исследовательской части программы
разрабатывается вузом и должно соответствовать профилю
магистерской программы.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин, в пределах 5% при условии
выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем
стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий
физической культурой в объеме 2 - 4 часа в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов
по программам, составленным на основе результатов исследований
научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную
специфику при условии реализации содержания дисциплин,
определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с
индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с
участием научного руководителя магистранта и научного руководителя
магистерской программы с учетом пожеланий магистранта.
Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом
факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
магистра должна обеспечиваться квалифицированными педагогическими
кадрами, причем не менее 70% преподавателей, обеспечивающих
учебный процесс по направлению магистратуры, должны иметь ученые
степени доктора или кандидата наук.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью
магистерской программы должно осуществляться профессором и
доктором наук; один профессор или доктор наук может осуществлять
подобное руководство не более чем двумя магистерскими программами;
по решению Ученого совета вуза руководство магистерскими
программами может осуществляться и кандидатами наук, имеющими
ученое звание доцента, ведущими подготовку научно-педагогических
кадров, имеющими право на руководство аспирантами; руководители
магистерских программ должны иметь защитившихся аспирантов за
последние пять лет.
Непосредственное руководство студентами-магистрантами
осуществляется научными руководителями, имеющими ученую степень и
(или) ученое звание; один научный руководитель может руководить не
более чем пятью студентами-магистрантами.
Научные руководители студентов-магистрантов должны вести
научные исследования по тематике магистерских программ.
Научные руководители должны читать основные или специальные
курсы и являться авторами (соавторами) учебников или учебных
пособий по данной магистерской программе.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Реализация вузом основной образовательной программы магистра
должна быть обеспечена необходимым лабораторно-практическим и
информационным содержанием учебного процесса для подготовки
высококвалифицированных исследователей и преподавателей, в том
числе перечнем профессиональных журналов, реферативных журналов,
научной литературой, наличием информационных баз и доступа к
различным сетевым источникам информации.
Количество источников учебной информации, предусмотренных
рабочими программами учебных дисциплин рабочего учебного плана по
каждой магистерской программе, должно быть не менее 1 экз./чел.
Более половины общего объема НИР по соответствующему
направлению магистратуры должны составлять фундаментальные и
поисковые научные исследования.
Реализация основной образовательной программы магистра должна
обеспечиваться наличием читаемых основных и специальных курсов по
каждой магистерской программе каждым научным руководителем
студента-магистранта, доступом каждого студента к библиотечным
фондам и базам данных, а также наглядным пособиям, аудио-, видео-
и мультимедийным материалам, наличием в вузе терминалов
национальной академической сети, Европейского и международного
банков данных.
Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:
"Водное хозяйство и мелиорация", "Экология", "Почвоведение",
"Земледелие", "Университетская книга", "Зеленый мир", "Water air
soil pollute", "Geojournal", реферативные журналы по дисциплинам.
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению
учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки магистра, должно располагать материально-
технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной
подготовки и научно-исследовательской работы студентов,
предусмотренной примерным учебным планом, и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным правилам и техническим
нормам.
Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены
современными стендами и оборудованием, позволяющим изучать
технологические процессы и проводить научные исследования в
соответствии с реализуемым вузом направлением.
6.2.5. Требования к организации практик.
Проведение практик организуется на основе соответствующих
программ и методических рекомендаций, разработанных
соответствующими кафедрами. Продолжительность практик - не менее
11 недель.
6.2.5.1. Научно-исследовательская практика.
Цель научно-исследовательской практики - подготовить студента к
решению задач научно-исследовательского характера на производстве
и к выполнению выпускной квалификационной работы.
Место проведения практики: научно-исследовательские, научно-
производственные организации, высшие учебные заведения,
деятельность которых связана с природообустройством, охраной
окружающей среды, где возможно изучение материалов, связанных с
темой выпускной квалификационной работы.
Руководство практиками должно осуществляться преподавателями
или научно-производственным персоналом высшего учебного заведения,
а также ведущими специалистами организаций и ведомств, принимающих
студентов на практику.
6.2.5.2. Научно-педагогическая практика.
Цель научно-педагогической практики: подготовка магистров к
преподаванию дисциплин специализации.
Место проведения практики: специальные кафедры высшего учебного
заведения.
6.2.5.3. Аттестация по итогам практики.
Аттестация по итогам практики проводится на основании
оформленного в соответствии с установленными требованиями
письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия
(вуза). По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно).
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
560700 Природообустройство
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра
определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню
подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными
специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки
бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования бакалавра по
направлению 560700 Природообустройство.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой
магистра, включают:
а) владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и
научно-педагогической деятельности, требующими широкого
образования в соответствующем направлении;
б) умение:
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-
исследовательской и педагогической деятельности и требующие
углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать
существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач
конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и
осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных
информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов,
рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися
требованиями, с привлечением современных средств редактирования и
печати.
7.1.3. Специальные требования.
Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской
части программы специализированной подготовки определяются вузом.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра
7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.
Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту
выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности выпускника к
выполнению профессиональных задач, установленных настоящим
государственным образовательным стандартом, и продолжению
образования в аспирантуре.
По желанию студентов вуз может проводить дополнительные
государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень
приемных экзаменов в аспирантуру по научным направлениям,
указанным в п. 1.4. Оценки, полученные студентами на всех
государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве
результатов вступительных экзаменов в аспирантуру по научным
направлениям, указанным в п. 1.4.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к магистерской диссертации.
Магистерская диссертация должна быть представлена в форме
рукописи.
Требования к содержанию, объему и структуре магистерской
диссертации определяются высшим учебным заведением на основании
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников
высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России,
государственного образовательного стандарта по направлению 560700
Природообустройство и методических рекомендаций УМО по образованию
в области природообустройства.
Время, отводимое на подготовку квалификационной работы,
составляет не менее двадцати недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену выпускника.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
направлению 560700 Природообустройство определяются вузом на
основании методических рекомендаций и соответствующей примерной
программы, разработанных УМО по образованию в области
природообустройства, Положения об итоговой государственной
аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного
Минобразованием России, и государственного образовательного
стандарта по направлению 560700 Природообустройство.
Уровень требований, предъявляемый на государственных экзаменах
в магистратуре, должен соответствовать уровню требований
вступительных экзаменов в аспирантуру или кандидатских экзаменов
по непрофилирующим дисциплинам для научных направлений, указанных
в п. 1.4.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
природообустройства.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно-
методического совета (14, 15 декабря, протокол N 5).
|