Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 020700 ИСТОРИЯ. КВАЛИФИКАЦИИ ИСТОРИК, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ (УТВ. МИНОБРАЗОВАНИЕМ РФ 17.03.2000)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                                             Утверждаю
                                                  Заместитель Министра
                                                          В.Д.ШАДРИКОВ
                                                    17 марта 2000 года
   
                                                 Номер государственной
                                                           регистрации
                                                             308гум/сп
   
                                                              Вводится
                                                 с момента утверждения
   
               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
                 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                                   
                             СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
                           020700 - ИСТОРИЯ
                                   
             КВАЛИФИКАЦИИ - ИСТОРИК, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ
   
                 1. Общая характеристика специальности
                           020700 - История
   
       1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования
   Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
       1.2.  Квалификация выпускника - историк, преподаватель истории.
   Нормативный срок освоения образовательной программы подготовки -  5
   лет по специальности 020700 "История".
       1.3.    Квалификационная    характеристика    выпускника     по
   специальности 020700 - История.
       Основными  областями  профессиональной деятельности  выпускника
   являются:
       -  образовательная  (работа  в средних  и  средних  специальных
   учебных   заведениях,  гимназиях  и  лицеях,   в   высших   учебных
   заведениях);
       -  научно-исследовательская (работа в  вузовских  лабораториях,
   НИИ, библиотеках, архивах, музеях);
       -   культурно-просветительская   (работа   в   организациях   и
   учреждениях культуры);
       -  экспертно-аналитическая  (работа  в  аналитических  центрах,
   общественных и государственных организациях);
       -     организационно-управленческая    (работа    в     органах
   государственного    управления,    местного,    регионального     и
   республиканского самоуправления).
       Основные виды профессиональной деятельности выпускника  связаны
   с  работой в качестве преподавателя, научного работника, сотрудника
   музеев, библиотек, архивов, консультанта и эксперта.
       1.4.   Возможности   продолжения  образования   выпускника   по
   специальности 020700 - История.
       Выпускник, освоивший основную образовательную программу высшего
   профессионального  образования по специальности 020700  -  История,
   должен быть подготовлен:
       -    к   профессиональной   деятельности   в   соответствии   с
   фундаментальной и специальной подготовкой;
       - к обучению в магистратуре и аспирантуре.
   
          2. Требования к уровню подготовленности абитуриента
   
       2.1.  Предшествующий уровень образования абитуриента -  среднее
   (полное) общее образование.
       2.2.  Абитуриент должен иметь документ государственного образца
   о  среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
   образовании,  или  начальном профессиональном образовании,  если  в
   нем  есть  запись  о  получении  предъявителем  среднего  (полного)
   общего образования, или высшем профессиональном образовании.
   
                    3. Общие требования к основной
            образовательной программе подготовки выпускника
                   по специальности 020700 - История
   
       3.1.  Основная образовательная программа подготовки  выпускника
   разрабатывается    на    основании   настоящего    государственного
   образовательного  стандарта  и  включает  в  себя   учебный   план,
   программы  учебных дисциплин, программы учебных и  производственных
   практик.
       3.2.  Требования  к обязательному минимуму содержания  основной
   образовательной  программы  подготовки выпускника,  к  условиям  ее
   реализации   и   срокам   ее   освоения   определяются    настоящим
   государственным образовательным стандартом.
       3.3.  Основная образовательная программа подготовки  выпускника
   состоит    из   дисциплин   федерального   компонента,    дисциплин
   национально-регионального  (вузовского)  компонента,  дисциплин  по
   выбору  студента,  а также факультативных дисциплин.  Дисциплины  и
   курсы  по  выбору  студента  в  каждом цикле  должны  содержательно
   дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
       3.4.  Основная образовательная программа подготовки  выпускника
   должна   предусматривать   изучение  студентом   следующих   циклов
   дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
       цикл   ГСЭ   -  общие  гуманитарные  и  социально-экономические
   дисциплины;
       цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
       цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
       цикл ДС - дисциплины специализации;
       ФТД - факультативы.
       3.5.  Содержание национально-регионального компонента  основной
   образовательной    программы    подготовки    выпускника     должно
   обеспечивать  его  подготовку  в  соответствии  с  квалификационной
   характеристикой,     установленной    настоящим     государственным
   образовательным стандартом.
   
                4. Требования к обязательному минимуму
             содержания основной образовательной программы
             выпускника по специальности 020700 - История
   
   ---------T--------------------------------------------T----------¬
   ¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы¦  Всего   ¦
   ¦        ¦                                            ¦  часов   ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦   1    ¦                      2                     ¦    3     ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ГСЭ <1> ¦Общие гуманитарные и социально-экономические¦1800 часов¦
   ¦        ¦дисциплины                                  ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент                       ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык                            ¦800 часов ¦
   ¦        ¦Специфика артикуляции звуков, интонации,    ¦          ¦
   ¦        ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изу- ¦          ¦
   ¦        ¦чаемом языке; основные особенности полного  ¦          ¦
   ¦        ¦стиля произношения, характерные для сферы   ¦          ¦
   ¦        ¦профессиональной коммуникации; чтение транс-¦          ¦
   ¦        ¦крипции.                                    ¦          ¦
   ¦        ¦Лексический минимум в объеме 400 учебных    ¦          ¦
   ¦        ¦лексических единиц общего и терминологичес- ¦          ¦
   ¦        ¦кого характера.                             ¦          ¦
   ¦        ¦Понятие дифференциации лексики по сферам    ¦          ¦
   ¦        ¦применения (бытовая, терминологическая,     ¦          ¦
   ¦        ¦общенаучная, официальная и др.).            ¦          ¦
   ¦        ¦Понятие о свободных и устойчивых словосоче- ¦          ¦
   ¦        ¦таниях, фразеологических единицах.          ¦          ¦
   ¦        ¦Понятие об основных способах словообразова- ¦          ¦
   ¦        ¦ния.                                        ¦          ¦
   ¦        ¦Грамматические навыки, обеспечивающие       ¦          ¦
   ¦        ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦          ¦
   ¦        ¦смысла при письменном и устном общении;     ¦          ¦
   ¦        ¦основные грамматические явления, характерные¦          ¦
   ¦        ¦для профессиональной речи.                  ¦          ¦
   ¦        ¦Понятие об обиходно-литературном,           ¦          ¦
   ¦        ¦официально-деловом, научном стилях, стиле   ¦          ¦
   ¦        ¦художественной литературы. Основные особен- ¦          ¦
   ¦        ¦ности научного стиля.                       ¦          ¦
   ¦        ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦          ¦
   ¦        ¦правила речевого этикета.                   ¦          ¦
   ¦        ¦Говорение. Диалогическая и монологическая   ¦          ¦
   ¦        ¦речь с использованием наиболее употребитель-¦          ¦
   ¦        ¦ных и относительно простых лексико-граммати-¦          ¦
   ¦        ¦ческих средств в основных коммуникативных   ¦          ¦
   ¦        ¦ситуациях неофициального и официального     ¦          ¦
   ¦        ¦общения. Основы публичной речи (устное      ¦          ¦
   ¦        ¦общение, доклад).                           ¦          ¦
   ¦        ¦Аудирование. Понимание диалогической        ¦          ¦
   ¦        ¦и монологической речи в сфере бытовой       ¦          ¦
   ¦        ¦и профессиональной коммуникации.            ¦          ¦
   ¦        ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагмати-   ¦          ¦
   ¦        ¦ческие тексты и тексты по широкому и узкому ¦          ¦
   ¦        ¦профилю специальности.                      ¦          ¦
   ¦        ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннота-  ¦          ¦
   ¦        ¦ция, реферат, тезисы, сообщения, частное    ¦          ¦
   ¦        ¦письмо, деловое письмо, биография           ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура                         ¦408 часов ¦
   ¦        ¦Физическая культура в общекультурной и      ¦          ¦
   ¦        ¦профессиональной подготовке студентов. Ее   ¦          ¦
   ¦        ¦социально-биологические основы. Физическая  ¦          ¦
   ¦        ¦культура и спорт как социальные феномены    ¦          ¦
   ¦        ¦общества. Законодательство Российской       ¦          ¦
   ¦        ¦Федерации о физической культуре и спорте.   ¦          ¦
   ¦        ¦Физическая культура личности.               ¦          ¦
   ¦        ¦Основы здорового образа жизни студента.     ¦          ¦
   ¦        ¦Особенности использования средств физической¦          ¦
   ¦        ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦          ¦
   ¦        ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦          ¦
   ¦        ¦системе физического воспитания.             ¦          ¦
   ¦        ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или¦          ¦
   ¦        ¦систем физических упражнений.               ¦          ¦
   ¦        ¦Профессионально-прикладная физическая       ¦          ¦
   ¦        ¦подготовка студентов.                       ¦          ¦
   ¦        ¦Основы методики самостоятельных занятий и   ¦          ¦
   ¦        ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история                       ¦(см. п.   ¦
   ¦        ¦Сущность, формы, функции исторического      ¦6.1.2)    ¦
   ¦        ¦знания. Методы и источники изучения истории.¦          ¦
   ¦        ¦Понятие и классификация исторического источ-¦          ¦
   ¦        ¦ника. Отечественная историография в прошлом ¦          ¦
   ¦        ¦и настоящем: общее и особенное. Методология ¦          ¦
   ¦        ¦и теория исторической науки. История России ¦          ¦
   ¦        ¦- неотъемлемая часть всемирной истории.     ¦          ¦
   ¦        ¦Античное наследие в эпоху Великого переселе-¦          ¦
   ¦        ¦ния народов. Проблема этногенеза восточных  ¦          ¦
   ¦        ¦славян. Основные этапы становления госу-    ¦          ¦
   ¦        ¦дарственности. Древняя Русь и кочевники.    ¦          ¦
   ¦        ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности¦          ¦
   ¦        ¦социального строя Древней Руси. Этнокультур-¦          ¦
   ¦        ¦ные и социально-политические процессы ста-  ¦          ¦
   ¦        ¦новления русской государственности. Принятие¦          ¦
   ¦        ¦христианства. Распространение ислама. Эволю-¦          ¦
   ¦        ¦ция восточнославянской государственности в  ¦          ¦
   ¦        ¦XI - XII вв. Социально-политические измене- ¦          ¦
   ¦        ¦ния в русских землях в ХIII - XV вв. Русь и ¦          ¦
   ¦        ¦Орда: проблемы взаимовлияния.               ¦          ¦
   ¦        ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦          ¦
   ¦        ¦Азии. Специфика формирования единого россий-¦          ¦
   ¦        ¦ского государства. Возвышение Москвы. Фор-  ¦          ¦
   ¦        ¦мирование сословной системы организации     ¦          ¦
   ¦        ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины.   ¦          ¦
   ¦        ¦Предпосылки и особенности складывания рос-  ¦          ¦
   ¦        ¦сийского абсолютизма. Дискуссии о генезисе  ¦          ¦
   ¦        ¦самодержавия.                               ¦          ¦
   ¦        ¦Особенности и основные этапы экономического ¦          ¦
   ¦        ¦развития России. Эволюция форм собственности¦          ¦
   ¦        ¦на землю. Структура феодального землевладе- ¦          ¦
   ¦        ¦ния. Крепостное право в России. Мануфактур- ¦          ¦
   ¦        ¦но-промышленное производство. Становление   ¦          ¦
   ¦        ¦индустриального общества в России: общее и  ¦          ¦
   ¦        ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦          ¦
   ¦        ¦общественного движения России XIX в. Реформы¦          ¦
   ¦        ¦и реформаторы в России. Русская культура XIX¦          ¦
   ¦        ¦века и ее вклад в мировую культуру.         ¦          ¦
   ¦        ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобали-¦          ¦
   ¦        ¦зация общественных процессов. Проблема эко- ¦          ¦
   ¦        ¦номического роста и модернизации. Революции ¦          ¦
   ¦        ¦и реформы. Социальная трансформация общест- ¦          ¦
   ¦        ¦ва. Столкновения тенденций интернационализма¦          ¦
   ¦        ¦и национализма, интеграции и сепаратизма,   ¦          ¦
   ¦        ¦демократии и авторитаризма.                 ¦          ¦
   ¦        ¦Россия в начале XX в. Объективная потреб-   ¦          ¦
   ¦        ¦ность индустриальной модернизации России.   ¦          ¦
   ¦        ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦          ¦
   ¦        ¦развития в начале века. Политические партии ¦          ¦
   ¦        ¦России: генезис, классификация, программы,  ¦          ¦
   ¦        ¦тактика.                                    ¦          ¦
   ¦        ¦Россия в условиях мировой войны и общенацио-¦          ¦
   ¦        ¦нального кризиса. Революция 1917 г. Граждан-¦          ¦
   ¦        ¦ская война и интервенция, их результаты и   ¦          ¦
   ¦        ¦последствия. Российская эмиграция. Социа-   ¦          ¦
   ¦        ¦льно-экономическое развитие страны в 20-е   ¦          ¦
   ¦        ¦годы. НЭП. Формирование однопартийного      ¦          ¦
   ¦        ¦политического режима. Образование СССР.     ¦          ¦
   ¦        ¦Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя¦          ¦
   ¦        ¦политика.                                   ¦          ¦
   ¦        ¦Курс на строительство социализма в одной    ¦          ¦
   ¦        ¦стране и его последствия. Социально-экономи-¦          ¦
   ¦        ¦ческие преобразования в 30-е годы. Усиление ¦          ¦
   ¦        ¦режима личной власти Сталина. Сопротивление ¦          ¦
   ¦        ¦сталинизму.                                 ¦          ¦
   ¦        ¦СССР накануне и в начальный период второй   ¦          ¦
   ¦        ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦          ¦
   ¦        ¦Социально-экономическое развитие,           ¦          ¦
   ¦        ¦общественно-политическая жизнь, культура,   ¦          ¦
   ¦        ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы.  ¦          ¦
   ¦        ¦Холодная война.                             ¦          ¦
   ¦        ¦Попытки осуществления политических и эко-   ¦          ¦
   ¦        ¦номических реформ. НТР и ее влияние на ход  ¦          ¦
   ¦        ¦общественного развития.                     ¦          ¦
   ¦        ¦СССР в середине 60-х - 80-х годов: нараста- ¦          ¦
   ¦        ¦ние кризисных явлений.                      ¦          ¦
   ¦        ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестрой- ¦          ¦
   ¦        ¦ка. Попытка государственного переворота 1991¦          ¦
   ¦        ¦г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские    ¦          ¦
   ¦        ¦соглашения. Октябрьские события 1993 г.     ¦          ¦
   ¦        ¦Становление новой российской государствен-  ¦          ¦
   ¦        ¦ности (1993 - 1999 гг.). Россия на пути ра- ¦          ¦
   ¦        ¦дикальной социально-экономической модерниза-¦          ¦
   ¦        ¦ции. Культура в современной России. Внешне- ¦          ¦
   ¦        ¦политическая деятельность в условиях новой  ¦          ¦
   ¦        ¦геополитической ситуации                    ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология                               ¦          ¦
   ¦        ¦Структура и состав современного культуроло- ¦          ¦
   ¦        ¦гического знания. Культурология и философия ¦          ¦
   ¦        ¦культуры, социология культуры, культурная   ¦          ¦
   ¦        ¦антропология. Культурология и история куль- ¦          ¦
   ¦        ¦туры. Теоретическая и прикладная культуро-  ¦          ¦
   ¦        ¦логия.                                      ¦          ¦
   ¦        ¦Методы культурологических исследований.     ¦          ¦
   ¦        ¦Основные понятия культурологии: культура,   ¦          ¦
   ¦        ¦цивилизация, морфология культуры, субъект   ¦          ¦
   ¦        ¦культуры, культурогенез, динамика культуры, ¦          ¦
   ¦        ¦язык и символы культуры, культурные коды,   ¦          ¦
   ¦        ¦межкультурные коммуникации, культурные цен- ¦          ¦
   ¦        ¦ности и нормы, культурные традиции, культур-¦          ¦
   ¦        ¦ная картина мира, социальные институты куль-¦          ¦
   ¦        ¦туры, культурная самоидентичность, культур- ¦          ¦
   ¦        ¦ная модернизация.                           ¦          ¦
   ¦        ¦Типология культур. Этническая и националь-  ¦          ¦
   ¦        ¦ная, элитарная и массовая культуры. Восточ- ¦          ¦
   ¦        ¦ные и западные типы культур. Специфические  ¦          ¦
   ¦        ¦и "серединные" культуры. Локальные культуры.¦          ¦
   ¦        ¦Место и роль России в мировой культуре. Тен-¦          ¦
   ¦        ¦денции культурной универсализации в мировом ¦          ¦
   ¦        ¦современном процессе.                       ¦          ¦
   ¦        ¦Культура и природа. Культура и общество. Ку-¦          ¦
   ¦        ¦льтура и глобальные проблемы современности. ¦          ¦
   ¦        ¦Культура и личность. Инкультурация и        ¦          ¦
   ¦        ¦социализация                                ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ГСЭ.Ф.05¦Политология                                 ¦          ¦
   ¦        ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦          ¦
   ¦        ¦Функции политологии.                        ¦          ¦
   ¦        ¦Политическая жизнь и властные отношения.    ¦          ¦
   ¦        ¦Роль и место политики в жизни современных   ¦          ¦
   ¦        ¦обществ. Социальные функции политики.       ¦          ¦
   ¦        ¦История политических учений. Российская     ¦          ¦
   ¦        ¦политическая традиция: истоки, социокультур-¦          ¦
   ¦        ¦ные основания, историческая динамика. Совре-¦          ¦
   ¦        ¦менные политологические школы.              ¦          ¦
   ¦        ¦Гражданское общество, его происхождение     ¦          ¦
   ¦        ¦и особенности. Особенности становления      ¦          ¦
   ¦        ¦гражданского общества в России.             ¦          ¦
   ¦        ¦Институциональные аспекты политики.         ¦          ¦
   ¦        ¦Политическая власть. Политическая система.  ¦          ¦
   ¦        ¦Политические режимы, политические партии,   ¦          ¦
   ¦        ¦электоральные системы.                      ¦          ¦
   ¦        ¦Политические отношения и процессы. Полити-  ¦          ¦
   ¦        ¦ческие конфликты и способы их разрешения.   ¦          ¦
   ¦        ¦Политические технологии. Политический       ¦          ¦
   ¦        ¦менеджмент. Политическая модернизация.      ¦          ¦
   ¦        ¦Политические организации и движения.        ¦          ¦
   ¦        ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦          ¦
   ¦        ¦Социокультурные аспекты политики.           ¦          ¦
   ¦        ¦Мировая политика и международные отношения. ¦          ¦
   ¦        ¦Особенности мирового политического процесса.¦          ¦
   ¦        ¦Национально-государственные интересы России ¦          ¦
   ¦        ¦в новой геополитической ситуации.           ¦          ¦
   ¦        ¦Методология познания политической           ¦          ¦
   ¦        ¦реальности. Парадигмы политического знания. ¦          ¦
   ¦        ¦Экспертное политическое знание; политическая¦          ¦
   ¦        ¦аналитика и прогностика                     ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение                                ¦          ¦
   ¦        ¦Государство и право. Их роль в жизни        ¦          ¦
   ¦        ¦общества.                                   ¦          ¦
   ¦        ¦Норма права и нормативно-правовые акты.     ¦          ¦
   ¦        ¦Основные правовые системы современности.    ¦          ¦
   ¦        ¦Международное право как особая система      ¦          ¦
   ¦        ¦права. Источники российского права.         ¦          ¦
   ¦        ¦Закон и подзаконные акты.                   ¦          ¦
   ¦        ¦Система российского права. Отрасли права.   ¦          ¦
   ¦        ¦Правонарушение и юридическая ответствен-    ¦          ¦
   ¦        ¦ность.                                      ¦          ¦
   ¦        ¦Значение законности и правопорядка в        ¦          ¦
   ¦        ¦современном обществе. Правовое государство. ¦          ¦
   ¦        ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦          ¦
   ¦        ¦закон государства.                          ¦          ¦
   ¦        ¦Особенности федеративного устройства России.¦          ¦
   ¦        ¦Система органов государственной власти в    ¦          ¦
   ¦        ¦Российской Федерации.                       ¦          ¦
   ¦        ¦Понятие гражданского правоотношения.        ¦          ¦
   ¦        ¦Физические и юридические лица. Право        ¦          ¦
   ¦        ¦собственности.                              ¦          ¦
   ¦        ¦Обязательства в гражданском праве и ответст-¦          ¦
   ¦        ¦венность за их нарушение. Наследственное    ¦          ¦
   ¦        ¦право.                                      ¦          ¦
   ¦        ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦          ¦
   ¦        ¦обязанности супругов, родителей и детей.    ¦          ¦
   ¦        ¦Ответственность по семейному праву.         ¦          ¦
   ¦        ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дис-  ¦          ¦
   ¦        ¦циплина и ответственность за ее нарушение.  ¦          ¦
   ¦        ¦Административные нарушения и административ- ¦          ¦
   ¦        ¦ная ответственность.                        ¦          ¦
   ¦        ¦Понятие преступления. Уголовная ответствен- ¦          ¦
   ¦        ¦ность за совершение преступлений.           ¦          ¦
   ¦        ¦Экологическое право.                        ¦          ¦
   ¦        ¦Особенности правового регулирования будущей ¦          ¦
   ¦        ¦профессиональной деятельности.              ¦          ¦
   ¦        ¦Правовые основы защиты государственной      ¦          ¦
   ¦        ¦тайны. Законодательные информативно-правовые¦          ¦
   ¦        ¦акты в области защиты информации и государ- ¦          ¦
   ¦        ¦ственной тайны                              ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика                     ¦          ¦
   ¦<2>     ¦Психология: предмет, объект и методы        ¦          ¦
   ¦        ¦психологии. Место психологии в системе наук.¦          ¦
   ¦        ¦История развития психологического знания и  ¦          ¦
   ¦        ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦          ¦
   ¦        ¦личность, субъект, индивидуальность.        ¦          ¦
   ¦        ¦Психика и организм. Психика, поведение и    ¦          ¦
   ¦        ¦деятельность. Основные функции психики.     ¦          ¦
   ¦        ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и    ¦          ¦
   ¦        ¦филогенеза.                                 ¦          ¦
   ¦        ¦Мозг и психика.                             ¦          ¦
   ¦        ¦Структура психики. Соотношение сознания и   ¦          ¦
   ¦        ¦бессознательного. Основные психические      ¦          ¦
   ¦        ¦процессы. Структура сознания.               ¦          ¦
   ¦        ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприя- ¦          ¦
   ¦        ¦тие. Представление. Воображение. Мышление и ¦          ¦
   ¦        ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические¦          ¦
   ¦        ¦процессы.                                   ¦          ¦
   ¦        ¦Эмоции и чувства.                           ¦          ¦
   ¦        ¦Психическая регуляция поведения и           ¦          ¦
   ¦        ¦деятельности.                               ¦          ¦
   ¦        ¦Общение и речь.                             ¦          ¦
   ¦        ¦Психология личности.                        ¦          ¦
   ¦        ¦Межличностные отношения.                    ¦          ¦
   ¦        ¦Психология малых групп.                     ¦          ¦
   ¦        ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия.    ¦          ¦
   ¦        ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функ-  ¦          ¦
   ¦        ¦ции, методы педагогики. Основные категории  ¦          ¦
   ¦        ¦педагогики: образование, воспитание, обуче- ¦          ¦
   ¦        ¦ние, педагогическая деятельность, педагоги- ¦          ¦
   ¦        ¦ческое взаимодействие, педагогическая техно-¦          ¦
   ¦        ¦логия, педагогическая задача.               ¦          ¦
   ¦        ¦Образование как общечеловеческая ценность.  ¦          ¦
   ¦        ¦Образование как социокультурный феномен и   ¦          ¦
   ¦        ¦педагогический процесс. Образовательная     ¦          ¦
   ¦        ¦система России. Цели, содержание, структура ¦          ¦
   ¦        ¦непрерывного образования, единство образова-¦          ¦
   ¦        ¦ния и самообразования.                      ¦          ¦
   ¦        ¦Педагогический процесс. Образовательная,    ¦          ¦
   ¦        ¦воспитательная и развивающая функции        ¦          ¦
   ¦        ¦обучения.                                   ¦          ¦
   ¦        ¦Воспитание в педагогическом процессе.       ¦          ¦
   ¦        ¦Общие формы организации учебной деятельнос- ¦          ¦
   ¦        ¦ти. Урок, лекция, семинарские, практические ¦          ¦
   ¦        ¦и лабораторные занятия, диспут, конференция,¦          ¦
   ¦        ¦зачет, экзамен, факультативные занятия,     ¦          ¦
   ¦        ¦консультация.                               ¦          ¦
   ¦        ¦Методы, приемы, средства организации и      ¦          ¦
   ¦        ¦управления педагогическим процессом.        ¦          ¦
   ¦        ¦Семья как субъект педагогического взаимо-   ¦          ¦
   ¦        ¦действия и социокультурная среда воспитания ¦          ¦
   ¦        ¦и развития личности.                        ¦          ¦
   ¦        ¦Управление образовательными системами       ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи                ¦          ¦
   ¦        ¦Стили современного русского языка. Лексика, ¦          ¦
   ¦        ¦грамматика, синтаксис, функционально-       ¦          ¦
   ¦        ¦стилистический состав книжной речи. Условия ¦          ¦
   ¦        ¦функционирования разговорной речи и роль    ¦          ¦
   ¦        ¦внеязыковых факторов. Лингвистические и     ¦          ¦
   ¦        ¦экстралингвистические факторы публичной     ¦          ¦
   ¦        ¦речи. Сфера функционирования, видовое       ¦          ¦
   ¦        ¦разнообразие, языковые черты официально-    ¦          ¦
   ¦        ¦делового стиля. Взаимопроникновение стилей. ¦          ¦
   ¦        ¦Специфика элементов всех языковых уровней в ¦          ¦
   ¦        ¦научной речи. Жанровая дифференциация, отбор¦          ¦
   ¦        ¦языковых средств в публицистическом стиле.  ¦          ¦
   ¦        ¦Особенности устной публичной речи. Оратор и ¦          ¦
   ¦        ¦его аудитория. Основные виды аргументов.    ¦          ¦
   ¦        ¦Подготовка речи: выбор темы, цель речи,     ¦          ¦
   ¦        ¦поиск материала, начало, развертывание и    ¦          ¦
   ¦        ¦завершение речи. Основные приемы поиска     ¦          ¦
   ¦        ¦материала и виды вспомогательных материалов.¦          ¦
   ¦        ¦Словесное оформление публичного выступления.¦          ¦
   ¦        ¦Понятность, информативность и выразитель-   ¦          ¦
   ¦        ¦ность публичной речи.                       ¦          ¦
   ¦        ¦Языковые формулы официальных документов.    ¦          ¦
   ¦        ¦Приемы унификации языка служебных докумен-  ¦          ¦
   ¦        ¦тов. Интернациональные свойства русской     ¦          ¦
   ¦        ¦официально-деловой письменной речи. Язык и  ¦          ¦
   ¦        ¦стиль распорядительных документов. Язык и   ¦          ¦
   ¦        ¦стиль коммерческой корреспонденции. Язык и  ¦          ¦
   ¦        ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦          ¦
   ¦        ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления  ¦          ¦
   ¦        ¦документов. Речевой этикет в документе.     ¦          ¦
   ¦        ¦Основные единицы общения (речевое событие,  ¦          ¦
   ¦        ¦речевая ситуация, речевое взаимодействие).  ¦          ¦
   ¦        ¦Нормативные, коммуникативные, этические     ¦          ¦
   ¦        ¦аспекты устной и письменной речи. Культура  ¦          ¦
   ¦        ¦речи и совершенствование грамотного письма  ¦          ¦
   ¦        ¦и говорения (литературное произношение,     ¦          ¦
   ¦        ¦смысловое ударение, функции порядка слов,   ¦          ¦
   ¦        ¦словоупотребление). Невербальные средства   ¦          ¦
   ¦        ¦коммуникации. Речевые нормы учебной и       ¦          ¦
   ¦        ¦научной сфер деятельности                   ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ГСЭ.Ф.09¦Социология                                  ¦          ¦
   ¦        ¦Предыстория и социально-философские предпо- ¦          ¦
   ¦        ¦сылки социологии как науки. Социологический ¦          ¦
   ¦        ¦проект О. Конта. Классические социологичес- ¦          ¦
   ¦        ¦кие теории. Современные социологические     ¦          ¦
   ¦        ¦теории. Русская социологическая мысль.      ¦          ¦
   ¦        ¦Общество и социальные институты. Мировая    ¦          ¦
   ¦        ¦система и процессы глобализации.            ¦          ¦
   ¦        ¦Социальные группы и общности. Виды общнос-  ¦          ¦
   ¦        ¦тей. Общность и личность. Малые группы и    ¦          ¦
   ¦        ¦коллективы. Социальная организация.         ¦          ¦
   ¦        ¦Социальные движения.                        ¦          ¦
   ¦        ¦Социальное неравенство, стратификация и     ¦          ¦
   ¦        ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦          ¦
   ¦        ¦статуса.                                    ¦          ¦
   ¦        ¦Социальное взаимодействие и социальные      ¦          ¦
   ¦        ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦          ¦
   ¦        ¦гражданского общества.                      ¦          ¦
   ¦        ¦Культура как фактор социальных изменений.   ¦          ¦
   ¦        ¦Взаимодействие экономики, социальных отноше-¦          ¦
   ¦        ¦ний и культуры.                             ¦          ¦
   ¦        ¦Личность как социальный тип. Социальный     ¦          ¦
   ¦        ¦контроль и девиация. Личность как деятельный¦          ¦
   ¦        ¦субъект.                                    ¦          ¦
   ¦        ¦Социальные изменения. Социальные революции  ¦          ¦
   ¦        ¦и реформы. Концепция социального прогресса. ¦          ¦
   ¦        ¦Формирование мировой системы. Место России  ¦          ¦
   ¦        ¦в мировом сообществе.                       ¦          ¦
   ¦        ¦Методы социологического исследования        ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ГСЭ.Ф.10¦Философия                                   ¦          ¦
   ¦        ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦          ¦
   ¦        ¦культуре. Становление философии. Основные   ¦          ¦
   ¦        ¦направления, школы философии и этапы ее ис- ¦          ¦
   ¦        ¦торического развития. Структура философского¦          ¦
   ¦        ¦знания.                                     ¦          ¦
   ¦        ¦Учение о бытии. Монистические и плюралис-   ¦          ¦
   ¦        ¦тические концепции бытия, самоорганизация   ¦          ¦
   ¦        ¦бытия. Понятия материального и идеального.  ¦          ¦
   ¦        ¦Пространство, время. Движение и развитие,   ¦          ¦
   ¦        ¦диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Ди-¦          ¦
   ¦        ¦намические и статистические закономерности. ¦          ¦
   ¦        ¦Научные, философские и религиозные картины  ¦          ¦
   ¦        ¦мира.                                       ¦          ¦
   ¦        ¦Человек, общество, культура. Человек и при- ¦          ¦
   ¦        ¦рода. Общество и его структура. Гражданское ¦          ¦
   ¦        ¦общество и государство. Человек в системе   ¦          ¦
   ¦        ¦социальных связей. Человек и исторический   ¦          ¦
   ¦        ¦процесс; личность и массы; свобода и необ-  ¦          ¦
   ¦        ¦ходимость. Формационная и цивилизационная   ¦          ¦
   ¦        ¦концепции общественного развития.           ¦          ¦
   ¦        ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и не-    ¦          ¦
   ¦        ¦насилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦          ¦
   ¦        ¦справедливость, право. Нравственные ценнос- ¦          ¦
   ¦        ¦ти. Представления о совершенном человеке в  ¦          ¦
   ¦        ¦различных культурах. Эстетические ценности  ¦          ¦
   ¦        ¦и их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦          ¦
   ¦        ¦ценности и свобода совести.                 ¦          ¦
   ¦        ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦          ¦
   ¦        ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦          ¦
   ¦        ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. Ра-  ¦          ¦
   ¦        ¦циональное и иррациональное в познавательной¦          ¦
   ¦        ¦деятельности. Проблема истины. Действитель- ¦          ¦
   ¦        ¦ность, мышление, логика и язык. Научное и   ¦          ¦
   ¦        ¦вненаучное знание. Критерии научности.      ¦          ¦
   ¦        ¦Структура научного познания, его методы и   ¦          ¦
   ¦        ¦формы. Рост научного знания. Научные рево-  ¦          ¦
   ¦        ¦люции и смены типов рациональности. Наука   ¦          ¦
   ¦        ¦и техника.                                  ¦          ¦
   ¦        ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы   ¦          ¦
   ¦        ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦          ¦
   ¦        ¦сценарии будущего                           ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика                                   ¦          ¦
   ¦        ¦Введение в экономическую теорию. Блага.     ¦          ¦
   ¦        ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор,  ¦          ¦
   ¦        ¦экономические отношения. Экономические сис- ¦          ¦
   ¦        ¦темы. Основные этапы развития экономической ¦          ¦
   ¦        ¦теории. Методы экономической теории.        ¦          ¦
   ¦        ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦          ¦
   ¦        ¦Потребительские предпочтения и предельная   ¦          ¦
   ¦        ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный  ¦          ¦
   ¦        ¦и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект    ¦          ¦
   ¦        ¦замещения. Эластичность. Предложение и его  ¦          ¦
   ¦        ¦факторы. Закон убывающей предельной произво-¦          ¦
   ¦        ¦дительности. Эффект масштаба. Виды издержек.¦          ¦
   ¦        ¦Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимиза-¦          ¦
   ¦        ¦ции прибыли. Предложение совершенно кон-    ¦          ¦
   ¦        ¦курентной фирмы и отрасли. Эффективность    ¦          ¦
   ¦        ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. Моно- ¦          ¦
   ¦        ¦полия. Монополистическая конкуренция. Олиго-¦          ¦
   ¦        ¦полия. Антимонопольное регулирование. Спрос ¦          ¦
   ¦        ¦на факторы производства. Рынок труда. Спрос ¦          ¦
   ¦        ¦и предложение труда. Заработная плата и     ¦          ¦
   ¦        ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка¦          ¦
   ¦        ¦и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее     ¦          ¦
   ¦        ¦равновесие и благосостояние. Распределение  ¦          ¦
   ¦        ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и     ¦          ¦
   ¦        ¦общественные блага. Роль государства.       ¦          ¦
   ¦        ¦Макроэкономика. Национальная экономика как  ¦          ¦
   ¦        ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП ¦          ¦
   ¦        ¦и способы его измерения. Национальный доход.¦          ¦
   ¦        ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен.    ¦          ¦
   ¦        ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦          ¦
   ¦        ¦Экономические циклы. Макроэкономическое     ¦          ¦
   ¦        ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное   ¦          ¦
   ¦        ¦предложение. Стабилизационная политика.     ¦          ¦
   ¦        ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦          ¦
   ¦        ¦сбережения. Инвестиции. Государственные     ¦          ¦
   ¦        ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора.   ¦          ¦
   ¦        ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их    ¦          ¦
   ¦        ¦функции. Равновесие на денежном рынке.      ¦          ¦
   ¦        ¦Денежный мультипликатор. Банковская система.¦          ¦
   ¦        ¦Денежно-кредитная политика. Экономический   ¦          ¦
   ¦        ¦рост и развитие. Международные экономические¦          ¦
   ¦        ¦отношения. Внешняя торговля и торговая      ¦          ¦
   ¦        ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс.  ¦          ¦
   ¦        ¦Особенности переходной экономики России.    ¦          ¦
   ¦        ¦Приватизация. Формы собственности. Предпри- ¦          ¦
   ¦        ¦нимательство. Теневая экономика. Распределе-¦          ¦
   ¦        ¦ние и доходы. Преобразования в социальной   ¦          ¦
   ¦        ¦сфере. Структурные сдвиги в экономике.      ¦          ¦
   ¦        ¦Формирование открытой экономики             ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский)        ¦до 15% об-¦
   ¦        ¦компонент                                   ¦щего объ- ¦
   ¦        ¦                                            ¦ема цикла ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента,      ¦320 часов ¦
   ¦        ¦устанавливаемые вузом                       ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ЕН.00   ¦Общие математические и естественнонаучные   ¦300 часов ¦
   ¦        ¦дисциплины                                  ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент                       ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика                    ¦          ¦
   ¦        ¦Основные понятия математической статистики; ¦          ¦
   ¦        ¦математические методы проверки гипотез; роль¦          ¦
   ¦        ¦математики в гуманитарных науках; основные  ¦          ¦
   ¦        ¦понятия и методы теории информации и кодиро-¦          ¦
   ¦        ¦вания; аппаратные и программные средства    ¦          ¦
   ¦        ¦персональных ЭВМ, предназначенные для       ¦          ¦
   ¦        ¦обработки информации                        ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания       ¦          ¦
   ¦        ¦Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦          ¦
   ¦        ¦научный метод; история науки                ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский)        ¦до 10% об-¦
   ¦        ¦компонент                                   ¦щего объ- ¦
   ¦        ¦                                            ¦ема цикла ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента,      ¦100 часов ¦
   ¦        ¦устанавливаемые вузом                       ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ОПД.00  ¦Общепрофессиональные дисциплины             ¦5346 часов¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент                       ¦не менее  ¦
   ¦        ¦                                            ¦80% от    ¦
   ¦        ¦                                            ¦общего    ¦
   ¦        ¦                                            ¦объема    ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ОПД.Ф.01¦Всеобщая история (История мировых           ¦          ¦
   ¦<3>     ¦цивилизаций)                                ¦          ¦
   ¦        ¦Понятие "первобытное общество"; дискуссии о ¦          ¦
   ¦        ¦его месте в человеческой истории. Проблемы  ¦          ¦
   ¦        ¦антропогенеза и социогенеза. Переход к      ¦          ¦
   ¦        ¦социально-стратифицированному обществу.     ¦          ¦
   ¦        ¦Основные эпохи мировых цивилизаций в        ¦          ¦
   ¦        ¦социально-экономическом, политическом и     ¦          ¦
   ¦        ¦культурном аспектах. Типы цивилизаций в     ¦          ¦
   ¦        ¦древности: Древний Восток, Древняя Греция,  ¦          ¦
   ¦        ¦эллинистические монархии, Древний Рим.      ¦          ¦
   ¦        ¦Место средневековья во всемирно-историческом¦          ¦
   ¦        ¦процессе; его хронологические рамки и перио-¦          ¦
   ¦        ¦дизация. Западно- и восточно-европейские    ¦          ¦
   ¦        ¦варианты средневекового исторического разви-¦          ¦
   ¦        ¦тия. Византия. Страны и народы Азии, Африки ¦          ¦
   ¦        ¦и доколумбовой Америки в эпоху средневеко-  ¦          ¦
   ¦        ¦вья. История нового времени; хронологические¦          ¦
   ¦        ¦рамки и периодизация. Переход европейской   ¦          ¦
   ¦        ¦цивилизации от доиндустриального мира к но- ¦          ¦
   ¦        ¦вому этапу развития. Европейская цивилизация¦          ¦
   ¦        ¦и традиционные общества Америки, Азии и     ¦          ¦
   ¦        ¦Африки; складывание колониальной системы.   ¦          ¦
   ¦        ¦Место XX века во всемирно-историческом про- ¦          ¦
   ¦        ¦цессе. Асинхронность общественного развития ¦          ¦
   ¦        ¦и новый уровень исторического синтеза. Ос-  ¦          ¦
   ¦        ¦новные проблемы и процессы развития западной¦          ¦
   ¦        ¦цивилизации. Восточная Европа в контексте   ¦          ¦
   ¦        ¦новейшей истории. Фашизм и тоталитаризм. Ти-¦          ¦
   ¦        ¦пы и особенности традиционалистских обществ ¦          ¦
   ¦        ¦в постиндустриальном мире; их место в миро- ¦          ¦
   ¦        ¦вой системе хозяйства и мировой политике.   ¦          ¦
   ¦        ¦Военно-политические союзы и мировые войны.  ¦          ¦
   ¦        ¦Глобальные проблемы современности           ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ОПД.Ф.02¦История России                              ¦          ¦
   ¦        ¦История России в системе мировой истории;   ¦          ¦
   ¦        ¦характерные черты исторического процесса в  ¦          ¦
   ¦        ¦России; этногенез славян и этнокультурные   ¦          ¦
   ¦        ¦процессы в восточном славянстве. Древнерус- ¦          ¦
   ¦        ¦ское государство, характер его взаимодей-   ¦          ¦
   ¦        ¦ствия с западными, восточными и степными    ¦          ¦
   ¦        ¦цивилизациями; русские земли в период феода-¦          ¦
   ¦        ¦льной раздробленности, характер экономичес- ¦          ¦
   ¦        ¦ких, политических и культурных процессов;   ¦          ¦
   ¦        ¦объединение русских земель вокруг Москвы.   ¦          ¦
   ¦        ¦Московское царство в XV - XVII веках,       ¦          ¦
   ¦        ¦социально-экономическое, политическое и     ¦          ¦
   ¦        ¦культурное развитие. Россия в новое время,  ¦          ¦
   ¦        ¦глобальные проблемы общественно-историческо-¦          ¦
   ¦        ¦го развития и способы их решения. Советское ¦          ¦
   ¦        ¦государство, противоречия общественного и   ¦          ¦
   ¦        ¦духовного развития, характер взаимодействия ¦          ¦
   ¦        ¦власти и общества, тоталитаризм и причины   ¦          ¦
   ¦        ¦кризиса. Современная Россия, становление    ¦          ¦
   ¦        ¦гражданского общества                       ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ОПД.Ф.03¦Источниковедение                            ¦          ¦
   ¦        ¦Теоретические проблемы источниковедения.    ¦          ¦
   ¦        ¦Типология источников по разным историческим ¦          ¦
   ¦        ¦эпохам; характеристика отдельных типов      ¦          ¦
   ¦        ¦источников. Закономерности возникновения и  ¦          ¦
   ¦        ¦эволюции источниковой базы. Методологические¦          ¦
   ¦        ¦принципы изучения источников. Методы работы ¦          ¦
   ¦        ¦с источниками; проблемы критики источников. ¦          ¦
   ¦        ¦Современные методы накопления и анализа     ¦          ¦
   ¦        ¦источниковой информации. Современные центры ¦          ¦
   ¦        ¦хранения исторических источников и принципы ¦          ¦
   ¦        ¦их организации. Методика самостоятельной    ¦          ¦
   ¦        ¦работы с источниками                        ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ОПД.Ф.04¦История исторической науки. Историография   ¦          ¦
   ¦        ¦Процесс и основные этапы возникновения и    ¦          ¦
   ¦        ¦развития исторических знаний, превращения   ¦          ¦
   ¦        ¦их в науку. Функции исторической науки как  ¦          ¦
   ¦        ¦составной части духовной культуры общества. ¦          ¦
   ¦        ¦Предмет историографии. Становление и эволю- ¦          ¦
   ¦        ¦ция различных направлений и школ в отечест- ¦          ¦
   ¦        ¦венной и зарубежной историографии, их связь ¦          ¦
   ¦        ¦с идейно-политическими течениями. Общие     ¦          ¦
   ¦        ¦проблемы развития цивилизаций и обществ в   ¦          ¦
   ¦        ¦исторической мысли. Наиболее крупные кон-   ¦          ¦
   ¦        ¦кретные исторические и социологические проб-¦          ¦
   ¦        ¦лемы в историографии различных направлений  ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ОПД.Ф.05¦История мировой и отечественной культуры    ¦          ¦
   ¦        ¦Понятие об основных культурно-исторических  ¦          ¦
   ¦        ¦эпохах; культура Древнего Востока; культура ¦          ¦
   ¦        ¦Древней Греции и Древнего Рима; культура    ¦          ¦
   ¦        ¦средневековой Европы; культура Византии;    ¦          ¦
   ¦        ¦культура Древней Руси; европейская культура ¦          ¦
   ¦        ¦эпохи Возрождения; европейская культура     ¦          ¦
   ¦        ¦Нового времени; основные этапы истории      ¦          ¦
   ¦        ¦культуры России; проблемы культуры XX в.    ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ОПД.Ф.06¦История мировых религий                     ¦          ¦
   ¦        ¦Религия как феномен культуры; ранние формы  ¦          ¦
   ¦        ¦религиозного сознания; история индуизма,    ¦          ¦
   ¦        ¦буддизма, конфуцианства, даосизма; христиан-¦          ¦
   ¦        ¦ство и его роль в мировой истории; основные ¦          ¦
   ¦        ¦христианские конфессии; история православия ¦          ¦
   ¦        ¦в Византии и России; история ислама и ислам-¦          ¦
   ¦        ¦ской культуры; современные религиозные дви- ¦          ¦
   ¦        ¦жения, фундаментализм и модернизм           ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ОПД.Ф.07¦Археология                                  ¦          ¦
   ¦        ¦Способы существования человека в различной  ¦          ¦
   ¦        ¦экологической среде, материальные остатки   ¦          ¦
   ¦        ¦жизнедеятельности людей, их типология и     ¦          ¦
   ¦        ¦методы изучения, общие черты и характерные  ¦          ¦
   ¦        ¦особенности жизни древних обществ, формиро- ¦          ¦
   ¦        ¦вания этнокультурных миров от эпохи палео-  ¦          ¦
   ¦        ¦лита до раннего средневековья               ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ОПД.Ф.08¦Этнология                                   ¦          ¦
   ¦        ¦Наука о народах-этносах; этнос, его струк-  ¦          ¦
   ¦        ¦тура, этническое сознание, механизмы симво- ¦          ¦
   ¦        ¦лизации этнической культуры, этносоциальный ¦          ¦
   ¦        ¦организм, типология этнических общностей;   ¦          ¦
   ¦        ¦принципы классификации народов мира; проб-  ¦          ¦
   ¦        ¦лемы этногенеза и основные этапы этнической ¦          ¦
   ¦        ¦истории; этнический фактор в мировой исто-  ¦          ¦
   ¦        ¦рии, современные тенденции этносоциального  ¦          ¦
   ¦        ¦развития                                    ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ОПД.Ф.09¦Вспомогательные исторические дисциплины     ¦          ¦
   ¦        ¦Классификация вспомогательных исторических  ¦          ¦
   ¦        ¦дисциплин в соответствии с классификацией   ¦          ¦
   ¦        ¦исторических источников и структурой источ- ¦          ¦
   ¦        ¦никоведческой критики; методы исторической  ¦          ¦
   ¦        ¦географии, палеографии, кодикологии, хроно- ¦          ¦
   ¦        ¦логии, метрологии, нумизматики, сфрагистики,¦          ¦
   ¦        ¦геральдики, генеалогии и др.                ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ОПД.Ф.10¦История регионов мира                       ¦          ¦
   ¦        ¦(одна или две дисциплины определяются       ¦          ¦
   ¦        ¦вузами)                                     ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ОПД.Ф.11¦История регионов и народов России           ¦          ¦
   ¦        ¦(выбор курсов осуществляется вузами в со-   ¦          ¦
   ¦        ¦ответствии с региональной спецификой. Курсы ¦          ¦
   ¦        ¦призваны дать представление студентам об об-¦          ¦
   ¦        ¦щем и особенном в развитии российской циви- ¦          ¦
   ¦        ¦лизации, вкладе различных регионов и народов¦          ¦
   ¦        ¦в решение общегосударственных проблем,      ¦          ¦
   ¦        ¦их культурно-историческом и этническом      ¦          ¦
   ¦        ¦своеобразии)                                ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ОПД.Ф.12¦Теория и методология истории                ¦          ¦
   ¦        ¦Взаимосвязь между теорией и методами исто-  ¦          ¦
   ¦        ¦рического познания, принципы исторического  ¦          ¦
   ¦        ¦исследования, общенаучные методы в истори-  ¦          ¦
   ¦        ¦ческой науке, специальные исторические мето-¦          ¦
   ¦        ¦ды, методы, заимствованные из других наук,  ¦          ¦
   ¦        ¦методология и методика решения исследовате- ¦          ¦
   ¦        ¦льских задач                                ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ОПД.Ф.13¦Классические языки                          ¦          ¦
   ¦        ¦Место и роль классических языков в          ¦          ¦
   ¦        ¦культурно-историческом развитии; история    ¦          ¦
   ¦        ¦их становления и развития, значение для     ¦          ¦
   ¦        ¦современной языковой культуры; лексические  ¦          ¦
   ¦        ¦<5> и грамматические основы                 ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский)        ¦500 часов ¦
   ¦        ¦компонент                                   ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента,      ¦320 часов ¦
   ¦        ¦устанавливаемые вузом                       ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ДС.00   ¦Дисциплины специализации, устанавливаемые   ¦878 часов ¦
   ¦<4>     ¦вузом                                       ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ФД.00   ¦Факультативные дисциплины                   ¦150 часов ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ФТД.01  ¦Военная подготовка и гражданская оборона    ¦400 часов ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦        ¦Общая продолжительность теоретического      ¦8262 часа ¦
   ¦        ¦обучения                                    ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦П.00    ¦Практики                                    ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦П.01    ¦Археологическая или этнологическая          ¦4 недели  ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦П.02    ¦Архивная                                    ¦4 недели  ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦П.03    ¦Музейная, музейно-экскурсионная или научно- ¦4 недели  ¦
   ¦        ¦библиографическая                           ¦          ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦П.04    ¦Педагогическая практика                     ¦5 недель  ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦П.05    ¦Преддипломная практика                      ¦12 недель ¦
   +--------+--------------------------------------------+----------+
   ¦ГА.00   ¦Государственная итоговая квалификационная   ¦4 недели  ¦
   ¦        ¦аттестация                                  ¦          ¦
   L--------+--------------------------------------------+-----------
   
   ------------------------------------
       <1>  Из  перечня  общих  гуманитарных и социально-экономических
   дисциплин, согласно решению Научно-методического совета по  истории
   и  искусствоведению  УМО университетов РФ от  15  ноября  1999  г.,
   рекомендованы  экономика, русский язык и  культура  речи,  а  также
   иностранный  язык и физическая культура. Ученые советы  факультетов
   вправе  решать  вопросы о введении остальных дисциплин  цикла  либо
   как обязательных, либо как альтернативных.
       <2>  При  подготовке  преподавателя истории  данная  дисциплина
   переходит в разряд общепрофессиональных дисциплин.
       <3>  Всеобщая история (История мировых цивилизаций) как учебная
   дисциплина  может  реализоваться как единый курс либо  как  система
   согласованных курсов.
       <4>  Данные  специализации могут быть реализованы в зависимости
   от   тех  возможностей,  которыми  располагает  каждое  из  учебных
   заведений, а также реальных потребностей регионов в подготовке  тех
   или  иных кадров. Не исключена возможность предоставления студентам
   права   получения   государственного  сертификата   по   нескольким
   направлениям профессиональной подготовки. Набор дисциплин  включает
   теоретический блок и блок профессиональных практик.
       <5>  Набор конкретных вспомогательных дисциплин устанавливается
   вузом,   но  палеография,  историческая  география,  хронология   и
   метрология являются обязательными для всех.
   
       Примечания. 1. Вуз (факультет) имеет право:
       1.1.  Изменять  объем  часов, отводимых  на  освоение  учебного
   материала  как для циклов дисциплин, так и для дисциплин,  входящих
   в   цикл,  в  пределах  20%  без  повышения  максимального   объема
   недельной  нагрузки студента и при условии сохранения  минимального
   содержания дисциплин.
       1.2.  Устанавливать  объем  часов по дисциплинам  циклов  общих
   гуманитарных    и    социально-экономических    дисциплин    (кроме
   иностранного  языка),  общих  математических  и  естественнонаучных
   дисциплин  при  условии  сохранения объема часов  данного  цикла  и
   реализации минимума содержания дисциплин.
       1.3.  Осуществлять преподавание общих гуманитарных дисциплин  в
   форме   авторских   лекционных   курсов   и   разнообразных   видов
   коллективных  и  индивидуальных  практических  занятий,  заданий  и
   семинаров  по программам, разработанным в самом вузе и  учитывающим
   региональную,  национально-этническую, профессиональную  специфику,
   научно-исследовательские   предпочтения   преподавателей,   которые
   обеспечили бы квалифицированное освещение тематики дисциплин.
       1.4.   Устанавливать  необходимую  глубину  усвоения  отдельных
   разделов  дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих  гуманитарных
   и   социально-экономических  дисциплин,  общих   математических   и
   естественнонаучных  дисциплин,  в зависимости  от  профиля  данного
   направления.
       2.  Факультативные дисциплины предусматриваются учебным  планом
   вуза, но не являются обязательными.
       3.  Курсовые  работы (проекты) рассматриваются как вид  учебной
   работы  по  дисциплине  и  для изучения студентами,  выполняются  в
   пределах часов, отводимых на ее изучение.
       4.    Цикл    специальных    дисциплин    представляет    собой
   профессиональную   подготовку,   более   узкую   по   сравнению   с
   направлением.  Вузом (факультетом) могут быть предложены  различные
   варианты  этого  цикла,  из которых студент  вправе  выбрать  один.
   Каждый  из  вариантов, наряду с обязательными  дисциплинами  цикла,
   должен включать курсы по выбору студента.
       5.   Государственная   итоговая   квалификационная   аттестация
   осуществляется  согласно  п.  5  государственного  образовательного
   стандарта   Российской   Федерации   "Высшее   образование.   Общие
   требования".   Формы   и   содержание   государственной    итоговой
   квалификационной аттестации специалиста должны обеспечить  контроль
   выполнения   требований  к  уровню  подготовки   лиц,   завершивших
   обучение.
   
         5. Сроки освоения основной образовательной программы
             выпускника по специальности 020700 - История
   
       5.1.   Срок   освоения   основной   образовательной   программы
   подготовки  выпускника  при  очной форме  обучения  составляет  260
   недель, в том числе:
       теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу
   студентов,   практикумы,  в  том  числе   лабораторные,   а   также
   экзаменационные сессии - не менее 200 недель;
       практики - не менее 29 недель;
       итоговая  государственная  аттестация,  включая  подготовку   и
   защиту выпускной квалификационной работы, - не менее 4 недель;
       каникулы - не менее 28 недель.
       5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
   освоения  основной образовательной программы подготовки  выпускника
   по  очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения,  а  также  в
   случае  сочетания  различных форм обучения увеличиваются  вузом  до
   одного года относительно нормативного срока, установленного п.  1.2
   настоящего государственного образовательного стандарта.
       5.3.    Максимальный    объем   учебной    нагрузки    студента
   устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды  его  аудиторной
   и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
       5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
   не  должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32
   часа  в  неделю. При этом в указанный объем не входят  обязательные
   практические   занятия  по  физической  культуре   и   занятия   по
   факультативным дисциплинам.
       5.5.   При   очно-заочной  (вечерней)  форме   обучения   объем
   аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
       5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
   возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов  в
   год.
       5.7.  Общий  объем каникулярного времени в учебном году  должен
   составлять  7  -  10  недель, в том числе не менее  двух  недель  в
   зимний период.
   
           6. Требования к разработке и условиям реализации
       основной образовательной программы подготовки выпускника
                   по специальности 020700 - История
   
       6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
   подготовки специалиста.
       6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает  и
   утверждает  основную образовательную программу вуза для  подготовки
   выпускника  на  основе настоящего государственного образовательного
   стандарта.
       Дисциплины   по  выбору  студента  являются  обязательными,   а
   факультативные   дисциплины,   предусматриваемые   учебным   планом
   высшего  учебного заведения, не являются обязательными для изучения
   студентов.
       Курсовые  работы  (проекты)  рассматриваются  как  вид  учебной
   работы  по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых  на
   ее изучение.
       По  всем  дисциплинам и практикам, включенным  в  учебный  план
   высшего  учебного  заведения, должна выставляться  итоговая  оценка
   (отлично,   хорошо,   удовлетворительно,  неудовлетворительно   или
   зачтено, не зачтено).
       Специализации являются частями специальности, в рамках  которой
   они   создаются,   и   предполагают  получение  более   углубленных
   профессиональных  знаний,  умений и навыков  в  различных  областях
   деятельности по профилю данной специальности.
       В   основных  образовательных  программах,  имеющих   в   своем
   наименовании   слова  "по  отраслям"  или  "по  видам",   специфика
   подготовки  для  конкретной отрасли или  вида  учитывается,  прежде
   всего, за счет дисциплин специализаций.
       6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
   учебное заведение имеет право:
       изменять  объем часов, отводимых на освоение учебного материала
   для циклов дисциплин, в пределах 5%;
       формировать   цикл   гуманитарных   и   социально-экономических
   дисциплин,   который   должен  включать  из   одиннадцати   базовых
   дисциплин,  приведенных в настоящем государственном образовательном
   стандарте,   в   качестве  обязательных  следующие  4   дисциплины:
   "Иностранный  язык"  (в  объеме не менее  340  часов),  "Физическая
   культура"  (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная  история",
   "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться  по
   усмотрению    вуза.   При   этом   возможно   их   объединение    в
   междисциплинарные  курсы  при  сохранении  обязательного   минимума
   содержания.  Если  дисциплины являются частью  общепрофессиональной
   или   специальной   подготовки  (для  гуманитарных   и   социально-
   экономических направлений подготовки (специальностей)),  выделенные
   на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.
       Занятия  по  дисциплине "Физическая культура" при  очно-заочной
   (вечерней),   заочной   формах   обучения   и   экстернате    могут
   предусматриваться с учетом пожелания студентов;
       осуществлять    преподавание    гуманитарных    и    социально-
   экономических  дисциплин  в  форме авторских  лекционных  курсов  и
   разнообразных  видов  коллективных  и  индивидуальных  практических
   занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным  в  самом
   вузе    и    учитывающим    региональную,   национально-этническую,
   профессиональную   специфику,   а  также   научно-исследовательские
   предпочтения   преподавателей,   обеспечивающих   квалифицированное
   освещение тематики дисциплин цикла;
       устанавливать   необходимую  глубину   преподавания   отдельных
   разделов  дисциплин,  входящих в циклы  гуманитарных  и  социально-
   экономических,  математических  и естественнонаучных  дисциплин,  в
   соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;
       устанавливать   наименование  специализаций  по  специальностям
   высшего   профессионального  образования,  наименование   дисциплин
   специализаций,   их   объем  и  содержание   сверх   установленного
   настоящим  государственным  образовательным  стандартом,  а   также
   форму контроля за их освоением студентами;
       реализовать   основную  образовательную  программу   подготовки
   специалиста  в  сокращенные  сроки для студентов  высшего  учебного
   заведения,    имеющих    среднее    профессиональное    образование
   соответствующего  профиля или высшее профессиональное  образование.
   Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний,  умений  и
   навыков     студентов,    полученных    на     предыдущем     этапе
   профессионального образования. При этом продолжительность  обучения
   должна  составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные  сроки
   допускается  также  для  лиц, уровень образования  или  способности
   которых являются для этого достаточным основанием.
       6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
       Реализация   основной   образовательной  программы   подготовки
   дипломированного специалиста должна обеспечиваться  педагогическими
   кадрами,    имеющими,    как    правило,    базовое    образование,
   соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и  систематически
   занимающимися   научной  и/или  научно-методической  деятельностью;
   преподаватели  специальных  дисциплин, как  правило,  должны  иметь
   ученую   степень   и/или   опыт  деятельности   в   соответствующей
   профессиональной сфере.
       6.3.  Требования  к  учебно-методическому обеспечению  учебного
   процесса.
       Реализация   основной   образовательной  программы   подготовки
   дипломированного    специалиста   должна    включать    необходимую
   лабораторно-практическую  базу,  необходимую  информационную  базу,
   обеспечивающие  подготовку  высококвалифицированного   специалиста,
   включая    профессиональные   и   реферативные   журналы,   научную
   литературу;  информационные  базы  и  доступ  к  различным  сетевым
   источникам информации.
       Реализация   основной   образовательной  программы   подготовки
   дипломированного   специалиста   должна   обеспечиваться   доступом
   каждого   студента  к  библиотечным  фондам  и  базам  данных,   по
   содержанию  соответствующим  полному  перечню  дисциплин   основной
   образовательной   программы,  наличием   методических   пособий   и
   рекомендаций  по  всем  дисциплинам  и  по  всем  видам  занятий  -
   практикумам,  курсовому,  дипломному проектированию,  практикам,  а
   также     наглядными     пособиями,    мультимедийными,     аудио-,
   видеоматериалами.
       6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
   процесса.
       Высшее  учебное заведение, реализующее основную образовательную
   программу    подготовки   дипломированного   специалиста,    должно
   располагать    материально-технической    базой,    соответствующей
   санитарно-техническим  нормам  и  обеспечивающей  проведение   всех
   видов     лабораторной,     практической,     дисциплинарной      и
   междисциплинарной  подготовки  и  научно-исследовательской   работы
   студентов, предусмотренных примерным учебным планом.
       6.5. Требования к организации практик.
       Устанавливаются   в   соответствии  с   предложениями   Научно-
   методического   совета   по   истории   и   искусствоведению    УМО
   университетов РФ.
   
             7. Требования к уровню подготовки выпускника
                   по специальности 020700 - История
   
       7.1.    Требования    к    профессиональной    подготовленности
   специалиста.
       Выпускник  должен  уметь  решать  задачи,  соответствующие  его
   квалификации,   указанной  в  п.  1.2  настоящего  государственного
   образовательного стандарта.
       Специалист отвечает следующим требованиям:
       - хорошо подготовлен в области всеобщей и отечественной истории
   и умеет применять свои знания в практической деятельности;
       -   знаком  с  основными  учениями  в  области  гуманитарных  и
   социально-экономических   наук,   способен   научно   анализировать
   социально  значимые проблемы и процессы, умеет использовать  методы
   этих   наук   в  различных  видах  профессиональной  и   социальной
   деятельности;
       -  знает  этические  и  правовые нормы, регулирующие  отношения
   человека  к  человеку, обществу, окружающей среде, умеет  учитывать
   их при разработке экологических и социальных проектов;
       -   имеет  целостное  представление  о  процессах  и  явлениях,
   происходящих  в  живой  и  неживой  природе,  понимает  возможности
   современных  научных  методов познания природы  и  владеет  ими  на
   уровне,  необходимом для решения задач, возникающих при  выполнении
   профессиональных функций;
       -  владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен
   в  письменной  и  устной  речи  правильно  (логично)  оформить  его
   результаты;
       -  свободно владеет государственным языком Российской Федерации
   - русским языком;
       -   способен  читать  и  использовать  научную  литературу   на
   иностранном языке (языках);
       -  знает  и  умеет  грамотно использовать в своей  деятельности
   профессиональную лексику;
       -  умеет  на  научной  основе организовать свой  труд,  владеет
   методами  сбора,  хранения и обработки информации,  применяемыми  в
   сфере   его   профессиональной  деятельности,  знает  и  использует
   достижения информатики в своей области;
       - способен, учитывая современное состояние науки и изменяющуюся
   социальную   практику,  к  переоценке  накопленного  опыта,   умеет
   приобретать  новые  знания,  используя современные  образовательные
   технологии;
       -  понимает  сущность и социальную значимость своей  профессии,
   основные  проблемы дисциплин, определяющих конкретную  область  его
   деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
       - способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на
   основе системного подхода, умеет строить и использовать модели  для
   описания  и  прогнозирования  различных  явлений,  осуществлять  их
   качественный и количественный анализ;
       -  способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с
   реализацией  профессиональных функций, умеет  использовать  для  их
   решения методы изученных им наук;
       -  знаком  с  методами управления, умеет организовывать  работу
   исполнителей,  находить  и  принимать  управленческие   решения   в
   условиях  противоречивых  требований, знает  основы  педагогической
   деятельности;
       -  методически  и  психологически  готов  к  изменению  вида  и
   характера   своей   профессиональной   деятельности,   работе   над
   междисциплинарными проектами;
       - владеет общей и частной методиками в профессиональной сфере;
       - умеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в
   специальной литературе;
       -   обладает  необходимыми  знаниями  в  области  библиографии,
   способен   уметь  применять  и  использовать  сервисные  программы,
   пакеты  прикладных  программ и инструментальные  средства  ЭВМ  для
   подготовки методических материалов;
       -  обладает  углубленными  знаниями  в  сфере  профессиональной
   специализации;   владеет  современной  методологией   и   методикой
   решения профессиональных задач;
       -  способен формировать собственные исследовательские программы
   в сфере профессиональной специализации.
       7.2.   Требования   к   итоговой   государственной   аттестации
   специалиста.
       7.2.1.  Итоговая государственная аттестация выпускника включает
   выпускную    квалификационную    работу,    позволяющую     выявить
   теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz