Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
47 гум/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 522600 - ВОСТОКОВЕДЕНИЕ, АФРИКАНИСТИКА
СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ВОСТОКОВЕДЕНИЯ, АФРИКАНИСТИКИ
1. Общая характеристика направления
522600 - Востоковедение, африканистика
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
РФ от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр
востоковедения, африканистики. Нормативный срок освоения основной
образовательной программы бакалавра по направлению 522600 -
Востоковедение, африканистика при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности
бакалавра по направлению 522600 - Востоковедение, африканистика:
практическая и исследовательская деятельность бакалавра
сосредоточена в сфере межъязыковой коммуникации, образования,
академической и отраслевой науки, предполагающей комплексный
подход к языкам, истории, культуре, этносоциальным процессам в
странах Азии и Африки.
Объектами профессиональной деятельности бакалавра являются
языки и литературы народов Азии и Африки, история стран и народов
Азии и Африки с древности до наших дней, теоретические и
практические аспекты историко-культурных и этносоциальных
процессов в традиционалистских обществах.
Бакалавр может в установленном порядке работать в
образовательных учреждениях.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования в магистратуре
по направлению 522600 - Востоковедение, африканистика.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной
образовательной программе бакалавра по направлению
522600 - Востоковедение, африканистика
3.1. Основная образовательная программа бакалавра разработана
на основании настоящего государственного образовательного
стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин,
программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы бакалавра, к условиям ее реализации и
сроки ее освоения определены настоящим государственным
образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа бакалавра формируется
из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-
регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также
факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в
каждом цикле дополняют дисциплины, указанные в федеральном
компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа бакалавра
предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин:
ГСЭ - гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл
состоит из 11 базовых дисциплин: Иностранный язык; Физическая
культура; История Отечества; Культурология; Политология;
Правоведение; Психология и педагогика; Русский язык и культура
речи; Социология; Философия; Экономика. Порядок формирования цикла
вузом (факультетом) определяется пунктом 6.1.2;
ЕН - математические и естественнонаучные дисциплины;
ДН - дисциплины направления;
СД - специальные дисциплины;
ФАК - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы бакалавра определяется высшим учебным
заведением самостоятельно.
Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы бакалавра соответствует квалификационной
характеристике, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Обязательный минимум содержания основной
образовательной программы бакалавра по направлению
522600 - Востоковедение, африканистика
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный (западный) язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации о¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая культура¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая подготовка¦ ¦
¦ ¦студентов. ¦ ¦
¦ ¦ Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. ¦ ¦
¦ ¦ Проблема этногенеза восточных славян. Основные ¦ ¦
¦ ¦этапы становления государственности. Древняя Русь¦ ¦
¦ ¦и кочевники. Византийско-древнерусские связи. ¦ ¦
¦ ¦Особенности социального строя Древней Руси. ¦ ¦
¦ ¦Этнокультурные и социально-политические процессы ¦ ¦
¦ ¦становления русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦ Эволюция восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦ Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания российского¦ ¦
¦ ¦абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века и¦ ¦
¦ ¦ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны¦ ¦
¦ ¦в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки¦ ¦
¦ ¦осуществления политических и экономических ¦ ¦
¦ ¦реформ. НТР и ее влияние на ход общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ее ¦ ¦
¦ ¦провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные традиции,¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, культурная¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль и ¦ ¦
¦ ¦место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. Политическая¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦ Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦ Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦ Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: Предмет, объект и методы психологии.¦ ¦
¦ ¦ Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦ Мозг и психика. Структура психики. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного. Основные психические¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интеллект.¦ ¦
¦ ¦Творчество. Внимание. Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦ Эмоции и чувства. Психическая регуляция ¦ ¦
¦ ¦поведения и деятельности. Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦ Психология личности. Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. Межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦ Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет,¦ ¦
¦ ¦экзамен, факультативные занятия, консультация. ¦ ¦
¦ ¦ Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического взаимодействия¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦ Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного языка.¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования элементов¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. Языковые¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы унификации¦ ¦
¦ ¦языка служебных документов. Интернациональные ¦ ¦
¦ ¦свойства русской официально-деловой письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. Язык и стиль распорядительных документов. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык ¦ ¦
¦ ¦и стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых средств¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, развертывание¦ ¦
¦ ¦и завершение речи. Основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов. ¦ ¦
¦ ¦Словесное оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений и ¦ ¦
¦ ¦культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный контроль¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм ¦ ¦
¦ ¦и индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс; личность ¦ ¦
¦ ¦и массы, свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития.¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера и ¦ ¦
¦ ¦знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Экономические системы. Основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦экономической теории. Методы экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. ¦ ¦
¦ ¦Монополистическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложение ¦ ¦
¦ ¦труда. Заработная плата и занятость. Рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок ¦ ¦
¦ ¦земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. ¦ ¦
¦ ¦ Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Деньги и их функции. Равновесие на ¦ ¦
¦ ¦денежном рынке. Денежный мультипликатор. ¦ ¦
¦ ¦Банковская система. Денежно-кредитная политика. ¦ ¦
¦ ¦Экономический рост и развитие. Международные ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения. Внешняя торговля и ¦ ¦
¦ ¦торговая политика. Платежный баланс. Валютный ¦ ¦
¦ ¦курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике.¦ ¦
¦ ¦Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦480 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦280 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦ ¦
¦ ¦ Аксиоматический метод, основные структуры, ¦ ¦
¦ ¦составные структуры, вероятности, языки и ¦ ¦
¦ ¦программирование, алгоритмы, компьютерный ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦ ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции развития; ¦ ¦
¦ ¦корпускулярная и континуальная концепции описания¦ ¦
¦ ¦природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; ¦ ¦
¦ ¦структурные уровни организации материи; микро-, ¦ ¦
¦ ¦макро- и мегамиры; пространство, время; принципы ¦ ¦
¦ ¦относительности; принципы симметрии; законы ¦ ¦
¦ ¦сохранения; взаимодействие; близкодействие, ¦ ¦
¦ ¦дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции,¦ ¦
¦ ¦неопределенности, дополнительности; динамические ¦ ¦
¦ ¦и статистические закономерности в природе; законы¦ ¦
¦ ¦сохранения энергии в макроскопических процессах; ¦ ¦
¦ ¦принцип возрастания энтропии; химические ¦ ¦
¦ ¦процессы, реакционная способность веществ; ¦ ¦
¦ ¦внутреннее строение и история геологического ¦ ¦
¦ ¦развития земли; современные концепции развития ¦ ¦
¦ ¦геосферных оболочек; литосфера как абиотическая ¦ ¦
¦ ¦основа жизни; экологические функции литосферы: ¦ ¦
¦ ¦ресурсная, геодинамическая, геофизико- ¦ ¦
¦ ¦геохимическая; географическая оболочка Земли; ¦ ¦
¦ ¦особенности биологического уровня организации ¦ ¦
¦ ¦материи; принципы эволюции, воспроизводства ¦ ¦
¦ ¦и развития живых систем; многообразие живых ¦ ¦
¦ ¦организмов - основа организации и устойчивости ¦ ¦
¦ ¦биосферы; генетика и эволюция; человек: ¦ ¦
¦ ¦физиология, здоровье, эмоции, творчество, ¦ ¦
¦ ¦работоспособность; биоэтика, человек, биосфера ¦ ¦
¦ ¦и космические циклы: ноосфера, необратимость ¦ ¦
¦ ¦времени, самоорганизация в живой и неживой ¦ ¦
¦ ¦природе; принципы универсального эволюционизма; ¦ ¦
¦ ¦путь к единой культуре ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦128 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦72 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДН ¦Дисциплины направления ¦5120 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦4576 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДН.Ф.01 ¦Основной язык ¦ ¦
¦ ¦ Социолингвистическая, историческая и ¦ ¦
¦ ¦типологическая характеристики языка; язык в его ¦ ¦
¦ ¦литературной форме и диалектном разнообразии; ¦ ¦
¦ ¦устная и письменная разновидности литературного ¦ ¦
¦ ¦языка; происхождение и основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦языка, современные языковые процессы; ¦ ¦
¦ ¦письменность, ее становление и современное ¦ ¦
¦ ¦функционирование; графика, орфография и ¦ ¦
¦ ¦пунктуация; языковой строй и фонологическая ¦ ¦
¦ ¦система; лексикография; фразеология; ¦ ¦
¦ ¦словообразование; морфология; синтаксис; ¦ ¦
¦ ¦стилистика литературного языка ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДН.Ф.02 ¦История изучаемой страны (региона) ¦ ¦
¦ ¦ История конкретной страны (региона) Азии/Африки,¦ ¦
¦ ¦история народов страны (региона) в контексте ¦ ¦
¦ ¦всемирно-исторического процесса; характерные ¦ ¦
¦ ¦черты и этапы эволюции общества; особенности ¦ ¦
¦ ¦исторического формирования и современного ¦ ¦
¦ ¦функционирования основных общественных ¦ ¦
¦ ¦институтов; соотношение факторов внутреннего ¦ ¦
¦ ¦развития и внешних влияний; выдающиеся ¦ ¦
¦ ¦исторические деятели и их значение в формировании¦ ¦
¦ ¦национального самосознания ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДН.Ф.03 ¦География изучаемой страны (региона) ¦ ¦
¦ ¦ Характеристика естественно-природных и ¦ ¦
¦ ¦демографических условий; экономико-географическое¦ ¦
¦ ¦районирование страны (региона); трудовые и ¦ ¦
¦ ¦производственные ресурсы, типы земледелия; ¦ ¦
¦ ¦отраслевая структура хозяйства страны (региона); ¦ ¦
¦ ¦структура внутренней и внешней торговли ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДН.Ф.04 ¦Культура и этнография изучаемой страны (региона) ¦ ¦
¦ ¦ Проблемы этногенеза народов региона; первичные ¦ ¦
¦ ¦формы общности, системы родства; народные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культы, обряды, верования; влияние ¦ ¦
¦ ¦глобальных процессов на развитие материальной и ¦ ¦
¦ ¦духовной культуры региона; роль культурного ¦ ¦
¦ ¦наследия и традиций в обществах стран Азии и ¦ ¦
¦ ¦Африки ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДН.Ф.05 ¦Социально-политическая система и экономика ¦ ¦
¦ ¦изучаемой страны (региона) ¦ ¦
¦ ¦ Социальная структура общества, его основные ¦ ¦
¦ ¦классы и группы, характеристика их интересов; ¦ ¦
¦ ¦массовые социальные движения и их состав; ¦ ¦
¦ ¦характеристика политических отношений и режима ¦ ¦
¦ ¦власти в стране (регионе); основы правовой ¦ ¦
¦ ¦системы; политические и общественные организации;¦ ¦
¦ ¦система и принципы функционирования ¦ ¦
¦ ¦законодательных (представительных), ¦ ¦
¦ ¦исполнительных и судебных органов власти в центре¦ ¦
¦ ¦и на местах; краткие сведения по экономической ¦ ¦
¦ ¦истории страны (региона); общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦хозяйства и отдельных его отраслей; уровень ¦ ¦
¦ ¦развития национального рынка; методы ¦ ¦
¦ ¦государственного регулирования (планирования ¦ ¦
¦ ¦и программирования); анализ факторов ¦ ¦
¦ ¦хозяйственной динамики и результаты ¦ ¦
¦ ¦экономического роста; страны региона в системе ¦ ¦
¦ ¦международного разделения труда; тенденции и ¦ ¦
¦ ¦противоречия современной экономической ¦ ¦
¦ ¦интеграции; характеристика торговых, валютно- ¦ ¦
¦ ¦финансовых связей страны (региона) со странами ¦ ¦
¦ ¦Запада, России, другими странами СНГ и т.д. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДН.Ф.06 ¦Сравнительное религиеведение и философия религии ¦ ¦
¦ ¦ Мировые религии, их становление. Мировые и ¦ ¦
¦ ¦национальные религии. Синкретизм в религиозных ¦ ¦
¦ ¦системах. Сотериология в разных религиозных ¦ ¦
¦ ¦системах. Догматика и ритуал. Религиозные общины,¦ ¦
¦ ¦церковь. Религия и власть. Социологический ¦ ¦
¦ ¦и психологический подходы к изучению религиозных ¦ ¦
¦ ¦систем. Теология и философия религии ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДН.Ф.07 ¦История литературы изучаемой страны (региона) ¦ ¦
¦ ¦ Периодизация истории и типология литературы ¦ ¦
¦ ¦страны (региона); литературные контакты; ¦ ¦
¦ ¦традиция и современная литература, ее основные ¦ ¦
¦ ¦жанры, отражение социальных процессов; история ¦ ¦
¦ ¦литературоведческих исследований ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДН.Ф.08 ¦История мировой литературы ¦ ¦
¦ ¦ История литературы в контексте гражданской ¦ ¦
¦ ¦истории и общей истории культуры; основные этапы ¦ ¦
¦ ¦развития литературы, важнейшие литературные ¦ ¦
¦ ¦течения и школы; развитие жанровых систем и ¦ ¦
¦ ¦стилевая эволюция в различные исторические эпохи ¦ ¦
¦ ¦в различных регионах мира; взаимодействие и ¦ ¦
¦ ¦взаимообогащение литератур, понятие мировой ¦ ¦
¦ ¦литературы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДН.Ф.09 ¦Теория литературы ¦ ¦
¦ ¦ Место литературоведения в структуре ¦ ¦
¦ ¦гуманитарного знания; соотношение теории и ¦ ¦
¦ ¦истории литературы; роль литературной критики; ¦ ¦
¦ ¦эстетические категории и система основных понятий¦ ¦
¦ ¦науки о литературе; методы и приемы анализа ¦ ¦
¦ ¦литературного произведения и литературного ¦ ¦
¦ ¦процесса; основные этапы развития теоретико- ¦ ¦
¦ ¦литературной мысли; природа словесного ¦ ¦
¦ ¦художественного образа и образного мышления в ¦ ¦
¦ ¦литературе; литература в соотношении с другими ¦ ¦
¦ ¦видами искусства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДН.Ф.10 ¦Общее языкознание ¦ ¦
¦ ¦ Язык, речь и речевая деятельность; язык как ¦ ¦
¦ ¦знаковая система; система языка и единицы языка; ¦ ¦
¦ ¦лексика и семантика; фразеология; фонетика; ¦ ¦
¦ ¦грамматика, словообразование; язык как ¦ ¦
¦ ¦динамическая система; взаимодействие языков; ¦ ¦
¦ ¦социолингвистика; происхождение языка и его ¦ ¦
¦ ¦функционирование в различные исторические эпохи; ¦ ¦
¦ ¦письменность, графические системы; методы и ¦ ¦
¦ ¦приемы изучения и описания языков; история ¦ ¦
¦ ¦языкознания ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДН.Ф.11 ¦Всеобщая история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического сознания;¦ ¦
¦ ¦типы цивилизаций в древности; проблема ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия человека и природной среды в ¦ ¦
¦ ¦древних обществах; цивилизация Древней Руси; ¦ ¦
¦ ¦место средневековья во всемирно-историческом ¦ ¦
¦ ¦процессе; Киевская Русь; тенденции становления ¦ ¦
¦ ¦цивилизации в русских землях; проблема ¦ ¦
¦ ¦складывания основ национальных государств в ¦ ¦
¦ ¦Западной Европе; складывание Московского ¦ ¦
¦ ¦государства; Европа в начале нового времени и ¦ ¦
¦ ¦проблема формирования целостности европейской ¦ ¦
¦ ¦цивилизации; России в XV - XII вв.; XVIII в. в ¦ ¦
¦ ¦европейской и североамериканской истории; ¦ ¦
¦ ¦проблема перехода в "царство разума"; духовный ¦ ¦
¦ ¦мир человека на пороге перехода к ¦ ¦
¦ ¦индустриальному обществу; основные тенденции ¦ ¦
¦ ¦развития всемирной истории в XIX в.; пути ¦ ¦
¦ ¦развития России; место XX в. во всемирно- ¦ ¦
¦ ¦историческом процессе; новый уровень ¦ ¦
¦ ¦исторического синтеза; глобальная история; ¦ ¦
¦ ¦менталитет человека, его эволюция и особенности ¦ ¦
¦ ¦в Западной Европе, в азиатских и африканских ¦ ¦
¦ ¦цивилизациях и России ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДН.Ф.12 ¦Вспомогательные филологические дисциплины ¦ ¦
¦ ¦ (Введение в филологию изучаемой страны; ¦ ¦
¦ ¦Теоретическая грамматика изучаемого языка; ¦ ¦
¦ ¦Древняя и средневековая литература изучаемой ¦ ¦
¦ ¦страны) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДН.Ф.13 ¦Вспомогательные исторические дисциплины ¦ ¦
¦ ¦ (Введение в востоковедение, африканистику; ¦ ¦
¦ ¦История изучаемой страны в древности; ¦ ¦
¦ ¦Историография и источниковедение истории ¦ ¦
¦ ¦изучаемой страны; История идеологических учений ¦ ¦
¦ ¦Востока; История стран Азии и Африки; ¦ ¦
¦ ¦Сравнительное религиеведение и философия религии)¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДН.Ф.14 ¦Обеспечение безопасности жизнедеятельности ¦50 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦402 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦142 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Цикл специальных дисциплин, устанавливаемых ¦628 ¦
¦ ¦вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФАК.00 ¦Факультативные дисциплины ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФАК.01 ¦Дополнительные виды подготовки (военная ¦450 ¦
¦ ¦подготовка) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов ¦8478 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦8478 ¦
L--------+-------------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной
образовательной программы бакалавра по направлению
522600 - Востоковедение, африканистика
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208
недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные,
а также экзаменационные сессии - 157 недель;
- практики не менее - 10 недель;
библиотечно-архивная - 2 недель;
производственная (без отрыва от обучения) - 8 недель;
- итоговая государственная аттестация
(3 недели), включая подготовку и защиту
выпускной квалификационной работы (без
отрыва от обучения) - не менее 35 недель;
(ВУЗ имеет право на III и IV курсах
выделять 1 день в неделю свободный
от аудиторных занятий) для самостоятельной
работы студента над курсовой и выпускной
квалификационной работами)
- каникулы (включая 4 недели
последипломного отпуска) - не менее 37 недель.
5.2. Средний объем учебной нагрузки студента, включая все виды
его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, составляет 54 часа
в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен
превышать за период теоретического обучения в среднем 32 часов в
неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре, военной подготовке и
занятия по факультативным дисциплинам.
5.3. Практика в VII семестре (производственная) осуществляется
без отрыва от занятий из расчета 2 ч. в день.
5.4. Общий объем каникулярного времени в учебном году
составляет 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к условиям реализации основной
образовательной программы бакалавра по направлению
522600 - Востоковедение, африканистика
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
бакалавра.
6.1.1. Высшее учебное заведение (факультет) самостоятельно
разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза
(факультета) для бакалавра на основе настоящего государственного
образовательного стандарта бакалавра и примерной основной
образовательной программы, утвержденных Минобразованием России.
Цикл специальных дисциплин обеспечивает профессиональную
подготовку, более узкую по сравнению с направлением. Вузом
(факультетом) могут быть предложены различные варианты этого
цикла, из которых студент вправе выбрать один.
Факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
вуза (факультета), не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы и не
предполагают выделения дополнительных часов для их выполнения.
По всем дисциплинам, включенным в учебный план вуза
(факультета), выставляется итоговая оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
6.1.2. При разработке своей основной образовательной программы
вуз (факультет) имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала: для циклов дисциплин - в пределах 5 процентов, для
дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10 процентов без
превышения максимального объема недельной нагрузки студента и при
условии сохранения минимального содержания дисциплин;
- при формировании основной образовательной программы вуз
(факультет) включает в качестве обязательных дисциплины
"Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая
культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история",
"Философия".
Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по
усмотрению вуза. При этом, возможно их объединение в
междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума
содержания.
Если дисциплина является частью общепрофессиональной или
специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических
направлений подготовки специальностей), выделенные на ее изучение
часы могут перераспределяться в рамках цикла;
- осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе, учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, научно-исследовательские предпочтения
преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение
тематики дисциплин цикла. Содержание дисциплин цикла должно быть
профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки
выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной
деятельности;
- устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов
дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-
экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных
дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин;
- реализовать основную образовательную программу бакалавра в
сокращенные сроки для студентов вуза, имеющих среднее
профессиональное образование соответствующего профиля, но не менее
чем в три года. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся
знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе
профессионального образования. Обучение по сокращенной программе
допускается также для лиц, уровень образования и/или способности
которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы бакалавра
обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, как правило,
базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины и систематически занимающимися научно-исследовательской
и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных
дисциплин, как правило имеют ученую степень доктора или кандидата
наук и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной
сфере.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Реализация основной образовательной программы бакалавра
обеспечивается доступом каждого студента к библиотечным фондам и
базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню
дисциплин основной образовательной программы, наличием
методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем
видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному
проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-,
видео- и мультимедийными материалами.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Высшее учебное заведение (факультет), реализующее основную
образовательную программу бакалавра, должно располагать
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех
видов лабораторной, практической, дисциплинарной и
междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы
студентов, предусмотренных учебным планом и соответствующим
санитарно-техническим нормам.
6.5. Требования к организации практик.
Библиотечно-архивная практика должна проходить в реальных
условиях работы библиотек и/или архивов. Цель практики ознакомить
студентов с основными принципами хранения и упорядочения
публикаций, рукописей, документов, научить работать с
соответствующими единицами хранения, приобщить к современным
методам ведения библиотечно-архивного дела.
Производственная практика, как правило, проходит в
исследовательских учреждениях родственного профиля. Цель практики
- ввести студента в контекст исследовательского процесса
академического или иного учреждения, учитывая его научные интересы
(тему итоговой квалификационной работы). Возможна также практика в
учреждениях предполагающих использование востоковедческого
образования для решения прикладных задач (туристические и иные
агентства, редакции иновещания и др.). Цель такой практики -
приобретение навыков использования языковых, страноведческих и
других знаний для решения конкретных задач в соответствующей
профессиональной области.
7. Требования к уровню подготовки выпускников
по направлению 522600 - Востоковедение, африканистика
7.1.1. Требования к знаниям и умениям по циклу "Общие
гуманитарные и социально-экономические дисциплины".
Бакалавр (дипломированный специалист) должен:
в области философии, отечественной истории, культурологии,
психологии, педагогики:
- иметь представление о своеобразии философии, ее месте в
культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания,
сущности, назначении и смысле жизни человека;
- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного,
биологического и социального начал в человеке, отношения человека
к природе и современных противоречий существования человека в ней;
- знать условия формирования личности, ее свободы,
ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать
роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении,
нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому
себе;
- иметь представление о многообразии форм человеческого знания,
соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и
иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях
функционирования знания в современном обществе, о духовных
ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;
- понимать роль науки в развитии цивилизации, взаимодействия
науки и техники и связанные с ними современные социальные и
этические проблемы, ценность научной рациональности и ее
исторических типов, знать структуру, формы и методы научного
познания, их эволюцию;
- иметь представление об истории как науке, ее месте в системе
гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления;
- иметь представление об источниках исторического знания и
приемах работы с ними;
- иметь научное представление об основных этапах в истории
человечества и их хронологии;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам,
касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
- понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место
и роль в жизни человека и общества;
- иметь представление о формах культуры, их возникновении и
развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о
механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного
опыта;
- знать исторические и региональные типы культуры, их динамику,
основные достижения в различных областях культурной практики,
развитие культуры в XX веке;
- понимать и использовать языки культуры, быть способным к
диалогу как способу отношения к культуре и обществу;
- знать основные категории и понятия психологической науки,
иметь представление о предмете и методе психологии, о месте
психологии в системе наук и ее основных отраслях;
- знать основные функции психики, ориентироваться в основных
проблемах психологической науки;
- иметь представление о роли сознания и бессознательного в
регуляции поведения;
- иметь представление о мотивации поведения и деятельности,
психической регуляции поведения и деятельности;
- знать основные потребности человека, эмоции и чувства;
- знать основы социальной психологии, психологии межличностных
отношений, психологии больших и малых групп;
- владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической
науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования;
- владеть системой знаний о сфере образования, сущности,
содержании и структуре образовательных процессов;
- знать объективные связи обучения, воспитания и развития
личности в образовательных процессах и социуме;
- владеть современными образовательными технологиями, способами
применения педагогической теории в различных сферах жизни;
в области социологии, экономики, политологии и права:
- знать основные этапы развития социологической мысли и
современные направления социологической теории;
- уяснить определение общества как надындивидуальной реальности
и целостной саморегулирующейся системы; знать предпосылки
функционирования и воспроизводства общественного целого;
- иметь представление об основных социальных институтах,
обеспечивающих воспроизводство социальных отношений;
- иметь представление об основных этапах культурно-
исторического развития обществ, механизмах и формах социальных
изменений;
- освоить социологическое понимание личности как социально-
типического в индивидах, понятия социализации и социального
контроля; иметь представление о личности как субъекте социального
действия и социальных взаимодействий;
- понимать групповую динамику и особенности межличностных
отношений в группах; знать особенности формальных и неформальных
отношений, природу лидерства и функциональной ответственности;
- понимать механизм возникновения и разрешения социальных
конфликтов;
- знать культурно-исторические типы социального неравенства и
стратификации; иметь представление о горизонтальной и вертикальной
социальной мобильности;
- уметь анализировать основные проблемы стратификации
российского общества, возникновения классов, причины бедности и
неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;
- иметь представление о процессе и методах эмпирического
социологического исследования;
- знать типы экономических систем и основные экономические
институты; понимать суть экономических моделей;
- разделять микро- и макроэкономические проблемы;
- перечислять основные экономические институты и объяснять
принципы их функционирования;
- различать элементы экономического анализа и экономической
политики;
- выделять (определять) элементы традиционной, централизованной
(командной) и рыночной систем в смешанной экономике;
- уметь анализировать в общих чертах основные экономические
события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать
информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих
проблемах экономики;
- знать характерные признаки переходной экономики; понимать
суть и приводить примеры либерализации, структурных и
институциональных преобразований;
- знать понятийно-категориальный аппарат, методологию,
структуру политической науки, понимать ее место в системе
социальных наук, иметь представление об истории политических
учений;
- знать основные разновидности современных систем и режимов;
иметь научные представления о сущности власти и ее функциях;
- разбираться в особенностях современного политического
процесса, взаимоотношениях различных субъектов политики,
соотношении федеральных и региональных центров принятия решений,
специфике административно-территориального устройства Российской
Федерации;
- разбираться в современной системе международных отношений,
геополитической обстановке, в национально-государственных
интересах России и ее новой роли в международной политике;
- иметь научное представление о государстве и праве, системах
права и особенностях их функционирования, о теориях права, его
сущности и формах;
- знать основные особенности российской правовой системы и
российского законодательства, системы и организации
государственных органов Российской Федерации;
- знать основы правового статуса человека в обществе, основные
права, свободы и обязанности гражданина Российской Федерации;
- знать основы законодательного регулирования будущей
профессиональной деятельности, правовые и этические нормы в сфере
профессиональной деятельности; уметь составлять документы,
относящиеся к будущей профессиональной деятельности;
в области иностранного языка, русского языка и культуры речи:
- иметь представление об основных способах сочетаемости
лексических единиц и основных словообразовательных моделях;
- владеть навыками и умениями речевой деятельности
применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации,
основами публичной речи;
- владеть формами деловой переписки, иметь представление о
форме договоров, контрактов, патента;
- владеть навыками подготовки текстовых документов в
управленческой деятельности;
- освоить нормы официально-деловой письменной речи,
международные и национальные стандарты видов и разновидностей
служебных документов;
- изучить характерные способы и приемы отбора языкового
материала в соответствии с различными видами речевого общения;
- уметь отредактировать текст, ориентированный на ту или иную
форму речевого общения;
- владеть навыками самостоятельного порождения стилистически
мотивированного текста, способами установления лингвистических
связей между языками;
- уметь работать с оригинальной литературой по специальности;
- иметь навык работы со словарем (читать транскрипцию,
различать прямое и переносное значение слов, находить перевод
фразеологических единиц);
- владеть основной иноязычной терминологией специальности,
знать русские эквиваленты основных слов и выражений
профессиональной речи;
- владеть основами реферирования и аннотирования литературы по
специальности;
в области физической культуры:
- осознавать социально-гуманитарную ценностную роль физической
культуры и спорта в профессионально-личностном развитии;
- знать и владеть основами формирования физической культуры
личности и здорового образа жизни;
- овладеть системой практических умений и навыков,
обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья.
7.1.2. Требования к профессиональной подготовленности
выпускника.
Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его
степени (квалификации). Бакалавр отвечает следующим требованиям:
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и
социально-экономических наук, отраженных в учебном плане, умеет
использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и
социальной деятельности;
- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение
человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать
их при разработке соответствующих проектов в сфере своей
профессиональной деятельности;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях,
происходящих в неживой и живой природе;
- понимает возможности современных научных методов познания
природы и владеет ими на уровне, необходимом при выполнении
профессиональных функций;
- способен продолжить обучение и вести профессиональную
деятельность в иноязычной среде;
- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет
умениями и навыками физического самосовершенствования;
- владеет культурой мышления, способен в письменной и устной
речи правильно (логично) оформить его результаты;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет
компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации,
применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной
практики приобретать новые знания, используя современные
информационные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную
область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе
знаний;
- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на
основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для
описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их
качественный и количественный анализ;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с
реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их
решения методы изученных им наук;
- методически и психологически готов к изменению вида и
характера своей профессиональной деятельности, работе над
междисциплинарными проектами;
- владеть не менее чем двумя языками народов Азии/Африки (в
общем случае - один основной и один дополнительный; применительно
к основному языку предполагается также достаточное знакомство с
классическим, древним языком, который наиболее значим для
понимания истории языка и соответствующей культурной традиции -
напр., санскрит для новых индоарийских языков);
- ориентироваться в проблематике, связанной с местом изучаемых
языков в генеалогической, типологической и ареальной
классификациях; знать состав и распространение соответствующих
языковых семей и групп, историю языков;
- владеть информацией о диалектном составе изучаемых языков, о
соотношении литературного языка и диалектов;
- быть знакомым с наиболее значительными письменными
памятниками на основном изучаемом языке;
- ориентироваться в проблемах теоретической грамматики
основного изучаемого языка; владеть основами методики
лингвистического и историко-филологического анализа "восточного"
текста;
- понимать закономерности строения и функционирования языка как
системы в синхронии и диахронии, быть в курсе теоретических
поисков современной мировой лингвистики;
- знать литературу и фольклор в их историческом развитии и
современном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и
историей культуры народа, говорящего на данном языке;
- понимать закономерности литературного процесса,
художественное значение литературного произведения в связи с
общественной ситуацией и культурой эпохи, определять
художественное своеобразие произведений и творчества писателя в
целом;
- уметь пользоваться основными методами литературоведческого
анализа; знать основные этапы исторического процесса в изучаемой
стране (регионе), владеть методикой исторического анализа, прежде
всего на базе изучения письменных источников, понимать
закономерности исторических процессов, их специфику в странах Азии
и Африки;
- владеть информацией об основных особенностях материальной и
духовной культуры изучаемой страны (региона), понимать роль
религиозных и религиозно-этических учений в становлении и
функционировании общественных институтов, знать историю этих
учений, уметь учитывать в практической и исследовательской
деятельности этнопсихологическую специфику, характерную для
носителей соответствующих культур;
- иметь достаточные представления о географических,
демографических и социально-политических характеристиках изучаемой
страны (региона);
- уметь пользоваться научной, справочной, методической
литературой на родном и иностранном языках;
- бакалавр должен иметь глубокие знания, владеть методами
научных исследований и навыками практической деятельности в более
узких областях востоковедения, африканистики.
Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра и
содержание цикла специальных дисциплин устанавливаются высшим
учебным заведением.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
бакалавра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра включает
выпускную квалификационную работу и государственные экзамены,
позволяющие выявить теоретическую подготовку, достаточную для
решения профессиональных задач. Итоговая государственная
аттестация осуществляется согласно пп. 5.3 государственного
образовательного стандарта Российской Федерации "Высшее
образование. Общие требования". Формы и содержание государственной
итоговой квалификационной аттестации бакалавра должны обеспечить
контроль за выполнением требований к уровню подготовки лиц,
завершивших обучение.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе.
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой
законченную разработку, в которой с привлечением оригинального
материала, включая тексты (источники) на языке (языках) Азии и
Африки, решается конкретная проблема в области изучения языка
(языков), литературы, истории, культуры, этнографии, религии
соответствующей страны (региона). Выпускник бакалавриата должен
обнаружить умение сформулировать проблему (как правило, с опорой
на изучение литературы вопроса), определить методы ее решения,
последовательно и грамотно изложить ход своих рассуждений,
оформить работу по правилам, принятым при подготовке рукописи к
печати.
7.2.3. Требования к государственному экзамену по направлению
предполагает: 1) письменный перевод текста средней трудности с
изучаемого языка на русский без словаря (объем - не менее 1800
знаков или его эквивалент при использовании иероглифической и иных
систем письменности); 2) письменный перевод с русского языка на
изучаемый (без словаря, характер и объем текста устанавливается
кафедрой и утверждается Методической комиссией и Ученым советом
вуза (факультета)); 3) письменный перевод на русский язык текста
на древнем языке (о дополнительных требованиях см. в п. 2); 4)
беседа на изучаемом языке (по утвержденному списку тем); 5) ответ
на вопросы экзаменационного билета по теоретической
грамматике/истории литературы или истории.
Вуз (факультет) может частично заменить указанные аспекты
(например, заменить перевод текста на древнем языке пересказом на
изучаемом языке прочитанного текста, последовательным или
синхронным устным переводом и т.п.).
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
"Регионоведения" и "Востоковедения, африканистики".
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно-
методического объединения "Регионоведения" и "Востоковедения,
африканистики" 15.10.1999, протокол N 1.
|