Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
64 лг/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
620200 - ЛИНГВИСТИКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ЛИНГВИСТ
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста 620200 - Лингвистика
и новые информационные технологии
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста
утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации
от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень основных образовательных программ специальностей,
реализуемых в рамках данного направления подготовки
дипломированного специалиста:
021800 - Теоретическая и прикладная лингвистика.
1.3. Квалификация выпускника - лингвист.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки лингвиста, реализуемой в рамках направления подготовки
дипломированного специалиста 620200 - Лингвистика и новые
информационные технологии, при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
Объектом профессиональной деятельности дипломированного
специалиста является теория языка как знаковой системы и системы
коммуникации. Практическая и исследовательская деятельность
дипломированного специалиста направлена на изучение и
моделирование естественных и искусственных языков как когнитивной
базы и как инструмента для отображения и организации объектов
человеческого мышления и культуры.
1.5. Возможности продолжения образования лингвиста, освоившего
основную образовательную программу высшего профессионального
образования в рамках направления подготовки дипломированного
специалиста 620200 - Лингвистика и новые информационные
технологии.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в
аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста
620200 - Лингвистика и новые информационные технологии
3.1. Основная образовательная программа подготовки лингвиста
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки лингвиста, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки лингвиста
состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и
курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки лингвиста
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки лингвиста должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста 620200 - Лингвистика
и новые информационные технологии
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Древние языки ¦340 ¦
¦ ¦ Сведения о фонетике и графике изучаемых древних ¦ ¦
¦ ¦языков; их лексика и грамматика; чтение, перевод ¦ ¦
¦ ¦и грамматический анализ текстов; интерпретация ¦ ¦
¦ ¦текстов в историко-культурном контексте; ¦ ¦
¦ ¦лингвистическая терминология, основанная на ¦ ¦
¦ ¦лексике изучаемых древних языков ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие о ¦ ¦
¦ ¦классификации исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. Античное ¦ ¦
¦ ¦наследие в эпоху Великого переселения народов. ¦ ¦
¦ ¦Проблема этногенеза восточных славян. Основные ¦ ¦
¦ ¦этапы становления государственности. Древняя ¦ ¦
¦ ¦Русь и кочевники. Византийско-древнерусские ¦ ¦
¦ ¦связи. Особенности социального строя Древней ¦ ¦
¦ ¦Руси. Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской государственности. ¦ ¦
¦ ¦Принятие христианства. Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблема взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания российского¦ ¦
¦ ¦абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения в России XIX в. Реформы ¦ ¦
¦ ¦и реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально-экономические¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР ¦ ¦
¦ ¦накануне и в начальный период Второй мировой ¦ ¦
¦ ¦войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 ¦ ¦
¦ ¦гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР, ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология, ¦ ¦
¦ ¦семиотика и философия культуры, социология ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная антропология. ¦ ¦
¦ ¦Культурология и история культуры. Теоретическая ¦ ¦
¦ ¦и прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в ¦ ¦
¦ ¦современном мировом процессе. Культура и ¦ ¦
¦ ¦природа. Культура и общество. Культура и ¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦ Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦ Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦ Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. ¦ ¦
¦ ¦ Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦ Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. ¦ ¦
¦ ¦ Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦ Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦ Психическая регуляция поведения и деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦ Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦ Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦ Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Общение и речь. Психология речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦понятия и методы психолингвистики. Вербальное и ¦ ¦
¦ ¦невербальное мышление. Бессознательное в его ¦ ¦
¦ ¦вербальном и невербальном выражении. Модели ¦ ¦
¦ ¦порождения высказывания. Психолингвистические ¦ ¦
¦ ¦аспекты онтогенеза мышления и речи. Патология ¦ ¦
¦ ¦речи. История и перспективы психолингвистических ¦ ¦
¦ ¦исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство образования ¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦ Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. Методы, приемы, средства ¦ ¦
¦ ¦организации и управления педагогическим ¦ ¦
¦ ¦процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. ¦ ¦
¦ ¦ Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Фонетика, морфология, синтаксис, семантика ¦ ¦
¦ ¦современного русского языка. Лексика ¦ ¦
¦ ¦современного русского языка. Стили современного ¦ ¦
¦ ¦русского языка, функционально-стилистический ¦ ¦
¦ ¦состав книжной речи. Условия функционирования ¦ ¦
¦ ¦разговорной речи и роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Лингвистические и экстралингвистические факторы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Сфера функционирования, видовое ¦ ¦
¦ ¦разнообразие, языковые черты официально- ¦ ¦
¦ ¦делового стиля. Взаимопроникновение стилей. ¦ ¦
¦ ¦Специфика элементов всех языковых уровней в ¦ ¦
¦ ¦научной речи. Жанровая дифференциация, отбор ¦ ¦
¦ ¦языковых средств в публицистическом стиле. ¦ ¦
¦ ¦ Лингвистические, паралингвистические и ¦ ¦
¦ ¦экстралингвистические факторы публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Особенности устной публичной речи. Стили ¦ ¦
¦ ¦произношения и типы произнесения. Оратор и его ¦ ¦
¦ ¦аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка ¦ ¦
¦ ¦речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. Понятность, ¦ ¦
¦ ¦информативность и выразительность публичной речи.¦ ¦
¦ ¦ Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Основные единицы общения (речевое событие, ¦ ¦
¦ ¦речевая ситуация, речевое взаимодействие). ¦ ¦
¦ ¦Нормативные коммуникативные, этические аспекты ¦ ¦
¦ ¦устной и письменной речи. Культура речи и ¦ ¦
¦ ¦совершенствование грамотного письма и говорения ¦ ¦
¦ ¦(нормативное произношение, смысловое ударение, ¦ ¦
¦ ¦смысловое членение, функции порядка слов, ¦ ¦
¦ ¦словоупотребление). Невербальные средства ¦ ¦
¦ ¦коммуникации. Речевые нормы учебной и научной ¦ ¦
¦ ¦сфер деятельности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный контроль¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Мировая конфликтология. ¦ ¦
¦ ¦Социальные революции и реформы. Концепция ¦ ¦
¦ ¦социального прогресса. Формирование мировой ¦ ¦
¦ ¦системы. Место России в мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования. ¦ ¦
¦ ¦ Язык как основа социального взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Понятия и методы социолингвистики. Язык в ¦ ¦
¦ ¦межличностном отношении. Социум и язык. ¦ ¦
¦ ¦ Власть и язык. Языковая ситуация. ¦ ¦
¦ ¦Социолингвистический аспект эволюции языков. ¦ ¦
¦ ¦ Контактные языки ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. Человек, общество, ¦ ¦
¦ ¦культура. Человек и природа. Общество и его ¦ ¦
¦ ¦структура. Гражданское общество и государство. ¦ ¦
¦ ¦Человек в системе социальных связей. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс; личность и массы, свобода ¦ ¦
¦ ¦и необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦ Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦ Рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии научности. ¦ ¦
¦ ¦Структура научного познания, его методы и формы. ¦ ¦
¦ ¦Рост научного знания. Научные революции и смены ¦ ¦
¦ ¦типов рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и ¦ ¦
¦ ¦инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы, преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦700 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦500 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦300 ¦
¦ ¦ Аксиоматический метод, основные структуры, ¦ ¦
¦ ¦составные структуры, вероятности, языки и ¦ ¦
¦ ¦программирование, алгоритмы, компьютерный ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦200 ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции ¦ ¦
¦ ¦развития; корпускулярная и континуальная ¦ ¦
¦ ¦концепции описания природы; порядок и ¦ ¦
¦ ¦беспорядок в природе; хаос; структурные уровни ¦ ¦
¦ ¦организации материи; микро-, макро- и мегамиры; ¦ ¦
¦ ¦пространство, время; принципы относительности; ¦ ¦
¦ ¦принципы симметрии; законы сохранения; ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; ¦ ¦
¦ ¦состояние; принципы суперпозиции, ¦ ¦
¦ ¦неопределенности, дополнительности; ¦ ¦
¦ ¦динамические и статистические закономерности в ¦ ¦
¦ ¦природе; законы сохранения энергии в ¦ ¦
¦ ¦макроскопических процессах; принцип возрастания ¦ ¦
¦ ¦энтропии; химические процессы, реакционная ¦ ¦
¦ ¦способность веществ; внутреннее строение и ¦ ¦
¦ ¦история геологического развития земли; ¦ ¦
¦ ¦современные концепции развития геосферных ¦ ¦
¦ ¦оболочек; литосфера как абиотическая основа ¦ ¦
¦ ¦жизни; экологические функции литосферы: ¦ ¦
¦ ¦ресурсная, геодинамическая, геофизико- ¦ ¦
¦ ¦геохимическая; географическая оболочка Земли; ¦ ¦
¦ ¦особенности биологического уровня организации ¦ ¦
¦ ¦материи; принципы эволюции, воспроизводства и ¦ ¦
¦ ¦развития живых систем; многообразие живых ¦ ¦
¦ ¦организмов - основа организации и устойчивости ¦ ¦
¦ ¦биосферы; генетика и эволюция; человек: ¦ ¦
¦ ¦физиология, здоровье, эмоции, творчество, ¦ ¦
¦ ¦работоспособность; биоэтика, человек, биосфера ¦ ¦
¦ ¦и космические циклы: ноосфера, необратимость ¦ ¦
¦ ¦времени, самоорганизация в живой и неживой ¦ ¦
¦ ¦природе; принципы универсального эволюционизма; ¦ ¦
¦ ¦путь к единой культуре. ¦ ¦
¦ ¦ Проблема создания искусственного интеллекта ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Дисциплины, устанавливаемые по предложению УМО ¦100 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Информатика и программирование ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об архитектуре ЭВМ, операционная ¦ ¦
¦ ¦система, файловая система и основные команды ¦ ¦
¦ ¦операционной системы. Основные конструкции ¦ ¦
¦ ¦языка процедурного программирования; построение ¦ ¦
¦ ¦и отладка программы; структуры данных: простые ¦ ¦
¦ ¦типы, массивы, векторы, записи, множества, ¦ ¦
¦ ¦списки, очереди, стеки, деки, графы, файлы; ¦ ¦
¦ ¦понятие о вычислительной сложности алгоритма; ¦ ¦
¦ ¦некоторые алгоритмы сортировки; бинарные ¦ ¦
¦ ¦деревья и бинарный поиск, поиск на графе в ¦ ¦
¦ ¦ширину и глубину; основные понятия теории ¦ ¦
¦ ¦формальных грамматик и языков; логическое ¦ ¦
¦ ¦программирование; системы управления базами ¦ ¦
¦ ¦данных: определение, состав, основные принципы ¦ ¦
¦ ¦построения баз данных, способы организации ¦ ¦
¦ ¦информации в базах данных; понятие модели ¦ ¦
¦ ¦данных; модели данных: реляционная, ¦ ¦
¦ ¦иерархическая, сетевая. ¦ ¦
¦ ¦ Элементы дискретной математики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦100 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦3348 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2400 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Введение в специальность ¦ ¦
¦ ¦ Место лингвистики в ряду других наук; основные ¦ ¦
¦ ¦объекты изучения лингвистики: речь и язык; ¦ ¦
¦ ¦феномен языка; функции языка; знаковая природа ¦ ¦
¦ ¦языка, его отношение к другим коммуникативным ¦ ¦
¦ ¦системам. ¦ ¦
¦ ¦ Языковая парадигматика и синтагматика. ¦ ¦
¦ ¦ Способы научного описания языка; ¦ ¦
¦ ¦коммуникативный акт и его моделирование; ¦ ¦
¦ ¦синхронный и диахронный аспекты описания языка; ¦ ¦
¦ ¦язык и языки. ¦ ¦
¦ ¦ Разновидности классификаций языков. ¦ ¦
¦ ¦Генеалогическая и типологическая классификация. ¦ ¦
¦ ¦ Язык и мышление; язык и культура. ¦ ¦
¦ ¦ Прикладные аспекты лингвистики. ¦ ¦
¦ ¦ Метод моделирования в лингвистике; методы ¦ ¦
¦ ¦проверки языковых данных и проверки ¦ ¦
¦ ¦лингвистических гипотез; интегральные модели ¦ ¦
¦ ¦языка и речевой коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Система лингвистических знаний ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Фонетика ¦ ¦
¦ ¦ Предмет и задачи фонетики; место фонетики в ¦ ¦
¦ ¦системе языка. Фонетика, фонология, морфонология.¦ ¦
¦ ¦ Устройство и функционирование речевого и ¦ ¦
¦ ¦слухового аппарата человека, основы ¦ ¦
¦ ¦речепроизводства и речевосприятия, механизмы ¦ ¦
¦ ¦речи и закономерности их функционирования. ¦ ¦
¦ ¦ Артикуляционная, акустическая, перцептивная и ¦ ¦
¦ ¦функциональная интерпретация и классификация ¦ ¦
¦ ¦звуков речи; сегментный и просодический ¦ ¦
¦ ¦компоненты звучащей речи. ¦ ¦
¦ ¦ Фонетическая, фонологическая и морфонологическая¦ ¦
¦ ¦транскрипции, транскрипционные знаки ¦ ¦
¦ ¦Международной фонетической ассоциации (МФА). ¦ ¦
¦ ¦ Теоретическая база фонологических моделей. ¦ ¦
¦ ¦Основные фонологические школы. Элементы ¦ ¦
¦ ¦фонологической типологии. ¦ ¦
¦ ¦ Законы сочетаемости фонем (фонотактика); ¦ ¦
¦ ¦фонетические процессы (аккомодация, ¦ ¦
¦ ¦ассимиляция, диссимиляция и др.); функции фонем ¦ ¦
¦ ¦и просодических единиц в составе слов и единиц ¦ ¦
¦ ¦более высоких уровней. Просодическая структура ¦ ¦
¦ ¦звучащего текста и дискурса. ¦ ¦
¦ ¦ Компьютерное моделирование, анализ, синтез и ¦ ¦
¦ ¦распознавание речевого сигнала ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Морфология ¦ ¦
¦ ¦ Предмет и задачи морфологии; место морфологии ¦ ¦
¦ ¦в системе языка; основные разделы морфологии. ¦ ¦
¦ ¦ Означаемое и означающее в морфологии; понятие ¦ ¦
¦ ¦морфа, правила выделения морфов, понятие ¦ ¦
¦ ¦морфемы; типы отношений между означаемым и ¦ ¦
¦ ¦означающим; понятие мегаморфа, супплетивного ¦ ¦
¦ ¦морфа, морфологической идиомы. ¦ ¦
¦ ¦ Конструктивная грамматическая и частеречная ¦ ¦
¦ ¦классификация морфов; синтактика морфа; понятия ¦ ¦
¦ ¦нулевого и пустого морфа. ¦ ¦
¦ ¦ Типы отношений между морфемами в словоформе, ¦ ¦
¦ ¦понятие тематического морфа, основы, корня и ¦ ¦
¦ ¦флексии. ¦ ¦
¦ ¦ Проблема выделения единиц морфологического ¦ ¦
¦ ¦уровня. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие грамматической категории. Типы ¦ ¦
¦ ¦грамматических категорий. Словоизменительные и ¦ ¦
¦ ¦словообразовательные категории. Морфологическая ¦ ¦
¦ ¦типология языков ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Синтаксис ¦ ¦
¦ ¦ Предмет и задачи синтаксиса; место синтаксиса ¦ ¦
¦ ¦в системе языка. Синтаксические единицы; ¦ ¦
¦ ¦синтаксическая структура предложения и способы ¦ ¦
¦ ¦ее представления. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие синтаксического отношения, способы ¦ ¦
¦ ¦оформления синтаксических отношений, типы ¦ ¦
¦ ¦синтаксических отношений; критерии определения ¦ ¦
¦ ¦главного и зависимого в синтаксической паре; ¦ ¦
¦ ¦факторы, определяющие тот или иной способ ¦ ¦
¦ ¦оформления синтаксических отношений. Модель ¦ ¦
¦ ¦управления лексем, понятие валентности. ¦ ¦
¦ ¦Синтаксическая синонимия и омонимия. ¦ ¦
¦ ¦ Синтаксические процессы и их типы. Правила ¦ ¦
¦ ¦построения полипредикативных структур. ¦ ¦
¦ ¦ Порядок слов и актуальное членение. ¦ ¦
¦ ¦Просодические компоненты предложения и их роль ¦ ¦
¦ ¦в синтаксической структуре предложения. ¦ ¦
¦ ¦Современные синтаксические модели ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Семантика ¦ ¦
¦ ¦ Предмет и задачи семантики; место семантики в ¦ ¦
¦ ¦системе языка; логическая и лингвистическая ¦ ¦
¦ ¦семантика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура означаемого языкового знака: ¦ ¦
¦ ¦экстенсиональный компонент (референт, денотат), ¦ ¦
¦ ¦интенсиональный компонент (сигнификат); ¦ ¦
¦ ¦прагматический и синтаксический компоненты знака.¦ ¦
¦ ¦ Метаязыки описания семантики; требования, ¦ ¦
¦ ¦предъявляемые к метаязыку. ¦ ¦
¦ ¦ Семантические единицы и семантические ¦ ¦
¦ ¦отношения; приемы выделения семантических ¦ ¦
¦ ¦единиц; семантическое представление ¦ ¦
¦ ¦(интерпретация) языкового выражения; гипотезы о ¦ ¦
¦ ¦семантической структуре языкового знака и ¦ ¦
¦ ¦способы их верификации; полисемия, омонимия; ¦ ¦
¦ ¦синонимия, антонимия, гипонимия и другие ¦ ¦
¦ ¦семантические корреляции. ¦ ¦
¦ ¦ Эксплицитные и имплицитные компоненты смысла ¦ ¦
¦ ¦высказывания ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Дискурс ¦ ¦
¦ ¦ Дискурс как один из основных объектов ¦ ¦
¦ ¦лингвистики. История дискурсивного анализа как ¦ ¦
¦ ¦междисциплинарной области. Порождение и ¦ ¦
¦ ¦понимание дискурса. Устный и письменный ¦ ¦
¦ ¦дискурс. Жанры и типы дискурса. ¦ ¦
¦ ¦ Макроструктура дискурса (абзацы, группы реплик ¦ ¦
¦ ¦в диалоге, топик, сценарии, схемы). ¦ ¦
¦ ¦ Микроструктура дискурса: грамматические и ¦ ¦
¦ ¦просодические явления, подверженные действию ¦ ¦
¦ ¦дискурсивных факторов (данное/новое, ¦ ¦
¦ ¦референция, анафора, тема и рема, подлежащее, ¦ ¦
¦ ¦залог, порядок слов, главные/зависимые ¦ ¦
¦ ¦предикации, просодия предложения) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Лексикография ¦ ¦
¦ ¦ Основные принципы лексикографического ¦ ¦
¦ ¦описания; виды и разновидности словарей; типы ¦ ¦
¦ ¦словарной информации; основные типы словарей; ¦ ¦
¦ ¦навыки пользования словарями. Терминоведение ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Основы прикладной лингвистики ¦ ¦
¦ ¦ Основные приложения теоретической лингвистики. ¦ ¦
¦ ¦Прикладная лингвистика и основные сферы ее ¦ ¦
¦ ¦функционирования. Взаимосвязь и взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦теоретической и прикладной лингвистики. ¦ ¦
¦ ¦Различные подходы к определению прикладной ¦ ¦
¦ ¦лингвистики. ¦ ¦
¦ ¦ Получение, хранение, обработка и передача ¦ ¦
¦ ¦вербальной информации; автоматическая обработка ¦ ¦
¦ ¦естественного языка: анализ, синтез и ¦ ¦
¦ ¦распознавание звучащей речи, морфологический и ¦ ¦
¦ ¦синтаксический анализ текста; банки данных и ¦ ¦
¦ ¦базы знаний; текстовые процессоры. ¦ ¦
¦ ¦ Приложения лингвистики в области перевода. ¦ ¦
¦ ¦Автоматизированные и полуавтоматизированные ¦ ¦
¦ ¦системы перевода. ¦ ¦
¦ ¦ Прикладная лексикография. ¦ ¦
¦ ¦ Приложения лингвистики в области социального ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Лингвистические основы преподавания языка; ¦ ¦
¦ ¦лингводидактика; обучающие лингвистические ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦ Квантитативные методы и новые информационные ¦ ¦
¦ ¦технологии в прикладной лингвистике ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Формальные модели в лингвистике ¦ ¦
¦ ¦ Основные типы формальных моделей для описания ¦ ¦
¦ ¦языка; средства формализации в фонологии, ¦ ¦
¦ ¦морфологии, синтаксисе, семантике; интегральная ¦ ¦
¦ ¦модель описания языка и ее основные компоненты. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие формальной грамматики; классы формальных¦ ¦
¦ ¦грамматик: порождающие, категориальные и др. ¦ ¦
¦ ¦ Моделирование лингвистических исследований ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Автоматическая обработка естественного языка ¦ ¦
¦ ¦ Общие принципы построения систем обработки ¦ ¦
¦ ¦текста (письменного и устного); соотношение ¦ ¦
¦ ¦систем синтеза и анализа. ¦ ¦
¦ ¦ Системы автоматической обработки текста: ¦ ¦
¦ ¦информационно-поисковые и экспертные системы, ¦ ¦
¦ ¦системы автоматического индексирования, ¦ ¦
¦ ¦аннотирования и реферирования текстов, системы ¦ ¦
¦ ¦управления базами данных, редакционно- ¦ ¦
¦ ¦издательские системы, системы машинного ¦ ¦
¦ ¦перевода и др.; технология гипертекста. ¦ ¦
¦ ¦ Системы анализа и синтеза устной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Лингвистические процессоры; модульный принцип ¦ ¦
¦ ¦их построения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Сравнительно-историческое языкознание ¦ ¦
¦ ¦ Общее представление о родстве языков; понятие ¦ ¦
¦ ¦регулярного фонетического соответствия и ¦ ¦
¦ ¦фонетического закона; изменения по аналогии. ¦ ¦
¦ ¦ Теоретические основания сравнительно- ¦ ¦
¦ ¦исторического метода; методы внешнего сравнения ¦ ¦
¦ ¦и внутренней реконструкции. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия глоттохронологии. ¦ ¦
¦ ¦ Генеалогическая классификация языков. ¦ ¦
¦ ¦ Основные достижения индоевропеистики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12¦Лингвистическая типология и языковые ареалы ¦ ¦
¦ ¦ Объект и эмпирическая база типологии. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие типологии с другими дисциплинами. ¦ ¦
¦ ¦ Языковой тип, языковые параметры, языковые ¦ ¦
¦ ¦универсалии и фреквенталии. Пространство ¦ ¦
¦ ¦типологических возможностей. Импликативные ¦ ¦
¦ ¦отношения между значениями языковых параметров. ¦ ¦
¦ ¦Уровневые и межуровневые импликации. ¦ ¦
¦ ¦Маркированность в типологии. Понятия иерархии, ¦ ¦
¦ ¦прототипа. Мотивированность языковых типов. ¦ ¦
¦ ¦ Типология языковых уровней. ¦ ¦
¦ ¦ Ареальная лингвистика. Основные языковые ареалы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.13¦История лингвистической науки ¦ ¦
¦ ¦ Основные этапы в развитии мировой лингвистики; ¦ ¦
¦ ¦основные центры зарождения лингвистической ¦ ¦
¦ ¦мысли; лингвистические традиции, ¦ ¦
¦ ¦лингвистические школы; лингвистика в России. ¦ ¦
¦ ¦ Основные современные лингвистические теории, ¦ ¦
¦ ¦представленные в отечественной и зарубежной ¦ ¦
¦ ¦науке; теории, относящиеся к разным компонентам ¦ ¦
¦ ¦лингвистической модели; общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦современных теорий ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.14¦Семиотика ¦ ¦
¦ ¦ Предмет семиотики, ее цели и задачи. Место ¦ ¦
¦ ¦семиотики в кругу других дисциплин. Предметные ¦ ¦
¦ ¦области семиотики. ¦ ¦
¦ ¦ Исходные семиотические понятия: семиосфера, ¦ ¦
¦ ¦семиотическая система, знак, означающее знака, ¦ ¦
¦ ¦означаемое знака, типология знаков, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативный акт, коммуникативный контакт, ¦ ¦
¦ ¦адресант, адресат, семиотический текст, код, ¦ ¦
¦ ¦кодовая система, иллокуция, локуция и перлокуция.¦ ¦
¦ ¦ Семио- и лингвогенез. Генетический код как ¦ ¦
¦ ¦первая семиотическая система. Внутренний и ¦ ¦
¦ ¦внешний мир живого организма. Знаковые системы ¦ ¦
¦ ¦как элемент схемы прямой и обратной связи ¦ ¦
¦ ¦живого организма с внешней средой. Семиогенез и ¦ ¦
¦ ¦эволюция. Усложнение семиотических систем в ¦ ¦
¦ ¦процессе эволюции, его связь с усложнением ¦ ¦
¦ ¦структуры организмов. Черты, отличающие язык ¦ ¦
¦ ¦человека от языка животных. Проблема ¦ ¦
¦ ¦происхождения языка человека. ¦ ¦
¦ ¦ Анализ простейших семиотических систем. Анализ ¦ ¦
¦ ¦сложных семиотических систем. Типология ¦ ¦
¦ ¦семиотических систем. Семиотические системы ¦ ¦
¦ ¦культуры, их генезис. Роль семиотических систем ¦ ¦
¦ ¦в жизни человеческого общества ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.15¦Математические основы гуманитарных знаний ¦ ¦
¦ ¦ Введение в современную математику: основные ¦ ¦
¦ ¦черты математического мышления; аксиоматический ¦ ¦
¦ ¦метод; основные этапы становления современной ¦ ¦
¦ ¦математики; структура современной математики; ¦ ¦
¦ ¦математические доказательства; элементы, ¦ ¦
¦ ¦множества, отношения, отображения; числа; ¦ ¦
¦ ¦комбинаторика; конечные и бесконечные ¦ ¦
¦ ¦множества; основные структуры на множестве; ¦ ¦
¦ ¦элементы теории графов. ¦ ¦
¦ ¦ Основные элементы математического анализа ¦ ¦
¦ ¦ Алгебра: основные алгебраические структуры, ¦ ¦
¦ ¦векторные пространства и линейные отображения, ¦ ¦
¦ ¦булевы алгебры, элементы численных методов ¦ ¦
¦ ¦линейной алгебры. ¦ ¦
¦ ¦ Математическая логика: символический язык ¦ ¦
¦ ¦математической логики; логика высказываний; ¦ ¦
¦ ¦логика предикатов; прикладные исчисления ¦ ¦
¦ ¦предикатов. ¦ ¦
¦ ¦ Теория вероятностей и математическая ¦ ¦
¦ ¦статистика; математические методы проверки ¦ ¦
¦ ¦гипотез, принцип максимального правдоподобия; ¦ ¦
¦ ¦оценка параметров распределений; критерии ¦ ¦
¦ ¦согласия ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦648 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Практический курс второго иностранного языка ¦ ¦
¦ ¦(см. ДС.01.02) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦300 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.00 ¦Дисциплины специализации ¦4502 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.01 ¦Дисциплины специальности ¦3252 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.01 ¦Практический курс основного и второго ¦ ¦
¦ ¦иностранных языков ¦ ¦
¦ ¦ Орфографическая, орфоэпическая, лексическая, ¦ ¦
¦ ¦грамматическая и стилистическая нормы изучаемых ¦ ¦
¦ ¦языков. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие общей и коммуникативной компетенции ¦ ¦
¦ ¦применительно ко всем видам коммуникативной ¦ ¦
¦ ¦деятельности в различных сферах речевой ¦ ¦
¦ ¦коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Основные речевые формы высказывания: ¦ ¦
¦ ¦повествование, описание, рассуждение; монолог, ¦ ¦
¦ ¦диалог, полилог. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи, речевой этикет ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.02 ¦Дисциплины специализации ¦1250 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦10098¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итоговая государственная аттестация ¦702 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Практика ¦540 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого ¦11340¦
L--------+-------------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
по направлению подготовки дипломированного специалиста
620200 - Лингвистика и новые информационные технологии
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки лингвиста при очной форме обучения составляет 260
недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные,
а также экзаменационные сессии - 187 недель;
- практики - 10 недель;
- итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы - 13 недель;
- каникулы (включая 8 недель последипломного
отпуска) - 50 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки лингвиста,
по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в
случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до
одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2
настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента должен
составлять 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста 620200 - Лингвистика
и новые информационные технологии
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки лингвиста.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки
лингвиста на основе настоящего государственного образовательного
стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как отдельный вид
учебной работы и выполняются в часы внеаудиторной работы. Общее
количество курсовых работ - не менее двух за весь период обучения.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка
(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или
зачтено, не зачтено).
Специализации являются частями специальности, в рамках которой
они создаются, и предполагают получение более углубленных
профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях
деятельности по профилю данной специальности.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых
дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном
стандарте в качестве обязательных следующие 5 дисциплин: "Древние
языки" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в
объеме не менее 408 часов), "Русский язык и культура речи",
"Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины
могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их
объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного
минимума содержания;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, при этом авторские курсы должны
обеспечивать квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-
экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в
соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;
- определять в установленном порядке наименование специализаций
по специальностям высшего профессионального образования,
наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, сверх
установленного настоящим государственным образовательным
стандартом, а также форму контроля за их освоением студентами;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки
лингвиста в сокращенные сроки для студентов высшего учебного
заведения, имеющих высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений
и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе
профессионального образования. При этом продолжительность обучения
должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки
допускается также для лиц, уровень образования или способности
которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими
кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной
и/или научно-методической деятельностью. Преподаватели
общепрофессиональных и специальных дисциплин должны, как правило,
иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей
профессиональной сфере; при этом доктора и профессора должны
составлять не менее 10%; кандидаты наук и доценты - не менее 50%.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предполагает
наличие в фондах вуза информационной базы, обеспечивающей
подготовку квалифицированного специалиста:
1. Все изучаемые дисциплины должны быть обеспечены учебными
программами и учебно-методическими материалами.
2. Перечень профессионально важных изданий в соответствующих
фондах должен включать не менее трех наименований российских и не
менее трех наименований иностранных журналов по языкознанию,
реферативный журнал серии "Языкознание", а также новые публикации
в области теоретической и прикладной лингвистики (общая и
специальная литература, отечественные и зарубежные издания).
3. Реализация основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом
каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по
содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной
образовательной программы, наличием методических пособий и
рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий -
практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а
также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-,
видеоматериалами.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки дипломированного специалиста, должно
располагать материально-технической базой, соответствующей
действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей
проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и
междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы
студентов, предусмотренных примерным учебным планом.
Реализация основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста должна обеспечиваться:
- наличием лингафонных и видеоклассов, соответствующих
современным научно-техническим требованиям и обеспечивающих
проведение занятий в языковых группах;
- наличием компьютерных классов из расчета не менее одного
компьютера на двух студентов в одной академической группе;
компьютеры должны быть оснащены необходимым периферийным
оборудованием и программными средствами, предназначенными для
аудиторных занятий, самостоятельной работы студентов и для
проведения НИР.
6.5. Требования к организации практик.
Высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку
дипломированного лингвиста, должно обеспечить прохождение практики
в соответствии со специализацией студентов соответствующих курсов.
Целью производственной практики является закрепление полученных
теоретических знаний и приобретение практических навыков в
различных областях лингвистики. Организации для проведения
практики подбираются в соответствии с задачами профессиональной
подготовки студентов. Руководство практикой осуществляется
специалистами, имеющими необходимое образование и работающими в
соответствующей профессиональной сфере.
Рекомендуемые виды практик:
ознакомительная практика: сбор и первичная обработка языкового
материала, ввод данных в компьютер, знакомство с работой научных
коллективов, занимающихся решением проблем теоретической и
прикладной лингвистики и т.п.;
исследовательская практика в соответствии с тематикой курсовой
работы: обработка, классификация и описание языкового материала,
участие в работе научных подразделений, в экспериментальной и
научно-практической деятельности; рекомендуется полевая работа,
участие в лингвистических экспедициях и др.;
преддипломная практика в соответствии с тематикой выпускной
квалификационной работы: сбор и обработка материала для дипломной
работы, отработка используемых методик и техники проведения
эксперимента, проверка предлагаемых гипотез и решений.
Сроки проведения практик определяются графиком учебного
процесса.
7. Требования к уровню подготовки выпускника
по направлению подготовки дипломированного специалиста
620200 - Лингвистика и новые информационные технологии
7.1. Требования к профессиональной подготовленности
специалиста.
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его
квалификации, указанной в п. 1.2 настоящего государственного
образовательного стандарта.
Выпускник
- обладает высоким уровнем теоретического мышления;
- имеет четкое представление о структуре лингвистики как науки,
о связи ее с другими научными дисциплинами, о пограничных
дисциплинах (психолингвистике, социолингвистике, нейролингвистике,
прагмалингвистике и т.д.), о роли лингвистики в жизни и
деятельности человека и общества на разных этапах его развития;
- владеет понятийным аппаратом теоретической и прикладной
лингвистики, методами структурного и функционального анализа
основного объекта теоретической и прикладной лингвистики -
естественного языка, а также искусственных языков;
- способен соотнести понятийный аппарат дисциплин теоретической
и прикладной лингвистики с реальными фактами и явлениями
профессиональной деятельности, умеет использовать теоретические
положения для решения практических профессиональных задач;
- владеет системой представлений о связи теории лингвистики с
реализацией прикладных задач на базе новых компьютерных
технологий;
- практически владеет новыми информационными технологиями,
современными методами сбора, хранения и обработки информации в
сфере его профессиональной деятельности;
- владеет методами первичного сбора материала для решения
конкретных лингвистических задач, в том числе методами полевой
лингвистики, экспериментальными методами анализа и синтеза
языкового материала;
- умеет проводить доказательные лингвистические рассуждения,
оперировать фактами и общепризнанными положениями лингвистической
теории с применением формального аппарата;
- владеет системой знаний в области математики, информатики и
вычислительной техники.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
специалиста.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация лингвиста включает
выпускную квалификационную работу и не менее двух государственных
экзаменов по профилирующим дисциплинам.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе
специалиста.
Выпускная квалификационная работа лингвиста представляет собой
законченную самостоятельную научную разработку, в которой
выпускник должен продемонстрировать способность к самостоятельной
научной деятельности, необходимые профессиональные знания и
навыки, владение жанровыми особенностями научной работы. Выпускная
квалификационная работа лингвиста предполагает постановку и четкое
определение ранее не решенной научной задачи или отдельных
аспектов научной задачи в области теоретической и/или прикладной
лингвистики, определение и описание используемых методов ее
решения, сбор и квалифицированное представление необходимого
языкового материала, анализ материала в рамках определенной
научной теории, а также обоснованное изложение полученных в ходе
работы выводов. Работа должна быть составлена и оформлена с учетом
общих требований, предъявляемых к научным работам. Представление
работ реферативного и компилятивного характера не допускается.
Рекомендуемый объем выпускной квалификационной работы - не менее
трех авторских листов.
7.2.3. Требования к государственным экзаменам.
Государственные экзамены должны иметь междисциплинарную
направленность и позволять выявить уровень подготовки выпускника к
решению профессиональных задач в области теоретической и
прикладной лингвистики.
Составители:
Учебно-методическое объединение по лингвистическому
образованию.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Совета Учебно-
методического объединения по лингвистическому образованию от
06.12.1999 (протокол N 2) и на заседании Учебно-методического
совета по специальности 021800 - Теоретическая и прикладная
лингвистика от 06.12.1999 (протокол N 6).
|