Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
48мжд/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 350200 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Общая характеристика специальности 350200 -
Международные отношения
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 686.
1.2. Квалификация выпускника - специалист в области
международных отношений.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки специалиста в области международных отношений по
специальности 350200 - Международные отношения при очной форме
обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Профессиональная деятельность специалиста в области
международных отношений направлена на изучение системы
международных отношений, важнейших международных организаций и
объединений, проблем и тенденций развития мировой политики,
вопросов национальной безопасности и внешней политики России и
других государств в целях разработки научно обоснованных
практических рекомендаций по деятельности различных органов власти
Российской Федерации во внешнеполитической области.
Квалификация специалиста в области международных отношений
предусматривает выполнение функций референта, эксперта,
консультанта в данной области, переводчика (переводчика-референта)
по соответствующему иностранному языку (языкам) при работе в
государственных органах, научных и образовательных учреждениях
Российской Федерации.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Специалист в области международных отношений, освоивший
основную образовательную программу высшего профессионального
образования по специальности 350200 - Международные отношения,
подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или о начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или о высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности в области
международных отношений высшее учебное заведение имеет право
проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной
направленности, в том числе вступительный экзамен по редкому и
(или) восточному иностранному языку.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности
350200 - Международные отношения
3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста
в области международных отношений разрабатывается на основании
настоящего Государственного образовательного стандарта и включает
в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы
учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки специалиста в области
международных отношений, к условиям ее реализации и срокам ее
освоения определяются настоящим Государственным образовательным
стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста
в области международных отношений состоит из дисциплин
федерального компонента, дисциплин национально-регионального
(вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также
дополнительных и факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по
выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять
дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста
в области международных отношений должна предусматривать итоговую
государственную аттестацию и изучение следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общие профессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
цикл ДФД - дополнительные и факультативные дисциплины.
3.5. Содержание вузовского (национально-регионального)
компонента основной образовательной программы подготовки
специалиста в области международных отношений должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим Государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки выпускника
по специальности 350200 - Международные отношения
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦<1> ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). Понятие о ¦ ¦
¦ ¦свободных и устойчивых словосочетаниях, ¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦ Законодательство Российской Федерации о ¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. Основы здорового образа жизни ¦ ¦
¦ ¦студента. Особенности использования средств ¦ ¦
¦ ¦физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. Общая физическая и специальная¦ ¦
¦ ¦подготовка в системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. Профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история <2> ¦ ¦
¦<2> ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. ¦ ¦
¦ ¦ Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской государственности. ¦ ¦
¦ ¦Принятие христианства. Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые ¦ ¦
¦ ¦государства Европы и Азии. ¦ ¦
¦ ¦ Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие страны в 20-е ¦ ¦
¦ ¦гг. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. СССР в 60 - 80-е гг.: ¦ ¦
¦ ¦нарастание кризисных явлений. Советский Союз в ¦ ¦
¦ ¦1985 - 1991 гг. Перестройка. Попытка ¦ ¦
¦ ¦государственного переворота 1991 г. и ее провал. ¦ ¦
¦ ¦Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские ¦ ¦
¦ ¦события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. Культура и природа. Культура и ¦ ¦
¦ ¦общество. Культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политическая ¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертное политическое ¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. Источники ¦ ¦
¦ ¦российского права. Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права ¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика и ¦ ¦
¦ ¦организм. Психика, поведение и деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Основные функции психики. Развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и ¦ ¦
¦ ¦психика. Структура психики. Соотношение сознания ¦ ¦
¦ ¦и бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. Познавательные ¦ ¦
¦ ¦процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. ¦ ¦
¦ ¦Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. ¦ ¦
¦ ¦Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства.¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс. Образовательная система России. Цели, ¦ ¦
¦ ¦содержание, структура непрерывного образования, ¦ ¦
¦ ¦единство образования и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие ¦ ¦
¦ ¦формы организации учебной деятельности. Урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и лабораторные ¦ ¦
¦ ¦занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, ¦ ¦
¦ ¦факультативные занятия, консультация. Методы, ¦ ¦
¦ ¦приемы, средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и социокультурная ¦ ¦
¦ ¦среда воспитания и развития личности. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. ¦ ¦
¦ ¦ Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык ¦ ¦
¦ ¦и стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. ¦ ¦
¦ ¦ Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск ¦ ¦
¦ ¦материала, начало, развертывание и завершение ¦ ¦
¦ ¦речи. Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное оформление ¦ ¦
¦ ¦публичного выступления. Понятливость, ¦ ¦
¦ ¦информативность и выразительность публичной речи.¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков грамотного ¦ ¦
¦ ¦письма и говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. Социальные ¦ ¦
¦ ¦группы и общности. Виды общностей. Общность и ¦ ¦
¦ ¦личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦ Социальная организация. Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. Личность как социальный тип. ¦ ¦
¦ ¦Социальный контроль и девиация. Личность как ¦ ¦
¦ ¦деятельный субъект. Социальные изменения. ¦ ¦
¦ ¦Социальные революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦ Концепция социального прогресса. Формирование ¦ ¦
¦ ¦мировой системы. Место России в мировом ¦ ¦
¦ ¦сообществе. Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера и ¦ ¦
¦ ¦знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦ Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос ¦ ¦
¦ ¦на факторы производства. Рынок труда. Спрос и ¦ ¦
¦ ¦предложение труда. Заработная плата и занятость. ¦ ¦
¦ ¦Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. ¦ ¦
¦ ¦Рынок земли. Рента. Общее равновесие и ¦ ¦
¦ ¦благосостояние. Распределение доходов. ¦ ¦
¦ ¦Неравенство. Внешние эффекты и общественные ¦ ¦
¦ ¦блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. ¦ ¦
¦ ¦ Международные экономические отношения. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦торговля и торговая политика. Платежный баланс. ¦ ¦
¦ ¦Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦400 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦320 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦ ¦
¦ ¦ Аксиоматический метод; основные математические ¦ ¦
¦ ¦структуры; вероятность и статистика; ¦ ¦
¦ ¦математические модели; алгоритмы и языки ¦ ¦
¦ ¦программирования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦ ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции развития; ¦ ¦
¦ ¦корпускулярная и континуальная концепции ¦ ¦
¦ ¦описания природы; порядок и беспорядок в ¦ ¦
¦ ¦природе; хаос; структурные уровни организации ¦ ¦
¦ ¦материи; микро-, макро- и мегамиры; ¦ ¦
¦ ¦пространство, время; принципы относительности; ¦ ¦
¦ ¦принципы симметрии; законы сохранения; ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; ¦ ¦
¦ ¦состояние; принципы суперпозиции, ¦ ¦
¦ ¦неопределенности, дополнительности; динамические ¦ ¦
¦ ¦и статистические закономерности в природе; ¦ ¦
¦ ¦законы сохранения энергии в макроскопических ¦ ¦
¦ ¦процессах; принцип возрастания энтропии; ¦ ¦
¦ ¦химические процессы, реакционная способность ¦ ¦
¦ ¦веществ; внутреннее строение и история ¦ ¦
¦ ¦геологического развития Земли; современные ¦ ¦
¦ ¦концепции развития геосферных оболочек; ¦ ¦
¦ ¦литосфера как абиотическая основа жизни; ¦ ¦
¦ ¦экологические функции литосферы: ресурсная, ¦ ¦
¦ ¦геодинамическая, геофизико-геохимическая; ¦ ¦
¦ ¦географическая оболочка Земли; особенности ¦ ¦
¦ ¦биологического уровня организации материи; ¦ ¦
¦ ¦принципы эволюции, воспроизводства и развития ¦ ¦
¦ ¦живых систем; многообразие живых организмов - ¦ ¦
¦ ¦основа организации и устойчивости биосферы; ¦ ¦
¦ ¦генетика и эволюция; человек: физиология, ¦ ¦
¦ ¦здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; ¦ ¦
¦ ¦биоэтика, человек, биосфера и космические циклы; ¦ ¦
¦ ¦ноосфера, необратимость времени, самоорганизация ¦ ¦
¦ ¦в живой и неживой природе; принципы ¦ ¦
¦ ¦универсального эволюционизма; путь к единой ¦ ¦
¦ ¦культуре ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦80 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦ ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общие профессиональные дисциплины ¦5100 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦4080 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Иностранный язык (иностранные языки) ¦ ¦
¦<3> ¦ Усвоение лексико-грамматического материала, ¦ ¦
¦ ¦необходимого для овладения основным и вторым ¦ ¦
¦ ¦иностранными языками (устанавливаемыми ¦ ¦
¦ ¦программами вуза, факультета); переводческая ¦ ¦
¦ ¦практика, реферирование и аннотирование ¦ ¦
¦ ¦материалов средств массовой информации и ¦ ¦
¦ ¦политической литературы на соответствующем ¦ ¦
¦ ¦иностранном языке; курсы специальных видов ¦ ¦
¦ ¦перевода: политического, военно-политического и ¦ ¦
¦ ¦др. <3>. ¦ ¦
¦ ¦ Основной иностранный язык: хронологические и ¦ ¦
¦ ¦территориальные границы функционирования ¦ ¦
¦ ¦основного языка; языковая ситуация в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦регионе (стране); фонетика и графика, орфоэпия, ¦ ¦
¦ ¦морфологические категории основного языка; ¦ ¦
¦ ¦синтаксические схемы основного языка; ¦ ¦
¦ ¦лексическая сочетаемость, несвободные ¦ ¦
¦ ¦словосочетания; особенности порождения ¦ ¦
¦ ¦синтаксических конструкций; виды предложений; ¦ ¦
¦ ¦формирование и развитие навыков основных видов ¦ ¦
¦ ¦речевой деятельности в коммуникативных сферах: ¦ ¦
¦ ¦учебно-профессиональной, профессиональной, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политической, социально-культурной. ¦ ¦
¦ ¦ Второй иностранный язык: фонетика и графика, ¦ ¦
¦ ¦орфоэпия, морфологические категории второго ¦ ¦
¦ ¦иностранного языка; синтаксические схемы; ¦ ¦
¦ ¦лексическая сочетаемость, несвободные ¦ ¦
¦ ¦словосочетания; виды предложений; формирование и ¦ ¦
¦ ¦развитие навыков основных видов речевой ¦ ¦
¦ ¦деятельности в коммуникативных сферах ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Введение в специальность ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия: международные отношения, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика, дипломатия, мировой ¦ ¦
¦ ¦политический процесс. Особенности внешней ¦ ¦
¦ ¦политики Российской Федерации и основные ¦ ¦
¦ ¦механизмы ее формирования. ¦ ¦
¦ ¦ Сферы возможной профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Необходимые навыки исследовательской и ¦ ¦
¦ ¦практической работы в качестве специалиста в ¦ ¦
¦ ¦области международных отношений. Специфика ¦ ¦
¦ ¦работы в государственных и негосударственных ¦ ¦
¦ ¦структурах ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦История международных отношений и внешней ¦ ¦
¦ ¦политики России ¦ ¦
¦ ¦ История международных отношений как смены ¦ ¦
¦ ¦систем международных отношений (СМО). Основы ¦ ¦
¦ ¦формирования отдельных СМО, их эволюция. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие международных отношений в Европе в ¦ ¦
¦ ¦период с XVII в. до начала XX в. ¦ ¦
¦ ¦ Европа и другие регионы мира. Первая мировая ¦ ¦
¦ ¦война: происхождение и значение. Версальско- ¦ ¦
¦ ¦вашингтонская (межвоенная) СМО, ее складывание, ¦ ¦
¦ ¦эволюция и крах. ¦ ¦
¦ ¦ Возникновение внешней политики Советской России ¦ ¦
¦ ¦и ее особенности. ¦ ¦
¦ ¦ Международные отношения периода второй мировой ¦ ¦
¦ ¦войны. СССР в антигитлеровской коалиции. ¦ ¦
¦ ¦ Международные отношения после второй мировой ¦ ¦
¦ ¦войны: Ялтинско-потсдамская СМО и холодная ¦ ¦
¦ ¦война. Роль СССР в холодной войне. ¦ ¦
¦ ¦ Формирование современной СМО. Место и роль ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации в новом миропорядке ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Основы теории международных отношений ¦ ¦
¦ ¦ Предмет теории международных отношений (ТМО); ¦ ¦
¦ ¦история развития ТМО; основные теоретические ¦ ¦
¦ ¦школы и направления изучения международных ¦ ¦
¦ ¦отношений. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия и категории ТМО; основные ¦ ¦
¦ ¦методы и методики прикладного анализа и ¦ ¦
¦ ¦прогнозирования международных процессов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Современная внешняя политика Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации в контексте нового миропорядка ¦ ¦
¦ ¦ Основные приоритеты внешней политики Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации в современном мире. Роль России в ¦ ¦
¦ ¦новом миропорядке. Российская Федерация и ¦ ¦
¦ ¦международные организации. Российская ¦ ¦
¦ ¦внешнеполитическая доктрина: основные цели и ¦ ¦
¦ ¦установки. ¦ ¦
¦ ¦ Проблема безопасности России в современном ¦ ¦
¦ ¦мире. РФ и СНГ. Отношения России с ведущими ¦ ¦
¦ ¦державами современности. Роль Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации в урегулировании современных конфликтов¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Международное право ¦ ¦
¦ ¦ Международное право как особая система ¦ ¦
¦ ¦юридических норм; субъекты международного права; ¦ ¦
¦ ¦источники международного права и процесс ¦ ¦
¦ ¦создания норм; взаимодействие международного и ¦ ¦
¦ ¦внутригосударственного права; основные принципы ¦ ¦
¦ ¦международного права; право международных ¦ ¦
¦ ¦договоров; международные организации и ¦ ¦
¦ ¦конференции; ответственность в международном ¦ ¦
¦ ¦праве; дипломатическое и консульское право; ¦ ¦
¦ ¦право международной безопасности; права человека ¦ ¦
¦ ¦и международное право; международное ¦ ¦
¦ ¦экономическое право; морское право; воздушное ¦ ¦
¦ ¦право; экологическое право; мирные средства ¦ ¦
¦ ¦разрешения международных споров. ¦ ¦
¦ ¦ Предмет и объекты международного частного ¦ ¦
¦ ¦права; источники международного частного права; ¦ ¦
¦ ¦международное частное и международное публичное ¦ ¦
¦ ¦право; правовое регулирование международных ¦ ¦
¦ ¦имущественных, семейных, трудовых и ¦ ¦
¦ ¦процессуальных отношений юридических и ¦ ¦
¦ ¦физических лиц; исполнение иностранных судебных ¦ ¦
¦ ¦и арбитражных решений; международный арбитраж; ¦ ¦
¦ ¦обязательное право (внешнеторговые сделки, ¦ ¦
¦ ¦транспортные перевозки, кредитные отношения, ¦ ¦
¦ ¦авторское право) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Конституционное (государственное) право ¦ ¦
¦ ¦зарубежных стран ¦ ¦
¦ ¦ Классификация зарубежных государств по уровню ¦ ¦
¦ ¦их социально-экономического и политического ¦ ¦
¦ ¦режима; основные тенденции развития ¦ ¦
¦ ¦конституционного права зарубежных государств. ¦ ¦
¦ ¦ Качественные характеристики конституционно- ¦ ¦
¦ ¦правового развития и конституционного права ¦ ¦
¦ ¦отдельных стран (США, Великобритания, Франция, ¦ ¦
¦ ¦Италия, Испания, Япония, Польша, Китай, Куба, ¦ ¦
¦ ¦Индия, Иран и др.). ¦ ¦
¦ ¦ Правовое положение граждан в зарубежных ¦ ¦
¦ ¦странах, разновидности политических режимов; ¦ ¦
¦ ¦формы государства; избирательное право и ¦ ¦
¦ ¦избирательные системы; органы государства и их ¦ ¦
¦ ¦положение; парламент и парламентаризм; ¦ ¦
¦ ¦муниципальные системы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Мировая экономика и международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения ¦ ¦
¦ ¦ Особенности мирового размещения ¦ ¦
¦ ¦производительных сил; международное разделение ¦ ¦
¦ ¦труда; научно-техническая революция и ¦ ¦
¦ ¦формирование центров экономической мощи; ¦ ¦
¦ ¦особенности развития важнейших региональных и ¦ ¦
¦ ¦национальных экономических систем современного ¦ ¦
¦ ¦мира. ¦ ¦
¦ ¦ Интеграционные процессы и экономические ¦ ¦
¦ ¦объединения государств; ТНК; глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦экономического развития (энергетическая, ¦ ¦
¦ ¦сырьевая, продовольственная, демографическая, ¦ ¦
¦ ¦экологическая). ¦ ¦
¦ ¦ Тенденции мировой торговли, движения капитала и ¦ ¦
¦ ¦рабочей силы; механизмы регулирования ¦ ¦
¦ ¦международных экономических связей ¦ ¦
¦ ¦международными организациями и соглашениями; ¦ ¦
¦ ¦механизмы международных расчетов и валютно- ¦ ¦
¦ ¦финансовые проблемы; международные торговые и ¦ ¦
¦ ¦финансовые биржи ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Региональные аспекты современных международных ¦ ¦
¦ ¦отношений ¦ ¦
¦ ¦ Место региона в системе международных ¦ ¦
¦ ¦отношений, его экономические, геополитические, ¦ ¦
¦ ¦цивилизационные характеристики. Соотношение сил ¦ ¦
¦ ¦в регионе, лидирующие государства. ¦ ¦
¦ ¦ Основные региональные организации, их роль, ¦ ¦
¦ ¦задачи, функции. Интеграционные процессы в ¦ ¦
¦ ¦регионе. Угрозы безопасности и региональные ¦ ¦
¦ ¦конфликты. Система безопасности (ее элементы) в ¦ ¦
¦ ¦регионе. ¦ ¦
¦ ¦ Основные региональные подсистемы международных ¦ ¦
¦ ¦отношений и региональные проблемы безопасности; ¦ ¦
¦ ¦основные международные региональные организации. ¦ ¦
¦ ¦Основные проблемы региональной безопасности в ¦ ¦
¦ ¦Европе, АТР, на постсоветском пространстве и в ¦ ¦
¦ ¦других регионах ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Дипломатическая и консульская служба ¦ ¦
¦ ¦ МИД и его структура. Загранпредставительства. ¦ ¦
¦ ¦Функции загранпредставительств. Нормативные ¦ ¦
¦ ¦документы деятельности загранпредставительств. ¦ ¦
¦ ¦ Основные виды дипломатических документов. ¦ ¦
¦ ¦Организация дипломатической и консульской службы.¦ ¦
¦ ¦ Процесс подготовки и принятия ¦ ¦
¦ ¦внешнеполитических решений, роль и функции ¦ ¦
¦ ¦различных ведомств РФ в данном процессе, ¦ ¦
¦ ¦механизмы координации их работы. ¦ ¦
¦ ¦ Технические приемы дипломатической работы ¦ ¦
¦ ¦(ведение бесед, подготовка справочно- ¦ ¦
¦ ¦аналитических материалов, дипломатических ¦ ¦
¦ ¦документов). ¦ ¦
¦ ¦ Задачи консульской службы; основные функции ¦ ¦
¦ ¦консульских учреждений; организация консульской ¦ ¦
¦ ¦службы в Российской Федерации. Основные моменты ¦ ¦
¦ ¦регулирования визовой практики в Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Международно-правовые нормы, регулирующие ¦ ¦
¦ ¦положение и юридическую ответственность ¦ ¦
¦ ¦иностранных граждан ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Содружество независимых государств (СНГ) ¦ ¦
¦ ¦ Процесс формирования СНГ, базовые документы. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция СНГ: этапы, достижения, проблемы. ¦ ¦
¦ ¦Экономическое, политическое и военное ¦ ¦
¦ ¦сотрудничество в рамках СНГ. ¦ ¦
¦ ¦ Разноскоростная и разноформатная интеграция. ¦ ¦
¦ ¦Роль союза Российской Федерации и Белоруссии. ¦ ¦
¦ ¦Приоритеты политики России в отношениях с ¦ ¦
¦ ¦другими странами СНГ ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦510 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦510 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС ¦Дисциплины специализации ¦900 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.Ф.00 ¦Федеральный компонент <4> ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.Ф.01 ¦Международная интеграция и международные ¦ ¦
¦ ¦организации ¦ ¦
¦ ¦ Развитие и углубление международного разделения ¦ ¦
¦ ¦труда, рост международной взаимозависимости и ¦ ¦
¦ ¦развитие интеграционных процессов; основные ¦ ¦
¦ ¦теоретические концепции интеграционных ¦ ¦
¦ ¦процессов; виды международных интеграционных ¦ ¦
¦ ¦объединений; основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦интеграционных объединений; соотношение ¦ ¦
¦ ¦экономической, политической и военной ¦ ¦
¦ ¦интеграции; институциональное и правовое ¦ ¦
¦ ¦оформление международных интеграционных ¦ ¦
¦ ¦объединений; важнейшие интеграционные структуры ¦ ¦
¦ ¦современности (ЕС, НАФТА, СНГ и др.). ¦ ¦
¦ ¦ Роль международных организаций в современных ¦ ¦
¦ ¦международных отношениях и в мировом развитии в ¦ ¦
¦ ¦целом; международные организации и глобальная ¦ ¦
¦ ¦взаимозависимость; основные виды международных ¦ ¦
¦ ¦организаций; важнейшие международные ¦ ¦
¦ ¦организации, направления и особенности их ¦ ¦
¦ ¦деятельности; правовое регулирование ¦ ¦
¦ ¦деятельности международных организаций ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.Ф.02 ¦Проблемы национальной безопасности и контроль ¦ ¦
¦ ¦над вооружениями ¦ ¦
¦ ¦ Основные параметры и критерии обеспечения ¦ ¦
¦ ¦национальной безопасности; экономическая, ¦ ¦
¦ ¦военная, технологическая, информационная, ¦ ¦
¦ ¦экологическая и другие компоненты национальной ¦ ¦
¦ ¦безопасности; основные теоретические концепции ¦ ¦
¦ ¦национальной безопасности. ¦ ¦
¦ ¦ Характеристика состояния национальной ¦ ¦
¦ ¦безопасности России; особенности ¦ ¦
¦ ¦геополитического и геостратегического положения ¦ ¦
¦ ¦России; основные военные угрозы национальной ¦ ¦
¦ ¦безопасности и подходы к их нейтрализации; ¦ ¦
¦ ¦важнейшие государственные документы, ¦ ¦
¦ ¦определяющие политику РФ в области обеспечения ¦ ¦
¦ ¦безопасности. ¦ ¦
¦ ¦ Важнейшие проблемы и соглашения в области ¦ ¦
¦ ¦ограничения и сокращения вооружений и подход к ¦ ¦
¦ ¦ним РФ; проблемы выполнения имеющихся соглашений ¦ ¦
¦ ¦в области разоружения и контроля за их ¦ ¦
¦ ¦выполнением. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие контроля над вооружениями после ¦ ¦
¦ ¦окончания "холодной войны": новая иерархия ¦ ¦
¦ ¦приоритетов, углубление процесса и его ¦ ¦
¦ ¦распространение на новые области. Проблема ¦ ¦
¦ ¦сохранения и универсализации действующих ¦ ¦
¦ ¦двусторонних и многосторонних документов. Борьба ¦ ¦
¦ ¦вокруг вступления в силу договоренностей 90-х ¦ ¦
¦ ¦годов. Характеристика конкретных договоров и ¦ ¦
¦ ¦соглашений по контролю над вооружениями и ¦ ¦
¦ ¦вопросов их реализации. Роль российско- ¦ ¦
¦ ¦американского взаимодействия в этой области ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.Ф.03 ¦Современные конфликты и проблемы их ¦ ¦
¦ ¦урегулирования ¦ ¦
¦ ¦ Особенности современных конфликтов. Основные ¦ ¦
¦ ¦механизмы эскалации и деэскалации; роль ¦ ¦
¦ ¦миротворческих операций и санкций в ¦ ¦
¦ ¦урегулировании конфликтов. ¦ ¦
¦ ¦ Посредничество и переговоры как средства ¦ ¦
¦ ¦мирного урегулирования конфликтов. Возможности ¦ ¦
¦ ¦и ограничения посреднических усилий, виды ¦ ¦
¦ ¦посредничества. Переговорный процесс при ¦ ¦
¦ ¦урегулировании конфликтов, его особенности. ¦ ¦
¦ ¦ Планирование переговоров, разработка стратегии ¦ ¦
¦ ¦и тактики; цели, приемы и методы при ведении ¦ ¦
¦ ¦переговоров; оформление результатов переговоров ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.Ф.04 ¦Процесс принятия внешнеполитических решений в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦ Важнейшие государственные ведомства Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации, вовлеченные в подготовку и принятие ¦ ¦
¦ ¦внешнеполитических решений, их структура. ¦ ¦
¦ ¦ Механизм и порядок принятия внешнеполитических ¦ ¦
¦ ¦решений, их правовое регулирование ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.Ф.05 ¦Мировая политика ¦ ¦
¦ ¦ Современные участники международных отношений: ¦ ¦
¦ ¦государства, межправительственные организации, ¦ ¦
¦ ¦неправительственные организации. ¦ ¦
¦ ¦ Глобализация, демократизация, интеграционные и ¦ ¦
¦ ¦дезинтеграционные процессы как важнейшие ¦ ¦
¦ ¦тенденции развития мира конца XX - начала XXI ¦ ¦
¦ ¦вв. ¦ ¦
¦ ¦ Основные проблемы современного мира: отношения ¦ ¦
¦ ¦Север - Юг, терроризм, национальные отношения, ¦ ¦
¦ ¦экология, проблема суверенитета и прав человека, ¦ ¦
¦ ¦разоружение и контроль над вооружениями, ¦ ¦
¦ ¦урегулирование и предотвращение конфликтов и др. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦250 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦200 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДФД ¦Дополнительные и факультативные дисциплины ¦872 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Военная подготовка, безопасность ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности, гражданская оборона и др. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦9072 ¦
L--------+-------------------------------------------------+------
--------------------------------
<1> Дисциплина ГСЭ.Ф.01 Иностранный язык является также общей
профессиональной дисциплиной (ОПД.Ф.01).
<2> Отдельные разделы дисциплин ГСЭ.Ф.03, 05, 06, 11 являются
разделами дисциплин циклов ОПД и ДС.
<3> Предусматривается выделение не менее 2000 часов (из них не
менее 1000 аудиторных часов) на изучение основного иностранного
языка и от 340 до 1500 часов и более - на изучение второго
иностранного языка. В общий объем входит 340 часов, отводимых на
иностранный язык в цикле ГСЭ. Общее количество часов на освоение
программы по иностранным языкам, превышающее 3000 часов,
распределяется по вузовским компонентам циклов ГСЭ, ОПД, ДС.
Дополнительные часы предусматриваются также в ДФД.
<4> Федеральный компонент включает обязательные дисциплины,
определяющие профили специализаций по специальности -
Международные отношения. В зависимости от избранной специализации
вуз (факультет) выбирает из федерального компонента 2 - 3
обязательных дисциплины, дополняя их соответствующими вузовскими
дисциплинами и курсами по выбору.
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки выпускника по специальности
350200 - Международные отношения
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки специалиста при очной форме обучения составляет 260
недель, в том числе:
теоретическое обучение (включая учебно-исследовательскую работу
студентов, практикумы, а также экзаменационные сессии) в объеме -
168 недель;
практика (учебная и производственная) - 8 - 16 недель;
итоговая государственная аттестация (включая подготовку и
защиту выпускной квалификационной работы) - 8 - 16 недель;
каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - не менее
50 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки специалиста
по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в
случае сочетания различных форм обучения увеличиваются до одного
года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2
настоящего Государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента - 54 часа в
неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной
(самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем обязательных аудиторных занятий студента при очной
форме обучения в среднем за период теоретического обучения - 27
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки выпускника
по специальности 350200 - Международные отношения
6.1. Требования к разработке основной образовательной
программы.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки
специалиста на основе настоящего Государственного образовательного
стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка:
"отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно";
"зачтено", "не зачтено".
Специализации являются частью специальности, в рамках которой
они реализуются, и предполагают приобретение выпускниками
углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в более
узких, специфических областях и видах деятельности по профилю
данной специальности.
В основных образовательных программах, которые имеют отраслевые
подразделения, обозначенные в наименовании программы уточняющими
определениями "по отраслям" или "по видам", специфика подготовки
для конкретной отрасли или вида содержится, прежде всего, в
дисциплинах специализации.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
изменять объем циклов дисциплин в пределах 5% от общего
количества часов;
формировать циклы ГСЭ и ЕН в соответствии с нормативами,
определяемыми центральными органами управления образованием, а
также органами управления, в ведении которых находится вуз;
устанавливать количество и наименование дисциплин
специализаций, их объем и содержание в дополнение к установленному
федеральному минимуму (сверх 2 - 3 обязательных дисциплин
федерального компонента цикла ДС, которые выбираются вузом в
соответствии с избранной специализацией), но в пределах общего
объема цикла дисциплин специализации, а также определять
соответствующую форму контроля их усвоения студентами;
реализовывать основную образовательную программу в сокращенные
сроки, предусматриваемые для подготовки лиц, имеющих среднее
профессиональное образование соответствующего профиля, или лиц,
имеющих высшее профессиональное образование, в соответствии с
нормативами, определяемыми органами управления образованием.
Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин должен
включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем
Государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных
следующие четыре дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее
340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов),
"Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины
могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их
объединение в междисциплинарные курсы с сохранением обязательного
минимума содержания. Если дисциплины являются частью общей
профессиональной или специальной подготовки для гуманитарных и
социально-экономических направлений подготовки (специальностей),
выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках
цикла.
Сокращение сроков предусматривается при наличии соответствующих
документов государственного образца и при установлении (проверке)
фактического уровня подготовленности, достигнутого на предыдущем
этапе профессионального образования. Подготовка в сокращенные
сроки допускается, по усмотрению вуза, также для отдельных лиц,
реальный уровень образования или способности которых являются для
этого достаточными.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Условия реализации основной образовательной программы
подготовки дипломированного специалиста по качеству кадрового
обеспечения должны соответствовать лицензионным нормативам.
Необходимым условием реализации программы является наличие в
вузе не менее 50% основного штатного состава преподавателей по
профессиональным и специальным дисциплинам подготовки по
специальности. В отношении профессорско-преподавательского состава
кафедр, реализующих программы дисциплин циклов ОПД и ДС,
выпускающих кафедр должны выполняться также следующие требования:
показатель качества штатного профессорско-преподавательского
состава должен составлять не менее 60%, в том числе докторов наук
по научным специальностям соответствующего профиля, профессоров -
не менее 25%;
профиль научно-педагогических кадров, реализующих обязательные
профессиональные и специальные дисциплины, должен соответствовать
профилю преподаваемых ими дисциплин, прежде всего, по
специальности их основного высшего профессионального образования,
научной специальности послевузовского образования (по которой
защищена кандидатская или докторская диссертация) и/или по
разработанным ими (в соответствии с программами по этим
дисциплинам) учебным изданиям, как правило, с рекомендательным
грифом соответствующего учебно-методического совета, УМО или
Минобразования России.
6.3. Требования к ресурсному обеспечению реализации программы
подготовки.
Требования настоящего образовательного стандарта относительно
учебно-методического, информационного, материально-технического и
другого ресурсного обеспечения учебного процесса соответствуют
нормативным требованиям, предъявляемым к государственным
образовательным учреждениям высшего профессионального образования
при лицензировании, аттестации и аккредитации.
Перечни учебной и методической литературы, других источников
информационной базы, необходимой для реализации основной
образовательной программы, содержатся в примерных учебных
программах по дисциплинам, в приложениях к примерным учебным
планам, которые разрабатываются и регулярно обновляются и
уточняются Учебно-методическими советами УМО.
6.4. Требования к организации практик.
Требования к организации и проведению практик, предусмотренных
настоящим образовательным стандартом, раскрываются в примерных
программах этих практик, разрабатываемых, обновляемых и уточняемых
УМО.
7. Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности 350200 - Международные отношения
7.1. Требования к профессиональной подготовленности
специалиста.
7.1.1. Специалист в области международных отношений по своему
профессиональному предназначению должен:
знать основные этапы политической истории России, процессы
смены политических систем и режимов, особенности развития
политической культуры и идеологии; знать историю развития
политических учений, уметь соотносить ее с развитием политической
системы общества и его политической культуры;
знать основные этапы истории внешней политики России, факторы
смены стратегических внешнеполитических установок; основы мировой
политики и экономики, международных экономических отношений;
знать важнейшие проблемы внешней и внутренней политики России,
современных международных отношений; положения важнейших
международно-правовых документов ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ и других
международных организаций, регламентирующих деятельность в области
международных отношений;
знать Конституцию Российской Федерации, основы международного
права и особенности конституционного (государственного) права
зарубежных стран; этические и правовые нормы, регулирующие
взаимоотношения в обществе и между обществом и природной средой, и
учитывать их в профессиональной деятельности;
знать основные этапы развития системы международных отношений,
понимать механизмы и факторы этого развития; знать основные теории
и концепции, относящиеся к развитию международных отношений и
мировой политики, и уметь применять их выводы, методы и приемы
исследования для анализа проблем, возникающих в ходе
профессиональной деятельности;
разбираться в основных методах и приемах дипломатии, в
дипломатической стратегии и тактике; понимать требования,
предъявляемые к работнику дипломатической службы; быть знакомым со
структурой, принципами и методами работы органов государственной
власти Российской Федерации в области внешней политики и
международных отношений;
разбираться в основных проблемах внешней политики и
национальной безопасности России на современном этапе, знать
историю развития этих проблем, понимать подход России к этим
проблемам и факторы, его определяющие, разбираться в основах
внешнеполитических концепций Российской Федерации;
детально разбираться в важнейших международных проблемах,
затрагивающих, прежде всего, интересы и позиции России, в том
числе в проблемах, существующих в зоне "ближнего зарубежья", знать
генезис этих проблем, уметь прогнозировать их развитие;
владеть категориальным аппаратом современных исследований в
области международных отношений и мировой политики, знать
современные теории и концепции международных отношений, уметь
применять основы этих знаний при анализе и прогнозе развития
внутриполитических и внешнеполитических процессов, международных
отношений;
владеть иностранным языком (языками), быть способным выполнять
функции переводчика и продолжать обучение и осуществлять
профессиональную деятельность в иноязычной среде;
владеть методами и техникой конкретных исследований в области
международных отношений, в том числе сравнительных и
ретроспективных;
владеть практическими навыками сбора и анализа
внешнеполитической информации.
7.1.2. По общей фундаментальной подготовленности специалист в
области международных отношений отвечает следующим требованиям:
имеет целостное представление о процессах и явлениях,
происходящих в живой и неживой природе, знаком с принципиальными
проблемами современного естествознания, развития науки и техники,
понимает их социально-экономические и политические последствия;
знаком с основными учениями в области политических, правовых и
социально-экономических наук, способен научно анализировать
социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы
этих наук в различных видах профессиональной и социальной
деятельности;
знает основные этапы истории России, ее политики, а также
истории других ведущих государств и цивилизаций мира, понимает
смысл и механизмы исторической преемственности;
способен к самообучению по завершении учебной программы, к
расширению своих знаний на основе информационных и образовательных
технологий;
способен приобретать новые знания, методически и психологически
готов к изменению направления и характера своей профессиональной
деятельности;
умеет на научной основе организовать свой труд, владеет
приемами и методами сбора, хранения и обработки информации, в том
числе с использованием электронно-вычислительной техники, имеет
навыки пользования ЭВМ и прикладными компьютерными программами;
владеет культурой мышления и публичного выступления, способен
правильно и логично оформить свои мысли в устной и письменной
форме, участвовать в дискуссиях по профессиональным проблемам;
владеет основами научного анализа и прогнозирования различных
явлений и процессов, умеет осуществлять их качественный и
количественный анализ, способен определять цели специальных
исследований и использовать для их осуществления методы изученных
наук, готов к работе над междисциплинарными проектами;
готов к работе в коллективе, способен находить и принимать
управленческие решения, знает основы педагогической деятельности.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
специалиста.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация специалиста
предусматривает подготовку и защиту выпускной квалификационной
работы (дипломной работы) и сдачу государственных экзаменов для
установления уровня теоретической и практической подготовленности
выпускника к решению профессиональных задач.
7.2.2. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа)
специалиста представляет собой законченную разработку, в которой
на основе профессионально ориентированной теоретической подготовки
решаются конкретные практические задачи, предусмотренные
квалификацией и профессиональным (в том числе должностным)
предназначением специалиста в соответствии с п. п. 1.3, 7.1.1
настоящего образовательного стандарта.
7.2.3. Государственные экзамены представляют собой итоговые
экзамены по иностранному языку (языкам) и профессионально
ориентированный междисциплинарный экзамен по специальности,
которые устанавливают соответствие подготовленности выпускника
требованиям настоящего образовательного стандарта, в части
требований п. п. 1.2, 1.3; 7.1.1, 7.1.2.
При сдаче государственного экзамена по основному иностранному
языку, программой которого предусмотрен общий объем не менее 3000
часов, государственной аттестационной комиссией может
устанавливаться соответствие результатов сдачи экзамена
требованиям квалификации переводчика-референта по данному
иностранному языку, а при сдаче второго иностранного языка, объем
изучения которого составляет не менее 1500 часов, - требованиям
квалификации переводчика (переводчика в сфере профессиональной
коммуникации).
Проект Государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования рассмотрен и принят на заседании
Учебно-методического совета по специальности - Международные
отношения УМО вузов Российской Федерации по образованию в области
международных отношений (при МГИМО) 22 декабря 1999 года (протокол
N 5).
Составители:
Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по
образованию в области международных отношений.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 350200 -
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
--------------------T--------------------------------------------¬
¦ Специальность ¦ Специализации ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦350200 ¦01 - Дипломатия ¦
¦Международные ¦02 - Международная безопасность ¦
¦отношения ¦03 - Международная интеграция и ¦
¦ ¦ международные организации ¦
¦ ¦04 - Мировая политика ¦
¦ ¦05 - Урегулирование конфликтов ¦
L-------------------+---------------------------------------------
|