Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
50 гум/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 520900 - ПОЛИТОЛОГИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ПОЛИТОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления 520900 - Политология
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр политологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы по
направлению 520900 - Политология при очной форме обучения - 4
года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Бакалавр политологии осуществляет профессиональную деятельность
в следующих областях: в политической науке, образовании,
государственном и муниципальном управлении, в политике. К объектам
профессиональной деятельности бакалавра политологии относятся
образовательные и научно-исследовательские учреждения, органы
государственной власти и местного самоуправления, консультационные
центры, общественно-политические организации. Бакалавр политологии
реализует следующие виды профессиональной деятельности: научно-
исследовательская, организационно-политическая, управленческая,
консультационная и преподавательская (на уровне средних и средних
специальных учебных заведений).
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлениям 520900 - Политология, 520800 -
История, 520400 - Философия, 521100 - Социальная работа, 521200 -
Социология, 521300 - Регионоведение;
- освоение в сокращенные сроки основных образовательных
программ по специальности 020200 - Политология.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если есть
в нем запись о получении предъявителем среднего (полного) общего
образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 520900 - Политология
3.1. Основная образовательная программа бакалавра
разрабатывается на основании настоящего Государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы бакалавра, к условиям ее реализации и
срокам ее освоения определяются настоящим Государственным
образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и
курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа бакалавра должна
предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и
итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим Государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 520900 - Политология
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 ¦ ¦
¦ ¦учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. Понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая). Понятие о свободных и ¦ ¦
¦ ¦устойчивых словосочетаниях, фразеологических ¦ ¦
¦ ¦единицах. Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. Грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию общего характера ¦ ¦
¦ ¦без искажения смысла при письменном и устном ¦ ¦
¦ ¦общении; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи. Понятие ¦ ¦
¦ ¦об обиходно-литературном, официально-деловом, ¦ ¦
¦ ¦научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. Культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета. Говорение. ¦ ¦
¦ ¦Диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. Чтение. Виды ¦ ¦
¦ ¦текстов: несложные прагматические тексты и ¦ ¦
¦ ¦тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. Письмо. Виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. Основы здорового образа ¦ ¦
¦ ¦жизни студента. Особенности использования ¦ ¦
¦ ¦средств физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. Общая физическая и ¦ ¦
¦ ¦специальная подготовка в системе физического ¦ ¦
¦ ¦воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов ¦ ¦
¦ ¦спорта или систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. Античное ¦ ¦
¦ ¦наследие в эпоху Великого переселения народов. ¦ ¦
¦ ¦Проблема этногенеза восточных славян. Основные ¦ ¦
¦ ¦этапы становления государственности. Древняя ¦ ¦
¦ ¦Русь и кочевники. Византийско-древнерусские ¦ ¦
¦ ¦связи. Особенности социального строя Древней ¦ ¦
¦ ¦Руси. Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской государственности. ¦ ¦
¦ ¦Принятие христианства. Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые ¦ ¦
¦ ¦государства Европы и Азии. Специфика ¦ ¦
¦ ¦формирования единого российского государства. ¦ ¦
¦ ¦Возвышение Москвы. Формирование сословной ¦ ¦
¦ ¦системы организации общества. Реформы Петра I. ¦ ¦
¦ ¦Век Екатерины. Предпосылки и особенности ¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии ¦ ¦
¦ ¦о генезисе самодержавия. Особенности и основные ¦ ¦
¦ ¦этапы экономического развития России. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦форм собственности на землю. Структура ¦ ¦
¦ ¦феодального землевладения. Крепостное право в ¦ ¦
¦ ¦России. Мануфактурно-промышленное производство. ¦ ¦
¦ ¦Становление индустриального общества в России: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Общественная мысль и ¦ ¦
¦ ¦особенности общественного движения России XIX в.¦ ¦
¦ ¦Реформы и реформаторы в России. Русская ¦ ¦
¦ ¦культура XIX века и ее вклад в мировую ¦ ¦
¦ ¦культуру. Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. Россия в начале XX ¦ ¦
¦ ¦в. Объективная потребность индустриальной ¦ ¦
¦ ¦модернизации России. Российские реформы в ¦ ¦
¦ ¦контексте общемирового развития в начале века. ¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. Россия в ¦ ¦
¦ ¦условиях мировой войны и общенационального ¦ ¦
¦ ¦кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и ¦ ¦
¦ ¦интервенция, их результаты и последствия. ¦ ¦
¦ ¦Российская эмиграция. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство¦ ¦
¦ ¦социализма в одной стране и его последствия. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономические преобразования в 30-е ¦ ¦
¦ ¦гг. Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в ¦ ¦
¦ ¦начальный период второй мировой войны. Великая ¦ ¦
¦ ¦Отечественная война. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие, общественно-политическая жизнь, ¦ ¦
¦ ¦культура, внешняя политика СССР в послевоенные ¦ ¦
¦ ¦годы. Холодная война. Попытки осуществления ¦ ¦
¦ ¦политических и экономических реформ. НТР и ее ¦ ¦
¦ ¦влияние на ход общественного развития. СССР в ¦ ¦
¦ ¦середине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных ¦ ¦
¦ ¦явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 гг. ¦ ¦
¦ ¦Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. Становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.). Россия на ¦ ¦
¦ ¦пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Культура в современной России. ¦ ¦
¦ ¦Внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. Основные понятия культурологии: ¦ ¦
¦ ¦культура, цивилизация, морфология культуры, ¦ ¦
¦ ¦функции культуры, субъект культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурогенез, динамика культуры, язык и ¦ ¦
¦ ¦символы культуры, культурные коды, ¦ ¦
¦ ¦межкультурные коммуникации, культурные ценности ¦ ¦
¦ ¦и нормы, культурные традиции, культурная ¦ ¦
¦ ¦картина мира, социальные институты культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная самоидентичность, культурная ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Типология культур. Этническая и ¦ ¦
¦ ¦национальная, элитарная и массовая культуры. ¦ ¦
¦ ¦Восточные и западные типы культур. Специфические¦ ¦
¦ ¦и "серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. Культура и природа. ¦ ¦
¦ ¦Культура и общество. Культура и глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Значение законности и ¦ ¦
¦ ¦правопорядка в современном обществе. Правовое ¦ ¦
¦ ¦государство. Конституция Российской Федерации - ¦ ¦
¦ ¦основной закон государства. Особенности ¦ ¦
¦ ¦федеративного устройства России. Система ¦ ¦
¦ ¦органов государственной власти в Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. Брачно-семейные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Взаимные права и обязанности ¦ ¦
¦ ¦супругов, родителей и детей. Ответственность по ¦ ¦
¦ ¦семейному праву. Трудовой договор (контракт). ¦ ¦
¦ ¦Трудовая дисциплина и ответственность за ее ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика и ¦ ¦
¦ ¦организм. Психика, поведение и деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Основные функции психики. Развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и ¦ ¦
¦ ¦психика. Структура психики. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного. Основные ¦ ¦
¦ ¦психические процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности. Общение и ¦ ¦
¦ ¦речь. Психология личности. Межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Психология малых групп. Межгрупповые ¦ ¦
¦ ¦отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс. Образовательная система России. Цели, ¦ ¦
¦ ¦содержание, структура непрерывного образования, ¦ ¦
¦ ¦единство образования и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие ¦ ¦
¦ ¦формы организации учебной деятельности. Урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. Методы, приемы, средства ¦ ¦
¦ ¦организации и управления педагогическим ¦ ¦
¦ ¦процессом. Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. Речевое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие. Основные единицы общения. ¦ ¦
¦ ¦Устная и письменная разновидности литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Нормативные, коммуникативные, этические ¦ ¦
¦ ¦аспекты устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера ¦ ¦
¦ ¦его функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. Жанровая ¦ ¦
¦ ¦дифференциация и отбор языковых средств в ¦ ¦
¦ ¦публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. Разговорная ¦ ¦
¦ ¦речь в системе функциональных разновидностей ¦ ¦
¦ ¦русского литературного языка. Условия ¦ ¦
¦ ¦функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков ¦ ¦
¦ ¦грамотного письма и говорения ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект О. ¦ ¦
¦ ¦Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты. Мировая система и процессы ¦ ¦
¦ ¦глобализации. Социальные группы и общности. ¦ ¦
¦ ¦Виды общностей. Общность и личность. Малые ¦ ¦
¦ ¦группы и коллективы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦социального статуса. Социальное взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦и социальные отношения. Общественное мнение как ¦ ¦
¦ ¦институт гражданского общества. Культура как ¦ ¦
¦ ¦фактор социальных изменений. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦экономики, социальных отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. Социальные изменения. Социальные ¦ ¦
¦ ¦революции и реформы. Концепция социального ¦ ¦
¦ ¦прогресса. Формирование мировой системы. Место ¦ ¦
¦ ¦России в мировом сообществе. Методы ¦ ¦
¦ ¦социологического исследования ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. Человек, общество, ¦ ¦
¦ ¦культура. Человек и природа. Общество и его ¦ ¦
¦ ¦структура. Гражданское общество и государство. ¦ ¦
¦ ¦Человек в системе социальных связей. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс; личность и массы, свобода ¦ ¦
¦ ¦и необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. Смысл ¦ ¦
¦ ¦человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. Сознание и познание. ¦ ¦
¦ ¦Сознание, самосознание и личность. Познание, ¦ ¦
¦ ¦творчество, практика. Вера и знание. Понимание ¦ ¦
¦ ¦и объяснение. Рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. Будущее человечества. Глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. Микроэкономика. ¦ ¦
¦ ¦Рынок. Спрос и предложение. Потребительские ¦ ¦
¦ ¦предпочтения и предельная полезность. Факторы ¦ ¦
¦ ¦спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект ¦ ¦
¦ ¦дохода и эффект замещения. Эластичность. ¦ ¦
¦ ¦Предложение и его факторы. Закон убывающей ¦ ¦
¦ ¦предельной производительности. Эффект масштаба. ¦ ¦
¦ ¦Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. ¦ ¦
¦ ¦Принцип максимизации прибыли. Предложение ¦ ¦
¦ ¦совершенно конкурентной фирмы и отрасли. ¦ ¦
¦ ¦Эффективность конкурентных рынков. Рыночная ¦ ¦
¦ ¦власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦550 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦475 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦300 ¦
¦ ¦Аксиоматический метод, основные математические ¦ ¦
¦ ¦структуры, вероятность и статистика, ¦ ¦
¦ ¦математические модели, алгоритмы и языки ¦ ¦
¦ ¦программирования, стандартное программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение профессиональной деятельности, ¦ ¦
¦ ¦основные понятия и методы защиты информации, ¦ ¦
¦ ¦компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦100 ¦
¦ ¦Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции ¦ ¦
¦ ¦развития; корпускулярная и континуальная ¦ ¦
¦ ¦концепции описания природы; порядок и ¦ ¦
¦ ¦беспорядок в природе; хаос; структурные уровни ¦ ¦
¦ ¦организации материи; микро-, макро- и мегамиры; ¦ ¦
¦ ¦пространство, время; принципы относительности; ¦ ¦
¦ ¦принципы симметрии; законы сохранения; ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; ¦ ¦
¦ ¦состояние; принципы суперпозиции, ¦ ¦
¦ ¦неопределенности, дополнительности; ¦ ¦
¦ ¦динамические и статистические закономерности в ¦ ¦
¦ ¦природе; законы сохранения энергии в ¦ ¦
¦ ¦макроскопических процессах; принцип возрастания ¦ ¦
¦ ¦энтропии; химические процессы, реакционная ¦ ¦
¦ ¦способность веществ; эволюция Земли и ¦ ¦
¦ ¦современные концепции развития геосферных ¦ ¦
¦ ¦оболочек; особенности биологического уровня ¦ ¦
¦ ¦организации материи; принципы эволюции, ¦ ¦
¦ ¦воспроизводства и развития живых систем; ¦ ¦
¦ ¦многообразие живых организмов - основа ¦ ¦
¦ ¦организации и устойчивости биосферы; генетика и ¦ ¦
¦ ¦эволюция; человек: физиология, здоровье, ¦ ¦
¦ ¦эмоции, творчество, работоспособность; ¦ ¦
¦ ¦биоэтика, человек, биосфера и космические ¦ ¦
¦ ¦циклы: ноосфера, необратимость времени, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация в живой и неживой природе; ¦ ¦
¦ ¦принципы универсального эволюционизма; путь к ¦ ¦
¦ ¦единой культуре ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ ¦Дисциплины, устанавливаемые по предложению УМО ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Экология ¦75 ¦
¦ ¦Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и среды, ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы окружающей среды, экологические ¦ ¦
¦ ¦принципы рационального использования природных ¦ ¦
¦ ¦ресурсов и охраны природы; основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования; экозащитная техника и ¦ ¦
¦ ¦технологии; основы экологического права, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; международное ¦ ¦
¦ ¦сотрудничество в области охраны окружающей среды¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦75 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦3500 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦3100 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01¦История политических учений ¦530 ¦
¦ ¦Предмет, периодизация и методологические ¦ ¦
¦ ¦проблемы истории политических учений; политико- ¦ ¦
¦ ¦правовая традиция Древнего Востока и ¦ ¦
¦ ¦античности, Средних веков и Возрождения; ¦ ¦
¦ ¦политические учения Нового времени; основные ¦ ¦
¦ ¦школы и направления политической мысли XX века; ¦ ¦
¦ ¦российская политическая мысль; основные этапы ¦ ¦
¦ ¦возникновения и развития политологии; ¦ ¦
¦ ¦политические науки в России ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02¦Политическая история России ¦265 ¦
¦ ¦Особенности российской политической традиции; ¦ ¦
¦ ¦основные факторы, этапы и характеристики ¦ ¦
¦ ¦становления и развития российской ¦ ¦
¦ ¦государственности, типология включения в состав ¦ ¦
¦ ¦России различных регионов и народов и ¦ ¦
¦ ¦исторические особенности развития страны как ¦ ¦
¦ ¦многонациональной державы, реформы и ¦ ¦
¦ ¦контрреформы в политической истории России, ¦ ¦
¦ ¦политические идеологии в российской истории, ¦ ¦
¦ ¦советская модель общества в политической ¦ ¦
¦ ¦истории XX века ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03¦Теория политики ¦265 ¦
¦ ¦Предмет и метод политологии, теория власти и ¦ ¦
¦ ¦властных отношений, политическая жизнь, ее ¦ ¦
¦ ¦основные характеристики, политическая система, ¦ ¦
¦ ¦институциональные основания политики, ¦ ¦
¦ ¦политические отношения и процессы, субъекты ¦ ¦
¦ ¦политики (сущностная характеристика, типология, ¦ ¦
¦ ¦иерархия), политическая культура, политические ¦ ¦
¦ ¦идеологии, теория политических изменений ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04¦Сравнительная политология ¦265 ¦
¦ ¦История, предмет, методология и понятийно- ¦ ¦
¦ ¦категориальный аппарат, основные школы и ¦ ¦
¦ ¦направления, типология политических систем и ¦ ¦
¦ ¦режимов, современные политические культуры ¦ ¦
¦ ¦(сравнительный анализ), модернизация в ¦ ¦
¦ ¦сравнительно-политологических исследованиях ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.05¦Политическая философия ¦265 ¦
¦ ¦Предмет и метод политической философии; ¦ ¦
¦ ¦политическая онтология; политическая ¦ ¦
¦ ¦антропология: характеристика человека ¦ ¦
¦ ¦политического; политическая эпистемология: ¦ ¦
¦ ¦специфика познания политических процессов; ¦ ¦
¦ ¦политическая этика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.06¦Политическая социология ¦135 ¦
¦ ¦Методы концепции и понятийный аппарат ¦ ¦
¦ ¦политической социологии, специфика ¦ ¦
¦ ¦социологического анализа политической жизни, ¦ ¦
¦ ¦субъекты и формы проявления политической жизни, ¦ ¦
¦ ¦социологический анализ политической жизни ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.07¦Политическая психология ¦265 ¦
¦ ¦Предмет и метод политической психологии, ¦ ¦
¦ ¦основные школы и концепции современной ¦ ¦
¦ ¦политической психологии (бихевиоризм, ¦ ¦
¦ ¦когнитивизм и др.), формальные и неформальные ¦ ¦
¦ ¦структуры, макро- и микроуровни (политико- ¦ ¦
¦ ¦психологический анализ), политические процессы ¦ ¦
¦ ¦в политико-психологическом измерении ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.08¦Политические отношения и политический процесс в ¦265 ¦
¦ ¦современной России ¦ ¦
¦ ¦Исторические предпосылки возникновения и ¦ ¦
¦ ¦особенности политической системы современной ¦ ¦
¦ ¦России; политическая стратификация и ¦ ¦
¦ ¦политическая модернизация; развитие ¦ ¦
¦ ¦государственных институтов России; роль ¦ ¦
¦ ¦социальных, этнических и конфессиональных групп ¦ ¦
¦ ¦в политическом процессе России; механизм ¦ ¦
¦ ¦становления гражданского общества в России; ¦ ¦
¦ ¦политические идеологии современной России ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.09¦Мировая политика и международные отношения ¦265 ¦
¦ ¦Теоретические школы в исследовании ¦ ¦
¦ ¦международных отношений; соотношение внутренней ¦ ¦
¦ ¦и внешней политики; участники международных ¦ ¦
¦ ¦отношений; международные системы; международные ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия (конфликты и сотрудничество); ¦ ¦
¦ ¦Россия в мировом политическом процессе ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.10¦Политический анализ и прогнозирование ¦265 ¦
¦ ¦Методология и методы политического анализа; ¦ ¦
¦ ¦прогнозирование и моделирование политического ¦ ¦
¦ ¦процесса (специфика, технология, ¦ ¦
¦ ¦инструментарий); политический маркетинг ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.11¦Политический менеджмент ¦265 ¦
¦ ¦Технология и организация политического процесса ¦ ¦
¦ ¦(процедура принятия политических решений, ¦ ¦
¦ ¦технология политической мобилизации: ¦ ¦
¦ ¦избирательные кампании и др.) ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.12¦Основы безопасности жизнедеятельности ¦50 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦200 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студентов, ¦200 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦800 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ФТД.00 ¦Факультативные дисциплины ¦450 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦7100 ¦
L--------+------------------------------------------------+-------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 520900 - Политология
5.1. Срок освоения общей образовательной программы подготовки
бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том
числе:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
ознакомительную и производственную практики - 138 недель;
- экзаменационные сессии - 28 недель;
- итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту
квалификационной работы - не менее 4 недель;
- каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 38 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра
по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в
случае сочетания различных форм обучения могут быть увеличены до
одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2
настоящего Государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний
период.
6. Требования к условиям реализации основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 520900 - Политология
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки бакалавра.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза подготовки
бакалавра на основе настоящего Государственного образовательного
стандарта подготовки бакалавра и рекомендаций УМО университетов
России по направлению 520900 - Политология (в блок
профессиональных дисциплин УМО рекомендует включить политическую
этику, историю и теорию политических институтов, историю
международных отношений).
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка
(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или
зачтено, не зачтено).
В основных образовательных программах, имеющих в своем
наименовании слова "по отраслям" или "по видам", специфика
подготовки для конкретной отрасли или вида учитывается прежде
всего за счет дисциплин специализации.
6.1.2. При разработке своей основной образовательной программы
высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых
дисциплин, приведенных в настоящем Государственном образовательном
стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины:
"Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая
культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история",
"Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по
усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в
междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума
содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной
или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-
экономических направлений подготовки (специальностей)), выделенные
на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.
Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной
(вечерней) и заочной формах обучения и экстернате могут
предусматриваться с учетом пожелания студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-
экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в
соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание
дисциплин указанных циклов должно быть профессионально
ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и
содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки
бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного
заведения, имеющих среднее профессиональное образование
соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и
навыков студентов, полученных на предыдущем этапе
профессионального образования. При этом продолжительность обучения
должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки
допускается также для лиц, уровень образования или способности
которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
В кадровом отношении реализация основной образовательной
программы подготовки бакалавров по направлению 520900 -
Политология должна обеспечиваться по циклам: гуманитарные и
социально-экономические, математические и естественнонаучные
дисциплины педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, или
систематически занимающимися научно-исследовательской работой по
данной дисциплине.
Лекционные курсы по всем общепрофессиональным дисциплинам и
дисциплинам специализации, входящим в федеральный компонент,
должны читаться преподавателями, имеющими научную квалификацию не
ниже степени кандидата наук и систематически занимающимися научно-
исследовательской работой по соответствующей дисциплине. 20%
преподавателей по этим дисциплинам должны иметь степень доктора
наук.
Реализация основной образовательной программы должна, как
правило, обеспечиваться штатными преподавателями вуза. Вуз имеет
право привлекать для чтения курсов, входящих в федеральный
компонент, до 25% преподавателей сторонних организаций.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Учебно-методическое обеспечение реализации основной
образовательной программы подготовки бакалавра включает в себя:
- учебный план, разработанный в соответствии с требованиями
настоящего Государственного образовательного стандарта;
- рабочие планы на каждый год обучения;
- утвержденные вузом (факультетом) программы общих курсов
федерального, национально-регионального компонентов и курсов по
выбору студентов по всем циклам дисциплин, а также утвержденные
кафедрами программы специальных курсов;
- утвержденные вузом (факультетом) положения о курсовой работе,
выпускной квалификационной работе бакалавра, государственном
экзамене и педагогической практике, а также перечень тематики
курсовых работ и выпускных квалификационных работ;
- наличие компьютерного класса, доступного студентам и
позволяющего каждому из них отработать на компьютере не менее 20
часов в год;
- наличие доступного для студентов выхода в систему Internet;
- наличие в библиотеке вуза учебников, учебных пособий, учебно-
методической литературы по всем дисциплинам настоящего
Государственного образовательного стандарта в объеме не менее 0,5
экземпляра на 1 студента;
- наличие в библиотеке вуза произведений классиков мировой
политической мысли в объеме не менее 0,5 экземпляра на 1 студента,
а также политологических журналов академических институтов,
"Вестников" классических университетов (сер. Политические науки) и
региональных политологических журналов.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу бакалавра, должно располагать материально-технической
базой и аудиторным фондом, обеспечивающим проведение лекций,
семинаров и иных видов учебной и научно-исследовательской работы
студентов, предусмотренных учебным планом и соответствующих
действующим санитарно-техническим нормам.
6.5. Требования к организации практик.
6.5.1. Научно-исследовательская практика включает в себя:
- написание под руководством научного руководителя курсовых
работ и выпускной квалификационной работы;
- освоение работы с библиотечными каталогами;
- обучение навыкам поиска научной информации с помощью
Internet;
- участие с выступлениями на научных студенческих конференциях;
- освоение практики редакторской работы и подготовки научных
публикаций с помощью компьютерных систем.
6.5.2. Производственная практика организуется после завершения
третьего или в процессе четвертого года обучения и направлена на
получение практических навыков в соответствии с видами
предполагаемой профессиональной деятельности: организационной,
управленческой, исследовательской. Завершается практика письменным
отчетом и рефератом в соответствии со сферой прохождения практики.
По результатам практики выставляется зачет.
7. Требования к уровню подготовки бакалавра
по направлению 520900 - Политология
7.1. Требования к профессиональной подготовленности выпускника.
Бакалавр должен:
- уметь определять специфику политики как сферы общества, ее
влияние на развитие общественных процессов и институтов;
- знать предмет политической науки, особенности изучения
политики в смешанных отраслях: социологии, философии,
юриспруденции, экономической науки, истории;
- знать понятийно-категориальный аппарат и методологию
политической науки, основных отраслей (направлений) политического
знания, владеть инструментарием политического анализа и
прогнозирования;
- знать и уметь выделять теоретические и прикладные,
аксиологические и инструментальные компоненты политического
знания, его экспертные, прогностические и иные функции, понимать
роль политической науки в подготовке и обосновании политических
решений;
- уметь выделять инструментальные и внеинституциональные
аспекты политики, рациональное и нерациональное в ней;
- знать основные разновидности современных политических систем
и режимов, уметь проводить их сравнительный анализ;
- владеть кругом проблем, относящихся к человеческому измерению
политики, специфике политической социализации личности,
политической этике, критериям и методам гуманизации политики,
общего блага и индивидуального интереса, знать основы политической
философии;
- уметь анализировать международные политические процессы,
геополитическую обстановку, проблемы, относящиеся к месту и роли
России в современном мире;
- владеть знанием "о мире политического" в его соотнесенности с
гражданским обществом, экономикой, социальной и культурной
системами.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
бакалавра.
7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.
Итоговая государственная аттестация бакалавра включает защиту
выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности бакалавра к
выполнению профессиональных задач, установленных настоящим
Государственным образовательным стандартом, и продолжению
образования в магистратуре по направлениям 520900 - Политология,
520800 - История, 520400 - Философия, 521100 - Социальная работа,
521200 - Социология, 521300 - Регионоведение в соответствии с п.
1.4 вышеупомянутого стандарта.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к выпускной работе бакалавра.
Выпускная работа бакалавра должна быть представлена в форме
рукописи. Она должна представлять собой самостоятельное
исследование, состоящее в обзоре, анализе, обобщении и оценке
имеющейся литературы по той или иной политологической проблеме.
Выпускная работа должна быть основана на глубоком знании мировых и
отечественных первоисточников, современных точек зрения на
проблему и выполнена на базе общепрофессиональных дисциплин
направления.
Конкретные требования к содержанию, объему и структуре
выпускной работы бакалавра определяются высшим учебным заведением
на основании Положения об итоговой государственной аттестации
выпускников высших учебных заведений, утвержденного
Минобразованием России, Государственного образовательного
стандарта по направлению 520900 - Политология и методических
рекомендаций УМО по образованию в области политологии.
Время, отводимое на подготовку квалификационной работы,
составляет для бакалавра не менее четырех недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену бакалавра.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
направлению 520900 - Политология определяются вузом на основании
методических рекомендаций и соответствующей примерной программы,
разработанных УМО по образованию в области политологии, Положения
об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных
заведений, утвержденного Минобразованием России, и
Государственного образовательного стандарта по направлению 520900
- Политология.
Итоговая государственная аттестация полученных студентом знаний
и умений осуществляется в форме устного экзамена на заседании
Государственной аттестационной комиссии, состав которой
формируется из ведущих преподавателей вуза по политологии. Фонд
оценочных средств государственного экзамена формируется вузом и
должен включать в себя вопросы по всем дисциплинам, входящим в
федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин настоящего
Государственного образовательного стандарта.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
философии, политологии и религиоведения.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно-
методического совета по направлению 520900 - Политология 17 ноября
1999 г.
|