Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Регистрационный номер
34 тех/дс
Вводится в действие
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
657200 - ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста 657200 - Гидрометеорология
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста
утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации
от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей),
реализуемых в рамках данного направления подготовки
дипломированного специалиста:
073100 - Метеорология,
073200 - Гидрология,
073300 - Океанология.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы по
направлению подготовки дипломированного специалиста
"Гидрометеорология" при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
- атмосфера и гидросфера,
- системы мониторинга состояния водной и воздушной среды,
- системы контроля качества атмосферы и вод.
1.4.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению подготовки "Гидрометеорология" должен
быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной
деятельности:
- организационно-управленческая в области
гидрометеорологического обеспечения отраслей хозяйства и
Вооруженных Сил РФ,
- анализ и прогноз состояния атмосферы и гидросферы,
- научно-исследовательская.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием
образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник в зависимости от вида профессиональной деятельности
должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных
задач:
а) организационно-управленческая в области
гидрометеорологического обеспечения отраслей хозяйства и
Вооруженных Сил:
- организация гидрометеорологического обеспечения сельского
хозяйства, строительства, транспорта, городского хозяйства,
- оценивание эффективности использования гидрометеорологической
информации при решении конкретных хозяйственных задач,
- выработка рекомендаций потребителям по оптимальному учету
гидрометеорологической информации,
- осуществление метрологической поверки основных средств
гидрометеорологических измерений,
- управление гидрометеорологическими подразделениями в отраслях
хозяйства и Вооруженных Силах;
б) анализ и прогноз состояния атмосферы и гидросферы:
- получение и обработка первичной гидрометеорологической
информации,
- анализ и прогноз состояния атмосферы и гидросферы с помощью
стандартных технологий,
- разработка нестандартных алгоритмов и программ анализа и
прогноза для современных вычислительных средств,
- использование автоматизированных гидрометеорологических
систем для анализа и прогноза;
в) научно-исследовательская деятельность:
- анализ состояния и динамики процессов в атмосфере и
гидросфере,
- создание моделей динамики гидрометеорологических процессов и
явлений,
- анализ и синтез автоматизированных систем
гидрометеорологического обеспечения и оптимизация использования
гидрометеорологической информации при решении конкретных задач.
1.4.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач инженер должен:
а) по специальности 073100 - Метеорология:
- анализировать состояние атмосферы и прогнозировать погоду с
целью обеспечения заинтересованных потребителей необходимой
метеорологической информацией,
- разрабатывать рекомендации по оптимальному учету текущего и
прогнозируемого состояния атмосферы при решении конкретных задач
потребителя;
б) по специальности 073200 - Гидрология:
- анализировать состояние водных объектов и прогнозировать
гидрологические явления и процессы с целью обеспечения этой
информацией отраслей хозяйства, связанных с водопользованием;
- разрабатывать рекомендации по оптимальному учету фактического
и ожидаемого состояния водных объектов при принятии хозяйственных
и иных решений водопользователей;
в) по специальности 073300 - Океанология:
- анализировать состояние водных морей и океанов с целью
обеспечения необходимой океанологической информацией
заинтересованных потребителей, разрабатывать океанологические
прогнозы, составлять рекомендации по оптимальному учету текущего и
прогнозируемого состояния морей и океанов при решении конкретных
задач потребителя.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего
профессионального образования по направлению подготовки
дипломированного специалиста 657200 - Гидрометеорология
подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста
657200 - Гидрометеорология
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает
в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы
учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки инженера к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера
состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом
цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в
федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины
специализаций;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы по направлению
подготовки дипломированного специалиста
657200 - Гидрометеорология
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Закрепление программы средней школы, изучение¦ ¦
¦ ¦нового лексико-грамматического материала, ¦ ¦
¦ ¦необходимого для общения в наиболее ¦ ¦
¦ ¦распространенных повседневных ситуациях; ¦ ¦
¦ ¦различные виды речевой деятельности и формы ¦ ¦
¦ ¦речи (устной, письменной, монологической или ¦ ¦
¦ ¦диалогической), овладение лексико- ¦ ¦
¦ ¦грамматическим минимумом; курс реферирования ¦ ¦
¦ ¦и аннотирования научной литературы, курс ¦ ¦
¦ ¦научно-технического перевода и т.п. ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы физической ¦ ¦
¦ ¦культуры; основы здорового образа и стиля ¦ ¦
¦ ¦жизни; оздоровительные системы и спорт ¦ ¦
¦ ¦(теория, методика, практика); профессионально-¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦сознания. Методы и источники изучения истории.¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография о ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян.¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и ¦ ¦
¦ ¦социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в ХI - ¦ ¦
¦ ¦ХII вв. Русь и орда: проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России ХIХ века. ¦ ¦
¦ ¦Реформы и реформаторы в России. Русская ¦ ¦
¦ ¦культура ХIХ века и ее вклад в мировую ¦ ¦
¦ ¦культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль ХХ столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале ХХ века. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации ¦ ¦
¦ ¦России. Российские реформы в контексте ¦ ¦
¦ ¦общемирового развития в начале века. ¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 ¦ ¦
¦ ¦года. Гражданская война и интервенция, их ¦ ¦
¦ ¦результаты и последствия. Российская ¦ ¦
¦ ¦эмиграция. Социально-экономическое развитие ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е годы. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно-¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские ¦ ¦
¦ ¦соглашения. Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политологии, ее место¦ ¦
¦ ¦в системе социально-гуманитарных дисциплин; ¦ ¦
¦ ¦история политических учений; теория власти и ¦ ¦
¦ ¦властных отношений; политическая жизнь, ее ¦ ¦
¦ ¦основные характеристики; политическая система,¦ ¦
¦ ¦институциональные аспекты политики; ¦ ¦
¦ ¦политические отношения и процессы; субъекты ¦ ¦
¦ ¦политики; политическая культура; политические ¦ ¦
¦ ¦идеологии (история развития, современное ¦ ¦
¦ ¦состояние, перспективы); политический процесс ¦ ¦
¦ ¦в России; мировая политика и международные ¦ ¦
¦ ¦отношения; сравнительная политология ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ История мировой культуры; история культуры ¦ ¦
¦ ¦России; школы, направления и теории в ¦ ¦
¦ ¦культурологии; охрана и использование ¦ ¦
¦ ¦культурного наследия ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Право, личность и общество; структура права и¦ ¦
¦ ¦его действия; конституционная основа правовой ¦ ¦
¦ ¦системы; частное право; сравнительное ¦ ¦
¦ ¦правоведение ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: объект и предмет психологии; ¦ ¦
¦ ¦соотношение субъективной и объективной ¦ ¦
¦ ¦реальности; психика и организм; активность ¦ ¦
¦ ¦психики (души), психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность; структура субъективной ¦ ¦
¦ ¦реальности; личность и межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения; свобода воли; личностная ¦ ¦
¦ ¦ответственность; общее и индивидуальное в ¦ ¦
¦ ¦психике человека. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: предмет педагогики; цели ¦ ¦
¦ ¦образования и воспитания; педагогический идеал¦ ¦
¦ ¦и его конкретно-историческое воплощение; ¦ ¦
¦ ¦средства и методы педагогического воздействия ¦ ¦
¦ ¦на личность; общие принципы дидактики и их ¦ ¦
¦ ¦реализация в конкретных предметных методиках ¦ ¦
¦ ¦обучения; нравственно-психологические и ¦ ¦
¦ ¦идейные взаимоотношения поколений; семейное ¦ ¦
¦ ¦воспитание и семейная педагогика; ¦ ¦
¦ ¦межличностные отношения в коллективе; ¦ ¦
¦ ¦нравственно-психологический образ педагога; ¦ ¦
¦ ¦мастерство педагогического общения ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского языка. Языковая ¦ ¦
¦ ¦норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. Речевое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие. Основные единицы общения. ¦ ¦
¦ ¦Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. Функциональные стили ¦ ¦
¦ ¦современного русского языка. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦функциональных стилей. Научный стиль. ¦ ¦
¦ ¦Специфика использования элементов различных ¦ ¦
¦ ¦языковых уровней в научной речи. Речевые ¦ ¦
¦ ¦нормы учебной и научной сфер деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально-¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама ¦ ¦
¦ ¦в деловой речи. Правила оформления документов.¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. Жанровая ¦ ¦
¦ ¦дифференциация и отбор языковых средств в ¦ ¦
¦ ¦публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. Разговорная ¦ ¦
¦ ¦речь в системе функциональных разновидностей ¦ ¦
¦ ¦русского литературного языка. Условия ¦ ¦
¦ ¦функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков ¦ ¦
¦ ¦грамотного письма и говорения ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ История становления и развития социологии; ¦ ¦
¦ ¦общество как социокультурная система; ¦ ¦
¦ ¦социальные общности как источник самодвижения,¦ ¦
¦ ¦социальных изменений; культура как система ¦ ¦
¦ ¦ценностей, смыслов, образцов действий ¦ ¦
¦ ¦индивидов; влияние культуры на социальные и ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения; обратное влияние ¦ ¦
¦ ¦экономики и социально-политической жизни на ¦ ¦
¦ ¦культуру; личность как активный субъект; ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязь личности и теории личности; ¦ ¦
¦ ¦социальный статус личности; социальные связи, ¦ ¦
¦ ¦действия, взаимодействия между индивидами и ¦ ¦
¦ ¦группами, групповая динамика, социальное ¦ ¦
¦ ¦поведение, социальный обмен и сравнение как ¦ ¦
¦ ¦механизм социальных связей; социальная ¦ ¦
¦ ¦структура, социальная стратификация; ¦ ¦
¦ ¦социальные институты, социальная организация; ¦ ¦
¦ ¦гражданское общество и государство; социальный¦ ¦
¦ ¦контроль; массовое сознание и массовые ¦ ¦
¦ ¦действия; социальные движения; источники ¦ ¦
¦ ¦социального напряжения, социальные конфликты и¦ ¦
¦ ¦логика их разрешения; социальные изменения; ¦ ¦
¦ ¦глобализация социальных и культурных процессов¦ ¦
¦ ¦в современном мире; социально-культурные ¦ ¦
¦ ¦особенности и проблемы развития российского ¦ ¦
¦ ¦общества; возможные альтернативы его развития ¦ ¦
¦ ¦в будущем; методология и методы ¦ ¦
¦ ¦социологического исследования ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального ¦ ¦
¦ ¦и идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представление о современном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука ¦ ¦
¦ ¦и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Ведение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития экономической¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка ¦ ¦
¦ ¦и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние факторы и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦270 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1960 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1560 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦700 ¦
¦ ¦ Математический анализ, основы функционального¦ ¦
¦ ¦анализа, уравнения математической физики, ¦ ¦
¦ ¦численные методы, теория вероятностей, ¦ ¦
¦ ¦математическая статистика, вариационное ¦ ¦
¦ ¦исчисление, методы оптимизации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации информационных¦ ¦
¦ ¦процессов, модели решения функциональных и ¦ ¦
¦ ¦вычислительных задач, алгоритмизация и ¦ ¦
¦ ¦программирование; языки программирования ¦ ¦
¦ ¦высокого уровня; базы данных; программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение и технологии программирования; ¦ ¦
¦ ¦локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты¦ ¦
¦ ¦информации и сведений, составляющих ¦ ¦
¦ ¦государственную тайну; методы защиты ¦ ¦
¦ ¦информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦430 ¦
¦ ¦ Механика, молекулярная физика и ¦ ¦
¦ ¦термодинамика, электричество и магнетизм, ¦ ¦
¦ ¦оптика, атомная физика, физика твердого тела, ¦ ¦
¦ ¦физика атомного ядра и элементарных частиц, ¦ ¦
¦ ¦физический практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦150 ¦
¦ ¦ Химические системы, реакционная способность ¦ ¦
¦ ¦веществ, методы химической идентификации, ¦ ¦
¦ ¦энергетика и кинетика химических процессов, ¦ ¦
¦ ¦основы органической химии, свойства полимеров ¦ ¦
¦ ¦и биополимеров, химический практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦80 ¦
¦ ¦ Клеточное строение, основы биологии и ¦ ¦
¦ ¦физиологии, основы популяционной биологии, ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие организмов и среды обитания, ¦ ¦
¦ ¦учение о биосфере, антропогенные загрязнители,¦ ¦
¦ ¦анализ и прогноз уровней загрязнения, ¦ ¦
¦ ¦нормативные экологические акты, оценка ущерба ¦ ¦
¦ ¦от воздействий на природную среду ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦200 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые¦200 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1880 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1720 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦150 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01.01¦Инженерная графика ¦150 ¦
¦ ¦Виды изображений; сечения; разрезы; профили; ¦ ¦
¦ ¦выносные элементы. Чертежные материалы и ¦ ¦
¦ ¦инструменты. Основные правила выполнения ¦ ¦
¦ ¦технических чертежей. Автоматизация в ¦ ¦
¦ ¦инженерной графике. Основы компьютерной ¦ ¦
¦ ¦графики ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦Механика ¦530 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.01¦Теоретическая механика ¦70 ¦
¦ ¦Статика, кинематика, динамика материальной ¦ ¦
¦ ¦точки и сплошной среды, неинерционные системы ¦ ¦
¦ ¦отсчета ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.02¦Механика жидкости и газа ¦330 ¦
¦ ¦Основные методы механики жидкости и газа, ¦ ¦
¦ ¦математический аппарат механики жидкости и ¦ ¦
¦ ¦газа; кинематика и общие теоремы динамики ¦ ¦
¦ ¦жидкости и газа; основные уравнения и теоремы ¦ ¦
¦ ¦динамики идеального газа, одномерные задачи: ¦ ¦
¦ ¦уравнения Эйлера и Гельмгольца, теорема ¦ ¦
¦ ¦Бернулли, изэнтропические формулы, одномерные ¦ ¦
¦ ¦потоки идеального газа; плоские безвихревые ¦ ¦
¦ ¦течения идеальной жидкости и газа: основные ¦ ¦
¦ ¦теоремы, потенциал скоростей, до- и ¦ ¦
¦ ¦сверхзвуковые обтекания тонких профилей; ¦ ¦
¦ ¦пространственные безвихревые движения ¦ ¦
¦ ¦идеальной жидкости: потенциалы скоростей и ¦ ¦
¦ ¦функции тока простейших пространственных ¦ ¦
¦ ¦течений; динамика вязкой несжимаемой жидкости,¦ ¦
¦ ¦простейшие задачи ламинарного пограничного ¦ ¦
¦ ¦слоя, уравнения Навье - Стокса, примеры ¦ ¦
¦ ¦линейных задач; ламинарный пограничный слой; ¦ ¦
¦ ¦турбулентные движения несжимаемой жидкости, ¦ ¦
¦ ¦неустойчивость ламинарных течений, уравнения ¦ ¦
¦ ¦Рейнольдса, турбулентный пограничный слой. ¦ ¦
¦ ¦Крупномасштабные движения на вращающейся ¦ ¦
¦ ¦Земле, подходы и особенности к описанию ¦ ¦
¦ ¦крупномасштабных движений на вращающейся ¦ ¦
¦ ¦Земле: уравнения движения во вращающейся ¦ ¦
¦ ¦системе координат, уравнения движения в ¦ ¦
¦ ¦сферических координатах, геострофическое и ¦ ¦
¦ ¦градиентное движение, термический ветер; ¦ ¦
¦ ¦теория мелкой воды: основные уравнения, ¦ ¦
¦ ¦потенциальный вихрь, волны Пуанкаре и ¦ ¦
¦ ¦Кельвина, акустические и гравитационные волны,¦ ¦
¦ ¦волны Россби и их динамика; планетарный ¦ ¦
¦ ¦пограничный слой, течения в планетарном ¦ ¦
¦ ¦пограничном слое; движения в ¦ ¦
¦ ¦стратифицированной жидкости на сфере, волны ¦ ¦
¦ ¦Россби в стратифицированной жидкости, ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие волн с зональным потоком; ¦ ¦
¦ ¦теория баротропной и бароклинной ¦ ¦
¦ ¦неустойчивости крупномасштабных течений: ¦ ¦
¦ ¦необходимые и достаточные условия ¦ ¦
¦ ¦неустойчивости, характеристики неустойчивых ¦ ¦
¦ ¦течений; агеострофические движения и теория ¦ ¦
¦ ¦фронтогенеза ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.03¦Гидравлика ¦130 ¦
¦ ¦Основные физические свойства жидкостей, силы, ¦ ¦
¦ ¦действующие в жидкостях; общие законы и ¦ ¦
¦ ¦уравнения статики и динамики жидкостей, ¦ ¦
¦ ¦абсолютный и относительный покой жидких сред; ¦ ¦
¦ ¦модель идеальной жидкости; общая интегральная ¦ ¦
¦ ¦форма уравнений сохранения энергии, импульса, ¦ ¦
¦ ¦момента импульса; уравнение сохранения энергии¦ ¦
¦ ¦в дифференциальной форме; подобие ¦ ¦
¦ ¦гидромеханических процессов; турбулентность и ¦ ¦
¦ ¦ее основные статистические характеристики; ¦ ¦
¦ ¦ламинарное и турбулентное течение жидкости ¦ ¦
¦ ¦при наличии твердых стенок ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦Материаловедение. Технология конструкционных ¦70 ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03.01¦Материаловедение ¦70 ¦
¦ ¦Строение металлов, диффузионные процессы в ¦ ¦
¦ ¦металлах, механические свойства металлов и ¦ ¦
¦ ¦сплавов, электротехнические и ¦ ¦
¦ ¦радиотехнические материалы, конструкционные ¦ ¦
¦ ¦металлы и сплавы, электрофизические и ¦ ¦
¦ ¦электрохимические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦поверхностей ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04 ¦Электротехника и электроника ¦150 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04.01¦Общая электротехника и электроника ¦150 ¦
¦ ¦Электрические цепи и линии связи, ¦ ¦
¦ ¦электрические приборы, передача информации, ¦ ¦
¦ ¦генерация и преобразование сигналов, ¦ ¦
¦ ¦импульсные и цифровые устройства, ¦ ¦
¦ ¦электрические устройства и элементы ¦ ¦
¦ ¦автоматики, электронные системы ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05 ¦Метрология, стандартизация и сертификация ¦70 ¦
¦ ¦Теоретические основы метрологии; основные ¦ ¦
¦ ¦понятия, связанные с объектами и средствами ¦ ¦
¦ ¦измерения; алгоритмы обработки результатов ¦ ¦
¦ ¦измерений; организационные, научные и ¦ ¦
¦ ¦методические основы метрологического ¦ ¦
¦ ¦обеспечения; правовые основы обеспечения ¦ ¦
¦ ¦единства измерений ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06 ¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
¦ ¦Человек и среда обитания; основы физиологии ¦ ¦
¦ ¦труда; негативные факторы техносферы; критерии¦ ¦
¦ ¦безопасности; организационно-правовые основы, ¦ ¦
¦ ¦методы и средства обеспечения устойчивости ¦ ¦
¦ ¦функционирования технических систем, ¦ ¦
¦ ¦безопасность и экологическая чистота ¦ ¦
¦ ¦технологических процессов; управление ¦ ¦
¦ ¦безопасностью жизнедеятельности ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07 ¦Геофизика ¦100 ¦
¦ ¦Методы геофизических исследований, общие ¦ ¦
¦ ¦сведения о Земле как планете солнечной ¦ ¦
¦ ¦системы, геофизические поля, геологические ¦ ¦
¦ ¦процессы и явления, взаимодействие процессов ¦ ¦
¦ ¦в твердой, жидкой и газообразной оболочках ¦ ¦
¦ ¦Земли ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08 ¦Физика атмосферы, океана и вод суши ¦200 ¦
¦ ¦Строение, состав, свойства атмосферы, статика ¦ ¦
¦ ¦и термодинамика атмосферы, тепловой режим и ¦ ¦
¦ ¦влияние солнечной энергии, оптические и ¦ ¦
¦ ¦электрические явления в атмосфере; ¦ ¦
¦ ¦физика воды и ее свойства в трех агрегатных ¦ ¦
¦ ¦состояниях, акустические, оптические и ¦ ¦
¦ ¦электромагнитные явления в воде, теория ¦ ¦
¦ ¦теплообмена, гидротермический и ¦ ¦
¦ ¦ледотехнический расчеты водоемов и водотоков, ¦ ¦
¦ ¦вода в почвогрунтах и в снеге; строение, ¦ ¦
¦ ¦состав, свойства океана, статика и ¦ ¦
¦ ¦термодинамика океана, тепловой режим и влияние¦ ¦
¦ ¦солнечной энергии, оптические и электрические ¦ ¦
¦ ¦явления в океане ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09 ¦Методы статистической обработки ¦150 ¦
¦ ¦гидрометеорологической информации ¦ ¦
¦ ¦Статистическая структура ¦ ¦
¦ ¦гидрометеорологических полей, численный ¦ ¦
¦ ¦анализ, банки данных, контроль данных ¦ ¦
¦ ¦наблюдений, согласование полей, ¦ ¦
¦ ¦климатологическая обработка наблюдений, ¦ ¦
¦ ¦современные системы сбора и обработки ¦ ¦
¦ ¦гидрометеорологической информации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10 ¦Методы и средства гидрометеорологических ¦200 ¦
¦ ¦измерений ¦ ¦
¦ ¦Теория гидрометеорологических измерений, ¦ ¦
¦ ¦контактные и дистанционные методы измерений, ¦ ¦
¦ ¦измерительная техника, обратные задачи и ¦ ¦
¦ ¦измерения с помощью искусственных спутников ¦ ¦
¦ ¦Земли. ¦ ¦
¦ ¦Водно-технические изыскания ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.НР.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦80 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, ¦80 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦2172 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СП.01 ¦Специальность 073100 - Метеорология ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.01 ¦Синоптическая метеорология ¦200 ¦
¦ ¦Воздушные массы, синоптические объекты и ¦ ¦
¦ ¦процессы, фронтальные разделы и погодные ¦ ¦
¦ ¦условия в зоне фронтов, прогноз синоптического¦ ¦
¦ ¦положения, физико-статистические прогнозы, ¦ ¦
¦ ¦использование результатов гидродинамического ¦ ¦
¦ ¦предвычисления полей метеовеличин, основы ¦ ¦
¦ ¦долгосрочных прогнозов погоды ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.02 ¦Динамическая метеорология ¦80 ¦
¦ ¦Динамика приземного, пограничного слоев и ¦ ¦
¦ ¦свободной атмосферы, вторичный поток в ¦ ¦
¦ ¦погранслое, энергетика атмосферы, поверхности ¦ ¦
¦ ¦раздела, волны Россби в атмосфере, теория ¦ ¦
¦ ¦отфильтровывания акустических и гравитационных¦ ¦
¦ ¦волн, геострофическое приспособление полей ¦ ¦
¦ ¦давления и ветра, постановка задачи ¦ ¦
¦ ¦гидродинамического прогноза ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.03 ¦Гидродинамические прогнозы ¦100 ¦
¦ ¦Замкнутая система уравнений ¦ ¦
¦ ¦гидротермодинамики, уравнение вихря и ¦ ¦
¦ ¦квазигеострофические модели, полные уравнения,¦ ¦
¦ ¦методы интегрирования, исследование ¦ ¦
¦ ¦устойчивости численных схем, неадиабатические ¦ ¦
¦ ¦модели, параметризация процессов подсеточного ¦ ¦
¦ ¦масштаба, модели национальных региональных ¦ ¦
¦ ¦метеоцентров ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.04 ¦Космическая метеорология ¦100 ¦
¦ ¦Расчет параметров орбиты искусственных ¦ ¦
¦ ¦спутников Земли и привязка изображений, ¦ ¦
¦ ¦аналоговые и числовые виды специальной ¦ ¦
¦ ¦гидрометеорологической информации, ¦ ¦
¦ ¦дешифрирование снимков, восстановление ¦ ¦
¦ ¦метеовеличин в тропосфере и стратосфере на ¦ ¦
¦ ¦основе спутниковой информации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.05 ¦Авиационная метеорология ¦70 ¦
¦ ¦Влияние метеоусловий на взлет, полет и ¦ ¦
¦ ¦посадку летательных аппаратов, ¦ ¦
¦ ¦специализированные авиационные прогнозы, ¦ ¦
¦ ¦разработка и оценка успешности ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.06 ¦Методы зондирования окружающей среды: ¦150 ¦
¦ ¦Контактные и дистанционные методы и средства ¦ ¦
¦ ¦зондирования, методы обработки информации, ¦ ¦
¦ ¦обратные задачи атмосферной оптики и методы ¦ ¦
¦ ¦их решения ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.07 ¦Климатология ¦80 ¦
¦ ¦Климатическая обработка рядов наблюдений, ¦ ¦
¦ ¦теория климатического районирования земного ¦ ¦
¦ ¦шара, основные характеристики климатических ¦ ¦
¦ ¦поясов, гипотезы динамики климата ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.08 ¦Агрометеорология ¦100 ¦
¦ ¦Влияние погодных условий на динамику роста ¦ ¦
¦ ¦сельскохозяйственных культур, организация и ¦ ¦
¦ ¦выполнение агрометеорологических наблюдений, ¦ ¦
¦ ¦агрометеорологические прогнозы, прогноз ¦ ¦
¦ ¦урожайности и оценка его эффективности ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.09 ¦Мезометеорология и наукастинг ¦70 ¦
¦ ¦Мезометеорологические явления и процессы, ¦ ¦
¦ ¦учет местных особенностей при их анализе и ¦ ¦
¦ ¦прогнозе, сверхкраткосрочные прогнозы: ¦ ¦
¦ ¦специфика использования начальных данных, ¦ ¦
¦ ¦проблемы фильтрации, модели авторегрессии, ¦ ¦
¦ ¦приборные методы и средства наукастинга ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.10 ¦Экономическая метеорология ¦70 ¦
¦ ¦Методы оценки эффективности использования ¦ ¦
¦ ¦текущей и прогностической информации при ¦ ¦
¦ ¦обеспечении хозяйственной деятельности, ¦ ¦
¦ ¦матрица потерь, многопараметрические методы ¦ ¦
¦ ¦оценки, оптимизация алгоритмов использования ¦ ¦
¦ ¦результатов прогнозов различными методами ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.11 ¦Прогноз стихийных бедствий ¦70 ¦
¦ ¦Природа стихийных бедствий и возможность их ¦ ¦
¦ ¦прогнозирования; прогноз ¦ ¦
¦ ¦гидрометеорологических стихийных бедствий, ¦ ¦
¦ ¦(ураганов, смерчей, пыльных бурь, засух, ¦ ¦
¦ ¦наводнений, селей, цунами) ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.12 ¦Воздействия на атмосферные явления и процессы ¦80 ¦
¦ ¦Физика воздействия, моделирование воздействия,¦ ¦
¦ ¦методы и средства воздействия, управление и ¦ ¦
¦ ¦проблема наблюдения, оценка эффективности ¦ ¦
¦ ¦воздействия ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.13 ¦Дисциплины специализации ¦1002 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СП.02 ¦Специальность 073200 - Гидрология ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.01 ¦Общая гидрология ¦200 ¦
¦ ¦Водные ресурсы и их значение в различных ¦ ¦
¦ ¦отраслях человеческой деятельности; физические¦ ¦
¦ ¦основы гидрологических явлений и процессов; ¦ ¦
¦ ¦закономерности формирования гидрологического ¦ ¦
¦ ¦режима и водного баланса; гидрография: ¦ ¦
¦ ¦гидрологический режим основных водных ¦ ¦
¦ ¦объектов, основные элементы режима водных ¦ ¦
¦ ¦объектов и влияние на них природных и ¦ ¦
¦ ¦антропогенных факторов; методы гидрологических¦ ¦
¦ ¦исследований ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.02 ¦Гидрогеология ¦200 ¦
¦ ¦Строение подземной гидросферы, характер и ¦ ¦
¦ ¦динамика связи поверхностных и подземных вод; ¦ ¦
¦ ¦теоретические основы распространения различных¦ ¦
¦ ¦типов подземных вод в конкретных геологических¦ ¦
¦ ¦условиях; роль гидрологических процессов в ¦ ¦
¦ ¦формировании подземной составляющей речного ¦ ¦
¦ ¦стока; применение различных методов ¦ ¦
¦ ¦исследования при решении прикладных задач ¦ ¦
¦ ¦гидрогеологии ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.03 ¦Гидрологические расчеты ¦100 ¦
¦ ¦Теория формирования речного стока, современные¦ ¦
¦ ¦методы расчета основных гидрологических ¦ ¦
¦ ¦характеристик при наличии и отсутствии ¦ ¦
¦ ¦натурных данных; методы гидрологических ¦ ¦
¦ ¦расчетов в гидротехнике, водохозяйственном ¦ ¦
¦ ¦проектировании, при разработке водоохранных ¦ ¦
¦ ¦мероприятий ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.04 ¦Гидрологические прогнозы ¦200 ¦
¦ ¦Методы анализа гидрологического режима водных ¦ ¦
¦ ¦объектов; методологические основы разработки ¦ ¦
¦ ¦гидрологических прогнозов; локальные и ¦ ¦
¦ ¦территориальные прогнозы, краткосрочные и ¦ ¦
¦ ¦долгосрочные прогнозы состояния и динамики ¦ ¦
¦ ¦гидрологических объектов; методы долгосрочного¦ ¦
¦ ¦и краткосрочного прогнозирования; ¦ ¦
¦ ¦прогнозирование опасных явлений, связанных с ¦ ¦
¦ ¦водными объектами суши ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.05 ¦Основы управления гидрологическими процессами ¦100 ¦
¦ ¦Водные и водноэнергетические ресурсы, ¦ ¦
¦ ¦гидрологическое обоснование гидротехнического ¦ ¦
¦ ¦и водохозяйственного проектирования, ¦ ¦
¦ ¦управление природными процессами ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.06 ¦Моделирование гидрологических процессов ¦100 ¦
¦ ¦Модели гидрологических процессов, ¦ ¦
¦ ¦параметризация, стыковка моделей, системная ¦ ¦
¦ ¦математическая модель гидрологических ¦ ¦
¦ ¦процессов, стохастические модели ¦ ¦
¦ ¦гидрологических процессов, методы решения ¦ ¦
¦ ¦задач моделирования ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.07 ¦Гидротехника и мелиорация ¦100 ¦
¦ ¦Назначение и устройство основных ¦ ¦
¦ ¦гидротехнических сооружений, виды мелиорации, ¦ ¦
¦ ¦их связь с водными ресурсами, сооружения для ¦ ¦
¦ ¦производства гидрометрических работ ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.08 ¦Динамика русловых потоков и русловых ¦70 ¦
¦ ¦процессов ¦ ¦
¦ ¦Внутренняя структура и механизм движения ¦ ¦
¦ ¦русловых потоков, гидравлические ¦ ¦
¦ ¦сопротивления, потоки в руслах с поймами, ¦ ¦
¦ ¦саморегулирующаяся система "бассейн - речной ¦ ¦
¦ ¦поток - русло", транспорт наносов, русловые ¦ ¦
¦ ¦процессы, их типизация и прогноз, воздействие ¦ ¦
¦ ¦инженерных сооружений на русловые процессы ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.09 ¦Экономика гидрометеорологического обеспечения ¦70 ¦
¦ ¦хозяйственной деятельности ¦ ¦
¦ ¦Виды гидрометеорологической информации, ¦ ¦
¦ ¦понятие о потерях и функциях потерь, критерий ¦ ¦
¦ ¦оптимизации хозяйственных решений, ¦ ¦
¦ ¦оптимизационные расчеты, экономический эффект ¦ ¦
¦ ¦использования гидрометеорологической ¦ ¦
¦ ¦информации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.10 ¦Дисциплины специализации ¦1032 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СП.03 ¦Специальность 073300 - Океанология ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.01 ¦Морская гидрометрия ¦150 ¦
¦ ¦Океанологические наблюдения. Приборы и методы ¦ ¦
¦ ¦измерений температуры и солености морской ¦ ¦
¦ ¦воды. Гидрооптические и гидроакустические ¦ ¦
¦ ¦измерители. Приборы для наблюдений волнения и ¦ ¦
¦ ¦колебаний уровня. Измерители течений. ¦ ¦
¦ ¦Автоматические системы и комплексы измерений. ¦ ¦
¦ ¦Технические средства проведения ¦ ¦
¦ ¦океанологических исследований. Суда, буйковые ¦ ¦
¦ ¦станции и плавучие платформы. Организация ¦ ¦
¦ ¦полигонных измерений ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.02 ¦Общая океанология ¦250 ¦
¦ ¦Географические характеристики Мирового ¦ ¦
¦ ¦океана; происхождение Мирового океана; состав ¦ ¦
¦ ¦и основные свойства вод Мирового океана ¦ ¦
¦ ¦(химический состав и соленость, основные ¦ ¦
¦ ¦физические свойства вод); перемешивание и ¦ ¦
¦ ¦обмен в океане; волны в океане: классификация,¦ ¦
¦ ¦причины возникновения, закономерности ¦ ¦
¦ ¦распространения; приливы; распределение ¦ ¦
¦ ¦температуры, солености и плотности вод ¦ ¦
¦ ¦Мирового океана; льды в Мировом океане; ¦ ¦
¦ ¦важнейшие химические и биологические процессы ¦ ¦
¦ ¦в океане; донные процессы ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.03 ¦Динамика океана ¦200 ¦
¦ ¦Силы, вызывающие течения. Пограничные слои. ¦ ¦
¦ ¦Диагностические и эволюционные теории ¦ ¦
¦ ¦крупномасштабной циркуляции вод. Синоптические¦ ¦
¦ ¦вихри. Их механизмы генерации, структура и ¦ ¦
¦ ¦энергия. Основные теории вихреобразования в ¦ ¦
¦ ¦океане. Грибовидные структуры и ¦ ¦
¦ ¦внутритермоклинные волны. Теории волн малой и ¦ ¦
¦ ¦конечной амплитуды. Генерация и эволюция ¦ ¦
¦ ¦ветровых волн. Спектры Филлипа и Майлза. ¦ ¦
¦ ¦Динамические теории приливных волн. Волны ¦ ¦
¦ ¦цунами, их генерация и взаимодействие с Волны ¦ ¦
¦ ¦берегом. Внутренние волны в многослойном и ¦ ¦
¦ ¦непрерывно стратифицированном океане, их ¦ ¦
¦ ¦модовое и лучевое описание ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.04 ¦Морские гидрологические прогнозы ¦200 ¦
¦ ¦Факторы, влияющие на режим бассейна. Основные ¦ ¦
¦ ¦черты и особенности режима различных регионов ¦ ¦
¦ ¦Мирового океана и морей. Метеорологические ¦ ¦
¦ ¦основы прогнозирования. Краткосрочные и ¦ ¦
¦ ¦долгосрочные прогнозы характеристик и явлений ¦ ¦
¦ ¦на морях и океанах ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.05 ¦Взаимодействие океана и атмосферы ¦150 ¦
¦ ¦Основные процессы, протекающие в системе ¦ ¦
¦ ¦"океан - атмосфера"; теплообмен в системе ¦ ¦
¦ ¦"океан - атмосфера"; влагообмен через ¦ ¦
¦ ¦поверхность океана; водный и солевой баланс; ¦ ¦
¦ ¦ветровые течения; цунами атмосферного ¦ ¦
¦ ¦происхождения; методы изучения взаимодействия ¦ ¦
¦ ¦в системе "океан - атмосфера"; ¦ ¦
¦ ¦мелкомасштабное, мезо- и крупномасштабное ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие океана и атмосферы ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.06 ¦Основы гидрохимии и химия океана ¦150 ¦
¦ ¦Химический состав природных вод. Методы ¦ ¦
¦ ¦гидрохимических исследований. Главные ионы и ¦ ¦
¦ ¦соленость морской воды. Органическое ¦ ¦
¦ ¦биогенные элементы, растворенные вещество, ¦ ¦
¦ ¦газы в морской воде. Гидрохимическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие и структура океана. Химия донных ¦ ¦
¦ ¦осадков ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.07 ¦Экономика гидрометеорологического обеспечения ¦70 ¦
¦ ¦хозяйственной деятельности ¦ ¦
¦ ¦Организация и содержание ¦ ¦
¦ ¦гидрометеорологического обеспечения морских ¦ ¦
¦ ¦отраслей. Экономическое обеспечение. ¦ ¦
¦ ¦Международно-правовые аспекты ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦СД.08 ¦Дисциплины специализации ¦1002 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦8262 ¦
L-----------+----------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной образовательной
программы по направлению подготовки дипломированного
специалиста 657200 - Гидрометеорология
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки инженера при очной форме обучения составляет 260
недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую
работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные - 153
недели;
- экзаменационные сессии - не менее 19 недель;
- практики - не менее 14 недель (учебная - 7, производственная
- 4, преддипломная - 3);
- итоговая государственная аттестация, включая подготовку и
защиту выпускной квалификационной работы - не менее 16 недель;
- каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - не
менее 38 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки инженера по
очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в
случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до
одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.3
настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год, если указанная форма освоения образовательной программы
(специальности) не запрещена соответствующим постановлением
Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста 657200 - Гидрометеорология
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки инженера.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки
инженера на основе настоящего государственного образовательного
стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам федерального компонента и практикам,
включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна
выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно
или зачтено).
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин, в пределах 5%; для дисциплин,
входящих в цикл, в пределах 10%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых
дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном
стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины:
"Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая
культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история",
"Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по
усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в
междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума
содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной
или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-
экономических направлений подготовки (специальностей)), выделенные
на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла;
- занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной
(вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут
предусматриваться с учетом пожелания студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-
экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в
соответствии с профилем специальных дисциплин, реализуемых вузом;
- устанавливать в установленном порядке наименование
специализаций, наименование дисциплин специализаций, а также форму
контроля степени их усвоения студентами;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки
инженера в сокращенные сроки для студентов высшего учебного
заведения, имеющих среднее профессиональное образование
соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и
навыков студентов, полученных на предыдущем этапе
профессионального образования. Продолжительность обучения по
ускоренной программе должна составлять не менее трех лет при очной
форме обучения. Обучение по ускоренным программам допускается
также для лиц, уровень образования или способности которых
являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими
кадрами, имеющими, как правило, базовое образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически
занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.
Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь
ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей
профессиональной сфере.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом
каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, формируемым
по полному перечню дисциплин основной образовательной программы из
расчета обеспеченности учебниками и учебными пособиями не менее
0,5 экземпляра на одного студента, наличием методических пособий и
рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий
(практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам), а
также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными
материалами.
Лабораторными практикумами должны обеспечиваться дисциплины:
математика; физика; химия; информатика; безопасность
жизнедеятельности; электротехника и электроника; метрология;
физика атмосферы, океана и вод суши; методы и средства
гидрометеорологических измерений; синоптическая метеорология;
космическая метеорология; методы зондирования окружающей среды;
мезометеорология и наукастинг; общая гидрология; гидрологические
расчеты; гидротехника и мелиорация; динамика русловых потоков и
русловых процессов; морская гидрометрия; основы гидрохимии и химии
океана.
По остальным дисциплинам должны быть предусмотрены практические
занятия.
Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:
"Метеорология и гидрология",
"Известия РАН. Физика атмосферы и океана",
"Известия РАН. Оптика атмосферы",
"Известия РАН. Механика жидкости и газа",
"Журнал вычислительной математики и математической физики",
"Journal of Atmospheric Science",
"Journal of Geophysic Research".
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки дипломированного специалиста, должно
располагать материально-технической базой, соответствующей
действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей
проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и
междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы
студентов, предусмотренных учебным планом вуза.
Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены
современными стендами и оборудованием, позволяющими вырабатывать
навыки и умения производства гидрометеорологических измерений,
анализа и прогноза состояния атмосферы и гидросферы.
6.5. Требования к организации практик.
6.5.1. Учебная практика.
Цель учебной практики - получение практических навыков по
гидрометеорологическим измерениям и первичной обработке
гидрометеорологической информации.
Место проведения практики - учебно-производственные лаборатории
вуза, подразделения территориальных управлений Федеральной службы
по гидрометеорологии и мониторингу природной среды.
6.5.2. Производственная практика.
Цель учебной практики - закрепление теоретических знаний,
полученных студентами при изучении специальных дисциплин, и
практических навыков анализа и прогноза состояния атмосферы и
гидросферы, выработки рекомендаций по оптимальному использованию
гидрометеорологической информации при решении хозяйственных задач
и задач, решаемых Вооруженными Силами Российской Федерации.
Место проведения практики - подразделения территориальных
управлений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу
природной среды и родственных министерств и ведомств.
6.5.3. Преддипломная практика.
Цель преддипломной практики - подготовить студента к решению
задач анализа и прогноза состояния атмосферы и гидросферы.
Место проведения практики - территориальные управления
Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу природной
среды, подразделения родственных министерств и ведомств, научно-
исследовательские организации и учреждения.
6.5.4. Аттестация по итогам практики.
Аттестация по итогам практики проводится на основании
оформленного в соответствии с установленными требованиями отчета и
отзыва руководителя практики.
7. Требования к уровню подготовки выпускника по направлению
подготовки дипломированного специалиста
657200 - Гидрометеорология
7.1. Требования к профессиональной подготовленности выпускника.
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его
квалификации, указанной в п. 1.4.3 настоящего государственного
образовательного стандарта.
Инженер по гидрометеорологии
должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, методические и
нормативные материалы по гидрометеорологическому обеспечению
хозяйственной деятельности и деятельности Вооруженных Сил РФ,
- методы и средства гидрометеорологических измерений, сбора,
обработки и распространения гидрометеорологической информации,
- методы анализа и прогноза атмосферных и гидрологических
процессов и явлений,
- методы оптимизации использования гидрометеорологической
информации при решении конкретных задач потребителя,
- основы экономики, организации труда и организации
производства,
- основы трудового законодательства,
- правила и нормы охраны труда,
- основы обеспечения безопасности жизнедеятельности;
уметь:
- организовывать и проводить гидрометеорологическое обеспечение
хозяйственной деятельности и деятельности Вооруженных Сил РФ в
объеме задач, возложенных на подразделения Федеральной службы по
гидрометеорологии и мониторингу природной среды,
- производить наблюдения за состоянием атмосферы и гидросферы и
осуществлять первичную обработку результатов измерений.
Инженер по специальности 073100 - Метеорология
должен знать:
- строение, состав и свойства атмосферы, статику и
термодинамику атмосферы, влияние на атмосферу подстилающей
поверхности Земли и солнечной энергии, оптические, акустические и
электрические явления в атмосфере;
- принципы и методы моделирования и исследования атмосферных
процессов и явлений, в том числе теорию поверхностей раздела в
атмосфере, теорию устойчивости волновых движений, теорию
турбулентности, динамику пограничного слоя свободной атмосферы;
- методы и средства контактных и дистанционных
метеорологических измерений, сбора, обработки и представления
информации;
уметь:
- анализировать состояние атмосферы и прогнозировать погоду с
целью обеспечения заинтересованных потребителей необходимой
метеорологической информацией,
- разрабатывать рекомендации по оптимальному учету текущего и
прогнозируемого состояния атмосферы при решении конкретных задач
потребителя.
Инженер по специальности 073200 - Гидрология
должен знать:
- физико-географические закономерности гидрологических явлений
и процессов,
- принципы и методы научного прогнозирования состояния вод суши
и, в частности, водных экосистем,
- технику проведения гидрологических исследований с применением
аэрокосмических средств,
- методологию осуществления натурных, лабораторных и численных
гидрологических экспериментов;
уметь:
- анализировать состояние водных объектов и прогнозировать
гидрологические явления и процессы с целью обеспечения этой
информацией отраслей хозяйства, связанных с водопользованием,
- разрабатывать рекомендации по оптимальному учету фактического
и ожидаемого состояния водных объектов при принятии хозяйственных
и иных решений водопользователей.
Инженер по специальности 073300 - Океанология
должен знать:
- строение, состав и свойства океана, статику и термодинамику
океана, влияние на океан рельефа и солнечной энергии, оптические,
акустические и электрические явления в океане,
- принципы и методы моделирования и исследования океана, в том
числе, поверхностей раздела в океане, пограничного слоя океана,
волновых движений,
- методы и средства контактных и дистанционных океанологических
измерений, сбора, обработки и представления информации;
уметь:
- анализировать состояние водных морей и океанов с целью
обеспечения необходимой океанологической информацией
заинтересованных потребителей,
- разрабатывать океанологические прогнозы и составлять
рекомендации по оптимальному текущего и прогнозируемого состояния
морей и океанов при решении конкретных задач потребителя.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
выпускника.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация инженера включает
защиту выпускной квалификационной работы и государственный
экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности инженера к
выполнению профессиональных задач, установленных настоящим
государственным образовательным стандартом, и продолжению
образования в аспирантуре.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе
выпускника.
Выпускная квалификационная работа должна быть представлена в
форме рукописи, включающей законченную разработку конкретной
задачи анализа и (или) прогноза состояния атмосферы или
гидросферы; оценивания эффективности гидрометеорологического
обеспечения; разработки рекомендаций по рациональному
использованию гидрометеорологической информации.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной
квалификационной работы определяются высшим учебным заведением на
основании Положения об итоговой государственной аттестации
выпускников высших учебных заведений, утвержденного
Минобразованием России, государственного образовательного
стандарта по направлению подготовки дипломированного специалиста
по направлению "Гидрометеорология" и методических рекомендаций УМО
по образованию в области гидрометеорологии.
7.2.3. Требования к государственному экзамену инженера.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
направлению подготовки дипломированного специалиста 657200 -
Гидрометеорология определяются вузом на основании методических
рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных
УМО по образованию в области гидрометеорологии, Положения об
итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных
заведений, утвержденного Минобразованием России, и
государственного образовательного стандарта по направлению
подготовки дипломированного специалиста 657200 -
Гидрометеорология.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
гидрометеорологии.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно-
методического совета по специальности, протокол N 1 от 02.02.2000.
|