Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Регистрационный номер
28 тех/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 551100 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ
ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления
"Проектирование и технология электронных средств"
1.1. Направление утверждено Приказом Министра образования
Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр техники и
технологий.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению "Проектирование и технология
электронных средств" при очной форме обучения - 6 лет. Основная
образовательная программа подготовки магистра состоит из программы
подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и
специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Область профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности выпускника определена
задачами проектирования, конструирования и технологии электронных
средств, отвечающих целям их функционирования, требованиям
надежности, дизайна и условиям эксплуатации.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются
радиоэлектронные средства и электронно-вычислительные средства,
технологические процессы и оборудование их производства,
конструкторская и технологическая документация, методы и средства
настройки и испытаний, контроля качества и обслуживание
электронных средств.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной
фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к
научно-исследовательской работе; при условии освоения
соответствующей образовательно-профессиональной программы
педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности.
Магистр по направлению подготовки "Проектирование и технология
электронных средств" подготовлен к решению следующих типовых
задач:
- анализ состояния научно-технической проблемы, формулирование
технического задания, постановка цели и задач исследования объекта
на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;
- анализ, систематизация и обобщение научно-технической
информации по теме исследований;
- библиографический поиск с использованием современных
информационных технологий;
- разработка программы исследований, модификация существующих и
разработка новых методик, исходя из задач конкретного
исследования;
- теоретическое и экспериментальное исследование объектов
радиоэлектронных средств и электронно-вычислительных средств, их
технологий с целью их модернизации или создания новых конструкций
и технологий;
- математическое моделирование разрабатываемых объектов или
технологических процессов с целью оптимизации их параметров;
- использование и совершенствование программных продуктов,
ориентированных на решение научных, проектных и технологических
задач;
- организация модельных и натурных экспериментов;
- анализ научной и практической значимости проводимых
исследований, а также оценка технико-экономической эффективности
разработки;
- подготовка результатов исследований для опубликования в
научной печати, составление обзоров, рефератов, отчетов и
докладов.
1.3.5. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач магистр:
- формулирует и решает задачи, возникающие в ходе научно-
исследовательской и педагогической деятельности и требующие
углубленных профессиональных знаний;
- осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-
технической информации по теме исследований;
- изучает специальную литературу и другую научно-техническую
информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники
в своей профессиональной сфере;
- осуществляет разработку конкурентоспособной продукции и
современных технологических процессов;
- выбирает необходимые методы исследования, модифицирует
существующие и разрабатывает новые методы, исходя из задач
конкретного исследования;
- проводит экспериментальные исследования конструкций
электронных средств, технологических процессов их производства с
целью их модернизации или создания новых конструкций и их
технологий;
- разрабатывает физические и математические модели процессов и
явлений, относящихся к исследуемому объекту;
- составляет описания проводимых исследований, обрабатывает и
анализирует полученные результаты, представляет итоги проделанной
работы в виде отчетов, обзоров, докладов, рефератов и статей;
- принимает участие в составлении патентных и лицензионных
паспортов, заявок на изобретения;
- участвует во внедрении разработанных технических решений и
проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского
надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию
проектируемых конструкций и технологических процессов;
- подготавливает рецензии, отзывы и заключения на научно-
технические разработки и техническую документацию.
Магистр должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, методические и
нормативные материалы по своей профессиональной деятельности;
- специальную научно-техническую и патентную литературу по
тематике исследований и разработок;
- информационные технологии в научных исследованиях и
программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;
- методы исследования и проведение экспериментальных работ;
- методы анализа и обработки экспериментальных данных;
- физические и математические модели основных процессов и
явлений, относящихся к исследуемым объектам;
- современные средства вычислительной техники, коммуникации и
связи;
- технические характеристики и экономические показатели лучших
отечественных и зарубежных конструкций электронных средств,
технологических процессов их производства;
- порядок и методы проведения патентных исследований;
- методики оценки технико-экономической эффективности научных и
технических разработок;
- основы экономики, организации труда и управления коллективом;
- основы трудового законодательства;
- действующие стандарты и технические условия, положения и
инструкции по эксплуатации исследовательского оборудования,
программам испытаний, оформлению технической документации;
- формы организации образовательной и научной деятельности в
высших учебных заведениях.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по
научным специальностям:
05.12.04 - Радиотехника, в том числе системы и устройства
радионавигации, радиолокации и телевидения;
05.12.07 - Антенны, СВЧ устройства и их технологии;
05.12.13 - Системы, сети и устройства телекоммуникаций;
05.13.05 - Элементы и устройства вычислительной техники и
систем управления;
05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими
процессами;
05.13.15 - Вычислительные машины и системы;
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и
комплексы;
05.27.01 - Твердотельная электроника, радиоэлектронные
компоненты, микро- и наноэлектроника на квантовых эффектах.
1.5. Перечень аннотированных магистерских программ (проблемное
поле направления подготовки):
551101 - Устройства радиотехники и средств связи
Пассивные линейные стационарные цепи: описание цепей во
временной и частотной области, критерии устойчивости, спектральный
анализ сигналов. Схемотехника аналоговых устройств: основные
усилительные схемы на биполярных и полевых транзисторах,
операционные усилители, аналоговые схемы на операционных
усилителях, активные RС-фильтры. Нелинейные и параметрические
цепи: автогенераторы, усилители мощности, резонанс в нелинейных
цепях, баланс мощностей в параметрических цепях.
Радиотехнические системы передачи информации. Виды сообщений и
принципы построения каналов связи. Структурная схема системы
связи. Основные процессы при передаче информации.
Системы связи: наземные, транспортные, с использованием ИСЗ.
Структурные схемы, основные параметры. Особенности учета условий
эксплуатации. Телевизионные системы.
Основные принципы проектирования радиотехнических средств и
систем. Возможности автоматизации проектирования. Конструктивные,
технологические, экономические, экологические аспекты процесса
проектирования во всем цикле создания РТС - от элементной базы до
эксплуатации систем.
551102 - Радиоэлектронные средства специального назначения и
технология их производства
Радиоэлектронные средства (РЭС) специального назначения: РЭС,
работающие в условиях экстремально высокой радиационной
обстановки, в условиях экстремальных механических воздействий.
Характеристики и параметры внешних воздействий и их влияние на
качество функционирования аппаратуры.
Защита электронных средств от механических воздействий.
Увеличение жесткости и демпфирования. Проектирование амортизаторов
и их применение. Рекомендации по проектированию вибро- и
ударопрочной, вибро- и удароустойчивой аппаратуры. Защита
аппаратуры от акустических воздействий.
Тепло- и массообмен в электронных средствах. Методы и средства
обеспечения нормального теплового режима аппаратуры. Внешние
воздействующие факторы специальных сред. Защита электронных
средств от ионизирующих излучений.
Методы и средства испытаний электронных средств на воздействие
внешних факторов.
Электромагнитная совместимость (ЭМС) технических
(радиоэлектронных, электронно-вычислительных, электротехнических)
средств. Радиочастотный ресурс и международное соглашение по его
использованию. Биоэлектромагнитная совместимость. Защита
электронных средств от несанкционированного доступа информации.
Электромагнитные помехи (ЭМП). Источники и рецепторы ЭМП
естественного и искусственного происхождения. Воздействие
электромагнитного импульса и электростатических разрядов.
Особенности воздействия ЭМП на радиоэлектронную и электронно-
вычислительную аппаратуру. Характеристики и параметры ЭМП,
источников и рецепторов ЭМП. Электромагнитная обстановка.
Нормативно-техническая документация в области ЭМП. Сертификация
аппаратуры по требованиям ЭМС. Методы и средства обеспечения ЭМС.
Компоновка и монтаж аппаратуры. Проектирование экранов,
межсистемных и внутрисистемных фильтров. Проектирование систем
заземления. Измерение характеристик и параметров ЭМС.
Измерительная аппаратура и испытательное оборудование. Методика
проектирования и эксплуатации технических средств с учетом ЭМС.
Техническая диагностика аппаратуры по требованиям ЭМС.
551103 - Микроэлектроника и техника сверхвысоких частот (СВЧ)
Волноведущие структуры микроэлектроники СВЧ: микрополосковые
линии, копланарные линии, щелевые линии, квазиоптические линии
передачи. Транзисторы СВЧ: полевые с затвором Шоттки, биполярные,
транзисторы с высокой подвижностью носителей (с двумерным
электронным газом), с проницаемой базой, модели и характеристики
транзисторов. Транзисторные усилители СВЧ (гибридные схемы):
проектирование узкополосных и широкополосных усилителей, расчет
согласующих цепей, малошумящие усилители. Монолитные усилительные
схемы: топологические особенности, схемотехнические и
технологические приемы проектирования монолитных усилителей и
управляющих устройств СВЧ, особенности проектирования устройств мм-
диапазона. Преобразователи частоты. Высокотемпературная
сверхпроводимость в микроэлектронике СВЧ. Проектирование антенн
СВЧ, выполненных средствами микроэлектронной технологии. САПР в
микроэлектронике СВЧ.
551104 - Менеджмент в электронике
Понятие технологической цепочки разработки, изготовления и
эксплуатации РЭС. Системный подход в рассмотрении технологической
цепочки. Особенности ее организации, иерархическая структура,
показатели качества функционирования, влияние внутренних и внешних
факторов. Мониторинг, его комплексные и типовые задачи.
Предприятие (объединение) как объект управления. Основы финансовой
политики предприятия. Определение состава, объема и сроков работ
по подразделениям. Пути снижения материальных и трудовых затрат.
Рациональная организация процессов проектирования, производства и
сервисного обслуживания. Принципы совмещения технических,
экономических и организационных задач. Оптимизация
последовательности и рационального сочетания работ. Комплекс
мероприятий по технологической подготовке производства.
Организация снабжения и обслуживания рабочих мест. Определение
парка необходимого оборудования, средств оргтехники и
телекоммуникаций. Информационные технологии в анализе и обобщении
передового опыта. Формирование и использование информационных
фондов. Методы, технические и программные средства обеспечения
документооборота. Прогнозирование путей развития техники. Оценка
уровня разработки, проектирования и производства. Разработка
нормативно-технической документации, руководящих материалов и
положений. Отечественное и международное регулирование
безопасности, ЭМС и качества электронных средств. Таможенные
правила. Сертификация продукции и услуг. Концепция защиты
предприятия и целостности его информационных массивов. Рекламная
деятельность.
551105 - Информационные технологии проектирования электронных
средств (ЭС)
Математическое моделирование в процессе схемотехнического и
конструкторского проектирования ЭС. Технология автоматизированного
проектирования ЭС. Понятие САПР. Описание блок-схемы и
характеристика типов автоматизированного проектирования ЭС.
Формализованное представление электрических, механических,
тепловых и других физических процессов, протекающих в схемах и
конструкциях ЭС. Математические модели радиоэлементов и элементы
конструкций ЭС и методы идентификации их параметров.
Математические модели ЭС и их классификация. Виды расчетов ЭС в
процессе автоматизированного проектирования. Связь между
подсистемами схемотехнического и конструкторского проектирования.
Анализ результатов расчета в сопоставлении с требованиями ТЗ.
Принципы построения и общая характеристика САПР ЭС. Математическое
обеспечение САПР. Информационное обеспечение САПР, принципы его
организации и пополнения. Техническое обеспечение САПР. Применение
экспертных систем в процессе автоматизированного проектирования
ЭС.
551106 - Обеспечение качества и сертификация электронных
средств
Обеспечение качества - методологическая основа проектирования и
производства ЭС. Философское и товароведческое понятие качества.
Принципы системного подхода при обеспечении качества. Основы
квалиметрии. Использование методов математической статистики в
обеспечении качества (определение неизвестных характеристик,
корреляционный и регрессионный анализ). Выборочный контроль,
оперативные характеристики. Нормативная база обеспечения качества
- стандарты ИСО 9000 и МЭК 40. Организационные основы построения
систем обеспечения качества. Сертификация средств измерений,
продукции, систем обеспечения качества. Системы аттестации и
аккредитации испытательных центров и лабораторий. Имитационное
моделирование в задачах анализа и синтеза качества электронных
средств. Автоматизация сертификационных процессов и систем
контроля электронных средств. Основы менеджмента в процессах
сертификации и обеспечения качества.
551107 - Проектирование и технология микропроцессорных средств
Методология проектирования процессорных СБИС: организационного,
архитектурного, физического проектирования. Эффективные
архитектуры для СБИС компьютеров: вычисления на базе фон-
неймановской архитектуры, доступ к операндам, регистровая
архитектура, микроархитектура современных микропроцессоров.
Проектирование микропроцессоров с учетом тестируемости: проблема
тестирования, методы проектирования, методы самотестирования.
Кремниевые компиляторы: функционирование кремниевого компилятора,
структура компилятора, направления дальнейшего развития.
Технология: физические ограничения в микроэлектронных приборах,
молекулярная электроника, основные технологические маршруты
изготовления СБИС.
551108 - Элементы и устройства электронно-вычислительных
средств
Интегральные схемы (ИС): развитие микроэлектроники, состояние
технологии БИС, тенденции развития ИС. Законы масштабирования;
задержка в межсоединениях; архитектурные типы ИС; стандартные ИС;
микропроцессорные комплекты; полузаказные и заказные БИС;
субсистемы; трехмерные ИС; проблемы надежности ИС.
III V
Микроэлектронные элементы на А В , элементы на арсениде галлия,
на основе гетеропереходов, полевой транзистор на электронах
с высокой подвижностью, гетеробиполярные транзисторы,
сверхрешетки, синтетические полупроводники. Основные
структуры полупроводниковых ИС: структуры биполярных ИС, МОП ИС,
МОП СБИС. Периферийные устройства в составе ЭВМ. Носители
информации. Устройства ввода информации. Регистрирующие
устройства. Устройства речевого обмена.
551109 - Технология эксплуатации и сервисное обслуживание
электронных средств
Условия эксплуатации ЭС. Конструирование и технология ЭС для
эксплуатации в различных условиях. Источники помех ЭС и пути их
распространения. Воздействие помех на ЭС. Методы устранения
влияния помех. Методы защиты от воздействия помех. Настройка ЭС.
Настройка контуров ВЧ устройств, сопряжение контуров гетеродинных
устройств. Настройка аналоговых устройств и каскадов. Обеспечение
точности настройки. Выбор перестраиваемых элементов при разработке
принципиальных схем. Контроль работы аналоговых и цифровых
устройств. Контролирующие тесты. Измерения в аналоговых и цифровых
каскадах. Измерение СВЧ параметров. Приборы для контроля и
испытаний. Методы и схемы поиска неисправностей ЭС. Комбинационные
и последовательные схемы обнаружения неисправностей ЭС.
Особенности аппаратуры контроля работоспособности ЭС.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных
магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется
через авторские магистерские программы (магистерские
специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-
педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра должны иметь высшее профессиональное
образование, подтвержденное документом государственного образца
определенной ступени.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению
"Проектирование и технология электронных средств", зачисляются на
специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе.
Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе
государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее
профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2,
допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по
дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки
магистра и предусмотренным государственным образовательным
стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению "Проектирование и технология
электронных средств"
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
(научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и
программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом. По направлению
разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра
(далее - образовательная программа) состоит из основной
образовательной программы бакалавра и программы специализированной
подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин
федерального компонента, дисциплин национально-регионального
(вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-
исследовательской работы. Дисциплины и курсы по выбору студента в
каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные
в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра
должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной
подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-
педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы магистра должно обеспечивать подготовку
выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой,
установленной настоящим государственным образовательным
стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению "Проектирование и технология
электронных средств"
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименования дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦государственном образовательном стандарте высшего¦ ¦
¦ ¦профессионального образования подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по направлению "Проектирование и ¦ ¦
¦ ¦технология электронных средств" ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦7344 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки ¦
+--------T-------------------------------------------------T-----+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Федеральный компонент ¦350 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.01 ¦Современные научные проблемы проектирования и ¦100 ¦
¦ ¦технологии электронных средств ¦ ¦
¦ ¦ Философские проблемы науки: онтологические, ¦ ¦
¦ ¦гносеологические, методологические, ценностные ¦ ¦
¦ ¦проблемы; общенаучные и частнонаучные проблемы; ¦ ¦
¦ ¦фундаментальные проблемы проектирования ¦ ¦
¦ ¦электронных средств: моделирование систем, ¦ ¦
¦ ¦математические модели, физические модели, ¦ ¦
¦ ¦топологические модели, диакоптика, физические ¦ ¦
¦ ¦ограничения по быстродействию, электрической ¦ ¦
¦ ¦прочности, электромагнитной совместимости; ¦ ¦
¦ ¦проблемы оптимизации в проектировании электронных¦ ¦
¦ ¦средств; сложные системы и их исследование: ¦ ¦
¦ ¦системно-компонентный аспект, системно- ¦ ¦
¦ ¦структурный аспект, системно-функциональный ¦ ¦
¦ ¦аспект ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.02 ¦История и методология науки ¦100 ¦
¦ ¦ Этапы развития науки от классической эпохи до ¦ ¦
¦ ¦постнеоклассической эпохи; истоки, предпосылки ¦ ¦
¦ ¦возникновения и формирования научно-технического ¦ ¦
¦ ¦знания; эволюция технической деятельности; ¦ ¦
¦ ¦техническая картина мира; возникновение и ¦ ¦
¦ ¦развитие философии техники; эволюция конструкций ¦ ¦
¦ ¦электронных средств; эволюция технологии ¦ ¦
¦ ¦производства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в науке и образовании ¦150 ¦
¦ ¦ Средства глобальных, национальных, региональных ¦ ¦
¦ ¦и корпоративных коммуникационных систем; ¦ ¦
¦ ¦распределенные базы данных и образовательно- ¦ ¦
¦ ¦профессиональные программы в области ¦ ¦
¦ ¦проектирования, конструирования и технологии ¦ ¦
¦ ¦электронных средств; гипертекстовые технологии, ¦ ¦
¦ ¦мультимедийные среды, отражающие семантико- ¦ ¦
¦ ¦функциональные сети; построение индивидуально- ¦ ¦
¦ ¦образовательной траектории: специализация в ¦ ¦
¦ ¦направлении проектирования и технологии ¦ ¦
¦ ¦электронных средств, навигационные технологии, ¦ ¦
¦ ¦оперативные коммуникации; оценка ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникационных технологий обучения с ¦ ¦
¦ ¦позиций различных типов обучения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦784 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.04 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом) ¦524 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.05 ¦Дисциплины по выбору студента ¦260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.01 ¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦600 ¦
¦ ¦определяются требованиями специализации магистра ¦ ¦
¦ ¦при реализации конкретной магистерской программы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДВМ ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.00 ¦Научно-исследовательская работа ¦1854 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.01 ¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦774 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.02 ¦Подготовка магистерской диссертации ¦1080 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦3888 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего ¦11232¦
L--------+-------------------------------------------------+------
5. Срок освоения основной образовательной
программы подготовки магистра по направлению
"Проектирование и технология электронных средств"
5.1. Срок основной образовательной программы подготовки
магистра при очной форме обучения - 312 недель, в том числе:
- образовательная программа
подготовки бакалавра - 208 недель,
- специализированная программа
подготовки магистра - 104 недели,
из них:
- теоретическое обучение,
включая научно-исследовательскую
работу студентов, практикумы,
в том числе лабораторные
работы, подготовку выпускной
квалификационной работы - 72 недели,
- экзаменационные сессии - не менее 2 недель,
- практики: - не менее 10 недель,
- научно-исследовательская практика - не менее 6 недель,
- научно-педагогическая практика - не менее 4 недель,
- итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 2 недель,
- каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 17 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам
обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения,
увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока,
установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного
стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по
основной образовательной программе бакалавра 27 часов в неделю, за
период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю.
При этом в указанный объем не входят обязательные практические
занятия по физической культуре и занятия по факультативным
дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения, если указанная форма освоения
образовательной программы не запрещена соответствующим
постановлением Правительства Российской Федерации, студенту должна
быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в
объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки магистра по направлению
"Проектирование и технология электронных средств"
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки магистра.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу подготовки магистра,
реализуемую вузом на основе настоящего государственного
образовательного стандарта.
Дисциплины "по выбору" являются обязательными, а факультативные
дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного
заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам федерального компонента и практикам,
включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна
выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
В период действия данного документа Перечень магистерских
программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменить объем часов, отводимых на освоение учебного
материала, для циклов дисциплин в пределах 5%, для дисциплин,
входящих в цикл, в пределах 10% при условии выполнения требований
к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- предоставить студентам-магистрантам возможность для занятий
физической культурой в объеме 2 - 4 часа в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов
по программам, составленным на основе результатов исследований
научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную
специфику при условии реализации содержания дисциплин,
определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Общие требования.
Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с
индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с
участием научного руководителя магистранта и научного руководителя
магистерской программы с учетом пожеланий магистранта.
Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом
факультета.
В вузе должны существовать условия для продолжения образования
студентов-магистрантов в аспирантуре; более 50% магистерских
программ для данного направления подготовки магистров должны быть
обеспечены однопрофильными специальностями аспирантуры.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
магистров должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими,
как правило, базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и
(или) научно-методической деятельностью.
Не менее 70% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по
направлению магистратуры, должны иметь ученую степень доктора или
кандидата наук.
Непосредственное руководство студентами-магистрантами
осуществляется научными руководителями, имеющими ученую степень
или ученое звание. Один научный руководитель может руководить не
более чем пятью студентами-магистрантами.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью
магистерской программы должно осуществляться профессором или
доктором наук. Один профессор или доктор наук может осуществлять
подобное руководство не более чем двумя магистерскими программами.
По решению Ученого совета вуза руководство магистерскими
программами может осуществляться и кандидатами наук, имеющими
ученое звание доцента, имеющими право на руководство аспирантами.
Руководители магистерских программ должны иметь защитившихся
аспирантов за последние пять лет.
Научные руководители студентов-магистрантов должны вести
научные исследования по тематике магистерских программ. По
тематике магистерской программы должны быть опубликованы научные
статьи в ведущих отечественных и зарубежных журналах, трудах
национальных и международных конференций и симпозиумов. Более
половины объема научных исследований по направлению магистратуры и
тематике магистерских программ должны составлять фундаментальные и
поисковые исследования.
Образовательная деятельность научных руководителей студентов-
магистрантов должна подкрепляться изданием учебников или учебных
пособий, подготовленных коллективом преподавателей, осуществляющих
учебный процесс по соответствующей программе, а также чтением
основных и специальных курсов по каждой магистерской программе
каждым научным руководителем.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
В вузовской основной образовательной программе подготовки
магистра должен быть указан перечень обязательных лабораторных
практикумов и необходимой информационной базы, обеспечивающей
подготовку высококвалифицированного магистра, в том числе перечень
профессионально важных журналов, реферативных журналов, научной
литературы; указание о наличии в вузе информационных баз и доступа
к различным сетевым источникам информации.
Реализация основной образовательной программы подготовки
магистра должна обеспечиваться доступом каждого студента к
библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих
полному перечню дисциплин основной образовательной программы,
наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и
по всем видам занятий и практикам, а также наглядными пособиями,
аудио-, видео- и мультимедийными материалами.
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению
учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки магистра, должно располагать материально-
технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной
подготовки и научно-исследовательской работы студентов,
предусмотренных примерным учебным планом, и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным нормам и правилам.
6.2.5. Требования к организации практик.
6.2.5.1. Педагогическая практика.
Педагогическая практика студентов имеет целью приобретение
практических навыков проведения учебных занятий. Практика, как
правило, проводится на выпускающих кафедрах высшего учебного
заведения. Руководство педагогической практикой возлагается на
научного руководителя магистранта. Во время педагогической
практики студент должен
изучить:
- государственный образовательный стандарт и рабочий учебный
план по одной из основных образовательных программ;
- учебно-методическую литературу, лабораторное и программное
обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана;
- организационные формы и методы обучения в высшем учебном
заведении;
освоить:
- проведение практических и лабораторных занятий со студентами
по рекомендованным темам учебных дисциплин;
- проведение пробных лекций в студенческих аудиториях под
контролем преподавателя по темам, связанным с научно-
исследовательской работой магистранта.
6.2.5.2. Научно-исследовательская практика.
Имеет своей целью систематизацию, расширение и закрепление
профессиональных знаний, формирование у студентов навыков ведения
самостоятельной научной работы, исследования и
экспериментирования. Во время научно-исследовательской практики
студент должен
изучить:
- патентные и литературные источники по разрабатываемой теме с
целью их использования при выполнении выпускной квалификационной
работы;
- методы исследования и проведения экспериментальных работ;
- правила эксплуатации исследовательского оборудования;
- методы анализа и обработки экспериментальных данных;
- физические и математические модели процессов и явлений,
относящихся к исследуемому объекту;
- информационные технологии в научных исследованиях,
программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;
- принципы организации компьютерных сетей и
телекоммуникационных систем;
- требования к оформлению научно-технической документации;
выполнить:
- анализ, систематизацию и обобщение научно-технической
информации по теме исследований;
- теоретическое или экспериментальное исследование в рамках
поставленных задач, включая математический (имитационный)
эксперимент;
- анализ достоверности полученных результатов;
- сравнение результатов исследования объекта разработки с
отечественными и зарубежными аналогами;
- анализ научной и практической значимости проводимых
исследований, а также технико-экономической эффективности
разработки.
За время научно-исследовательской практики студент должен в
окончательном виде сформулировать тему магистерской диссертации и
обосновать целесообразность ее разработки.
6.2.5.3. Аттестация по итогам практики проводится на основании
оформленного в соответствии с установленными требованиями
письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия.
По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно).
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
"Проектирование и технология электронных средств"
7.1. Требования к профессиональной подготовке магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра
определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню
подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными
специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки
бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования бакалавра по
направлению "Проектирование и технология электронных средств".
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой
магистра.
Магистр должен:
знать:
- методику научно-исследовательской и научно-педагогической
деятельности;
- методы исследования конструкций и технологических процессов
электронных средств;
- методы и средства компьютерного моделирования и
проектирования элементов, узлов и устройств электронно-
вычислительных и радиоэлектронных средств;
- информационные и телекоммуникационные технологии в науке и
образовании;
уметь:
- правильно использовать математический аппарат и численные
методы, физические и математические модели;
- ориентироваться в современной элементной базе электронной
техники;
- правильно использовать типовые технологические процессы
производства электронных средств;
- разрабатывать технологические процессы производства
электронных средств;
- эффективно применять типовые программные продукты,
ориентированные на решение научных, проектных и технологических
задач;
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-
исследовательской и педагогической деятельности, требующие
углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать
существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач
конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и
осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных
информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов,
рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися
требованиями, с привлечением современных средств редактирования и
печати.
7.1.3. Специальные требования к подготовке магистра по научно-
исследовательской части программы специализированной подготовки
определяются вузом.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации.
Итоговая государственная аттестация магистра включает в себя
защиту выпускной квалификационной работы и государственный
экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности магистра к
выполнению профессиональных задач, установленных настоящим
государственным образовательным стандартом.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к магистерской диссертации.
Магистерская диссертация представляет собой законченную
теоретическую или экспериментальную научно-исследовательскую
работу, связанную с решением актуальных задач, определяемых
особенностями подготовки по конкретной магистерской программе
направления "Проектирование и технология электронных средств".
Магистерская диссертация должна быть оформлена в виде рукописи.
Требования к структуре, содержанию и объему магистерской
диссертации определяются высшим учебным заведением на основании
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников
высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России,
государственного образовательного стандарта по направлению
"Проектирование и технология электронных средств" и методических
рекомендаций УМО по образованию в области автоматики, электроники,
микроэлектроники и радиотехники.
Время, отводимое на подготовку магистерской диссертации, должно
составлять не менее 20 недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
специальностям, относящимся к направлению подготовки магистров
"Проектирование и технология электронных средств", определяются
вузом на основании методических рекомендаций и соответствующих
примерных программ, разработанных УМО по образованию в области
автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники,
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников
высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и
настоящего государственного образовательного стандарта.
Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах
в магистратуре, должен соответствовать уровню требований на
вступительных экзаменах в аспирантуру или кандидатских экзаменах
по непрофилирующим дисциплинам для научных специальностей,
указанных в п. 1.4.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно-
методического объединения 29.11.1999.
|