Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
27 тех/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 551100 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ
ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления
"Проектирование и технология электронных средств"
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр техники и
технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению "Проектирование и технология
электронных средств" - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Бакалавр может занимать следующие должности:
инженер,
инженер-конструктор,
инженер-лаборант,
инженер по подготовке производства,
инженер-технолог,
инженер-электроник и другие.
1.3.1. Область профессиональной деятельности выпускника.
Область профессиональной деятельности выпускника включает в
себя проектирование, конструирование и технологию электронных
средств, отвечающих целям их функционирования, требованиям
надежности, дизайна и условиям эксплуатации.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются
радиоэлектронные средства и электронно-вычислительные средства,
технологические процессы производства и технологическое
оборудование, конструкторская и технологическая документация,
методы и средства настройки и испытаний, контроля качества и
обслуживание электронных средств.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Бакалавры по направлению подготовки "Проектирование и
технология электронных средств" могут выполнять следующие виды
профессиональной деятельности:
- проектная;
- научно-исследовательская;
- производственно-технологическая;
- сервисно-эксплуатационная.
1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности
выпускника.
Бакалавр по направлению "Проектирование и технология
электронных средств" в зависимости от вида профессиональной
деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных
задач:
а) проектная деятельность:
- проектирование простых конструкций электронных средств;
- проектирование технологических процессов производства
электронных средств на базе типовых технологических процессов;
- разработка конструкторско-технологической документации на
объекты проектирования;
б) научно-исследовательская деятельность:
- участие в научно-исследовательских работах в области
проектирования, конструирования и технологии электронных средств;
анализ научных и прикладных проблем в предполагаемой области
исследования, разработка математических, физических,
топологических моделей конструкций и технологий, использования
информационных технологий проектирования электронных средств;
- проведение экспериментальных исследований и обработка
результатов;
в) производственно-технологическая деятельность:
- участие в организации технологического процесса производства
электронных средств;
- выполнение программ испытаний конструкций электронных
средств;
- проведение испытаний технологического оборудования, средств
автоматизации технологических процессов;
г) сервисно-эксплуатационная деятельность:
- эксплуатация и техническое обслуживание электронных средств;
- эксплуатация и техническое обслуживание технологического
оборудования, средств автоматизации технологических процессов.
1.3.5. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач бакалавр:
- осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-
технической информации по теме исследований и разработок;
- изучает специальную литературу и другую научно-техническую
информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники
в области проектирования и технологии электронных средств;
- участвует в проведении экспериментальных исследований
конструкций электронных средств и технологий их производства по
заданной программе, составляет описания экспериментов, готовит
данные для составления отчетов, обзоров и другой документации;
- выполняет математическое моделирование конструкций
электронных средств и технологий их производства по типовым
методикам;
- участвует в работах по доводке и освоению технологических
процессов в ходе подготовки производства новой продукции;
- принимает участие в организации контроля качества материалов,
комплектующих изделий и выпускаемой продукции, проводит их
сертификацию;
- осуществляет контроль над соблюдением технологической
дисциплины на своем участке, правильной эксплуатацией
производственного и лабораторного оборудования;
- анализирует причины брака выпускаемой продукции и участвует в
разработке мероприятий по его предупреждению;
- участвует в монтаже, наладке и регулировании конструкций
электронных средств, а также в испытаниях и сдаче в эксплуатацию
опытных образцов новой техники;
- принимает участие в организации технического обслуживания и
ремонте электронных средств;
- осуществляет профилактику производственного травматизма,
профессиональных заболеваний и экологических нарушений.
Бакалавр должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, методические и
нормативные материалы, касающиеся области своей профессиональной
деятельности;
- действующие стандарты и технические условия, положения и
инструкции по эксплуатации оборудования, программам испытаний,
оформлению технической документации;
- технические характеристики и экономические показатели лучших
отечественных и зарубежных образцов конструкций электронных
средств и технологий их производства;
- основное используемое оборудование и принципы его работы;
- виды брака и способы его предупреждения;
- средства вычислительной техники, коммуникации и связи;
- порядок пользования реферативными, периодическими и справочно-
информационными изданиями по профилю работы;
- основы экономики и организации труда;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению "Проектирование и технология
электронных средств";
- освоение в сокращенные сроки образовательных программ по
направлению подготовки дипломированных специалистов 654300 -
Проектирование и технология электронных средств.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению "Проектирование
и технология электронных средств"
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и
курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению "Проектирование и технология
электронных средств"
------------T--------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические¦1802 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1262 ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера; грамматические¦ ¦
¦ ¦навыки, обеспечивающие коммуникацию общего ¦ ¦
¦ ¦характера без искажения смысла при ¦ ¦
¦ ¦письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи; понятие об обиходно- ¦ ¦
¦ ¦литературном, официально-деловом, и научном ¦ ¦
¦ ¦стилях, стиле художественной литературы; ¦ ¦
¦ ¦основные особенности научного стиля; ¦ ¦
¦ ¦культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета; говорение; ¦ ¦
¦ ¦диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения; ¦ ¦
¦ ¦чтение; виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по широкому ¦ ¦
¦ ¦и узкому профилю специальности; письмо; виды¦ ¦
¦ ¦речевых произведений: аннотация, реферат, ¦ ¦
¦ ¦тезисы, сообщения, частное письмо, деловое ¦ ¦
¦ ¦письмо, биография ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; основы ¦ ¦
¦ ¦здорового образа жизни студента; особенности¦ ¦
¦ ¦использования средств физической культуры ¦ ¦
¦ ¦для оптимизации работоспособности; общая ¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания; основы ¦ ¦
¦ ¦методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦(см. п.¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦6.1.2) ¦
¦ ¦знания; методы и источники изучения истории;¦ ¦
¦ ¦понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника; отечественная историография ¦ ¦
¦ ¦в прошлом и настоящем: общее и особенное; ¦ ¦
¦ ¦методология и теория исторической науки; ¦ ¦
¦ ¦история России как неотъемлемая часть ¦ ¦
¦ ¦истории; античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов; проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян; основные этапы становления¦ ¦
¦ ¦государственности; Древняя Русь и кочевники;¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи; особенности¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси; ¦ ¦
¦ ¦этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности; принятие христианства; ¦ ¦
¦ ¦распространение ислама; эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв.; социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв.; Русь и Орда:¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния; Россия и ¦ ¦
¦ ¦средневековые государства Европы и Азии; ¦ ¦
¦ ¦специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства; возвышение Москвы; формирование¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества; ¦ ¦
¦ ¦реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки ¦ ¦
¦ ¦и особенности складывания российского ¦ ¦
¦ ¦абсолютизма; дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия; особенности и основные этапы ¦ ¦
¦ ¦экономического развития России; эволюция ¦ ¦
¦ ¦форм собственности на землю; структура ¦ ¦
¦ ¦феодального землевладения; крепостное право ¦ ¦
¦ ¦в России; мануфактурно-промышленное ¦ ¦
¦ ¦производство; становление индустриального ¦ ¦
¦ ¦общества в России: общее и особенное; ¦ ¦
¦ ¦общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в.; ¦ ¦
¦ ¦реформы и реформаторы в России; русская ¦ ¦
¦ ¦культура XIX века и ее вклад в мировую ¦ ¦
¦ ¦культуру; роль XX столетия в мировой ¦ ¦
¦ ¦истории; глобализация общественных ¦ ¦
¦ ¦процессов; проблема экономического роста и ¦ ¦
¦ ¦модернизации; революции и реформы; ¦ ¦
¦ ¦социальная трансформация общества; ¦ ¦
¦ ¦столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма; Россия в начале ¦ ¦
¦ ¦XX в.; объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России; ¦ ¦
¦ ¦российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века; политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика; Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса; революция ¦ ¦
¦ ¦1917 г.; гражданская война и интервенция, ¦ ¦
¦ ¦их результаты и последствия; российская ¦ ¦
¦ ¦эмиграция; социально-экономическое развитие ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг.; НЭП; формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима; ¦ ¦
¦ ¦образование СССР; культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг.; внешняя политика; курс на ¦ ¦
¦ ¦строительство социализма в одной стране и ¦ ¦
¦ ¦его последствия; социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг.; усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина; сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму; СССР накануне и в начальный ¦ ¦
¦ ¦период второй мировой войны; Великая ¦ ¦
¦ ¦Отечественная война; социально-экономическое¦ ¦
¦ ¦развитие, общественно-политическая жизнь, ¦ ¦
¦ ¦культура, внешняя политика СССР в ¦ ¦
¦ ¦послевоенные годы; холодная война; попытки ¦ ¦
¦ ¦осуществления политических и экономических ¦ ¦
¦ ¦реформ; НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития; СССР в середине ¦ ¦
¦ ¦60 - 80-х гг.: нарастание кризисных явлений;¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг.; ¦ ¦
¦ ¦перестройка; попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал; Беловежские ¦ ¦
¦ ¦соглашения; октябрьские события 1993 г.; ¦ ¦
¦ ¦становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.); Россия ¦ ¦
¦ ¦на пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации; культура в современной России;¦ ¦
¦ ¦внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания; культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры; основные понятия ¦ ¦
¦ ¦культурологии: типология культур, этническая¦ ¦
¦ ¦и национальная, элитарная и массовая ¦ ¦
¦ ¦культуры; восточные и западные типы культур;¦ ¦
¦ ¦культура и глобальные проблемы современности¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки;¦ ¦
¦ ¦функции политологии; политическая жизнь ¦ ¦
¦ ¦и властные отношения; роль и место политики ¦ ¦
¦ ¦в жизни современных обществ; российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика; политическая власть; политическая ¦ ¦
¦ ¦система: политические режимы, политические ¦ ¦
¦ ¦партии, электоральные системы; политические ¦ ¦
¦ ¦отношения и процессы; политические конфликты¦ ¦
¦ ¦и способы их разрешения; политические ¦ ¦
¦ ¦технологии; политические организации ¦ ¦
¦ ¦и движения; политические элиты; политическое¦ ¦
¦ ¦лидерство; мировая политика и международные ¦ ¦
¦ ¦отношения ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка; языковая норма, ее роль в становлении¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка; ¦ ¦
¦ ¦речевое взаимодействие; основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения; устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка; нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи; функциональные стили ¦ ¦
¦ ¦современного русского языка; взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦функциональных стилей; научный стиль; ¦ ¦
¦ ¦специфика использования элементов различных ¦ ¦
¦ ¦языковых уровней в научной речи; речевые ¦ ¦
¦ ¦нормы учебной и научной сфер деятельности; ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие; ¦ ¦
¦ ¦языковые формулы официальных документов; ¦ ¦
¦ ¦приемы унификации языка служебных ¦ ¦
¦ ¦документов; интернациональные свойства ¦ ¦
¦ ¦русской официально-деловой письменной речи; ¦ ¦
¦ ¦язык и стиль распорядительных документов; ¦ ¦
¦ ¦язык и стиль коммерческой корреспонденции; ¦ ¦
¦ ¦язык и стиль инструктивно-методических ¦ ¦
¦ ¦документов; реклама в деловой речи; правила ¦ ¦
¦ ¦оформления документов; речевой этикет в ¦ ¦
¦ ¦документе; жанровая дифференциация и отбор ¦ ¦
¦ ¦языковых средств в публицистическом стиле; ¦ ¦
¦ ¦особенности устной публичной речи; оратор и ¦ ¦
¦ ¦его аудитория; основные виды аргументов; ¦ ¦
¦ ¦подготовка речи: выбор темы, цель речи, ¦ ¦
¦ ¦поиск материала, начало, развертывание и ¦ ¦
¦ ¦завершение речи; основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов;¦ ¦
¦ ¦словесное оформление публичного выступления;¦ ¦
¦ ¦понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи; разговорная ¦ ¦
¦ ¦речь в системе функциональных разновидностей¦ ¦
¦ ¦русского литературного языка; условия ¦ ¦
¦ ¦функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов; культура речи; ¦ ¦
¦ ¦основные направления совершенствования ¦ ¦
¦ ¦навыков грамотного письма и говорения ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии; психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность; основные функции психики; ¦ ¦
¦ ¦мозг и психика; структура психики; основные ¦ ¦
¦ ¦психические процессы; структура сознания; ¦ ¦
¦ ¦познавательные процессы; эмоции и чувства; ¦ ¦
¦ ¦психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности; психология личности; ¦ ¦
¦ ¦педагогика: объект, предмет, задачи, ¦ ¦
¦ ¦функции, методы педагогики; основные ¦ ¦
¦ ¦категории педагогики: образование, ¦ ¦
¦ ¦воспитание, обучение, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие,¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦задача ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право; система российского ¦ ¦
¦ ¦права; Конституция Российской Федерации - ¦ ¦
¦ ¦основной закон государства; понятие ¦ ¦
¦ ¦гражданского правоотношения; физические и ¦ ¦
¦ ¦юридические лица; право собственности; ¦ ¦
¦ ¦административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность; уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений; ¦ ¦
¦ ¦особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки; общество ¦ ¦
¦ ¦и социальные институты; мировая система и ¦ ¦
¦ ¦процессы глобализации; социальные группы и ¦ ¦
¦ ¦общности; виды общностей; общность и ¦ ¦
¦ ¦личность; малые группы и коллективы; ¦ ¦
¦ ¦социальная организация; социальные движения;¦ ¦
¦ ¦социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность; понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса; личность как социальный тип; ¦ ¦
¦ ¦социальный контроль и девиация; социальные ¦ ¦
¦ ¦изменения; социальные революции и реформы; ¦ ¦
¦ ¦концепция социального прогресса; место ¦ ¦
¦ ¦России в мировом сообществе; методы ¦ ¦
¦ ¦социологического исследования ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии; место и роль философии ¦ ¦
¦ ¦в культуре; становление философии; основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ¦ ¦
¦ ¦исторического развития; структура ¦ ¦
¦ ¦философского знания; учение о бытии; ¦ ¦
¦ ¦монистические и плюралистические концепции ¦ ¦
¦ ¦бытия, самоорганизация бытия; понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального; пространство, ¦ ¦
¦ ¦время; движение и развитие, диалектика; ¦ ¦
¦ ¦детерминизм и индетерминизм; динамические и ¦ ¦
¦ ¦статистические закономерности; научные, ¦ ¦
¦ ¦философские и религиозные картины мира; ¦ ¦
¦ ¦человек, общество, культура; человек и ¦ ¦
¦ ¦природа; общество и его структура; ¦ ¦
¦ ¦гражданское общество и государство; человек ¦ ¦
¦ ¦в системе социальных связей; человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс: личность и массы, ¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость; формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития; смысл человеческого бытия; ¦ ¦
¦ ¦насилие и ненасилие; свобода и ¦ ¦
¦ ¦ответственность; мораль, справедливость, ¦ ¦
¦ ¦право; нравственные ценности; представление ¦ ¦
¦ ¦о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах; эстетические ценности и их роль ¦ ¦
¦ ¦в человеческой жизни; религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести; сознание и познание; ¦ ¦
¦ ¦сознание, самосознание и личность; познание,¦ ¦
¦ ¦творчество, практика; вера и знание; ¦ ¦
¦ ¦понимание и объяснение; рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности; проблема истины; ¦ ¦
¦ ¦действительность, мышление, логика и язык; ¦ ¦
¦ ¦научное и ненаучное знание; критерии ¦ ¦
¦ ¦научности; структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы; рост научного знания; ¦ ¦
¦ ¦научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности; наука и техника; будущее ¦ ¦
¦ ¦человечества; глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности; взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию; блага; ¦ ¦
¦ ¦потребности, ресурсы; экономический выбор; ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения; экономические ¦ ¦
¦ ¦системы; основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦экономической теории; методы экономической ¦ ¦
¦ ¦теории; макроэкономика; рынок; спрос и ¦ ¦
¦ ¦предложения; потребительские предпочтения и ¦ ¦
¦ ¦предельная полезность; факторы спроса; ¦ ¦
¦ ¦индивидуальный и рыночный спрос; эффект ¦ ¦
¦ ¦дохода и эффект замещения; эластичность; ¦ ¦
¦ ¦предложение и его факторы; закон убывающей ¦ ¦
¦ ¦предельной производительности; эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба; виды издержек; фирма; выручка и ¦ ¦
¦ ¦прибыль; принцип максимизации прибыли; ¦ ¦
¦ ¦предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли; эффективность конкурентных рынков; ¦ ¦
¦ ¦рыночная власть; монополия; ¦ ¦
¦ ¦монополистическая конкуренция; олигополия; ¦ ¦
¦ ¦антимонопольное регулирование; спрос на ¦ ¦
¦ ¦факторы производства; рынок труда; спрос и ¦ ¦
¦ ¦предложение труда; заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость; рынок капитала; процентная ставка¦ ¦
¦ ¦и инвестиции; рынок земли; рента; общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние; неравенство; ¦ ¦
¦ ¦внешние эффекты и общественные блага; роль ¦ ¦
¦ ¦государства; макроэкономика: национальная ¦ ¦
¦ ¦экономика как целое; кругооборот доходов ¦ ¦
¦ ¦и продуктов; ВВП и способы его измерения; ¦ ¦
¦ ¦национальный доход; располагаемый личный ¦ ¦
¦ ¦доход; индексы цен; безработица и ее формы; ¦ ¦
¦ ¦инфляция и ее виды; экономические циклы; ¦ ¦
¦ ¦макроскопическое равновесие; совокупный ¦ ¦
¦ ¦спрос и совокупное предложение; ¦ ¦
¦ ¦стабилизационная политика; равновесие на ¦ ¦
¦ ¦товарном рынке; потребление и сбережения; ¦ ¦
¦ ¦инвестиции; государственные расходы и ¦ ¦
¦ ¦налоги; эффект мультипликатора; бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика; деньги и их функции; ¦ ¦
¦ ¦равновесие на денежном рынке; денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор; банковская система; денежно-¦ ¦
¦ ¦кредитная политика; экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие; международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения; внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика; платежный баланс; валютный курс; ¦ ¦
¦ ¦особенности переходной экономики России; ¦ ¦
¦ ¦приватизация; формы собственности; ¦ ¦
¦ ¦предпринимательство; теневая экономика; ¦ ¦
¦ ¦рынок труда; распределение и доходы; ¦ ¦
¦ ¦преобразования в социальной сфере; ¦ ¦
¦ ¦структурные сдвиги в экономике; формирование¦ ¦
¦ ¦открытой экономики ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦270 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2500 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦2350 ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦800 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра;¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное ¦ ¦
¦ ¦и интегральное исчисления; векторный анализ ¦ ¦
¦ ¦и элементы теории поля; гармонический ¦ ¦
¦ ¦анализ; дифференциальные уравнения; ¦ ¦
¦ ¦численные методы; основы вычислительного ¦ ¦
¦ ¦эксперимента; функции комплексного ¦ ¦
¦ ¦переменного; элементы функционального ¦ ¦
¦ ¦анализа; вероятность и статистика: теория ¦ ¦
¦ ¦вероятности, случайные процессы, ¦ ¦
¦ ¦статистическое оценивание и проверка ¦ ¦
¦ ¦гипотез, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных; вариационное ¦ ¦
¦ ¦исчисление и оптимальное управление; ¦ ¦
¦ ¦уравнения математической физики ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦300 ¦
¦ ¦ Понятие информации; общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации ¦ ¦
¦ ¦информационных процессов; модели решения ¦ ¦
¦ ¦функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы ¦ ¦
¦ ¦данных; программное обеспечение и ¦ ¦
¦ ¦технология программирования; локальные и ¦ ¦
¦ ¦глобальные сети ЭВМ; основы защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и сведений, составляющих ¦ ¦
¦ ¦государственную тайну; методы защиты ¦ ¦
¦ ¦информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦800 ¦
¦ ¦ Физические основы механики: понятие ¦ ¦
¦ ¦состояния в классической механике, уравнения¦ ¦
¦ ¦движения, законы сохранения, инерциальные ¦ ¦
¦ ¦и неинерциальные системы отсчета, кинематика¦ ¦
¦ ¦и динамика твердого тела, жидкостей и газов,¦ ¦
¦ ¦основы релятивистской механики; физика ¦ ¦
¦ ¦колебаний и волн: гармонический и ¦ ¦
¦ ¦ангармонический осциллятор, свободные и ¦ ¦
¦ ¦вынужденные колебания, интерференция и ¦ ¦
¦ ¦дифракция волн; молекулярная физика и ¦ ¦
¦ ¦термодинамика: три начала термодинамики, ¦ ¦
¦ ¦термодинамические функции состояния, ¦ ¦
¦ ¦классическая и квантовая статистики, ¦ ¦
¦ ¦кинетические явления, порядок и беспорядок ¦ ¦
¦ ¦в природе; электричество и магнетизм: ¦ ¦
¦ ¦электростатика и магнитостатика в вакууме ¦ ¦
¦ ¦и веществе, электрический ток, уравнение ¦ ¦
¦ ¦непрерывности, уравнения Максвелла, ¦ ¦
¦ ¦электромагнитное поле, принцип ¦ ¦
¦ ¦относительности в электродинамике; оптика: ¦ ¦
¦ ¦отражение и преломление света, оптическое ¦ ¦
¦ ¦изображение, волновая оптика, принцип ¦ ¦
¦ ¦голографии, квантовая оптика, тепловое ¦ ¦
¦ ¦излучение, фотоны; атомная и ядерная физика:¦ ¦
¦ ¦корпускулярно-волновой дуализм в микромире, ¦ ¦
¦ ¦принцип неопределенности, квантовые ¦ ¦
¦ ¦уравнения движения, строение атома, ¦ ¦
¦ ¦магнетизм микрочастиц, молекулярные спектры,¦ ¦
¦ ¦электроны в кристаллах, атомное ядро, ¦ ¦
¦ ¦радиоактивность, элементарные частицы; ¦ ¦
¦ ¦современная физическая картина мира: ¦ ¦
¦ ¦иерархия структур материи, эволюция ¦ ¦
¦ ¦Вселенной, физическая картина мира как ¦ ¦
¦ ¦философская категория; физический практикум;¦ ¦
¦ ¦физические основы механики; колебания и ¦ ¦
¦ ¦волны; молекулярная физика и термодинамика; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм; оптика; атомная ¦ ¦
¦ ¦и ядерная физика; физический практикум ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦200 ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, ¦ ¦
¦ ¦катализаторы и каталитические системы, ¦ ¦
¦ ¦полимеры и олигомеры; химическая ¦ ¦
¦ ¦термодинамика и кинетика: энергетики ¦ ¦
¦ ¦химических процессов, химическое и фазовое ¦ ¦
¦ ¦равновесие, скорость реакции и методы ее ¦ ¦
¦ ¦регулирования, колебательные реакции; ¦ ¦
¦ ¦реакционная способность веществ: химия и ¦ ¦
¦ ¦периодическая система элементов, кислотно- ¦ ¦
¦ ¦основные и окислительно-восстановительные ¦ ¦
¦ ¦свойства веществ, химическая связь, ¦ ¦
¦ ¦комплементарность; химическая идентификация:¦ ¦
¦ ¦качественный и количественный анализ, ¦ ¦
¦ ¦аналитический сигнал, химический, физико- ¦ ¦
¦ ¦химический и физический анализ; химический ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦70 ¦
¦ ¦ Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и ¦ ¦
¦ ¦среды, экология и здоровье человека; ¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы окружающей среды; ¦ ¦
¦ ¦экологические принципы рационального ¦ ¦
¦ ¦использования природных ресурсов и охраны ¦ ¦
¦ ¦природы; основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования; экозащитная техника и ¦ ¦
¦ ¦технологии; основы экологического права, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; ¦ ¦
¦ ¦международное сотрудничество в области ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Ф.06 ¦Физические основы микроэлектроники ¦180 ¦
¦ ¦ Физические основы квантовой механики; ¦ ¦
¦ ¦применение уравнения Шредингера к описанию ¦ ¦
¦ ¦движения свободной частицы; фазовая и ¦ ¦
¦ ¦групповая скорости; фононы; элементы зонной ¦ ¦
¦ ¦теории твердых тел; примесные уровни; ¦ ¦
¦ ¦рекомбинационные эффекты; скорость ¦ ¦
¦ ¦рекомбинации; равнение непрерывности для ¦ ¦
¦ ¦полупроводников; электропроводность твердых ¦ ¦
¦ ¦тел; контактные явления; поверхностные ¦ ¦
¦ ¦явления в полупроводниках, поверхностная ¦ ¦
¦ ¦рекомбинация; полевой транзистор; перенос ¦ ¦
¦ ¦носителей заряда в тонких пленках ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦75 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦75 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦1870 ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1570 ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.01 ¦Начертательная геометрия. Инженерная графика¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.01.01¦Инженерная и компьютерная графика ¦130 ¦
¦ ¦ Начертательная геометрия; задание точки, ¦ ¦
¦ ¦прямой, плоскости и многогранников на ¦ ¦
¦ ¦комплексном чертеже Монжа; позиционные ¦ ¦
¦ ¦задачи; метрические задачи; способы ¦ ¦
¦ ¦преобразования чертежа; аксонометрические ¦ ¦
¦ ¦проекции; конструкторская документация; ¦ ¦
¦ ¦оформление чертежей; элементы геометрии ¦ ¦
¦ ¦деталей; изображения, надписи, обозначения; ¦ ¦
¦ ¦аксонометрические проекции деталей; ¦ ¦
¦ ¦изображения и обозначения элементов ¦ ¦
¦ ¦деталей; изображение и обозначение резьбы; ¦ ¦
¦ ¦рабочие чертежи деталей; выполнение эскизов ¦ ¦
¦ ¦деталей машин; изображения сборочных единиц;¦ ¦
¦ ¦сборочный чертеж изделий; компьютерная ¦ ¦
¦ ¦графика; графические языки; базовая графика;¦ ¦
¦ ¦пространственная графика; современные ¦ ¦
¦ ¦стандарты компьютерной графики; графические ¦ ¦
¦ ¦диалоговые системы; применение интерактивных¦ ¦
¦ ¦графических систем ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.02 ¦Механика ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.02.01¦Прикладная механика ¦100 ¦
¦ ¦ Машины и механизмы, структурный, ¦ ¦
¦ ¦кинематический, динамический и силовой ¦ ¦
¦ ¦анализ; синтез механизмов; особенности ¦ ¦
¦ ¦проектирования изделий: виды изделий, ¦ ¦
¦ ¦требования к ним, стадии разработки; ¦ ¦
¦ ¦принципы инженерных расчетов: расчетные ¦ ¦
¦ ¦модели геометрической формы, материала и ¦ ¦
¦ ¦предельного состояния, типовые элементы ¦ ¦
¦ ¦изделий; напряженное состояние детали и ¦ ¦
¦ ¦элементарного объема материала; механические¦ ¦
¦ ¦свойства конструкционных материалов; расчет ¦ ¦
¦ ¦несущей способности типовых элементов; ¦ ¦
¦ ¦сопряжения деталей; допуски и посадки, ¦ ¦
¦ ¦размерные цепи; механические передачи ¦ ¦
¦ ¦трением и зацеплением; валы и оси, ¦ ¦
¦ ¦соединения вал-втулка; опоры скольжения ¦ ¦
¦ ¦и качения; уплотнительные устройства; ¦ ¦
¦ ¦упругие элементы; муфты; соединения деталей:¦ ¦
¦ ¦резьбовые, заклепочные, сварные, паяные, ¦ ¦
¦ ¦клеевые; корпусные детали; механизмы ¦ ¦
¦ ¦электронных средств ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.03 ¦Материаловедение. Технология конструкционных¦ ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.03.01¦Материаловедение и материалы электронных ¦130 ¦
¦ ¦средств ¦ ¦
¦ ¦ Принципы классификации материалов ¦ ¦
¦ ¦электронных средств; основы ¦ ¦
¦ ¦материаловедения; термическая обработка ¦ ¦
¦ ¦материалов; электрические, ¦ ¦
¦ ¦электрофизические, физико-химические, ¦ ¦
¦ ¦механические и технологические свойства ¦ ¦
¦ ¦материалов; конструкционные материалы; ¦ ¦
¦ ¦устойчивость материалов к воздействию ¦ ¦
¦ ¦внешней рабочей среды; диэлектрические ¦ ¦
¦ ¦материалы и физические процессы в них; ¦ ¦
¦ ¦проводниковые материалы; материалы высокой ¦ ¦
¦ ¦проводимости, сплавы высокого сопротивления,¦ ¦
¦ ¦резистивные материалы; полупроводниковые ¦ ¦
¦ ¦материалы и их свойства; магнитные ¦ ¦
¦ ¦материалы; материалы с особыми свойствами, ¦ ¦
¦ ¦сверхпроводники, аморфные металлические ¦ ¦
¦ ¦сплавы, лазерные и оптические материалы ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.04 ¦Электротехника и электроника ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.04.01¦Общая электротехника и электроника ¦300 ¦
¦ ¦ Введение; электрические и магнитные цепи; ¦ ¦
¦ ¦основные определения, топологические ¦ ¦
¦ ¦параметры и методы расчета электрических ¦ ¦
¦ ¦цепей; анализ и расчет линейных цепей ¦ ¦
¦ ¦переменного тока; анализ и расчет ¦ ¦
¦ ¦электрических цепей с нелинейными ¦ ¦
¦ ¦элементами; анализ и расчет магнитных цепей;¦ ¦
¦ ¦электромагнитные устройства и электрические ¦ ¦
¦ ¦машины; трансформаторы; машины постоянного ¦ ¦
¦ ¦тока; асинхронные машины; синхронные машины;¦ ¦
¦ ¦основы электроники; контактные явления; ¦ ¦
¦ ¦полупроводниковые диоды; биполярные ¦ ¦
¦ ¦транзисторы; полупроводниковые элементы ¦ ¦
¦ ¦интегральных микросхем; приборы с зарядовой ¦ ¦
¦ ¦связью; полупроводниковые лазеры, приемники ¦ ¦
¦ ¦излучения, термисторы, варисторы, ¦ ¦
¦ ¦термоэлектрические приборы ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.05 ¦Управление, сертификация и инноватика ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.05.01¦Метрология, стандартизация и технические ¦130 ¦
¦ ¦измерения ¦ ¦
¦ ¦ Задачи метрологии; теоретические основы ¦ ¦
¦ ¦метрологии; эталон единицы величины как ¦ ¦
¦ ¦основа для получения измеряемой величины; ¦ ¦
¦ ¦понятие погрешности, источники погрешностей;¦ ¦
¦ ¦классификация погрешностей; алгоритмы ¦ ¦
¦ ¦обработки измерений; основные задачи ¦ ¦
¦ ¦прикладной метрологии: экспериментальная ¦ ¦
¦ ¦оценка, поверка и калибровка средств ¦ ¦
¦ ¦измерений; государственные и локальные ¦ ¦
¦ ¦схемы поверки; правовые основы ¦ ¦
¦ ¦стандартизации; основные положения и термины¦ ¦
¦ ¦в области стандартизации; основные положения¦ ¦
¦ ¦государственной системы стандартизации; ¦ ¦
¦ ¦категории и виды стандартов; объекты ¦ ¦
¦ ¦стандартизации; стандартизация объектов ¦ ¦
¦ ¦электронных средств; обязательная и ¦ ¦
¦ ¦добровольная сертификация; правила и порядок¦ ¦
¦ ¦проведения сертификации; общие сведения ¦ ¦
¦ ¦о методах и средствах измерений; ¦ ¦
¦ ¦статистическая обработка экспериментальных ¦ ¦
¦ ¦данных; измерение геометрических размеров; ¦ ¦
¦ ¦измерение электрических сигналов; измерение ¦ ¦
¦ ¦частоты, интервалов времени, фазового сдвига¦ ¦
¦ ¦и формы самого сигнала; измерение спектра ¦ ¦
¦ ¦и параметров сложных сигналов; измерение ¦ ¦
¦ ¦тока, напряжения и мощности; электрические ¦ ¦
¦ ¦измерения неэлектрических величин; первичные¦ ¦
¦ ¦преобразователи; измерительные ¦ ¦
¦ ¦информационные системы ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.06 ¦Безопасность жизнедеятельности ¦130 ¦
¦ ¦ Человек и среда обитания; характерные ¦ ¦
¦ ¦состояния системы "человек - среда ¦ ¦
¦ ¦обитания"; основы физиологии труда и ¦ ¦
¦ ¦комфортные условия жизнедеятельности в ¦ ¦
¦ ¦техносфере; критерии комфортности; ¦ ¦
¦ ¦негативные факторы техносферы; их ¦ ¦
¦ ¦воздействие на человека, техносферу и ¦ ¦
¦ ¦природную среду; критерии безопасности; ¦ ¦
¦ ¦опасности технических систем: отказ, ¦ ¦
¦ ¦вероятность отказа, качественный и ¦ ¦
¦ ¦количественный анализ опасностей; средства ¦ ¦
¦ ¦снижения травмоопасности и вредного ¦ ¦
¦ ¦воздействия технических систем; безопасность¦ ¦
¦ ¦функционирования автоматизированных и ¦ ¦
¦ ¦роботизированных производств; безопасность ¦ ¦
¦ ¦в чрезвычайных ситуациях; управление ¦ ¦
¦ ¦безопасностью жизнедеятельности; правовые ¦ ¦
¦ ¦и нормативно-технические основы управления; ¦ ¦
¦ ¦системы контроля требований безопасности ¦ ¦
¦ ¦и экологичности; профессиональный отбор ¦ ¦
¦ ¦операторов технических систем; экономические¦ ¦
¦ ¦последствия и материальные затраты на ¦ ¦
¦ ¦обеспечение безопасности жизнедеятельности; ¦ ¦
¦ ¦международное сотрудничество в области ¦ ¦
¦ ¦безопасности жизнедеятельности ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.07 ¦Организация и планирование производства ¦80 ¦
¦ ¦ Подготовка и организация ¦ ¦
¦ ¦высокотехнологичного производства; ¦ ¦
¦ ¦организация вспомогательных цехов и служб ¦ ¦
¦ ¦предприятия; стратегическое и оперативное ¦ ¦
¦ ¦планирование производства; методы управления¦ ¦
¦ ¦производством и информационное обеспечение; ¦ ¦
¦ ¦методы разработки и принятия управленческих ¦ ¦
¦ ¦решений; методы управления персоналом, ¦ ¦
¦ ¦рациональная организация труда; мотивация, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная адаптация и деловая карьера¦ ¦
¦ ¦на предприятии ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.08 ¦Основы автоматики и системы автоматического ¦110 ¦
¦ ¦управления ¦ ¦
¦ ¦ Основы теории линейных непрерывных и ¦ ¦
¦ ¦дискретных систем управления; линейные ¦ ¦
¦ ¦системы управления при случайных ¦ ¦
¦ ¦воздействиях; нелинейные системы ¦ ¦
¦ ¦управления; основы теории оптимальных систем¦ ¦
¦ ¦управления; датчики управляемых величин; ¦ ¦
¦ ¦исполнительные устройства автоматики; ¦ ¦
¦ ¦включение ЭВМ в контур управления; ¦ ¦
¦ ¦устройства связи с объектом управления; ¦ ¦
¦ ¦обработка информации с датчиков; фильтрация,¦ ¦
¦ ¦экстраполяция, интерполяция сигналов; режим ¦ ¦
¦ ¦реального времени управления; распределенные¦ ¦
¦ ¦системы, локальные вычислительные сети в ¦ ¦
¦ ¦управлении; инструментальные средства АСУ; ¦ ¦
¦ ¦типовые модели систем массового ¦ ¦
¦ ¦обслуживания; анализ эффективности ¦ ¦
¦ ¦управления техническими средствами ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.09 ¦Физико-химические основы технологии ¦120 ¦
¦ ¦электронных средств ¦ ¦
¦ ¦ Роль физико-химических процессов в ¦ ¦
¦ ¦технологии электронных средств; химическая ¦ ¦
¦ ¦термодинамика технологических процессов; ¦ ¦
¦ ¦физико-химический анализ как метод научного ¦ ¦
¦ ¦исследования и обеспечения качества и ¦ ¦
¦ ¦эффективности производства электронных ¦ ¦
¦ ¦средств; основы термодинамики растворов и ¦ ¦
¦ ¦неравновесных систем; кинетика ¦ ¦
¦ ¦технологических процессов производства ¦ ¦
¦ ¦электронных средств, влияние температуры на ¦ ¦
¦ ¦скорость химических реакций; энергия и ¦ ¦
¦ ¦механизмы активации химических реакций, ¦ ¦
¦ ¦цепные и фотохимические реакции; явления и ¦ ¦
¦ ¦процессы на поверхности раздела двух фаз; ¦ ¦
¦ ¦электрохимические процессы; ¦ ¦
¦ ¦электрохимическая диссоциация и теория ¦ ¦
¦ ¦сильных электролитов; термодинамика ¦ ¦
¦ ¦электрохимических систем; электролиз; ¦ ¦
¦ ¦поляризационные процессы при электролизе; ¦ ¦
¦ ¦электроэррозия материалов ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.10 ¦Схемотехника электронных средств ¦110 ¦
¦ ¦ Основы схемотехники аналоговых устройств, ¦ ¦
¦ ¦эквивалентные схемы; обратная связь и ее ¦ ¦
¦ ¦влияние на показатели и характеристики ¦ ¦
¦ ¦аналоговых устройств; обеспечение и ¦ ¦
¦ ¦стабилизация режима работы транзисторов по ¦ ¦
¦ ¦постоянному току; каскады предварительного ¦ ¦
¦ ¦усиления; оконечные усилительные каскады; ¦ ¦
¦ ¦операционные усилители; активные RС-фильтры,¦ ¦
¦ ¦компараторы; генераторы электрических ¦ ¦
¦ ¦сигналов; использование ЭВМ при ¦ ¦
¦ ¦проектировании аналоговых устройств; основы ¦ ¦
¦ ¦импульсной и цифровой схемотехники; основные¦ ¦
¦ ¦цифровые устройства: триггеры, счетчики, ¦ ¦
¦ ¦логические устройства, регистры, ¦ ¦
¦ ¦запоминающие устройства, преобразователи ¦ ¦
¦ ¦сигналов; микропроцессорные комплексы и ¦ ¦
¦ ¦устройства ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.11 ¦Основы проектирования электронных средств ¦140 ¦
¦ ¦ Структура и классы электронных средств; ¦ ¦
¦ ¦факторы, определяющие построение электронных¦ ¦
¦ ¦средств: факторы окружающей среды, системные¦ ¦
¦ ¦факторы, факторы взаимодействия в системе ¦ ¦
¦ ¦"человек - машина"; конструкторское ¦ ¦
¦ ¦проектирование; современные и перспективные ¦ ¦
¦ ¦конструкции электронных средств - ячеек, ¦ ¦
¦ ¦модулей, блоков, шкафов; системы базовых ¦ ¦
¦ ¦несущих конструкций; унификация конструкции;¦ ¦
¦ ¦тепловые и механические характеристики ¦ ¦
¦ ¦конструкций; электромагнитная совместимость;¦ ¦
¦ ¦влагозащита и герметизация; радиационная ¦ ¦
¦ ¦стойкость электронных средств; системные ¦ ¦
¦ ¦критерии технического уровня и качества ¦ ¦
¦ ¦изделий; использование САПР при ¦ ¦
¦ ¦проектировании электронных средств; ¦ ¦
¦ ¦технический дизайн при проектировании; ¦ ¦
¦ ¦эксплуатация, техническое обслуживание и ¦ ¦
¦ ¦ремонт электронных средств ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.12 ¦Управление качеством электронных средств ¦90 ¦
¦ ¦ Методологические и теоретические основы ¦ ¦
¦ ¦системы управления качеством; ¦ ¦
¦ ¦контролепригодность конструкций электронных ¦ ¦
¦ ¦средств и технологических процессов их ¦ ¦
¦ ¦производства; проектирование тестопригодных ¦ ¦
¦ ¦электронных средств, их контроль и ¦ ¦
¦ ¦диагностика при производстве и эксплуатации;¦ ¦
¦ ¦методы осуществления статистического ¦ ¦
¦ ¦контроля и анализа качества электронных ¦ ¦
¦ ¦средств; автоматизированные системы контроля¦ ¦
¦ ¦и управления качеством электронных средств ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦150 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ОПД.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦150 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦СД ¦Специальные дисциплины ¦722 ¦
¦ ¦Устанавливаются вузом, включая дисциплины ¦ ¦
¦ ¦по выбору студента ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ФТД ¦Факультативы ¦450 ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ФД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦7344 ¦
L-----------+--------------------------------------------+--------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению "Проектирование
и технология электронных средств"
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208
недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу
студентов, практикумы, в том числе
лабораторные - 136 недель,
- производственно-технологическая
практика - не менее 4 недель,
- экзаменационные сессии - не менее 12 недель,
- итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту
квалификационной работы - не менее 6 недель,
- каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 31 недели.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра
по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в
случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом до
одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2
настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения, если указанная форма освоения
образовательной программы не запрещена соответствующим
постановлением Правительства Российской Федерации, студенту должна
быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не
менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению "Проектирование и технология
электронных средств"
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки бакалавра.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза подготовки
бакалавра на основе настоящего государственного стандарта
бакалавра.
Дисциплины "по выбору студента" являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом вуза,
не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам федерального компонента и практикам,
включенным в учебный план вуза, должна выставляться итоговая
оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин, в пределах 5%, для дисциплин,
входящих в цикл, - в пределах 10%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых
дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном
стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины:
"Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая
культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история",
"Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по
усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в
междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума
содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной
или специальной подготовки, выделенные на их изучение часы, могут
перераспределяться в рамках цикла.
Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной
(вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут
предусматриваться с учетом пожелания студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и
социально-экономических, математических и естественнонаучных
дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин;
содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально
ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников, и
содействовать реализации задач их профессиональной деятельности;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки
бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного
заведения, имеющих среднее профессиональное образование
соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и
навыков студентов, полученных на предыдущем этапе
профессионального образования. При этом продолжительность обучения
должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки
допускается также для лиц, уровень образования или способности
которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими,
как правило, базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и
научно-методической деятельностью; преподаватели специальных
дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень (ученое
звание) и опыт деятельности в соответствующей профессиональной
сфере.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
При реализации образовательной программы подготовки бакалавра
учебный план вуза должен содержать лабораторно-практические
занятия по следующим дисциплинам:
физические основы микроэлектроники,
инженерная и компьютерная графика,
общая электротехника и электроника,
основы автоматики и системы автоматического управления,
материаловедение и материалы электронных средств,
физико-химические основы технологии электронных средств,
метрология, стандартизация и технические измерения,
схемотехника электронных средств,
основы проектирования электронных средств.
Реализация основной образовательной программы подготовки
бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам
данных и библиотечным фондам, по содержанию соответствующим
полному перечню дисциплин образовательной программы из расчета
обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями не
менее 0,5 экземпляра на каждого студента, наличием методических
пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий
- практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а
также наглядными пособиями, аудио-, видео-, а также
мультимедийными материалами.
В библиотечном фонде вуза должны быть следующие периодические
издания:
реферативный журнал "Электроника",
реферативный журнал "Радиотехника",
журнал "Микроэлектроника".
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки бакалавра, должно располагать материально-
технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной
подготовки и научно-исследовательской работы студентов,
предусмотренных примерным учебным планом и соответствующей
действующим санитарным, техническим и пожарным нормам и правилам.
6.5. Требования к организации практики.
6.5.1. Производственно-технологическая практика проводится в
сторонних организациях (учреждениях, предприятиях) по профилю
специальности или на выпускающих кафедрах и в научных лабораториях
высшего учебного заведения. Содержание практики определяется
выпускающими кафедрами высшего учебного заведения с учетом
возможностей подразделений (цех, отдел, лаборатория, научная
группа и т.п.), в которых она проводится, и регламентируется
программой.
6.5.2. Производственно-технологическая практика имеет целью
закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического
обучения. Во время производственно-технологической практики
студент должен:
изучить:
- организацию и управление деятельностью подразделения;
- образцы производимой, разрабатываемой или используемой
техники, формы и методы сбыта продукции или предоставления услуг;
- действующие стандарты, технические условия, должностные
обязанности, положения и инструкции по эксплуатации оборудования,
программам испытаний, оформлению технической документации;
- методы выполнения технических расчетов;
- правила эксплуатации и обслуживания исследовательских
установок, измерительных приборов или технологического
оборудования, имеющихся в подразделении;
- меры по обеспечения безопасности жизнедеятельности и
экологической чистоты;
освоить:
- методики применения исследовательской и измерительной
аппаратуры для контроля и изучения отдельных характеристик
материалов, приборов и устройств;
- пакеты прикладных программ компьютерного моделирования и
проектирования технологических процессов, приборов и систем;
- порядок пользования периодическими, реферативными и справочно-
информационными изданиями по профилю направления подготовки.
6.5.3. Аттестация по итогам практики проводится на основании
оформленного в соответствии с установленными требованиями
письменного отчета и отзыва руководителя практики. По итогам
аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно).
7. Требования к уровню подготовки бакалавра по направлению
"Проектирование и технология электронных средств"
7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра.
Выпускник должен обладать профессиональными знаниями и
умениями, которые необходимы ему при решении задач,
соответствующих его квалификационной характеристике, указанной в
п. 1.3 настоящего государственного стандарта.
Бакалавр должен
знать:
- методические и нормативные материалы по проектированию
электронных средств и технологии их производства;
- технические характеристики и экономические показатели
отечественных и зарубежных конструкций электронных средств и
технологий их производства;
- современные средства вычислительной техники и коммуникации;
- современные технологические процессы производства электронных
средств;
- стандарты, методики и инструкции по разработке
конструкторской документации;
- специализированные пакеты прикладных программ по
конструированию электронных средств;
- материалы, применяемые в конструкциях, и их свойства;
- положения и требования по организации труда при проведении
проектных и исследовательских работ;
- основы экономики и трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда;
уметь применять:
- методы проектирования конструкций и технологических процессов
производства электронных средств;
- типовые технологических процессы;
- средства измерения;
- справочный материал по выбору элементной базы;
- прикладные программы по различным аспектам проектирования
электронных средств;
- методики и инструкции по техническому обслуживанию,
эксплуатации и ремонту электронных средств.
Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра
устанавливаются высшим учебным заведением, исходя из содержания
цикла специальных дисциплин.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
бакалавра.
7.2.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации.
Итоговая государственная аттестация бакалавра включает в себя
защиту выпускной квалификационной работы и государственный
экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности бакалавра к
выполнению профессиональных задач, установленных настоящим
государственным образовательным стандартом.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к выпускной работе бакалавра.
Выпускная работа бакалавра должна представлять собой
теоретическое или экспериментальное исследование, связанное с
решением отдельных, частных задач, определяемых особенностями
подготовки по направлению "Проектирование и технология электронных
средств". Выпускная работа должна быть оформлена в виде рукописи.
Требования к структуре, содержанию и объему выпускной работы
определяются высшим учебным заведением на основании Положения об
итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных
заведений, утвержденного Минобразованием России, настоящего
государственного образовательного стандарта и методических
рекомендаций УМО по образованию в области автоматики, электроники,
микроэлектроники и радиотехники.
Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, должно
составлять не менее 6 недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену бакалавра.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
направлению "Проектирование и технология электронных средств"
определяются вузом на основании методических рекомендаций и
соответствующей примерной программы, разработанных УМО по
образованию в области автоматики, электроники, микроэлектроники и
радиотехники, Положения об итоговой государственной аттестации
выпускников высших учебных заведений, утвержденного
Минобразованием России, и настоящего государственного
образовательного стандарта.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно-
методического совета образования по направлению 551100 -
Проектирование и технология электронных средств 29.11.1999.
|