Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
128 ЕН/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 510500 - ХИМИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР
1. Общая характеристика направления 510500 - Химия
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 510500 - Химия при очной форме
обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Бакалавр по направлению 510500 - Химия подготовлен
преимущественно:
- к выполнению научно-исследовательской и научно-
вспомогательной профессиональной практической деятельности
(выполнение экспериментальных исследований по заданной методике,
выбор технических средств и методов испытаний, обработка
результатов эксперимента; подготовка объектов исследований,
отладка экспериментальных установок; постановка новых исследований
и разработка новых методов в составе творческого коллектива);
- к работе в установленном порядке в образовательных
учреждениях;
- к работе в соответствии с полученными за время обучения
дополнительными квалификациями ("Преподаватель основной школы",
"Патентовед", "Переводчик в области профессиональной
деятельности", "Менеджер в профессиональной области" и др.).
Объектами профессиональной деятельности бакалавра по
направлению 510500 - Химия являются научно-исследовательские и
производственные организации химического и смежного профиля,
образовательные учреждения, сфера услуг, экономические и другие
учреждения, требующие специалистов с высшим химическим
образованием.
Бакалавр может работать в должностях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации и ведомственными
документами для специалистов с высшим профессиональным
образованием с учетом направленности подготовки и стажа работы.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 510500 - Химия;
- к освоению в сокращенные сроки основной образовательной
программы по специальности 011000 - Химия.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 510500 - Химия
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
разрабатывается на основании настоящего Государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
формируется из дисциплин федерального компонента, национально-
регионального (вузовского) (регионального (вузовского))
компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных
дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле
должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном
компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального (вузовского)
(регионального (вузовского)) компонента основной образовательной
программы подготовки бакалавра определяется высшим учебным
заведением самостоятельно и должно обеспечивать подготовку
выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой,
установленной настоящим Государственным образовательным
стандартом. В случае финансирования его реализации за счет средств
бюджета субъекта Российской Федерации содержание цикла
согласовывается с соответствующим органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 510500 - Химия
----------T------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1400 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Иметь представление об основных способах ¦ ¦
¦ ¦сочетаемости лексических единиц и основных ¦ ¦
¦ ¦словообразовательных моделях. Владеть навыками ¦ ¦
¦ ¦и умениями речевой деятельности применительно к ¦ ¦
¦ ¦сфере бытовой и профессиональной коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦основами публичной речи. Владеть формами ¦ ¦
¦ ¦деловой переписки, навыками подготовки ¦ ¦
¦ ¦текстовых документов в управленческой ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Уметь работать с оригинальной ¦ ¦
¦ ¦литературой по специальности, иметь навык ¦ ¦
¦ ¦работы со словарем, владеть основной иноязычной ¦ ¦
¦ ¦терминологией специальности, знать русские ¦ ¦
¦ ¦эквиваленты основных слов и выражений ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. Владеть основами ¦ ¦
¦ ¦реферирования и аннотирования литературы по ¦ ¦
¦ ¦специальности ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы физической ¦ ¦
¦ ¦культуры; основы здорового образа и стиля ¦ ¦
¦ ¦жизни; оздоровительные системы и спорт (теория, ¦ ¦
¦ ¦методика, практика); профессионально-прикладная ¦ ¦
¦ ¦физическая подготовка студентов ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦136 ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне- ¦ ¦
¦ ¦русские связи. Особенности социального строя ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - ХV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. Особенности и основные этапы ¦ ¦
¦ ¦экономического развития России. Эволюция форм ¦ ¦
¦ ¦собственности на землю. Структура феодального ¦ ¦
¦ ¦землевладения. Крепостное право в России. ¦ ¦
¦ ¦Мануфактурно-промышленное производство. ¦ ¦
¦ ¦Становление индустриального общества в России: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Общественная мысль и ¦ ¦
¦ ¦особенности общественного движения России ¦ ¦
¦ ¦XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская ¦ ¦
¦ ¦культура XIX века и ее вклад в мировую ¦ ¦
¦ ¦культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. Россия в начале ¦ ¦
¦ ¦XX в. Объективная потребность индустриальной ¦ ¦
¦ ¦модернизации России. Российские реформы в ¦ ¦
¦ ¦контексте общемирового развития в начале века. ¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на ¦ ¦
¦ ¦строительство социализма в одной стране и его ¦ ¦
¦ ¦последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. СССР в середине 60 - ¦ ¦
¦ ¦80-х гг.: нарастание кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. Становление новой ¦ ¦
¦ ¦российской государственности (1993 - 1999 гг.). ¦ ¦
¦ ¦Россия на пути радикальной социально- ¦ ¦
¦ ¦экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. ¦ ¦
¦ ¦Культурология и история культуры. Теоретическая ¦ ¦
¦ ¦и прикладная культурология. Методы ¦ ¦
¦ ¦культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, социальные институты культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Локальные ¦ ¦
¦ ¦культуры. Место и роль современной России в ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. ¦ ¦
¦ ¦Истории политических учений. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество, его происхождение и особенности. ¦ ¦
¦ ¦Особенности становления гражданского общества в ¦ ¦
¦ ¦России. Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические системы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. Политические отношения и ¦ ¦
¦ ¦процессы. Политические конфликты и способы их ¦ ¦
¦ ¦разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертные ¦ ¦
¦ ¦политические знания: политическая аналитика ¦ ¦
¦ ¦и прогностика ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Правонарушения и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Конституция Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации - основной закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Административные ¦ ¦
¦ ¦нарушения и административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦170 ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика и ¦ ¦
¦ ¦организм. Мозг и психика. Структура психики. ¦ ¦
¦ ¦Соотношение сознательного и бессознательного. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦Психология личности. Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: предмет, объект, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Цели, содержание, ¦ ¦
¦ ¦структура непрерывного образования, единство ¦ ¦
¦ ¦образования и самообразования. Воспитание в ¦ ¦
¦ ¦педагогическом процессе. Общие формы ¦ ¦
¦ ¦организации учебной деятельности. Методы, ¦ ¦
¦ ¦приемы, средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. Речевое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие. Основные единицы общения. ¦ ¦
¦ ¦Устная и письменная разновидности литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Нормативные, коммуникативные, этические ¦ ¦
¦ ¦аспекты устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера ¦ ¦
¦ ¦его функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. Жанровая ¦ ¦
¦ ¦дифференциация и отбор языковых средств в ¦ ¦
¦ ¦публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. Разговорная ¦ ¦
¦ ¦речь в системе функциональных разновидностей ¦ ¦
¦ ¦русского литературного языка. Условия ¦ ¦
¦ ¦функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков ¦ ¦
¦ ¦грамотного письма и говорения ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Знать основные этапы развития социологической ¦ ¦
¦ ¦мысли и современные направления социологической ¦ ¦
¦ ¦теории. Уяснить определение общества как ¦ ¦
¦ ¦надындивидуальной реальности и целостной ¦ ¦
¦ ¦саморегулирующейся системы; знать предпосылки ¦ ¦
¦ ¦функционирования и воспроизводства ¦ ¦
¦ ¦общественного целого. Иметь представление об ¦ ¦
¦ ¦основных социальных институтах, обеспечивающих ¦ ¦
¦ ¦воспроизводство социальных отношений. Уметь ¦ ¦
¦ ¦анализировать основные проблемы стратификации ¦ ¦
¦ ¦российского общества, возникновения классов, ¦ ¦
¦ ¦причины бедности и неравенства, взаимоотношений ¦ ¦
¦ ¦социальных групп, общностей, этносов ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦136 ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. Человек, общество, ¦ ¦
¦ ¦культура. Человек и природа. Общество и его ¦ ¦
¦ ¦структура. Гражданское общество и государство. ¦ ¦
¦ ¦Человек в системе социальных связей. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс; личность и массы, свобода ¦ ¦
¦ ¦и необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. Смысл ¦ ¦
¦ ¦человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. Сознание и познание. ¦ ¦
¦ ¦Сознание, самосознание и личность. Познание, ¦ ¦
¦ ¦творчество, практика. Вера и знание. Понимание ¦ ¦
¦ ¦и объяснение. Рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. Будущее человечества. Глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. Микроэкономика. ¦ ¦
¦ ¦Рынок. Спрос и предложение. Потребительские ¦ ¦
¦ ¦предпочтения и предельная полезность. Факторы ¦ ¦
¦ ¦спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект ¦ ¦
¦ ¦дохода и эффект замещения. Эластичность. ¦ ¦
¦ ¦Предложение и его факторы. Закон убывающей ¦ ¦
¦ ¦предельной производительности. Эффект масштаба. ¦ ¦
¦ ¦Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. ¦ ¦
¦ ¦Принцип максимизации прибыли. Предложение ¦ ¦
¦ ¦совершенно конкурентной фирмы и отрасли. ¦ ¦
¦ ¦Эффективность конкурентных рынков. Рыночная ¦ ¦
¦ ¦власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦200 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦200 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2040 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1640 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦700 ¦
¦ ¦Аналитическая геометрия и основы алгебры: ¦ ¦
¦ ¦прямая линия, линии второго порядка на ¦ ¦
¦ ¦плоскости, плоскость, прямая, простейшие ¦ ¦
¦ ¦поверхности в пространстве; матрицы, ¦ ¦
¦ ¦определители, системы линейных уравнений; ¦ ¦
¦ ¦векторная алгебра; линейные пространства, ¦ ¦
¦ ¦линейные операторы; основы теории групп, основы ¦ ¦
¦ ¦теории представлений групп, приложения к ¦ ¦
¦ ¦кристаллографии; математический анализ: ¦ ¦
¦ ¦предельный переход, дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисление функций одного и ¦ ¦
¦ ¦нескольких переменных; векторный анализ, ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля; числовые и функциональные ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды, ряды Фурье; ¦ ¦
¦ ¦обыкновенные дифференциальные уравнения; ¦ ¦
¦ ¦уравнения с частными производными; основы ¦ ¦
¦ ¦математического моделирования природных ¦ ¦
¦ ¦процессов; теория вероятностей, математическая ¦ ¦
¦ ¦статистика и ее приложения к обработке ¦ ¦
¦ ¦результатов наблюдений ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦Теория информации и типичные информационные ¦ ¦
¦ ¦технологии; компьютер, элементы ¦ ¦
¦ ¦программирования и основные языки ¦ ¦
¦ ¦программирования; программное обеспечение, ¦ ¦
¦ ¦операционные системы; обработка текста и ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных, визуализация; ¦ ¦
¦ ¦математические модели и особенности вычислений ¦ ¦
¦ ¦на ЭВМ; решение различных математических задач ¦ ¦
¦ ¦в химии; базы данных и компьютерные сети, ¦ ¦
¦ ¦основы защиты информации и сведений, ¦ ¦
¦ ¦составляющих государственную тайну; методы ¦ ¦
¦ ¦защиты информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦600 ¦
¦ ¦Механика; кинематика и динамика материальной ¦ ¦
¦ ¦точки, твердого тела; законы сохранения ¦ ¦
¦ ¦энергии, импульса и момента импульса; колебания ¦ ¦
¦ ¦и волны; молекулярная физика; молекулярно- ¦ ¦
¦ ¦кинетическая теория; основы термодинамики; ¦ ¦
¦ ¦свойства газов, жидкостей и твердых тел; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм; электростатика; ¦ ¦
¦ ¦электрические токи в средах; теория ¦ ¦
¦ ¦электростатического поля Максвелла; оптика; ¦ ¦
¦ ¦интерференция, дифракция, поляризация и ¦ ¦
¦ ¦дисперсия света; тепловое излучение; лазер; ¦ ¦
¦ ¦атомная и ядерная физика; теория атома Бора; ¦ ¦
¦ ¦квантовомеханическое описание атома; ¦ ¦
¦ ¦элементарные частицы; строение ядра ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Биология с основами экологии ¦140 ¦
¦ ¦Живые системы; особенности биологического ¦ ¦
¦ ¦уровня организации материи; принципы ¦ ¦
¦ ¦воспроизведения и развития живых систем; законы ¦ ¦
¦ ¦генетики, их роль в эволюции; клетки, их ¦ ¦
¦ ¦размножение и специализация; разнообразие ¦ ¦
¦ ¦организмов, их классификация; гомеостаз и ¦ ¦
¦ ¦адаптация, регуляция и функциональные системы, ¦ ¦
¦ ¦связь с окружающей средой; физиология, экология ¦ ¦
¦ ¦и здоровье, биосоциальные особенности человека; ¦ ¦
¦ ¦биоэтика; надорганизменные системы; экосистемы ¦ ¦
¦ ¦и биосфера, их структура, динамика, ¦ ¦
¦ ¦устойчивость; роль антропогенных воздействий; ¦ ¦
¦ ¦охрана природы и ее рациональное использование; ¦ ¦
¦ ¦перспективы развития биологии; биотехнология ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Региональный (вузовский) компонент ¦200 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦200 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦2886 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦2686 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Неорганическая химия ¦620 ¦
¦ ¦Основы химической термодинамики, растворы, ¦ ¦
¦ ¦кинетика и механизм химических реакций, ¦ ¦
¦ ¦строение атома, химическая связь, ¦ ¦
¦ ¦конденсированное состояние вещества, ¦ ¦
¦ ¦периодический закон, химия элементов VII А - III¦ ¦
¦ ¦А групп, инертные газы, общие представления о ¦ ¦
¦ ¦металлах, строение комплексных соединений, ¦ ¦
¦ ¦химия элементов I А - II А групп, химия ¦ ¦
¦ ¦элементов IV Б - VIII Б групп, химия элементов ¦ ¦
¦ ¦I Б - II Б групп, лантаноиды, актиноиды, основы ¦ ¦
¦ ¦химии твердого тела ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦Аналитическая химия ¦611 ¦
¦ ¦Метрологические основы химического анализа, ¦ ¦
¦ ¦автоматизация анализа и использование ЭВМ в ¦ ¦
¦ ¦аналитической химии, теория и практика ¦ ¦
¦ ¦пробоотбора, типы реакций и процессов в ¦ ¦
¦ ¦аналитической химии, кислотно-основные реакции, ¦ ¦
¦ ¦реакции комплексообразования, окислительно- ¦ ¦
¦ ¦восстановительные реакции, методы выделения, ¦ ¦
¦ ¦разделения и концентрирования (экстракция, ¦ ¦
¦ ¦хроматография, осаждение и соосаждение и др.), ¦ ¦
¦ ¦гравиметрический, титриметрические, ¦ ¦
¦ ¦кинетические, электрохимические и ¦ ¦
¦ ¦спектроскопические методы анализа, основные ¦ ¦
¦ ¦объекты анализа ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦Органическая химия ¦605 ¦
¦ ¦Предмет органической химии, классификация ¦ ¦
¦ ¦реагентов и реакций, углеводороды (алканы, ¦ ¦
¦ ¦циклоалканы, алкены, алкадиены, алкины, арены), ¦ ¦
¦ ¦оптическая изомерия органических соединений, ¦ ¦
¦ ¦галогенопроизводные углеводородов, магний- и ¦ ¦
¦ ¦литийорганические соединения, ¦ ¦
¦ ¦гидроксилпроизводные углеводородов, простые ¦ ¦
¦ ¦эфиры, карбонильные соединения, карбоновые ¦ ¦
¦ ¦кислоты и их производные, нитросоединения, ¦ ¦
¦ ¦амины, азосоединения, гетерофункциональные и ¦ ¦
¦ ¦гетероциклические соединения ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04 ¦Физическая химия ¦590 ¦
¦ ¦Постулаты и законы химической термодинамики, ¦ ¦
¦ ¦термохимия, термодинамические функции и ¦ ¦
¦ ¦фундаментальные уравнения Гиббса; ¦ ¦
¦ ¦термодинамическая теория растворов; правило фаз ¦ ¦
¦ ¦Гиббса и его применение к гетерогенным ¦ ¦
¦ ¦равновесиям; химические и адсорбционные ¦ ¦
¦ ¦равновесия; основы линейной неравновесной ¦ ¦
¦ ¦термодинамики; постулаты статистической ¦ ¦
¦ ¦термодинамики, сумма по состояниям, вычисления ¦ ¦
¦ ¦термодинамических функций, статистическая ¦ ¦
¦ ¦термодинамика реального газа и ¦ ¦
¦ ¦конденсированного состояния вещества; ¦ ¦
¦ ¦химическая кинетика, кинетические уравнения ¦ ¦
¦ ¦различных типов реакций, теория кинетики; ¦ ¦
¦ ¦гомогенный и гетерогенный катализ, теории ¦ ¦
¦ ¦катализа; теория электролитов, термодинамика и ¦ ¦
¦ ¦кинетика электрохимических процессов ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05 ¦Химические основы жизни ¦100 ¦
¦ ¦Биомолекулы (аминокислоты, пептиды, белки), ¦ ¦
¦ ¦сахара, нуклеозиды, нуклеиновые кислоты, жирные ¦ ¦
¦ ¦кислоты, витамины и микроэлементы, биокатализ, ¦ ¦
¦ ¦метаболизм, биополимеры и наследственность, ¦ ¦
¦ ¦молекулярные аспекты физиологии человека, ¦ ¦
¦ ¦химические аспекты происхождения жизни ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06 ¦Высокомолекулярные соединения ¦80 ¦
¦ ¦Предмет и задачи курса, классификация ¦ ¦
¦ ¦полимеров, конфигурационная и конформационная ¦ ¦
¦ ¦изомерия, макромолекулы и их поведение в ¦ ¦
¦ ¦растворах, синтез, структура полимерных тел, ¦ ¦
¦ ¦основные физико-механические свойства аморфных ¦ ¦
¦ ¦и кристаллических полимеров, химические ¦ ¦
¦ ¦свойства и химические превращения ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07 ¦Химическая технология ¦80 ¦
¦ ¦Химическое производство как сложная система, ¦ ¦
¦ ¦сырьевая и энергетическая база химической ¦ ¦
¦ ¦промышленности, критерии эффективности химико- ¦ ¦
¦ ¦технологических процессов, процессы и аппараты ¦ ¦
¦ ¦химических производств, гидромеханические, ¦ ¦
¦ ¦тепловые, массообменные и химические ¦ ¦
¦ ¦реакционные процессы, классификация химических ¦ ¦
¦ ¦реакторов, основы математического моделирования ¦ ¦
¦ ¦и оптимизация режимов их работы, важнейшие ¦ ¦
¦ ¦химические производства ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦200 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦СД ¦Специальные дисциплины ¦600 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦СД.Р.00 ¦Региональный (вузовский) компонент ¦600 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ФТД ¦Факультативные дисциплины ¦450 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.Р.00 ¦Региональный (вузовский) компонент ¦450 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----¦
¦ФТД.Р.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦7776 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Практики ¦216 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого ¦7992 ¦
L---------+------------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 510500 - Химия
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208
недель, в том числе:
Теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные 144 недели
Экзаменационные сессии 22 недели
Практики 4 недели
Итоговая государственная аттестация:
- государственный выпускной экзамен 3 недели
- защита выпускной квалификационной работы 2 недели
Каникулы, включая 4 недели отпуска
после окончания вуза 33 недели.
5.2. Максимальный объем учебной нагрузки студентов
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.3. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.4. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний
период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 510500 - Химия
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки бакалавра.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки
бакалавра на основе настоящего Государственного образовательного
стандарта бакалавра.
Дисциплины по выбору студента, самостоятельно выбранные
студентами в пределах часов, указанных в циклах дисциплин,
являются обязательными. Факультативные дисциплины,
предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не
являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по
дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее
изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка.
6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала: для циклов дисциплин - в пределах 5% и для дисциплин,
входящих в цикл, - в пределах 10% без превышения максимального
недельного объема нагрузки студента и при выполнении требований к
содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- формировать цикл ГСЭ из числа дисциплин, приведенных в
настоящем Государственном стандарте. При этом дисциплины
"Иностранный язык", "Физическое воспитание", "Отечественная
история" и "Философия" являются обязательными, а "Психология и
педагогика" рекомендована Советом по химии УМО университетов РФ;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную и профессиональную специфику, а
также научно-исследовательские предпочтения преподавателей,
обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин
цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и
социально-экономических, математических и естественнонаучных
дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин.
Содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально
ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и
содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки
бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного
заведения, имеющих среднее профессиональное образование
химического профиля или высшее профессиональное образование
смежного профиля. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся
знаний, умений и навыков студента, полученных на предыдущем этапе
образования. При этом продолжительность обучения должна составлять
не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также
для лиц, уровень образования или способности которых являются для
этого достаточным основанием;
- присваивать квалификацию "Преподаватель основной школы"
бакалавру при выполнении им за счет времени, отводимого на
дисциплины по выбору студентов, дополнительных требований,
предъявляемых Государственным стандартом для этой квалификации
(утвержден Приказом Министерства общего и профессионального
образования от 31.12.97 N 2730), с выдачей соответствующего
документа;
- создавать условия для получения выпускником дополнительной
квалификации в соответствии с п. 1.3 настоящего стандарта.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса:
- по всем дисциплинам циклов ГСЭ, ЕН и ОПД лекторами могут быть
только профессора и доценты, имеющие ученую степень доктора или
кандидата наук по специальности дисциплины;
- к преподаванию на семинарских и лабораторных занятиях
допускаются преподаватели, не имеющие ученой степени, но имеющие
опыт работы со студентами по данной дисциплине;
- по всем дисциплинам цикла СД все виды занятий могут вести
преподаватели и научные сотрудники, рекомендованные профильными
кафедрами.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Все дисциплины циклов ГСЭ, ЕН и ОПД должны быть обеспечены
учебниками и учебными пособиями в соответствии с утвержденными
программами учебных дисциплин в количестве не менее 1 единицы на 2
студентов. Лабораторные работы (включая цикл СД) должны быть
обеспечены методическими разработками к задачам в количестве,
достаточном для проведения групповых занятий.
Примерный рекомендуемый список учебной литературы для цикла ОПД
приводится ниже:
Неорганическая химия
Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия: Учеб. 2-е изд.,
перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1988. 639 с.
Спицын В.И., Мартыненко Л.И. Неорганическая химия: Учебник. М.:
Изд-во Моск. ун-та, 1991, 1994. Ч. 1, 2.
Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая химия. М.:
Мир, 1969. Т. 1, 2, 3.
Практикум по неорганической химии / Воробьева О.И., Дунаева
К.М., Ипполитова Е.А., Тамм Н.С. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
Воробьева О.И., Лавут Е.А., Тамм Н.С. Вопросы, упражнения и
задачи по неорганической химии: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-
та, 1985. 175 с.
Полторак О.М., Ковба Л.М. Термодинамические основы
неорганической химии. М.: Мир, 1984.
Некрасов Б.В. Основы общей химии. М.: Химия, 1973. Т. 1 - 3.
Угай Я.А. Неорганическая химия: Учебник. М.: Высш. шк., 1989.
462 с.
Аналитическая химия
Основы аналитической химии: В 2-х кн. (под ред. Ю.А. Золотова).
М.: Высш. шк., 1996. 383, 461 с.
Скуг Д., Уэст Д. Основы аналитической химии: В 2-х т. М.: Мир,
1979. 918 с.
Васильев В.П. Аналитическая химия: В 2-х т. М.: Высш. шк.,
1989. 320 с.
Дорохова Е.Н., Прохорова Г.В. Задачи и вопросы по аналитической
химии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 215 с.
Органическая химия
Робертс Дж., Кассерио М. Основы органической химии: В 2-х т.
М.: Мир, 1978. Т. 1, 2.
Терней А. Современная органическая химия: В 2-х т. М.: Мир,
1981. Т. 1, 2.
Несмеянов А.Н., Несмеянов Н.А. Начала органической химии: В 2
кн. М.: Химия, 1974. Кн. 1, 2.
Нейланд О.Я. Органическая химия. М.: Высш. шк., 1990. 750 с.
Сайкс П. Механизмы реакций в органической химии. М.: Мир, 1977.
319 с.
Физическая химия
Физическая химия / Под ред. Б.Н. Никольского. Л.: Химия, 1987.
472 с.
Физическая химия / Под ред. К.С. Краснова. М.: Высш. шк., 1982.
687 с.
Полторак О.М. Термодинамика в физической химии: Учеб. М.: Высш.
шк., 1991. 319 с.
Эмануэль Н.М., Кнорре Д.Г. Курс химической кинетики: Учеб. М.:
Высш. шк., 1984. 463 с.
Дамаскин Б.Б., Петрий О.А. Электрохимия: Учеб. пособие. М.:
Высш. шк., 1983. 295 с.
Герасимов Я.И. и др. Курс физической химии: В 2 т. М.:
Госхимиздат, 1963, 1969. Т. 1. 592 с. Т. 2. 624 с.
Химические основы жизни
Ленинджер А. Основы биохимии: В 3 т. М.: Мир, 1985. Т. 1 - 3.
1056 с.
Овчинников Ю.А. Биоорганическая химия. М.: Просвещение, 1987.
815 с.
Кнорре Д.Г., Мызина С.Д. Биологическая химия. М.: Высш. шк.,
1992. 416 с.
Высокомолекулярные соединения
Киреев В.В. Высокомолекулярные соединения. М.: Высш. шк., 1992.
Семчиков Ю.Д., Жильцов С.Ф., Кашаева В.Н. Введение в химию
полимеров: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1988. 148 с.
Кулезнев В.Н., Шершнев В.А. Химия и физика полимеров: Учеб. М.:
Высш. шк., 1988. 311 с.
Шур А.М. Высокомолекулярные соединения: Учеб. 3-е изд.,
перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1981. 656 с.
Химическая технология
Кутепов А.М., Бондарева Т.И., Беренгартен М.Г. Общая химическая
технология. М.: Высш. шк., 1990. 520 с.
Общая химическая технология / Мухленов И.П. и др.: В 2 ч. М.:
Высш. шк., 1984.
Дытнерский Ю.И. Процессы и аппараты химической технологии: В 2
т. М.: Химия, 1992. 993.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Проведение учебного процесса должно быть обеспечено:
лекции - различной аппаратурой, помогающей лектору
демонстрировать иллюстративный материал;
семинарские занятия - компьютерами для проведения вычислений
или использования информационных систем;
лабораторные работы - химическими реактивами, лабораторной
посудой и учебным (научно-учебным) оборудованием в соответствии с
программой лабораторных работ.
6.5. Требования к организации и проведению производственной
практики.
Производственная химико-технологическая практика предназначена
для ознакомления студентов с реальным технологическим процессом и
закрепления теоретических знаний, полученных в ходе обучения.
Проводится на предприятиях химического профиля, на полузаводских и
макетных установках в лабораториях научно-исследовательских
институтов. Сроки проведения практики утверждаются ректоратом
(деканатом) в соответствии с требованиями к учебному плану. По
окончании практики студент-практикант отчитывается о проделанной
работе перед комиссией вуза и представителями принимающей
организации. Форма оценки (зачет, дифференцированный зачет с
оценкой) предусматривается учебным планом.
7. Требования к уровню подготовки бакалавра
по направлению 510500 - Химия
7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра.
7.1.1. Общие требования к образованности бакалавра.
Бакалавр отвечает следующим требованиям:
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и
социально-экономических наук, способен научно анализировать
социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы
этих наук в различных видах профессиональной и социальной
деятельности;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях,
происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности
современных научных методов познания природы и владеет ими на
уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное
содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- способен продолжить обучение и вести профессиональную
деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на
реализацию в полном объеме через 10 лет);
- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет
умениями и навыками физического самосовершенствования;
- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен
в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его
результаты;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет
компьютерными методами сбора, хранения и обработки
(редактирования) информации, применяемыми в сфере его
профессиональной деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной
практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих
возможностей, умеет приобретать новые знания, используя
современные информационные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную
область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе
знаний;
- умеет использовать модели для описания и прогнозирования
различных явлений, осуществлять их качественный и количественный
анализ;
- способен формулировать задачи, связанные с реализацией
профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы
изученных им наук;
- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком
с методами управления, умеет находить и принимать управленческие
решения в условиях различных мнений, знает основы педагогической
деятельности;
- методически и психологически готов к изменению вида и
характера своей профессиональной деятельности, работе над
междисциплинарными проектами.
7.1.2. Требования к бакалавру по общим гуманитарным и социально-
экономическим дисциплинам.
Бакалавр должен:
в области философии, истории, педагогики и психологии:
- иметь представление о научных, философских и религиозных
картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека,
о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и
заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в
человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования
знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их
значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться
в них;
- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки
и техники и связанные с ними современные социальные и этические
проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов,
знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;
- быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития
гуманитарного и социально-экономического знания, основными
научными школами, направлениями, концепциями, источниками
гуманитарного знания и приемами работы с ними;
- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного,
биологического и социального начал в человеке, отношения человека
к природе и возникших в современную эпоху технического развития
противоречий и кризиса существования человека в природе;
- знать условия формирования личности, ее свободы,
ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать
роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении,
нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому
себе;
- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении
с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении,
общении и деятельности людей, формировании личности;
- понимать природу психики, знать основные психические функции
и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных
факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций,
потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в
поведении человека;
- уметь дать психологическую характеристику личности (ее
темперамента, способностей), интерпретацию собственного
психического состояния, владеть простейшими приемами психической
саморегуляции;
- понимать соотношение наследственности и социальной среды,
роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в
образовании и воспитании;
- знать формы, средства и методы педагогической деятельности;
- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных
ситуаций, определения и решения педагогических задач;
- иметь научное представление об основных эпохах в истории
человечества и их хронологии; знать основные исторические факты,
даты, события и имена исторических деятелей;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам,
касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
в области физической культуры:
- понимать роль физической культуры в развитии человека и
подготовке специалиста;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков,
обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие,
совершенствование психофизических способностей и качеств,
самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной
деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;
в области филологии:
- свободно владеть государственным языком Российской Федерации
- русским языком;
- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности
профессиональную лексику;
- владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков
(1200 - 2000 лексических единиц, то есть слов и словосочетаний,
обладающих наибольшей частотностью и семантической ценностью) и
грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры,
необходимые для обучения устным и письменным формам общения;
- уметь вести на иностранном языке беседу-диалог общего
характера, пользоваться правилами речевого этикета, читать
литературу по специальности без словаря с целью поиска информации,
переводить тексты со словарем, составлять аннотации, рефераты и
деловые письма на иностранном языке.
7.1.3. Требования к бакалавру по общим математическим и
естественнонаучным дисциплинам.
Бакалавр должен иметь представление о:
- математическом моделировании;
- информации, способах ее хранения, обработки и представления;
- возможностях применения фундаментальных законов физики и
химии для объяснения свойств и поведения сложных многоатомных
систем, включая биологические объекты;
- происхождении и эволюции Вселенной;
- свойствах ядер атомов и элементарных частиц;
- физических, химических и биологических методах исследований;
- современных достижениях естественных наук, физических
принципах работы современных технических устройств;
- экологических принципах рационального природопользования;
- роли биологических законов в решении социальных проблем.
Бакалавр должен знать и уметь использовать:
- основы математического анализа;
- основы алгебры, геометрии и дискретной математики;
- основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;
- основы теории вероятности и математической статистики;
- понятие информации, способы ее хранения и обработки;
- структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;
- основные типы алгоритмов;
- языки программирования и стандартные программные обеспечения
своей профессиональной деятельности;
- физические основы механики: кинематику и законы динамики
материальной точки, твердого тела, жидкостей и газов, законы
сохранения, основы релятивистской механики;
- физику колебаний и волн: кинематику гармонических колебаний,
интерференцию и дифракцию волн, спектральное разложение;
- статистическую физику и термодинамику: молекулярно-
кинетическую теорию, свойства статистических ансамблей, функции
распределения частиц по скоростям и координатам, законы
термодинамики, элементы термодинамики открытых систем, свойства
газов, жидкостей и кристаллов;
- электричество и магнетизм: постоянные и переменные
электрические поля в вакууме и веществе, теорию Максвелла,
свойства и распространение электромагнитных волн, в т.ч.
оптического диапазона;
- квантовую физику: состояния частиц в квантовой механике,
дуализм волн и частиц, соотношения неопределенностей, электронное
строение атомов, молекул и твердых тел, теорию химической связи;
- живые системы: особенности биологического уровня организации
материи, принципы воспроизводства и развития живых систем; законы
генетики, их роль в эволюции; клетки, их цикл; разнообразие живых
организмов, принципы их классификации, основные функциональные
системы, связь с окружающей средой, надорганизменные системы;
- физиологию, экологию и здоровье, биосоциальные особенности
человека;
- экологию и охрану природы: экосистемы, их структуру,
динамику, пределы устойчивости, роль антропогенных воздействий;
принципы рационального природоиспользования.
7.1.4. Требования к бакалавру по общепрофессиональным
дисциплинам.
Сформированность химического мышления бакалавра определяется
пониманием особенностей химической формы организации материи,
места неорганических и органических систем в эволюции Земли,
единства литосферы, гидросферы и атмосферы и роли химического
многообразия веществ на Земле.
Знакомство с концептуальной базой и экспериментальными методами
современной химии должно служить основанием для сравнения и
критической оценки естественнонаучных и теоретических построений,
технологических решений, а также для прогноза последствий своей
профессиональной деятельности для окружающей природы и человека.
Методологическая подготовленность подразумевает знание уровней
организации вещества и химических систем, умение для каждого из
уровней идентифицировать исходные структуры, определять их
взаимосвязи, принципы организации, условие функционирования,
механизмы сохранения и пределы устойчивости.
На основе освоения основных химических объектов и
закономерностей бакалавр должен уметь моделировать течение
биологических процессов и прогнозировать последствия антропогенных
воздействий на окружающую среду.
Зрелость химического мировоззрения бакалавра определяется также
пониманием того, что химия является основой производительной силы
общества и четкой ценностной ориентацией на охрану окружающей
среды.
Бакалавр должен:
- знать теоретические основы неорганической химии, состав,
строение и химические свойства основных простых веществ и
химических соединений; понимать принципы строения вещества и
протекания химических процессов; владеть методами и способами
синтеза неорганических веществ, описанием свойств веществ на
основе закономерностей, вытекающих из периодического закона и
периодической системы элементов;
- понимать роль аналитической химии в системе наук; знать
метрологические основы химического анализа, типы реакций и
процессов в аналитической химии, основные методы анализа
(выделения, разделения и концентрирования, гравиметрических,
титриметрических, кинетических, электрохимических,
спектроскопических; знать основные объекты анализа; владеть
методологией выбора необходимого метода анализа и методикой его
проведения;
- владеть теоретическими представлениями органической химии,
иметь знания о составе, строении и свойствах органических веществ
- представителей основных классов органических соединений
(углеводородов, гомофункциональных соединений,
гетерофункциональных соединений, гетероциклических соединений);
владеть основами органического синтеза;
- понимать основы физической химии как теоретического
фундамента современной химии, владеть основами химической
термодинамики, теории растворов и фазовых равновесий, элементами
статистической термодинамики, знать основы химической кинетики и
катализа, механизма химических реакций, электрохимии, владеть
основными законами физической химии;
- понимать принципы и основы химии живой материи, быть знакомым
с химическими основами биологических процессов и важнейшими
принципами молекулярной логики живого, знать основные химические
компоненты клетки, молекулярные основы биокатализа, метаболизма,
наследственности, иммунитета, нейроэндокринной регуляции и
фоторецепции, иметь представление о структуре и свойствах
важнейших типов биомолекул в связи с их биологической функцией,
понимать химические аспекты происхождения жизни;
- знать основные особенности свойств высокомолекулярных
соединений, отличающие их от свойств низкомолекулярных соединений,
иметь общие представления о принципах синтеза полимеров, их
структуре, физико-механических свойствах и областях их применения;
- иметь общее представление о структуре химико-технологических
систем, обладать знанием типовых химико-технологических процессов
и производств и пониманием взаимодействия технологий и окружающей
среды;
- обладать теоретическими знаниями и практическими навыками,
позволяющими ему работать в различных областях химической науки и
современной технологии, уметь самостоятельно повышать свой
образовательный уровень знаний при изменении направлений
профессиональной деятельности в связи с научно-техническим
прогрессом.
7.1.5. Требования к бакалавру по специальным дисциплинам.
Бакалавр должен иметь глубокие знания и владеть методами
научных исследований в области одного из более узких направлений
химии (аналитическая химия, неорганическая химия, органическая
химия, физическая химия, электрохимия, радиохимия, коллоидная
химия, химическая энзимология, лазерная химия, нефтехимия и др.).
Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра
устанавливаются высшим учебным заведением с учетом особенностей
региона и специфики образовательной программы.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
бакалавра.
7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.
Итоговая государственная аттестация бакалавра включает:
государственный экзамен по химии и защиту выпускной
квалификационной работы.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности бакалавра химии к
выполнению профессиональных задач, установленных настоящим
Государственным образовательным стандартом, и продолжению
образования в соответствии с п. 1.4 данного стандарта.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации, должны соответствовать основной
образовательной программе подготовки бакалавра химии.
7.2.2. Требования к государственному экзамену.
Государственный выпускной экзамен по химии является основным
видом итоговой государственной аттестации бакалавра и призван дать
возможность установить уровень образованности, полноту знаний и
навыков, приобретенных выпускником в рамках образовательной
программы направления; уровень интеллектуальных способностей
бакалавра, его творческие возможности для дальнейшего продолжения
образования в магистратуре или по специальности.
Требования к бакалавру, сдающему государственный экзамен,
определяются требованиями Государственного образовательного
стандарта по направлению 510500 - Химия и критериями,
устанавливаемыми Государственными аттестационными комиссиями.
В материалах, выносимых на государственный экзамен,
представляются все основные разделы дисциплин цикла ОПД, причем в
них прежде всего должны найти отражение фундаментальные
составляющие этих дисциплин. Примерное соотношение объемов
дисциплин, выносимых на экзамен, представлено ниже:
Неорганическая химия 20%
Аналитическая химия 20%
Органическая химия 20%
Физическая химия 20%
Химические основы жизни 7%
Высокомолекулярные соединения 6%
Химическая технология 7%.
Продолжительность государственного экзамена устанавливается ГАК
по согласованию с вузом.
7.2.3. Требования к выпускной (квалификационной) работе
бакалавра.
Выпускная квалификационная работа, представляемая в виде
рукописи, является дополнительной к государственному экзамену
итоговой оценкой деятельности студента и предназначена для
получения опыта постановки и проведения научного исследования. По
форме представляет собой углубленную курсовую работу
(экспериментальную, расчетную или теоретическую) по одной из
специальных дисциплин и должна отражать умение выпускника в
составе научного коллектива решать поставленную научную проблему.
Тема выпускной работы определяется кафедрой в соответствии с
разрабатываемой тематикой и утверждается заведующим кафедрой.
Защита выпускной работы проводится на заседании ГАК.
7.2.4. Результаты государственного экзамена и защиты
квалификационной работы учитываются высшим учебным заведением при
рекомендациях бакалавра для продолжения образования.
Составители:
Учебно-методическое объединение университетов РФ.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен Пленумом Совета по химии УМО
университетов РФ 25 ноября 1999 года.
|