Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
74 гум/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 520300 - ФИЛОЛОГИЯ
СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ФИЛОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления 520300 - Филология
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр филологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 520300 - Филология при очной
форме обучения - 6 (шесть) лет. Основная образовательная программа
подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по
соответствующему направлению (4 года) и специализированной
подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Область профессиональной деятельности.
Практическая и исследовательская деятельность магистра по
направлению 520300 - Филология сосредоточена в области
гуманитарного знания, межъязыковой коммуникации, образования и
культуры.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности:
- языки (отечественные и иностранные) в их теоретическом и
практическом, историческом и диалектологическом аспектах;
- литература (отечественная и зарубежная) с учетом
закономерностей ее развития в различных странах.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Магистр по направлению 520300 - Филология подготовлен к
осуществлению научно-исследовательской и практической
деятельности, конкретные виды которой определяются содержанием
образовательной профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
Магистр по направлению 520300 - Филология подготовлен к решению
следующих задач.
В научно-исследовательской сфере:
- исследование языка и литературы в их современном состоянии и
историческом развитии.
В практической сфере:
- осуществление практической деятельности, связанной с
использованием знаний и умений в области филологии в учреждениях
образования, культуры, управления, в СМИ, в области межкультурной
коммуникации и других областях социально-гуманитарной
деятельности.
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной
фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к
научно-исследовательской работе, а при условии освоения
соответствующей образовательно-профессиональной программы
педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр по направлению 520300 - Филология подготовлен к
обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
10.01.01 - Русская литература
10.01.02 - Литература народов РФ
10.01.03 - Литература стран народов нового зарубежья
10.02.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии
10.01.08 - Теория литературы
10.01.09 - Фольклористика
10.02.01 - Русский язык
10.01.02 - Языки народов РФ
10.02.03 - Славянские языки
10.02.04 - Германские языки
10.01.05 - Романские языки
10.01.06 - Тюркские языки
10.02.07 - Финно-угорские и самодийские языки
10.02.14 - Классическая филология
10.02.19 - Общее языкознание, социолингвистика,
психолингвистика
10.02.20 - Сравнительно-историческое, типологическое и
сопоставительное языкознание, теория перевода
10.02.21 - Структурная, прикладная и математическая
лингвистика.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное
поле направления подготовки).
1. Русская литература.
Углубленное изучение истории русской литературы и современного
литературного процесса в контексте отечественной и мировой истории
и культуры с опорой на новейшие достижения в области теории
литературы; осмысление места русской литературы в мировом
литературном процессе; изучение истории и современного состояния
науки о русской литературе; освоение методологии, методики и
практики научно-исследовательской деятельности в области истории
русской литературы и преподавания соответствующих дисциплин в
высшей школе.
2. Литература народов России.
Совершенствование знаний об историко-литературном процессе в
контексте национальной, русской и других культур с опорой на
новейшие достижения в области теории литературы; осмысление места
национальной литературы в российском и мировом литературном
процессе; углубленное изучение истории и современного состояния
отечественной и зарубежной науки о национальной литературе;
освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской
деятельности в области конкретной национальной литературы и
преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
3. Литература народов зарубежных стран.
Расширение и углубление знаний по изучаемой зарубежной
литературе на основе практического владения соответствующим
иностранным языком; углубленное изучение законов и основных этапов
литературного процесса в контексте истории и культуры;
приобретение фундаментальных знаний о природе, структуре и
функциях поэтического (литературного) творчества, включая
знакомство со школами и концепциями зарубежной науки о литературе;
научное осмысление литературных текстов, принадлежащих к различным
художественным системам, изучение связей с русской литературой;
освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской
деятельности в области зарубежных литератур и преподавания
соответствующих дисциплин в высшей школе.
4. Античная литература.
Изучение корпуса текстов античных авторов в контексте истории и
культуры древних цивилизаций; осмысление влияния античных
литератур на отечественную и мировую литературу и культуру
последующих эпох; осознание места античной литературы в системе
религиозных, философских, эстетических воззрений различных эпох;
освоение достижений отечественной и зарубежной классической
филологии; освоение методологии, методики и практики научно-
исследовательской деятельности в области античной литературы и
преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
5. Теория литературы.
Осмысление художественной литературы как феномена культуры;
изучение закономерностей развития искусства слова, его
специфической природы и многообразия форм воплощения; овладение
системой категорий и понятий теории литературы; расширенное
изучение истории и современных отечественных и зарубежных
концепций теоретического литературоведения; освоение методологии,
методики и практики научно-исследовательской деятельности в
области теории литературы и преподавания соответствующих дисциплин
в высшей школе.
6. Фольклористика и мифология.
Углубленное изучение устного народного творчества в его связях
с историей и культурой определенного народа с учетом особенностей
национального менталитета; освоение научных концепций, школ и
направлений отечественной и зарубежной фольклористики; осмысление
истории и теории мифа и мифологического сознания, форм
взаимодействия мифологии, фольклора и литературы в процессе
развития цивилизации; освоение методологии, методики и практики
научно-исследовательской деятельности в области фольклористики и
преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
7. Теория и история литературной критики.
Углубленное изучение литературной критики как специфического
феномена духовной жизни общества; осознание специфической природы
литературной критики в процессе исторического развития культуры,
во взаимодействии с искусством слова, литературоведением,
философией; изучение отечественных и зарубежных концепций
литературной критики; освоение методологии, методики и практики
научно-исследовательской деятельности в области теории и истории
литературной критики и преподавания соответствующих дисциплин в
высшей школе.
8. Русский язык.
Углубленное изучение структуры русского языка и особенностей
его функционирования в синхроническом и диахроническом аспектах;
совершенствование теоретической подготовки по актуальным проблемам
русского языка в его истории и современном состоянии, знаний о
тенденциях развития русского языка, о социолингвистических,
исторических и типологических его характеристиках; изучение
истории и современных концепций отечественной и зарубежной
русистики; освоение методологии, методики и практики научно-
исследовательской деятельности в области русского языкознания на
основе современных подходов (системного, деятельного и др.) с
учетом своеобразия языковых уровней, стилистического расслоения
языка и аспектов его функционирования; приобретение
лингводидактических знаний и умений, необходимых для преподавания
русского языка в высшей школе.
9. Языки народов России.
Углубление и совершенствование знаний о строе и функционально-
стилевом расслоении литературного языка, диалектном разнообразии и
взаимоотношениях литературного языка и диалектов, исторической
эволюции языка и его генетических связях, социолингвистических
условиях его существования; углубление теоретической подготовки по
проблемам анализа и описания национальных языков в синхронии и
диахронии, освоение методологии научно-исследовательской
деятельности применительно к изучаемому языку (языкам); изучение
развития науки о языках народов России, осмысление отечественных и
зарубежных концепций языкового развития и функционирования
национальных языков; изучение взаимоотношений и связей
национальных языков народов России и русского языка; приобретение
лингводидактических знаний и умений, необходимых для преподавания
языка в вузе в родной и иноязычной среде.
10. Славянская филология.
Углубленное изучение инославянского языка или группы языков в
современном состоянии и исторической ретроспекции; теоретическое и
практическое освоение всех ярусов системы инославянского языка и
их функционирования; осознание типологического своеобразия
инославянского языка (языков) в его (их) литературной форме и
диалектном варьировании; осмысление взаимоотношений и связей
инославянских языков и русского языка; изучение истории
славянского языкознания и вклада в него отечественных славистов;
освоение современных методов научного изучения и описания
близкородственных языков, овладение исследовательскими приемами
сравнительно-исторического и синхронно-сопоставительного
языкознания; приобретение лингводидактических знаний и умений,
необходимых для преподавания инославянских языков в высшей школе.
11. Романская и германская филология.
Углубленное изучение структуры изучаемого иностранного языка в
его литературной норме, в теоретическом, историческом,
функциональном аспектах и устной, письменной разновидностях;
изучение современных концепций отечественной и зарубежной
романской и/или германской филологии; освоение методологии,
методики научно-исследовательской работы в области зарубежной
(романской и германской) филологии на основе современных подходов;
приобретение лингводидактических знаний и умений, необходимых для
преподавания иностранного языка в высшей школе.
12. Классическая филология.
Углубленное изучение одного или совокупности древних
литературных языков, осознание их роли в истории мировой культуры,
освоение всех элементов системы классического языка (языков),
овладение навыками чтения и перевода текстов любой трудности;
освоение методов анализа и комментирования древних текстов;
достижение основательной осведомленности о совокупности текстов на
изучаемом языке (языках) и о произведениях, игравших особо
значительную роль в развитии мировой литературы; изучение истории
науки о классических языках, ее современного состояния и
перспектив развития; достижение ясного представления об
использовании материала классических языков в сравнительно-
исторических исследованиях; приобретение сведений о влиянии
классических языков на формирование современных литературных
языков, их лексического состава и словообразовательных моделей, а
также о стилистическом использовании речевых единиц классических
языков в литературно-языковом обиходе нашего времени; получение
лингводидактической подготовки, необходимой для преподавания
классических языков.
13. Общее языкознание, социолингвистика и психолингвистика.
Углубление представлений о языке как объекте лингвистической
теории, о генетическом и типологическом разнообразии языков мира,
о системе языка и составляющих ее компонентах и уровнях, о
процессе речеобразования и восприятия речи, о письменности в ее
многообразии; освоение методологии, совокупности методов и приемов
анализа, интерпретации и описания языковых систем и их фрагментов
в синхронии и диахронии; основательное изучение истории
лингвистических учений с античности до наших дней и современных
лингвистических теорий; изучение связей и взаимоотношений языка и
мышления, осмысление существующих теоретических воззрений по
проблеме языка и мышления; осмысление роли языка в истории и
современной жизни общества, освоение и критический анализ
различных социолингвистических и психолингвистических концепций;
расширение языковой компетентности, изучение ряда родственных и
неродственных языков; приобретение навыков преподавания
лингвистической теории и истории языкознания в вузе.
14. Сравнительное языкознание.
Углубленное изучение группы родственных или неродственных
языков, совершенствование знаний об особенностях типологии данных
языков в синхроническом и диахроническом аспектах, осознание
тождества и своеобразия всех уровней сопоставляемых языков;
установление генетического родства и языковых контактов,
осмысление процесса взаимодействия языков; освоение методологии и
современных методов сравнительного языкознания, овладение научно-
исследовательским аппаратом соответствующего профиля и навыками
научно-педагогической деятельности.
15. Русский язык как иностранный.
Углубленное изучение русского языка и особенностей его
функционирования в синхронии и диахронии; фундаментальная
подготовка по общему языкознанию, в частности по сравнительной
грамматике и фонологии; овладение знаниями о тенденциях развития
современного русского языка, о социо- и психолингвистических его
характеристиках; изучение классических и современных концепций
отечественной и зарубежной русистики; углубленное изучение
иностранного языка, овладение навыками бытового и дидактического
общения на иностранном языке; изучение теории перевода, овладение
практическими навыками перевода с русского языка на иностранный и
с иностранного на русский; освоение методологии, методики и
практики самостоятельной научно-исследовательской деятельности в
области лингвистики на основе современных концепций и подходов;
приобретение лингводидактических знаний и умений, необходимых для
преподавания русского языка иностранным учащимся и студентам.
16. Иностранные языки.
Углубленное изучение строя языка и его функционирования с
учетом социолингвистических факторов и стилистического расслоения
литературного языка, совершенствование представлений об
исторической эволюции языка и его диалектном разнообразии, о
взаимоотношениях с другими языками, тенденциях современного
развития; совершенствование теоретической подготовки в сфере
описательного и сравнительно-исторического языкознания
применительно к данному языку в синхронии и диахронии, освоение
методологии научно-исследовательской деятельности в области
языкознания на основе современных методов; изучение истории науки
и перспективных научных подходов к исследованию иностранного
языка; приобретение лингводидактических знаний и умений,
необходимых для преподавания иностранного языка в вузе в родной и
иноязычной среде.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных
магистерских программ по решению ученого совета вуза реализуется
через авторские магистерские программы (магистерские
специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-
педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное
образование определенной ступени, подтвержденное документом
государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям:
520300 - Филология
520500 - Лингвистика,
зачисляются на специализированную магистерскую программу на
конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом
на основе Государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования бакалавра по направлению 520300 -
Филология.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра по направлению 520300 - Филология и имеющие
высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в
п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по
дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки
магистра и предусмотренным Государственным образовательным
стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки магистра по направлению 520300 - Филология
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
разрабатывается на основании настоящего Государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
(научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и
программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
Государственным образовательным стандартом. По направлению
разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра
(далее - образовательная программа) состоит из основной
образовательной программы подготовки бакалавра и программы
специализированной подготовки, которая, в свою очередь,
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по
выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять
дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра
должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-
педагогическая);
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Образовательная программа может предусматривать получение
дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" при
условии выполнения требований к минимуму содержания и уровню
профессиональной подготовки выпускника магистратуры для получения
данной квалификации за счет времени, отведенного на изучение
дисциплин ДНМ.04, ДНМ.05, ДВМ, и вводимых вузом факультативов.
3.6. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки бакалавра призвано
обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с
квалификационной характеристикой, установленной настоящим
Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 520300 - Филология
--------T-----------------------------------------------T--------¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦8856 ¦
¦ ¦основной образовательной программы бакалавра по¦ ¦
¦ ¦данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦Государственном образовательном стандарте ¦ ¦
¦ ¦высшего профессионального образования ¦ ¦
¦ ¦подготовки бакалавра по направлению ¦ ¦
¦ ¦520300 - Филология ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦8856 ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦специализированной подготовки ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы филологии ¦ ¦
¦ ¦ Коммуникативная деятельность посредством языка¦ ¦
¦ ¦(текста) как объект современной филологии; ¦ ¦
¦ ¦парадигмы научного знания в современной ¦ ¦
¦ ¦филологии, их множественность; основные идеи, ¦ ¦
¦ ¦принципы и концепции филологии; антропоцентризм¦ ¦
¦ ¦современной филологии как ее отличительная ¦ ¦
¦ ¦черта; место современной филологии в ¦ ¦
¦ ¦гуманитарном знании; филология и негуманитарные¦ ¦
¦ ¦науки; взаимодействие отечественной и ¦ ¦
¦ ¦зарубежной филологии на современном этапе ее ¦ ¦
¦ ¦развития ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.02 ¦История и методология филологии ¦ ¦
¦ ¦ История возникновения и основные этапы ¦ ¦
¦ ¦развития филологии; вклад выдающихся ученых в ¦ ¦
¦ ¦развитие филологии; филология и философия; ¦ ¦
¦ ¦филологическое исследование, его специфика; ¦ ¦
¦ ¦методология филологических исследований как ¦ ¦
¦ ¦совокупность исходных принципов и совокупность ¦ ¦
¦ ¦методов; методологический аспект развития ¦ ¦
¦ ¦филологии; конкретные технологии филологических¦ ¦
¦ ¦исследований в их развитии ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в филологии ¦ ¦
¦ ¦ Отечественные и зарубежные базы данных, ¦ ¦
¦ ¦филологические ресурсы Интернет. Вторичная ¦ ¦
¦ ¦обработка первичной эмпирической информации. ¦ ¦
¦ ¦Современные компьютерные технологии обработки ¦ ¦
¦ ¦данных и анализа статистической информации. ¦ ¦
¦ ¦Использование компьютерных программ в ¦ ¦
¦ ¦филологическом образовании. Интернет и ¦ ¦
¦ ¦филологическое образование ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦434 ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.04 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.05 ¦Дисциплины по выбору студента ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦СДМ ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦СДМ.00,¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦ ¦
¦СДМ.01 ¦определяется требованиями специализации ¦ ¦
¦и т.д. ¦магистра при реализации конкретной магистерской¦ ¦
¦ ¦программы ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦НИРМ.00¦Научно-исследовательская работа ¦2034 ¦
¦ ¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦ ¦
¦ ¦Научно-исследовательская практика ¦ ¦
¦ ¦Научно-педагогическая практика ¦ ¦
¦ ¦Подготовка магистерской диссертации ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ИГАМ ¦Итоговая государственная аттестация, в том ¦4 недели¦
¦ ¦числе защита выпускной квалификационной работы ¦ ¦
¦ ¦(магистерской диссертации) ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦4068 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Всего ¦12924 ¦
L-------+-----------------------------------------------+---------
5. Сроки реализации основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 520300 - Филология
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра при очной форме обучения составляет 312
недель, в том числе:
Образовательная программа
подготовки бакалавра 208 недель
Специализированная программа
подготовки магистра 104 недели
из них:
Теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные,
подготовку выпускной квалификационной работы,
а также экзаменационные сессии 64 недели
Практики
- научно-исследовательская 14 недель
- научно-педагогическая 6 недель
Итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной квалификационной
работы и сдачу государственных экзаменов 4 недели
Каникулы (включая 4 недели
последипломного отпуска) 16 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам
обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения
увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока,
установленного п. 1.2 настоящего Государственного образовательного
стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27
часов в неделю, в период специализированной подготовки магистра -
14 часов в неделю. При этом, в указанный объем не входят
обязательные практические занятия по физической культуре и занятия
по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 520300 - Филология
Образовательные технологии, принятые в вузе, должны
обеспечивать получение студентами полноценного и качественного
профессионального образования, профессиональной компетентности в
области филологии, овладение гуманитарной культурой, культурой
мышления и умением на научной основе организовывать свой труд;
возможность постоянно приобретать новые знания, используя фонды
библиотек, компьютерную и аудиовизуальную технику; возможность
выбора студентами индивидуальной программы образования.
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу подготовки магистра,
реализуемую вузом на основе настоящего Государственного
образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные
дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного
заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка
(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или
зачтено, не зачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских
программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы.
Осмысление области исследования, определение объекта, предмета
и аспекта исследования, постановка проблемы, формулирование цели и
задач, разработка методологии исследования, включая методы и
приемы, обоснование гипотезы исследования, сбор фактического
материала, проведение эксперимента, сбор, обработка научной
информации по теме исследования, целевое планирование научно-
исследовательской деятельности и ее структурирование, участие в
научной коммуникации (устные выступления, публикации и др.),
подготовка магистерской диссертации. Научно-исследовательская и
научно-педагогическая практика.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин, в пределах 5%, при условии
выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем
стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий
физической культурой в объеме 2 - 4 часа в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских
лекционных курсов по программам, составленным на основе
результатов исследований научных школ вуза, учитывающих
региональную и профессиональную специфику, при условии реализации
содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с
индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с
участием научного руководителя магистранта и научного руководителя
магистерской программы с учетом пожеланий магистранта.
Индивидуальный учебный план для магистранта утверждается деканом
факультета.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими
базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины, и соответствующую квалификацию (степень),
систематически занимающимися научно-исследовательской и научно-
методической деятельностью; не менее 90% из них должны иметь
ученую степень и звание.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Учебный процесс по основной образовательной программе
подготовки магистра должен обеспечиваться необходимыми учебно-
методическими материалами. К ним относятся соответствующие
библиотечные фонды, включающие необходимое количество учебников и
учебных пособий по дисциплинам образовательной программы,
монографий и сборников работ, изданных по наиболее актуальным
вопросам филологии, профессиональных журналов, реферативных
журналов и библиографических указателей по литературоведению и
лингвистике; ресурсы Интернет и иной информационный материал.
Реализация основной образовательной программы подготовки
магистра должна обеспечиваться доступом каждого магистранта к
библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим
перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием
методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем
видам занятий и практик, курсовому и дипломному проектированию, а
также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными
материалами.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки магистра, должно располагать материально-
технической базой (аудио- и видеоаппаратурой, компьютерными
классами, соответствующим аудиторным фондом), обеспечивающей
проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и
междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы
магистрантов, предусмотренных образовательной программой.
6.5. Требования к организации практик.
В качестве практик рассматриваются следующие виды работ:
проведение семинарских, практических и лабораторных занятий по
дисциплинам ОПД, консультирование и проверка письменных работ
студентов, самостоятельное исследование по теме диссертации,
подготовка научных публикаций. Конкретное содержание практики
определяется вузом.
7. Требования к уровню подготовки магистра
по направлению 520300 - Филология
7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра
определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню
подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными
специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки
бакалавра изложены в п. 7 Государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования бакалавра по
направлению 520300 - Филология.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой
магистра, включают:
владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и
научно-педагогической деятельности, требующими широкого
образования в соответствующем направлении;
умения:
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-
исследовательской и педагогической деятельности и требующие
углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать
существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач
конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмыслять
их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных
информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов,
рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися
требованиями, с привлечением современных средств редактирования и
печати.
Магистр филологии должен обладать фундаментальной подготовкой в
области избранной специальности и специализации и пограничных,
смежных проблем, быть способным вычленять, формулировать и
разрешать научную проблему, вести общение в соответствующей
отрасли филологической науки, владеть профессионально-
практическими умениями и навыками обучения языку или литературе в
вузе (и других типах учебных заведений), владеть двумя
иностранными языками (европейскими, славянскими); ориентируясь на
состояние современной филологической науки, педагогики,
психологии, лингводидактики и их новейшие достижения в
осуществлении различных видов деятельности, магистр филологии
должен уметь: оценивать состояние и факторы развития литературно-
языковых процессов и их исследования; выдвигать, обосновывать и
решать научные проблемы современными методами и средствами
научного познания в области филологии, включая ЭВТ(М), активно
используя достижения современной информационной культуры; работать
в научном коллективе, осуществлять коммуникацию в науке,
овладевать информацией об организации научно-исследовательского
процесса и научно-исследовательской деятельности; использовать
современные методы, технологии и средства обучения, включая ЭВМ, в
высшей школе, а также в средних учебных заведениях нового типа.
7.1.3. Специальные требования.
Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской
части программы специализированной подготовки определяются вузом.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает
защиту выпускной квалификационной работы (магистерской
диссертации) и государственный экзамен по программе спецподготовки
магистра. Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень
аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой
государственной аттестации выпускников. Уровень требований,
предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечивать
возможность засчитывать их результаты в качестве вступительных
экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.
При выборе итоговых государственных испытаний выпускников
необходимо руководствоваться следующим:
основным обязательным видом государственной итоговой аттестации
выпускников является защита выпускной квалификационной работы
(магистерской диссертации);
программа и порядок проведения государственных аттестационных
испытаний принимается ученым советом вуза (факультета) на основе
содержания проблемного поля программ подготовки магистра в
соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе.
Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего
профессионального образования, должна обеспечивать не только
закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность
методологических представлений и методических навыков в избранной
области профессиональной деятельности.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав
определяются вузом в соответствии с Положением о государственной
итоговой аттестации.
При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской
диссертации) рекомендуется привлечение внешнего рецензента.
7.2.3. Требования к другим видам обязательных аттестационных
испытаний выпускников.
К другим видам обязательных аттестационных испытаний
выпускников относятся государственные экзамены по философии и
иностранному языку в соответствии с программой вступительных
экзаменов в аспирантуру.
Составители:
Научно-методический совет по филологии Учебно-методического
объединения университетов РФ.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Президиума НМС
по филологии УМО университетов РФ 2 декабря 1999 года (г. Москва).
|