Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
79 гум/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 521200 - СОЦИОЛОГИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР СОЦИОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления 521200 - Социология
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр социологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 521200 - Социология при очной
форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Бакалавр должен:
- знать теоретические основы и закономерности функционирования
социологической науки, принципы соотношения методологии и методов
социологического познания;
- владеть методологией, методикой и техникой проведения
социологического исследования;
- уметь использовать компьютерную технологию для обработки
социологической информации;
- иметь представление об основных тенденциях и направлениях
развития мировой и отечественной социологии;
- уметь квалифицированно анализировать современные социальные
проблемы общества в рамках одной из отраслей социологии;
- владеть методикой и технологией создания и использования
моделей прогнозирования социальных явлений;
- уметь разрабатывать и использовать социологический
инструментарий для диагностики различных видов социальной
деятельности;
- владеть инновативными технологиями в практике социологической
работы.
Бакалавр должен быть подготовлен:
- к профессиональной деятельности в соответствии с
фундаментальной и специальной подготовкой в социологических
службах предприятий и организаций, в государственных органах
федерального и муниципального уровня на должностях, требующих
базового высшего социологического образования;
- к работе на преподавательских и административных должностях в
средних и высших учебных заведениях;
- к проектно-аналитической и экспертно-консультационной
деятельности;
- к работе в научных социологических подразделениях и
социологических службах.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
в магистратуре по направлению 521200 - Социология;
освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ
по специальностям: 020300 - Социология, 350100 - Социальная
антропология, 350500 - Социальная работа, 060200 - Экономика,
350200 - Международные отношения.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 521200 - Социология
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
разрабатывается на основании настоящего Государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и
курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим Государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 521200 - Социология
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля.¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦ Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолютизма.¦ ¦
¦ ¦Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексты общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной стране¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - ¦ ¦
¦ ¦1991 гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъекты культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность,¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. Политические¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦ Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦ Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦ Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федерального устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ответственность¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦ Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические процессы.¦ ¦
¦ ¦Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. ¦ ¦
¦ ¦ Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦ Психическая регуляция поведения и деятельности.¦ ¦
¦ ¦ Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦ Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦ Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦ Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦ Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования ¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦ Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦ Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. ¦ ¦
¦ ¦ Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор¦ ¦
¦ ¦темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные приемы¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. ¦ ¦
¦ ¦ Словесное оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ История становления и развития социологии. ¦ ¦
¦ ¦Общество как социокультурная система. Социальные¦ ¦
¦ ¦общности как источник самодвижения, социальных ¦ ¦
¦ ¦изменений. Культура как система ценностей, ¦ ¦
¦ ¦смыслов, образцов действий индивидов. Влияние ¦ ¦
¦ ¦культуры на социальные и экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Обратное влияние экономики ¦ ¦
¦ ¦и социально-политической жизни на культуру. ¦ ¦
¦ ¦Личность как активный субъект. Взаимосвязь ¦ ¦
¦ ¦личности и общества. Ролевые теории личности. ¦ ¦
¦ ¦Социальный статус личности. Социальные связи, ¦ ¦
¦ ¦действия, взаимодействия между индивидами ¦ ¦
¦ ¦и группами. Групповая динамика, социальное ¦ ¦
¦ ¦поведение, социальный обмен и сравнение ¦ ¦
¦ ¦как механизм социальных связей. Социальная ¦ ¦
¦ ¦структура, социальная стратификация. Социальные ¦ ¦
¦ ¦институты и социальная организация. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Социальный контроль. ¦ ¦
¦ ¦Массовое сознание и массовые действия. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Источники социального ¦ ¦
¦ ¦напряжения. Социальные конфликты и логика ¦ ¦
¦ ¦их разрешения. Социальные изменения. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация социальных и культурных процессов ¦ ¦
¦ ¦в современном мире. Социально-культурные ¦ ¦
¦ ¦особенности и проблемы развития российского ¦ ¦
¦ ¦общества. Возможные альтернативы его развития ¦ ¦
¦ ¦в будущем. Методология и методы социологического¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа.¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество ¦ ¦
¦ ¦и государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс; личность¦ ¦
¦ ¦и массы, свобода и необходимость. Формационная ¦ ¦
¦ ¦и цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦ Рациональное и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. Действительность,¦ ¦
¦ ¦мышление, логика и язык. Научное и вненаучное ¦ ¦
¦ ¦знание. Критерии научности. Структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия.¦ ¦
¦ ¦Монополистическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложение ¦ ¦
¦ ¦труда. Заработная плата и занятость. Рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок ¦ ¦
¦ ¦земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние.¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения.¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦до 270¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦до 270¦
¦ ¦устанавливаемые по предложению УМО ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1400 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦не ¦
¦ ¦ ¦менее ¦
¦ ¦ ¦1250 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦600 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления; векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля; гармонический анализ; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; численные методы; ¦ ¦
¦ ¦функции комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа; вероятность и ¦ ¦
¦ ¦статистика: теория вероятностей, случайные ¦ ¦
¦ ¦процессы, статистическое оценивание и проверка ¦ ¦
¦ ¦гипотез, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и программные¦ ¦
¦ ¦средства реализации информационных процессов; ¦ ¦
¦ ¦модели решения функциональных и вычислительных ¦ ¦
¦ ¦задач; алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования; локальные и глобальные сети ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ; основы защиты информации и сведений, ¦ ¦
¦ ¦составляющих методы защиты информации; ¦ ¦
¦ ¦компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Концепции современного естествознания ¦200 ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции развития;¦ ¦
¦ ¦корпускулярная и континуальная концепции ¦ ¦
¦ ¦описания природы; порядок и беспорядок в ¦ ¦
¦ ¦природе; хаос; структурные уровни организации ¦ ¦
¦ ¦материи; генетика и эволюция; человек; ¦ ¦
¦ ¦физиология, здоровье, эмоции, творчество, ¦ ¦
¦ ¦работоспособность; биоэтика; человек, биосфера ¦ ¦
¦ ¦и космические циклы; ноосфера; необратимость ¦ ¦
¦ ¦времени; самоорганизация в живой и неживой ¦ ¦
¦ ¦природе, принципы универсального эволюционизма; ¦ ¦
¦ ¦путь к единой культуре ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦до 150¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦до 250¦
¦ ¦устанавливаемые по предложению УМО ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦3000 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2400 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01¦История социологии ¦280 ¦
¦ ¦ Начальный этап развития социологии; О. Конт - ¦ ¦
¦ ¦основатель позитивизма; британская традиция ¦ ¦
¦ ¦(Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер); Э. Дюркгейм и ¦ ¦
¦ ¦развитие социологизма; формальная социология ¦ ¦
¦ ¦Г. Зиммеля и Ф. Тенниса; М. Вебер: его влияние ¦ ¦
¦ ¦на последующее развитие социологии; зарождение ¦ ¦
¦ ¦марксистской социологии и ее эволюция в ¦ ¦
¦ ¦европейской мысли; неомарксизм; особенности ¦ ¦
¦ ¦развития марксистской социологии в России; ¦ ¦
¦ ¦начальный этап развития социологии в США; ¦ ¦
¦ ¦эмпирическая социология: становление, эволюция, ¦ ¦
¦ ¦успехи, трудности; современная социология Европы¦ ¦
¦ ¦и США; структурный функционализм в социологии ¦ ¦
¦ ¦(Т. Парсонс и Р. Мертон); феноменологическая ¦ ¦
¦ ¦социология (А. Шюц, Г. Гарфинкель); теория ¦ ¦
¦ ¦конфликта (Козер, Дарендорф); теория социального¦ ¦
¦ ¦обмена (Дж. Хоманс и Г. Блау); З. Фрейд ¦ ¦
¦ ¦и неофрейдизм в социологии; крупнейшие социологи¦ ¦
¦ ¦современной Англии, Франции, Германии ¦ ¦
¦ ¦(Э. Гидденс, П. Бурдье, Н. Луман, Бергер); ¦ ¦
¦ ¦творчество П. Сорокина (российский ¦ ¦
¦ ¦и американский периоды); социология в России; ¦ ¦
¦ ¦натуралистические теории (Н.И. Ножин, ¦ ¦
¦ ¦А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Л.И. Мечников); ¦ ¦
¦ ¦субъективная школа (П.Л. Лавров, ¦ ¦
¦ ¦Н.К. Михайловский); неопозитивизм в русской ¦ ¦
¦ ¦социологии (П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, ¦ ¦
¦ ¦А.С. Звоницкая); неокантианская школа ¦ ¦
¦ ¦(П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, ¦ ¦
¦ ¦В.М. Хвостов); социология в России и СССР после ¦ ¦
¦ ¦событий 1917 г.; институализация социологии; ¦ ¦
¦ ¦история социологического образования; крупнейшие¦ ¦
¦ ¦социологи России (Н.И. Кареев, М.М. Ковалевсий ¦ ¦
¦ ¦и др.) ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02¦Общая социология ¦360 ¦
¦ ¦ Теоретико-методологические основы развития ¦ ¦
¦ ¦социологии в России; формы институализации ¦ ¦
¦ ¦науки; научные теории в понимании объекта и ¦ ¦
¦ ¦предмета социологии; понятийный аппарат; ¦ ¦
¦ ¦социальные структуры и социальные системы; ¦ ¦
¦ ¦общество как социокультурная система; личность ¦ ¦
¦ ¦как социальная система; социальные общности; ¦ ¦
¦ ¦социальные связи; социальные институты и ¦ ¦
¦ ¦институциональные отношения; массовое сознание ¦ ¦
¦ ¦и массовые действия; социальные изменения; ¦ ¦
¦ ¦источники социального напряжения; глобализация ¦ ¦
¦ ¦социальных процессов в современном мире; ¦ ¦
¦ ¦социокультурные особенности развития российского¦ ¦
¦ ¦общества ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03¦Методология и методика социологического ¦280 ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
¦ ¦ Социологическое исследование как отрасль ¦ ¦
¦ ¦социологической науки; предмет и метод ¦ ¦
¦ ¦социологического исследования; понятие ¦ ¦
¦ ¦социологического исследования; методологическая ¦ ¦
¦ ¦роль теории в социологическом исследовании; виды¦ ¦
¦ ¦социологического исследования; программа ¦ ¦
¦ ¦социологического исследования; концептуальная и ¦ ¦
¦ ¦операциональная модели объекта и предмета ¦ ¦
¦ ¦социологического исследования; переменные в ¦ ¦
¦ ¦социологическом исследовании; гипотезы ¦ ¦
¦ ¦социологического исследования; измерение в ¦ ¦
¦ ¦социологическом исследовании; социальные ¦ ¦
¦ ¦показатели и индикаторы в социологическом ¦ ¦
¦ ¦исследовании; шкалы и индексы в социологическом ¦ ¦
¦ ¦исследовании; выборка в социологическом ¦ ¦
¦ ¦исследовании; методика, техника и процедура в ¦ ¦
¦ ¦социологическом исследовании; количественные и ¦ ¦
¦ ¦качественные методы в социологическом ¦ ¦
¦ ¦исследовании; анализ документов; метод ¦ ¦
¦ ¦наблюдения; метод опроса; метод интервью; метод ¦ ¦
¦ ¦экспертных оценок; социометрия; социальный ¦ ¦
¦ ¦эксперимент; метод фокус-групп; метод ¦ ¦
¦ ¦исследования случая (case study); биографический¦ ¦
¦ ¦метод; анализ и обработка данных в социологии; ¦ ¦
¦ ¦многомерные методы анализа данных; обобщение ¦ ¦
¦ ¦данных и представление результатов; подготовка и¦ ¦
¦ ¦представление научного отчета ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04¦Социология политики ¦200 ¦
¦ ¦ Предмет социологии политики и его специфика; ¦ ¦
¦ ¦социология политики как отраслевая ¦ ¦
¦ ¦социологическая наука и социологическая теория; ¦ ¦
¦ ¦прикладные социологические исследования политики¦ ¦
¦ ¦и их значение для разработки социальных ¦ ¦
¦ ¦и политических технологий; методология ¦ ¦
¦ ¦социологического измерения политических ¦ ¦
¦ ¦отношений ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.05¦Демография ¦200 ¦
¦ ¦ Предмет и методы демографии; историческая, ¦ ¦
¦ ¦социологическая, экономическая, этническая и ¦ ¦
¦ ¦медицинская демография; теории демографических ¦ ¦
¦ ¦изменений; источники данных о населении; ¦ ¦
¦ ¦переписи; воспроизводство населения; ¦ ¦
¦ ¦демографическая структура и демографические ¦ ¦
¦ ¦процессы; рождаемость и репродуктивное ¦ ¦
¦ ¦поведение; смертность и самосохранительное ¦ ¦
¦ ¦поведение; социально-демографические показатели;¦ ¦
¦ ¦демографическое прогнозирование; цели ¦ ¦
¦ ¦и направления демографической политики: различие¦ ¦
¦ ¦теоретических подходов; демографическая ¦ ¦
¦ ¦экспертиза законопроектов ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.06¦Социальная статистика ¦200 ¦
¦ ¦ Предмет и задачи социальной статистики; методы ¦ ¦
¦ ¦измерения и система показателей; статистика ¦ ¦
¦ ¦численности, состава и движения населения; ¦ ¦
¦ ¦статистика производительных сил, уровня и ¦ ¦
¦ ¦качества жизни, социальных условий, характера ¦ ¦
¦ ¦труда и доходов населения; статистика ¦ ¦
¦ ¦потребления материальных благ и услуг, ¦ ¦
¦ ¦национального дохода, социального обеспечения, ¦ ¦
¦ ¦природоохранной деятельности; статистика ¦ ¦
¦ ¦общественного мнения ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.07¦Социальная антропология ¦200 ¦
¦ ¦ Социальная антропология как научная и учебная ¦ ¦
¦ ¦дисциплина; объект исследования и предметное ¦ ¦
¦ ¦поле; соотношение с другими гуманитарными ¦ ¦
¦ ¦дисциплинами: философией жизни, "понимающей" ¦ ¦
¦ ¦социологией, культурологией, социальной ¦ ¦
¦ ¦психологией; единство и различие понятий ¦ ¦
¦ ¦цивилизация и культура; соотношение социального ¦ ¦
¦ ¦и культурного; показатели социокультурного ¦ ¦
¦ ¦процесса; миры человека и константы его ¦ ¦
¦ ¦существования: труд, познание, любовь, ¦ ¦
¦ ¦доминирование, игра; смерть как культурный ¦ ¦
¦ ¦феномен; архетипы культуры, ментальность, ¦ ¦
¦ ¦массовое и общественное сознание; парадигмы ¦ ¦
¦ ¦социоантропологического познания; семиотические ¦ ¦
¦ ¦системы как "кладовые" опыта жизнедеятельности ¦ ¦
¦ ¦людей; виды и формы трансляции социального и ¦ ¦
¦ ¦научного знания; методы социоантропологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.08¦Социальная психология ¦200 ¦
¦ ¦ Объект и предмет социальной психологии; ¦ ¦
¦ ¦социально-психологические исследования ¦ ¦
¦ ¦группового поведения и групповой динамики; ¦ ¦
¦ ¦техника проведения социально-психологического ¦ ¦
¦ ¦эксперимента в малых группах; личность и ¦ ¦
¦ ¦социальные установки; прикладные исследования ¦ ¦
¦ ¦проблем личности в социальной психологии ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.09¦Социальная педагогика ¦150 ¦
¦ ¦ Предмет и метод социальной педагогики; понятие ¦ ¦
¦ ¦и структура социальной педагогики; виды ¦ ¦
¦ ¦социокультурной преемственности поколений в ¦ ¦
¦ ¦различные периоды развития общества; народная ¦ ¦
¦ ¦педагогика и ее средства; формы и эффективность ¦ ¦
¦ ¦корректирующего воздействия социокультурной ¦ ¦
¦ ¦среды на поведение человека; влияние средств ¦ ¦
¦ ¦массовой информации на социальное становление ¦ ¦
¦ ¦человека: позитивные и негативные последствия; ¦ ¦
¦ ¦субъекты воспитания, социальные механизмы их ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия; объект социального воспитания, ¦ ¦
¦ ¦объектно-субъектные отношения в процессе ¦ ¦
¦ ¦воспитания; социальная адаптация и дезадаптация ¦ ¦
¦ ¦(методика и техника социально-педагогической ¦ ¦
¦ ¦терапии); социально-педагогические эксперименты,¦ ¦
¦ ¦техника их проведения; диагностика в процессе ¦ ¦
¦ ¦социального воспитания ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.10¦Социальное моделирование и программирование ¦180 ¦
¦ ¦ Предмет и метод моделирования социальной ¦ ¦
¦ ¦реальности; методологическая роль ¦ ¦
¦ ¦социологической теории в социальном ¦ ¦
¦ ¦моделировании; принципы социального ¦ ¦
¦ ¦моделирования; переменные в социальном ¦ ¦
¦ ¦моделировании; виды социальных моделей; ¦ ¦
¦ ¦объяснительные и прогностические модели ¦ ¦
¦ ¦социальной реальности; методика, техника и ¦ ¦
¦ ¦процедура социального моделирования; метод ¦ ¦
¦ ¦корреляции и регрессии; метод многофакторного ¦ ¦
¦ ¦анализа; эвристические модели; метод нейронных ¦ ¦
¦ ¦сетей; программное обеспечение социального ¦ ¦
¦ ¦моделирования; программы обработки первичных ¦ ¦
¦ ¦социологических данных; современные ¦ ¦
¦ ¦многоблочные пакеты программ для социального ¦ ¦
¦ ¦моделирования; компьютерное обеспечение ¦ ¦
¦ ¦социального моделирования; информатизация и ¦ ¦
¦ ¦компьютерная педагогика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦до ¦
¦ ¦ ¦300 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦до ¦
¦ ¦устанавливаемые по предложению УМО ¦300 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦1108 ¦
¦ ¦Устанавливаются вузом, включая дисциплины по ¦ ¦
¦ ¦выбору студента ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ ¦Всего ¦8200 ¦
L--------+------------------------------------------------+-------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 521200 - Социология
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208
недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные,
а также экзаменационные сессии - 138 недель
практики - не менее 8 недель
- производственная - 4 недели
- педагогическая - 4 недели
итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту
выпускной квалификационной работы - не менее 10 недель
каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 24 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра
по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в
случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до
одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2
настоящего Государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 521200 - Социология
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки бакалавра.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза подготовки
бакалавра на основе настоящего Государственного образовательного
стандарта бакалавра.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка
(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или
зачтено, не зачтено).
В основных образовательных программах, имеющих в своем
наименовании слова "по отраслям" или "по видам", специфика
подготовки для конкретной отрасли или вида учитывается, прежде
всего, за счет дисциплин специализации.
6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала
для циклов дисциплин, в пределах 5%;
формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых
дисциплин, приведенных в настоящем Государственном образовательном
стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины:
"Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая
культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история",
"Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по
усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в
междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума
содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной
или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-
экономических направлений подготовки (специальностей)), выделенные
на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла ГСЭ.
Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной
(вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут
предусматриваться с учетом пожелания студентов;
осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и
социально-экономических, математических и естественнонаучных
дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин;
содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально
ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и
содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;
реализовывать основную образовательную программу подготовки
бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного
заведения, имеющих среднее профессиональное образование
соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и
навыков студентов, полученных на предыдущем этапе
профессионального образования. При этом продолжительность обучения
должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки
допускается также для лиц, уровень образования или способности
которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Преподавание дисциплин должно обеспечиваться педагогическими
кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной
или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных
дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень или опыт
деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Доля
преподавателей, имеющих ученую степень, должна составлять не менее
80% их общего состава.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса по направлению 521200 - Социология.
6.3.1. Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены
учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий.
6.3.2. Вуз обеспечивает возможность пользования учебно-
методической и научной литературой в размере не менее 0,5 экз. на
1 обучающегося.
6.3.3. Вуз обеспечивает возможность доступа обучающихся к
фондам социологической информации. Библиотеки вузов и учебно-
методические кабинеты должны быть обеспечены учебно-методической
литературой по социологии: учебниками, учебными пособиями,
практикумами, наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-,
видеоматериалами, а также периодическими изданиями
"Социологический журнал", "Социс", Вестник Московского
университета серия 18 "Социология и политика".
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса по направлению 521200 - Социология.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки бакалавра социологии, должно быть обеспечено
для проведения учебного процесса современной инструментальной и
технической базой, компьютерной аппаратурой и программным
обеспечением, включая материально-техническую базу, обеспечивающую
проведение всех видов аудиторной, лабораторной, практической,
дисциплинарной, научно-исследовательской работы студентов,
предусмотренных примерным учебным планом и соответствующих
действующим санитарно-техническим нормам.
6.5. Требования к организации практик по направлению 521200 -
Социология.
6.5.1. Производственная практика проводится согласно учебному
плану вуза на предприятиях, в учреждениях, центрах, институтах,
социологических службах, фондах, которые могут стать будущим
местом работы выпускников - бакалавров социологии.
Производственная практика - апробация знаний студентов,
полученных за период обучения в вузе. Основная цель - закрепление
и углубление теоретических знаний в области социологии,
приобретение практического опыта и навыков научной и
производственной работы.
Основными базами, где проходят практику бакалавры социологии,
являются: предприятия и учреждения, центры и институты, службы и
фонды.
Основные этапы производственной практики: организационно-
подготовительный, работа в научных и производственных учреждениях,
отчетный.
6.5.2. Педагогическая практика бакалавров-социологов
организуется с целью выработки у практикантов навыков
самостоятельного проведения учебных занятий (лекций, семинарских и
практических занятий) по социологическим дисциплинам, а также
приобретения опыта организационной и воспитательной работы.
Педагогическая практика включает в себя посещение семинарских
занятий, проводимых руководителем-методистом; самостоятельное
проведение семинарских занятий и предоставление текста лекции.
Организацией педпрактики руководит зам. декана по учебной
работе. Теоретическое и методическое руководство педпрактикой
осуществляют преподаватели, имеющие ученую степень и ученое
звание. Студент-практикант представляет дневник практики и текст
лекции ответственному. По окончании педпрактики студенту
проставляется оценка в зачетную книжку.
7. Требования к уровню подготовки бакалавра
по направлению 521200 - Социология
7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра.
Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его
квалификации социолога, указанные в п. 1.2 настоящего
образовательного стандарта.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
бакалавра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра должна
включать выпускную квалификационную работу и государственный
экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению
профессиональных задач.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе
бакалавра.
Выпускная квалификационная работа бакалавра социологии должна
представлять собой законченную разработку, в которой
обнаруживается способность выпускника к анализу теоретических и
практических проблем социологической науки, обнаруживаются
способности к проективной деятельности в профессиональной сфере,
знание принципов системного анализа, умение строить и использовать
модели для описания и прогнозирования различных явлений,
осуществлять их качественный и количественный анализ.
Неотъемлемыми элементами выпускной научной работы должны являться
также: обоснование вопроса исследования, аргументирование своих
теоретических суждений по дискуссионным проблемам, критика
имеющихся точек зрения на их решение.
Квалификационная работа должна отразить умение студента
(бакалавра) самостоятельно разработать избранную тему и содержать
конкретную аргументацию выдвигаемых теоретических выводов и
практических рекомендаций, кроме этого должен быть широко
представлен самостоятельно собранный фактический материал, умение
его использовать и анализировать, обрабатывать на ЭВМ.
7.2.3. Требования к государственному экзамену.
Формы и содержание государственного экзамена по социологии
должны обеспечить контроль за выполнением требований к уровню
подготовки студентов, завершивших обучение, и подтвердить их
соответствие квалификационным признакам, изложенным в п. 1.3.
Государственный экзамен должен носить комплексный
междисциплинарный характер и проводиться по соответствующим
программам, охватывающим широкий спектр фундаментальных вопросов
по базовым курсам, изученным за 4 года.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
социологии.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно-
методического совета по направлению 521200 - Социология (протокол
N 2 от 4 декабря 1999 г.).
|