Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
80 гум/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 521200 - СОЦИОЛОГИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР СОЦИОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления 521200 - Социология
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр социологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 521200 - Социология при очной
форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа
подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по
соответствующему направлению (4 года) и специализированной
подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной
фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к
научно-исследовательской работе; при условии освоения
соответствующей образовательно-профессиональной программы
педагогического профиля - к педагогической деятельности в высших
учебных заведениях.
Объектами профессиональной деятельности магистра по направлению
521200 - Социология являются:
- научные, научно-исследовательские учреждения и организации
любой формы собственности;
- федеральные и муниципальные государственные органы;
- учебно-воспитательные государственные и негосударственные
средние, специальные и высшие учебные заведения;
- проектно-аналитические исследовательские организации;
- экспертно-консультационные исследовательские институты и др.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по
научным специальностям: 22.00.01 - теория, методология и история
социологии; 22.00.03 - экономическая социология и демография;
22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы;
22.00.06 - социология культуры и духовной жизни; 22.00.08 -
социология управления; 23.00.01 - теория политики, история и
методология политической науки; 23.00.02 - политические институты
и процессы, политическая конфликтология, политические технологии;
23.00.04 - политические проблемы международных отношений и
глобального развития.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное
поле направления подготовки).
521201 - История зарубежной и отечественной социологии.
Формирование социологической мысли в истории социальной
философии. Возникновение "позитивной" социологии во Франции и
Англии XIX века. Немецкая социология, К. Маркс и Ф. Теннис.
Социологические школы одного фактора. Классическая социология М.
Вебера, Г. Зиммеля и Э. Дюркгейма. Антропологическое направление в
социологии. Становление американской социологии на рубеже веков.
Символический интеракционизм. Чикагская школа и социологическая
урбанистика. Феноменологическая социология в Европе и США.
Американский структурный функционализм. Интегративная социология.
Франкфуртская школа и критика капитализма. Экзистенциалистская
социология. Социологические школы середины и второй половины XX
века: структурализм, неофункционализм, этнометодология, теория
коммуникативного действия.
Особенности формирования социологической мысли в России.
Влияние идей западничества и славянофильства на процесс
становления и развития отечественной социологии. Позитивистское
течение. Субъективный метод. Зарождение и развитие марксистской
социологии в России. Кризис науки, культуры и общественной мысли в
конце XIX - начале XX столетия. Неопозитивизм и формирование
гуманистически ориентированных течений в философии и социологии
России. Неокантианская социологическая парадигма. Социологические
идеи в философии русского религиозного идеализма начала XX в.
Социология в России после 1917 года. Современный этап развития
отечественной социологии.
521202 - Методология современного социального познания.
Общие принципы методологии социальных наук. Специфика
методологии социологических исследований. Формирование
исторических типов научного познания. Современные представления о
научном познании. Классическая и неклассическая рациональность.
Модели объяснения и логика социологического исследования в
различных концепциях и школах. Принципы соотношения методологии и
методов социологического познания. Роль теории в методологии
социологической науки.
521203 - Современные социологические теории.
Глобальные реалии конца XX века. Теория глобализации. Проблема
"глобальное" - "локальное". Плюрализм культурных гибридов и
мальтикультуризм. Упразднение национально-государственного фактора
и формирование гражданского общества. Мир - системная теория и
возникновение многополюсных моделей современной цивилизации.
Неофункционализм и его критика представителями
деконструктивистского направления. Теория габитуса и "поля".
Постмодернистские школы. Концепция структурации. Рациональный
выбор и новые модели рациональности.
521204 - Социология социальных изменений.
Современные теории социальных изменений. Методология и методы
изучения институциональных социальных изменений. Конструированные
типы социальных и культурных систем. Личность и социальные
изменения. Функциональный и процессуальный подход к исследованию
изменений. Социальные отклонения. Планирование изменений.
Диагностика социальных систем. Современные технологии
социальных изменений в организациях.
521205 - Социология организаций.
Организация, ее структура и динамика. Социотехническая система
организации. Организационная культура, организационное поведение и
конфликтология. Взаимодействие организаций и внешней среды.
Управление и менеджмент в организации. Стратегическое управление и
планирование. Проблемы формирования управленческой команды.
Управление персоналом в организации. Системное проектирование
организаций. Эмпирические основания и прикладные исследования в
организациях, изучение конкретных управленческих ситуаций.
521206 - Социология управления.
Управленческие системы, социальные институты и их типология.
Соотношение понятий: власть, авторитет, руководство, лидерство.
Формальная и неформальная структуры в организации. Формы и методы
социально-управленческого воздействия. Социальный цикл смены
управленческих систем. Особенности и социальная эффективность
самоуправления, представительского и административного управления.
Принципы построения социального управленческого решения.
Управление изменениями. Стиль руководства организацией. Контроль
как функция управления. Специфика реализации функции управления в
различных национальных и профессиональных структурах.
521207 - Этносоциология.
Основные ресурсы этнической целостности. Структура
межэтнических отношений. Этнические меньшинства. Диаспора и
условия ее формирования. Социальная адаптация в иноэтнической
среде. Этноконкурентность и этническая стратификация. Этническое
насилие. Этноконфликт. Роль религии в межэтнических конфликтах.
Соотношение демократии и национализма. Роль этноэлиты в
формировании идеологии этноцентризма и национализма. Поведенческие
стратегии в межэтнических взаимодействиях. Формирование
модернизационного национализма. Национализм и этноцентризм как
социальные технологии. Модели национальной политики в современных
полиэтнических обществах. Самоопределение народов, территориальная
целостность и права человека. Структура противоречий
межэтнического взаимодействия в РФ. Этнонациональные процессы в
зоне напряженности. Этнорегионализм в РФ. Этнокультурная
идентичность и структурная маргинализация российских
"гастарбайтеров". Миграция и миграционная политика. Мигранты и
беженцы. Новые диаспоры в постсоветских обществах.
521208 - Экономическая социология.
Макроэкономическая социология, основные социально-экономические
модели развития России и зарубежных стран. Межстрановая
экономическая социология (Россия-Америка, Европа, Азия). Социально-
экономические государственные и общественные структуры системы
управления России; социально-экономическая защищенность человека.
Российская региональная экономическая социология (регион-регион,
регион-центр), свободные экономические зоны. Отраслевая
экономическая социология: социально-экономическая деятельность
производственного, торгового, инвестиционного, банковского и
страхового капитала, финансово-промышленных групп. Экономическая
социология сферы услуг: социально-экономический механизм
негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного
медицинского страхования, транспортных и туристических услуг.
Система социального маркетинга (по слоям общества, регионам и
видам капитала). Система социально-экономического анализа по
регионам и видам деятельности. Математические методы в
экономической социологии.
521209 - Социология труда и предпринимательства.
Основные категории социологии труда и предпринимательства.
Отраслевое и этнорегиональное разделение труда. Профессии и
профессиональная структура общества. Субъекты труда, их функции и
характеристики. Трудовое поведение, трудовая мотивация и
социальная ориентация трудового поведения. Условия труда,
содержание, структура, функции, рыночный механизм их обеспечения.
Трудовая мобильность, факторы, виды и причины. Трудовые конфликты
и забастовки. Трудовая адаптация. Управление персоналом.
Предпринимательство и менеджмент как особые виды трудовой
деятельности.
521210 - Социология культуры.
Система культуры и ее социальные функции. Парадигмы и система
категорий социологии культуры. Универсальность и самобытность в
культуре. Взаимодействие культур. Массовая культура. Субкультуры в
обществе. Политические проблемы культурно-национальной автономии
этносов в России. Концепции социологического объяснения духовной
жизни. Предметное поле социологии науки, образования, искусства и
религии. Маркетинг научной и художественной продукции,
образовательных услуг. Методика социокультурного исследования.
521211 - Социальная антропология.
Антропогенез: физическая и культурная эволюция человека в
истории. Современный социокультурный процесс. Социализация и
инкультурация. Человеческое разнообразие и стратификация общества.
Общество как субъективная реальность: жизненные миры человека и
грани его личности (миры труда, любви, доминирования и игры).
Смерть и судьба человека в контексте культур. Сверхценности
человека и их роль в регуляции совместной жизни людей
(историческая эволюция представлений о свободе и справедливости).
521212 - Социология политики и международных отношений.
Политика как объект социологического анализа. Социальные
механизмы политического поведения и участия. Социология
политического конфликта и политических кризисов. Конфликт,
сотрудничество и переговоры в международных отношениях.
Политическая элита и политическое лидерство. Проблемы
международной безопасности после холодной войны. Интеграционные
процессы в современном мире. Геополитика и регионалистика в
анализе международных отношений.
521213 - Социология коммуникации.
Социология коммуникации: типология социологических доминант
коммуникации и условия их актуализации в различных коммуникативных
сферах. Роль мотивационных факторов коммуникации в условиях
интеграции и дезинтеграции общества. Перспективы развития
коммуникативных систем в связи с научно-техническим прогрессом.
Роль паблик рилейшнз (ПР) как коммуникативной системы управления
общественными связями и общественными отношениями в современной
России. Технология паблик рилейшнз в условиях кризисов и катастроф
(в разных культурно-генетических ареалах). Паблик рилейшнз в
деловой сфере: стратегия управления персоналом через механизмы
межличностной коммуникации. Методология анализа и оценки
деятельности организации в условиях стабильности и нестабильности.
Реклама в социальном пространстве современной России. Проблемы
взаимодействия национальной культуры, искусства и рекламы.
Прогнозирование тенденций социально-детерминированной
дифференциации языка в условиях изменения социально-экономических
условий. Социолингвистическая ориентация средств массовой
информации в формировании общественного мнения.
521214 - Социология семьи и демография.
Социология семьи как наука. Становление социологии семьи.
Социология семьи в России - история формирования, современные
теоретические концепции, борьба парадигм в современной социологии
семьи и демографии. Основные теоретические направления и концепции
современной социологии семьи. Семья, ее структуры и функции.
Семейное поведение - основные виды и типы. Брачность и
разводимость. Рождаемость и репродуктивное поведение. Смертность и
самосохранительное поведение. Социология семейных изменений.
Эволюция семьи, ее структур и функций. Проблемы современной
российской семьи. Воспроизводство населения России - основные
проблемы демографической политики в конце 90-х гг. Семья и
семейная политика. Соотношение социальной, семейной и
демографической политики.
521215 - Социология личности.
Социологические теории личности: концептуальные построения и
исследовательские парадигмы. Социологические и психологические
методы изучения личности: общность и различие. Социальная
типология личности. Типы личности и социальная структура общества.
Профессиональная типология. Идеальный тип личности, нормативный,
реальный. Группировка личностных признаков методом факторного
анализа, методом автоматической классификации. Социализация
человека как социологическая проблема. Виды, этапы, институты
социализации. Проблемы индивидуализации личности. Интериоризация и
экстериоризация. Социальное поведение и его регуляция. Стиль
поведения человека в обществе. Социальные стереотипы поведения.
Отклоняющееся поведение личности. Деградация личности. Регуляция
поведения, социальные санкции, социальный контроль. Социальная
адаптация. Активное приспособление индивида к социальной среде.
Основные способы и формы социальной адаптации. Показатели успешной
адаптации (социальный статус, удовлетворение социальной средой).
Показатели низкой адаптации (перемещение индивида в другую
социальную среду). Основные факторы, способствующие эффективной
адаптации индивида. Социальный конфликт и поведение человека в
нем. Поведение индивида как источник конфликтной ситуации.
Ситуативно и перманентно конфликтные личности. Конфликт как
средство достижения личных целей. Целенаправленно конфликтные
личности. Рациональное и эмоциональное поведение личности в
конфликтной ситуации. Восприятие и поведение индивида. Социальное
восприятие как интерпретация поведения другого человека, поиска
причин его поведения. Представления о казуальной атрибуции.
Формирование нормативов и эталонов межличностного и межгруппового
восприятия. Социальные аспекты экологии человека.
521216 - Современные методы и технологии в изучении социальных
проблем общества.
Соотношение методологии, теории и метода в социологическом
исследовании. Уровни исследования. Количественные и качественные
методы в социологии. Этнометодология. Биографический метод.
Клинический метод. Метод фокус-групп. Проблемы социальных
измерений. Компьютерные программы обработки социологической
информации.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных
магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется
через авторские магистерские программы (магистерские
специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-
педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное
образование определенной ступени, подтвержденное документом
государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям: 521200 -
Социология, 520900 - Политология, 520400 - Философия, 521000 -
Психология, 520100 - Культурология, 520600 - Журналистика, 521300
- Регионоведение, 521200 - Менеджмент, 522200 - Статистика
зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на
конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом
на основе государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее
профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2,
допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по
дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки
магистра и предусмотренным государственным образовательным
стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению 521200 - Социология
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
(научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и
программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом. По направлению
разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра
(далее - образовательная программа) состоит из основной
образовательной программы подготовки бакалавра и программы
специализированной подготовки, которая, в свою очередь,
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по
выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять
дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра
должна иметь следующую структуру:
в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной
подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-
педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 521200 - Социология
--------T-----------------------------------------T--------------¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин ¦ Всего ¦
¦ ¦ и их основные разделы ¦ часов ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму ¦(Указывается ¦
¦ ¦содержания основной образовательной ¦суммарный ¦
¦ ¦программы подготовки бакалавра по данному¦объем часов ¦
¦ ¦направлению определены в государственном ¦теоретического¦
¦ ¦образовательном стандарте высшего ¦обучения и ¦
¦ ¦профессионального образования подготовки ¦практик ГОС ¦
¦ ¦бакалавра по направлению ¦бакалавра ¦
¦ ¦521200 - Социология ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦8200 ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму ¦ ¦
¦ ¦содержания специализированной подготовки ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы социологии ¦100 ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦ДНМ.02 ¦История и методология социологии ¦100 ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в науке и ¦100 ¦
¦ ¦образовании ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦ДНМ.04 ¦Современные социологические теории и ¦100 ¦
¦ ¦школы ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦ДНМ.05 ¦Методология социального познания ¦100 ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦ДНМ.06 ¦Методика социологического исследования ¦100 ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦ДНМ.07 ¦Статистические методы, математическое ¦100 ¦
¦ ¦моделирование и прогнозирование в ¦ ¦
¦ ¦социологических исследованиях ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦ДНМ.Р ¦Национально-региональный (вузовский) ¦434 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
¦ ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом ¦ ¦
¦ ¦(факультетом) ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦ДНМ.В ¦Дисциплины по выбору студента ¦140 ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦СДМ.01 ¦Состав и содержание специальных дисциплин¦ ¦
¦и т.д. ¦определяется требованиями специализации ¦ ¦
¦ ¦магистра при реализации конкретной ¦ ¦
¦ ¦магистерской программы ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦ДВМ.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦НИРМ.00¦Научно-исследовательская работа ¦2034 ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦НИРМ.01¦Научно-исследовательская работа в ¦ ¦
¦ ¦семестре ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦НИРМ.02¦Научно-исследовательская практика ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦НИРМ.03¦Научно-педагогическая практика ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦НИРМ.04¦Подготовка магистерской диссертации ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦ИГАМ ¦Итоговая государственная аттестация, в ¦18 недель ¦
¦ ¦том числе защита выпускной ¦ ¦
¦ ¦квалификационной работы ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки¦4068 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+-------+-----------------------------------------+--------------+
¦ ¦Всего ¦ ¦
L-------+-----------------------------------------+---------------
5. Срок реализации основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 521200 - Социология
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра при очной форме обучения - 312 недель, в том
числе:
образовательная программа подготовки
бакалавра - 208 недель
специализированная программа подготовки
магистра - 104 недели
из них:
теоретическое обучение, включая научно-
исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные
работы, подготовку выпускной
квалификационной работы, а также
экзаменационные сессии - 70 недель
практики - не менее 14 недель
- научно-исследовательская
- научно-педагогическая
итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной
квалификационной работы, - не менее 4 недель
каникулы (включая 4 недели
последипломного отпуска) - не менее 16 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам
обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения
увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока,
установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного
стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по
основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в
неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При очной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее
160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 521200 - Социология
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу подготовки магистра,
реализуемую вузом на основе настоящего государственного
образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные
дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного
заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид
учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов,
отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка
(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или
зачтено, не зачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских
программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
6.1.2. Требования к научно-исследовательской части программы.
Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с
индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с
участием научного руководителя магистранта и научного руководителя
магистерской программы с учетом пожеланий магистранта.
Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом
факультета.
6.1.3. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала
для циклов дисциплин, в пределах 5% при условии выполнения
требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий
физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;
осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по
программам, составленным на основе результатов исследований
научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную
специфику, при условии реализации содержания дисциплин,
определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с
индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с
участием научного руководителя магистранта и научного руководителя
магистерской программы с учетом пожеланий магистранта.
Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом
факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса по
направлению 521200 - Социология.
Реализация основной образовательной программы магистра должна
обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины,
которые имеют соответствующую квалификацию (степень),
систематически занимаются научно-исследовательской и научно-
методической работой. Доля преподавателей, имеющих ученую степень
и звание, должна быть не менее 90%.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса по направлению 521200 - Социология.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-
методической документацией по всем видам учебных занятий, включая
практики и магистерскую диссертацию.
Вуз обеспечивает возможность пользования учебно-методической и
научной литературой в размере не менее 0,5 экз. на 1 обучающегося.
Вуз обеспечивает возможность доступа обучающихся к библиотечным
фондам социологической информации, базам данных, а также наглядным
пособиям, аудио-, видео- и мультимедийным материалам.
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению
учебного процесса по направлению 521200 - Социология.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки магистра социологии, должно быть обеспечено
для проведения учебного процесса современной инструментальной и
технической базой, компьютерной аппаратурой и программным
обеспечением, включая материально-техническую базу, обеспечивающую
проведение всех видов аудиторной, лабораторной, практической,
дисциплинарной, научно-исследовательской работы студентов,
предусмотренных примерным учебным планом и соответствующих
действующим санитарно-техническим нормам.
6.2.5. Требования к организации практик.
Научно-исследовательская и научно-педагогическая практики
магистра проводятся под непосредственным руководством руководителя
магистерской программы и научного руководителя, который определяет
их конкретное содержание и формы с учетом мнения магистранта.
Программы практик состоят из научно-исследовательской и научно-
педагогической практик по направлению и научно-исследовательской и
научно-педагогической индивидуальной практики. Программы научно-
исследовательской и научно-педагогической практик по направлениям
утверждаются Учеными советами вузов. Программы научно-
исследовательской и научно-педагогической индивидуальных практик
определяются руководителем магистерской программы и научным
руководителем с учетом мнения магистранта и отражаются в
индивидуальном плане.
Научно-исследовательская практика предполагает ознакомление с
научной литературой по дисциплинам, включенным в магистерскую
программу, а также деятельностью соответствующих органов и
организаций.
Научно-педагогическая практика предполагает ознакомление с
опытом преподавания в вузе дисциплин, включенных в магистерскую
программу, и приобретение педагогического опыта под руководством
научного руководителя. Содержание и формы научно-педагогической
практики определяет научный руководитель с учетом мнения
магистранта.
Магистранты должны участвовать в проведении деловых, ролевых
игр и тренингов в учебных группах. По итогам научно-педагогической
практики магистрант должен провести учебное занятие в студенческой
группе.
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
521200 - Социология
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра
определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню
подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными
специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки
бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования бакалавра по
направлению 521200 - Социология.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой
магистра, включают:
- владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и
научно-педагогической деятельности, требующими широкого
образования в соответствующем направлении;
- умение определять проблему, формулировать гипотезы и решать
задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и
педагогической деятельности и требующие углубленных
профессиональных знаний;
- умение формировать план исследования, выбирать необходимые
методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать
новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
- умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и
осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- умение вести библиографическую работу с привлечением
современных информационных технологий;
- умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов,
рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися
требованиями, с привлечением современных средств редактирования и
печати.
7.1.3. Специальные требования. Требования к подготовке
магистранта по научно-исследовательской части программы
специализированной подготовки определяются вузом. УМО может
дополнительно рекомендовать требования, соответствие которым
обеспечивает выпускнику возможность заниматься определенными
видами профессиональной деятельности, отражающими содержание
специализированной подготовки.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает
защиту выпускной квалификационной работы (магистерской
диссертации) и должна включать государственные экзамены,
устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО. Уровень
требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен
обеспечивать возможность засчитывать их результаты в качестве
вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным
направлениям.
Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень
аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой
государственной аттестации выпускников.
При выборе итоговых государственных испытаний выпускников
необходимо руководствоваться следующим:
- основным обязательным видом государственной итоговой
аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной
работы (магистерской диссертации);
- программа и порядок проведения государственных аттестационных
испытаний принимаются Ученым советом вуза на основе примерных
программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о
государственной итоговой аттестации.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего
профессионального образования, должна обеспечивать не только
закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность
методологических представлений и методических навыков в избранной
области профессиональной деятельности.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав
определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой
государственной аттестации.
При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской
диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
7.2.3. Требования к другим видам обязательных аттестационных
испытаний выпускников (заполняется в соответствии с предложениями
УМО).
_______________________________________________________________
___
_______________________________________________________________
___
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
(указывается наименование УМО).
|