Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
87 ЕН/БАК
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 510600 - БИОЛОГИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - БАКАЛАВР БИОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления 510600 - Биология
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр биологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 510600 - Биология при очной
форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационные характеристики выпускника.
1.3.1. Область профессиональной деятельности бакалавра
биологии: исследование живой природы и ее закономерностей,
использование биологических систем в хозяйственных и медицинских
целях, охрана природы.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности: биологические
системы различных уровней организации; процессы их
жизнедеятельности и эволюции; биологические и биомедицинские
природоохранные технологии.
1.3.3. Сфера профессиональной деятельности:
- проектные, научно-исследовательские, научно-производственные
организации;
- органы охраны природы и управления природопользованием;
- общеобразовательные и специальные учебные заведения (в
установленном порядке);
- выпускники могут замещать все должности в соответствии с
законодательством РФ, требующие наличия высшего профессионального
образования.
1.3.4. Виды и обобщенные задачи профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская деятельность (вспомогательный и
младший научный персонал): сбор и подготовка научных материалов,
квалифицированная постановка экспериментов, проведение полевых
исследований, начальная обработка результатов полевых и
экспериментальных исследований;
- прикладная лабораторная деятельность: получение материалов
для лабораторных анализов, квалифицированное проведение
экспериментов, предварительное заключение по результатам
экспериментов и анализов;
- научно-производственная деятельность: осуществление
технологического контроля за процессами биологического
производства, решение конкретных проектных и производственных
задач, требующих базовой биологической подготовки, организационная
деятельность в области охраны природы и рационального
природопользования;
- педагогическая деятельность (при условии освоения
соответствующей образовательно-профессиональной программы
педагогического профиля) преподавание в основной школе,
организация и осуществление внеклассных форм работы со
школьниками, организация проведения летних практик со школьниками,
осуществление просветительской деятельности в области биологии и
экологии;
- биомониторинг и осуществление биологического контроля
состояния природной среды, оценка антропогенных воздействий на
нее;
- охрана природы: проектирование и осуществление мероприятий по
охране природы, заповедное дело;
- иные виды деятельности, позволяющие использовать базовую
подготовку по направлению Биология.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 510600 - Биология;
- к освоению в сокращенные сроки основных образовательных
программ по специальностям:
011700 - Антропология;
011800 - Зоология;
011900 - Ботаника;
012000 - Физиология;
012100 - Генетика;
012200 - Биофизика;
012300 - Биохимия;
012400 - Микробиология;
013100 - Экология;
070100 - Биотехнология;
320200 - Биоэкология.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 510600 - Биология
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
биологии разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы дисциплин, программы учебных и производственных практик,
требования к итоговым аттестациям.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра биологии, к
условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим
государственным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
биологии должна предусматривать изучение студентом следующих
циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин
регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору
студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по
выбору студента в каждом цикле должны дополнять дисциплины,
указанные в федеральном компоненте цикла.
3.5. Содержание регионального компонента основной
образовательной программы бакалавра определяется высшим учебным
заведением самостоятельно.
Содержание регионального (вузовского) компонента основной
образовательной программы бакалавра должно обеспечивать подготовку
выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой,
установленной настоящим государственным образовательным
стандартом. При лицензионной экспертизе и подготовке к
государственной аттестации вуза по данному направлению
региональный компонент образовательной программы проходит
утверждение в УМО.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 510600 - Биология
----------T------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные ¦Всего¦
¦ ¦ разделы ¦часов¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1200 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности ¦ ¦
¦ ¦полного стиля произношения, характерные для ¦ ¦
¦ ¦сферы профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля.¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употребительных ¦ ¦
¦ ¦и относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. Чтение. Виды ¦ ¦
¦ ¦текстов: несложные прагматические тексты и ¦ ¦
¦ ¦тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦в системе физического воспитания. Спорт. ¦ ¦
¦ ¦Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦ Эволюция восточнославянской государственности ¦ ¦
¦ ¦в XI - XII вв. Социально-политические изменения ¦ ¦
¦ ¦в русских землях в XIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы ¦ ¦
¦ ¦и Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. ¦ ¦
¦ ¦ Общественная мысль и особенности общественного ¦ ¦
¦ ¦движения России XIX в. Реформы и реформаторы в ¦ ¦
¦ ¦России. Русская культура XIX века и ее вклад в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. Россия в начале ¦ ¦
¦ ¦XX в. Объективная потребность индустриальной ¦ ¦
¦ ¦модернизации России. Российские реформы в ¦ ¦
¦ ¦контексте общемирового развития в начале века. ¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на ¦ ¦
¦ ¦строительство социализма в одной стране и ¦ ¦
¦ ¦его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. СССР накануне и в начальный период ¦ ¦
¦ ¦второй мировой войны. Великая Отечественная ¦ ¦
¦ ¦война. Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ¦ ¦
¦ ¦ход общественного развития. СССР в середине ¦ ¦
¦ ¦60 - 80-х гг.: нарастание кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. Становление новой ¦ ¦
¦ ¦российской государственности (1993 - 1999 гг.). ¦ ¦
¦ ¦Россия на пути радикальной социально- ¦ ¦
¦ ¦экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность,¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Роль и место политики в жизни современных ¦ ¦
¦ ¦обществ. Социальные функции политики. История ¦ ¦
¦ ¦политических учений. Российская политическая ¦ ¦
¦ ¦традиция: истоки, социокультурные основания, ¦ ¦
¦ ¦историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. Гражданское общество, ¦ ¦
¦ ¦его происхождение и особенности. Особенности ¦ ¦
¦ ¦становления гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. Политические отношения и ¦ ¦
¦ ¦процессы. Политические конфликты и способы их ¦ ¦
¦ ¦разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политические элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. Мировая ¦ ¦
¦ ¦политика и международные отношения. Особенности ¦ ¦
¦ ¦мирового политического процесса. Национально- ¦ ¦
¦ ¦государственные интересы России в новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. Источники ¦ ¦
¦ ¦российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. Система российского ¦ ¦
¦ ¦права. Отрасли права. Правонарушение и ¦ ¦
¦ ¦юридическая ответственность. Значение ¦ ¦
¦ ¦законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. ¦ ¦
¦ ¦ Право собственности. Обязательства в ¦ ¦
¦ ¦гражданском праве и ответственность за их ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Наследственное право. Брачно- ¦ ¦
¦ ¦семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. Трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения ¦ ¦
¦ ¦и административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика и ¦ ¦
¦ ¦организм. Психика, поведение и деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Основные функции психики. Развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и ¦ ¦
¦ ¦психика. Структура психики. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного. Основные ¦ ¦
¦ ¦психические процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности. Общение и ¦ ¦
¦ ¦речь. Психология личности. Межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Психология малых групп. Межгрупповые ¦ ¦
¦ ¦отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс. Образовательная система России. ¦ ¦
¦ ¦Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. Педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Образовательная, воспитательная и развивающая ¦ ¦
¦ ¦функции обучения. Воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе. Общие формы организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация. Методы, приемы, средства ¦ ¦
¦ ¦организации и управления педагогическим ¦ ¦
¦ ¦процессом. Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. Речевое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие. Основные единицы общения. ¦ ¦
¦ ¦Устная и письменная разновидности литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Нормативные, коммуникативные, этические ¦ ¦
¦ ¦аспекты устной и письменной речи. Функциональные¦ ¦
¦ ¦стили современного русского языка. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие функциональных стилей. Научный ¦ ¦
¦ ¦стиль. Специфика использования элементов ¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера ¦ ¦
¦ ¦его функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. Жанровая ¦ ¦
¦ ¦дифференциация и отбор языковых средств в ¦ ¦
¦ ¦публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные приемы¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. Разговорная ¦ ¦
¦ ¦речь в системе функциональных разновидностей ¦ ¦
¦ ¦русского литературного языка. Условия ¦ ¦
¦ ¦функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков ¦ ¦
¦ ¦грамотного письма и говорения ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты. Мировая система и процессы ¦ ¦
¦ ¦глобализации. Социальные группы и общности. Виды¦ ¦
¦ ¦общностей. Общность и личность. Малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы. Социальная организация. Социальные ¦ ¦
¦ ¦движения. Социальное неравенство, стратификация ¦ ¦
¦ ¦и социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. Личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип. Социальный контроль и девиация. ¦ ¦
¦ ¦Личность как деятельный субъект. Социальные ¦ ¦
¦ ¦изменения. Социальные революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Концепция социального прогресса. Формирование ¦ ¦
¦ ¦мировой системы. Место России в мировом ¦ ¦
¦ ¦сообществе. Методы социологического исследования¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии ¦ ¦
¦ ¦в культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура ¦ ¦
¦ ¦философского знания. Учение о бытии. ¦ ¦
¦ ¦Монистические и плюралистические концепции ¦ ¦
¦ ¦бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, ¦ ¦
¦ ¦время. Движение и развитие, диалектика. ¦ ¦
¦ ¦Детерминизм и индетерминизм. Динамические и ¦ ¦
¦ ¦статистические закономерности. Научные, ¦ ¦
¦ ¦философские и религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. Смысл ¦ ¦
¦ ¦человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. Сознание и познание. ¦ ¦
¦ ¦Сознание, самосознание и личность. Познание, ¦ ¦
¦ ¦творчество, практика. Вера и знание. Понимание ¦ ¦
¦ ¦и объяснение. Рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦ Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии научности.¦ ¦
¦ ¦Структура научного познания, его методы и формы.¦ ¦
¦ ¦Рост научного знания. Научные революции и смены ¦ ¦
¦ ¦типов рациональности. Наука и техника. Будущее ¦ ¦
¦ ¦человечества. Глобальные проблемы современности.¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. Микроэкономика. ¦ ¦
¦ ¦Рынок. Спрос и предложение. Потребительские ¦ ¦
¦ ¦предпочтения и предельная полезность. Факторы ¦ ¦
¦ ¦спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект ¦ ¦
¦ ¦дохода и эффект замещения. Эластичность. ¦ ¦
¦ ¦Предложение и его факторы. Закон убывающей ¦ ¦
¦ ¦предельной производительности. Эффект масштаба. ¦ ¦
¦ ¦Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия.¦ ¦
¦ ¦Монополистическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложение ¦ ¦
¦ ¦труда. Заработная плата и занятость. Рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок ¦ ¦
¦ ¦земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние.¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения.¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. ¦ ¦
¦ ¦Платежный баланс. Валютный курс. Особенности ¦ ¦
¦ ¦переходной экономики России. Приватизация. Формы¦ ¦
¦ ¦собственности. Предпринимательство. Теневая ¦ ¦
¦ ¦экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. ¦ ¦
¦ ¦Преобразования в социальной сфере. Структурные ¦ ¦
¦ ¦сдвиги в экономике. Формирование открытой ¦ ¦
¦ ¦экономики ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный компонент ¦400 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента ¦200 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.00 ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1850 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1600 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦400 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальное и интегральное исчисления; ¦ ¦
¦ ¦гармонический анализ; дифференциальные ¦ ¦
¦ ¦уравнения; численные методы; функции ¦ ¦
¦ ¦комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа; вероятность и ¦ ¦
¦ ¦статистика: теория вероятностей, случайные ¦ ¦
¦ ¦процессы, статистическое оценивание и проверка ¦ ¦
¦ ¦гипотез, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных, математические методы ¦ ¦
¦ ¦в биологии ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации информационных ¦ ¦
¦ ¦процессов; модели решения функциональных и ¦ ¦
¦ ¦вычислительных задач; алгоритмизация и ¦ ¦
¦ ¦программирование; языки программирования ¦ ¦
¦ ¦высокого уровня; базы данных; программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение и технологии программирования; ¦ ¦
¦ ¦локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и сведений, составляющих ¦ ¦
¦ ¦государственную тайну; методы защиты информации;¦ ¦
¦ ¦компьютерный практикум ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦300 ¦
¦ ¦ Физические основы механики; колебания и ¦ ¦
¦ ¦волны; молекулярная физика и термодинамика; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм; оптика; атомная ¦ ¦
¦ ¦и ядерная физика; квантовая и статистическая ¦ ¦
¦ ¦физика; космология; эволюция Вселенной; ¦ ¦
¦ ¦физический практикум ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦500 ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, катализаторы¦ ¦
¦ ¦и каталитические системы, полимеры и олигомеры; ¦ ¦
¦ ¦химическая термодинамика и кинетика: энергетика ¦ ¦
¦ ¦химических процессов, химическое и фазовое ¦ ¦
¦ ¦равновесие, скорость реакции и методы ее ¦ ¦
¦ ¦регулирования, колебательные реакции; ¦ ¦
¦ ¦реакционная способность веществ: химия и ¦ ¦
¦ ¦периодическая система элементов, кислотно- ¦ ¦
¦ ¦основные и окислительно-восстановительные ¦ ¦
¦ ¦свойства веществ, химическая связь, ¦ ¦
¦ ¦комплементарность; химическая идентификация: ¦ ¦
¦ ¦качественный и количественный анализ, ¦ ¦
¦ ¦аналитический сигнал, химический, физико- ¦ ¦
¦ ¦химический и физический анализ; химический ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Общая биология (введение в профессиональную ¦80 ¦
¦ ¦деятельность) <*> ¦ ¦
¦ ¦ Сущность жизни; разнообразие и уровни ¦ ¦
¦ ¦организации биологических систем; клетки, ¦ ¦
¦ ¦их цикл, дифференциация; организмы, их ¦ ¦
¦ ¦основные системы, принципы классификации; ¦ ¦
¦ ¦наследственность и изменчивость, ¦ ¦
¦ ¦биологическая эволюция, основные концепции ¦ ¦
¦ ¦и методы биологии; перспективы развития ¦ ¦
¦ ¦биологических наук и стратегия охраны природы ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Науки о Земле (геология, география, ¦120 ¦
¦ ¦почвоведение) ¦ ¦
¦ ¦ Происхождение Земли и ее положение в Солнечной ¦ ¦
¦ ¦системе, состав, оболочечное строение и ¦ ¦
¦ ¦физические поля Земли. Эволюция земной коры. ¦ ¦
¦ ¦Историческая геология. Географическая оболочка, ¦ ¦
¦ ¦ее структура и динамика, закономерности ¦ ¦
¦ ¦эволюции, природные ландшафты. Состав, свойства,¦ ¦
¦ ¦генезис и классификация почв ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Региональный (вузовский) компонент, в том ¦250 ¦
¦ ¦числе дисциплины по выбору студента. ¦ ¦
¦ ¦Например: ¦ ¦
¦ ¦Математические методы и модели в биологии. ¦ ¦
¦ ¦Системный анализ. ¦ ¦
¦ ¦Кибернетика. ¦ ¦
¦ ¦Синергетика и др. ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦2330 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1930 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Науки о биологическом многообразии ¦680 ¦
¦<**> ¦(микробиология, вирусология, ботаника, зоология)¦ ¦
¦ ¦ Вирусы, бактерии, простейшие, грибы, растения, ¦ ¦
¦ ¦животные, их морфология, основы физиологии, ¦ ¦
¦ ¦образ жизни, географическое распространение; ¦ ¦
¦ ¦происхождение, классификация, роль в биосфере и ¦ ¦
¦ ¦в жизни человека; методы прижизненного ¦ ¦
¦ ¦наблюдения, описания, культивирования, ¦ ¦
¦ ¦таксономических исследований, коллекционирования¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦Физиология (растений, человека и животных ¦360 ¦
¦ ¦высшей нервной деятельности, иммунология) ¦ ¦
¦ ¦ Строение и функции основных систем органов ¦ ¦
¦ ¦животных и человека; принципы восприятия, ¦ ¦
¦ ¦передачи и переработки информации в организме; ¦ ¦
¦ ¦регуляция жизненных функций и системы ¦ ¦
¦ ¦обеспечения гомеостаза; сравнительный аспект ¦ ¦
¦ ¦становления функций; физиологические процессы ¦ ¦
¦ ¦зеленого растения: фотосинтез, дыхание, ¦ ¦
¦ ¦водообмен, рост и развитие; формирование ¦ ¦
¦ ¦иммунитета растений, животных и человека; ¦ ¦
¦ ¦молекулярные механизмы физиологических ¦ ¦
¦ ¦процессов, ферменты, гормоны, биологически ¦ ¦
¦ ¦активные вещества; основы этологии; методы ¦ ¦
¦ ¦экспериментальной работы с лабораторными ¦ ¦
¦ ¦животными, методы физиологии растений. ¦ ¦
¦ ¦Практикумы ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦Биология клетки (гистология, цитология, ¦390 ¦
¦ ¦биофизика, биохимия и молекулярная биология) ¦ ¦
¦ ¦ Строение и принципы жизнедеятельности клетки, ¦ ¦
¦ ¦единство и разнообразие клеточных типов, ¦ ¦
¦ ¦воспроизведение и специализация; ткани, их ¦ ¦
¦ ¦происхождение в индивидуальном и историческом ¦ ¦
¦ ¦развитии; субклеточные компоненты, их ¦ ¦
¦ ¦биохимические характеристики; структура и ¦ ¦
¦ ¦свойства белков, нуклеиновых кислот, углеводов, ¦ ¦
¦ ¦пути биосинтеза макромолекул, энергетика клеток ¦ ¦
¦ ¦растений и животных, структура и функции ¦ ¦
¦ ¦биомембран, принципы регуляции метаболизма; ¦ ¦
¦ ¦радиобиология; методы световой микроскопии, ¦ ¦
¦ ¦культуры клеток и тканей, выделения и ¦ ¦
¦ ¦исследования субклеточных структур, потенции ¦ ¦
¦ ¦фотометрии, приемы изучения ферментативной ¦ ¦
¦ ¦активности, изотопный анализ. Практикумы ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04 ¦Генетика и эволюция (генетика и селекция, ¦170 ¦
¦ ¦теории эволюции) ¦ ¦
¦ ¦ Наследственность и изменчивость на всех уровнях¦ ¦
¦ ¦организации живого; генная теория; мутагенез, ¦ ¦
¦ ¦природные и антропогенные мутагены, генетическая¦ ¦
¦ ¦инженерия, ее применение в биотехнологии, ¦ ¦
¦ ¦генетические основы селекции; генетика ¦ ¦
¦ ¦популяций; генетические обоснования эволюции; ¦ ¦
¦ ¦методы генетического анализа, селекции. Основные¦ ¦
¦ ¦теории эволюции; история становления ¦ ¦
¦ ¦эволюционных представлений; генетические ¦ ¦
¦ ¦основы эволюционного процесса; концепция ¦ ¦
¦ ¦видообразования. Практикумы. Семинарские ¦ ¦
¦ ¦занятия ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05 ¦Биология размножения и развития ¦80 ¦
¦ ¦ Условия воспроизведения организмов, онтогенез ¦ ¦
¦ ¦и филогенез, жизненные циклы, этапы и процессы ¦ ¦
¦ ¦индивидуального развития, причины аномалий, ¦ ¦
¦ ¦биологический возраст; методы получения и ¦ ¦
¦ ¦исследования эмбрионального материала. ¦ ¦
¦ ¦Практикумы ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06 ¦Экология и рациональное природопользование ¦100 ¦
¦ ¦ Взаимодействия организма и среды; факторы ¦ ¦
¦ ¦среды; сообщества организмов, экосистемы, ¦ ¦
¦ ¦их состав, разнообразие, динамика, пищевые ¦ ¦
¦ ¦сети и цепи, взаимодействие биологических ¦ ¦
¦ ¦видов; структура, эволюция и условия ¦ ¦
¦ ¦устойчивости биосферы; антропогенные воздействия¦ ¦
¦ ¦и экологический прогноз; методы анализа и ¦ ¦
¦ ¦моделирования экологических процессов; ¦ ¦
¦ ¦экологические принципы природопользования и ¦ ¦
¦ ¦охрана природы. Практикумы ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07 ¦Человек ¦80 ¦
¦ ¦ Антропогенез; морфология человека; формы ¦ ¦
¦ ¦поведения, закономерности интегральной ¦ ¦
¦ ¦деятельности мозга, механизмы памяти, ¦ ¦
¦ ¦целенаправленных действий; психофизиологические ¦ ¦
¦ ¦и биосоциальные особенности человека; здоровье, ¦ ¦
¦ ¦экология, факторы риска, причины и типы основных¦ ¦
¦ ¦патологий, стресс и адаптация; генетика и ¦ ¦
¦ ¦демография; методы анализа и коррекции ¦ ¦
¦ ¦физиологического состояния. Семинарские занятия ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08 ¦Введение в биотехнологию ¦70 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦300 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.01 ¦Знакомство с местной флорой, фауной и ¦ ¦
¦ ¦основными типами экосистем ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.02 ¦Основы биоэтики ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦100 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины (в т.ч. большой ¦700 ¦
¦ ¦практикум). Устанавливаются вузом ¦ ¦
¦ ¦(факультетом) в соответствии с начальной ¦ ¦
¦ ¦специализацией в конкретных областях биологии ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.02 ¦Дисциплины дополнительных квалификаций ¦450 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦7030 ¦
¦ ¦ ¦(130 ¦
¦ ¦ ¦не- ¦
¦ ¦ ¦дель)¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Практики ¦1512 ¦
¦ ¦ ¦(28 ¦
¦ ¦ ¦не- ¦
¦ ¦ ¦дель)¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого ¦8542 ¦
L---------+------------------------------------------------+------
--------------------------------
<*> Дисциплина "Общая биология" или ее разделы могут быть
перенесены из цикла ЕН в цикл общепрофессиональных дисциплин.
Часы, выделенные на ее изучение, могут перераспределяться в рамках
цикла ЕН или передаются в цикл ОПД.
<**> Общепроцессиональные дисциплины направления представлены
крупными разделами биологии, которые могут реализовываться в виде
комплекса раздельных курсов с раздельной аттестацией.
<***> Этот раздел может реализовываться во время летних учебных
практик.
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 510600 - Биология
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208
недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая практикумы,
в том числе лабораторные занятия,
научно-исследовательская работа студентов - 130 недель;
- практики - не менее 28 недель,
в том числе:
учебные практики по биоразнообразию,
популяционной генетике, почвоведению
и экологии - 11 недель;
учебно-исследовательская или производственная
практика по начальной специализации - 7 недель;
преддипломная - 10 недель;
- экзаменационные сессии - 16 недель;
- итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 4 недель;
- каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 28 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра
по очно-заочной форме обучения увеличиваются до одного года
относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего
государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
По решению Совета вуза для разных дисциплин, входящих в циклы
ГСЭ, ЕН, ОПД, и СД, может устанавливаться разное соотношение
аудиторных занятий и самостоятельной работы в пределах общей
трудоемкости, в зависимости от объема необходимых лекционных,
практических и лабораторных занятий, условий их реализации, что
учитывается при составлении конкретных учебных планов.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32
часа в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной форме обучения объем аудиторных занятий
должен быть не менее 16 часов в неделю.
Учебный план по очно-заочной форме обучения по набору дисциплин
должен быть максимально приближен к учебному плану очной формы
обучения, а по объему часов аудиторных занятий составлять не менее
60%.
5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы подготовки бакалавра по направлению
510600 - Биология
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки бакалавра.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза для бакалавра
на основе настоящего государственного стандарта подготовки
бакалавра и примерной основной образовательной программы,
утвержденных Минобразованием России.
Выполнение суммарного объема "дисциплин по выбору студента"
соответствующего цикла дисциплин, предусмотренного учебным планом
высшего учебного заведения, является обязательным для изучения
студентом, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным
планом, не являются обязательными для изучения студентом.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка
(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или
зачтено, не зачтено).
Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по
дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее
изучение. По решению Совета вуза могут включаться также курсовые
работы по начальной специализации.
6.1.2. При разработке своей основной образовательной программы
высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин,
входящих в цикл - в пределах 10% при сохранении минимального
содержания, указанного в данной программе;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов практических занятий, заданий и семинаров по
программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную,
национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-
исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих
квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-
экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в
соответствии с общепрофессиональными дисциплинами направления;
- реализовывать дисциплину "Общая биология" в рамках цикла
математических и естественнонаучных дисциплин или ее разделы
включать в программы дисциплин цикла общепрофессиональных
дисциплин направления;
- осуществлять преподавание укрупненных общепрофессиональных
дисциплин отдельными курсами, с соблюдением общего числа часов;
- устанавливать ежегодно наименование и объем дисциплин,
предлагаемых студентам по выбору, и утверждать их программы;
- устанавливать специальные дисциплины по конкретным областям
начальной специализации и формы аттестаций по ним;
- по решению совета факультета курсовые работы по начальной
специализации в учебном плане могут предусматриваться как
обязательные или факультативные.
6.1.3. При разработке своей основной образовательной программы
высшее учебное заведение обязано:
включать в качестве обязательных дисциплины "Иностранный язык"
(в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не
менее 408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные
базовые дисциплины цикла ГСЭ могут реализовываться по усмотрению
вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы
при сохранении обязательного минимума содержания.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Подготовка бакалавра биологии осуществляется на биологических
факультетах, отделениях или кафедрах.
Реализация основной образовательной программы подготовки
бакалавра должна обеспечиваться преподавателями, имеющими базовое
образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин и
имеющих научные или научно-методические труды в соответствующей
области. Доля преподавателей с учеными степенями и званиями должна
составлять не менее 60%. Преподаватели специальных дисциплин
должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в
соответствующей профессиональной сфере.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Условием реализации основной образовательной программы
подготовки бакалавра биологии является свободный доступ каждого
студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию
соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной
программы, наличие методических пособий и рекомендаций по всем
дисциплинам и практикумам, наличие учебных коллекций (музеев), а
также наглядных пособий по основным биологическим дисциплинам,
аудио-, видео- и мультимедийных материалов, наличие методических
указаний к курсовым и выпускным квалификационным работам. Вуз
должен обеспечить студентам доступ к современной научной и научно-
периодической литературе по профилю подготовки.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки бакалавра биологии, должно располагать
материально-технической базой, включая современный приборный парк
и обеспечение расходными материалами, необходимой для проведения
учебных занятий и освоения студентами основных навыков
лабораторной работы, предусмотренных учебным планом и
соответствующей действующим санитарно-техническим нормам, а также
материально-техническое обеспечение необходимое для выполнения
научно-исследовательской работы студентов на современном уровне.
6.5. Требования к организации практик.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки бакалавра биологии, должно обеспечить
проведение полевых учебных практик на полевых стационарах,
производственных полигонах, охраняемых территориях и т.п., а для
учебно-производственных практик иметь возможность проводить их на
базе как самого вуза, так и других организаций соответствующего
профиля.
7. Требования к уровню подготовки выпускников
по направлению 510600 - Биология
7.1. Требования к профессиональной подготовленности выпускника.
Бакалавр биологии подготовлен к профессиональной деятельности в
соответствии с фундаментальной базовой общепрофессиональной и
начальной профессиональной подготовкой, он должен уметь решать
задачи, соответствующие его степени (квалификации).
Бакалавр биологии отвечает следующим требованиям:
- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен
в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его
результаты;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет
методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации,
в том числе и компьютерными, применяемыми в сфере его
профессиональной деятельности;
- умеет приобретать новые знания, используя современные
информационные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную
область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе
знаний;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с
реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их
решения методы изученных им наук;
- знает основы педагогической деятельности;
- методически и психологически готов к изменению вида и
характера своей профессиональной деятельности.
Бакалавр биологии должен обладать суммой теоретических знаний и
практических навыков в области биологии, позволяющих ему свободно
решать профессиональные задачи:
- понимать роль биологического многообразия как ведущего
фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;
- знать особенности морфологии, физиологии и воспроизведения;
географическое распространение и экологию представителей основных
таксонов;
- уметь осуществлять мероприятия по охране биоразнообразия и
рационально использовать природные ресурсы в хозяйственных и
медицинских целях;
- иметь опыт наблюдения, описания, идентификации,
классификации, культивирования биологических объектов;
- владеть навыками и методами анатомических, морфологических и
таксономических исследований биологических объектов (приготовление
объекта к исследованию, фиксация, резка, окраска, микроскопия,
препарирование, зарисовка, работа с гербарием и коллекционным
материалом и др.);
- знать принцип системной организации, дифференциации и
интеграции функций организма;
- знать регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых
систем;
- знать особенности строения и функционирования основных систем
органов животных и человека; иметь представление о молекулярных
механизмах физиологических процессов, о принципах регуляции обмена
веществ, сравнительно-физиологических аспектах становления
функций, о принципах восприятия, передачи и переработки информации
в организме;
- владеть электрофизиологическими методами и некоторыми другими
функционально-диагностическими методами оценки состояния основных
систем организма, методами экспериментальной работы с
лабораторными животными;
- иметь представление о природе основных физиологических
процессов зеленого растения, о механизмах регуляции и основных
закономерностях взаимоотношений организма растения с окружающей
средой;
- иметь представление о биологии поведения, онтогенезе
поведения, поведении как факторе эволюции, генетике и физиологии
основных форм поведения;
- знать современное учение о клетке;
- иметь представление об единстве и многообразии клеточных
типов;
- знать основные черты физиологии растительной клетки,
механизмы фотосинтеза, дыхания, водообмена, роста и развития
растений, устойчивости растений к неблагоприятным факторам;
- уметь работать с растительными объектами с использованием
методов физиологии растений;
- иметь представление о формировании иммунитета в системах
органов и о процессах, отвечающих за иммунную реакцию у различных
организмов;
- знать основные черты строения, метаболизма, закономерности
воспроизведения, специализации клеток, основные черты строения,
развития, функционирования и эволюции тканей животных и растений,
типы тканей;
- владеть методами световой микроскопии;
- иметь представление о методах выделения и исследования
субмикроскопических структур (электронная микроскопия,
дифференциальное центрифугирование и др.), о методах
культивирования клеток;
- знать биохимические характеристики основных субклеточных
компонентов, метаболические пути, клеточный цикл и его регуляцию;
- иметь представление о биологическом узнавании, матричных
макромолекулярных синтезах, термодинамических особенностях живых
систем и биоэнергетике, о современных методологических подходах в
области биологии клетки;
- владеть методами исследования и анализа живых систем,
математическими методами обработки результатов биологических
исследований;
- знать проявления фундаментальных свойств организма -
наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живого
(молекулярном, клеточном, организменном и популяционном);
- иметь представление о структуре гена, принципах и методах
генетического анализа, мутагенезе, мутагенных эффектах природных и
антропогенных факторов;
- быть знакомым с принципами генетической инженерии и ее
использовании в биотехнологии, иметь представление о генетике
популяций и эволюционной генетике, генетике человека, генетических
основах и методах селекции;
- знать основные закономерности биологии размножения животных и
растений;
- знать основные этапы онтогенеза, морфологические,
функциональные и биохимические изменения в ходе развития у
представителей различных таксонов;
- понимать механизмы роста, морфогенеза и дифференциации,
причины появления аномалий развития;
- понимать психофизиологические и биологические основы
жизнедеятельности человека, иметь представление о биологических
основах интеллектуальной деятельности, об эмоциях, стрессе и
адаптации, о требованиях к среде обитания и условиях сохранения
здоровья, о парадигмах антропоцентризма и биоцентризма, о
ноосфере, о роли человека в эволюции Земли;
- иметь представление о фундаментальных принципах и уровнях
биологической организации, регуляторных механизмах, действующих на
каждом уровне;
- знать принципы формирования и функционирования
надорганизменных систем различных уровней, иметь представление о
механизмах, определяющих устойчивость биологических систем разных
уровней, о механизмах взаимосвязи организма и среды, о круговороте
веществ и энергии в биосфере, об основных для экологической
экспертизы и экологического прогноза деятельности человека;
- иметь представление о методах анализа и моделировании
экологических и эволюционных процессов;
- знать последствия антропогенных воздействий на биосферу,
планировать мероприятия по ее охране;
- иметь четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы;
- знать экологические принципы рационального
природопользования;
- понимать роль эволюционной идеи в биологическом
мировоззрении, знать основные теории эволюции, концепции
видообразования, уметь аргументировать современный эволюционный
подход к изучению биологических процессов;
- иметь опыт полевых и лабораторных работ и знать требования
техники безопасности и приемы оказания первой помощи при
несчастных случаях.
В части подготовки по начальной специализации бакалавр биологии
должен иметь базовые знания и иметь опыт применения методов
научных исследований в одной из областей направления Биология
(антропология, зоология, физиология растений, физиология животных
и человека, генетика, биохимия, биофизика, микробиология, экология
и др.).
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
бакалавра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра биологии
включает выпускную квалификационную работу и государственный
междисциплинарный экзамен по биологии, позволяющий выявить
теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра по
направлению 510600 - Биология представляет собой законченную
самостоятельную учебно-исследовательскую работу, в которой
решается конкретная задача в избранной им области биологии и
преследующая цель приобретения им навыков экспериментальной
работы.
ВКР представляет собой самостоятельную работу студента,
выполняемую под руководством опытного специалиста - преподавателя
или научного сотрудника.
ВКР может представлять собой реферативную работу и/или
экспериментальное исследование, разработку и совершенствование
методик, разработку технологических проектов, сбор и определение
коллекций, гербариев и др.
Тема ВКР определяется кафедрой в соответствии с разрабатываемой
тематикой.
Защита выпускной квалификационной работы проводится на
заседании Государственной аттестационной комиссии. Технические
требования к оформлению ВКР и процедура ее защиты определяются
вузом.
7.2.3. Требования к государственному экзамену.
Порядок проведения и программа государственного экзамена
определяются вузом на основании методических рекомендаций и
соответствующей примерной программы, разработанных УМО по
образованию в области биологии, Положения об итоговой
государственной аттестации выпускников высших учебных заведений,
утвержденном Минобразованием России, и настоящего государственного
образовательного стандарта.
Государственный междисциплинарный экзамен по биологии включает
проверку знаний выпускников по всем базовым общепрофессиональным
дисциплинам направления Биология. Программа экзамена
разрабатывается вузом и утверждается УМО.
Результаты государственного экзамена учитываются вузом при
рекомендациях выпускника к продолжению образования.
Составители:
Научно-методический совет по биологии Учебно-методического
объединения университетов.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно-
методического совета по направлению 510600 - Биология 22 сентября
1999 г., протокол N 1.
|