Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
11 ЕН/БАК
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 510900 - ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ
СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления
510900 - Гидрометеорология
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр
гидрометеорологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
бакалавра по направлению 510900 - Гидрометеорология при очной
форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Бакалавр гидрометеорологии по направлению 510900 -
Гидрометеорология может занимать должности, требующие высшего
профессионального образования, согласно действующему
законодательству Российской Федерации: гидролога (должность по
Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанному
Минтрудом РФ, по состоянию на 10.06.1999 (М., 1999)) (N 20614),
метеоролога (N 24078), океанолога (N 25288), инженера (N 22446),
инженера-исследователя (N 22488), инженера по охране окружающей
среды (N 22656), гидрохимика (N 20618), стажера-исследователя в
области гидрологии и др.
При условии освоения соответствующей образовательно-
профессиональной программы педагогического профиля бакалавр
гидрометеорологии может занимать должности, относящиеся к
педагогической деятельности, в колледжах, общеобразовательных
учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования
(должности преподавателя - N 25814, 25813, 25812).
1.3.1. Область профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность бакалавра гидрометеорологии
осуществляется в организациях, учреждениях, предприятиях, научно-
исследовательских институтах, специальных учебных заведениях,
связанных в своей деятельности с атмосферой, водами суши и
Мирового океана, с оценкой их возможного изменения, вызванного
естественными и антропогенными причинами.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности бакалавра по
направлению 510900 - Гидрометеорология являются атмосфера, воды
суши, Мировой океан.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Бакалавр по направлению 510900 - Гидрометеорология может быть
подготовлен к одному из следующих видов профессиональной
практической деятельности:
- научно-исследовательская;
- оперативно-производственная;
- экспертная;
- проектно-изыскательская;
- педагогическая (при условии освоения педагогической программы
обучения).
Конкретное содержание профессиональной подготовки определяется
образовательной программой вуза.
1.3.4. Обобщенные задачи деятельности выпускника.
Бакалавр по направлению 510900 - Гидрометеорология подготовлен
к решению следующих задач:
в научно-исследовательской сфере:
- мониторинг атмосферы, вод суши и Мирового океана;
- первоначальный анализ и контроль данных
гидрометеорологических наблюдений;
- подготовка материалов для описания и прогноза погоды,
климата, состояния рек, озер, водохранилищ, морей и Мирового
океана;
- производство наблюдений за состоянием атмосферы и гидросферы;
в оперативно-производственной деятельности:
- обеспечение гидрометеорологической информацией
государственных учреждений и субъектов хозяйственной деятельности;
- обобщение режимной информации об атмосфере, водах суши и
океане, составление баз данных;
- составление локальных краткосрочных гидрометеорологических
прогнозов;
в экспертной деятельности:
- экспертная оценка антропогенных воздействий на состояние
атмосферы, вод суши и морей;
- экспертиза проектов;
- обследование деятельности производственных предприятий;
в проектно-изыскательской деятельности:
- гидрометеорологическое обеспечение проектов;
в педагогической деятельности:
- преподавание гидрометеорологических дисциплин в средних
специальных учебных заведениях;
- учебно-вспомогательная работа в вузах.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр по направлению 510900 - Гидрометеорология подготовлен:
- к продолжению обучения по 5-летней программе и освоению
образовательных программ по специальностям 012600 - Метеорология,
012700 - Гидрология, 012800 - Океанология в срок до одного года;
- к обучению в магистратуре по направлению 510900 -
Гидрометеорология и другим смежным направлениям.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное)
общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению
510900 - Гидрометеорология
3.1. Основная образовательная программа бакалавра
разрабатывается на основании настоящего Государственного стандарта
и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы
учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы бакалавра, к условиям ее реализации и
срокам ее освоения определяются настоящим Государственным
образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа бакалавра формируется
из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-
регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также
факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в
каждом цикле должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном
компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа бакалавра должна
предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы бакалавра должно обеспечивать подготовку
выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой,
установленной настоящим Государственным образовательным
стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 510900 - Гидрометеорология
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1608 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Закрепление программы средней школы, ¦ ¦
¦ ¦изучение нового лексико-грамматического ¦ ¦
¦ ¦материала, необходимого для общения в наиболее ¦ ¦
¦ ¦распространенных повседневных ситуациях; ¦ ¦
¦ ¦различные виды речевой деятельности и формы ¦ ¦
¦ ¦речи (устной, письменной, монологической или ¦ ¦
¦ ¦диалогической), овладение лексико- ¦ ¦
¦ ¦грамматическим минимумом; курс реферирования ¦ ¦
¦ ¦и аннотирования научной литературы, курс ¦ ¦
¦ ¦научно-технического перевода и т.п. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; социально-¦ ¦
¦ ¦биологические основы физической культуры; основы ¦ ¦
¦ ¦здорового образа и стиля жизни; оздоровительные ¦ ¦
¦ ¦системы и спорт (теория, методика, практика); ¦ ¦
¦ ¦профессионально-прикладная физическая подготовка ¦ ¦
¦ ¦студентов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦100 ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. Этнокультурные ¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические изменения ¦ ¦
¦ ¦в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. ¦ ¦
¦ ¦Реформы и реформаторы в России. Русская ¦ ¦
¦ ¦культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. ¦ ¦
¦ ¦Проблема экономического роста и модернизации. ¦ ¦
¦ ¦Революции и реформы. Социальная трансформация ¦ ¦
¦ ¦общества. Столкновение тенденций ¦ ¦
¦ ¦интернационализма и национализма, интеграции и ¦ ¦
¦ ¦сепаратизма, демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика. Курс на строительство социализма ¦ ¦
¦ ¦в одной стране и его последствия. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономические преобразования в ¦ ¦
¦ ¦30-е гг. Усиление режима личной власти ¦ ¦
¦ ¦Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. Попытки осуществления ¦ ¦
¦ ¦политических и экономических реформ. НТР и ее ¦ ¦
¦ ¦влияние на ход общественного развития. СССР в ¦ ¦
¦ ¦середине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных ¦ ¦
¦ ¦явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. ¦ ¦
¦ ¦и ее провал. Распад СССР. Беловежские ¦ ¦
¦ ¦соглашения. Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.). Россия ¦ ¦
¦ ¦на пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Культура в современной России. ¦ ¦
¦ ¦Внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦150 ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. Смысл ¦ ¦
¦ ¦человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. Сознание и ¦ ¦
¦ ¦познание. Сознание, самосознание и личность. ¦ ¦
¦ ¦Познание, творчество, практика. Вера и знание. ¦ ¦
¦ ¦Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦ Научное и вненаучное знание. Критерии научности.¦ ¦
¦ ¦Структура научного познания, его методы и формы. ¦ ¦
¦ ¦Рост научного знания. Научные революции и смены ¦ ¦
¦ ¦типов рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦100 ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка ¦ ¦
¦ ¦и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты ¦ ¦
¦ ¦и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический рост ¦ ¦
¦ ¦и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Распределение и доходы. ¦ ¦
¦ ¦Преобразования в социальной сфере. Структурные ¦ ¦
¦ ¦сдвиги в экономике. Формирование открытой ¦ ¦
¦ ¦экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦100 ¦
¦ ¦ Психология: объект и предмет психологии; ¦ ¦
¦ ¦соотношение субъективной и объективной ¦ ¦
¦ ¦реальности; психика и организм; активность ¦ ¦
¦ ¦психики (души), психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность, структура субъективной реальности; ¦ ¦
¦ ¦личность и межличностные отношения; свобода воли;¦ ¦
¦ ¦личностная ответственность; общее и ¦ ¦
¦ ¦индивидуальное в психике человека. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: предмет педагогики; цели ¦ ¦
¦ ¦образования и воспитания; педагогический идеал ¦ ¦
¦ ¦и его конкретно-историческое воплощение. ¦ ¦
¦ ¦Средства и методы педагогического воздействия ¦ ¦
¦ ¦на личность; общие принципы дидактики и их ¦ ¦
¦ ¦реализация в конкретных предметных ¦ ¦
¦ ¦методиках обучения; нравственно-психологические ¦ ¦
¦ ¦и идейные взаимоотношения поколений; семейное ¦ ¦
¦ ¦воспитание и семейная педагогика; ¦ ¦
¦ ¦межличностные отношения в коллективе; ¦ ¦
¦ ¦нравственно-психологический образ педагога; ¦ ¦
¦ ¦мастерство педагогического общения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. Политические отношения ¦ ¦
¦ ¦и процессы. Политические конфликты и способы ¦ ¦
¦ ¦их разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политические элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертное политическое ¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные традиции,¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, культурная¦ ¦
¦ ¦модернизация. Типология культур. Этническая и ¦ ¦
¦ ¦национальная, элитарная и массовая культуры. ¦ ¦
¦ ¦Восточные и западные типы культур. ¦ ¦
¦ ¦Специфические и "серединные" культуры. ¦ ¦
¦ ¦Локальные культуры. Место и роль России в ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. Культура и природа. Культура и ¦ ¦
¦ ¦общество. Культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. Речевое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие. Основные единицы общения. Устная ¦ ¦
¦ ¦и письменная разновидности литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Нормативные, коммуникативные, этические аспекты ¦ ¦
¦ ¦устной и письменной речи. Функциональные стили ¦ ¦
¦ ¦современного русского языка. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦функциональных стилей. Научный стиль. ¦ ¦
¦ ¦Специфика использования элементов различных ¦ ¦
¦ ¦языковых уровней в научной речи. Речевые нормы ¦ ¦
¦ ¦учебной и научной сфер деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама ¦ ¦
¦ ¦в деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные приемы ¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. Разговорная ¦ ¦
¦ ¦речь в системе функциональных разновидностей ¦ ¦
¦ ¦русского литературного языка. Условия ¦ ¦
¦ ¦функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская социологическая ¦ ¦
¦ ¦мысль. Общество и социальные институты. ¦ ¦
¦ ¦Мировая система и процесс глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. ¦ ¦
¦ ¦ Виды общностей. Общность и личность. Малые ¦ ¦
¦ ¦группы и коллективы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие социального статуса. Социальное ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие и социальные отношения. ¦ ¦
¦ ¦ Общественное мнение как институт гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества. Культура как фактор социальных ¦ ¦
¦ ¦изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. Личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип. Социальный контроль и ¦ ¦
¦ ¦девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. Норма права и нормативно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты. Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Значение законности и право- ¦ ¦
¦ ¦порядка в современном обществе. Правовое ¦ ¦
¦ ¦государство. Конституция Российской Федерации - ¦ ¦
¦ ¦основной закон государства. Особенности ¦ ¦
¦ ¦федеративного устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физические и¦ ¦
¦ ¦юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права ¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. Трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный компонент, включая ¦192 ¦
¦ ¦дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦ ¦
¦ ¦вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2000 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1800 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦600 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальное и интегральное исчисления; ряды;¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; элементы теории ¦ ¦
¦ ¦вероятностей ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и накопления¦ ¦
¦ ¦информации; технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦реализации информационных процессов. Модели ¦ ¦
¦ ¦решения функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных. ¦ ¦
¦ ¦Программное обеспечение и технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования. Локальные и глобальные сети ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ; методы защиты информации; компьютерный ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦400 ¦
¦ ¦ Физические основы механики, электричество и ¦ ¦
¦ ¦магнетизм, физика колебаний и волн, квантовая ¦ ¦
¦ ¦физика, статистическая физика и термодинамика; ¦ ¦
¦ ¦гидромеханика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦200 ¦
¦ ¦ Химические системы, химическая термодинамика ¦ ¦
¦ ¦и кинетика, реакционная способность веществ, ¦ ¦
¦ ¦их идентификация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Биология с основами экологии ¦150 ¦
¦ ¦ Сущность жизни; уровни организации живых систем;¦ ¦
¦ ¦клетки и организмы; многообразие, принципы ¦ ¦
¦ ¦системной организации; гомеостаз; эволюция; ¦ ¦
¦ ¦организмы и среда; экосистемы; биосфера ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦География ¦250 ¦
¦ ¦ Основные понятия географической науки; ¦ ¦
¦ ¦структура географической оболочки и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦развития; факторы пространственной физико- ¦ ¦
¦ ¦географической дифференциации; географические ¦ ¦
¦ ¦комплексы; основы экономической и социальной ¦ ¦
¦ ¦географии; человек и окружающая природная среда ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Региональный компонент, включая дисциплины по ¦200 ¦
¦ ¦выбору студента, устанавливаемые вузом ¦ ¦
¦ ¦(факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦2500 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1800 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Физическая метеорология ¦200 ¦
¦ ¦ Строение, состав, свойства атмосферы Земли, ¦ ¦
¦ ¦статика атмосферы, солнечная и земная ¦ ¦
¦ ¦радиация; термодинамика атмосферы; основные ¦ ¦
¦ ¦уравнения гидротермодинамики атмосферы; ¦ ¦
¦ ¦пограничные слои; поверхности раздела и ¦ ¦
¦ ¦фронты. Синоптический анализ полей ¦ ¦
¦ ¦метеорологических величин; циклоническая ¦ ¦
¦ ¦деятельность; прогноз синоптического положения ¦ ¦
¦ ¦и погоды; влияние физического состояния ¦ ¦
¦ ¦атмосферы на полеты воздушных судов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Климатология ¦100 ¦
¦ ¦ Методы климатической обработки ¦ ¦
¦ ¦метеорологических наблюдений; климатическая ¦ ¦
¦ ¦система, климатообразование, микроклимат; ¦ ¦
¦ ¦классификация климата: типы климата, их ¦ ¦
¦ ¦формирование, климатическое районирование; ¦ ¦
¦ ¦изменение климата, антропогенное влияние на ¦ ¦
¦ ¦климат Земли ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Гидрология суши ¦200 ¦
¦ ¦ Общие закономерности гидрологических процессов ¦ ¦
¦ ¦на Земле; географо-гидрологические особенности ¦ ¦
¦ ¦водных объектов суши; химические и физические ¦ ¦
¦ ¦свойства природных вод, физические основы ¦ ¦
¦ ¦гидрологических процессов, круговорот воды в ¦ ¦
¦ ¦природе, водные ресурсы, гидрология ледников, ¦ ¦
¦ ¦подземных вод, рек, озер, водохранилищ, болот; ¦ ¦
¦ ¦основные проблемы использования и охраны водных ¦ ¦
¦ ¦объектов суши ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Океанология ¦200 ¦
¦ ¦ Мировой океан, его моря и основные водные массы;¦ ¦
¦ ¦эволюция океанов; физические процессы, ¦ ¦
¦ ¦протекающие в море: перемешивание и ¦ ¦
¦ ¦турбулентность, волны, приливы, течения, ¦ ¦
¦ ¦ледообразование, связи с атмосферой, материковым ¦ ¦
¦ ¦стоком, литосферой; методы получения данных об ¦ ¦
¦ ¦океане ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Гидрометеорологические основы охраны ¦200 ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦
¦ ¦ Общегосударственная служба наблюдений и ¦ ¦
¦ ¦контроля за уровнем загрязнения природной среды. ¦ ¦
¦ ¦ Глобальная система мониторинга, виды ¦ ¦
¦ ¦антропогенных изменений окружающей среды и ¦ ¦
¦ ¦источники загрязнения атмосферы; расчет ¦ ¦
¦ ¦переноса, рассеивания и трансформации примесей ¦ ¦
¦ ¦в атмосфере; виды и размеры использования вод ¦ ¦
¦ ¦суши; методы оценки качества воды, мониторинг ¦ ¦
¦ ¦загрязнения в реках и водоемах; основы ¦ ¦
¦ ¦водоохранного законодательства и принципы ¦ ¦
¦ ¦управления водными ресурсами; мониторинг ¦ ¦
¦ ¦загрязнения морей и океанов; основные ¦ ¦
¦ ¦загрязнения, их трансформация в море; модели ¦ ¦
¦ ¦переноса пассивных субстанций в океане, влияние ¦ ¦
¦ ¦загрязнений на физико-химические свойства морской¦ ¦
¦ ¦воды и биологическую продуктивность ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Картография с основами топографии и геодезии ¦200 ¦
¦ ¦ Топографическое изучение поверхности земли, ¦ ¦
¦ ¦геодезические измерения, съемка местности, ¦ ¦
¦ ¦топографические карты и планы. Математическая ¦ ¦
¦ ¦основа карт, способы картографических ¦ ¦
¦ ¦изображений, генерализация, типы и виды карт, ¦ ¦
¦ ¦приемы и методы использования карт ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Землеведение и ландшафтоведение ¦200 ¦
¦ ¦ Происхождение Земли, ее возраст, внутреннее ¦ ¦
¦ ¦строение, происхождение материков и океанов, ¦ ¦
¦ ¦морфологические особенности материков, ложа ¦ ¦
¦ ¦океанов; геосистемы и природно-территориальные ¦ ¦
¦ ¦комплексы: структура, функционирование и ¦ ¦
¦ ¦динамика геосистем; природные и природно- ¦ ¦
¦ ¦антропогенные ландшафты; ландшафтное ¦ ¦
¦ ¦моделирование ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Методы и средства гидрометеорологических ¦200 ¦
¦ ¦измерений ¦ ¦
¦ ¦ Теория гидрометеорологических измерений, ¦ ¦
¦ ¦контактные и дистанционные методы и средства ¦ ¦
¦ ¦измерений. ¦ ¦
¦ ¦ Измерения с помощью искусственных спутников ¦ ¦
¦ ¦Земли, метеорологические и гидрометрические ¦ ¦
¦ ¦приборы и установки ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Методы статистической обработки и анализа ¦200 ¦
¦ ¦гидрометеорологических наблюдений ¦ ¦
¦ ¦ Числовые характеристики рядов наблюдений; ¦ ¦
¦ ¦функции распределения вероятностей, применяемых в¦ ¦
¦ ¦гидрометеорологии; статистическая проверка ¦ ¦
¦ ¦гипотез однородности рядов; аппроксимация связей ¦ ¦
¦ ¦между гидрометеорологическими явлениями, методы ¦ ¦
¦ ¦анализа и интерпретации временных колебаний; ¦ ¦
¦ ¦методы пространственного обобщения информации, ¦ ¦
¦ ¦статистические методы предсказания ¦ ¦
¦ ¦гидрометеорологических процессов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Гидрометеорологические информационные системы ¦100 ¦
¦ ¦ Технология сбора и оперативной обработки ¦ ¦
¦ ¦гидрометеорологической информации; банки данных ¦ ¦
¦ ¦метеорологических, гидрологических и ¦ ¦
¦ ¦океанологических наблюдений ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Региональный компонент ¦700 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД ¦Специальные дисциплины ¦594 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативные дисциплины ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦7344 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Практики ¦972 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого ¦8316 ¦
L--------+-------------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению
510900 - Гидрометеорология
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208
недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные,
а также экзаменационные сессии (136 + 24) - 160 недель,
- практики: - 18 недель,
учебная - 12 недель,
производственная - 6 недель,
- итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы - 6 недель,
- каникулы (включая 8 недель последипломного
отпуска) - 24 недели.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра
по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в
случае сочетания различных форм обучения могут быть увеличены до
одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2
настоящего Государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
ввиду сокращенного срока теоретического обучения и большой
длительности практик не должен превышать в среднем за период
теоретического обучения 32 часов в неделю. При этом в указанный
объем не входят полевые практики, обязательные практические
занятия по физической культуре и занятия по факультативным
дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 6 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 510900 - Гидрометеорология
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
бакалавра.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза для бакалавра
географии и картографии на основе настоящего образовательного
стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам, включенным в учебный план высшего учебного
заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
6.1.2. При разработке своей основной образовательной программы
высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов и отдельных дисциплин, в пределах 10%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных
дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем Государственном
образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом
дисциплин должны входить дисциплины "Иностранный язык" в объеме
340 часов и "Физическая культура" в объеме 408 часов. Объем часов
по каждой из трех других выбранных дисциплин предусматривается не
менее 136. Если вуз выбирает более пяти дисциплин, объем часов по
отдельным из них может быть сокращен. Если дисциплина является
частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные
на ее изучение часы могут перераспределяться на изучение других
дисциплин в рамках цикла ГЭС;
- занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной
(вечерней) и заочной формах обучения и экстернате могут
предусматриваться с учетом пожелания студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-
экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в
соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание
дисциплин указанных циклов должно быть профессионально
ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и
содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;
- при формировании основной образовательной программы вуз
(факультет) обязан выделить:
по каждой естественнонаучной дисциплине (при очной форме
обучения) - менее 50% трудоемкости для аудиторных занятий со
студентами, из них на лабораторные работы (практикум) - не менее
30% объема часов;
в составе регионального (вузовского) компонента - половину
количества часов на дисциплины по выбору студента;
- реализовать основную образовательную программу подготовки
бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного
заведения, имеющих среднее профессиональное образование
соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
При этом продолжительность обучения должна составлять не менее
трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц,
уровень образования или способности которых являются для этого
достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Подготовка бакалавра гидрометеорологии проводится на кафедрах
гидрологии, океанологии, метеорологии и климатологии вузов,
имеющих заведующими кафедрой профессора или доцента с научной
степенью доктора или кандидата наук по специальностям 11.00.07 -
Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия, 11.00.08 -
Океанология, 11.00.09 - Метеорология, климатология,
агрометеорология и по другим смежным специальностям. Преподаватели
дисциплин гидрометеорологического профиля должны иметь ученую
степень по этим специальностям. Преподавание остальных дисциплин
должно обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Для подготовки высококвалифицированного бакалавра-
гидрометеоролога в дополнение к теоретическим курсам необходима
организация лабораторно-практических работ. Перечень лабораторных
и практических работ определяется содержанием программ учебных
курсов математики, физики, химии и других дисциплин в блоках ЕН,
ОПД и СД пункта 4 настоящего образовательного стандарта.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены научно-
методической и учебно-методической документацией по всем видам
учебных занятий в количестве 0,5 экземпляра на 1 обучающегося.
Вуз предоставляет обучающемуся возможность пользоваться:
а) научными журналами: "Водные ресурсы", "Известия РАН, серия
География", "Известия РАН, серия Физика атмосферы и океана",
"Океанология", "Метеорология и гидрология", "Вестник МГУ. Серия
география";
б) научно-справочными изданиями: государственный водный
кадастр, "Климатический справочник СССР", "Краткий климатический
справочник по странам мира", "Климатические характеристики Земного
шара" и другими изданиями, а также агроклиматическими и
географическими справочниками;
в) атласами и картами по атмосфере, океану и отдельным морям;
г) базами данных на электронных носителях;
д) реферативными журналами "География" и "Геофизика".
Вуз обеспечивает доступ обучающегося к оперативной
гидрометеорологической информации.
Вуз обеспечивает возможность пользоваться учебно-методическими
изданиями по полному перечню дисциплин основной образовательной
программы из расчета 0,5 экземпляра на одного обучающегося, а
также научной литературой по гидрологии, океанологии, метеорологии
и климатологии.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Вуз, реализующий образовательную программу бакалавра,
обеспечивает обучающегося стандартной гидрологической,
океанологической и метеорологической аппаратурой и приборами,
компьютерной техникой, пакетами прикладных программ и лабораторным
оборудованием, предусмотренными Государственным образовательным
стандартом и примерным учебным планом. Вуз должен располагать
помещениями и оборудованием, соответствующими действующим
санитарно-техническим нормам.
6.5. Требования к организации практик.
Учебная практика бакалавра гидрометеорологии проводится на
учебно-научных базах вуза, имеющих необходимое оборудование и
стандартный набор гидрометеорологической аппаратуры и приборов для
выполнения утверждаемых УМО типовых программ практик.
Производственная практика осуществляется:
- в оперативно-производственных учреждениях государственных
органов по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,
охране природы и управления природопользованием;
- в проектно-изыскательских и научно-исследовательских
институтах и учреждениях, связанных с изучением атмосферы, океана
и водных объектов суши;
- в вузах, ведущих научно-исследовательскую работу в области
гидрометеорологии;
- в научных и научно-производственных экспедициях (в том числе
на научных судах), организуемых для исследования атмосферных,
гидрологических и океанологических процессов;
- в государственных заповедниках.
Для выпускников, продолжающих непрерывное обучение в
магистратуре по направлению 510900 - Гидрометеорология, Научно-
методический совет по географии УМО университетов рекомендует вузу
организовать прохождение производственной практики непосредственно
после завершения программы бакалавра. В этом случае оплачиваемый
отпуск предоставляется выпускнику после окончания магистратуры.
Научно-методический совет по географии УМО университетов
рекомендует вузу обеспечить на факультативной основе освоение
дополнительной квалификации педагогического профиля в соответствии
с утвержденной государственными требованиями к минимуму содержания
и уровню профессиональной подготовки выпускников вузов для ведения
педагогической деятельности.
7. Требования к уровню подготовки бакалавра по направлению
510900 - Гидрометеорология
7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра
Бакалавр гидрометеорологии должен иметь представление:
- о сфере применения знаний об атмосфере, водах суши и Мирового
океана в производственной, социальной и экономической деятельности
человеческого общества;
- о значении метеорологических, гидрологических и
океанологических знаний в смежных науках о Земле;
- о тенденциях развития метеорологии, гидрологии и океанологии.
Бакалавр гидрометеорологии должен знать:
- об основных закономерностях явлений и процессов, протекающих
в атмосфере, речных системах и океане;
- о методах подготовки и обобщения режимной информации,
создания баз данных и использовать существующие стандартные базы
данных;
- о методах оценки водных ресурсов отдельных водных объектов;
- о методах обеспечения океанологической информацией
государственных учреждений и коммерческих структур, связанных с
Мировым океаном.
Бакалавр гидрометеорологии должен уметь:
- использовать основные методы статистического анализа рядов
метеорологических, гидрологических и океанологических данных;
- оценить влияние антропогенных воздействий на состояние
атмосферы, вод суши и Мирового океана;
- оценить основное влияние метеорологических факторов,
гидрологических процессов на состояние окружающей среды и дать
рекомендации в целях охраны природы.
Бакалавр гидрометеорологии должен владеть:
- приемами проведения метеорологических, актинометрических и
градиентных наблюдений, способами их контроля и обобщения;
- формами организации и проведения полевых водно-технических
изысканий и производством гидрометеорологических наблюдений;
- методами проведения судовых океанологических наблюдений и их
обработки;
- методами синоптического анализа атмосферных процессов.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра
7.2.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра
гидрометеорологии включает защиту выпускной квалификационной
работы и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности бакалавра
гидрометеорологии к выполнению профессиональных задач,
установленных настоящим Государственным образовательным
стандартом, и продолжению образования в магистратуре по
направлению 510900 - Гидрометеорология и по специальностям 012600
- Метеорология, 012700 - Гидрология и 012800 - Океанология в
соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе.
Выпускная работа бакалавра гидрометеорологии должна быть
представлена в форме рукописи.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной работы
определяются высшим учебным заведением на основании Положения об
итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных
заведений, утвержденного Минобразованием России, Государственного
образовательного стандарта по географии (указать направление или
специальность) и методических рекомендаций Научно-методического
совета по географии УМО университетов.
Время, отводимое на подготовку квалификационной работы,
составляет для бакалавра не менее шести недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену бакалавра
гидрометеорологии.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
направлению 510900 - Гидрометеорология определяются вузом на
основании методических рекомендаций и соответствующей примерной
программы, разработанных Научно-методическим советом по географии
УМО университетов, Положения об итоговой государственной
аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного
Минобразованием России, и Государственного образовательного
стандарта по направлению 510900 - Гидрометеорология.
Составители:
Научно-методический совет по географии Учебно-методического
объединения университетов.
Одобрено на заседании Научно-методического совета по географии
Учебно-методического объединения университетов 1 октября 1999 г.,
протокол N 3 гео.
|