Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
105 ЕН/БАК
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 510800 - ГЕОГРАФИЯ
СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ГЕОГРАФИИ
1. Общая характеристика направления 510800 - География
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень - бакалавр географии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
бакалавра по направлению 510800 - География при очной форме
обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Бакалавр географии может занимать должности, требующие высшего
профессионального образования согласно действующему
законодательству Российской Федерации: инженера-лаборанта
(должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих,
разработанному Минтрудом РФ, по состоянию на 10.06.1999 (М.,
1999)) (N 22497), инженера (N 22446), инженера по охране
окружающей среды (N 22656), стажера-исследователя в области
экономики (N 26638), экскурсовода (N 27765).
При условии освоения соответствующей образовательно-
профессиональной программы педагогического профиля бакалавр
географии может занимать должности, относящиеся к педагогической
деятельности в колледжах, общеобразовательных учреждениях и
учреждениях среднего профессионального образования: преподаватель
(N 25814, N 25813).
1.3.1. Сфера профессиональной деятельности бакалавра по
направлению 510800 - География:
- проектные, изыскательские, научно-исследовательские
институты, бюро, фирмы и др.;
- региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ,
Госкомэкологии РФ и других природоохранных ведомств и учреждений;
- общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.
1.3.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавра
географии являются: географическая оболочка, ее строение,
функционирование и развитие; природные, природно-антропогенные,
социально-экономические и территориально-производственные системы
на глобальном, региональном и локальном уровнях.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности бакалавра по
направлению 510800 - География:
- научно-исследовательская;
- проектно-производственная;
- педагогическая (при условии освоения педагогической программы
обучения).
Конкретное содержание профессиональной подготовки определяется
образовательной программой вуза.
1.3.4. Бакалавр по направлению 510800 - География должен быть
подготовлен к решению следующих задач:
в области научно-исследовательской деятельности:
- проведение комплексных исследований отраслевых, региональных,
национальных и глобальных географических проблем и разработка
рекомендаций по их разрешению;
- выявление природно-ресурсного потенциала территории и
возможностей его хозяйственного освоения;
- изучение закономерностей формирования пространственных
структур хозяйства и форм организации жизни общества;
- организация экологического мониторинга;
- анализ частных и общих проблем использования природных
условий и ресурсов;
- управление природопользованием;
- выявление и диагностика проблем охраны природы и систем
взаимодействия общества и природы;
в проектно-производственной деятельности:
- проектирование и экспертиза социально-экономической и
хозяйственной деятельности на территориях разного иерархического
уровня;
- проектирование типовых природоохранных мероприятий;
- производство оценки воздействий на окружающую среду;
- обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и
других сфер человеческой деятельности;
- проведение экологической экспертизы;
- разработка практических рекомендаций по сохранению природной
среды;
в области педагогической деятельности:
- учебно-вспомогательная работа в вузах;
- учебная и воспитательная работа в средних общеобразовательных
школах.
1.4. Возможности продолжения образования:
- обучение в магистратуре по направлению 510800 - География;
- освоение в сокращенные сроки основной образовательной
программы по специальности 012500 - География.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное)
общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 510800 - География
3.1. Основная образовательная программа бакалавра
разрабатывается на основании настоящего Государственного стандарта
и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин,
программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы бакалавра, к условиям ее реализации и
сроки ее освоения определяются настоящим Государственным
образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа бакалавра формируется
из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-
регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также
факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в
каждом цикле должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном
компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа бакалавра должна
предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и
итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы бакалавра должно обеспечивать подготовку
выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой,
установленной настоящим Государственным образовательным
стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 510800 - География
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1608 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Закрепление программы средней школы, изучение ¦ ¦
¦ ¦нового лексико-грамматического материала, ¦ ¦
¦ ¦необходимого для общения в наиболее ¦ ¦
¦ ¦распространенных повседневных ситуациях; ¦ ¦
¦ ¦различные виды речевой деятельности и формы ¦ ¦
¦ ¦речи (устная, письменная, монологическая или ¦ ¦
¦ ¦диалогическая), овладение лексико-грамматическим ¦ ¦
¦ ¦минимумом; курс реферирования и аннотирования ¦ ¦
¦ ¦литературы, курс научно-технического перевода ¦ ¦
¦ ¦и т.п. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; социально-¦ ¦
¦ ¦биологические основы физической культуры; основы ¦ ¦
¦ ¦здорового образа и стиля жизни; оздоровительные ¦ ¦
¦ ¦системы и спорт (теория, методика, практика); ¦ ¦
¦ ¦профессионально-прикладная физическая подготовка ¦ ¦
¦ ¦студентов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦100 ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности ¦ ¦
¦ ¦в XI - XII вв. Социально-политические изменения в¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы ¦ ¦
¦ ¦и Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания российского¦ ¦
¦ ¦абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ¦ ¦
¦ ¦ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. Россия в начале XX в. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации России. ¦ ¦
¦ ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века. Политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического режима.¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство ¦ ¦
¦ ¦социализма в одной стране и его последствия. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономические преобразования в 30-е гг.¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки¦ ¦
¦ ¦осуществления политических и экономических ¦ ¦
¦ ¦реформ. НТР и ее влияние на ход общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. СССР в середине 60 - 80-х гг.: ¦ ¦
¦ ¦нарастание кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ее ¦ ¦
¦ ¦провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦150 ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных связей.¦ ¦
¦ ¦Человек и исторический процесс; личность и массы,¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития.¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. Научные¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦100 ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. ¦ ¦
¦ ¦ Экономический выбор. Экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Экономические системы. Основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦экономической теории. Методы экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. Закон ¦ ¦
¦ ¦убывающей предельной производительности. Эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и ¦ ¦
¦ ¦прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и¦ ¦
¦ ¦налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦200 ¦
¦ ¦ Психология: объект и предмет психологии; ¦ ¦
¦ ¦соотношение субъективной и объективной ¦ ¦
¦ ¦реальности; психика и организм; активность ¦ ¦
¦ ¦психики (души), психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность; структура субъективной реальности; ¦ ¦
¦ ¦личность и межличностные отношения; свобода воли;¦ ¦
¦ ¦личностная ответственность; общее и ¦ ¦
¦ ¦индивидуальное в психике человека. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: предмет педагогики; цели образования¦ ¦
¦ ¦и воспитания; педагогический идеал и его ¦ ¦
¦ ¦конкретно-историческое воплощение; средства и ¦ ¦
¦ ¦методы педагогического воздействия на личность; ¦ ¦
¦ ¦общие принципы дидактики и их реализация в ¦ ¦
¦ ¦конкретных предметных методиках обучения; ¦ ¦
¦ ¦нравственно-психологические и идейные ¦ ¦
¦ ¦взаимоотношения поколений; семейное воспитание и ¦ ¦
¦ ¦семейная педагогика; межличностные отношения в ¦ ¦
¦ ¦коллективе; нравственно-психологический образ ¦ ¦
¦ ¦педагога, мастерство педагогического общения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в жизни¦ ¦
¦ ¦современных обществ. Социальные функции политики.¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. Гражданское общество, его¦ ¦
¦ ¦происхождение и особенности. Особенности ¦ ¦
¦ ¦становления гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политическая ¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. Политическая¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политические элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные традиции,¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. Типология культур. ¦ ¦
¦ ¦Этническая и национальная, элитарная и массовая ¦ ¦
¦ ¦культуры. Восточные и западные типы культур. ¦ ¦
¦ ¦Специфические и "серединные" культуры. Локальные ¦ ¦
¦ ¦культуры. Место и роль России в мировой культуре.¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. Культура и природа. ¦ ¦
¦ ¦Культура и общество. Культура и глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования элементов ¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. Языковые¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы унификации¦ ¦
¦ ¦языка служебных документов. Интернациональные ¦ ¦
¦ ¦свойства русской официально-деловой письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. Язык и стиль распорядительных документов. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых средств¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, развертывание¦ ¦
¦ ¦и завершение речи. Основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов. ¦ ¦
¦ ¦Словесное оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Разговорная речь в системе ¦ ¦
¦ ¦функциональных разновидностей русского ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Условия функционирования ¦ ¦
¦ ¦разговорной речи, роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты. Мировая система и процесс ¦ ¦
¦ ¦глобализации. Социальные группы и общности. ¦ ¦
¦ ¦Виды общностей. Общность и личность. Малые ¦ ¦
¦ ¦группы и коллективы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие социального статуса. Социальное ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие и социальные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Общественное мнение как институт гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества. Культура как фактор социальных ¦ ¦
¦ ¦изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. Личность ¦ ¦
¦ ¦как социальный тип. Социальный контроль и ¦ ¦
¦ ¦девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. Источники ¦ ¦
¦ ¦российского права. Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства. Особенности федеративного устройства¦ ¦
¦ ¦России. Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. Понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения. Физические и юридические лица. ¦ ¦
¦ ¦Право собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. Брачно-семейные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Взаимные права и обязанности супругов, родителей ¦ ¦
¦ ¦и детей. Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина ¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Национально-региональный компонент, включая ¦192 ¦
¦ ¦дисциплины и курсы по выбору студента, ¦ ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1700 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1500 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦350 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальное и интегральное исчисления; ряды;¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; элементы теории ¦ ¦
¦ ¦вероятностей ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и накопления¦ ¦
¦ ¦информации; технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦реализации информационных процессов; модели ¦ ¦
¦ ¦решения функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования; локальные и глобальные сети ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ; методы защиты информации; компьютерный ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦200 ¦
¦ ¦ Физические основы механики, физика колебаний ¦ ¦
¦ ¦и волн, молекулярная физика и термодинамика, ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм, квантовая физика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦250 ¦
¦ ¦ Химические системы, химическая термодинамика ¦ ¦
¦ ¦и кинетика, реакционная способность веществ, ¦ ¦
¦ ¦их идентификация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦200 ¦
¦ ¦ Организмы и среда, лимитирующие факторы; ¦ ¦
¦ ¦популяции, сообщества, экосистемы, принципы их ¦ ¦
¦ ¦организации и функционирования; формы ¦ ¦
¦ ¦биологических отношений в сообществах; структура ¦ ¦
¦ ¦экосистем; основные типы экосистем и их динамика;¦ ¦
¦ ¦биосфера ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Биология ¦200 ¦
¦ ¦ Сущность жизни; уровни организации живых систем;¦ ¦
¦ ¦клетки и организмы; биологическое разнообразие, ¦ ¦
¦ ¦принципы системной организации; гомеостаз; ¦ ¦
¦ ¦эволюция; охрана биологических объектов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Геология ¦100 ¦
¦ ¦ Состав и строение Земли и земной коры; ¦ ¦
¦ ¦геологические процессы; развитие земной коры во ¦ ¦
¦ ¦времени; этапы геологической истории земной коры;¦ ¦
¦ ¦эволюция органического мира прошлого; ¦ ¦
¦ ¦стратиграфическая шкала; геологическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность человека и охрана геологической ¦ ¦
¦ ¦среды ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Региональный компонент, включая дисциплины и ¦200 ¦
¦ ¦курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом ¦ ¦
¦ ¦(факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦2450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2100 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Землеведение ¦100 ¦
¦ ¦ Понятие о географической оболочке, факторы ее ¦ ¦
¦ ¦становления и этапы развития, структура и ¦ ¦
¦ ¦динамика географической оболочки и ее единство ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Геоморфология ¦100 ¦
¦ ¦ Мегарельеф Земли, эндогенные и экзогенные ¦ ¦
¦ ¦процессы и рельеф. Структурно-геоморфологические ¦ ¦
¦ ¦элементы материков и океанов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Метеорология и климатология ¦100 ¦
¦ ¦ Радиационный и тепловой режим атмосферы, вода ¦ ¦
¦ ¦в атмосфере, атмосферная циркуляция и ¦ ¦
¦ ¦климатообразование, барическое поле ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Гидрология ¦100 ¦
¦ ¦ Химические и физические свойства природных ¦ ¦
¦ ¦вод, круговорот воды в природе, гидрология рек, ¦ ¦
¦ ¦ледников, подземных вод, озер, океанов и морей ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Биогеография ¦100 ¦
¦ ¦ Биоценоз и биом, биосфера; географические ¦ ¦
¦ ¦закономерности распространения организмов и ¦ ¦
¦ ¦сообществ на суше, в океанах и морях; география ¦ ¦
¦ ¦биологического разнообразия ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦География почв с основами почвоведения ¦100 ¦
¦ ¦ Состав и свойства почв, факторы ¦ ¦
¦ ¦почвообразования, классификация и распространение¦ ¦
¦ ¦почв, состояние почвенных ресурсов и мелиорация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Ландшафтоведение ¦100 ¦
¦ ¦ Геосистемы и природно-территориальные комплексы,¦ ¦
¦ ¦динамика геосистем, природные и природно- ¦ ¦
¦ ¦антропогенные ландшафты, прикладное ¦ ¦
¦ ¦ландшафтоведение, ландшафтное моделирование ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Картография ¦100 ¦
¦ ¦ Математическая основа карт, способы ¦ ¦
¦ ¦картографических изображений, генерализация, ¦ ¦
¦ ¦типы и виды карт, приемы и методы использования ¦ ¦
¦ ¦карт ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦География населения с основами демографии ¦100 ¦
¦ ¦ Динамика, численность и размещение населения ¦ ¦
¦ ¦на земном шаре, миграция, основы этнографии, ¦ ¦
¦ ¦конфессиональный и социальный состав населения; ¦ ¦
¦ ¦трудовые ресурсы и их использование; типы ¦ ¦
¦ ¦расселения; географические различия в условиях и ¦ ¦
¦ ¦образе жизни населения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Топография ¦100 ¦
¦ ¦ Топографическое изучение поверхности земли, ¦ ¦
¦ ¦геодезические измерения, съемка местности, ¦ ¦
¦ ¦топографические карты и планы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Экономическая, социальная и политическая ¦100 ¦
¦ ¦география ¦ ¦
¦ ¦ Экономическая и социальная география в системе ¦ ¦
¦ ¦географических наук; пространственная, ¦ ¦
¦ ¦экономическая и социальная парадигмы - ¦ ¦
¦ ¦концептуальные основы экономической и социальной ¦ ¦
¦ ¦географии; экономико-географический аспект ¦ ¦
¦ ¦глобальных проблем современности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12¦Физическая география России ¦200 ¦
¦ ¦ Характеристика природы, факторы формирования ¦ ¦
¦ ¦и дифференциации современных ландшафтов, регионы ¦ ¦
¦ ¦России ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.13¦Экономическая и социальная география России ¦200 ¦
¦ ¦ Народнохозяйственный комплекс и особенности ¦ ¦
¦ ¦территориальной организации общества, отрасли ¦ ¦
¦ ¦народного хозяйства, социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦районы России ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.14¦Физическая география материков и океанов ¦200 ¦
¦ ¦ Зонально-поясная структура географической ¦ ¦
¦ ¦оболочки, региональный обзор современных ¦ ¦
¦ ¦(природных и природно-антропогенных) ландшафтов ¦ ¦
¦ ¦материков и природы океанов, экологические ¦ ¦
¦ ¦проблемы освоения ландшафтов материков ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.15¦Экономическая и социальная география мира ¦200 ¦
¦ ¦ Мировое хозяйство и его отрасли, мировые ¦ ¦
¦ ¦экономические связи и системы, политическая ¦ ¦
¦ ¦карта мира, региональный обзор экономической ¦ ¦
¦ ¦географии зарубежных стран ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦0ПД.Ф.16¦Методы географических исследований ¦200 ¦
¦ ¦ Классификация методов по этапам познания; ¦ ¦
¦ ¦информационная база географии; сравнительный ¦ ¦
¦ ¦географический метод; методы комплексных ¦ ¦
¦ ¦географических исследований; взаимосвязь ¦ ¦
¦ ¦картографических, геохимических, геофизических, ¦ ¦
¦ ¦математических, аэро- и космических методов; ¦ ¦
¦ ¦методы изучения территориально-экономических ¦ ¦
¦ ¦систем разных типов; применение балансовых, ¦ ¦
¦ ¦статистических, картометрических методов в ¦ ¦
¦ ¦социально-экономических исследованиях; ¦ ¦
¦ ¦моделирование геосистем ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Региональный компонент, включая дисциплины по ¦350 ¦
¦ ¦выбору ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД ¦Специальные дисциплины ¦944 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативные дисциплины ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.02 ¦Цикл психолого-педагогических дисциплин ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦7344 ¦
¦ ¦(136 недель х 54 часа) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Практики ¦972 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого ¦8316 ¦
L--------+-------------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 510800 - География
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра географии при очной форме обучения составляет
208 недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные,
а также экзаменационные сессии - 160 недель,
- практики: - 18 недель,
учебная - 12 недель,
производственная - 6 недель,
- итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы - 6 недель,
- каникулы, включая 8 недель
последипломного отпуска - 24 недели.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра
географии по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а
также в случае сочетания различных форм обучения могут быть
увеличены до одного года относительно нормативного срока,
установленного п. 1.2 настоящего Государственного образовательного
стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
ввиду сокращенного срока теоретического обучения и большой
длительности практик не должен превышать в среднем за период
теоретического обучения 32 часов в неделю. При этом в указанный
объем не входят полевые практики, обязательные практические
занятия по физической культуре и занятия по факультативным
дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 6 - 10 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний
период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 510800 - География
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
бакалавра географии.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза для бакалавра
географии на основе настоящего Образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам, включенным в учебный план высшего учебного
заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
6.1.2. При разработке своей основной образовательной программы
высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов и отдельных дисциплин, - в пределах 10%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных
дисциплин из 11, приведенных в настоящем Государственном
образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом
дисциплин должны входить дисциплины "Иностранный язык" в объеме
340 часов и "Физическая культура" в объеме 408 часов. Объем часов
по каждой из трех других выбранных дисциплин предусматривается не
менее 136. Если вуз выбирает более пяти дисциплин, объем часов по
отдельным из них может быть сокращен. Если дисциплина является
частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные
на ее изучение часы могут перераспределяться на изучение других
дисциплин в рамках цикла ГСЭ;
- могут предусматриваться с учетом пожелания студентов занятия
по дисциплинам "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней) и
заочной формах обучения и экстернате;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-
экономических, математических и естественнонаучных дисциплин в
соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание
дисциплин указанных циклов должно быть профессионально
ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и
содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;
- при формировании основной образовательной программы вуз
(факультет) обязан выделить:
по каждой естественнонаучной дисциплине (при очной форме
обучения) - менее 50% трудоемкости для аудиторных занятий со
студентами, из них на лабораторные работы (практикум) - не менее
30% объема часов;
в составе регионального (вузовского) компонента половину
количества часов - на дисциплины по выбору студента;
реализовать основную образовательную программу подготовки
бакалавра по направлению 510800 - География в сокращенные сроки
для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее
профессиональное образование соответствующего профиля или высшее
профессиональное образование. При этом продолжительность обучения
должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки
допускается также для лиц, уровень образования или способности
которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Подготовка бакалавра географии проводится на географических
кафедрах вузов, имеющих заведующими кафедрой профессора или
доцента с научной степенью доктора или кандидата наук по
географическим или смежным специальностям. Преподавание дисциплин
должно обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены научно-
методической и учебно-методической документацией по всем видам
учебных занятий.
Вуз обеспечивает возможность пользоваться учебно-методической
литературой по отдельным дисциплинам в количестве 0,5 экземпляра
на 1 обучающегося.
Вуз обеспечивает возможность доступа обучающихся к:
- комплектам общегеографических и тематических карт по основным
направлениям географической науки и других наук о Земле;
- комплексным научно-справочным, учебным и популярным атласам
России, ее регионов и мира;
- материалам аэрокосмического зондирования (снимки, фотокарты и
др.);
- программному обеспечению для построения геоинформационных
систем и обработки изображений (стандартные программные пакеты);
- к фондам научных библиотек;
- к аналитическим лабораториям, музеям.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебной
подготовки бакалавра.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу бакалавра географии, должно быть обеспечено для
проведения учебного процесса современной инструментальной и
приборной базой, компьютерными классами и соответствующим
программным обеспечением, материально-технической базой,
обеспечивающей проведение всех видов аудиторной, лабораторной,
компьютерной, практической, экспедиционной, дисциплинарной,
междисциплинарной, научно-исследовательской работы студентов,
предусмотренных Государственным образовательным стандартом и
примерным учебным планом, и соответствующей действующим санитарно-
техническим нормам.
6.5. Требования к организации практик бакалавра.
Учебные практики должны проводиться на специально
подготовленных учебных базах и обеспечивать возможность изучения
природно-территориальных и природно-хозяйственных комплексов и их
компонентов. В составе баз должны быть жилые корпуса,
соответствующие требованиям санитарно-эпидемиологической службы,
пищеблок, складские помещения, камеральный корпус. Учебная
практика должна обеспечиваться необходимым транспортом,
вычислительной техникой, стандартным полевым оборудованием.
Производственные практики должны проводиться в научных, научно-
производственных, проектных учреждениях и в высших учебных
заведениях, занимающихся проблемами охраны природы и управления
природопользованием.
Для выпускников, продолжающих непрерывное обучение в
магистратуре по направлению 510800 - География, Научно-
методический совет по географии УМО университетов рекомендует вузу
организовать прохождение производственной практики непосредственно
после завершения программы бакалавра. В этом случае оплачиваемый
отпуск предоставляется выпускнику после окончания магистратуры.
Научно-методический совет по географии УМО университетов
рекомендует вузу обеспечить на факультативной основе освоение
дополнительной квалификации педагогического профиля в соответствии
с утвержденной государственными требованиями к минимуму содержания
и уровню профессиональной подготовки выпускников вузов для ведения
педагогической деятельности.
7. Требования к уровню подготовки бакалавра по направлению
510800 - География
7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра.
Бакалавр географии должен:
- знать историю развития географии; основные понятия и
категории; систему географических наук; историю географических
открытий и роль выдающихся ученых в развитии географической науки;
уметь оценить вклад российских географов в формирование
общемировой системы географических знаний;
- иметь представление о строении оболочек Земли, их
взаимодействии и эволюции, о факторах пространственной физико-
географической дифференциации, об общих законах круговоротов
вещества и потоков энергии, знать периодический закон
географической зональности, понимать структуру и динамику
географической оболочки, ее единство;
- знать строение, возраст и генезис рельефа, эндогенные и
экзогенные процессы рельефообразования и структурно-
геоморфологические элементы строения материков и океанов,
представлять механизмы рельефообразования на суше, в береговой
зоне, на дне морей и океанов, уметь оценить влияние рельефа на
хозяйственную деятельность человека и его здоровье;
- знать основные закономерности радиационного и теплового
режима атмосферы Земли, факторов формирования климата,
классификации климатов, тенденций изменения климата в глобальном и
региональном аспектах; уметь вести обсервационную работу и
выполнять климатологический анализ метеорологических данных;
- знать структуру водных объектов Земли, закономерности их
формирования и трансформации речного стока, особенности
гидрологического режима рек, озер, морей, подземных вод, механизмы
протекания различных процессов в водных объектах суши; уметь
оценить составляющие водного баланса, производить необходимые
гидрометрические измерения;
- знать географические закономерности размещения организмов и
сообществ, знать важнейшие зонально-региональные особенности фауны
и флоры, растительности и животного мира суши, закономерности
биогеографического районирования Мирового океана, владеть
первичными навыками полевых биогеографических исследований;
- знать сущность почвообразовательного процесса, классификацию
почв, структуру почвенного покрова, географические закономерности
распределения основных почвенных типов;
- знать основные принципы, законы и закономерности
пространственно-временной организации геосистем локального и
регионального уровней, основные типологии и классификации
ландшафтов, иметь представление о природно-антропогенных
геосистемах;
- знать математические и изобразительные свойства карт
различных масштабов и тематики, знать принципы географической
картографии (способы изображения явлений, приемы генерализации,
методы составления и оформления карт и др.), иметь представление о
технологии создания карт и уметь выполнять авторские разработки
карт, анализировать карты с применением средств картометрии и
математической статистики и извлекать из них нужную информацию,
ориентироваться в современных картографических фондах;
- знать основные концепции и теории экономической и социальной
географии; географические закономерности развития территориальных
социально-экономических систем; демографические, социальные и
экономические тенденции развития современного мирового сообщества;
- знать закономерности эволюции, воспроизводства и
территориальной организации населения, владеть навыками
географического анализа населения и трудовых ресурсов, уметь
выявлять и анализировать современные демографические, этнические и
трудовые проблемы;
- иметь представление о территориально-политической структуре
общества и размещении политических систем; о политических
особенностях различных стран;
- иметь представление об эволюционном развитии географической
оболочки и природных сфер; о взаимодействии эволюционирующих
косных, биокосных и живых систем на разных этапах развития;
владеть методами палеогеографических исследований;
- понимать закономерности формирования пространственных
хозяйственных структур и территориальных форм организации жизни
общества на локальном, региональном, национальном и глобальном
уровнях;
- знать методику изучения территориальной организации
производительных сил страны и ее отдельных районов в соответствии
с общими и региональными природными, экономическими и социальными
условиями, знать размещение предприятий отраслей народного
хозяйства и специфику социально-экономических районов России;
- знать политическую карту мира и пространственные особенности
современного мирового хозяйства и его отраслей, сложившиеся
мировые экономические связи и тенденции экономических отношений,
проблемы интеграции;
- знать фундаментальные теории и категории географической
науки, выделять географический аспект научного исследования
природных и социально-экономических объектов, понимать
коэволюционный характер взаимодействия природы и общества,
анализировать географическую специфику глобальных проблем
современности;
- знать закономерности и фактическое размещение предприятий
сферы материального производства и непроизводственной сферы,
размещение населения, природопользования с учетом их отношений,
связей, соподчиненности и взаимозависимости;
- знать особенности расселения городского населения, типы
городов, роль города в расселении и территориальной структуре
хозяйства, владеть экологическими, демографическими и
экономическими проблемами городов, владеть географическими
основами градостроительной политики, понимать специфику
урбанистических структур и владеть социально-экономической
политикой регулирования развития городов;
- знать методы управления экономическим, социальным и
политическим развитием страны в пространственном (региональном)
аспекте, понимать взаимодействие и соотношение движущих сил
регионального развития и вырабатывать рекомендации социально-
экономического характера, способные оптимизировать меры по
развитию регионов;
- уметь определять влияние технических и технологических
особенностей предприятий промышленности, сельского хозяйства и
других отраслей материального производства на их размещение по
территории страны и эффективность производства в целом;
- знать системный подход анализа территориальных рекреационных
систем, территориальную дифференциацию рекреационных потребностей,
связь ТРС с другими территориальными системами (сетью расселения,
промышленными и аграрными комплексами, природными комплексами),
свойства ТРС и ее компонентов, уметь дать рекомендации по
совершенствованию механизма управления ТРС.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
бакалавра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра географии
включает защиту выпускной квалификационной работы и
государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности бакалавра географии
к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим
Государственным образовательным стандартом, и продолжению
образования по специальности 012500 - География в магистратуре по
направлению 510800 - География в соответствии с п. 1.4
вышеупомянутого Стандарта.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе.
Выпускная работа бакалавра географии должна быть представлена в
форме рукописи.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной работы
определяются высшим учебным заведением на основании Положения об
итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных
заведений, утвержденного Минобразованием России, Государственного
образовательного стандарта по географии (указать направление или
специальность) и методических рекомендаций Научно-методического
совета по географии УМО университетов.
Время, отводимое на подготовку квалификационной работы
бакалавра, составляет не менее 6 недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
направлению 510800 - География определяются вузом на основании
методических рекомендаций и соответствующей примерной программы,
разработанных Научно-методическим советом по географии УМО
университетов, Положения об итоговой государственной аттестации
выпускников высших учебных заведений, утвержденного
Минобразованием России, и Государственного образовательного
стандарта по направлению 510800 - География.
Составители:
Научно-методический совет по географии Учебно-методического
объединения университетов России.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования по направлению 510800 - География
одобрен на заседании Научно-методического совета по географии
Учебно-методического объединения университетов 1 октября 1999 г.,
протокол N 3-гео.
|