Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
103 ЕН/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 012600 - МЕТЕОРОЛОГИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - МЕТЕОРОЛОГ
1. Общая характеристика специальности 012600 - Метеорология
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - метеоролог.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки метеоролога по специальности 012600 - Метеорология при
очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Метеоролог по специальности 012600 - Метеорология может
занимать должности, требующие высшего профессионального
образования, согласно действующему законодательству Российской
Федерации: младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза),
метеоролога (должность по Общероссийскому классификатору
должностей служащих, разработанному Минтрудом РФ по состоянию на
10.06.1999 (М., 1999), N 24078), синоптика (N 26450), инженера (N
22446), инженера-исследователя (N 22488), инженера по охране
окружающей среды (N 22656), агрометеоролога (N 20038), аэролога (N
20246), стажера-исследователя в области метеорологии (N 26627),
инженера-лаборанта (N 22497) и др.
При условии освоения соответствующей образовательно-
профессиональной программы педагогического профиля метеоролог
может занимать должности, относящиеся к педагогической
деятельности, в вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях
и учреждениях среднего профессионального образования (должности
преподавателя - N 25814, 25813, 25812).
1.3.1. Сфера профессиональной деятельности.
Сферой профессиональной деятельности метеоролога по
специальности 012600 - Метеорология являются:
- органы Федеральной службы России по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды;
- академические и научно-исследовательские институты, связанные
с изучением атмосферы и с ее взаимодействием с океаном;
- органы охраны природы и управления природопользованием;
- организации, учреждения и предприятия, связанные с изменением
погоды и климата;
- проектные, изыскательские, исследовательские институты, бюро,
фирмы и т.п. различных форм собственности, зависящие в своей
деятельности от состояния погоды и климата;
- учреждения высшего и среднего специального образования.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности метеоролога по
специальности 012600 - Метеорология являются атмосфера Земли и
воздушные массы.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Метеоролог по специальности 012600 - Метеорология может быть
подготовлен к одному из следующих видов профессиональной
практической деятельности:
- научно-исследовательская;
- оперативно-производственная;
- проектно-производственная;
- педагогическая (при условии освоения педагогической программы
обучения).
Конкретное содержание профессиональной подготовки определяется
образовательной программой вуза.
1.3.4. Обобщенные задачи деятельности выпускника.
Метеоролог по специальности 012600 - Метеорология подготовлен к
решению следующих задач:
Научно-исследовательская деятельность.
Метеоролог подготовлен к:
- участию в разработке физико-математических моделей общей
циркуляции атмосферы и климата, включая взаимодействие атмосферы и
океана, в их сопоставлении с наблюдениями, анализе
чувствительности к различным природным факторам;
- изучению физических и химических процессов, протекающих в
атмосфере и при ее взаимодействии с земной поверхностью и
биосферой;
- осуществлению географического и физического анализа
атмосферных процессов и явлений, их классификации, установлению
эмпирических зависимостей и закономерностей;
- исследованию переноса, трансформации и выведению промышленных
и других загрязнений, выбрасываемых в атмосферу.
Проектно-производственная деятельность.
Метеоролог подготовлен к:
- оценке влияния метеорологических факторов на состояние
окружающей среды и разработке рекомендаций по их рациональному
учету в целях охраны природы;
- метеорологическому обоснованию проектируемых сооружений,
аэропортов, размещения строительства и др.;
- участию в экологической экспертизе проектов.
Оперативно-производственная деятельность.
Метеоролог должен быть подготовлен к:
- организации и проведению специальных метеорологических
наблюдений;
- проведению оперативных прогнозов погоды различной
заблаговременности и сбору необходимой информации;
- оценке влияния сложившихся и ожидаемых метеорологических
условий на сельское хозяйство, рыболовство и производственную
деятельность всех видов транспорта.
Педагогическая деятельность.
Метеоролог подготовлен к:
- преподаванию метеорологических дисциплин в вузах и средних
специальных учебных заведениях при условии освоения
соответствующей образовательно-профессиональной программы
педагогического профиля;
- учебно-вспомогательной работе в вузах.
1.4. Возможности продолжения образования.
Метеоролог, освоивший основную образовательную программу
высшего профессионального образования по специальности 012600 -
Метеорология, подготовлен к:
- продолжению образования в аспирантуре по научной
специальности 25.00.30 - Метеорология, климатология,
агрометеорология и другим смежным научным специальностям;
- обучению в магистратуре по направлению 510900 -
Гидрометеорология.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное)
общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной
образовательной программе подготовки выпускника
по специальности 012600 - Метеорология
3.1. Основная образовательная программа метеоролога
разрабатывается на основании настоящего Государственного стандарта
и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы
учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы метеоролога, к условиям ее реализации и
сроки ее освоения определяются настоящим Государственным
образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа метеоролога формируется
из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-
регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также
факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в
каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные
в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста-
метеоролога должна предусматривать изучение студентом следующих
циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки метеоролога должно
обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с
квалификационной характеристикой, установленной настоящим
Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки метеоролога
по специальности 012600 - Метеорология
----------T------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1608 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы, изучение ¦ ¦
¦ ¦нового лексико-грамматического материала, ¦ ¦
¦ ¦необходимого для общения в наиболее ¦ ¦
¦ ¦распространенных повседневных ситуациях; ¦ ¦
¦ ¦различные виды речевой деятельности и формы ¦ ¦
¦ ¦речи (устной, письменной, монологической или ¦ ¦
¦ ¦диалогической), овладение лексико-грамматическим¦ ¦
¦ ¦минимумом; курс реферирования и аннотирования ¦ ¦
¦ ¦научной литературы, курс научно-технического ¦ ¦
¦ ¦перевода и т.п. ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы физической ¦ ¦
¦ ¦культуры; основы здорового образа и стиля ¦ ¦
¦ ¦жизни; оздоровительные системы и спорт ¦ ¦
¦ ¦(теория, методика, практика); профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦100 ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерус-¦ ¦
¦ ¦ские связи. Особенности социального строя ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. Этнокультурные и социально-полити-¦ ¦
¦ ¦ческие процессы становления русской государст- ¦ ¦
¦ ¦венности. Принятие христианства. Распространение¦ ¦
¦ ¦ислама. Эволюция восточнославянской государст- ¦ ¦
¦ ¦венности в XI - XII вв. Социально-политические ¦ ¦
¦ ¦изменения в русских землях в XIII - XV вв. Русь ¦ ¦
¦ ¦и Орда: проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особеннос-¦ ¦
¦ ¦ти складывания российского абсолютизма. ¦ ¦
¦ ¦Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX в. ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и авторита-¦ ¦
¦ ¦ризма. Россия в начале XX в. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации России. ¦ ¦
¦ ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века. Политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенациональ-¦ ¦
¦ ¦ного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская вой-¦ ¦
¦ ¦на и интервенция, их результаты и последствия. ¦ ¦
¦ ¦Российская эмиграция. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. Образование¦ ¦
¦ ¦СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя¦ ¦
¦ ¦политика. Курс на строительство социализма в ¦ ¦
¦ ¦одной стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. Усиление¦ ¦
¦ ¦режима личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. СССР в середине 60 - ¦ ¦
¦ ¦80-х гг.: нарастание кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦150 ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время.¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс; личность¦ ¦
¦ ¦и массы, свобода и необходимость. Формационная и¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания,¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦100 ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. ¦ ¦
¦ ¦Экономический выбор. Экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Экономические системы. Основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦экономической теории. Методы экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной производи- ¦ ¦
¦ ¦тельности. Эффект масштаба. Виды издержек. ¦ ¦
¦ ¦Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации ¦ ¦
¦ ¦прибыли. Предложение совершенно конкурентной ¦ ¦
¦ ¦фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных ¦ ¦
¦ ¦рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополисти-¦ ¦
¦ ¦ческая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный мульти- ¦ ¦
¦ ¦пликатор. Банковская система. Денежно-кредитная ¦ ¦
¦ ¦политика. Экономический рост и развитие. ¦ ¦
¦ ¦Международные экономические отношения. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦торговля и торговая политика. Платежный баланс. ¦ ¦
¦ ¦Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦100 ¦
¦ ¦Психология: объект и предмет; соотношение ¦ ¦
¦ ¦субъективной и объективной реальности; психика ¦ ¦
¦ ¦и организм; активность психики (души), психика, ¦ ¦
¦ ¦поведение и деятельность; структура субъективной¦ ¦
¦ ¦реальности; личность и межличностные отношения; ¦ ¦
¦ ¦свобода воли; личностная ответственность; общее ¦ ¦
¦ ¦и индивидуальное в психике человека. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: предмет педагогики; цели образования¦ ¦
¦ ¦и воспитания; педагогический идеал и его ¦ ¦
¦ ¦конкретно-историческое воплощение; средства и ¦ ¦
¦ ¦методы педагогического воздействия на личность; ¦ ¦
¦ ¦общие принципы дидактики и их реализация в ¦ ¦
¦ ¦конкретных предметных методиках обучения; ¦ ¦
¦ ¦нравственно-психологические и идейные взаимоот- ¦ ¦
¦ ¦ношения поколений; семейное воспитание и семей- ¦ ¦
¦ ¦ная педагогика; межличностные отношения в ¦ ¦
¦ ¦коллективе; нравственно-психологический образ ¦ ¦
¦ ¦педагога; мастерство педагогического общения ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. Институциональ- ¦ ¦
¦ ¦ные аспекты политики. Политическая власть. ¦ ¦
¦ ¦Политическая система. Политические режимы, ¦ ¦
¦ ¦политические партии, электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. Политические ¦ ¦
¦ ¦организации и движения. Политические элиты. ¦ ¦
¦ ¦Политическое лидерство. Социокультурные аспекты ¦ ¦
¦ ¦политики. Мировая политика и международные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Особенности мирового политического ¦ ¦
¦ ¦процесса. Национально-государственные интересы ¦ ¦
¦ ¦России в новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культурологичес-¦ ¦
¦ ¦кого знания. Культурология и философия культуры,¦ ¦
¦ ¦социология культуры, культурная антропология. ¦ ¦
¦ ¦Культурология и история культуры. Теоретическая ¦ ¦
¦ ¦и прикладная культурология. Методы ¦ ¦
¦ ¦культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность,¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. Типология культур. ¦ ¦
¦ ¦Этническая и национальная, элитарная и массовая ¦ ¦
¦ ¦культуры. Восточные и западные типы культур. ¦ ¦
¦ ¦Специфические и "серединные" культуры. Локальные¦ ¦
¦ ¦культуры. Место и роль России в мировой ¦ ¦
¦ ¦культуре. Тенденции культурной универсализации в¦ ¦
¦ ¦мировом современном процессе. Культура и ¦ ¦
¦ ¦природа. Культура и общество. Культура и ¦ ¦
¦ ¦глобальные проблемы современности. Культура и ¦ ¦
¦ ¦личность. Инкультурация и социализация ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного языка.¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. Речевое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие. Основные единицы общения. Устная¦ ¦
¦ ¦и письменная разновидности литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Нормативные, коммуникативные, этические аспекты ¦ ¦
¦ ¦устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования элементов¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер деятельнос-¦ ¦
¦ ¦ти. Официально-деловой стиль, сфера его функцио-¦ ¦
¦ ¦нирования, жанровое разнообразие. Языковые ¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы унифика- ¦ ¦
¦ ¦ции языка служебных документов. Интернациональ- ¦ ¦
¦ ¦ные свойства русской официально-деловой ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. Язык и стиль распорядительных ¦ ¦
¦ ¦документов. Язык и стиль коммерческой корреспон-¦ ¦
¦ ¦денции. Язык и стиль инструктивно-методических ¦ ¦
¦ ¦документов. Реклама в деловой речи. Правила ¦ ¦
¦ ¦оформления документов. Речевой этикет в ¦ ¦
¦ ¦документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых средств¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, развертыва- ¦ ¦
¦ ¦ние и завершение речи. Основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов. ¦ ¦
¦ ¦Словесное оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Разговорная речь в системе ¦ ¦
¦ ¦функциональных разновидностей русского ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Условия функционирования ¦ ¦
¦ ¦разговорной речи, роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект О. ¦ ¦
¦ ¦Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты. Мировая система и процесс ¦ ¦
¦ ¦глобализации. Социальные группы и общности. ¦ ¦
¦ ¦Виды общностей. Общность и личность. Малые ¦ ¦
¦ ¦группы и коллективы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦социального статуса. Социальное взаимодействие и¦ ¦
¦ ¦социальные отношения. Общественное мнение как ¦ ¦
¦ ¦институт гражданского общества. Культура как ¦ ¦
¦ ¦фактор социальных изменений. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦экономики, социальных отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный контроль¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. Источники ¦ ¦
¦ ¦российского права. Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон государст-¦ ¦
¦ ¦ва. Особенности федеративного устройства России.¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. Понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения. Физические и юридические лица. ¦ ¦
¦ ¦Право собственности. Обязательства в гражданском¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. Брачно-семейные отношения.¦ ¦
¦ ¦Взаимные права и обязанности супругов, родителей¦ ¦
¦ ¦и детей. Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный компонент, включая ¦192 ¦
¦ ¦дисциплины и курсы по выбору студента, ¦ ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2000 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1800 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦600 ¦
¦ ¦Аналитическая геометрия и линейная алгебра, ¦ ¦
¦ ¦дифференциальное и интегральное исчисления; ¦ ¦
¦ ¦ряды; дифференциальные уравнения, элементы ¦ ¦
¦ ¦теории вероятностей; элементы функционального ¦ ¦
¦ ¦анализа; статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и программные¦ ¦
¦ ¦средства реализации информационных процессов; ¦ ¦
¦ ¦модели решения функциональных и вычислительных ¦ ¦
¦ ¦задач; алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования; локальные и глобальные сети ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ; методы защиты информации; компьютерный ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦400 ¦
¦ ¦Физические основы механики, электричество и ¦ ¦
¦ ¦магнетизм, физика колебаний и волн, квантовая ¦ ¦
¦ ¦физика, молекулярная физика и термодинамика, ¦ ¦
¦ ¦гидромеханика ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦200 ¦
¦ ¦Химические системы, химическая термодинамика и ¦ ¦
¦ ¦кинетика, реакционная способность веществ, их ¦ ¦
¦ ¦идентификация ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Биология ¦150 ¦
¦ ¦Сущность жизни; происхождение и эволюция; уровни¦ ¦
¦ ¦организации живых систем; биологическое ¦ ¦
¦ ¦разнообразие; функционирование организмов; ¦ ¦
¦ ¦гомеостаз; охрана биологических объектов ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦География ¦250 ¦
¦ ¦Основные понятия географической науки; ¦ ¦
¦ ¦структура географической оболочки и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦развития; факторы пространственной физико- ¦ ¦
¦ ¦географической дифференциации; зональность, ¦ ¦
¦ ¦высотная поясность, секторность; основы ¦ ¦
¦ ¦экономической и социальной географии; человек ¦ ¦
¦ ¦и окружающая природная среда ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Региональный компонент, в т.ч. дисциплины и ¦200 ¦
¦ ¦курсы по выбору студента ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦3300 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦3000 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Физическая метеорология ¦200 ¦
¦ ¦Строение, состав, свойства атмосферы Земли, ¦ ¦
¦ ¦статика атмосферы, солнечная и земная радиация; ¦ ¦
¦ ¦термодинамика атмосферы; основные уравнения ¦ ¦
¦ ¦гидротермодинамики атмосферы; пограничные слои; ¦ ¦
¦ ¦поверхности раздела и фронты; синоптический ¦ ¦
¦ ¦анализ полей метеорологических величин; ¦ ¦
¦ ¦циклоническая деятельность; прогноз ¦ ¦
¦ ¦синоптического положения и погоды; влияние ¦ ¦
¦ ¦физического состояния атмосферы на полеты ¦ ¦
¦ ¦воздушных судов ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦Климатология ¦100 ¦
¦ ¦Методы климатической обработки метеорологических¦ ¦
¦ ¦наблюдений; климатическая система, климатообра- ¦ ¦
¦ ¦зование, микроклимат; классификация климата: ¦ ¦
¦ ¦типы климата, их формирование, климатическое ¦ ¦
¦ ¦районирование; изменение климата, антропогенное ¦ ¦
¦ ¦влияние на климат Земли ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦Гидрология суши ¦200 ¦
¦ ¦Общие закономерности гидрологических процессов ¦ ¦
¦ ¦на Земле; географо-гидрологические особенности ¦ ¦
¦ ¦водных объектов суши; химические и физические ¦ ¦
¦ ¦свойства природных вод, физические основы ¦ ¦
¦ ¦гидрологических процессов, круговорот воды в ¦ ¦
¦ ¦природе, водные ресурсы, гидрология ледников, ¦ ¦
¦ ¦подземных вод, рек, озер, водохранилищ, болот; ¦ ¦
¦ ¦основные проблемы рационального использования ¦ ¦
¦ ¦и охраны водных объектов суши ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04 ¦Океанология ¦200 ¦
¦ ¦Мировой океан, его моря и основные водные массы;¦ ¦
¦ ¦физические процессы, протекающие в море: ¦ ¦
¦ ¦перемешивание и турбулентность, волны, приливы, ¦ ¦
¦ ¦течения, ледообразование, связи с атмосферой, ¦ ¦
¦ ¦материковым стоком, литосферой; методы получения¦ ¦
¦ ¦данных об океане ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05 ¦Гидрометеорологические основы охраны окружающей ¦200 ¦
¦ ¦среды ¦ ¦
¦ ¦Общегосударственная служба наблюдений и контроля¦ ¦
¦ ¦за уровнем загрязнения природной среды; ¦ ¦
¦ ¦глобальная система мониторинга, виды ¦ ¦
¦ ¦антропогенных изменений окружающей среды и ¦ ¦
¦ ¦источники загрязнения атмосферы; расчет ¦ ¦
¦ ¦переноса, рассеивания и трансформации примесей ¦ ¦
¦ ¦в атмосфере; виды и размеры использования вод ¦ ¦
¦ ¦суши; методы оценки качества воды, мониторинг ¦ ¦
¦ ¦загрязнения в реках и водоемах; основы ¦ ¦
¦ ¦водоохранного законодательства и принципы ¦ ¦
¦ ¦управления водными ресурсами; мониторинг ¦ ¦
¦ ¦загрязнения морей и океанов; основные ¦ ¦
¦ ¦загрязнения, их трансформация в море; модели ¦ ¦
¦ ¦переноса пассивных субстанций в океане, влияние ¦ ¦
¦ ¦загрязнений на физико-химические свойства ¦ ¦
¦ ¦морской воды и биологическую продуктивность ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06 ¦Картография с основами топографии и геодезии ¦200 ¦
¦ ¦Математическая основа карт, способы ¦ ¦
¦ ¦картографических изображений, генерализация, ¦ ¦
¦ ¦типы и виды карт, приемы и методы использования ¦ ¦
¦ ¦карт; топографическое изучение поверхности ¦ ¦
¦ ¦Земли, геодезические измерения, съемка ¦ ¦
¦ ¦местности, топографические карты и планы ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07 ¦Землеведение и ландшафтоведение ¦200 ¦
¦ ¦Происхождение Земли, ее возраст, внутреннее ¦ ¦
¦ ¦строение, происхождение материков и океанов, ¦ ¦
¦ ¦морфологические особенности материков, ложа ¦ ¦
¦ ¦океанов; геосистемы и природно-территориальные ¦ ¦
¦ ¦комплексы: структура, функционирование и ¦ ¦
¦ ¦динамика геосистем; природные и природно-антро- ¦ ¦
¦ ¦погенные ландшафты; ландшафтное моделирование ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08 ¦Методы и средства гидрометеорологических ¦200 ¦
¦ ¦измерений ¦ ¦
¦ ¦Теория гидрометеорологических измерений, ¦ ¦
¦ ¦контактные и дистанционные методы и средства ¦ ¦
¦ ¦измерений, измерения с помощью искусственных ¦ ¦
¦ ¦спутников Земли, метеорологические и ¦ ¦
¦ ¦гидрометрические приборы и установки ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09 ¦Методы статистической обработки и анализа ¦200 ¦
¦ ¦гидрометеорологических наблюдений ¦ ¦
¦ ¦Числовые характеристики рядов наблюдений; ¦ ¦
¦ ¦функции распределения вероятностей, применяемых ¦ ¦
¦ ¦в гидрометеорологии; статистическая проверка ¦ ¦
¦ ¦гипотез однородности рядов; аппроксимация связей¦ ¦
¦ ¦между гидрометеорологическими явлениями, методы ¦ ¦
¦ ¦анализа и интерпретации временных колебаний; ¦ ¦
¦ ¦методы пространственного обобщения информации, ¦ ¦
¦ ¦статистические методы предсказания ¦ ¦
¦ ¦гидрометеорологических процессов ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10 ¦Гидрометеорологические информационные системы ¦100 ¦
¦ ¦Технология сбора и оперативной обработки ¦ ¦
¦ ¦гидрометеорологической информации; банки данных ¦ ¦
¦ ¦метеорологических, гидрологических и ¦ ¦
¦ ¦океанологических наблюдений ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11 ¦Аэрология (методы зондирования атмосферы) ¦100 ¦
¦ ¦Аэрологическая информация, методы определения ¦ ¦
¦ ¦характеристик ветра в свободной атмосфере, ¦ ¦
¦ ¦температурно-ветровое зондирование, специальные ¦ ¦
¦ ¦методы зондирования, основы радиометеорологии, ¦ ¦
¦ ¦метеорологические радиолокационные станции, ¦ ¦
¦ ¦специальные методы локации атмосферы ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12 ¦Космические методы исследований в метеорологии ¦80 ¦
¦ ¦Основы теории движения искусственного спутника ¦ ¦
¦ ¦Земли; метеорологическое зондирование атмосферы ¦ ¦
¦ ¦из космоса: метеорологические спутники Земли ¦ ¦
¦ ¦(МСЗ); основные виды метеорологической ¦ ¦
¦ ¦информации, получаемой с МСЗ, и ее обработка, ¦ ¦
¦ ¦использование данных наблюдений с МСЗ в ¦ ¦
¦ ¦синоптическом анализе и прогнозе ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.13 ¦Динамическая метеорология ¦300 ¦
¦ ¦Основные уравнения гидродинамики; уравнения ¦ ¦
¦ ¦гидродинамики для турбулентной среды; ¦ ¦
¦ ¦крупномасштабное движение в свободной атмосфере;¦ ¦
¦ ¦лучистая энергия; пограничные слои в атмосфере; ¦ ¦
¦ ¦поверхности раздела и фронты; волновое движение;¦ ¦
¦ ¦энергетика атмосферы, турбулентная диффузия и ¦ ¦
¦ ¦перенос в атмосфере ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.14 ¦Синоптическая метеорология ¦400 ¦
¦ ¦Техника синоптического анализа; синоптический ¦ ¦
¦ ¦анализ полей метеорологических величин; ¦ ¦
¦ ¦барическое поле и ветер; поля вертикальных ¦ ¦
¦ ¦движений воздуха, температуры, влажности, ¦ ¦
¦ ¦облачности, осадков; воздушные массы, ¦ ¦
¦ ¦циклоническая деятельность, общая циркуляция ¦ ¦
¦ ¦атмосферы; прогнозы синоптического положения, ¦ ¦
¦ ¦возникновения, эволюции и перемещения ¦ ¦
¦ ¦внетропических циклонов и антициклонов, ¦ ¦
¦ ¦перемещения и эволюции струйных течений, ¦ ¦
¦ ¦перемещения и эволюции атмосферных фронтов; ¦ ¦
¦ ¦прогноз погоды: ветра, температуры, влажности, ¦ ¦
¦ ¦туманов, видимости, неконвективной облачности, ¦ ¦
¦ ¦обложных и моросящих осадков; прогноз ¦ ¦
¦ ¦конвективной облачности, ливневых осадков и ¦ ¦
¦ ¦гроз; прогноз заморозков, гололеда, изморози, ¦ ¦
¦ ¦обледенения самолетов и морских судов ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.15 ¦Численные методы анализа и прогноза погоды ¦120 ¦
¦ ¦Численный анализ синхронной метеорологической ¦ ¦
¦ ¦информации, основные уравнения прогностических ¦ ¦
¦ ¦моделей атмосферы; конечно-разностные аналоги ¦ ¦
¦ ¦прогностических уравнений и методы их решения; ¦ ¦
¦ ¦параметризация атмосферных процессов ¦ ¦
¦ ¦подсеточного масштаба; квазигеострофические ¦ ¦
¦ ¦модели атмосферы; прогностические модели, ¦ ¦
¦ ¦основанные на интегрировании полных уравнений ¦ ¦
¦ ¦гидродинамики; спектральные прогностические ¦ ¦
¦ ¦модели; четырехмерный многоэлементный численный ¦ ¦
¦ ¦анализ ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.16 ¦Теория общей циркуляции атмосферы (ОЦА) ¦100 ¦
¦ ¦Моделирование ОЦА и климата - постановка задачи,¦ ¦
¦ ¦модели отечественных и иностранных центров; ¦ ¦
¦ ¦потенциальный вихрь Эртеля; гидродинамическая ¦ ¦
¦ ¦устойчивость и динамика атмосферы; энергетика ¦ ¦
¦ ¦атмосферы ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.17 ¦Теория климата ¦100 ¦
¦ ¦Климатическая система; энергобалансовые модели ¦ ¦
¦ ¦глобального климата; радиационно-конвективные ¦ ¦
¦ ¦модели климата, двумерные климатические модели, ¦ ¦
¦ ¦трехмерные модели общей циркуляции атмосферы и ¦ ¦
¦ ¦океана; модели климатической системы ледники - ¦ ¦
¦ ¦океан - атмосфера; роль важнейших климатообра- ¦ ¦
¦ ¦зующих факторов в изменениях климата; внутренняя¦ ¦
¦ ¦динамика климатической системы, колебания ¦ ¦
¦ ¦климата в XX в. и его возможные будущие ¦ ¦
¦ ¦изменения; региональные изменения климата ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00 ¦Региональный компонент, включая дисциплины по ¦300 ¦
¦ ¦выбору ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ДС.00 ¦Дисциплины специализации ¦712 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ФТД ¦Факультативные дисциплины ¦450 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.02 ¦Цикл психолого-педагогических дисциплин ¦450 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦Всего часов теоретического обучения ¦8262 ¦
L----------------------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
выпускника по специальности 012600 - Метеорология
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки специалиста при очной форме обучения составляет 260
недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные, - 153 недели;
- практики - 30 недель;
учебная - 12 недель;
производственная - 8 недель;
предквалификационная - 10 недель;
- экзаменационные сессии - 27 недель;
- итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы - 16 недель;
- каникулы (включая 8 недель последипломного
отпуска) - 34 недели.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки специалиста
по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в
случае сочетания различных форм обучения могут быть увеличены до
одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2
настоящего Государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
ввиду сокращенного срока теоретического обучения и большой
длительности практик не должен превышать в среднем за период
теоретического обучения 32 часов в неделю. При этом в указанный
объем не входят полевые практики, обязательные практические
занятия по физической культуре и занятия по факультативным
дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям
реализации основной образовательной программы
подготовки специалиста по специальности
012600 - Метеорология
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
метеоролога.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки
метеоролога на основе настоящего Государственного образовательного
стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам, включенным в учебный план высшего учебного
заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
Специализации являются частями специальности, в рамках которой
они создаются, и предполагают получение более углубленных
профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях
деятельности по профилю данной специальности.
Специализации вводятся по решению Ученого совета вуза и по
согласованию с УМО.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин, в пределах 10%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных
дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем Государственном
образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом
дисциплин должны входить дисциплины "Иностранный язык" в объеме
340 часов и "Физическая культура" в объеме 408 часов. Объем часов
по каждой из трех других выбранных дисциплин предусматривается не
менее 136. Если вуз выбирает более пяти дисциплин, объем часов по
отдельным из них может быть сокращен. Если дисциплина является
частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные
на ее изучение часы могут перераспределяться на изучение других
дисциплин в рамках цикла ДС;
- занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной
(вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут
предусматриваться с учетом пожелания студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-
экономических дисциплин, математических и естественнонаучных
дисциплин, в соответствии с профилем цикла и дисциплин
специализации;
- при формировании основной образовательной программы вуз
(факультет) обязан выделить:
по каждой естественнонаучной дисциплине (при очной форме
обучения) - менее 50% трудоемкости для аудиторных занятий со
студентами, из них на лабораторные работы (практикум) - не менее
30% объема часов;
в составе регионального (вузовского) компонента - половину
количества часов на дисциплины по выбору студента;
- реализовывать основную образовательную программу по
специальности 012600 - Метеорология в сокращенные сроки для
студентов вуза, имеющих среднее профессиональное образование
географического профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и
навыков студентов, полученных на предыдущем этапе
профессионального образования. При этом продолжительность обучения
должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки
допускается также для лиц, уровень образования или способности
которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы дипломированного
специалиста по специальности 012600 - Метеорология производится на
кафедре метеорологии и климатологии вуза, имеющей заведующим
кафедрой профессора доктора наук по специальности 11.00.09 -
Метеорология, климатология, агрометеорология, профессорами кафедры
и доцентами кандидатов наук по указанной специальности.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
6.3.1. Для подготовки дипломированного специалиста по
специальности 012600 - Метеорология необходимо обеспечить
проведение лабораторных и практических работ по курсу метеорология
и климатология, включающих определение атмосферного давления,
ветра, температуры воздуха, воды и почвы, влажности воздуха,
облачности, осадков, характеристик снежного покрова,
коротковолновой солнечной радиации, длинноволновой земной и
атмосферной радиации. Для проведения практических работ по базовым
курсам (физическая, динамическая, синоптическая метеорология и
климатология) необходимо наличие компьютерного класса, оснащенного
объединенными в локальную сеть персональными компьютерами,
способными вести обработку больших массивов данных (в том числе с
компакт-дисков), обрабатывать видеоизображения пригодных для
трехмерного моделирования метеорологических процессов.
6.3.2. Вуз предоставляет студенту, обучающемуся по
специальности 012600 - Метеорология, возможность пользоваться:
а) научными журналами, издающимися в России: "Известия РАН,
серия Физика атмосферы и океана", "Океанология", "Метеорология и
гидрология", "Вестник МГУ, сер. География";
б) атласами и картами по атмосфере, океану и отдельным морям;
в) базами данных на электронных носителях;
г) реферативными журналами "География" и "Геофизика".
Вуз обеспечивает доступ обучающегося к оперативной
гидрометеорологической информации.
6.3.3. Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены
учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий.
Вуз обеспечивает возможность пользоваться учебно-методической
литературой по полному перечню дисциплин основной образовательной
программы из расчета 0,5 экземпляра на одного обучающегося, а
также научной литературой по метеорологии.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Вуз обеспечивает обучающегося стандартной метеорологической
аппаратурой, приборами, компьютерной техникой (см. п. 6.3.1),
пакетами прикладных программ, реализующих образовательную
программу метеоролога по специальности 012600 - Метеорология. Вуз
должен располагать помещениями и оборудованием, соответствующими
действующим санитарно-техническим нормам.
6.5. Требования к организации практик.
6.5.1. Прохождение учебной практики и научно-исследовательской
и научно-педагогической практики осуществляется в:
- институтах РАН;
- научных учреждениях Федеральной службы России по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- вузах, ведущих научно-исследовательскую работу в области
гидрометеорологии;
- государственных заповедниках;
- проектных, изыскательских институтах, бюро, фирмах всех форм
собственности, связанных с состоянием атмосферы, океана и водных
объектов суши;
- научных экспедициях (в том числе на научных судах),
организуемых для исследования атмосферных, гидрологических и
океанологических процессов.
Научно-методический совет по географии УМО университетов
рекомендует вузу обеспечить на факультативной основе освоение
дополнительной квалификации педагогического профиля в соответствии
с утвержденными государственными требованиями к минимуму
содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников вузов
для ведения педагогической деятельности.
7. Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности 012600 - Метеорология
7.1. Требования к профессиональной подготовленности
специалиста.
Метеоролог должен иметь представление о:
- сфере применения знаний об атмосфере, водах суши и Мирового
океана в производственной, социальной и экономической деятельности
человеческого общества;
- значении метеорологических, гидрологических и
океанологических знаний в смежных науках о Земле;
- тенденциях развития метеорологии, гидрологии и океанологии.
Метеоролог должен знать:
- основные закономерности явлений и процессов, протекающих в
атмосфере, речных системах и океане;
- существующие стандартные базы данных, методы подготовки и
обобщения режимной информации, создания специализированных баз
данных;
- методы оценки влияния погоды на производственную деятельность
в сельском хозяйстве и на транспорте;
- методы обеспечения гидрометеорологической информацией
государственных учреждений и коммерческих структур, зависящих от
погоды и климата.
Метеоролог должен уметь:
- использовать основные методы статистического анализа рядов
метеорологических, гидрологических и океанологических данных;
- оценить влияние антропогенных воздействий на состояние
атмосферы, вод суши и мирового океана;
- оценить основное влияние метеорологических факторов,
гидрологических процессов на состояние окружающей среды и дать
рекомендации в целях охраны природы, рационального использования и
воспроизводства ресурсов.
Метеоролог должен:
- знать и владеть современными методами метеорологических,
актинометрических, градиентных и специализированных наблюдений;
способами их обработки и обобщения;
- владеть приемами сбора и систематизации
гидрометеорологических наблюдений, включая оценку загрязнения
воздушного бассейна и оценку экологического состояния атмосферы на
различных объектах;
- знать и владеть методами синоптического анализа и прогноза
погоды общего пользования на сроки от 1 до 5 суток и прогноза
общего характера температурных аномалий на срок до 1 месяца с
достигнутой наукой оправдываемостью;
- владеть методами обслуживания и составления метеорологических
прогнозов для авиации и других транспортных средств;
- знать основные системы классификации климатов земного шара и
России и уметь составить климатическое описание избранного района;
- владеть методами расчета переноса загрязнений от точечного
объекта;
- уметь проводить географический и физический анализ
атмосферных явлений и процессов, их классификацию, выполнять
обобщение данных наблюдений и устанавливать эмпирические
зависимости;
- уметь провести метеоролого-экологическую экспертизу проектов.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
специалиста.
7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.
Итоговая государственная аттестация метеоролога включает защиту
выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности метеоролога к
выполнению профессиональных задач, установленных настоящим
Государственным образовательным стандартом, и продолжению
образования в магистратуре по направлению 510900 -
Гидрометеорология в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого
стандарта.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к дипломной работе специалиста.
Дипломная работа метеоролога должна быть представлена в форме
рукописи.
Требования к содержанию, объему и структуре дипломной работы
определяются высшим учебным заведением на основании Положения об
итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных
заведений, утвержденного Минобразованием России, Государственного
образовательного стандарта по специальности 012600 - Метеорология
и методических рекомендаций Научно-методического совета по
географии УМО университетов.
Время, отводимое на подготовку дипломной работы специалиста,
составляет не менее шестнадцати недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену метеоролога.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
специальности 012600 - Метеорология определяются вузом на
основании методических рекомендаций и соответствующей примерной
программы, разработанных Научно-методическим советом по географии
УМО университетов, Положения об итоговой государственной
аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного
Минобразованием России, и Государственного образовательного
стандарта по специальности 012600 - Метеорология.
Составители:
Научно-методический совет по географии Учебно-методического
объединения университетов.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования по специальности 012600 -
Метеорология одобрен на заседании Научно-методического совета по
географии Учебно-методического объединения университетов 1 октября
1999 г., протокол N 3-гео.
|