Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
99 ЕН/СП
Вводится
с момента утверждения
проект
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
013100 - ЭКОЛОГИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОЛОГ
1. Общая характеристика специальности 013100 - Экология
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - эколог.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки эколога по специальности 013100 - Экология при очной
форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Эколог по специальности 013100 - Экология может занимать
должности, требующие высшего профессионального образования
согласно действующему законодательству Российской Федерации:
эколога, младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза),
инженера (должность по Общероссийскому классификатору должностей
служащих, разработанному Минтрудом РФ по состоянию на 10.06.1999
(М., 1999), N 22446), экономиста (N 27728), экономиста-
природопользователя, инженера по охране окружающей среды (N
22656), стажера-исследователя в области экологии, геохимика (N
20603), научного редактора (N 26039), инженера-исследователя (N
22488) и др.
При условии освоения соответствующей образовательно-
профессиональной программы педагогического профиля эколог может
занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности, в
вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях
среднего профессионального образования (должности преподавателя -
N 25814, 25813, 25812).
1.3.1. Сфера профессиональной деятельности.
Сферой профессиональной деятельности выпускника по
специальности 013100 - Экология являются:
- проектные, изыскательские, производственные, научно-
исследовательские институты, бюро, фирмы и др.;
- органы охраны природы и государственные органы управления
природопользованием (федеральные и региональные учреждения
Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского
хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ, местных административных органов
и других природоохранных ведомств и учреждений);
- общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности эколога являются:
организмы, популяции, сообщества, экосистемы, человек и
взаимоотношения со средой; экологический мониторинг, экологическая
экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Специалист по специальности 013100 - Экология может быть
подготовлен к одному из следующих видов профессиональной
практической деятельности:
- научно-исследовательская;
- проектно-производственная;
- контрольно-экспертная;
- педагогическая (при условии освоения соответствующей
образовательно-профессиональной программы педагогического
профиля).
Конкретное содержание профессиональной подготовки определяется
образовательной программой вуза.
1.3.4. Обобщенные задачи деятельности выпускника.
Научно-исследовательская деятельность:
- эколог подготовлен к научным исследованиям в области
экологии, охраны природы и других наук об окружающей среде в
академических учреждениях и вузах.
Проектно-производственная деятельность.
Эколог подготовлен к решению следующих задач:
- оценке воздействий на окружающую среду;
- проектированию типовых мероприятий по охране природы;
- проектированию и экспертизе социально-экономической и
хозяйственной деятельности на территориях разного иерархического
уровня;
- обеспечению экологической безопасности народного хозяйства и
других сфер человеческой деятельности;
- проведению экологической экспертизы различных видов
проектного анализа;
- разработке практических рекомендаций по сохранению природной
среды;
- контрольно-ревизионной деятельности, экологическому аудиту.
Педагогическая деятельность.
Эколог может быть подготовлен для:
- педагогической работы в вузах;
- учебной и воспитательной работы в средних общеобразовательных
школах при условии освоения соответствующей образовательно-
профессиональной программы педагогического профиля.
1.4. Возможности продолжения образования.
Эколог, освоивший основную образовательную программу высшего
профессионального образования по специальности 013100 - Экология,
подготовлен к:
- обучению в аспирантуре по научным специальностям, родственным
данному направлению: 11.00.11 - Охрана окружающей среды и
рациональное использование природных ресурсов, 11.00.14 -
Географическая экология, и другим смежным специальностям;
- обучению в магистратуре по направлениям 511100 - Экология и
природопользование, 510800 - География и другим смежным
направлениям.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное)
общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности 013100 - Экология
3.1. Основная образовательная программа эколога разрабатывается
на основании настоящего Государственного стандарта и включает в
себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и
производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы эколога, к условиям ее реализации и
сроки ее освоения определяются настоящим Государственным
образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа эколога формируется из
дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-
регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также
факультативных дисциплин. Дисциплина и курсы по выбору студента в
каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные
в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки эколога
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы эколога должно обеспечивать подготовку
выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой,
установленной настоящим Государственным образовательным
стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки эколога
по специальности 013100 - Экология
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1608 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы, изучение но-¦ ¦
¦ ¦вого лексико-грамматического материала, необходи-¦ ¦
¦ ¦мого для общения в наиболее распространенных по- ¦ ¦
¦ ¦вседневных ситуациях; различные виды речевой дея-¦ ¦
¦ ¦тельности и формы речи (устной, письменной, моно-¦ ¦
¦ ¦логической или диалогической), овладение лексико-¦ ¦
¦ ¦грамматическим минимумом; курс реферирования и ¦ ¦
¦ ¦аннотирования научной литературы, курс научно- ¦ ¦
¦ ¦технического перевода и т.п. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и профессио-¦ ¦
¦ ¦нальной подготовке студентов; социально-биологи- ¦ ¦
¦ ¦ческие основы физической культуры; основы здоро- ¦ ¦
¦ ¦вого образа и стиля жизни; оздоровительные систе-¦ ¦
¦ ¦мы и спорт (теория, методика, практика); профес- ¦ ¦
¦ ¦сионально-прикладная физическая подготовка ¦ ¦
¦ ¦студентов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦100 ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и настоя- ¦ ¦
¦ ¦щем: общее и особенное. Методология и теория ис- ¦ ¦
¦ ¦торической науки. История России - неотъемлемая ¦ ¦
¦ ¦часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерус- ¦ ¦
¦ ¦ские связи. Особенности социального строя Древней¦ ¦
¦ ¦Руси. Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской государственности. ¦ ¦
¦ ¦Принятие христианства. Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦ХI - ХII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и Азии.¦ ¦
¦ ¦Специфика формирования единого российского госу- ¦ ¦
¦ ¦дарства. Возвышение Москвы. Формирование сослов- ¦ ¦
¦ ¦ной системы организации общества. Реформы Петра ¦ ¦
¦ ¦I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности скла-¦ ¦
¦ ¦дывания российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического раз- ¦ ¦
¦ ¦вития России. Эволюция форм собственности на зем-¦ ¦
¦ ¦лю. Структура феодального землевладения. Крепост-¦ ¦
¦ ¦ное право в России. Мануфактурно-промышленное ¦ ¦
¦ ¦производство. Становление индустриального общест-¦ ¦
¦ ¦ва в России: общее и особенное. Общественная ¦ ¦
¦ ¦мысль и особенности общественного движения России¦ ¦
¦ ¦ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская ¦ ¦
¦ ¦культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация ¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. Соци- ¦ ¦
¦ ¦альная трансформация общества. Столкновение тен- ¦ ¦
¦ ¦денций интернационализма и национализма, интегра-¦ ¦
¦ ¦ции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале ХХ в. Объективная потребность ин-¦ ¦
¦ ¦дустриальной модернизации России. Российские ре- ¦ ¦
¦ ¦формы в контексте общемирового развития в начале ¦ ¦
¦ ¦века. Политические партии России: генезис, клас- ¦ ¦
¦ ¦сификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенациональ- ¦ ¦
¦ ¦ного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война¦ ¦
¦ ¦и интервенция, их результаты и последствия. Рос- ¦ ¦
¦ ¦сийская эмиграция. Социально-экономическое разви-¦ ¦
¦ ¦тие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопар- ¦ ¦
¦ ¦тийного политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя поли- ¦ ¦
¦ ¦тика. Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально-экономические¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй мировой¦ ¦
¦ ¦войны. Великая Отечественная война. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие, общественно-политическая ¦ ¦
¦ ¦жизнь, культура, внешняя политика СССР в послево-¦ ¦
¦ ¦енные годы. Холодная война. Попытки осуществления¦ ¦
¦ ¦политических и экономических реформ. НТР и ее ¦ ¦
¦ ¦влияние на ход общественного развития. СССР в се-¦ ¦
¦ ¦редине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных ¦ ¦
¦ ¦явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. По-¦ ¦
¦ ¦пытка государственного переворота 1991 г. и ее ¦ ¦
¦ ¦провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Ок- ¦ ¦
¦ ¦тябрьские события 1993 г. Становление новой рос- ¦ ¦
¦ ¦сийской государственности (1993 - 1999 гг.). Рос-¦ ¦
¦ ¦сия на пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Культура в современной России. ¦ ¦
¦ ¦Внешнеполитическая деятельность в условиях новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦150 ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в куль-¦ ¦
¦ ¦туре. Становление философии. Основные направле- ¦ ¦
¦ ¦ния, школы философии и этапы ее исторического ¦ ¦
¦ ¦развития. Структура философского знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистические ¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические за- ¦ ¦
¦ ¦кономерности. Научные, философские и религиозные ¦ ¦
¦ ¦картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных связей.¦ ¦
¦ ¦Человек и исторический процесс; личность и массы,¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и цивилиза-¦ ¦
¦ ¦ционная концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, справедли- ¦ ¦
¦ ¦вость, право. Нравственные ценности. Представле- ¦ ¦
¦ ¦ния о совершенном человеке в различных культурах.¦ ¦
¦ ¦Эстетические ценности и их роль в человеческой ¦ ¦
¦ ¦жизни. Религиозные ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера и ¦ ¦
¦ ¦знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ло- ¦ ¦
¦ ¦гика и язык. Научное и вненаучное знание. Крите- ¦ ¦
¦ ¦рии научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ре-¦ ¦
¦ ¦волюции и смены типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы совре- ¦ ¦
¦ ¦менности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии ¦ ¦
¦ ¦будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦100 ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. ¦ ¦
¦ ¦Экономический выбор. Экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Экономические системы. Основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦экономической теории. Методы экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Пот- ¦ ¦
¦ ¦ребительские предпочтения и предельная полез- ¦ ¦
¦ ¦ность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный ¦ ¦
¦ ¦спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластич-¦ ¦
¦ ¦ность. Предложение и его факторы. Закон убывающей¦ ¦
¦ ¦предельной производительности. Эффект масштаба. ¦ ¦
¦ ¦Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно кон-¦ ¦
¦ ¦курентной фирмы и отрасли. Эффективность конку- ¦ ¦
¦ ¦рентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Моно-¦ ¦
¦ ¦полистическая конкуренция. Олигополия. Антимоно- ¦ ¦
¦ ¦польное регулирование. Спрос на факторы производ-¦ ¦
¦ ¦ства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. За-¦ ¦
¦ ¦работная плата и занятость. Рынок капитала. Про- ¦ ¦
¦ ¦центная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. ¦ ¦
¦ ¦Общее равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общест- ¦ ¦
¦ ¦венные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как целое.¦ ¦
¦ ¦Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы ¦ ¦
¦ ¦его измерения. Национальный доход. Располагаемый ¦ ¦
¦ ¦личный доход. Индексы цен. Безработица и ее фор- ¦ ¦
¦ ¦мы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Мак-¦ ¦
¦ ¦роэкономическое равновесие. Совокупный спрос и ¦ ¦
¦ ¦совокупное предложение. Стабилизационная полити- ¦ ¦
¦ ¦ка. Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-нало- ¦ ¦
¦ ¦говая политика. Деньги и их функции. Равновесие ¦ ¦
¦ ¦на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Бан- ¦ ¦
¦ ¦ковская система. Денежно-кредитная политика. Эко-¦ ¦
¦ ¦номический рост и развитие. Международные эконо- ¦ ¦
¦ ¦мические отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. Привати-¦ ¦
¦ ¦зация. Формы собственности. Предпринимательство. ¦ ¦
¦ ¦Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и ¦ ¦
¦ ¦доходы. Преобразования в социальной сфере. Струк-¦ ¦
¦ ¦турные сдвиги в экономике. Формирование открытой ¦ ¦
¦ ¦экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦100 ¦
¦ ¦Психология: объект и предмет психологии; соотно- ¦ ¦
¦ ¦шение субъективной и объективной реальности; пси-¦ ¦
¦ ¦хика и организм; активность психики (души), пси- ¦ ¦
¦ ¦хика, поведение и деятельность; структура субъек-¦ ¦
¦ ¦тивной реальности; личность и межличностные отно-¦ ¦
¦ ¦шения; свобода воли; личностная ответственность; ¦ ¦
¦ ¦общее и индивидуальное в психике человека. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: предмет педагогики; цели образования ¦ ¦
¦ ¦и воспитания; педагогический идеал и его конкрет-¦ ¦
¦ ¦но-историческая воплощение; средства и методы пе-¦ ¦
¦ ¦дагогического воздействия на личность; общие ¦ ¦
¦ ¦принципы дидактики и их реализация в конкретных ¦ ¦
¦ ¦предметных методиках обучения; нравственно-психо-¦ ¦
¦ ¦логические и идейные взаимоотношения поколений; ¦ ¦
¦ ¦семейное воспитание и семейная педагогика; меж- ¦ ¦
¦ ¦личностные отношения в коллективе; нравственно- ¦ ¦
¦ ¦психологический образ педагога; мастерство педа- ¦ ¦
¦ ¦гогического общения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. Источники россий-¦ ¦
¦ ¦ского права. Закон и подзаконные акты. Система ¦ ¦
¦ ¦российского права. Отрасли права. Правонарушение ¦ ¦
¦ ¦и юридическая ответственность. Значение законнос-¦ ¦
¦ ¦ти и правопорядка в современном обществе. Право- ¦ ¦
¦ ¦вое государство. Конституция Российской Федерации¦ ¦
¦ ¦- основной закон государства. Особенности федера-¦ ¦
¦ ¦тивного устройства России. Система органов госу- ¦ ¦
¦ ¦дарственной власти в Российской Федерации. Поня- ¦ ¦
¦ ¦тие гражданского правоотношения. Физические и ¦ ¦
¦ ¦юридические лица. Право собственности. Обязатель-¦ ¦
¦ ¦ства в гражданском праве и ответственность за их ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Взаимные права и обязанности супругов,¦ ¦
¦ ¦родителей и детей. Ответственность по семейному ¦ ¦
¦ ¦праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дис-¦ ¦
¦ ¦циплина и ответственность за ее нарушение. Адми- ¦ ¦
¦ ¦нистративные правонарушения и административная ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. Эко- ¦ ¦
¦ ¦логическое право. Особенности правового регулиро-¦ ¦
¦ ¦вания будущей профессиональной деятельности. Пра-¦ ¦
¦ ¦вовые основы защиты государственной тайны. Зако- ¦ ¦
¦ ¦нодательные и нормативно-правовые акты в области ¦ ¦
¦ ¦защиты информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. Функ-¦ ¦
¦ ¦ции политологии. Политическая жизнь и властные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Роль и место политики в жизни совре- ¦ ¦
¦ ¦менных обществ. Социальные функции политики. Ис- ¦ ¦
¦ ¦тория политических учений. Российская политичес- ¦ ¦
¦ ¦кая традиция: истоки, социокультурные основания, ¦ ¦
¦ ¦историческая динамика. Современные политологичес-¦ ¦
¦ ¦кие школы. Гражданское общество, его происхожде- ¦ ¦
¦ ¦ние и особенности. Особенности становления граж- ¦ ¦
¦ ¦данского общества в России. Институциональные ас-¦ ¦
¦ ¦пекты политики. Политическая власть. Политическая¦ ¦
¦ ¦система. Политические режимы, политические пар- ¦ ¦
¦ ¦тии, электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. Политическая¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и движе- ¦ ¦
¦ ¦ния. Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. Мировая полити-¦ ¦
¦ ¦ка и международные отношения. Особенности мирово-¦ ¦
¦ ¦го политического процесса. Национально-государст-¦ ¦
¦ ¦венные интересы России в новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. Па-¦ ¦
¦ ¦радигмы политического знания. Экспертное полити- ¦ ¦
¦ ¦ческое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культурологичес- ¦ ¦
¦ ¦кого знания. Культурология и философия культуры, ¦ ¦
¦ ¦социология культуры, культурная антропология. ¦ ¦
¦ ¦Культурология и история культуры. Теоретическая и¦ ¦
¦ ¦прикладная культурология. Методы культурологичес-¦ ¦
¦ ¦ких исследований. Основные понятия культурологии:¦ ¦
¦ ¦культура, цивилизация, морфология культуры, функ-¦ ¦
¦ ¦ции культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, куль-¦ ¦
¦ ¦турные коды, межкультурные коммуникации, культур-¦ ¦
¦ ¦ные ценности и нормы, культурные традиции, куль- ¦ ¦
¦ ¦турная картина мира, социальные институты культу-¦ ¦
¦ ¦ры, культурная самоидентичность, культурная мо- ¦ ¦
¦ ¦дернизация. Типология культур. Этническая и на- ¦ ¦
¦ ¦циональная, элитарная и массовая культуры. Вос- ¦ ¦
¦ ¦точные и западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции куль-¦ ¦
¦ ¦турной универсализации в мировом современном про-¦ ¦
¦ ¦цессе. Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и социализация¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и функцио- ¦ ¦
¦ ¦нировании литературного языка. Речевое взаимодей-¦ ¦
¦ ¦ствие. Основные единицы общения. Устная и пись- ¦ ¦
¦ ¦менная разновидности литературного языка. Норма- ¦ ¦
¦ ¦тивные, коммуникативные, этические аспекты устной¦ ¦
¦ ¦и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского языка.¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие функциональных стилей. Научный ¦ ¦
¦ ¦стиль. Специфика использования элементов различ- ¦ ¦
¦ ¦ных языковых уровней в научной речи. Речевые нор-¦ ¦
¦ ¦мы учебной и научной сфер деятельности. Официаль-¦ ¦
¦ ¦но-деловой стиль, сфера его функционирования, ¦ ¦
¦ ¦жанровое разнообразие. Языковые формулы официаль-¦ ¦
¦ ¦ных документов. Приемы унификации языка служебных¦ ¦
¦ ¦документов. Интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль коммер-¦ ¦
¦ ¦ческой корреспонденции. Язык и стиль инструктив- ¦ ¦
¦ ¦но-методических документов. Реклама в деловой ре-¦ ¦
¦ ¦чи. Правила оформления документов. Речевой этикет¦ ¦
¦ ¦в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых средств ¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной пуб-¦ ¦
¦ ¦личной речи. Оратор и его аудитория. Основные ви-¦ ¦
¦ ¦ды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель ¦ ¦
¦ ¦речи, поиск материала, начало, развертывание и ¦ ¦
¦ ¦завершение речи. Основные приемы поиска материала¦ ¦
¦ ¦и виды вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. Понятливость, ¦ ¦
¦ ¦информативность и выразительность публичной речи.¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных разно- ¦ ¦
¦ ¦видностей русского литературного языка. Условия ¦ ¦
¦ ¦функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления совершенство-¦ ¦
¦ ¦вания навыков грамотного письма и говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект О. ¦ ¦
¦ ¦Конта. Классические социологические теории. Сов- ¦ ¦
¦ ¦ременные социологические теории. Русская социоло-¦ ¦
¦ ¦гическая мысль. Общество и социальные институты. ¦ ¦
¦ ¦Мировая система и процесс глобализации. Социаль- ¦ ¦
¦ ¦ные группы и общности. Виды общностей. Общность и¦ ¦
¦ ¦личность. Малые группы и коллективы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦организация. Социальные движения. Социальное не- ¦ ¦
¦ ¦равенство, стратификация и социальная мобиль- ¦ ¦
¦ ¦ность. Понятие социального статуса. Социальное ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие и социальные отношения. Обществен-¦ ¦
¦ ¦ное мнение как институт гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. Взаимо-¦ ¦
¦ ¦действие экономики, социальных отношений и куль- ¦ ¦
¦ ¦туры. Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. Социальные изменения. Социальные револю-¦ ¦
¦ ¦ции и реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ми- ¦ ¦
¦ ¦ровом сообществе. Методы социологического иссле- ¦ ¦
¦ ¦дования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный компонент, включая ¦192 ¦
¦ ¦дисциплины и курсы по выбору студента, ¦ ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1600 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦350 ¦
¦ ¦Аналитическая геометрия и линейная алгебра; диф- ¦ ¦
¦ ¦ференциальное и интегральное исчисления; ряды; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; элементы теории ¦ ¦
¦ ¦вероятностей ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦Понятие информации, общая характеристика процес- ¦ ¦
¦ ¦сов сбора, передачи, обработки и накопления ин- ¦ ¦
¦ ¦формации; технические и программные средства реа-¦ ¦
¦ ¦лизации информационных процессов; модели решения ¦ ¦
¦ ¦функциональных и вычислительных задач; алгоритми-¦ ¦
¦ ¦зация и программирование; языки программирования ¦ ¦
¦ ¦высокого уровня; базы данных; программное обеспе-¦ ¦
¦ ¦чение и технологии программирования; локальные и ¦ ¦
¦ ¦глобальные сети ЭВМ; методы защиты информации; ¦ ¦
¦ ¦компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦200 ¦
¦ ¦Физические основы механики, физика колебаний и ¦ ¦
¦ ¦волн, молекулярная физика и термодинамика, ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм, квантовая физика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦250 ¦
¦ ¦Химические системы, химическая термодинамика и ¦ ¦
¦ ¦кинетика, реакционная способность веществ, их ¦ ¦
¦ ¦идентификация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Биология ¦250 ¦
¦ ¦Сущность жизни; происхождение и эволюция; уровни ¦ ¦
¦ ¦организации живых систем; биологическое ¦ ¦
¦ ¦разнообразие; функционирование организмов; ¦ ¦
¦ ¦гомеостаз; охрана биологических объектов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Геология ¦100 ¦
¦ ¦Состав и строение Земли и земной коры; ¦ ¦
¦ ¦геологические процессы; развитие земной коры ¦ ¦
¦ ¦во времени; этапы геологической истории земной ¦ ¦
¦ ¦коры; эволюция органического мира прошлого; ¦ ¦
¦ ¦стратиграфическая шкала; геологическая деятель- ¦ ¦
¦ ¦ность человека и охрана геологической среды ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.07 ¦География ¦150 ¦
¦ ¦Система географических наук; географическая обо- ¦ ¦
¦ ¦лочка, ее пространственные подразделения (струк- ¦ ¦
¦ ¦тура) и динамика; закономерности эволюции; компо-¦ ¦
¦ ¦ненты географической оболочки и их взаимосвязь; ¦ ¦
¦ ¦территориальные социально-экономические системы; ¦ ¦
¦ ¦территориальная организация общества; типы засе- ¦ ¦
¦ ¦ления и хозяйственного освоения территории ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.08 ¦Почвоведение ¦100 ¦
¦ ¦Выветривание и почвообразование; понятие о почве,¦ ¦
¦ ¦факторы почвообразования; состав и свойства почв;¦ ¦
¦ ¦организация почвенной массы; тепловой, водный и ¦ ¦
¦ ¦воздушный режимы почв; процессы почвообразования ¦ ¦
¦ ¦и генезис почв; классификация почв; география ¦ ¦
¦ ¦почв ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Региональный компонент, включая дисциплины по ¦200 ¦
¦ ¦выбору студента, устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦3300 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Общая экология ¦200 ¦
¦ ¦Организмы и среда, лимитирующие факторы; динамика¦ ¦
¦ ¦популяций, сообщества, формы биологических отно- ¦ ¦
¦ ¦шений в сообществах; структура и функционирование¦ ¦
¦ ¦экосистемы; основные типы экосистем и их динами- ¦ ¦
¦ ¦ка; биосфера; основные виды антропогенного ¦ ¦
¦ ¦воздействия на экосистемы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Учение об атмосфере ¦150 ¦
¦ ¦Радиационный и тепловой режим атмосферы; ¦ ¦
¦ ¦атмосферная циркуляция и климатообразование; ¦ ¦
¦ ¦классификация климатов; изменение климата ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Учение о гидросфере ¦150 ¦
¦ ¦Гидросфера; круговорот воды в природе; химические¦ ¦
¦ ¦и физические свойства природных вод; гидрология ¦ ¦
¦ ¦рек, ледников, озер, океанов и морей; подземные ¦ ¦
¦ ¦воды ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Учение о биосфере ¦200 ¦
¦ ¦Биосферная концепция В.И. Вернадского; пределы ¦ ¦
¦ ¦биосферы; источники биосферных представлений; ¦ ¦
¦ ¦организованность биосферы; эволюция биосферы; ¦ ¦
¦ ¦биогенный круговорот элементов; ¦ ¦
¦ ¦биогеохимические циклы; понятие о ноосфере ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Ландшафтоведение ¦100 ¦
¦ ¦Природно-территориальные комплексы; их структура,¦ ¦
¦ ¦функционирование, динамика и эволюция; природные ¦ ¦
¦ ¦и природно-антропогенные ландшафты; прикладное ¦ ¦
¦ ¦ландшафтоведение ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Прикладная экология ¦100 ¦
¦ ¦Инженерные решения экологических проблем. Эколо- ¦ ¦
¦ ¦гические основы рационального ведения промысла ¦ ¦
¦ ¦растений и животных. Сельскохозяйственная эколо- ¦ ¦
¦ ¦гия. Медицинская экология. Рекреационное воздей- ¦ ¦
¦ ¦ствие на природу. Радиоэкология. Создание ¦ ¦
¦ ¦искусственных экосистем ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Экология растений ¦100 ¦
¦ ¦Особенности взаимодействия окружающей среды и ¦ ¦
¦ ¦растений, влияние абиотических факторов; жизнен- ¦ ¦
¦ ¦ные формы растений, световое довольствие, свето- ¦ ¦
¦ ¦вой и водный режим растений, устойчивость к тем- ¦ ¦
¦ ¦пературе; химическое и механическое воздействие ¦ ¦
¦ ¦воздуха; орографические факторы среды местообита-¦ ¦
¦ ¦ния растений; роль биотических факторов, почвен- ¦ ¦
¦ ¦ные экологические факторы, взаимодействие и ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияние почв, растений и растительности; ¦ ¦
¦ ¦методы исследования параметров жизнедеятельности ¦ ¦
¦ ¦растений; влияние антропогенного фактора на ¦ ¦
¦ ¦фенотипическом и популяционном уровнях ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Экология животных ¦100 ¦
¦ ¦Роль абиотических факторов в поведении, формооб- ¦ ¦
¦ ¦разовании, географическом распространении живот- ¦ ¦
¦ ¦ных; совокупное действие абиотических и биотичес-¦ ¦
¦ ¦ких факторов; морфофизиологические и популяцион- ¦ ¦
¦ ¦ные механизмы адаптации животных; роль нервной ¦ ¦
¦ ¦системы и высшей нервной деятельности во взаимо- ¦ ¦
¦ ¦действии животных со средой, экологическая плас- ¦ ¦
¦ ¦тичность - возрастные, половые, социальные, видо-¦ ¦
¦ ¦вые особенности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Экология микроорганизмов ¦100 ¦
¦ ¦Таксономия и эколого-физиологические особенности ¦ ¦
¦ ¦микроорганизмов, распределение в среде обитания, ¦ ¦
¦ ¦классификация по типам питания; методы исследова-¦ ¦
¦ ¦ния экологических функций микроорганизмов; влия- ¦ ¦
¦ ¦ние водно-термического режима, физико-химических ¦ ¦
¦ ¦свойств почв, климата на микроорганизмы; сезонные¦ ¦
¦ ¦и несезонные изменения численности почвенных мик-¦ ¦
¦ ¦роорганизмов; участие микроорганизмов в превраще-¦ ¦
¦ ¦нии веществ и энергии в экосистемах; закономер- ¦ ¦
¦ ¦ности функционирования микробных популяций, взаи-¦ ¦
¦ ¦моотношения микроорганизмов с растениями, биоти- ¦ ¦
¦ ¦ческие сообщества в зональных типах почв; влияние¦ ¦
¦ ¦антропогенных факторов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Биогеография ¦100 ¦
¦ ¦Среда жизни и ее подразделения; биоценоз и его ¦ ¦
¦ ¦свойства; представления об ареале; структура жи- ¦ ¦
¦ ¦вого покрова суши, флористическое и фаунистичес- ¦ ¦
¦ ¦кое районирование материков, основные биомы суши;¦ ¦
¦ ¦биогеография океана, пресных вод, островов; гео- ¦ ¦
¦ ¦графия и проблемы сохранения биологического ¦ ¦
¦ ¦разнообразия ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Экология человека ¦100 ¦
¦ ¦Экология и здоровье человека; физиологические ¦ ¦
¦ ¦основы адаптации; факторы экологического риска; ¦ ¦
¦ ¦эндемические заболевания; приспособленность чело-¦ ¦
¦ ¦века для жизни в разных средах; демография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12¦Основы природопользования ¦150 ¦
¦ ¦Изменение природной среды и эволюция человечест- ¦ ¦
¦ ¦ва; природно-ресурсный потенциал; возобновляемые ¦ ¦
¦ ¦и невозобновляемые природные ресурсы, принципы и ¦ ¦
¦ ¦методы их рационального использования и воспроиз-¦ ¦
¦ ¦водства; размещение производства; проблема отхо- ¦ ¦
¦ ¦дов; экологическое регулирование, прогнозирование¦ ¦
¦ ¦и последствия природопользования; охраняемые при-¦ ¦
¦ ¦родные территории; экономика природных ресурсов; ¦ ¦
¦ ¦сохранение биологического разнообразия; ¦ ¦
¦ ¦концепция устойчивого развития ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.13¦Экологическая токсикология ¦100 ¦
¦ ¦Источники появления потенциально токсичных ве- ¦ ¦
¦ ¦ществ в окружающей среде. Основные классы токсич-¦ ¦
¦ ¦ных веществ. Ксенобиотики. Превращения токсичных ¦ ¦
¦ ¦веществ в окружающей среде. Поступления токсичных¦ ¦
¦ ¦веществ в организмы. Влияние факторов среды и ¦ ¦
¦ ¦свойств организма на степень токсического эффек- ¦ ¦
¦ ¦та. Понятия: дозы; концентрации; времени дейст- ¦ ¦
¦ ¦вия; токсического эффекта. Адаптация к воздейст- ¦ ¦
¦ ¦вию. Токсикологическое нормирование. Понятия: ¦ ¦
¦ ¦ 50 ¦ ¦
¦ ¦предельно допустимой концентрации, LD . ¦ ¦
¦ ¦Процедура нормирования в разных странах ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.14¦Правовые основы природопользования и охраны ¦100 ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦
¦ ¦Концепция взаимодействия общества и природы; эко-¦ ¦
¦ ¦логическое законодательство; право природопользо-¦ ¦
¦ ¦вания и правовой механизм охраны окружающей сре- ¦ ¦
¦ ¦ды; юридическая ответственность за экологические ¦ ¦
¦ ¦правонарушения; национальное законодательство ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.15¦Техногенные системы и экологический риск ¦150 ¦
¦ ¦Техногенные системы, их взаимодействие с окружаю-¦ ¦
¦ ¦щей средой; оценка экологического риска; техни- ¦ ¦
¦ ¦ческие аварии и катастрофы; меры по ликвидации их¦ ¦
¦ ¦последствий ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.16¦Экологический мониторинг ¦100 ¦
¦ ¦Назначение мониторинга и классификация видов мо- ¦ ¦
¦ ¦ниторинга; система методов наблюдения и наземного¦ ¦
¦ ¦обеспечения; обратные связи и управление; методы ¦ ¦
¦ ¦контроля; биомониторинг в оценке качества окружа-¦ ¦
¦ ¦ющей среды; мониторинг состояния водных ресурсов,¦ ¦
¦ ¦лесного фонда, сельскохозяйственных земель, гео- ¦ ¦
¦ ¦логической среды, биологических ресурсов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.17¦Экологическая экспертиза ¦100 ¦
¦ ¦Методы и принципы оценки воздействия на окружаю- ¦ ¦
¦ ¦щую среду (ОВОС); государственная экологическая ¦ ¦
¦ ¦экспертиза, ее статус, уровни; методы проведения ¦ ¦
¦ ¦экспертиз ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.18¦Радиационная экология ¦100 ¦
¦ ¦Виды ионизирующего излучения. Поглощение и рассе-¦ ¦
¦ ¦ивание излучения. Нормирование облучения. Индиви-¦ ¦
¦ ¦дуальные и коллективные дозовые пределы облуче- ¦ ¦
¦ ¦ния. Расчет индивидуальных доз облучения. Сани- ¦ ¦
¦ ¦тарные правила работы с радиоактивными вещества- ¦ ¦
¦ ¦ми. Методы радиационного контроля. Радиоэкологи- ¦ ¦
¦ ¦ческие проблемы ядерной энергетики. Типы ядерных ¦ ¦
¦ ¦энергетических реакторов. Добыча и переработка ¦ ¦
¦ ¦ядерного топлива. Переработка и захоронение ядер-¦ ¦
¦ ¦ных отходов. Снятие АЭС с эксплуатации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.19¦Экологическая эпидемиология ¦100 ¦
¦ ¦Становление санитарной эпидемиологии. Понятие ¦ ¦
¦ ¦эпидемии и пандемии. Инфекционные заболевания. ¦ ¦
¦ ¦Пути передачи инфекционных заболеваний. Организ- ¦ ¦
¦ ¦мы-переносчики возбудителей заболеваний. Очаг ин-¦ ¦
¦ ¦фекционного заболевания. Меры борьбы с эпидеми- ¦ ¦
¦ ¦ями. Экологические заболевания. Методы оценки ¦ ¦
¦ ¦воздействия загрязнения окружающей среды на здо- ¦ ¦
¦ ¦ровье населения. Биомониторинг. Основные химиче- ¦ ¦
¦ ¦ские вещества, влияющие на здоровье человека. Тя-¦ ¦
¦ ¦желые металлы и стойкие органические растворите- ¦ ¦
¦ ¦ли. Диоксины. Понятия: риск для здоровья и эколо-¦ ¦
¦ ¦гический риск. Управление риском. Международные и¦ ¦
¦ ¦национальные программы в области экологической ¦ ¦
¦ ¦эпидемиологии ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.20¦Геоинформационные системы ¦150 ¦
¦ ¦Представление пространственной экологической ин- ¦ ¦
¦ ¦формации в ЭВМ; векторное и растровое представле-¦ ¦
¦ ¦ние объектов, слои, легенда карты; пространствен-¦ ¦
¦ ¦ная и описательная (атрибутивная) информация об ¦ ¦
¦ ¦объектах; представление моделей поверхностей; ¦ ¦
¦ ¦способы ввода информации в ПЭВМ; электронные кар-¦ ¦
¦ ¦ты и атласы, автоматизация создания тематических ¦ ¦
¦ ¦карт; поиск информации с учетом пространственной ¦ ¦
¦ ¦компоненты; геоинформационные средства анализа и ¦ ¦
¦ ¦прогноза ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Региональный компонент, включая дисциплины по ¦850 ¦
¦ ¦выбору студента, устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦912 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативные дисциплины ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.02 ¦Цикл психолого-педагогических дисциплин ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦Всего часов теоретического обучения ¦8262 ¦
¦ ¦(153 ¦
¦ ¦нед.)¦
+--------T-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Практики ¦1620 ¦
¦ ¦ ¦(30 ¦
¦ ¦ ¦нед.)¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦Итого ¦9882 ¦
L----------------------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
выпускника по специальности 013100 - Экология
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки эколога при очной форме обучения составляет 260 недель,
в том числе:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу
студентов, практикумы, в том числе
лабораторные, а также
экзаменационные сессии - 180 недель,
- практики: - 30 недель,
учебная - 12 недель,
производственная - 8 недель,
предквалификационная - 10 недель,
- итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы - 16 недель,
- каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - 34 недели.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки специалиста
по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в
случае сочетания различных форм обучения могут быть увеличены до
одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2
настоящего Государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
ввиду сокращенного срока теоретического обучения и большой
длительности практик не должен превышать в среднем за период
теоретического обучения 32 часов в неделю. При этом в указанный
объем не входят полевые практики, обязательные практические
занятия по физической культуре и занятия по факультативным
дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 6 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки выпускника
по специальности 013100 - Экология
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
эколога.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки
эколога на основе настоящего Государственного образовательного
стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам, включенным в учебный план высшего учебного
заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
Специализации являются частями специальности, в рамках которой
они создаются, и предполагают получение более углубленных
профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях
деятельности по профилю данной специальности.
Специализации вводятся по решению Ученого совета вуза и по
согласованию с Научно-методическим советом по экологии УМО
университетов.
6.1.2. При реализации своей основной образовательной программы
высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала, для циклов и отдельных дисциплин - в пределах 10%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных
дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем Государственном
образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом
дисциплин должны входить дисциплины "Иностранный язык" в объеме
340 часов и "Физическая культура" в объеме 408 часов. Объем по
каждой из трех других выбранных дисциплин предусматривается не
менее чем в 136 часов. Если вуз выбирает более пяти дисциплин,
объем часов по отдельным из них может быть сокращен. Если
дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной
подготовки, выделенные на ее изучение часы могут
перераспределяться на изучение других дисциплин в рамках цикла ДС;
- занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной
(вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут
предусматриваться с учетом пожелания студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-
экономических дисциплин, математических и естественнонаучных
дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин
специализации;
- при формировании основной образовательной программы вуз
(факультет) обязан выделить:
по каждой естественнонаучной дисциплине (при очной форме
обучения) - менее 50% трудоемкости для аудиторных занятий со
студентами, из них на лабораторные работы (практикум) - не менее
30% объема часов;
в составе регионального (вузовского) компонента - половину
количества часов на дисциплины по выбору студента;
- реализовывать основную образовательную программу по
специальности 013100 - Экология в сокращенные сроки для студентов
вуза, имеющих среднее профессиональное образование географического
профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков
проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов,
полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При
этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех
лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц,
уровень образования или способности которых являются для этого
достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Подготовка эколога проводится на естественных факультетах
вузов, на кафедрах, имеющих заведующими кафедрой профессора или
доцента с научной степенью доктора или кандидата наук по
экологическим и смежным специальностям (географии, биологии,
геологии).
По всем обязательным дисциплинам естественнонаучного и
общепрофессионального циклов преподаватели должны иметь
образование, соответствующее профилю образовательной области,
иметь научную степень доктора или кандидата наук и научные и
научно-методические труды в области данной дисциплины; к
преподаванию на семинарских и лабораторных занятиях допускаются
преподаватели, не имеющие ученой степени, но имеющие опыт работы
со студентами по данной дисциплине.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
6.3.1. Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены
научно-методической и учебно-методической документацией по всем
видам учебных занятий.
6.3.2. Вуз обеспечивает возможность пользоваться учебно-
методической литературой по отдельным дисциплинам в количестве 0,5
экземпляра на 1 обучающегося.
Лабораторные и практические работы должны быть обеспечены
методическими разработками в количестве, достаточном для
проведения групповых занятий. Примерный рекомендуемый список
учебной литературы для цикла ОПД определяется Научно-методическим
советом по экологии УМО университетов.
6.3.3. Вуз обеспечивает возможность свободного использования
компьютерных технологий, геоинформационных систем (стандартные
программные пакеты); фондов научных библиотек.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу эколога, должно быть обеспечено для проведения учебного
процесса современной инструментальной и приборной базой,
компьютерными классами и программным обеспечением, включая
материально-техническую базу, обеспечивающую проведение всех видов
аудиторной, лабораторной, практической, экспедиционной,
дисциплинарной, междисциплинарной научно-исследовательской работы
студентов, предусмотренных примерным учебным планом и
соответствующих действующим санитарно-техническим нормам.
6.5. Требования к организации практик.
Учебная, специальная и производственная практики по
специальности 013100 - Экология предназначены для закрепления
теоретических знаний и овладения полевыми, инструментальными и
экспериментальными методами изучения природных геосистем и их
изменения в процессе хозяйственного освоения. Практики проводятся
на специальных учебных базах, в научных экспедициях, в учреждениях
системы СЭС, в научно-исследовательских институтах, проектных и
производственных предприятиях.
Учебная практика должна обеспечиваться необходимым транспортом,
вычислительной техникой, стандартным полевым оборудованием.
Производственные практики должны проводиться в научных, научно-
производственных, проектных учреждениях и в высших учебных
заведениях, занимающихся проблемами охраны природы и управления
природопользованием.
Научно-методический совет по экологии УМО университетов
рекомендует вузу обеспечить на факультативной основе освоение
дополнительной квалификации педагогического профиля в соответствии
с утвержденной государственными требованиями к минимуму содержания
и уровню профессиональной подготовки выпускников вузов для ведения
педагогической деятельности.
7. Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности 013100 - Экология
7.1. Требования по общепрофессиональным дисциплинам.
Эколог должен:
- понимать взаимосвязь абиотических факторов и биотической
компоненты экосистемы, иметь представление о пределах
толерантности организмов и популяций; об экологической нише как
обобщенном выражении экологической индивидуальности вида;
- иметь современные представления о популяциях в экологии,
систематике, генетике; закономерностях роста и регуляции
численности популяций, условиях их устойчивого существования и
жизнеспособности;
- иметь современные представления о популяционной генетике,
знать генетические основы стабильности популяций;
- знать основы биологической продуктивности биосферы, процессов
воспроизводства пищевых ресурсов человечества;
- знать причины изменений видового состава флоры и фауны под
влиянием деятельности человека, знать механизмы, обеспечивающие
устойчивость экосистем, иметь представление о возможностях
управления процессами в экосистеме;
- знать современные теории эволюции, концепции видообразования
и их сопряженности с основными закономерностями функционирования
экологических систем;
- знать роль почвенного покрова как компонента наземных и
некоторых субаквальных экосистем; связь неоднородности почв с
биоразнообразием; плодородие почв и продуктивность биоценозов;
экологические функции почвы;
- должен иметь целостное представление о природных процессах,
составляющих основу функционирования, естественной эволюции и
антропогенно обусловленных изменений биосферы, природно-
территориальных комплексов, экосистем;
- знать состав и строение Земли и земной коры, понимать роль
экзогенных и эндогенных процессов в развитии земной коры во
времени и пространстве;
- иметь представление об основных этапах геологической истории
земной коры и эволюции органического мира прошлого, уметь
использовать стратиграфическую шкалу;
- иметь представление о геологической деятельности человека и
проблемах охраны геологической среды;
- знать основные принципы, закономерности и законы
пространственно-временной организации геосистем локального и
регионального уровней;
- знать динамику и функционирование ландшафта; основы типологии
и классификации ландшафтов, иметь представление о природно-
антропогенных геосистемах; владеть простейшими навыками ландшафтно-
картографического анализа;
- знать процессы формирования климата, классификацию климатов,
тенденции изменения климата в глобальном и региональном аспектах,
в том числе основные закономерности радиационного и теплового
режима атмосферы Земли;
- знать основные закономерности радиационного и теплового
режима атмосферы Земли, факторы формирования климата;
- знать структуру водных объектов Земли, закономерности их
формирования и трансформации, особенности гидрологического режима
рек, озер, водохранилищ, грунтовых и подземных вод, морей и
океана; механизмы протекания процессов в водных объектах суши;
- иметь представление о геохимической роли живого вещества как
биотической компоненты биосферы, о глобальном масштабе
биогеохимических процессов в биосферных циклах важнейших
химических элементов;
- знать основные группы загрязнителей, пути их миграции,
трансформации и накопления в экосистемах;
- знать и уметь использовать методы обнаружения и
количественной оценки основных загрязнителей в окружающей среде;
- знать механизмы воздействия факторов среды на организм и
пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессорным
воздействиям среды;
- знать особенности влияния загрязнений различной природы на
отдельные организмы и биоценозы, на организм человека;
- знать и уметь использовать основы токсикологического
нормирования;
- понимать физиологические основы здоровья человека, факторы
экологического риска, возможности экологической адаптации;
- знать основные черты кризисных экологических ситуаций, уметь
использовать профессиональную подготовку (соответственно профилю)
для разработки мер их преодоления;
- знать экологические принципы рационального
природопользования;
- уметь планировать и осуществлять мероприятия по охране
природы;
- владеть методами оценки воздействий на природную среду
(соответственно избранному профилю);
- знать условия эколого-экономической сбалансированности
регионов, проблемы использования возобновляемых и невозобновляемых
ресурсов, использования и дезактивации отходов производства;
- уметь планировать меры экономического стимулирования
природоохранной деятельности;
- знать и уметь использовать нормативно-правовые основы
управления природопользованием, его цели, организацию и порядок
взаимодействия с другими сферами управления;
- понимать механизмы взаимодействий различных техногенных
систем с природными экосистемами;
- знать назначение мониторинга природной среды, методы
наблюдений и анализа состояния экосистем;
- иметь представление о принципах организации экологических
экспертиз территорий, производств и технологических проектов;
- знать и уметь применять основные математические методы
моделирования и компьютерные методы анализа состояния экосистем.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
специалиста.
7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.
Итоговая государственная аттестация эколога включает защиту
выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности эколога к выполнению
профессиональных задач, установленных настоящим Государственным
образовательным стандартом, и продолжению образования в
магистратуре по направлению 511100 - Экология и природопользование
в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе
специалиста.
Дипломная работа эколога должна быть представлена в форме
рукописи.
Требования к содержанию, объему и структуре дипломной работы
определяются высшим учебным заведением на основании Положения об
итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных
заведений, утвержденного Минобразованием России, Государственного
образовательного стандарта по специальности 013100 - Экология и
методических рекомендаций Научно-методического совета по экологии
УМО университетов.
Время, отводимое на подготовку дипломной работы специалиста,
составляет не менее шестнадцати недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
специальности 013100 - Экология определяются вузом на основании
методических рекомендаций и соответствующей примерной программы,
разработанных Научно-методическим советом по экологии УМО
университетов, Положения об итоговой государственной аттестации
выпускников высших учебных заведений, утвержденного
Минобразованием России, и Государственного образовательного
стандарта по специальности 013100 - Экология.
|