Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
100 ЕН/СП
Вводится
с момента утверждения
Проект
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 013400 - ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОЛОГ-ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ
1. Общая характеристика специальности
013400 - Природопользование
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - эколог-природопользователь.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки выпускника по специальности 013400 - Природопользование
при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Эколог-природопользователь по специальности 013400 -
Природопользование может занимать должности, требующие высшего
профессионального образования, согласно действующему
законодательству Российской Федерации: эколога, младшего научного
сотрудника (по рекомендации вуза), инженера (должность по
Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанному
Минтрудом РФ по состоянию на 10.06.1999 (М., 1999), N 22446),
инженера по охране окружающей среды (N 22656), стажера-
исследователя в области экологии, экономиста-природопользователя,
научного редактора (N 26039), инженера-исследователя (N 22488) и
др.
При условии освоения соответствующей образовательно-
профессиональной программы педагогического профиля геоэколог может
занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности, в
вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях
среднего профессионального образования (должности преподавателя -
N 25814, 25813, 25812).
1.3.1. Сфера профессиональной деятельности.
Сферой профессиональной деятельности выпускника по
специальности 013400 - Природопользование являются:
- проектные, изыскательские, производственные, научно-
исследовательские организации, бюро, фирмы и др.;
- органы охраны природы и управления природопользованием
(федеральные, муниципальные и региональные учреждения Министерства
природных ресурсов РФ, Госкомэкологии РФ и других природоохранных
ведомств);
- общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности эколога-
природопользователя являются:
- ресурсная база территориальной организации общества; природно-
территориальные и природно-хозяйственные комплексы; мониторинг в
области природопользования, управление в системе охраны природы и
природопользования.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Специалист по специальности 013400 - Природопользование может
быть подготовлен к одному из следующих видов профессиональной
практической деятельности:
- научно-исследовательская;
- проектно-производственная;
- контрольно-экспертная;
- педагогическая (при условии освоения соответствующей
образовательно-профессиональной программы педагогического
профиля).
Конкретное содержание профессиональной подготовки определяется
образовательной программой вуза.
1.3.4. Обобщенные задачи деятельности выпускника: управление
природопользованием в экологических службах ведомств,
муниципалитетов и предприятий, в проектных организациях.
Научно-исследовательская деятельность:
- эколог-природопользователь подготовлен к научным
исследованиям в области природопользования и охраны природы в
академических учреждениях и вузах.
Проектно-производственная деятельность.
Эколог-природопользователь подготовлен к решению следующих
задач:
- проведению комплексных исследований отраслевых, региональных,
национальных и глобальных проблем в области природопользования, к
разработке рекомендаций по их разрешению;
- обеспечению ресурсовоспроизводящей функции природной среды;
- оценке воздействий на окружающую среду;
- разработке и осуществлению мониторинга в области
природопользования;
- анализу частных и общих проблем использования природных
условий и ресурсов, управлению природопользованием.
Контрольно-экспертная деятельность.
Эколог-природопользователь подготовлен к:
- разработке практических рекомендаций по использованию
природно-ресурсного потенциала территории;
- разработке систем рационального природопользования;
- проведению экологической оценки хозяйственных проектов;
- контрольно-ревизионной деятельности, экологическому аудиту.
Педагогическая деятельность.
Эколог-природопользователь подготовлен для:
- педагогической работы в вузах;
- учебной и воспитательной работы в средних общеобразовательных
школах (при условии освоения соответствующей образовательно-
профессиональной программы педагогического профиля).
1.4. Возможности продолжения образования.
Эколог-природопользователь, освоивший основную образовательную
программу высшего профессионального образования по специальности
013400 - Природопользование, подготовлен к:
- обучению в аспирантуре по научным специальностям, родственным
данному направлению: 25.00.36 - Геоэкология, и другим смежным
специальностям;
- обучению в магистратуре по направлениям 511100 - Экология и
природопользование, 510800 - География и другим смежным
направлениям.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное)
общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по специальности
013400 - Природопользование
3.1. Основная образовательная программа специалиста-эколога
разрабатывается на основании настоящего Государственного стандарта
и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы
учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы специалиста-эколога, к условиям ее
реализации и сроки ее освоения определяются настоящим
Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа эколога-
природопользователя формируется из дисциплин федерального
компонента, дисциплин национально-регионального компонента,
дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Дисциплина и курсы по выбору студента в каждом цикле должны
содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном
компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки эколога-
природопользователя должна предусматривать изучение студентом
следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание регионального компонента основной
образовательной программы эколога-природопользователя должно
обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с
квалификационной характеристикой, установленной настоящим
Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы подготовки
эколога-природопользователя по специальности
013400 - Природопользование
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1608 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы, изучение ¦ ¦
¦ ¦нового лексико-грамматического материала, ¦ ¦
¦ ¦необходимого для общения в наиболее ¦ ¦
¦ ¦распространенных повседневных ситуациях; ¦ ¦
¦ ¦различные виды речевой деятельности и формы речи ¦ ¦
¦ ¦(устной, письменной, монологической или ¦ ¦
¦ ¦диалогической), овладение лексико-грамматическим ¦ ¦
¦ ¦минимумом; курс реферирования и аннотирования ¦ ¦
¦ ¦научной литературы, курс научно-технического ¦ ¦
¦ ¦перевода и т.п. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы физической ¦ ¦
¦ ¦культуры; основы здорового образа и стиля жизни; ¦ ¦
¦ ¦оздоровительные системы и спорт (теория, ¦ ¦
¦ ¦методика, практика); профессионально-прикладная ¦ ¦
¦ ¦физическая подготовка студентов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦100 ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в ХI - ХII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России ХIХ в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура ХIХ в. и ¦ ¦
¦ ¦ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации России. ¦ ¦
¦ ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века. Политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического режима.¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е ¦ ¦
¦ ¦гг. Внешняя политика. Курс на строительство ¦ ¦
¦ ¦социализма в одной стране и его последствия. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономические преобразования в 30-е гг.¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки¦ ¦
¦ ¦осуществления политических и экономических ¦ ¦
¦ ¦реформ. НТР и ее влияние на ход общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. СССР в середине 60 - 80-х гг.: ¦ ¦
¦ ¦нарастание кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ее ¦ ¦
¦ ¦провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦100 ¦
¦ ¦Роль философии в жизни человека и общества; ¦ ¦
¦ ¦исторические типы философии; человек во ¦ ¦
¦ ¦Вселенной; философская, религиозная и ¦ ¦
¦ ¦естественнонаучная картина мира; природа ¦ ¦
¦ ¦человека и смысл его существования; познание, его¦ ¦
¦ ¦возможности и границы; знание и вера; общество; ¦ ¦
¦ ¦многообразие культур, цивилизаций, форм ¦ ¦
¦ ¦социального опыта; человек в мире культуры; ¦ ¦
¦ ¦Запад, Восток, Россия в диалоге культур; ¦ ¦
¦ ¦личность; проблемы свободы и ответственности; ¦ ¦
¦ ¦человек в информационно-техническом мире; роль ¦ ¦
¦ ¦научной рациональности в развитии общества; ¦ ¦
¦ ¦проблемы и перспективы современной цивилизации; ¦ ¦
¦ ¦человечество перед лицом глобальных проблем ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦100 ¦
¦ ¦ Психология: объект и предмет психологии; ¦ ¦
¦ ¦соотношение субъективной и объективной ¦ ¦
¦ ¦реальности; психика и организм; активность ¦ ¦
¦ ¦психики (души), психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность; структура субъективной реальности; ¦ ¦
¦ ¦личность и межличностные отношения; свобода воли;¦ ¦
¦ ¦личностная ответственность; общее и ¦ ¦
¦ ¦индивидуальное в психике человека. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: предмет педагогики; цели образования¦ ¦
¦ ¦и воспитания; педагогический идеал и его ¦ ¦
¦ ¦конкретно-историческое воплощение; средства и ¦ ¦
¦ ¦методы педагогического воздействия на личность; ¦ ¦
¦ ¦общие принципы дидактики и их реализация в ¦ ¦
¦ ¦конкретных предметных методиках обучения; ¦ ¦
¦ ¦нравственно-психологические и идейные ¦ ¦
¦ ¦взаимоотношения поколений; семейное воспитание и ¦ ¦
¦ ¦семейная педагогика; межличностные отношения в ¦ ¦
¦ ¦коллективе; нравственно-психологический образ ¦ ¦
¦ ¦педагога; мастерство педагогического общения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦150 ¦
¦ ¦Предмет экономической науки, ее разделы. ¦ ¦
¦ ¦Экономические системы. Экономические институты. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Рыночный механизм. Роль цен в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Рынки взаимосвязанных товаров и услуг.¦ ¦
¦ ¦Экономические затраты и прибыль. Конкуренция и ¦ ¦
¦ ¦структура рынка. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Доходы. Функции и виды денег. ¦ ¦
¦ ¦Инфляция и ее причины. ВВП и ВНП. ЧНП. ¦ ¦
¦ ¦Национальный доход. Виды и уровень безработицы. ¦ ¦
¦ ¦Меры борьбы с безработицей. Экономический рост. ¦ ¦
¦ ¦Модели роста. Экономические циклы. Фискальная ¦ ¦
¦ ¦политика. Основные статьи доходов и расходов ¦ ¦
¦ ¦госбюджета. Банковская система. Международная ¦ ¦
¦ ¦экономика. Основы маркетинга. Налоги. Налоговая ¦ ¦
¦ ¦система. Финансовые институты. Переходная ¦ ¦
¦ ¦экономика. Характеристика и структура российского¦ ¦
¦ ¦хозяйства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и подзаконные ¦ ¦
¦ ¦акты. Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства. Особенности федеративного устройства¦ ¦
¦ ¦России. Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. Понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения. Физические и юридические лица. ¦ ¦
¦ ¦Право собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. Брачно-семейные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Взаимные права и обязанности супругов, родителей ¦ ¦
¦ ¦и детей. Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина ¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в жизни¦ ¦
¦ ¦современных обществ. Социальные функции политики.¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. Гражданское общество, его¦ ¦
¦ ¦происхождение и особенности. Особенности ¦ ¦
¦ ¦становления гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политическая ¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. Политическая¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политические элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные традиции,¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, культурная¦ ¦
¦ ¦модернизация. Типология культур. Этническая и ¦ ¦
¦ ¦национальная, элитарная и массовая культуры. ¦ ¦
¦ ¦Восточные и западные типы культур. Специфические ¦ ¦
¦ ¦и "серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. Тенденции¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. Культура и природа. Культура и ¦ ¦
¦ ¦общество. Культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Культура и личность. Инкультурация¦ ¦
¦ ¦и социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного языка.¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. Речевое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие. Основные единицы общения. Устная ¦ ¦
¦ ¦и письменная разновидности литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Нормативные, коммуникативные, этические аспекты ¦ ¦
¦ ¦устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования элементов ¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. Языковые¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы унификации¦ ¦
¦ ¦языка служебных документов. Интернациональные ¦ ¦
¦ ¦свойства русской официально-деловой письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. Язык и стиль распорядительных документов. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых средств¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, развертывание¦ ¦
¦ ¦и завершение речи. Основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов. ¦ ¦
¦ ¦Словесное оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Разговорная речь в системе ¦ ¦
¦ ¦функциональных разновидностей русского ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Условия функционирования ¦ ¦
¦ ¦разговорной речи, роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект О. ¦ ¦
¦ ¦Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты. Мировая система и процесс ¦ ¦
¦ ¦глобализации. Социальные группы и общности. Виды ¦ ¦
¦ ¦общностей. Общность и личность. Малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы. Социальная организация. Социальные ¦ ¦
¦ ¦движения. Социальное неравенство, стратификация и¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. Личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип. Социальный контроль и девиация. ¦ ¦
¦ ¦Личность как деятельный субъект. Социальные ¦ ¦
¦ ¦изменения. Социальные революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Концепция социального прогресса. Формирование ¦ ¦
¦ ¦мировой системы. Место России в мировом ¦ ¦
¦ ¦сообществе. Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный компонент, включая ¦192 ¦
¦ ¦дисциплины и курсы по выбору студента, ¦ ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1900 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1600 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦350 ¦
¦ ¦Аналитическая геометрия и линейная алгебра, ¦ ¦
¦ ¦дифференциальное и интегральное исчисления; ряды;¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения, элементы теории ¦ ¦
¦ ¦вероятностей; элементы функционального анализа; ¦ ¦
¦ ¦статистические методы обработки экспериментальных¦ ¦
¦ ¦данных ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и накопления¦ ¦
¦ ¦информации; технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦реализации информационных процессов; модели ¦ ¦
¦ ¦решения функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования; локальные и глобальные сети ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ; методы защиты информации; компьютерный ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦200 ¦
¦ ¦Физические основы механики, электричество и ¦ ¦
¦ ¦магнетизм, физика колебаний и волн, квантовая ¦ ¦
¦ ¦физика, молекулярная физика и термодинамика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦250 ¦
¦ ¦Химические системы, химическая термодинамика и ¦ ¦
¦ ¦кинетика, реакционная способность веществ, их ¦ ¦
¦ ¦идентификация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Биология ¦250 ¦
¦ ¦Сущность жизни; происхождение и эволюция; уровни ¦ ¦
¦ ¦организации живых систем; биологическое ¦ ¦
¦ ¦разнообразие; функционирование организмов; ¦ ¦
¦ ¦гомеостаз; охрана биологических объектов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Геология ¦100 ¦
¦ ¦Состав и строение Земли и земной коры; ¦ ¦
¦ ¦геологические процессы; развитие земной коры во ¦ ¦
¦ ¦времени; этапы геологической истории земной коры;¦ ¦
¦ ¦эволюция органического мира прошлого; ¦ ¦
¦ ¦стратиграфическая шкала; геологическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность человека и охрана геологической ¦ ¦
¦ ¦среды ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.07 ¦География ¦150 ¦
¦ ¦Система географических наук; географическая ¦ ¦
¦ ¦оболочка, ее пространственные подразделения ¦ ¦
¦ ¦(структура) и динамика; закономерности эволюции; ¦ ¦
¦ ¦компоненты географической оболочки и их ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязь; территориальные социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические системы; территориальная ¦ ¦
¦ ¦организация общества; типы заселения и ¦ ¦
¦ ¦хозяйственного освоения территории ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.08 ¦Почвоведение ¦100 ¦
¦ ¦Выветривание и почвообразование; понятие о почве,¦ ¦
¦ ¦факторы почвообразования; состав и свойства почв;¦ ¦
¦ ¦организация почвенной массы; тепловой, водный и ¦ ¦
¦ ¦воздушный режимы почв; процессы почвообразования ¦ ¦
¦ ¦и генезис почв; классификация почв; география ¦ ¦
¦ ¦почв ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Региональный компонент ¦200 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦100 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦3200 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2350 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Общая экология ¦200 ¦
¦ ¦Организмы и среда, лимитирующие факторы; ¦ ¦
¦ ¦популяции, сообщества, экосистемы, принципы их ¦ ¦
¦ ¦организации и функционирования; формы ¦ ¦
¦ ¦биологических отношений в сообществах; структура ¦ ¦
¦ ¦экосистем; основные типы экосистем и их динамика;¦ ¦
¦ ¦биосфера ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Основы природопользования ¦200 ¦
¦ ¦Изменение природной среды и эволюция ¦ ¦
¦ ¦человечества; природно-ресурсный потенциал; ¦ ¦
¦ ¦возобновляемые и невозобновляемые природные ¦ ¦
¦ ¦ресурсы, принципы и методы их рационального ¦ ¦
¦ ¦использования и воспроизводства; размещение ¦ ¦
¦ ¦производства; проблема отходов; экологическое ¦ ¦
¦ ¦регулирование, прогнозирование и последствия ¦ ¦
¦ ¦природопользования; охраняемые природные ¦ ¦
¦ ¦территории; сохранение биологического ¦ ¦
¦ ¦разнообразия; концепция устойчивого развития; ¦ ¦
¦ ¦международное сотрудничество в области ¦ ¦
¦ ¦природопользования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Учение об атмосфере ¦150 ¦
¦ ¦Радиационный и тепловой режим атмосферы; ¦ ¦
¦ ¦атмосферная циркуляция и климатообразование; ¦ ¦
¦ ¦классификация климатов; изменение климата ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Учение о гидросфере ¦150 ¦
¦ ¦Гидросфера; круговорот воды в природе; химические¦ ¦
¦ ¦и физические свойства природных вод; гидрология ¦ ¦
¦ ¦рек, ледников, озер, океанов и морей; подземные ¦ ¦
¦ ¦воды ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Биогеография ¦100 ¦
¦ ¦Биоценоз и биом; классификация сообществ, их ¦ ¦
¦ ¦географическое районирование; географические ¦ ¦
¦ ¦закономерности распространения организмов и ¦ ¦
¦ ¦сообществ на суше, в океанах и морях; ¦ ¦
¦ ¦биогеографические аспекты охраны природы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Ландшафтоведение ¦100 ¦
¦ ¦Природно-территориальные комплексы; их структура,¦ ¦
¦ ¦функционирование, динамика и эволюция; природные ¦ ¦
¦ ¦и природно-антропогенные ландшафты; прикладное ¦ ¦
¦ ¦ландшафтоведение ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Картография ¦100 ¦
¦ ¦Математическая основа карт, способы ¦ ¦
¦ ¦картографических изображений, генерализация, типы¦ ¦
¦ ¦и виды карт, приемы и методы использования карт ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Социальная экология ¦100 ¦
¦ ¦Общество и природа; глобальные и региональные ¦ ¦
¦ ¦модели социально-экологического развития; ¦ ¦
¦ ¦экологическая политика; концепция устойчивого ¦ ¦
¦ ¦экономико-экологического развития; ресурсы ¦ ¦
¦ ¦биосферы и демографические проблемы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Экономика природопользования ¦150 ¦
¦ ¦Экономические принципы эффективного использования¦ ¦
¦ ¦природных ресурсов; эколого-экономическая ¦ ¦
¦ ¦сбалансированность регионов; экономическое ¦ ¦
¦ ¦стимулирование природоохранной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦управление природопользованием; экономическое ¦ ¦
¦ ¦планирование и принятие решений; экономический ¦ ¦
¦ ¦ущерб от загрязнения природной среды; система ¦ ¦
¦ ¦экономических нормативов и платежей; службы ¦ ¦
¦ ¦контроля в сфере природопользования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Правовые основы природопользования и охраны ¦100 ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦
¦ ¦Концепция взаимодействия общества и природы; ¦ ¦
¦ ¦экологическое законодательство; право ¦ ¦
¦ ¦природопользования и правовой механизм охраны ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды; юридическая ответственность за ¦ ¦
¦ ¦экологические правонарушения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Техногенные системы и экологический риск ¦150 ¦
¦ ¦Техногенные системы, их взаимодействие с ¦ ¦
¦ ¦окружающей средой; оценка экологического риска; ¦ ¦
¦ ¦технические аварии и катастрофы; меры по ¦ ¦
¦ ¦ликвидации их последствий ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12¦География населения и геоурбанистика ¦150 ¦
¦ ¦Динамика численности населения, его размещение на¦ ¦
¦ ¦земном шаре; миграции населения; трудовые ресурсы¦ ¦
¦ ¦и структура занятости, типы населенных пунктов; ¦ ¦
¦ ¦глобальные закономерности и региональные ¦ ¦
¦ ¦особенности урбанизации; функции городов, типы ¦ ¦
¦ ¦городов; городские агломерации и мегаполисы; ¦ ¦
¦ ¦экологические проблемы урбанизации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.13¦Ресурсоведение ¦150 ¦
¦ ¦Природные (минеральные, водные, земельные и пр.),¦ ¦
¦ ¦трудовые и материально-технические ресурсы как ¦ ¦
¦ ¦база развития регионов; классификации природных ¦ ¦
¦ ¦ресурсов; методы оценки природно-ресурсного ¦ ¦
¦ ¦потенциала; концепции и анализ развития регионов ¦ ¦
¦ ¦на основе системного анализа ресурсного ¦ ¦
¦ ¦потенциала; кадастры; системы природопользования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.14¦Региональное природопользование ¦150 ¦
¦ ¦Глобальные и региональные проблемы ¦ ¦
¦ ¦природопользования: энергетическая, ¦ ¦
¦ ¦продовольственная, земельная, водохозяйственная, ¦ ¦
¦ ¦деградация почв, истощение природно-ресурсного ¦ ¦
¦ ¦потенциала и др.; пути их решения; основные ¦ ¦
¦ ¦системы хозяйства и сферы общественной жизни ¦ ¦
¦ ¦(экономическая, социальная, политическая и ¦ ¦
¦ ¦культурная), особенности их территориальной ¦ ¦
¦ ¦организации; экономические районы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.15¦Геоинформационные системы ¦150 ¦
¦ ¦Представление пространственной экологической ¦ ¦
¦ ¦информации в ЭВМ; векторное и растровое ¦ ¦
¦ ¦представление объектов, слои, легенда карты; ¦ ¦
¦ ¦пространственная и описательная (атрибутивная) ¦ ¦
¦ ¦информация об объектах; представление моделей ¦ ¦
¦ ¦поверхностей; способы ввода информации в ПЭВМ; ¦ ¦
¦ ¦электронные карты и атласы, автоматизация ¦ ¦
¦ ¦создания тематических карт; поиск информации с ¦ ¦
¦ ¦учетом пространственной компоненты; ¦ ¦
¦ ¦геоинформационные средства анализа и прогноза ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.16¦Экологический мониторинг ¦150 ¦
¦ ¦Назначение мониторинга и классификация видов ¦ ¦
¦ ¦мониторинга; система методов наблюдения и ¦ ¦
¦ ¦наземного обеспечения; обратные связи и ¦ ¦
¦ ¦управление; методы контроля ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.17¦Экологическое проектирование и экспертиза ¦100 ¦
¦ ¦Экологическое обоснование создания и ¦ ¦
¦ ¦эксплуатации объектов; методы и принципы оценки ¦ ¦
¦ ¦воздействия на окружающую среду (ОВОС); ¦ ¦
¦ ¦государственная экологическая экспертиза, ее ¦ ¦
¦ ¦статус, уровни; методы проведения экспертиз ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Региональный компонент, включая дисциплины по ¦850 ¦
¦ ¦выбору студента, устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦912 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативные дисциплины ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.02 ¦Цикл психолого-педагогических дисциплин ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦Всего часов теоретического обучения ¦8262 ¦
¦ ¦(153 ¦
¦ ¦нед.)¦
+--------T-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Практики ¦1620 ¦
¦ ¦ ¦(30 ¦
¦ ¦ ¦нед.)¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦Итого ¦9882 ¦
L----------------------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
выпускника по специальности 013400 - Природопользование
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки специалиста при очной форме обучения составляет 260
недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные,
а также экзаменационные сессии - 180 недель;
- практики: - 30 недель;
учебная - 12 недель;
производственная - 8 недель;
предквалификационная - 10 недель;
- итоговая государственная аттестация, включая
подготовку и защиту выпускной квалификационной
работы - 16 недель;
- каникулы (включая 8 недель последипломного
отпуска) - 34 недели.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки специалиста
по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в
случае сочетания различных форм обучения могут быть увеличены до
одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2
настоящего Государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
ввиду сокращенного срока теоретического обучения и большой
длительности практик не должен превышать в среднем за период
теоретического обучения 32 часов в неделю. При этом в указанный
объем не входят полевые практики, обязательные практические
занятия по физической культуре и занятия по факультативным
дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 6 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки выпускника
по специальности 013400 - Природопользование
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
эколога-природопользователя.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки
эколога-природопользователя на основе настоящего Государственного
образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам, включенным в учебный план высшего учебного
заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
Специализации являются частями специальности, в рамках которой
они создаются, и предполагают получение более углубленных
профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях
деятельности по профилю данной специальности.
Специализации вводятся по решению Ученого совета вуза и по
согласованию с УМО.
6.1.2. При реализации своей основной образовательной программы
высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала, для циклов и отдельных дисциплин в пределах 10%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных
дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем Государственном
образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом
дисциплин должны входить дисциплины "Иностранный язык" в объеме
340 часов и "Физическая культура" в объеме 408 часов. Объем по
каждой из трех других выбранных дисциплин предусматривается не
менее чем в 136 часов. Если вуз выбирает более пяти дисциплин,
объем часов по отдельным из них может быть сокращен. Если
дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной
подготовки, выделенные на ее изучение часы могут
перераспределяться на изучение других дисциплин в рамках цикла ДС;
- занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной
(вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут
предусматриваться с учетом пожелания студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-
экономических дисциплин, математических и естественнонаучных
дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин
специализации;
- при формировании основной образовательной программы вуз
(факультет) обязан выделить:
по каждой естественнонаучной дисциплине (при очной форме
обучения) - менее 50% трудоемкости для аудиторных занятий со
студентами, из них на лабораторные работы (практикум) - не менее
30% объема часов;
в составе регионального (вузовского) компонента - половину
количества часов на дисциплины по выбору студента;
- реализовывать основную образовательную программу по
специальности 013400 - Природопользование в сокращенные сроки для
студентов вуза, имеющих среднее профессиональное образование
географического профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и
навыков студентов, полученных на предыдущем этапе
профессионального образования. При этом продолжительность обучения
должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки
допускается также для лиц, уровень образования или способности
которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Подготовка специалиста-природопользователя проводится на
естественных факультетах вузов, на кафедрах, имеющих заведующими
кафедрой профессора или доцента с научной степенью доктора или
кандидата наук по экологическим и смежным специальностям
(география, биология, геология).
По всем обязательным дисциплинам естественнонаучного и
общепрофессионального циклов преподаватели должны иметь
образование, соответствующее профилю образовательной области,
иметь научную степень доктора или кандидата наук и научные и
научно-методические труды в области данной дисциплины; к
преподаванию на семинарских и лабораторных занятиях допускаются
преподаватели, не имеющие ученой степени, но имеющие опыт работы
со студентами по данной дисциплине.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
6.3.1. Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены
научно-методической и учебно-методической документацией по всем
видам учебных занятий.
6.3.2. Вуз обеспечивает возможность пользоваться учебно-
методической литературой в расчете 0,5 экземпляра на 1
обучающегося. Лабораторные и практические работы должны быть
обеспечены методическими разработками в количестве, достаточном
для проведения групповых занятий. Примерный рекомендуемый список
учебной литературы для цикла ОПД определяется Научно-методическим
советом по экологии УМО университетов.
6.3.3. Вуз обеспечивает возможность свободного использования
компьютерных технологий, геоинформационных систем (стандартные
программные пакеты); фондов научных библиотек.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу эколога-природопользователя, должно быть обеспечено для
проведения учебного процесса современной инструментальной и
приборной базой, компьютерными классами и программным
обеспечением, включая материально-техническую базу, обеспечивающую
проведение всех видов аудиторной, лабораторной, практической,
экспедиционной, дисциплинарной, междисциплинарной научно-
исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным
учебным планом и соответствующих действующим санитарно-техническим
нормам.
6.5. Требования к организации практик.
Учебная, специальная и производственная практики по
специальности 013400 - Природопользование предназначены для
закрепления теоретических знаний и овладения полевыми,
инструментальными и экспериментальными методами изучения природных
геосистем и их изменения в процессе хозяйственного освоения.
Практики проводятся на специальных учебных базах, в научных
экспедициях, в учреждениях системы СЭС, в научно-исследовательских
институтах, проектных и производственных предприятиях.
Учебная практика должна обеспечиваться необходимым транспортом,
вычислительной техникой, стандартным полевым оборудованием.
Производственные практики должны проводиться в научных, научно-
производственных, проектных учреждениях и в высших учебных
заведениях, занимающихся проблемами охраны природы и управления
природопользованием.
Научно-методический совет по экологии УМО университетов
рекомендует вузу обеспечить на факультативной основе освоение
дополнительной квалификации педагогического профиля в соответствии
с утвержденной государственными требованиями к минимуму содержания
и уровню профессиональной подготовки выпускников вузов для ведения
педагогической деятельности.
7. Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности 013400 - Природопользование
7.1. Требования по общепрофессиональным дисциплинам.
Эколог-природопользователь должен:
- понимать суть особенностей Земли как сложной системы;
взаимосвязанность природных и социально-экономических факторов в
глобальном экологическом кризисе и его отдельных проявлениях;
иметь представление о путях выхода из глобального экологического
кризиса;
- понимать взаимосвязь абиотических факторов и биотической
компоненты экосистемы, иметь представление о пределах
толерантности организмов и популяций и об их экологической нише
как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида;
- знать процессы формирования климата, классификацию климатов,
тенденции изменения климата в глобальном и региональном аспектах,
в том числе основные закономерности радиационного и теплового
режима атмосферы Земли;
- знать структуру водных объектов Земли, закономерности их
формирования и трансформации, особенности гидрологического режима
рек, озер, водохранилищ, грунтовых и подземных вод, морей и
океанов; механизмы протекания процессов в водных объектах суши;
- знать основные принципы, закономерности и законы
пространственно-временной организации геосистем локального и
регионального уровней; динамику и функционирование ландшафта;
основы типологии и классификации ландшафтов; иметь представление о
природно-антропогенных геосистемах; владеть простейшими навыками
ландшафтно-картографического анализа;
- понимать геохимическую роль живого вещества как биотической
компоненты биосферы, глобальный масштаб биогеохимических процессов
в биосферных циклах важнейших химических элементов; биогенную
миграцию химических элементов в ландшафтах; понимать особенности
влияния химических загрязнений различной природы на отдельные
организмы и на общество в целом;
- знать основы биологической продуктивности биосферы, процессов
воспроизводства пищевых ресурсов человечества, знать региональные
этнические и демографические особенности населения и специфику его
взаимодействия с природной и социальной средой;
- понимать физиологические основы здоровья человека, факторы
экологического риска, возможности экологической адаптации;
- уметь оценивать природно-ресурсный потенциал территории и
отдельные виды природных ресурсов, их вещественно-энергетические
характеристики; методические и экономические основы оценки
воздействия на окружающую среду; основы планирования культурного
ландшафта;
- иметь представление об основах природоохранного
законодательства в Российской Федерации и других промышленно
развитых странах;
- иметь представление о воздействии различных технических
систем на природную среду и о методах оценки возникающего
экологического риска; о мерах по предотвращению и ликвидации
экологически опасных ситуаций или катастроф;
- знать математические и изобразительные свойства карт
различных масштабов и тематики, знать способы изображения явлений,
приемы генерализации, методы составления и оформления карт; уметь
выполнять авторские разработки карт, анализировать карты с
применением средств картометрии и математической статистики;
владеть методами проектирования и составления экологических карт,
уметь их использовать в практической деятельности;
- знать назначение и классификацию мониторинга природной среды
и ее отдельных подразделений, методы наблюдений и наземного
обеспечения; аналитические и синтетические направления в
мониторинге окружающей среды;
- уметь пользоваться и создавать геоинформационные системы,
владеть методами автоматизированного построения карт, знать основы
машинной графики;
- иметь представление о принципах организации экологических
экспертиз территорий, производств и технологических проектов;
уметь осуществлять процедуру оценки воздействия хозяйственных
проектов на окружающую среду, знать основы экологических принципов
проектирования и определения экологического риска реализации
проектов;
- знать физические модели Земли, физические свойства пород,
особенности их возникновения, распределения природных и
техногенных полей; владеть физико-математическими основами
геофизических методов исследований, знать основы методики полевых
наблюдений и интерпретацию их результатов; владеть основами
комплексирования геофизических методов;
- знать роль почвенного покрова как компонента наземных и
некоторых субаквальных экосистем; связь неоднородности почв с
биоразнообразием; плодородие почв и продуктивность биоценозов;
экологические функции почвы;
- уметь производить гидрологические и водохозяйственные
расчеты, ориентироваться в проблемах хозяйственного использования
природных вод, организовывать мероприятия по предотвращению и
ликвидации их загрязнения;
- знать основные закономерности формирования подземных вод и их
классификацию; условия залегания и движения подземных вод,
гидрогеологические свойства горных пород; основные особенности
гидродинамического режима подземных вод; знать основы геохимии и
геотермии; иметь представление о принципах поисков, эксплуатации и
охраны подземных вод;
- владеть современными представлениями о составе, строении и
инженерно-геологических свойствах горных пород; о природных и
антропогенных геологических процессах; владеть основами знаний о
строении, составе и свойствах мерзлых пород и криогенных
процессах;
- иметь представление о динамике численности населения и его
размещении на земном шаре, о глобальных и региональных
закономерностях урбанизации и формирования трудовых ресурсов.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
специалиста.
7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.
Итоговая государственная аттестация эколога-природопользователя
включает защиту выпускной квалификационной работы и
государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности эколога-
природопользователя к выполнению профессиональных задач,
установленных настоящим Государственным образовательным
стандартом, и продолжению образования в магистратуре по
направлению 511100 - Экология и природопользование в соответствии
с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к дипломной работе специалиста.
Дипломная работа эколога-природопользователя должна быть
представлена в форме рукописи.
Требования к содержанию, объему и структуре дипломной работы
определяются высшим учебным заведением на основании Положения об
итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных
заведений, утвержденного Минобразованием России, Государственного
образовательного стандарта по специальности 013400 -
Природопользование и методических рекомендаций Научно-
методического совета по экологии УМО университетов.
Время, отводимое на подготовку дипломной работы специалиста,
составляет не менее шестнадцати недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
специальности 013400 - Природопользование определяются вузом на
основании методических рекомендаций и соответствующей примерной
программы, разработанных Научно-методическим советом по экологии
УМО университетов, Положения об итоговой государственной
аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного
Минобразованием России, и Государственного образовательного
стандарта по специальности 013400 - Природопользование.
Составители:
Научно-методический совет по экологии Учебно-методического
объединения университетов.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования по специальности 013400 -
Природопользование одобрен на заседании Научно-методического
совета по экологии Учебно-методического объединения университетов
17 ноября 1999 г., протокол N 4-эко.
|