УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
Т.И.СТУКОЛОВА
9 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
132 МЕД/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
040300 - МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО
КВАЛИФИКАЦИЯ - ВРАЧ
1. Общая характеристика специальности
040300 - Медико-профилактическое дело
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования
Российской Федерации (Приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94 N 180).
1.2. Квалификация выпускника - врач.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки по специальности 040300 - Медико-профилактическое дело
при очной форме обучения - шесть лет, при очно-заочной (вечерней)
форме обучения - шесть с половиной лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
В соответствии с квалификацией врача по специальности Медико-
профилактическое дело в результате вузовского обучения выпускник
должен быть подготовлен к профессиональной деятельности в
учреждениях санитарно-эпидемиологической службы, обеспечивающей
достижение совокупности конечных целей обучения конкретными видами
деятельности и умениями.
Врач - выпускник по специальности 040300 - Медико-
профилактическое дело имеет право выполнять медико-
профилактическую деятельность только под контролем
сертифицированных специалистов. Он также имеет право занимать
врачебные должности, не связанные с непосредственным ведением
больных, - научно-исследовательская и лабораторная деятельность по
теоретическим и фундаментальным направлениям медицины.
Конечными целями вузовской подготовки выпускника являются:
- организация и управление санитарно-эпидемиологической
службой;
- проведение мероприятий по профилактике заболеваемости
населения;
- диагностика и лечение заболеваний и патологических состояний;
- гигиеническое воспитание и обучение населения;
- проведение научно-практических исследований.
Врач - выпускник по специальности 040300 - Медико-
профилактическое дело подготовлен к решению следующих задач:
- работа в системе органов и учреждений санитарно-
эпидемиологической службы и медико-профилактической помощи
населению;
- оценка состояния здоровья населения;
- оценка состояния среды обитания человека, а также других
факторов, определяющих состояние здоровья населения;
- владение алгоритмом постановки клинического и
эпидемиологического диагноза, основами экстренной медицинской
помощи и профилактики при отдельных болезнях;
- организация санитарно-эпидемиологического надзора;
- осуществление воспитательной и педагогической деятельности;
- самостоятельная работа с информацией (учебной, научной,
нормативной и справочной литературой, другими источниками).
1.4. Возможности продолжения образования выпускника - врача,
освоившего основную образовательную программу высшего
профессионального образования по специальности - 040300 Медико-
профилактическое дело.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в
интернатуре, ординатуре и аспирантуре по программам
послевузовского профессионального образования.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном
образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по специальности
040300 - Медико-профилактическое дело
3.1. Основная образовательная программа подготовки санитарного
врача разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки санитарного врача, к условиям
ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки врача
состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и
курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки врача должна
предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и
итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специальности;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки врача должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки врача по специальности 040300 -
Медико-профилактическое дело
-----------T--------------------------------------------T--------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
¦ ¦ ¦(общая ¦
¦ ¦ ¦трудо- ¦
¦ ¦ ¦емкость)¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ ¦Гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент: ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы, изуче- ¦ ¦
¦ ¦ние нового лексико-грамматического матери- ¦ ¦
¦ ¦ала, необходимого для чтения и перевода ори-¦ ¦
¦ ¦гинальной иноязычной литературы по специаль-¦ ¦
¦ ¦ности. ¦ ¦
¦ ¦Различные виды речевой деятельности, чтение ¦ ¦
¦ ¦и др., позволяющие использовать иностранный ¦ ¦
¦ ¦язык как средство профессионального общения ¦ ¦
¦ ¦(письменного и устного). ¦ ¦
¦ ¦Навыки обработки текстов по специальности ¦ ¦
¦ ¦для использования полученной информации в ¦ ¦
¦ ¦профессиональных целях: перевод, аннотирова-¦ ¦
¦ ¦ние, реферирование (на родном и иностранном ¦ ¦
¦ ¦языках). ¦ ¦
¦ ¦Навыки устного общения (аудирование, диало- ¦ ¦
¦ ¦гическая и монологическая речь), позволяющие¦ ¦
¦ ¦участвовать в профессиональном общении с ¦ ¦
¦ ¦иностранными коллегами в объеме тем, указан-¦ ¦
¦ ¦ных в программе по дисциплине "Иностранный ¦ ¦
¦ ¦язык" для студентов медицинских и фармацев- ¦ ¦
¦ ¦тических вузов ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦История России как неотъемлемая часть исто- ¦ ¦
¦ ¦рии человечества. ¦ ¦
¦ ¦Основные закономерности и особенности миро- ¦ ¦
¦ ¦вой истории сквозь призму национальной рос- ¦ ¦
¦ ¦сийской истории. Воздействие русской истории¦ ¦
¦ ¦на мировой процесс. Представления об истории¦ ¦
¦ ¦человечества и ее основных этапах как важный¦ ¦
¦ ¦фактор формирования ценностных ориентаций и ¦ ¦
¦ ¦определения гражданской позиции современного¦ ¦
¦ ¦человека. Проблемы методологии истории; со- ¦ ¦
¦ ¦отношение политических, экономических, ду- ¦ ¦
¦ ¦ховных факторов в истории; роль религии и ¦ ¦
¦ ¦религиозных представлений. Критерии познания¦ ¦
¦ ¦истории; типы и формы цивилизаций. Новые ¦ ¦
¦ ¦подходы к проблеме "человек в истории"; ис- ¦ ¦
¦ ¦тория повседневной жизни, образ жизни и нра-¦ ¦
¦ ¦вы; политические лидеры, полководцы и рефор-¦ ¦
¦ ¦маторы в истории. Социальная история, взаи- ¦ ¦
¦ ¦модействие революций и реформ. Место и роль ¦ ¦
¦ ¦России, российской цивилизации и культуры в ¦ ¦
¦ ¦истории человечества. Характерные черты ев- ¦ ¦
¦ ¦ропейской и восточной цивилизаций. Основные ¦ ¦
¦ ¦этапы мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Древний мир: роль античного наследия для ев-¦ ¦
¦ ¦ропейской культуры; вклад восточных цивили- ¦ ¦
¦ ¦заций (Китая, Индии, арабского Востока и ¦ ¦
¦ ¦др.); Россия и кочевнический мир. Средние ¦ ¦
¦ ¦века: формирование национальных государств; ¦ ¦
¦ ¦авторитарная власть и появление сословного ¦ ¦
¦ ¦представительства; гуманизм и реформация; ¦ ¦
¦ ¦роль христианства в европейской цивилизации;¦ ¦
¦ ¦формирование православия в России. ¦ ¦
¦ ¦Новая история: история географических откры-¦ ¦
¦ ¦тий, расширивших границы мира; промышленная ¦ ¦
¦ ¦революция и ее последствия; XVIII век - век ¦ ¦
¦ ¦просвещения и гуманизма; Россия открывает ¦ ¦
¦ ¦окно в Европу; российские реформы и реформа-¦ ¦
¦ ¦торы в XIX веке; вклад русской культуры в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. Новейшая история (XX век):¦ ¦
¦ ¦роль XX столетия в мировой истории; глобали-¦ ¦
¦ ¦зация общественных процессов; проблема эко- ¦ ¦
¦ ¦номического роста и модернизация; социальная¦ ¦
¦ ¦трансформация общества; столкновение интер- ¦ ¦
¦ ¦национализма и национализма, интеграции и ¦ ¦
¦ ¦сепаратизма, демократии и авторитаризма. Ми-¦ ¦
¦ ¦ровые и локальные войны; роль Советского Со-¦ ¦
¦ ¦юза в победе над фашизмом; история холодной ¦ ¦
¦ ¦войны. Научно-техническая революция и ее ¦ ¦
¦ ¦влияние на ход общественного развития; ин- ¦ ¦
¦ ¦теграция науки и образования. Российский ¦ ¦
¦ ¦фактор в политической, социальной и духовной¦ ¦
¦ ¦истории XX столетия. Геополитические измене-¦ ¦
¦ ¦ния в мире на рубеже 1800 - 90-х годов ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦100 ¦
¦ ¦Структура и состав современного культуроло- ¦ ¦
¦ ¦гического знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история куль- ¦ ¦
¦ ¦туры. ¦ ¦
¦ ¦Теоретическая и прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные понятия культурологии: культура, ци- ¦ ¦
¦ ¦вилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации,¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные тра-¦ ¦
¦ ¦диции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентич- ¦ ¦
¦ ¦ность, культурная модернизация. Типология ¦ ¦
¦ ¦культур. Этническая и национальная, элитар- ¦ ¦
¦ ¦ная и массовая культуры. Восточные и запад- ¦ ¦
¦ ¦ные типы культур. Специфические и "середин- ¦ ¦
¦ ¦ные" культуры. Локальные культуры. Место и ¦ ¦
¦ ¦роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом совре- ¦ ¦
¦ ¦менном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современнос- ¦ ¦
¦ ¦ти. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦135 ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функ- ¦ ¦
¦ ¦ции политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ди- ¦ ¦
¦ ¦намика. Современные политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления граж- ¦ ¦
¦ ¦данского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческая власть. Политическая система. Полити-¦ ¦
¦ ¦ческие режимы, политические партии, электо- ¦ ¦
¦ ¦ральные системы. Политические отношения и ¦ ¦
¦ ¦процессы. Политические конфликты и способы ¦ ¦
¦ ¦их разрешения. Политические технологии. По- ¦ ¦
¦ ¦литический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. Политические ор- ¦ ¦
¦ ¦ганизации и движения. Политические элиты. ¦ ¦
¦ ¦Политическое лидерство. Социокультурные ас- ¦ ¦
¦ ¦пекты политики. Мировая политика и междуна- ¦ ¦
¦ ¦родные отношения. Особенности мирового поли-¦ ¦
¦ ¦тического процесса. Национально-государ- ¦ ¦
¦ ¦ственные интересы России в новой геополити- ¦ ¦
¦ ¦ческой ситуации. Методология познания поли- ¦ ¦
¦ ¦тической реальности. Парадигмы политического¦ ¦
¦ ¦знания. Экспертное политическое знание; по- ¦ ¦
¦ ¦литическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦57 ¦
¦ ¦Медицинское право, биоэтика и деонтология - ¦ ¦
¦ ¦важные нормативные системы в сфере охраны ¦ ¦
¦ ¦здоровья граждан. Государство и право. Их ¦ ¦
¦ ¦роль в жизни общества. Нормы права и норма- ¦ ¦
¦ ¦тивно-правовые акты. Правосознание и право- ¦ ¦
¦ ¦вая культура врача. Основные правовые систе-¦ ¦
¦ ¦мы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система пра- ¦ ¦
¦ ¦ва. Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права.¦ ¦
¦ ¦Отрасли права как гаранты обеспечения прав ¦ ¦
¦ ¦граждан в сфере охраны здоровья. Правонару- ¦ ¦
¦ ¦шение и юридическая ответственность. Значе- ¦ ¦
¦ ¦ние законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон госу- ¦ ¦
¦ ¦дарства. ¦ ¦
¦ ¦Конституционные права граждан на охрану здо-¦ ¦
¦ ¦ровья и медицинскую помощь. Особенности фе- ¦ ¦
¦ ¦деративного устройства России. Система орга-¦ ¦
¦ ¦нов государственной власти в Российской Фе- ¦ ¦
¦ ¦дерации. Правовые основания управления здра-¦ ¦
¦ ¦воохранением. Медицинское право. Основы за- ¦ ¦
¦ ¦конодательства РФ об охране здоровья граж- ¦ ¦
¦ ¦дан. Права пациентов и медицинских работни- ¦ ¦
¦ ¦ков. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физи- ¦ ¦
¦ ¦ческие и юридические лица. Право собствен- ¦ ¦
¦ ¦ности. Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Возмещение вреда, причиненного ненадлежащим ¦ ¦
¦ ¦оказанием медицинской помощи. Наследственное¦ ¦
¦ ¦право. Брачно-семейные отношения. Взаимные ¦ ¦
¦ ¦права и обязанности супругов, родителей и ¦ ¦
¦ ¦детей. Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Тайна усыновления ребенка. Концепция плани- ¦ ¦
¦ ¦рования семьи. Трудовой договор (контракт). ¦ ¦
¦ ¦Трудовая дисциплина и ответственность за ее ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Особенности регулирования труда ¦ ¦
¦ ¦медицинских работников. Административные ¦ ¦
¦ ¦правонарушения и административная ответ- ¦ ¦
¦ ¦ственность. Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Профессиональные и должностные правонаруше- ¦ ¦
¦ ¦ния медицинского персонала и их профилакти- ¦ ¦
¦ ¦ка. Экологическое право. Особенности право- ¦ ¦
¦ ¦вого регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты госу- ¦ ¦
¦ ¦дарственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Врачебная тайна. Законодательные и норматив-¦ ¦
¦ ¦но-правовые акты в области защиты информации¦ ¦
¦ ¦и государственной тайны. Актуальные проблемы¦ ¦
¦ ¦медицины и права ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Психология ¦135 ¦
¦ ¦Предмет, объект и методы психологии. Роль ¦ ¦
¦ ¦психологических знаний в работе врача. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные научные школы современной психологии.¦ ¦
¦ ¦Индивид, личность, индивидуальность. Влияние¦ ¦
¦ ¦личности пациента на возникновение, течение ¦ ¦
¦ ¦болезни и возможности влияния болезни на его¦ ¦
¦ ¦психику. Личность врача как фактор доверия к¦ ¦
¦ ¦нему пациента. Структура психики. Соотноше- ¦ ¦
¦ ¦ние сознания и бессознательного. Уровни по- ¦ ¦
¦ ¦ведения. Современные представления о науче- ¦ ¦
¦ ¦нии. Поведенческий подход к пониманию ано- ¦ ¦
¦ ¦мального поведения. Модификация поведения с ¦ ¦
¦ ¦позиций научения. Научение и личность. Пси- ¦ ¦
¦ ¦хологическая характеристика деятельности как¦ ¦
¦ ¦сугубо человеческого поведения. Осознанные и¦ ¦
¦ ¦автоматизированные компоненты деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Воля как сознательная организация и саморе- ¦ ¦
¦ ¦гуляция личностью своей деятельности. Поня- ¦ ¦
¦ ¦тие о фрустрации. Механизмы интрапсихической¦ ¦
¦ ¦защиты. Развитие личности в деятельности и ¦ ¦
¦ ¦здоровье. Врач и пациент как партнеры в уп- ¦ ¦
¦ ¦равлении деятельностью, направленной на здо-¦ ¦
¦ ¦ровье пациента. Мотивация поведения. Осоз- ¦ ¦
¦ ¦нанные и неосознанные мотивы. Мотивы и ¦ ¦
¦ ¦смысл. Мотивация и здоровье. Мотивация и бо-¦ ¦
¦ ¦лезнь. Психологический смысл болезни. Во- ¦ ¦
¦ ¦сприятие мира. Свойства восприятия как субъ-¦ ¦
¦ ¦ективного образа мира. Подпороговое восприя-¦ ¦
¦ ¦тие. Восприятие в лечебно-диагностическом ¦ ¦
¦ ¦процессе. Внутренняя картина здоровья. Вну- ¦ ¦
¦ ¦тренняя картина болезни. Лечебное воздей- ¦ ¦
¦ ¦ствие. Познавательные процессы. Эмоциональ- ¦ ¦
¦ ¦ные процессы. Эмоциональное обеспечение по- ¦ ¦
¦ ¦ведения. Факторы, вызывающие эмоции. Психо- ¦ ¦
¦ ¦логия горя. Профилактика страха и тревожно- ¦ ¦
¦ ¦сти. Психология общения. Особенности профес-¦ ¦
¦ ¦сионального общения медика. ¦ ¦
¦ ¦Трансфер и контртрансфер. Каналы коммуника- ¦ ¦
¦ ¦ции. Психология групп. Структура группы и ее¦ ¦
¦ ¦измерение. Групповая динамика. Врач как член¦ ¦
¦ ¦профессиональной группы. Терапевтические ¦ ¦
¦ ¦группы. Семья как малая группа. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика. ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет, задачи, функции, методы пе-¦ ¦
¦ ¦дагогики. Основные категории педагогики: об-¦ ¦
¦ ¦разование, воспитание, обучение, педагоги- ¦ ¦
¦ ¦ческая деятельность, педагогическое взаимо- ¦ ¦
¦ ¦действие, педагогическая технология, педаго-¦ ¦
¦ ¦гическая задача. Медицинская педагогика. Пе-¦ ¦
¦ ¦дагогические аспекты профессиональной дея- ¦ ¦
¦ ¦тельности врача. Обучение больных, медицин- ¦ ¦
¦ ¦ского персонала. Обучающие программы в рабо-¦ ¦
¦ ¦те с семьей пациента ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского языка. Лексика, ¦ ¦
¦ ¦грамматика, синтаксис, функционально-стилис-¦ ¦
¦ ¦тический состав книжной речи. Условия функ- ¦ ¦
¦ ¦ционирования разговорной речи и роль внеязы-¦ ¦
¦ ¦ковых факторов. Лингвистические и экстра- ¦ ¦
¦ ¦лингвистические факторы публичной речи. Сфе-¦ ¦
¦ ¦ра функционирования, видовое разнообразие, ¦ ¦
¦ ¦языковые черты официально-делового стиля. ¦ ¦
¦ ¦Взаимопроникновение стилей. Специфика эле- ¦ ¦
¦ ¦ментов всех языковых уровней в научной речи.¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация, отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особеннос-¦ ¦
¦ ¦ти устной публичной речи. Оратор и его ауди-¦ ¦
¦ ¦тория. Основные виды аргументов. Подготовка ¦ ¦
¦ ¦речи: выбор темы, цель речи, поиск материа- ¦ ¦
¦ ¦ла, начало, развертывание и завершение речи.¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное оформ-¦ ¦
¦ ¦ление публичного выступления. Понятность, ¦ ¦
¦ ¦информативность и выразительность публичной ¦ ¦
¦ ¦речи. Языковые формулы официальных докумен- ¦ ¦
¦ ¦тов. Приемы унификации языка служебных доку-¦ ¦
¦ ¦ментов. Интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль распорядительных документов. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль коммерческой корреспонденции. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные единицы общения (речевое событие, ре-¦ ¦
¦ ¦чевая ситуация, речевое взаимодействие). ¦ ¦
¦ ¦Нормативные, коммуникативные, этические ас- ¦ ¦
¦ ¦пекты устной и письменной речи. Культура ре-¦ ¦
¦ ¦чи и совершенствование грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения (литературное произношение, смыс- ¦ ¦
¦ ¦ловое ударение, функции порядка слов, слово-¦ ¦
¦ ¦употребление). Невербальные средства комму- ¦ ¦
¦ ¦никации. Речевые нормы учебной и научной ¦ ¦
¦ ¦сфер деятельности ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпо- ¦ ¦
¦ ¦сылки социологии как науки. Социологический ¦ ¦
¦ ¦проект О. Конта. Классические социологиче- ¦ ¦
¦ ¦ские теории. Современные социологические те-¦ ¦
¦ ¦ории. Русская социологическая мысль. Обще- ¦ ¦
¦ ¦ство и социальные институты. Мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общнос- ¦ ¦
¦ ¦тей. Общность и личность. Малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы. Социальная организация. Социаль-¦ ¦
¦ ¦ные движения. Социальное неравенство, стра- ¦ ¦
¦ ¦тификация и социальная мобильность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦социального статуса. Социальное взаимодей- ¦ ¦
¦ ¦ствие и социальные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Общественное мнение как институт гражданско-¦ ¦
¦ ¦го общества. Культура как фактор социальных ¦ ¦
¦ ¦изменений. Взаимодействие экономики, соци- ¦ ¦
¦ ¦альных отношений и культуры. Личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип. Социальный контроль и девиа-¦ ¦
¦ ¦ция. Личность как деятельный субъект. Соци- ¦ ¦
¦ ¦альные изменения. Социальные революции и ре-¦ ¦
¦ ¦формы. Концепция социального прогресса. Фор-¦ ¦
¦ ¦мирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦222 ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре (медицине). Исторические типы и ¦ ¦
¦ ¦направления в философии. Основные этапы ис- ¦ ¦
¦ ¦торического развития философской мысли. Фи- ¦ ¦
¦ ¦лософия в развитии русской духовности. ¦ ¦
¦ ¦Структура философского знания. Бытие. Поня- ¦ ¦
¦ ¦тие духа, материи и сознания, пространства, ¦ ¦
¦ ¦времени и движения. Жизнь как специфическая ¦ ¦
¦ ¦форма движения материи. Научные, философские¦ ¦
¦ ¦и религиозные картины мира. Диалектика, ее ¦ ¦
¦ ¦принципы и всеобщие законы. Развитие, его ¦ ¦
¦ ¦модели и законы. Органическая эволюция на ¦ ¦
¦ ¦Земле. ¦ ¦
¦ ¦Онтологический статус земной жизни. Человек,¦ ¦
¦ ¦общество, культура. Человек и природа. Про- ¦ ¦
¦ ¦изводство и его роль в жизни человека. Об- ¦ ¦
¦ ¦щество и его структура. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек как творец и тво-¦ ¦
¦ ¦рение культуры. Любовь и творчество в жизне-¦ ¦
¦ ¦деятельности человека. Человек и историчес- ¦ ¦
¦ ¦кий процесс, личность и массы, свобода и не-¦ ¦
¦ ¦обходимость. Смысл жизни и деятельности че- ¦ ¦
¦ ¦ловека. Познание. Соотношение мнения, веры, ¦ ¦
¦ ¦понимания, интерпретации и знания. Рацио- ¦ ¦
¦ ¦нальное и эмпирическое познание. Иррацио- ¦ ¦
¦ ¦нальное познание: интуиция в медицине. Отра-¦ ¦
¦ ¦жение мира в сознании как познание. ¦ ¦
¦ ¦Творческое "конструирование" знания. Практи-¦ ¦
¦ ¦ка. Наука. Научное и вненаучное знание. Ис- ¦ ¦
¦ ¦тина и ее критерии. Структура научного поз- ¦ ¦
¦ ¦нания, его методы и формы. Научные революции¦ ¦
¦ ¦и смена типов рациональности. Союз философии¦ ¦
¦ ¦и медицины. Философско-методологические ос- ¦ ¦
¦ ¦нования медицины. Философско-этические проб-¦ ¦
¦ ¦лемы в медицине (биоэтика) ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Предмет экономической науки, ее разделы. ¦ ¦
¦ ¦Экономические системы. Экономические инсти- ¦ ¦
¦ ¦туты. Макроэкономика. Спрос. Индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦и рыночный спрос. Предложение. Рыночный ме- ¦ ¦
¦ ¦ханизм. Роль цен в экономике. Рынки взаимо- ¦ ¦
¦ ¦связанных товаров и услуг. Фирма. ¦ ¦
¦ ¦Бухгалтерские и экономические затраты и при-¦ ¦
¦ ¦быль. Производительность. Конкуренция и ¦ ¦
¦ ¦структура рынка. Антимонопольное регулирова-¦ ¦
¦ ¦ние. Рынок труда. Спрос и предложение труда.¦ ¦
¦ ¦Человеческий капитал. Доходы. Неравенство и ¦ ¦
¦ ¦перераспределение доходов. Функции и виды ¦ ¦
¦ ¦денег. Инфляция и ее причины. ВВП и ВНП. ¦ ¦
¦ ¦ЧНП. Национальный доход. Личный доход. Сово-¦ ¦
¦ ¦купные спрос и предложение. Макроэкономиче- ¦ ¦
¦ ¦ское равновесие. Виды и уровень безработицы.¦ ¦
¦ ¦Меры борьбы с безработицей. ¦ ¦
¦ ¦Экономический рост. Модели роста. Экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческие циклы. Фискальная политика. Основные ¦ ¦
¦ ¦статьи доходов и расходов госбюджета. Бан- ¦ ¦
¦ ¦ковская система. Международная экономика. ¦ ¦
¦ ¦Развитие экономической науки. Основы прик- ¦ ¦
¦ ¦ладной экономики. Предпринимательство. Виды ¦ ¦
¦ ¦предприятий. Виды ценных бумаг. Основы бух- ¦ ¦
¦ ¦галтерского учета. Оценка результатов хо- ¦ ¦
¦ ¦зяйственной деятельности. Понятие банкрот- ¦ ¦
¦ ¦ства. Основы маркетинга. Виды рекламы. Нало-¦ ¦
¦ ¦ги. Налоговая система. Финансовые институты.¦ ¦
¦ ¦Механизм действия бирж, страховых и инвести-¦ ¦
¦ ¦ционных компаний. Основы потребительских ¦ ¦
¦ ¦знаний. Переходная экономика. ¦ ¦
¦ ¦Характеристика и структура российского хо- ¦ ¦
¦ ¦зяйства ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский ¦111 ¦
¦ ¦компонент): ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Дисциплины, рекомендованные УМО: ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦- ¦Биоэтика ¦54 ¦
¦ ¦Морально-этические нормы, правила и принципы¦ ¦
¦ ¦профессионального врачебного поведения. Пра-¦ ¦
¦ ¦ва пациента и врача. Этические основания ¦ ¦
¦ ¦современного медицинского законодательства. ¦ ¦
¦ ¦Применение этических принципов при использо-¦ ¦
¦ ¦вании новых биомедицинских технологий ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦- ¦История медицины и фармации ¦90 ¦
¦ ¦Влияние среды обитания на здоровье человека,¦ ¦
¦ ¦изыскание эффективных средств лечения и про-¦ ¦
¦ ¦филактики, диагностики, взаимоотношения вра-¦ ¦
¦ ¦ча и пациента, место врача в обществе; ¦ ¦
¦ ¦представление о медицинских системах и меди-¦ ¦
¦ ¦цинских школах; учение о здоровом образе ¦ ¦
¦ ¦жизни. Народная и традиционная медицина. Ма-¦ ¦
¦ ¦гическая и демонологическая медицины. ¦ ¦
¦ ¦Медицинское образование. Первые медицинские ¦ ¦
¦ ¦учреждения. Влияние мировых религий на меди-¦ ¦
¦ ¦цину. Выдающиеся деятели медицины и фарма- ¦ ¦
¦ ¦ции. Выдающиеся медицинские открытия. Влия- ¦ ¦
¦ ¦ние гуманистических идей на медицину. Влия- ¦ ¦
¦ ¦ние научной революции и технической програм-¦ ¦
¦ ¦мы на развитие медицины. Особенности оте- ¦ ¦
¦ ¦чественной истории медицины. Проблемы вра- ¦ ¦
¦ ¦чебной этики и деонтологии в истории оте- ¦ ¦
¦ ¦чественной медицины и на современном этапе ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦- ¦Латинский язык и основы терминологии ¦111 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦102 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом: ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Естественнонаучные, математические и медико-¦3238 ¦
¦ ¦биологические дисциплины ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент: ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦70 ¦
¦ ¦Математические методы решения интеллектуаль-¦ ¦
¦ ¦ных задач и их применение в медицине ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦96 ¦
¦ ¦Теоретические основы информатики. Сбор, хра-¦ ¦
¦ ¦нение, поиск, переработка, преобразование, ¦ ¦
¦ ¦распространение информации в медицинских и ¦ ¦
¦ ¦биологических системах. Использование ЭВМ в ¦ ¦
¦ ¦здравоохранении ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦86 ¦
¦ ¦Основные законы физики. Физические явления и¦ ¦
¦ ¦процессы. Физические основы функционирования¦ ¦
¦ ¦медицинской аппаратуры. Устройство и назна- ¦ ¦
¦ ¦чение медицинской аппаратуры ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия: общая и биоорганическая ¦195 ¦
¦ ¦Химическая природа веществ. Химические явле-¦ ¦
¦ ¦ния и процессы. Основные законы и понятия. ¦ ¦
¦ ¦Химия и медицина ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.05 ¦Биология ¦223 ¦
¦ ¦Общие закономерности происхождения и разви- ¦ ¦
¦ ¦тия жизни. Антропогенез и онтогенез челове- ¦ ¦
¦ ¦ка. Законы генетики. Биосфера и экология. ¦ ¦
¦ ¦Феномен паразитизма ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Медико-биологические дисциплины ¦2345 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.06 ¦Биологическая химия ¦276 ¦
¦ ¦Химическая природа веществ и химические яв- ¦ ¦
¦ ¦ления и процессы в организме. Клиническая ¦ ¦
¦ ¦биохимия ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Анатомия человека ¦420 ¦
¦ ¦Строение человеческого тела во взаимосвязи с¦ ¦
¦ ¦функцией и топографией систем и органов. ¦ ¦
¦ ¦Развитие и индивидуальные особенности ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.08 ¦Гистология, эмбриология, цитология ¦278 ¦
¦ ¦Основные закономерности развития и жизнеде- ¦ ¦
¦ ¦ятельности организма на основе структурной ¦ ¦
¦ ¦организации клеток, тканей и органов. ¦ ¦
¦ ¦Гистофункциональные особенности тканевых ¦ ¦
¦ ¦элементов. Методы их исследования ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.09 ¦Нормальная физиология ¦362 ¦
¦ ¦Функциональные системы организма человека, ¦ ¦
¦ ¦их регуляция и саморегуляция при воздействии¦ ¦
¦ ¦внешней среды. Закономерности функционирова-¦ ¦
¦ ¦ния отдельных органов и систем ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.10 ¦Микробиология, вирусология, иммунология ¦278 ¦
¦ ¦Классификация, морфология и физиология мик- ¦ ¦
¦ ¦роорганизмов и их идентификация. Роль и ¦ ¦
¦ ¦свойства микроорганизмов. Распространение и ¦ ¦
¦ ¦влияние на здоровье человека. Методы микро- ¦ ¦
¦ ¦биологической диагностики. ¦ ¦
¦ ¦Применение основных антибактериальных, про- ¦ ¦
¦ ¦тивовирусных и биологических препаратов ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.11 ¦Фармакология ¦245 ¦
¦ ¦Классификация и основные характеристики ле- ¦ ¦
¦ ¦карственных средств. ¦ ¦
¦ ¦Фармакодинамика и фармакокинетика. Показания¦ ¦
¦ ¦и противопоказания к применению лекарствен- ¦ ¦
¦ ¦ных средств, применение и побочные эффекты ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.12 ¦Патологическая анатомия ¦245 ¦
¦ ¦Структурные основы болезней и патологических¦ ¦
¦ ¦процессов. ¦ ¦
¦ ¦Морфологические изменения органов и тканей ¦ ¦
¦ ¦при патологических процессах ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Патофизиология ¦245 ¦
¦ ¦Причины, основные механизмы развития и исхо-¦ ¦
¦ ¦дов типовых патологических процессов. Зако- ¦ ¦
¦ ¦номерности нарушений функций органов и ¦ ¦
¦ ¦систем ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский ¦до 15% ¦
¦ ¦компонент): ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ОП.00 ¦Профессиональные дисциплины ¦6771 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Федеральный компонент: ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Медико-профилактические дисциплины ¦436 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ОП.Ф.01 ¦Общая гигиена ¦213 ¦
¦ ¦Гигиена как профилактическая отрасль медици-¦ ¦
¦ ¦ны. Единство организма и среды обитания че- ¦ ¦
¦ ¦ловека. Факторы среды обитания человека - ¦ ¦
¦ ¦физические, химические, биологические и со- ¦ ¦
¦ ¦циальные. Природные и антропогенные факторы.¦ ¦
¦ ¦Закономерности взаимодействия организма и ¦ ¦
¦ ¦средовых факторов. Теоретические основы и ¦ ¦
¦ ¦принципы гигиенического нормирования воз- ¦ ¦
¦ ¦действия факторов среды обитания на орга- ¦ ¦
¦ ¦низм. ¦ ¦
¦ ¦Методология и современные методы исследова- ¦ ¦
¦ ¦ния в гигиене. Гигиена и экология. Основы ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия в создании и контроле здоро- ¦ ¦
¦ ¦вой среды обитания человека ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ОП.Ф.02 ¦Общественное здравоохранение и здоровье ¦137 ¦
¦ ¦Система государственных гарантий в области ¦ ¦
¦ ¦охраны здоровья населения, социальное и ме- ¦ ¦
¦ ¦дицинское страхование. Система здравоохране-¦ ¦
¦ ¦ния и медицинского обслуживания в России и ¦ ¦
¦ ¦за рубежом. Первичная медико-санитарная по- ¦ ¦
¦ ¦мощь населению. Государственная санитарно- ¦ ¦
¦ ¦эпидемиологическая служба России, ее органи-¦ ¦
¦ ¦зационное построение, управление, основные ¦ ¦
¦ ¦функции и принципы организации деятельности,¦ ¦
¦ ¦ресурсы, научное обеспечение санэпидблагопо-¦ ¦
¦ ¦лучия. Анализ деятельности учреждений гос- ¦ ¦
¦ ¦санэпидслужбы. Учет и отчетность. Государ- ¦ ¦
¦ ¦ственная статистика. Взаимодействие органов ¦ ¦
¦ ¦госсанэпидслужбы с органами государственной ¦ ¦
¦ ¦власти и управления, предприятиями и органи-¦ ¦
¦ ¦зациями, органами и учреждениями здравоохра-¦ ¦
¦ ¦нения в области обеспечения санитарно-эпиде-¦ ¦
¦ ¦миологического благополучия. Законодатель- ¦ ¦
¦ ¦ство об охране здоровья граждан, санитарное,¦ ¦
¦ ¦природоохранное законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации, правовые основы деятельности спе-¦ ¦
¦ ¦циалистов госсанэпидслужбы. Санитарные пра- ¦ ¦
¦ ¦вонарушения и меры административного воздей-¦ ¦
¦ ¦ствия за их совершение. Социально-гигиениче-¦ ¦
¦ ¦ский мониторинг за состоянием санитарно-эпи-¦ ¦
¦ ¦демиологического благополучия населения, ¦ ¦
¦ ¦здоровья населения в связи с влиянием факто-¦ ¦
¦ ¦ров среды обитания человека. Методология и ¦ ¦
¦ ¦методы системного многофакторного анализа ¦ ¦
¦ ¦заболеваемости населения, медико-демографи- ¦ ¦
¦ ¦ческих и других показателей, характеризующих¦ ¦
¦ ¦состояние здоровья и среды обитания челове- ¦ ¦
¦ ¦ка. Анализ и оценка эффективности проводимых¦ ¦
¦ ¦мероприятий по профилактике заболеваний на- ¦ ¦
¦ ¦селения. Роль, место задачи и функции гос- ¦ ¦
¦ ¦санэпидслужбы в системе первичной медико- ¦ ¦
¦ ¦санитарной помощи ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ОПФ.03 ¦Общая эпидемиология ¦86 ¦
¦ ¦Основные понятия общей патологии примени- ¦ ¦
¦ ¦тельно к популяционному уровню. Причины, ус-¦ ¦
¦ ¦ловия и факторы риска заболеваемости населе-¦ ¦
¦ ¦ния инфекционными и неинфекционными болезня-¦ ¦
¦ ¦ми. Механизмы развития эпидемиологического ¦ ¦
¦ ¦процесса, показатели состояния здоровья на- ¦ ¦
¦ ¦селения и санитарно-эпидемиологического бла-¦ ¦
¦ ¦гополучия. Методы выявления причинно-след- ¦ ¦
¦ ¦ственных связей между состоянием здоровья ¦ ¦
¦ ¦населения и факторами, его определяющими. ¦ ¦
¦ ¦Основы профилактики инфекционных и неинфек- ¦ ¦
¦ ¦ционных заболеваний. Дезинфекция, стерилиза-¦ ¦
¦ ¦ция, дезинсекция и дератизация ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский ¦до 15% ¦
¦ ¦компонент): ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Клинические дисциплины ¦4693 ¦
¦ ¦Сбор и анализ информации о состоянии здо- ¦ ¦
¦ ¦ровья пациента, обучение профессиональному ¦ ¦
¦ ¦алгоритму решения практических задач диагно-¦ ¦
¦ ¦стики, лечения больных и профилактики забо- ¦ ¦
¦ ¦леваний, навыкам профессионального врачебно-¦ ¦
¦ ¦го поведения. Ведение медицинской документа-¦ ¦
¦ ¦ции ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ОПФ.04 ¦Инфекционные болезни ¦188 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Клиническая фармакология ¦86 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Дерматовенерология ¦136 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Лечебная физкультура и врачебный контроль ¦77 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Лучевая терапия, лучевая диагностика ¦108 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Секционный курс ¦29 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Неврология, нейрохирургия ¦188 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Медицинская генетика ¦57 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Оториноларингология ¦102 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Офтальмология ¦114 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Психиатрия и наркология ¦133 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Судебная медицина ¦127 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Экстремальная и военная медицина ¦351 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Акушерство и гинекология ¦403 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Педиатрия ¦293 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Терапия: ¦1140: ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Общий уход за больными ¦57 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Пропедевтика внутренних болезней ¦241 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Внутренние болезни, общая физиотерапия, ВПТ ¦406 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Эндокринология ¦71 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Профессиональные болезни ¦136 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Фтизиопульмонология ¦114 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Поликлиническая терапия ¦108 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Хирургия: ¦1213: ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Общий уход за больными ¦54 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Общая хирургия, анестезиология ¦191 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Реанимация и интенсивная терапия ¦57 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ОПФ.29 ¦Оперативная хирургия и топографическая ¦162 ¦
¦ ¦анатомия ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ОПФ.30 ¦Хирургические болезни ¦378 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Стоматология ¦51 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Травматология и ортопедия. ВПХ ¦187 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Урология ¦57 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Онкология ¦76 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский ¦до 15% ¦
¦ ¦компонент): ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ДС.Ф.00 ¦Дисциплины специальности ¦1542 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ДС.Ф.01 ¦Эпидемиология и военная эпидемиология ¦269 ¦
¦ ¦Особенности эпидемиологической диагностики, ¦ ¦
¦ ¦средств и методов профилактики, организация ¦ ¦
¦ ¦санитарно-эпидемиологического надзора. ¦ ¦
¦ ¦Эпидемиологические разделы военной и экстре-¦ ¦
¦ ¦мальной медицины. ¦ ¦
¦ ¦Причины условия, механизмы развития и прояв-¦ ¦
¦ ¦ления заболеваемости населения инфекционными¦ ¦
¦ ¦и паразитарными болезнями ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ДС.Ф.02 ¦Коммунальная гигиена ¦324 ¦
¦ ¦Влияние факторов среды обитания на здоровье ¦ ¦
¦ ¦и условия жизни человека в населенных мес- ¦ ¦
¦ ¦тах. Заболеваемость населения, обусловленная¦ ¦
¦ ¦воздействием факторов природной и техноген- ¦ ¦
¦ ¦ной среды, социально-бытовых условий жизни. ¦ ¦
¦ ¦Гигиена и санитарная охрана атмосферного ¦ ¦
¦ ¦воздуха, водных объектов и почвы. Гигиена ¦ ¦
¦ ¦хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гиги- ¦ ¦
¦ ¦ена жилых зданий и лечебно-профилактических ¦ ¦
¦ ¦учреждений. Основы гигиены планировки насе- ¦ ¦
¦ ¦ленных мест. Цели, задачи, содержание и ме- ¦ ¦
¦ ¦тоды государственного санитарно-эпидемиоло- ¦ ¦
¦ ¦гического надзора на объектах жилищно-комму-¦ ¦
¦ ¦нального хозяйства и социально-бытовой сфе- ¦ ¦
¦ ¦ры ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ДС.Ф.03 ¦Гигиена питания ¦273 ¦
¦ ¦Питание здорового и больного человека, влия-¦ ¦
¦ ¦ние питания на здоровье и трудоспособность ¦ ¦
¦ ¦населения, алиментарная профилактика заболе-¦ ¦
¦ ¦ваний. ¦ ¦
¦ ¦Медико-биологические показатели качества пи-¦ ¦
¦ ¦щевых продуктов. ¦ ¦
¦ ¦Санитарно-гигиенический контроль пищевой ¦ ¦
¦ ¦ценности и безопасности продуктов питания. ¦ ¦
¦ ¦Лечебное и лечебно-профилактическое питание ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ДС.Ф.04 ¦Гигиена труда ¦324 ¦
¦ ¦Взаимодействие среды и организма в условиях ¦ ¦
¦ ¦производственной деятельности. Оценка и про-¦ ¦
¦ ¦гнозирование действия вредных факторов тру- ¦ ¦
¦ ¦дового процесса и производственной обстанов-¦ ¦
¦ ¦ки на состояние работоспособности, общей и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной заболеваемости. ¦ ¦
¦ ¦Основные направления профилактики неблаго- ¦ ¦
¦ ¦приятного воздействия профессиональных фак- ¦ ¦
¦ ¦торов на состояние здоровья человека. Цели, ¦ ¦
¦ ¦задачи и методы организации государственного¦ ¦
¦ ¦санитарно-эпидемиологического надзора в об- ¦ ¦
¦ ¦ласти гигиены труда ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ДС.Ф.05 ¦Гигиена детей и подростков ¦219 ¦
¦ ¦Воздействие факторов окружающей среды на ¦ ¦
¦ ¦здоровье детей и подростков. Оценка состоя- ¦ ¦
¦ ¦ния здоровья, заболеваемости и физического ¦ ¦
¦ ¦развития детей и подростков в связи с влия- ¦ ¦
¦ ¦нием факторов среды обитания. ¦ ¦
¦ ¦Санитарно-гигиенический контроль условий ¦ ¦
¦ ¦жизни, воспитания, предметов обихода детей и¦ ¦
¦ ¦подростков, разработки и проведения оздоро- ¦ ¦
¦ ¦вительных мероприятий ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ДС.Ф.06 ¦Радиационная гигиена ¦102 ¦
¦ ¦Воздействие радиационного фактора на здоро- ¦ ¦
¦ ¦вье населения. Оценка и прогнозирование дей-¦ ¦
¦ ¦ствия радиационного фактора на организм ра- ¦ ¦
¦ ¦ботающих на радиологических объектах. Сани- ¦ ¦
¦ ¦тарно-дозиметрический контроль и основные ¦ ¦
¦ ¦направления комплекса мероприятий по органи-¦ ¦
¦ ¦зации радиационной безопасности работающих и¦ ¦
¦ ¦всего населения ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский ¦до 15% ¦
¦ ¦компонент): ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦213 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом: ¦ ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения: ¦11772 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Практики: ¦648 ¦
+----------+--------------------------------------------+--------+
¦ ¦Итого: ¦12420 ¦
L----------+--------------------------------------------+---------
5. Сроки освоения основной
образовательной программы выпускника по специальности
040300 - Медико-профилактическое дело
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки врача при очной форме обучения составляет 304 недели, в
том числе:
Теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные, а также
экзаменационные сессии 218 недель
Практики:
учебная - по всем клиническим, медико
профилактическим дисциплинам до 25% часов
отводится на практические занятия в поликлиниках
и учреждениях санитарно-эпидемиологической службы не менее
18 недель
Производственная
Итоговая государственная не менее
4 недель
Каникулы:
(включая 4 (8) недели последипломного отпуска) не менее
41 (46)
недели.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки санитарного
врача - 6 лет, по очно-заочной (вечерней) форме обучения - 6,5
лет.
5.3. Максимальный объем (общая трудоемкость) учебной нагрузки
студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его
аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 36
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят занятия по
факультативным дисциплинам.
При формировании основной образовательной программы вуз обязан
выделить:
на аудиторные занятия со студентами 2/3 объема времени общей
трудоемкости;
на лабораторные, практические занятия - не менее 30% от
аудиторного времени.
Самостоятельная работа студентов при изучении всех дисциплин
настоящей образовательной программы должна составлять не менее 1/3
объема времени общей трудоемкости.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 20 часов в неделю.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 6 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям
реализации основной образовательной программы
подготовки выпускника по специальности
040300 - Медико-профилактическое дело
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки врача
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки
врача на основе настоящего государственного образовательного
стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка
(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или
зачтено, не зачтено).
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала
для циклов дисциплин, в пределах 15%;
формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых
дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном
стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины:
иностранный язык (в объеме не менее 340 часов), физическая
культура (в объеме не менее 408 часов), философия, отечественная
история. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по
усмотрению вуза. УМО рекомендует включать также в качестве
обязательных такие дисциплины, как психология и педагогика,
правоведение, биоэтика, история медицины, латинский язык и основы
терминологии. При этом возможно их объединение в междисциплинарные
курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если
дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной
подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений
подготовки (специальностей)), выделенные на их изучение часы могут
перераспределяться в рамках цикла;
осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
устанавливать необходимый уровень преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-
экономических, естественнонаучных дисциплин;
предусматривать занятия по дисциплине "Физическая культура" при
очно-заочной (вечерней) форме обучения с учетом пожелания
студента;
осуществлять в медицинских и фармацевтических вузах
преподавание вопросов анатомии, физиологии, лечебной физкультуры и
врачебного контроля, предусмотренных в программе "Физическая
культура" для студентов вузов РФ, только на профильных кафедрах.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими
кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной
и/или научно-методической деятельностью (не менее 3 лет);
преподаватели по всем медико-биологическим, клиническим и
дисциплинам специальности, как правило, должны иметь ученую
степень (не менее 60% кандидатов и 10% - докторов наук) и опыт
деятельности в соответствующей профессиональной сфере (не менее 3
лет).
К педагогической деятельности в сфере медицинского и
фармацевтического профиля не допускаются лица, которым она
запрещена приговором суда или медицинскими противопоказаниями.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом
каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по
содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной
образовательной программы, наличием методических пособий и
рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий -
практикумам, курсовому проектированию, практикам, а также
наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.
Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины:
физика, медицинская аппаратура, математика, информатика, общая
химия, биоорганическая химия, биология с экологией, биологическая
химия, анатомия человека, гистология, эмбриология, цитология,
нормальная физиология, микробиология, вирусология, иммунология,
фармакология, патологическая анатомия, патофизиология, гигиена,
военная гигиена, общественное здравоохранение и здоровье,
эпидемиология, военная эпидемиология, коммунальная гигиена,
гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена,
гигиена труда.
Практические занятия должны быть обеспечены и предусмотрены при
изучении дисциплин: физическое воспитание, иностранный язык,
латинский язык и основы терминологии, физика, медицинская
аппаратура, математика, информатика.
Клинические практические занятия должны быть обеспечены и
предусмотрены при изучении всех клинических дисциплин,
эпидемиологии, военной эпидемиологии, коммунальной гигиены,
гигиены детей и подростков, гигиены питания, радиационной гигиены,
гигиены труда.
Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы (по 2
комплекта):
Акушерство и гинекология
Аллергология
Анестезиология и реаниматология
Антибиотики и химиотерапия
Архив патологии
Бюллетень экспериментальной биологии и медицины
Бюллетень нормативных актов
Вестник рентгенологии и радиологии
Вестник хирургии им. И.И. Грекова
Военно-медицинский журнал
Вопросы вирусологии
Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры
Вопросы медицинской химии
Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии
Вопросы питания
Врач
Высшее образование в России
Гематология и трансфузиология
Гигиена и санитария
Журнал высшей нервной деятельности
Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунологии
Журнал неврологии и психиатрии
Здравоохранение Российской Федерации
Иммунология
Иммунология. Аллергология
Инфекции, передаваемые половым путем
Кардиология
Клиническая геронтология
Клиническая и лабораторная диагностика
Клиническая медицина
Клиническая фармакология и терапия
Медико-социальная экспертиза
Медицина труда и промышленности
Медицинская газета
Медицинская паразитология и паразитарные болезни
Медицинская радиология
Медицинская техника
Медицинский вестник
Международный медицинский журнал
Молекулярная генетика, микробиология и вирусология
Морфология
Нефрология
Онкология
Паразитология
Патологическая физиология и экспериментальная терапия
Педиатрия
Проблемы гематологии и переливания крови
Проблемы социальной гигиены и истории медицины
Проблемы туберкулеза
Проблемы эндокринологии
Психологический журнал
Пульмонология
Российский вестник перинатологии и педиатрии
Радиационная биология
Российский вестник гастроэнтерологии, гепатологии и
колопроктологии
Российский журнал кожных и венерических болезней
Российский медицинский журнал
Российский онкологический журнал
Социальная и клиническая психиатрия
Стоматология
Судебно-медицинская экспертиза
Травматология и ортопедия
Терапевтический архив
Токсикологический вестник
Ультразвуковая диагностика
Урология
Успехи современной биологии
Успехи физиологических наук
Фармакология. Токсикология
Фармация
Физиология и морфология
Физиология человека
Химико-фармацевтический журнал
Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова
Цитология
Экспериментальная и клиническая фармакология
Эндоскопическая хирургия
Эпидемиология и инфекционные болезни.
Обеспеченность обучающихся обязательной (с грифом Минздрава РФ)
учебной литературой по каждой дисциплине государственного
образовательного стандарта лицензируемой специальности должна
составлять 0,5 экземпляра, а библиотечный фонд - не менее 125
единиц на одного обучающегося очной формы подготовки.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки дипломированного специалиста, должно
располагать материально-технической базой, соответствующей
действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей
проведение всех видов лабораторной, практической, клинической
дисциплинарной, междисциплинарной подготовки и научно-
исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным
учебным планом (количество помещений для размещения кафедр
определяется из расчета не менее 18 кв. м учебных и учебно-
лабораторных помещений на 1 студента).
6.5. Требования к организации практик
1. По всем клиническим и медико-профилактическим дисциплинам до
25% часов отводится на практические занятия в поликлиниках и
учреждениях санитарно-эпидемиологической службы.
2. Помощник палатной и процедурной медицинской сестры - 4
недели на четвертом семестре.
3. Помощник фельдшера скорой и неотложной помощи - 4 недели на
шестом семестре.
4. Помощник врача стационара - 6 недель на восьмом семестре.
5. Помощник врача скорой и неотложной помощи - 4 недели на
десятом семестре.
Производственная практика после 2 курса - изучение работы
младшего медицинского персонала и выполнения манипуляций по уходу
за больными.
Производственная практика после 3 курса - изучение работы
среднего медицинского персонала и выполнения манипуляций и
процедур среднего медицинского персонала.
Производственная практика после 4 курса - изучение работы врача
в стационаре терапевтического, хирургического и акушеро-
гинекологического профиля.
Студент должен уметь: обследовать больных с наиболее частыми
терапевтическими, хирургическими и акушеро-гинекологическими
заболеваниями, оценивать данные осмотра и опроса больного,
формулировать предварительный диагноз, составлять план
обследования, давать ближайший и отдаленный прогноз, рекомендации
для амбулаторного лечения, проводить лечение больных под
руководством врача, правильно оформлять медицинскую документацию.
Студент должен быть ознакомлен с:
- порядком выписки, хранения, учета и назначения медикаментов
(особенно сильнодействующих, наркотических, дорогостоящих);
- работой физиотерапевтического отделения, техникой процедур;
- работой патологоанатомического отделения;
- организацией и проведением противоэпидемической работы.
Производственная практика после 5 курса - изучение работы врача
в Центре государственного санэпиднадзора (ЦГСЭН).
Сформировать умения:
- организационно-методической работы ЦГСЭН (функциональными
обязанностями должностных лиц, учетной документацией отделов,
образцами административно-правовых актов, комплексным планом
работы);
- проведения санитарного обследования коммунальных,
промышленных, пищевых, детских объектов, эпидочагов;
- составления актов санитарного обследования, протоколов о
санитарных нарушениях, карт объекта текущего санитарного надзора,
карты эпидемиологического обследования случая инфекционного
заболевания, постановления о наложении штрафа и закрытии объектов,
заключения по отводу земельного участка под строительство,
заключения по проектам наряда на очаговую дезинфекцию;
- расчета экономических показателей при проведении
профилактических, оздоровительных и противоэпидемиологических
мероприятий;
- проведения гигиенической оценки факторов среды обитания,
определяющих состояние здоровья населения.
7. Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности 040300 - Медико-профилактическое дело
7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его
квалификации, указанной в п. 1.3 настоящего государственного
образовательного стандарта.
Выпускник должен уметь:
- проводить анализ и давать оценку деятельности санитарно-
эпидемиологических и лечебно-профилактических учреждений;
- составлять план мероприятий по организации медико-
профилактической помощи и охране здоровья населения;
- составлять план и программу изучения состояния здоровья
населения и проводить сбор, сводку, обработку и анализ информации
по медико-демографическим показателям, показателям физического и
психического развития, заболеваемости, инвалидизации,
анализировать в динамике распределение по группам здоровья на
основе действующей системы учета;
- составлять и вести медицинскую документацию;
- проводить оценку рангового значения отдельных классов, групп
и нозологических форм болезней по показателям младенческой,
повозрастной и общей смертности, а также по показателям
заболеваемости, в том числе с временной утратой трудоспособности и
инвалидности;
- проводить оценку основных показателей, характеризующих
состояние здоровья населения;
- изучать показатели физического и психического развития
детских и подростковых контингентов и оценивать их медицинское
значение;
- проводить оперативную оценку и анализ уровня, структуры и
динамики первичной и общей заболеваемости населения и отдельных
социальных возрастно-половых групп;
- организовывать совместно с другими специалистами проведение
выборочных обследований различных групп населения, осуществлять
обработку и анализ полученных результатов;
- проводить гигиеническую оценку факторов среды обитания и
трудовой деятельности, определяющих состояние здоровья населения;
- оценивать на соответствие санитарным правилам материалы,
вещества, продовольственное сырье, пищевые и другие продукты,
технологии их изготовления, также источники ионизирующего
излучения;
- проводить оценку соответствия санитарным правилам жилых
помещений, условий эксплуатации производственных, общественных
зданий и помещений;
- осуществлять оценку соответствия санитарным правилам
планировки и застройки поселений;
- проводить оценку организации и условий воспитания, обучения и
труда граждан;
- оценивать результаты профилактических медицинских осмотров
работающих и учащихся;
- проводить оценку факторов, определяющих состояние здоровья
различных возрастно-половых групп населения, в связи с образом их
жизни и наследственными характеристиками, популяционной и
индивидуальной профилактики;
- определять показатели, характеризующие качество медико-
санитарной помощи, в связи с оценкой санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
- проводить сбор и анализ информации о состоянии здоровья
пациента;
- проводить основные лабораторные исследования материалов
больного и интерпретировать их результаты;
- делать вывод о состоянии здоровья пациента, определять
факторы риска возникновения заболеваний;
- проводить диагностику, оказывать экстренную врачебную помощь
детям и взрослым на догоспитальном этапе и определять тактику
дальнейшей медицинской помощи при неотложных состояниях;
- владеть алгоритмом постановки предварительного диагноза с
последующим направлением к врачу-специалисту и выбирать схемы
лечения;
- проводить сбор и анализ информации о распространенности и
распределении инфекционных и неинфекционных заболеваний;
- оценивать показатели, характеризующие состояние здоровья
населения во взаимосвязи с факторами среды обитания и условиями
жизни и трудовой деятельности, выявлять причинно-следственные
связи;
- оценивать санитарно-эпидемическую обстановку, давать
ретроспективную, оперативную и прогностическую оценку санитарно-
эпидемиологического благополучия населения и обоснование
необходимых профилактических мероприятий;
- оценивать экономический ущерб, наносимый здоровью населения
нарушениями санитарно-эпидемиологических норм и правил;
- оценивать экономическую эффективность оздоровительных,
гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- проводить осмотр трупа на месте происшествия;
- производить судебно-медицинское исследование трупа с
оформлением протокола вскрытия;
- вести сбор информации и систематизировать ее для решения
профессиональных задач;
- владеть профессиональным медицинским языком и терминологией;
- владеть иностранным языком для профессионального общения
(устного и письменного) и работы с оригинальной литературой по
специальности;
- выписывать рецепты;
- решать профессиональные задачи с использованием
математических методов и работать с ЭВМ;
- формулировать цели и задачи гигиенического обучения, выбирать
оптимальные формы занятий со слушателями, его проведения и
контроля;
- пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение
занятий физической культурой и спортом для здоровья;
- проводить научно-практическую работу по проблемам медицины:
формулировать цель, задачи исследования, рабочую гипотезу,
составлять обзор литературы, планировать исследование, проводить
сбор фактического материала, его статистическую обработку и
анализ, делать выводы и предложения, вести дискуссию;
- организовать и проводить мероприятия по защите населения и
оказания ему медицинской помощи при возникновении чрезвычайных
ситуаций.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
специалиста
7.2.1. Итоговые аттестационные испытания предназначены для
определения практической и теоретической подготовленности врача к
выполнению профессиональных задач, установленных настоящим
государственным образовательным стандартом, и продолжению
образования в интернатуре, ординатуре или в аспирантуре по
теоретическим направлениям медицины. Аттестационные испытания,
входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника,
должны полностью соответствовать основной образовательной
программе высшего профессионального образования, которую он освоил
за время обучения. Итоговая государственная аттестация врача
включает трехэтапный государственный экзамен.
7.2.2. Порядок проведения, основные этапы и программа
аттестации.
I этап - практическая подготовка. Оценивается практическая
профессиональная подготовка выпускника.
Осуществляется в соответствующих санитарно-
противоэпидемиологических учреждениях системы здравоохранения,
составляющих основу системы додипломной подготовки по
специальности 040300 - Медико-профилактическое дело.
Продолжительность этапа должна давать возможность выпускнику
последовательно выполнить весь необходимый объем навыков и умений
для профессиональной деятельности.
II этап - аттестационное тестирование.
Тестовый материал охватывает содержание гуманитарных,
математических, естественнонаучных, медико-биологических и
профессиональных дисциплин. Используются различные типы тестовых
заданий для установления и оценки различных сторон логики
клинического мышления: сравнение, сопоставление и
противопоставление медицинских данных, анализ и синтез
предлагаемой информации, установление причинно-следственных
взаимосвязей.
Состав тестовых заданий итогового междисциплинарного экзамена
подлежит ежегодному обновлению в едином банке междисциплинарных
аттестационных заданий, утвержденных Минздравом РФ.
III этап - итоговое собеседование.
Проверка профессиональной подготовки выпускника, т.е. уровня
его компетенции в использовании теоретической базы для решения
профессиональных ситуаций. Собеседование проводится на основе
решения ситуационных задач обобщенного характера - медико-
профилактических, санитарно-эпидемиологических, клинических, этико-
деонтологических, разбор больных и т.д. Оценке в данном случае
подлежит степень умения выпускника разрабатывать и осуществлять
оптимальные решения таких ситуаций на основе интеграции содержания
дисциплин, входящих в аттестационное испытание.
Методические указания к проведению итоговой государственной
аттестации выпускников высших медицинских и фармацевтических
учебных заведений Минздрава РФ утверждены Заместителем министра в
марте 1997 г.
Составители:
Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических
вузов.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно-
методического совета по специальности 040300 - Медико-
профилактическое дело (16 ноября 1999 года, протокол N 3).
|