Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
110 ЕН/МАГ
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 511100 - ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1. Общая характеристика направления
511100 - Экология и природопользование
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень выпускника - магистр экологии и
природопользования.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
магистра по направлению 511100 - Экология и природопользование при
очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа
подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по
направлению 511100 - Экология и природопользование (4 года) и
специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр по направлению 511100 - Экология и природопользование
должен быть широко эрудирован, должен обладать фундаментальной
научной базой, владеть методологией научного творчества,
современными геоинформационными технологиями, методами получения,
обработки и хранения научной информации, быть готовым к научно-
исследовательской и проектно-производственной работе, а при
условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной
программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
Магистр экологии и природопользования может занимать должности,
требующие высшего профессионального образования согласно
действующему законодательству Российской Федерации: эколога,
младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), инженера
(должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих,
разработанных Минтруда РФ по состоянию на 10.06.1999 (М., 1999, N
22446)), экономиста (N 27728), экономиста-природопользователя,
инженера по охране окружающей среды (N 22656), стажера-
исследователя в области экологии, геохимика (N 20603), научного
редактора (N 26039), инженера-исследователя (N 22488) и др.
При условии освоения соответствующей образовательно-
профессиональной программы педагогического профиля магистр
экологии и природопользования может занимать должности,
относящиеся к педагогической деятельности в вузах, колледжах,
общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего
профессионального образования (должности преподавателя - N 25814,
N 25813, N 25812).
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре по научным
специальностям: 25.00.36 - Геоэкология, а также по научным
специальностям, родственным данному направлению: 25.00.23 -
Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафта, 25.00.24 - Экономическая, социальная и политическая
география, 25.00.25 - Геоморфология и эволюционная география, и
другим смежным специальностям.
1.5. Перечень аннотированных магистерских программ (проблемное
поле направления подготовки).
511101 - Геоэкология
Исследование и решение научных и прикладных задач в области
глобальных антропогенных изменений географической оболочки
(экосферы) и ее составляющих - геосистем различного уровня
(континентального, регионального, локального); геосферы Земли; их
антропогенное преобразование и соответствующие экологические
проблемы (преобразование и деградация ландшафтов, изменения
климата и их последствия, водные и водно-экологические проблемы,
снижение биологического разнообразия, экологические вопросы
урбанизации, трансформация прибрежных областей и др.); взаимосвязь
естественных, социальных, экономических и политических факторов и
проблем геоэкологии; понятие об экологической экономике и ее
взаимосвязь с геоэкологией; оценка состояния окружающей среды и
прогноз ее изменений; геоинформационные системы и базы данных;
компьютерный анализ информации; геоэкологическое
картографирование; международные междисциплинарные научные
программы; перспективы глобального мониторинга.
511102 - Природопользование
Понятие о природопользовании; природопользование в системе форм
взаимодействия общества с природной средой; антропогенное
преобразование природной среды и системы природопользования;
эколого-географическая экспертиза и оценка воздействия различных
видов хозяйственной деятельности на окружающую среду; мониторинг
окружающей среды; управление природопользованием; разработка
территориальных схем охраны окружающей среды; организация решения
региональных проблем природопользования; экологические проблемы
рационального освоения недр (недропользования); оценочные модели и
карты природных условий и ресурсов; определение экономической и
социальной эффективности природопользования; экологическое право;
менеджмент и маркетинг в природопользовании; технические средства
и оборудование, применяемые при ландшафтно-экологическом
мониторинге и проведении экспертиз.
511103 - Общая экология
Актуальные проблемы современной экологии; эволюция биосферы;
биология популяций и сообществ; частная экология (экология
растений, животных, бактерий); экологическая физиология;
экологическая биология развития; элементы патологии клетки и
организма; биоиндикация и биотестирование; теоретические основы
оценки качества природной среды по параметрам клетки и организма;
мутагенные и тератогенные факторы техносферы, методы их оценки;
экологический мониторинг; роль биологических методов в ОВОС;
методы полевых исследований и камеральной обработки материала;
моделирование и компьютерный анализ экосистем; основы
экологической экспертизы; актуальные проблемы экологии человека:
медицинские и социальные аспекты; менеджмент и маркетинг в
экологии; экологическое право, международные соглашения,
зарубежный опыт, опыт и перспективы охраны природы в России;
заповедное дело.
511104 - Экономика природопользования
Значение и роль экологического фактора в развитии экономических
систем; оптимальное распределение и использование природных
ресурсов и максимальное сохранение и приумножение элементов
окружающей среды; техногенный тип экономического развития; эколого-
экономические проблемы, связанные с изменением состояния
окружающей среды и использованием природных ресурсов; концепция
устойчивого развития, экологизация экономики; макроэкономические
аспекты экологизации экономики; внешние эффекты (экстерналии), их
экономический учет; экономическая эффективность
природопользования; возможности государственного регулирования и
рыночных инструментов для рационализации природопользования;
экономический механизм природопользования.
511105 - Управление природопользованием
Теоретические основы управления природопользованием и его
отраслевая специфика; соотношение экономических и административных
рычагов управления, прямое и косвенное экологическое
регулирование; исторические аспекты развития управления
природопользованием в России и в зарубежных странах; основные
функциональные подсистемы управления природопользованием:
прогнозирование, планирование, принятие решений, контроль и
регулирование; организационная структура управления; отраслевой и
территориальный подход к экологическому регулированию;
пространственная организация управления природопользованием,
территориальные уровни: глобальный, национальный, региональный,
локальный; территориальное экологическое проектирование; правовые
основы и социальные факторы управления природопользованием на
различных территориальных уровнях; технические средства
управления; научные проблемы совершенствования управления
природопользованием.
511106 - Глобальные экологические проблемы
Глобальные изменения природной среды: факторы, наблюдаемые
изменения, системные взаимосвязи, индикаторы и индексы состояния
среды; тенденции и прогнозы дальнейших изменений; изменения
климата, их последствия; антропогенное преобразование и деградация
ландшафтов; водные и водно-экологические проблемы; снижение
биологического разнообразия; экологические аспекты урбанизации;
антропогенная трансформация прибрежных областей; роль
естественных, социальных, экономических и политических факторов
глобальных изменений, их взаимосвязанность; взаимоотношения типа
"нагрузка - состояние - воздействие - реакция"; международные
междисциплинарные, комплексные научные программы (Международная
геосферно-биосферная программа, Всемирная программа исследований
климата, Программа исследований социальных аспектов глобальных
изменений); перспективы системы глобального мониторинга.
511107 - Социальная экология
Исторические корни и философские основания социальной экологии;
взаимодействие человека (общества) и природы в различных
социальных, этнических и культурных системах в контексте истории
природопользования; экологические потребности людей и их
идентификация; эволюция представлений о ценности природных
(экологических) благ; эстетическая оценка природной среды;
экологический риск и основные группы реципиентов (население,
природное наследие, культурные и духовные ценности);
продолжительность жизни и здоровье, их взаимосвязь с экологической
ситуацией; оценка экологического риска в социальной экологии;
социально-экологические конфликты, их прогнозирование,
предупреждение и урегулирование; экологическая культура, ее
носители и атрибуты; роль литературы, искусства в наследовании и
воспитании экологической культуры; место социальной экологии в
экологическом регулировании и социальном управлении.
511108 - Охрана природы
Охрана природы и окружающей человека среды, рациональное
использование природных ресурсов, сохранение ландшафтного и
биологического разнообразия; функционирование экосистем, влияние
роста народонаселения и усиления воздействия человека на
естественный растительный покров и животный мир, почвы, воздух,
водоемы; загрязнение окружающей среды экотоксикантами; риск и
экономические последствия загрязнения; оценка ресурсов биоты;
переработка отходов промышленного и сельскохозяйственного
производства: использование энергетических ресурсов, отторжение
земель под дорожное, городское, промышленное строительство; борьба
с вредителями сельского и лесного хозяйства, с биологическим
загрязнением водоемов, почв и продуктов питания; охраняемые
объекты природы, заповедное дело; составление и ведение "Красных
книг"; охрана геологической среды обитания; разработка правовой
базы охраны природы; международные соглашения в области охраны
природы; Всемирная стратегия охраны природы; Международный союз
охраны природы; программы ООН и ЮНЕП по окружающей среде;
концепции устойчивого развития, охраны ландшафтов и биологического
разнообразия.
511109 - Природное и культурное наследие
Природное наследие в системе ценностей окружающей природной
среды; идентификация ценности природного наследия, его структура и
география; взаимозависимость и взаимообусловленность природного и
культурного наследия; наследие и развитие, место природного и
культурного наследия в концепциях устойчивого развития России и
зарубежных стран; экологические и социальные функции природного и
культурного наследия; территории наследия, особо охраняемые
природные и историко-культурные территории и их регламентация в
отечественном и зарубежном законодательствах; факторы
экологического риска наследию и их оценка; экологический
мониторинг объектов наследия; экономический и социальный ущерб от
утраты природного и культурного наследия; охрана наследия в
региональной, национальной и глобальной экологической и культурной
политике; правовые основы и организационная структура управления
наследием на различных территориальных уровнях.
511110 - Международное сотрудничество в области экологии и
природопользования
Глобальные изменения окружающей среды и роль в них
естественных, социальных, экономических и политических факторов.
Необходимость и неизбежность международного сотрудничества;
геоэкологические проблемы глобального и универсального характера;
соответствующее различие в подходах к международному
сотрудничеству; Международные правовые инструменты и их роль в
решении проблем геоэкологии и природопользования (всемирные
конвенции по изменению климата, защите озонового слоя, борьбе с
опустыниванием, биологическому разнообразию, торговле исчезающими
видами животных и растений, охране морских животных и пр.);
региональные конвенции и соглашения в области геоэкологии и
природопользования; геоэкологические последствия международных
долгов и глобализации торговли; Организация Объединенных Наций и
международные специализированные организации системы ООН, их
деятельность и роль в международном геоэкологическом
сотрудничестве; международные неправительственные экологические
организации; современные тенденции развития системы глобального
мониторинга; международные междисциплинарные научные программы в
области глобальных изменений.
511111 - Экологическая экспертиза
Концепция устойчивого развития и приоритеты рационального
природопользования; фундаментальные закономерности структуры,
динамики и эволюции природных и природно-антропогенных ландшафтов
и геосистем; геотехнические системы; виды неблагоприятных
воздействий на окружающую среду; экологический риск, его формы и
виды. Нормативные основы управления природопользованием;
нормативные основы экологического проектирования; ОВОС различных
видов хозяйственной и иной деятельности человека; система
оценивания; государственная экологическая экспертиза, нормативная
и методическая основа; природоохранные нормы, правила, стандарты
качества природной среды; виды экспертиз; послепроектный
экологический аудит и управление природопользованием.
511112 - Экологический мониторинг
Разработка систем экологического мониторинга литосферы,
гидросферы, атмосферы, биосферы и его функционирование;
закономерности структуры и пространственно-временной изменчивости
окружающей среды; методы анализа и контроля компонентов окружающей
среды; оценка состояния; моделирование природных процессов и
антропогенного воздействия на окружающую среду, информационное
обеспечение; системы наблюдений для локального, регионального и
глобального мониторинга; измерительный комплекс, применяемый для
проведения наблюдений за физическими, химическими и биологическими
параметрами, частота и пространственная дискретность в различных
видах мониторинга; статистические методы обработки информации;
применение методов моделирования; информационные технологии,
использование ГИС.
511113 - Экология человека
Экологическая потенция человека как биологического вида;
экология человечества: естественные пределы численности
человеческой популяции, биопродуктивность и ресурсы биосферы;
физиологическая экология человека; механизмы, уровни и возможности
адаптации человека к природной среде; расы и экотипы; современные
техногенные экосистемы и здоровье человека; методы оценки
экологического риска; обеспечение экологической безопасности;
эндемические заболевания; ландшафтная эпидемиология; генофонд
человека и агрессивные факторы среды; концепция здоровья; виды
патологических состояний, связанные с химическими, физическими и
психологическими факторами техногенной среды; биологические ритмы
человека и космические циклы; элементы социальной экологии:
биосфера и история цивилизации, демографические проблемы;
современная цивилизация; ресурсы биосферы; человек в урбо- и
агроэкосистемах. Проблемы синергетического воздействия факторов
техногенной среды на организм и личность человека; проблемы
биоэтики; возможность коррекции негативных воздействий на
природную и социальную среду.
511114 - Радиоэкология
Основы радиационной экологии; излучения и эволюция биосферы;
современная радиационная среда; виды электромагнитных загрязнений;
особенности проведения и миграции радионуклидов в экосистемах;
радиационный мониторинг; физика ионизирующих и неионизирующих ЭМ-
излучений на живые клетки и организмы: первичные процессы,
отдаленные эффекты; проблемы радиационной генетики; физико-
химические основы дозиметрии; биологическая дозиметрия; проблемы
радиационной безопасности, развитие атомной энергетики;
использование источников ЭМ-излучений в медицине и народном
хозяйстве; реабилитация населения и территорий, загрязненных
радионуклидами.
511115 - Менеджмент и маркетинг в экологии
Основы экологического менеджмента и маркетинга; роль
государственной политики и экономических санкций в оздоровлении
природной среды; экологическая политика и проблемы устойчивого
развития; основы организации и управления природоохранной и
ресурсосберегающей деятельностью; методология экологического
менеджмента и маркетинга; экологизация технологий и безотходные
производства; экономическая эффективность использования природных
ресурсов; методы расчетов экономического ущерба разрушающих
природу производственных процессов; методы определения
экологического риска; экономические санкции к нарушителям
природоохранного законодательства; экологическое
предпринимательство.
511116 - Математическое моделирование экосистем
Основы экологии; понятие об экосистемах, динамика и развитие
экосистем; основные принципы и актуальные проблемы моделирования
экосистем; математические модели популяций; модели региональных и
локальных экосистем; геоинформационные системы; компьютерная
обработка данных мониторинга; модели глобального развития; модели
массопереноса в природных средах; математические модели экосистем
как основа экологического прогноза; эколого-экономические модели.
511117 - Экологическая безопасность
Понятие об экологической безопасности; факторы экологического
риска и его реципиенты; естественные и антропогенно обусловленные
факторы риска; оценка экологического риска; распространение
экологического риска, современная экологическая ситуация,
экологические бедствия и катастрофы; геологические риски и
катастрофы; их социальные и экономические последствия; география
экологического неблагополучия; основные сектора экологической
безопасности: радиационная безопасность, питьевая вода, санитария
и эпидемиология, экотоксикология, продукты питания,
электромагнитные излучения, наведенная сейсмичность, дегумификация
почв, изменения климата, озоновый слой атмосферы, крупномасштабные
преобразования природы; основы государственной политики в сфере
экологической безопасности, отечественный и зарубежный опыт;
законодательное и нормативно-правовое обеспечение экологической
безопасности в Российской Федерации; управление в сфере
экологической безопасности, его научно-техническое обеспечение;
международные учреждения, федеральные и местные органы обеспечения
экологической безопасности; экологическая безопасность в
национальной и региональной политике; предупреждение экологических
бедствий и катастроф, реабилитация экологически неблагоприятных
территорий, компенсации жертвам экологических бедствий,
экологическое страхование.
511118 - Урбоэкология
Человек и его место в природе; численность населения, темпы и
факторы ее динамики, городское и сельское население,
закономерности размещения населения; основы демографии и
урбанистики; расселение населения, его факторы и закономерности;
природно-экологические факторы и предпосылки расселения, их
проявление в историческом контексте; городское и сельское
расселение, оценка экологической ситуации в местах проживания;
экологические проблемы городов и пути их решения; экологические
проблемы сельской местности и пути их решения; основные
направления экологизации расселения и образа жизни населения;
системы расселения, планировочная структура региона и города,
функциональное зонирование территорий; факторы экологического
риска для населения, его предупреждение и компенсация; рекреация в
системе жизнеобеспечения населения; территориальное проектирование
в решении проблем урбоэкологии, основные виды и стадии
проектирования, районная планировка, ландшафтное планирование,
генеральные планы поселений; нормативно-правовая регламентация в
сфере урбоэкологии; экономическое стимулирование удовлетворения
экологических потребностей населения.
511119 - Ландшафтное планирование
Понятие о ландшафтном планировании, его место в управлении
природопользованием, цели, задачи и функции, методы реализации,
сочетание директивных и индикативных элементов; фундаментальные
основы науки о ландшафте, геофизика, геохимия и биогеохимия
ландшафта; теоретическое и прикладное ландшафтоведение; типология
ландшафтов; основные ландшафтно-типологические единицы;
естественные и культурные ландшафты; сельские, аквальные,
техногенные, городские (селитебные, садово-парковые,
промышленные), переходные и смешанные ландшафты; динамика
ландшафтов, естественные и антропогенные факторы их нарушений;
охрана ландшафтов, рекультивация и регенерация нарушенных
территорий; биологическое и ландшафтное разнообразие; природное и
культурное наследие, его охрана и использование; особо охраняемые
природные и историко-культурные территории; картографирование
ландшафтов, ландшафтное и природно-хозяйственное районирование;
эстетика ландшафтов, ландшафтная архитектура, оценка социально-
экологических функций ландшафтов; ландшафтное планирование и его
связь с районной планировкой, генпланами поселений, схемами охраны
природы и другими видами планировочной документации; ландшафтное
планирование в городах, природных зонах и сельской местности;
ландшафтное планирование в зарубежных странах; земельное, лесное,
водное, природоохранное и градостроительное законодательство в
области недропользования РФ; нормативно-правовые основы и
предпосылки ландшафтного планирования в России; специфика и
функции ландшафтного планирования в переходный период.
511120 - Экологическое образование
Междисциплинарный характер экологического образования; место
экологического образования в общей структуре образования в РФ;
значение экологического образования в решении экологических
проблем и обеспечения сбалансированного природопользования; роль
экологического императива в общей системе гуманистических
ценностей человечества; концепция непрерывного экологического
образования по экологии и охране окружающей среды; переподготовка
кадров; структура содержания экологического образования в средней
и высшей школах: многопредметный, однопредметный и смешанный
подходы (модели); соотношение обязательного и необязательного
(факультативного) компонентов; школьное и внешкольное образование;
дополнительные виды экологического образования; методики
преподавания экологии и охраны окружающей среды; разработка
конкретных примеров, практических занятий, полевых экскурсий, тем
для самостоятельных работ учащихся; соотношение национальных и
интернациональных ценностей в решении экологических проблем;
правозащитный аспект экологического образования; анализ
соотносительной роли антропоцентризма и биоцентризма в современном
образовании.
511121 - Дистанционное зондирование и географические
информационные системы
Основы картографии и картографического метода исследования;
тематическое картографирование, основы дистанционного
зондирования; тематическое дешифрирование снимков; теория и
практика цифровой обработки изображений; основы геоинформатики
создания ГИС; основы спутникового позиционирования; компьютерные
сети; применение методов дистанционного зондирования, цифровой
обработки снимков и ГИС-технологий. Основы картографии и
картографического метода исследования; тематическое
картографирование, основы дистанционного зондирования;
тематическое дешифрирование снимков; теория и практика цифровой
обработки изображений; основы геоинформатики создания ГИС; основы
спутникового позиционирования; компьютерные сети; применение
методов дистанционного зондирования, цифровой обработки снимков и
ГИС-технологий для использования в экологических исследованиях и в
области управления и охраны окружающей среды.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное
образование определенной ступени, подтвержденное документом
государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям 511100 -
Экология и природопользование, 510900 - Гидрометеорология, 511100
- Экология и природопользование, 511400 - География и картография,
а также специалиста по специальностям 013100 - Экология, 013400 -
Природопользование, 013600 - Геоэкология, 012500 - География,
012600 - Метеорология, 012700 - Гидрология, 012800 - Океанология,
зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на
конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом
на основе Государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования бакалавра по направлению 511100 -
Экология и природопользование.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра по данному направлению, но не имеющие высшего
профессионального образования по направлениям подготовки,
указанным в п. 2.2, допускаются к конкурсу для сдачи экзаменов в
объеме подготовки бакалавра по данному направлению. Для выполнения
данного требования Научно-методический совет по экологии УМО
университетов разрабатывает программу вступительного экзамена.
3. Общие требования к основной
образовательной программе подготовки магистра
по направлению 511100 - Экология и природопользование
3.1. Основная образовательная программа магистра экологии и
природопользования разрабатывается на основании настоящего
Государственного стандарта и включает в себя учебный план,
программы дисциплин, программы учебных и производственных (научно-
исследовательской и научно-педагогической) практик и программы
научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы магистра географии, к условиям ее
реализации и сроки ее освоения определяются настоящим
Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа магистра географии
состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра
географии и программы специализированной подготовки, которая, в
свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента,
дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента,
дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы.
Дисциплина и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно
должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте
цикла.
3.4. Основная образовательная программа магистра экологии и
природопользования должна иметь следующую структуру:
в соответствии с программой подготовки бакалавра:
- цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
- цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные
дисциплины;
- цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
- СД - специальные дисциплины;
- ФТД - факультативные дисциплины;
- ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
в соответствии с программой специализированной подготовки:
- цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной
подготовки;
- цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
- НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-
педагогическая) работа магистра;
- ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание регионального компонента основной
образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим Государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы магистра по направлению
511100 - Экология и природопользование
-----------T------------------------------------------T----------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные ¦ Всего ¦
¦ ¦ разделы ¦ часов ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦Суммарный ¦
¦основной образовательной программы подготовки ¦объем ¦
¦бакалавра по данному направлению определены в ¦часов ¦
¦Государственном образовательном стандарте высшего ¦теорети- ¦
¦профессионального образования подготовки бакалавра ¦ческого ¦
¦по направлению 511100 - Экология и природопользование¦обучения и¦
¦ ¦практик ¦
¦ ¦ГОС ¦
¦ ¦бакалавра ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦Итого часов подготовки бакалавра ¦8316 ¦
+----------T------------------------------------------+----------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1392 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦ДНМ.01 ¦Философские проблемы естествознания ¦100 ¦
¦ ¦Основные идеи современной науки; структура¦ ¦
¦ ¦научного знания; особенности методов ¦ ¦
¦ ¦научного познания; закономерности развития¦ ¦
¦ ¦науки; наука и общество; проблема ¦ ¦
¦ ¦целостности и единства организации ¦ ¦
¦ ¦геосистем (нуклеарных систем); соотношение¦ ¦
¦ ¦глобального, регионального, локального; ¦ ¦
¦ ¦общего, особенного, частного; диалектика ¦ ¦
¦ ¦биосферы и ноосферы; философия восприятия ¦ ¦
¦ ¦природы и ландшафта; философия устойчивого¦ ¦
¦ ¦развития ¦ ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦ДНМ.02 ¦Современные проблемы экологии и ¦100 ¦
¦ ¦природопользования ¦ ¦
¦ ¦Несущая способность биосферы; основные ¦ ¦
¦ ¦законы общей экологии; сохранение ¦ ¦
¦ ¦биоразнообразия; рост численности ¦ ¦
¦ ¦человечества; обеспеченность развития ¦ ¦
¦ ¦человечества ресурсами; стратегии ¦ ¦
¦ ¦ресурсопотребления, в том числе ¦ ¦
¦ ¦энергопотребления; возможные пути решения ¦ ¦
¦ ¦продовольственной проблемы; основные ¦ ¦
¦ ¦причины и пути загрязнения окружающей ¦ ¦
¦ ¦среды; способы предотвращения негативных ¦ ¦
¦ ¦эффектов антропогенного воздействия на ¦ ¦
¦ ¦природу и здоровье людей: ¦ ¦
¦ ¦технологические, экономические, ¦ ¦
¦ ¦законодательные, управленческие, ¦ ¦
¦ ¦образовательные, информационные ¦ ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦ДНМ.04 ¦Компьютерные технологии в экологии и ¦250 ¦
¦ ¦природопользовании ¦ ¦
¦ ¦Сетевые технологии сбора и распространения¦ ¦
¦ ¦экологической информации, усвоение данных ¦ ¦
¦ ¦в прогностических моделях, пакеты ¦ ¦
¦ ¦обработки и графического представления, ¦ ¦
¦ ¦работа с геоинформационными системами и ¦ ¦
¦ ¦специализированными базами данных, ¦ ¦
¦ ¦создание обучающих программ ¦ ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦ДНМ.05 ¦Иностранный язык ¦250 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦ ¦Региональный (вузовский) компонент ¦542 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦ ¦Дисциплины по выбору студента ¦150 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦СДМ.01 ¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦ ¦
¦и т.д. ¦определяются требованиями специализации ¦ ¦
¦ ¦магистра при реализации конкретной ¦ ¦
¦ ¦магистерской программы ¦ ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦ДВМ.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦НИРМ.00 ¦Научно-исследовательская работа ¦1964 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦НИРМ.01 ¦Научно-исследовательская работа в семестре¦432 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦НИРМ.02 ¦Научно-исследовательская практика ¦432 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦НИРМ.03 ¦Научно-педагогическая практика ¦216 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦НИРМ.04 ¦Подготовка магистерской диссертации ¦884 ¦
+----------+------------------------------------------+----------+
¦Итого часов специализированной подготовки магистра ¦4256 ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦Общий объем часов подготовки магистра ¦12572 ¦
L-----------------------------------------------------+-----------
5. Срок освоения основной образовательной
программы подготовки магистра по направлению
511100 - Экология и природопользование
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра при очной форме обучения составляет 312
недель, в том числе:
образовательная программа бакалавра - 208 недель
специализированная программа подготовки
магистра - 104 недели
из них:
теоретическое обучение и экзаменационные сессии - 52 недели
научно-исследовательская работа в семестре,
научно-исследовательская и научно-педагогическая
практика - 20 недель
подготовка магистерской диссертации - 18 недель
итоговая государственная аттестация и защита
выпускной квалификационной работы - 2 недели
каникулы (включая 4 недели последипломного
отпуска) - 12 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки магистра экологии и природопользования по очно-заочной
(вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания
различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно
нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего
Государственного образовательного стандарта, в том числе по
программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часов в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
в виду сокращенного срока теоретического обучения и большой
длительности практик не должен превышать в среднем за период
теоретического обучения 32 часов в неделю, за период
специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При
этом в указанный объем не входят полевые практики, обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 6 - 10 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний
период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 511100 - Экология и природопользование
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу подготовки магистра,
реализуемую вузом на основе настоящего образовательного стандарта
магистра.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам, включенным в учебный план высшего учебного
заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских
программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы
предусматривают:
- умение формулировать цели и задачи исследования;
- опыт составления плана исследования;
- опыт библиографической работы с привлечением современных
информационных технологий;
- умение выбрать необходимые методы исследования,
модифицировать существующие и разработать новые методы исходя из
задач конкретного исследования;
- опыт обработки полученных результатов, анализа и осмысливания
их с учетом данных, имеющихся в научной литературе;
- умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов,
рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися
требованиями, с привлечением современных средств редактирования и
печати;
- проведение исследований на основе использования современных
источников картографической информации, использования компьютерных
сетей INTERNET.
6.1.2. При разработке своей основной образовательной программы
высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин, - в пределах 10%;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий
физической культурой в объеме 2 - 4 часа в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов
по программам, составленным на основе результатов исследований
научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную
специфику, при условии реализации содержания дисциплин,
определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с
индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с
участием научного руководителя магистранта и научного руководителя
магистерской программы с учетом пожеланий магистранта.
Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом
факультета.
6.3. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы магистра экологии
и природопользования должна обеспечиваться педагогическими
кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины; из них 2/3 должны иметь степень доктора
или кандидата наук, иметь опыт практической работы, знать основы
компьютерных технологий, систематически заниматься научно-
исследовательской и научно-методической деятельностью, иметь
монографии, учебники, учебные пособия или публикации в
рецензируемых журналах. Обучение должно проводиться на кафедрах,
возглавляемых доктором наук или профессором.
6.4. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса:
- все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-
методической документацией по всем видам учебных занятий;
- вуз предоставляет обучающемуся в магистратуре возможность
пользоваться научными журналами, издающимися в России; в том
числе: Известия Российской Академии наук, серия географическая и
биологическая; Известия Русского географического общества; Вестник
Московского университета, серии география, геология, биология;
География и природные ресурсы; Вестник Санкт-Петербургского
университета, серии геология и география;
- вуз обеспечивает возможность пользоваться учебно-методической
литературой в размере 0,5 экземпляра на одного обучающегося:
новейшей учебно-методической и монографической литературой по
теории и методологии науки, основным направлениям развития
географической науки, геоинформационных технологий, а также
широким перечнем географических и смежных с географией
(биологических, геологических, экологических, экономических и др.)
журналов, периодических изданий, в том числе зарубежных;
- вуз обеспечивает возможность доступа обучающихся к: наборам
общегеографических карт, включая карты топографические; комплектам
тематических карт по основным направлениям географической науки и
др. наук о Земле; комплексным научно-справочным, учебным и
популярным атласам России, ее регионов и мира; материалам
аэрокосмического зондирования (снимки, фотокарты и др.);
программному обеспечению для геоинформационного картографирования
и обработки изображений (стандартные программные пакеты); к фондам
научных библиотек.
6.5. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу специалиста, должно быть обеспечено для проведения
учебного процесса современной инструментальной и приборной базой,
компьютерной аппаратурой и лицензионным программным обеспечением,
включая:
- материально-техническую базу, обеспечивающую проведение всех
видов аудиторной, лабораторной, практической, экспедиционной,
дисциплинарной, междисциплинарной, научно-исследовательской работы
студентов, предусмотренных примерным учебным планом и
соответствующих действующим санитарно-техническим нормам;
- Интернет-серверы;
- множительную технику;
- стационарные и полевые геохимические лаборатории;
- лабораторную базу;
- компьютерные классы, оснащенные соответствующей техникой
(компьютеры, цифрователи, сканеры, печатающие устройства и др.),
обеспечивающие геоинформационное картографирование.
6.6. Требования к организации практик.
Практики должны проводиться в научных, проектных, научно-
производственных, производственных учреждениях и в высших учебных
заведениях, в составе которых работают профессиональные географы.
Материально-техническое обеспечение должно соответствовать
современному уровню.
Практики магистров должны соответствовать основным направлениям
научных исследований. Они могут включать:
- преподавательскую деятельность в высших, средних и средних
специальных учебных заведениях географического, экономического,
регионального (любого уровня), экологического профиля и смежных с
ними;
- научно-исследовательскую работу в экспедициях, полевых
стационарах академических институтов, высших учебных заведений;
- научно-производственную работу в организациях и учреждениях,
занятых комплексной оценкой территории, разработкой
территориальных планов развития регионов и принятием решений по
развитию и размещению производительных сил, решением проблем
политического, экономического и социального плана и др.;
- работу в административно-управленческих и хозяйственных
структурах всех уровней;
- научно-исследовательскую и производственную деятельность в
учреждениях широкого экономического и экологического профиля;
- работу в международных организациях экономического и
экологического профиля.
Научно-методический совет по географии УМО университетов
рекомендует вузу обеспечить на факультативной основе освоение
дополнительной квалификации педагогического профиля в соответствии
с утвержденной государственными требованиями к минимуму содержания
и уровню профессиональной подготовки выпускников вузов для ведения
педагогической деятельности.
7. Требования к уровню подготовки магистра
по направлению 511100 - Экология и природопользование
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра
определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню
подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными
специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки
бакалавра изложены в п. 7 Государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования бакалавра по
направлению 511100 - Экология и природопользование.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой
магистра, включают:
- владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и
научно-педагогической деятельности на базе широкого образования в
соответствующем направлении;
- умение формулировать и решать задачи, возникающие в ходе
научно-исследовательской и педагогической деятельности, на базе
углубленных профессиональных знаний;
- владение необходимыми методами исследований; умение
модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из
задач конкретного исследования;
- опыт обработки полученных результатов, анализа и осмысления
их с учетом имеющихся литературных данных;
- опыт библиографической работы с привлечением современных
информационных технологий;
- опыт представления итогов проделанной работы в виде отчетов,
рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися
требованиями, с привлечением современных средств редактирования и
печати;
- умение анализировать пространственно-временные связи,
характерные для геосфер Земли;
- знание истории становления и развития философско-
методологических основ экологии и природопользования;
- понимание основных проблем и современных тенденций развития
экологической науки и производств; знание истории возникновения и
развития экологии и природопользования; основных понятий и
категорий; системы экологических наук; истории идей и роли
выдающихся ученых в развитии экологии и природопользования; умение
оценить вклад российских ученых в формирование общемировой системы
наук об окружающей среде;
- представления о строении геосфер Земли и их составляющих; их
взаимодействии и эволюции, о факторах пространственной
дифференциации экосистем, об общих законах круговоротов вещества и
потоков энергии, знание закона о периодической географической
зональности, понимание структуры и динамики геосфер Земли, их
единство;
- знания основных принципов, законов и закономерностей
пространственно-временной организации геосистем локального и
регионального уровней, их основных типологий и классификаций,
закономерностей развития природно-антропогенных геосистем;
- знание принципов и методов комплексного, отраслевого и
прикладного экологического исследования; умение создавать
таксономические системы районирования и осуществлять их
картографирование;
- знание учения об ареалах, проблемы систематики, классификации
и районирования экосистем, умение создавать системы прикладного
районирования;
- владение общенаучными методами исследований и творчески
применять их при проведении экологических изысканий; владеть
методами полевых (экспедиционных, стационарных) и камеральных
работ;
- владение навыками организации полевых исследований.
7.1.3. Специальные требования. Требования к подготовке магистра
по научно-исследовательской части программы специализированной
подготовки определяются вузом. УМО может дополнительно
рекомендовать требования, обеспечивающие возможность выпускника
выполнять определенные виды профессиональной деятельности,
отражающие содержание специализированной подготовки.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра экологии и
природопользования включает защиту выпускной квалификационной
работы и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности магистра экологии и
природопользования к выполнению профессиональных задач,
установленных настоящим Государственным образовательным
стандартом, и продолжению образования в аспирантуре по
географическим специальностям в соответствии с п. 1.4
вышеупомянутого стандарта.
По желанию студентов вуз может проводить дополнительные
государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень
приемных экзаменов в аспирантуру по научным специальностям
25.00.36 - Геоэкология, а также по научным специальностям,
родственным данному направлению: 25.00.23 - Физическая география и
биогеография, география почв и геохимия ландшафта, 25.00.24 -
Экономическая, социальная и политическая география, 25.00.25 -
Геоморфология и эволюционная география, и другим смежным
специальностям.
Оценки, полученные студентами на всех государственных
экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов
вступительных экзаменов в аспирантуру по перечисленным научным
специальностям.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская диссертация должна быть представлена в форме
рукописи.
Требования к содержанию, объему и структуре магистерской
диссертации определяются высшим учебным заведением на основании
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников
высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России,
Государственного образовательного стандарта по направлению 511100
- Экология и природопользование и методических рекомендаций Научно-
методического совета по экологии УМО университетов. Время,
отводимое на подготовку магистерской диссертации, составляет не
менее двадцати недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра экологии
и природопользования.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
направлению 511100 - Экология и природопользование определяются
вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей
примерной программы, разработанных Научно-методическим советом по
экологии УМО университетов, Положения об итоговой государственной
аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного
Минобразованием России, и Государственного образовательного
стандарта по направлению 511100 - Экология и природопользование.
Уровень требований, предъявляемый на государственных экзаменах
в магистратуре, должен соответствовать уровню требований
вступительных экзаменов в аспирантуру или кандидатских экзаменов
по непрофилирующим дисциплинам для научных специальностей 25.00.36
- Геоэкология, а также по научным специальностям, родственным
данному направлению: 25.00.23 - Физическая география и
биогеография, география почв и геохимия ландшафта, 25.00.24 -
Экономическая, социальная и политическая география, 25.00.25 -
Геоморфология и эволюционная география, и другим смежным
специальностям.
Составители:
Научно-методический совет по экологии Учебно-методического
объединения университетов России.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования по направлению 511100 - Экология и
природопользование одобрен на заседании Научно-методического
совета по экологии Учебно-методического объединения университетов
17 ноября 1999 г., протокол N 4-эко.
|