Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
114 ЕН/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
013300 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕОЛОГИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - "ЭКОЛОГ-ГЕОЛОГ"
1. Общая характеристика специальности
013300 Экологическая геология
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686 "Об утверждении
государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования".
1.2. Квалификация специалиста "эколог-геолог". Нормативный срок
освоения основной образовательной программы эколога-геолога по
специальности 013300 Экологическая геология при очной форме
обучения 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Предметом профессиональной деятельности специалиста эколога-
геолога являются:
- изучение взаимодействия биоты, включая человека, с
геологической компонентой окружающей среды;
- геологическое обоснование экологически ориентированных и
природоохранных мероприятий;
- проведение специализированных видов эколого-геологических
экспертиз;
- выполнение научных исследований эколого-геологического
профиля.
Сферами профессиональной деятельности специалиста являются:
- организации Министерства природных ресурсов Российской
Федерации, Государственного комитета по экологии, Министерства по
чрезвычайным ситуациям;
- академические и ведомственные научно-исследовательские
организации, связанные с решением эколого-геологических проблем;
- организации, предприятия и фирмы, связанные с разведкой и
разработкой полезных ископаемых, надзором за ведением горных,
строительных и других видов инженерно-хозяйственной деятельности;
- учреждения системы высшего и среднего специального
образования.
Специалист эколог-геолог подготовлен:
- к самостоятельной работе в полевых геологических и
междисциплинарных комплексных экспедициях, в лабораториях при
проведении научно-исследовательских работ на утвержденных
Постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37 должностях
геолога, начальника отряда, начальника партии, гидрогеолога,
геохимика, инженера в геологических предприятиях и организациях;
стажера-исследователя; инженера в научно-исследовательских
учреждениях, проектных и изыскательских организациях;
- к организационной деятельности, связанной с подготовкой и
проведением эколого-геологических мероприятий, в должности
инженера по охране окружающей среды (эколога);
- к педагогической деятельности (при условии освоения
дополнительной образовательно-профессиональной программы психолого-
педагогического профиля) на должностях преподавателя в средней
школе, в колледжах, в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Специалист эколог-геолог, освоивший основную образовательную
программу высшего профессионального образования по специальности
013300 Экологическая геология, подготовлен для продолжения
образования в аспирантуре преимущественно по специальности научных
работников Миннауки России 07.00.10, 25.00.36.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном
образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по специальности
013300 Экологическая геология
3.1. Основная образовательная программа подготовки эколога-
геолога разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки эколога-геолога, к условиям
ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки эколога-
геолога состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и
курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки эколога-
геолога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки эколога-геолога должно
обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с
квалификационной характеристикой, установленной настоящим
государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки эколога-геолога по специальности
013300 Экологическая геология
----------T----------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименования дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ ¦Общегуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции, интонации и ритма речи ¦ ¦
¦ ¦в изучаемом языке, лексический минимум ¦ ¦
¦ ¦в объеме 4000 лексических единиц, ¦ ¦
¦ ¦дифференциация лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и др.); свободные и устойчивые ¦ ¦
¦ ¦словосочетания, фразеологические единицы, ¦ ¦
¦ ¦способы словообразования; грамматические ¦ ¦
¦ ¦навыки, обеспечивающие коммуникацию при ¦ ¦
¦ ¦письменном и устном профессиональном общении; ¦ ¦
¦ ¦понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном и художественном стилях; ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета; говорение; ¦ ¦
¦ ¦диалогическая и монологическая речь; основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦ ¦аудирование; понимание речи в бытовой ¦ ¦
¦ ¦и профессиональной сферах; чтение; виды ¦ ¦
¦ ¦текстов: несложные прагматические по широкому ¦ ¦
¦ ¦и узкому профилю специальности; письмо; виды ¦ ¦
¦ ¦речевых произведений: аннотация, реферат, ¦ ¦
¦ ¦тезисы, сообщения, частное письмо, деловое ¦ ¦
¦ ¦письмо, биография ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной ¦ ¦
¦ ¦и профессиональной подготовке студентов, ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство о физической ¦ ¦
¦ ¦культуре и спорте; физическая культура ¦ ¦
¦ ¦личности; основы здорового образа жизни ¦ ¦
¦ ¦студента; общая физическая и специальная ¦ ¦
¦ ¦подготовка в системе физического воспитания; ¦ ¦
¦ ¦спорт; индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений; профессионально-¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов; ¦ ¦
¦ ¦основы методики самостоятельных занятий ¦ ¦
¦ ¦и самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания.¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие ¦ ¦
¦ ¦и классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом ¦ ¦
¦ ¦и настоящем: общее и особенное. Методология ¦ ¦
¦ ¦и теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян.¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные ¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы ¦ ¦
¦ ¦и Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее ¦ ¦
¦ ¦и особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы ¦ ¦
¦ ¦и реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма ¦ ¦
¦ ¦и национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития ¦ ¦
¦ ¦в начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны ¦ ¦
¦ ¦и общенационального кризиса. Революция 1917 г.¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их ¦ ¦
¦ ¦результаты и последствия. Российская ¦ ¦
¦ ¦эмиграция. Социально-экономическое развитие ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны ¦ ¦
¦ ¦в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно-¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических ¦ ¦
¦ ¦и экономических реформ. НТР и ее влияние ¦ ¦
¦ ¦на ход общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - ¦ ¦
¦ ¦1991 гг. Перестройка. Попытка государственного¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология* ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав культурологии, философия ¦ ¦
¦ ¦культуры; история мировой культуры; история ¦ ¦
¦ ¦культуры России; школы, направления и теории ¦ ¦
¦ ¦в культурологии; охрана и использование ¦ ¦
¦ ¦культурного наследия; культура и природа; ¦ ¦
¦ ¦культура и общество; культура и личность ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология* ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политологии, ее место ¦ ¦
¦ ¦в системе социально-гуманитарных дисциплин; ¦ ¦
¦ ¦история политических учений; теория власти ¦ ¦
¦ ¦и властных отношений; политическая жизнь, ее ¦ ¦
¦ ¦основные характеристики; политическая система,¦ ¦
¦ ¦институциональные аспекты политики; ¦ ¦
¦ ¦политические отношения и процессы; субъекты ¦ ¦
¦ ¦политики; политическая культура; политические ¦ ¦
¦ ¦учения (история развития, современное ¦ ¦
¦ ¦состояние, перспективы); политические ¦ ¦
¦ ¦отношения и процессы в России; мировая ¦ ¦
¦ ¦политика и международные отношения; ¦ ¦
¦ ¦сравнительная политология; политическая ¦ ¦
¦ ¦аналитика и прогностика ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право, личность и общество; ¦ ¦
¦ ¦структура права и его действия; ¦ ¦
¦ ¦конституционная основа правовой системы; ¦ ¦
¦ ¦частное право; сравнительное правоведение; ¦ ¦
¦ ¦закон и подзаконные акты; понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления; уголовная ответственность; ¦ ¦
¦ ¦экологическое право; правовое регулирование ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика* ¦ ¦
¦ ¦Психология: объект, предмет и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии; соотношение субъективной ¦ ¦
¦ ¦и объективной реальности; психика и организм; ¦ ¦
¦ ¦активность психики (души), психика, поведение ¦ ¦
¦ ¦и деятельность; структура субъективной ¦ ¦
¦ ¦реальности; личность и межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения; свобода воли; личностная ¦ ¦
¦ ¦ответственность; общее и индивидуальное ¦ ¦
¦ ¦в психике человека; психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: предмет, задачи и методы ¦ ¦
¦ ¦педагогики; цели образования и воспитания; ¦ ¦
¦ ¦педагогический идеал и его конкретно- ¦ ¦
¦ ¦историческое воплощение; средства и методы ¦ ¦
¦ ¦педагогического воздействия на личность; ¦ ¦
¦ ¦образование как общечеловеческая ценность; ¦ ¦
¦ ¦цель и содержание непрерывного образования; ¦ ¦
¦ ¦методы и средства педагогического процесса; ¦ ¦
¦ ¦взаимоотношения поколений; семейное воспитание¦ ¦
¦ ¦и семейная педагогика; межличностные отношения¦ ¦
¦ ¦в коллективе; нравственно-психологический ¦ ¦
¦ ¦образ педагога; мастерство педагогического ¦ ¦
¦ ¦общения ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной ¦ ¦
¦ ¦и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера ¦ ¦
¦ ¦его функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально-¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама ¦ ¦
¦ ¦в деловой речи. Правила оформления документов.¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория.¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность ¦ ¦
¦ ¦и выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма ¦ ¦
¦ ¦и говорения ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология* ¦ ¦
¦ ¦История становления и развития социологии; ¦ ¦
¦ ¦общество как социокультурная система; ¦ ¦
¦ ¦социальные общности как источник самодвижения,¦ ¦
¦ ¦социальных изменений; культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений; влияние культуры на ¦ ¦
¦ ¦социальные и экономические отношения; обратное¦ ¦
¦ ¦влияние экономики и социально-политической ¦ ¦
¦ ¦жизни на культуру; личность как активный ¦ ¦
¦ ¦субъект; взаимосвязь личности и общества; ¦ ¦
¦ ¦ролевые теории личности; социальный статус ¦ ¦
¦ ¦личности; социальные связи, действия, ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия между индивидами и группами, ¦ ¦
¦ ¦групповая динамика, социальное поведение, ¦ ¦
¦ ¦социальный обмен и сравнение как механизм ¦ ¦
¦ ¦социальных связей; социальная структура, ¦ ¦
¦ ¦социальная стратификация; социальные ¦ ¦
¦ ¦институты, социальная организация; гражданское¦ ¦
¦ ¦общество и государство; социальный контроль; ¦ ¦
¦ ¦массовое сознание и массовые действия; ¦ ¦
¦ ¦социальные движения; источники социального ¦ ¦
¦ ¦напряжения, социальные конфликты и логика их ¦ ¦
¦ ¦разрешения; социальные изменения; глобализация¦ ¦
¦ ¦социальных и культурных процессов ¦ ¦
¦ ¦в современном мире; социально-культурные ¦ ¦
¦ ¦особенности и проблемы развития российского ¦ ¦
¦ ¦общества; возможные альтернативы его развития ¦ ¦
¦ ¦в будущем; методология и методы ¦ ¦
¦ ¦социологического исследования ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии ¦ ¦
¦ ¦в культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические ¦ ¦
¦ ¦и плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального ¦ ¦
¦ ¦и идеального. Пространство, время. Движение ¦ ¦
¦ ¦и развитие, диалектика. Детерминизм ¦ ¦
¦ ¦и индетерминизм. Динамические и статистические¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские ¦ ¦
¦ ¦и религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек ¦ ¦
¦ ¦и природа. Общество и его структура. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество и государство. Человек ¦ ¦
¦ ¦в системе социальных связей. Человек ¦ ¦
¦ ¦и исторический процесс; личность и массы, ¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная ¦ ¦
¦ ¦и цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие ¦ ¦
¦ ¦и ненасилие. Свобода и ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Мораль, справедливость, право. Нравственные ¦ ¦
¦ ¦ценности. Представления о совершенном человеке¦ ¦
¦ ¦в различных культурах. Эстетические ценности ¦ ¦
¦ ¦и их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в познавательной¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука ¦ ¦
¦ ¦и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций ¦ ¦
¦ ¦и сценарии будущего ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития экономической¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата ¦ ¦
¦ ¦и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка¦ ¦
¦ ¦и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты ¦ ¦
¦ ¦и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП ¦ ¦
¦ ¦и способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление ¦ ¦
¦ ¦и сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический рост¦ ¦
¦ ¦и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги ¦ ¦
¦ ¦в экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦300 ¦
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦240 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ЕН ¦Общие математические и общие ¦1900 ¦
¦ ¦естественнонаучные дисциплины ¦ ¦
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1600 ¦
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦450 ¦
¦ ¦Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное ¦ ¦
¦ ¦и интегральное исчисления; векторный анализ ¦ ¦
¦ ¦и элементы теории поля; гармонический анализ; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; численные методы; ¦ ¦
¦ ¦функции комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа; вероятность ¦ ¦
¦ ¦и статистика ¦ ¦
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦250 ¦
¦ ¦Общие сведения об информации; технические ¦ ¦
¦ ¦и программные средства реализации ¦ ¦
¦ ¦информационных процессов; модели решения ¦ ¦
¦ ¦функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмические языки и программирование; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования; текстовые и графические ¦ ¦
¦ ¦редакторы; базы данных; стандартные пакеты ¦ ¦
¦ ¦статистической обработки данных; ¦ ¦
¦ ¦информационные технологии, локальные ¦ ¦
¦ ¦и глобальные сети; геоинформационные системы ¦ ¦
¦ ¦и сети; основы и методы защиты информации; ¦ ¦
¦ ¦компьютерный практикум ¦ ¦
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦250 ¦
¦ ¦Физические основы механики; колебания и волны;¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм; оптика; ¦ ¦
¦ ¦молекулярная физика и термодинамика; атомная ¦ ¦
¦ ¦и ядерная физика; физический практикум ¦ ¦
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦300 ¦
¦ ¦Химические системы; химическая термодинамика ¦ ¦
¦ ¦и кинетика; реакционная способность веществ; ¦ ¦
¦ ¦их идентификация; химия органических ¦ ¦
¦ ¦соединений; дисперсные системы, химический ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
¦ЕН.Ф.03 ¦Общая биология (дисциплина, установленная УМО)¦100 ¦
¦ ¦Сущность жизни; уровни организации живых ¦ ¦
¦ ¦систем; клетки и организмы; основы биохимии; ¦ ¦
¦ ¦гомеостаз; биологическое разнообразие; ¦ ¦
¦ ¦принципы системной организации; биологическая ¦ ¦
¦ ¦эволюция; экосистемы и биосфера ¦ ¦
¦ЕН.Ф.06 ¦Основы экологии (дисциплина, установленная ¦100 ¦
¦ ¦УМО) ¦ ¦
¦ ¦Популяции, сообщества, экосистемы, принципы их¦ ¦
¦ ¦организации и функционирования; структура ¦ ¦
¦ ¦экосистем, кругообороты вещества и энергии; ¦ ¦
¦ ¦учение о биосфере; эволюция биосферы; ¦ ¦
¦ ¦моделирование биосферных процессов ¦ ¦
¦ЕН.Ф.07 ¦Общая геология (дисциплина, установленная УМО)¦150 ¦
¦ ¦Состав и строение Земли и земной коры; ¦ ¦
¦ ¦геологические процессы; развитие земной коры ¦ ¦
¦ ¦во времени ¦ ¦
¦ЕН.Р.00 ¦Региональный (вузовский) компонент ¦200 ¦
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦100 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2860 ¦
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦2310 ¦
¦ОПД.Ф.01 ¦Историческая геология с основами палеонтологии¦100 ¦
¦ ¦Методы исторической геологии; этапы ¦ ¦
¦ ¦геологической истории земной коры и их ¦ ¦
¦ ¦характеристика; стратиграфическая шкала; ¦ ¦
¦ ¦основные биологические закономерности эволюции¦ ¦
¦ ¦органического мира прошлого; ¦ ¦
¦ ¦палеонтологические методы синхронизации горных¦ ¦
¦ ¦пород ¦ ¦
¦ОПД.Ф.02 ¦Структурная геология и геокартирование ¦75 ¦
¦ ¦Формы залегания горных пород; складчатые ¦ ¦
¦ ¦и разрывные нарушения; основы механики ¦ ¦
¦ ¦деформаций и разрушения горных пород; поля ¦ ¦
¦ ¦тектонических деформаций и напряжений; ¦ ¦
¦ ¦построение геологических карт и разрезов, ¦ ¦
¦ ¦методы геологического картирования; применение¦ ¦
¦ ¦дистанционных методов ¦ ¦
¦ОПД.Ф.03 ¦Геология России ¦75 ¦
¦ ¦Геология древних платформ: Восточно-Сибирской,¦ ¦
¦ ¦Восточно-Европейской; геология молодых ¦ ¦
¦ ¦платформ: Западно-Сибирской, Тимано-Печерской ¦ ¦
¦ ¦и др., геология складчатых обрамлений платформ¦ ¦
¦ ¦(Урал, Охотско-Чукотский пояс и др.); геология¦ ¦
¦ ¦прилегающих акваторий России ¦ ¦
¦ОПД.Ф.04 ¦Геотектоника ¦75 ¦
¦ ¦Тектонические движения, деформации и развитие ¦ ¦
¦ ¦литосферы; геодинамические процессы глубинных ¦ ¦
¦ ¦оболочек Земли, их развитие во времени ¦ ¦
¦ ¦и пространстве; методы изучения тектонических ¦ ¦
¦ ¦движений; строение главных структурных ¦ ¦
¦ ¦элементов и закономерности развития литосферы;¦ ¦
¦ ¦принципы тектонического районирования; ¦ ¦
¦ ¦тектоническое районирование территории России ¦ ¦
¦ ¦и сопредельных территорий ¦ ¦
¦ОПД.Ф.05 ¦Минералогия с основами кристаллографии ¦90 ¦
¦ ¦Симметрия и морфология кристаллов, основы ¦ ¦
¦ ¦кристаллохимии; внутреннее строение ¦ ¦
¦ ¦и химический состав минералов; систематика ¦ ¦
¦ ¦и характеристика минералов; диагностика ¦ ¦
¦ ¦минералов; природные минеральные ассоциации ¦ ¦
¦ ¦и их генезис ¦ ¦
¦ОПД.Ф.06 ¦Петрография ¦75 ¦
¦ ¦Горные породы, их вещественный состав ¦ ¦
¦ ¦и классификация, закономерности размещения; ¦ ¦
¦ ¦макроскопическое и микроскопическое описание ¦ ¦
¦ ¦и диагностика горных пород; представление ¦ ¦
¦ ¦об ассоциациях, сериях, фациях и формациях, ¦ ¦
¦ ¦условиях их образования ¦ ¦
¦ОПД.Ф.07 ¦Литология ¦50 ¦
¦ ¦Осадочные породы, их состав, строение ¦ ¦
¦ ¦и классификация, закономерности размещения; ¦ ¦
¦ ¦осадочные фации и формации, условия их ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦
¦ОПД.Ф.08 ¦Геохимия ¦100 ¦
¦ ¦Распространенность химических элементов ¦ ¦
¦ ¦в природе; законы миграции химических ¦ ¦
¦ ¦элементов; геохимия геологических процессов; ¦ ¦
¦ ¦геохимические циклы элементов; принципы ¦ ¦
¦ ¦биогеохимии; геохимия отдельных элементов ¦ ¦
¦ОПД.Ф.09 ¦Геофизика ¦100 ¦
¦ ¦Строение, физические свойства и модели Земли; ¦ ¦
¦ ¦методы геофизических исследований земной коры;¦ ¦
¦ ¦основы комплексирования геофизических методов;¦ ¦
¦ ¦способы геологической интерпретации ¦ ¦
¦ ¦геофизических данных ¦ ¦
¦ОПД.Ф.10 ¦Геология месторождений полезных ископаемых ¦75 ¦
¦ ¦Генетические условия образования месторождений¦ ¦
¦ ¦полезных ископаемых, их связь с геологическими¦ ¦
¦ ¦формациями и структурами; главные типы рудных ¦ ¦
¦ ¦полезных ископаемых; геологические структуры ¦ ¦
¦ ¦рудных полей и месторождений, методы их ¦ ¦
¦ ¦исследования; геодинамические и структурно- ¦ ¦
¦ ¦петрографические факторы, контролирующие ¦ ¦
¦ ¦образование рудных месторождений; принципы ¦ ¦
¦ ¦прогнозно-металлогенического районирования; ¦ ¦
¦ ¦металлогеническая периодизация истории Земли; ¦ ¦
¦ ¦стадийность разведочных работ; геологические ¦ ¦
¦ ¦предпосылки поисков полезных ископаемых; ¦ ¦
¦ ¦основы подсчета запасов ¦ ¦
¦ОПД.Ф.11 ¦Геология и геохимия нефти и газа ¦50 ¦
¦ ¦Современные модели образования и формирования ¦ ¦
¦ ¦состава горючих полезных ископаемых; ¦ ¦
¦ ¦закономерности размещения месторождений ¦ ¦
¦ ¦горючих полезных ископаемых; нефтегазоносные ¦ ¦
¦ ¦и угленосные бассейны, условия формирования ¦ ¦
¦ ¦и связь с основными структурами литосферы; ¦ ¦
¦ ¦вещественный состав горючих полезных ¦ ¦
¦ ¦ископаемых; основные технологии разработки ¦ ¦
¦ ¦месторождений и переработки сырья ¦ ¦
¦ОПД.Ф.12 ¦Гидрогеология, инженерная геология и ¦150 ¦
¦ ¦геокриология ¦ ¦
¦ ¦Гидрогеологические свойства горных пород, ¦ ¦
¦ ¦гидродинамический режим подземных вод, основы ¦ ¦
¦ ¦гидрогеохимии и гидрогеотермии; состав, ¦ ¦
¦ ¦строение и свойства грунтов, влияние ¦ ¦
¦ ¦геологических процессов на состояние ¦ ¦
¦ ¦и поведение грунтов; инженерно-геологические ¦ ¦
¦ ¦процессы и явления; состав, строение ¦ ¦
¦ ¦и свойства мерзлых пород, закономерности ¦ ¦
¦ ¦формирования и развития; региональные ¦ ¦
¦ ¦закономерности распределения мерзлых пород ¦ ¦
¦ ¦и криогенных процессов ¦ ¦
¦ОПД.Ф.13 ¦Экологическая геология ¦75 ¦
¦ ¦Объект, предмет и структура экологической ¦ ¦
¦ ¦геологии, соотношение с геоэкологией; ¦ ¦
¦ ¦экологические функции литосферы; теоретические¦ ¦
¦ ¦и методические основы экологической геологии, ¦ ¦
¦ ¦практические задачи; методы оценки ¦ ¦
¦ ¦экологического состояния литосферы; методы ¦ ¦
¦ ¦получения и обработки эколого-геологической ¦ ¦
¦ ¦информации; эколого-геологический мониторинг; ¦ ¦
¦ ¦геологическое обоснование управления ¦ ¦
¦ ¦природно-техническими системами с целью ¦ ¦
¦ ¦сохранения или улучшения экологического ¦ ¦
¦ ¦состояния верхних горизонтов литосферы; основы¦ ¦
¦ ¦рационального недропользования ¦ ¦
¦ОПД.Ф.14 ¦Геодезия с основами космоаэросъемки ¦40 ¦
¦ ¦Методы геодезических работ и космоаэросъемки; ¦ ¦
¦ ¦методы обработки информации и построения ¦ ¦
¦ ¦топографических карт; система топографических ¦ ¦
¦ ¦карт России ¦ ¦
¦ОПД.Ф.15 ¦Правовые основы, экономика и организация ¦50 ¦
¦ ¦геологоразведочных работ ¦ ¦
¦ ¦Закон о недрах РФ; структура геологической ¦ ¦
¦ ¦службы России; виды, методы, стадии проведения¦ ¦
¦ ¦геологоразведочных работ; организация ¦ ¦
¦ ¦и проектирование геологосъемочных работ; ¦ ¦
¦ ¦действующее законодательство об охране труда ¦ ¦
¦ ¦и правила безопасности при геологоразведочных ¦ ¦
¦ ¦работах ¦ ¦
¦ОПД.Ф.16 ¦Геоинформационные системы в геологии ¦75 ¦
¦ ¦Методы создания, управления и анализа баз ¦ ¦
¦ ¦пространственно распределенных данных; базовые¦ ¦
¦ ¦платформы ГИС; методы автоматизированного ¦ ¦
¦ ¦сбора картографической информации; особенности¦ ¦
¦ ¦геологических ГИС; разработка и мониторинг ¦ ¦
¦ ¦ГИС-проектов по конкретным регионам ¦ ¦
¦ОПД.Ф.17 ¦История и методология геологических наук ¦50 ¦
¦ ¦Донаучный этап развития геологии (с древности ¦ ¦
¦ ¦до XVIII века); научный этап развития геологии¦ ¦
¦ ¦(с начала XIX века); современное состояние ¦ ¦
¦ ¦и ближайшие перспективы геологии; принципы ¦ ¦
¦ ¦построения научного исследования; понятие ¦ ¦
¦ ¦модельного подхода в геологии ¦ ¦
¦ОПД.Ф.18 ¦Основы геоэкологии ¦70 ¦
¦ ¦Геосферные оболочки Земли, их структура ¦ ¦
¦ ¦и взаимосвязи; природные геосистемы ¦ ¦
¦ ¦и природно-техногенные системы; загрязнение ¦ ¦
¦ ¦и саморегулирование геосферных оболочек; ¦ ¦
¦ ¦главные типы техногенных загрязнений; методы ¦ ¦
¦ ¦геоэкологических исследований ¦ ¦
¦ОПД.Ф.19 ¦Ландшафтоведение ¦50 ¦
¦ ¦Природные и природно-антропогенные ландшафты; ¦ ¦
¦ ¦географическая и климатическая зональность ¦ ¦
¦ ¦ландшафтов; прикладное ландшафтоведение ¦ ¦
¦ОПД.Ф.20 ¦Почвоведение ¦70 ¦
¦ ¦Выветривание и почвообразование; состав ¦ ¦
¦ ¦и свойства почв; процессы почвообразования; ¦ ¦
¦ ¦классификация и география почв ¦ ¦
¦ОПД.Ф.21 ¦Метеорология и гидрология ¦50 ¦
¦ ¦Радиационный и тепловой режим атмосферы; ¦ ¦
¦ ¦атмосферная циркуляция и климатообразование; ¦ ¦
¦ ¦атмосферный перенос загрязнений, глобальные ¦ ¦
¦ ¦выпадения; гидросфера, круговорот воды ¦ ¦
¦ ¦в природе; гидрология рек, озер, океанов ¦ ¦
¦ ¦и морей; питание подземных вод; принципы ¦ ¦
¦ ¦эксплуатации и охраны водных ресурсов ¦ ¦
¦ОПД.Ф.22 ¦Экологическая гидрогеология и гидрогеохимия ¦80 ¦
¦ ¦Использование и охрана подземных вод ¦ ¦
¦ ¦от истощения; общие принципы охраны подземных ¦ ¦
¦ ¦вод от бытового и промышленного загрязнения; ¦ ¦
¦ ¦гидрогеологические исследования для ¦ ¦
¦ ¦обоснования мероприятий по экологической ¦ ¦
¦ ¦защите подземных вод, их методы и организация;¦ ¦
¦ ¦прогнозы загрязнения подземных вод при ¦ ¦
¦ ¦эксплуатации для водоснабжения и при различных¦ ¦
¦ ¦видах хозяйственной деятельности (добыча ¦ ¦
¦ ¦полезных ископаемых, забота промышленных ¦ ¦
¦ ¦предприятий, строительство, захоронение ¦ ¦
¦ ¦бытовых и индустриальных отходов, сельское ¦ ¦
¦ ¦хозяйство и др.) ¦ ¦
¦ОПД.Ф.23 ¦Экологическая геодинамика ¦70 ¦
¦ ¦Экологическая геодинамика как раздел ¦ ¦
¦ ¦экологической геологии; объект, предмет ¦ ¦
¦ ¦и содержание экологической геодинамики; ¦ ¦
¦ ¦геодинамическая экологическая функция ¦ ¦
¦ ¦литосферы; геологические процессы как ¦ ¦
¦ ¦экологический фактор; механизм, причины ¦ ¦
¦ ¦и особенности развития природных ¦ ¦
¦ ¦и антропогенных геологических процессов ¦ ¦
¦ ¦в различных геолого-структурных, зонально- ¦ ¦
¦ ¦геологических и техногенно-напряженных ¦ ¦
¦ ¦обстановках и возможные их экологические ¦ ¦
¦ ¦последствия; инженерно-геологическое ¦ ¦
¦ ¦обоснование схем инженерной защиты территорий,¦ ¦
¦ ¦объектов и сооружений от опасных геологических¦ ¦
¦ ¦процессов с целью сохранения безопасности ¦ ¦
¦ ¦среды обитания человека ¦ ¦
¦ОПД.Ф.24 ¦Экологическая геохимия ¦70 ¦
¦ ¦Биогеохимия; биогеохимические аномалии, ¦ ¦
¦ ¦влияние их на биосферу, биогеохимическое ¦ ¦
¦ ¦районирование территорий; геохимия техногенных¦ ¦
¦ ¦процессов; антропогенные воздействия на ¦ ¦
¦ ¦биогеохимические циклы элементов; геохимия ¦ ¦
¦ ¦загрязнений при добыче и переработке ¦ ¦
¦ ¦горнорудного сырья; виды загрязнения ¦ ¦
¦ ¦урбанизированных территорий; геохимия ¦ ¦
¦ ¦радионуклидов; геохимические проблемы ¦ ¦
¦ ¦захоронения радиоактивных отходов; основы ¦ ¦
¦ ¦методов эколого-геохимической съемки и ¦ ¦
¦ ¦картирования; балансовые эколого-геохимические¦ ¦
¦ ¦модели и прогнозы состояния окружающей среды ¦ ¦
¦ОПД.Ф.25 ¦Геоэкологическая экспертиза ¦90 ¦
¦ ¦Экологическое обоснование хозяйственной ¦ ¦
¦ ¦деятельности на стадиях проектирования, ¦ ¦
¦ ¦создания и эксплуатации объектов; принципы ¦ ¦
¦ ¦и методы оценки воздействия на окружающую ¦ ¦
¦ ¦среду (ОВОС); государственная экологическая ¦ ¦
¦ ¦экспертиза, ее статус, уровни; методика ¦ ¦
¦ ¦проведения экспертизы ¦ ¦
¦ОПД.Ф.26 ¦Промышленная экология ¦70 ¦
¦ ¦Промышленные производства как источники ¦ ¦
¦ ¦загрязнений; основные технологии улавливания ¦ ¦
¦ ¦выбросов и переработки стоков; промышленные ¦ ¦
¦ ¦технологии переработки и захоронения отходов ¦ ¦
¦ОПД.Ф.27 ¦Экология человека (медицинские аспекты) ¦70 ¦
¦ ¦Факторы экологического риска; физиологические ¦ ¦
¦ ¦основы токсикологии; методы и нормативная база¦ ¦
¦ ¦санитарии, понятие ПДК; методы ¦ ¦
¦ ¦эпидемиологических исследований; организация ¦ ¦
¦ ¦санитарно-эпидемиологической службы; ¦ ¦
¦ ¦международные организации в сфере охраны ¦ ¦
¦ ¦здоровья ¦ ¦
¦ОПД.Ф.28 ¦Правовые основы недропользования и охраны недр¦80 ¦
¦ ¦Экологическое законодательство; право ¦ ¦
¦ ¦природопользования и правовой механизм охраны ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды; Закон о недрах; подзаконные ¦ ¦
¦ ¦акты в области недропользования; ¦ ¦
¦ ¦лицензирование геологосъемочных ¦ ¦
¦ ¦и геологоразведочных работ; юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность за экологические ¦ ¦
¦ ¦правонарушения; экологическое законодательство¦ ¦
¦ ¦промышленно развитых стран мира ¦ ¦
¦ОПД.Ф.29 ¦Экономика природопользования ¦80 ¦
¦ ¦Естественный базис природопользования; виды ¦ ¦
¦ ¦природопользования; роль природных условий ¦ ¦
¦ ¦и ресурсов в общественном развитии; ¦ ¦
¦ ¦возобновляемые и невозобновляемые ресурсы; ¦ ¦
¦ ¦экономика минерально-сырьевых ресурсов ¦ ¦
¦ ¦(природоохранный аспект); экономическая оценка¦ ¦
¦ ¦воздействия на природную среду и экономическое¦ ¦
¦ ¦стимулирование природоохранной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦концепция устойчивого развития ¦ ¦
¦ОПД.Ф.30 ¦Методика эколого-геологических исследований ¦140 ¦
¦ ¦(программы курсов устанавливаются вузом) ¦ ¦
¦ОПД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦280 ¦
¦ОПД.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦285 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ФТД.00 ¦Факультативные дисциплины ¦450 ¦
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Практики ¦34 ¦
¦ ¦ ¦недели ¦
¦ ¦Учебные геологические практики ¦10 ¦
¦ ¦Практическое закрепление теоретических знаний ¦недель ¦
¦ ¦по общей и структурной геологии; приобретение ¦ ¦
¦ ¦навыков полевых наблюдений, выделения ¦ ¦
¦ ¦и описания горных пород, геологических ¦ ¦
¦ ¦структур, процессов, ископаемой фауны и флоры;¦ ¦
¦ ¦ознакомление с практическими методами ¦ ¦
¦ ¦геологического картирования, интерпретации ¦ ¦
¦ ¦и документации данных, пространственной ¦ ¦
¦ ¦привязки полевых наблюдений ¦ ¦
¦ ¦Специализированная эколого-геологическая ¦4 ¦
¦ ¦учебная практика ¦недели ¦
¦ ¦Ознакомление с практическими навыками ведения ¦ ¦
¦ ¦основных видов полевых эколого-геологических ¦ ¦
¦ ¦работ, включая специализированные виды съемок ¦ ¦
¦ ¦(эколого-геохимические, эколого- ¦ ¦
¦ ¦геодинамические, эколого-гидрогеологические ¦ ¦
¦ ¦и др.); обучение владению современными ¦ ¦
¦ ¦приборами, установками и аппаратурой, ¦ ¦
¦ ¦применяющимися в полевых и камеральных ¦ ¦
¦ ¦условиях; практическое овладение методикой ¦ ¦
¦ ¦обработки и интерпретации эколого- ¦ ¦
¦ ¦геологических данных ¦ ¦
¦ ¦Производственные практики ¦20 ¦
¦ ¦Закрепление теоретических и практических ¦недель ¦
¦ ¦навыков и знаний при решении конкретных ¦ ¦
¦ ¦эколого-геологических задач в научных и ¦ ¦
¦ ¦производственных организациях. Сбор материалов¦ ¦
¦ ¦для написания курсовых и выпускных работ ¦ ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Всего теоретического обучения ¦7020 ¦
¦ ¦ ¦(130 ¦
¦ ¦ ¦недель)¦
¦ ¦Практики ¦1836 ¦
¦ ¦Итого ¦8856 ¦
L---------+----------------------------------------------+--------
5. Сроки освоения основной образовательной
программы выпускника по специальности
013300 Экологическая геология
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки эколога-геолога при очной форме обучения составляет 260
недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные работы - 130 недель;
экзаменационные сессии - 31 неделя;
практики - не менее
34 недель;
в том числе учебные - 14 недель;
производственные - 20 недель;
итоговая государственная аттестация, включая
подготовку и защиту выпускной квалификационной
работы - не менее
21 недели;
каникулы (включая 8 недель последипломного
отпуска) - не менее
44 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки экологов-
геологов по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а
также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются
вузом до одного года относительно нормативного срока,
установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного
стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27
часов в неделю, но в связи с сокращением срока теоретического
обучения за счет большой продолжительности геологических практик
по решению вуза аудиторная нагрузка может быть увеличена до 32
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям
реализации основной образовательной программы
подготовки выпускника по специальности
013300 Экологическая геология
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки экологов-геологов
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки
экологов-геологов на основе настоящего государственного
образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка
(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или
зачтено, не зачтено).
Специализации являются частями специальности, в рамках которой
они создаются, и предполагают получение более углубленных
профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях
деятельности по профилю данной специальности.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин, в пределах 10%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных
дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем государственном
образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом
дисциплин должны входить дисциплины "Иностранный язык" в объеме не
менее 340 часов и "Физическая культура" в объеме не менее 408
часов. Объем часов по каждой из трех других выбранных дисциплин
предусматривается не менее 136. Если вуз выбирает более пяти
дисциплин, объем часов по отдельным из них может быть сокращен.
Если дисциплина является частью общепрофессиональной или
специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут
перераспределяться на изучение других дисциплин в рамках цикла
ГСЭ. Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной
(вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут
предусматриваться с учетом пожелания студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-
экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в
соответствии с профилем специальности;
- устанавливать наименование специализаций по специальностям
высшего профессионального образования, наименование дисциплин
специализаций, их объем и содержание сверх установленного
настоящим государственным образовательным стандартом, а также
форму контроля за их освоением студентами;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки
экологов-геологов в сокращенные сроки для студентов высшего
учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование
соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и
навыков студентов, полученных на предыдущем этапе
профессионального образования. При этом продолжительность обучения
должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки
допускается также для лиц, уровень образования или способности
которых являются для этого достаточным основанием.
6.1.3. Вуз обязан обеспечить студентам на факультативной основе
освоение программы дополнительной квалификации "преподаватель".
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими
кадрами, имеющими, как правило, базовое образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически
занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.
Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь
ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей
профессиональной сфере. При этом доля преподавателей специальных
дисциплин, имеющих ученую степень и звание, должна составлять не
менее 50%.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса должно
включать лабораторно-практическую и информационную базу,
предусматриваемую типовыми программами дисциплин циклов ГСЭ, ЕН и
ОПД, включенных в федеральный компонент настоящего стандарта.
Реализация основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом
каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по
содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной
образовательной программы направления 511000 Геология и
специальности 013300 Экологическая геология.
Перечень обязательной литературы в библиотечных фондах
устанавливается на основе списков основной литературы в типовых
программах дисциплин, включенных в основную образовательную
программу специальности 013300 Экологическая геология,
утвержденных отделением геологии УМО университетов. Вуз должен
располагать основными реферативными и научными журналами и научной
литературой в области геологии, геоэкологии и экологической
геологии, а также информационной базой и сетевыми источниками
информации в указанных областях.
Реализация образовательной программы подготовки специалиста
эколога-геолога должна обеспечиваться наличием методических
пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий
- практикумам, курсовым и дипломной работам, практикам, а также
наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами. К
моменту аттестации специальности уровень обеспеченности учебно-
методической литературой должен составлять не менее 0,5 экземпляра
на 1 студента дневного отделения.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки специалиста эколога-геолога, должно
располагать материально-технической базой (аудиторным фондом,
учебными лабораториями - физическими, химическими, профильными
геологическими, вычислительной техникой, программными средствами),
соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и
обеспечивающей:
- проведение всех видов теоретической, лабораторной и
практической подготовки, предусмотренных основной образовательной
программой подготовки специалиста эколога-геолога;
- проведение научно-исследовательской работы студентов.
6.5. Требования к организации учебных и производственных
геологических практик
6.5.1. При подготовке специалистов экологов-геологов
организуются следующие виды практик: учебные, специализированные и
производственные.
6.5.2. Учебные геологические практики должны проводиться на
хорошо изученных геологических полигонах (вузовских и межвузовских
базах геологических практик); полигоны учебных практик должны
иметь специальное оснащение и лабораторное оборудование,
позволяющие выполнять полевые геологические наблюдения и их
обработку; на полигонах должны быть предусмотрены камеральные
помещения для занятий студентов, созданы условия для
жизнедеятельности преподавателей и студентов, соответствующие
санитарно-техническим нормам.
6.5.3. Специализированные учебные практики и производственные
практики могут проводиться на геологических базах (полигонах), в
производственных и научных геологических, экологических и других
организациях, в учебно-научных центрах и филиалах факультетов и
кафедр, обеспечивающих научную и практическую подготовку студентов-
практикантов в соответствии с выбранной ими специальностью и
позволяющих им получить практические навыки в профессиональной
сфере, а также материалы для написания курсовых и выпускных
квалификационных работ.
6.5.4. Содержание и последовательность выполнения
производственных практик устанавливаются в зависимости от
выбранной специализации студента.
7. Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности 013300 Экологическая геология
7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста
Специалист эколог-геолог должен уметь решать задачи,
соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2 настоящего
государственного образовательного стандарта.
В части общепрофессиональной подготовки должен иметь
представление о:
- происхождении, строении, геологической истории Земли, общих
закономерностях, определяющих химический состав и физическое
строение вещества земной коры;
- принципах формирования и эволюции геологических объектов, их
пространственном строении;
- взаимосвязи состава литосферы и геологических процессов с
развитием и функционированием биосферы, деятельностью человека;
- последствиях своей профессиональной деятельности для природы
и общества;
знать и уметь использовать:
- теоретические знания и практические навыки в области общей
геологии; исторической геологии с основами палеонтологии;
структурной геологии и геокартирования; региональной геологии;
геотектоники; минералогии с основами кристаллографии; петрографии;
литологии; геохимии; геофизики; геологии месторождений полезных
ископаемых; геологии и геохимии нефти и газа; гидрогеологии;
инженерной геологии и геокриологии; геодезии с основами
аэрофотосъемки; истории геологических наук;
- основы экономики недропользования, организации труда и
управления, трудового законодательства, правила и нормы охраны
труда;
иметь опыт:
- применения теоретических знаний и практических
профессиональных навыков при решении эколого-геологических задач;
- практического изучения эколого-геологических процессов,
ведения геологической документации, использования полевого
оборудования;
- практического использования методов экологической геологии.
В части специальной и практической подготовки специалиста
эколог-геолог должен знать:
- теоретические основы специальных курсов;
- физические и химические основы методов исследования вещества
геологических объектов;
- методику полевых и лабораторных исследований;
- принципы и современные методы анализа и математической
обработки получаемой информации в области экологической геологии;
уметь:
- обосновать, проектировать, организовать и осуществить
основные виды эколого-геологических работ;
- использовать современные методы ведения основных видов
полевых и камеральных работ, необходимых для экологической оценки
и прогнозирования развития геологических процессов и явлений;
- работать на современной аппаратуре и оборудовании для
выполнения полевых и лабораторных исследований;
- работать на современной вычислительной технике с
использованием профессионального программного обеспечения;
иметь опыт:
- практического решения эколого-геологических задач.
Конкретные требования к специальной подготовке специалиста
эколога-геолога устанавливаются высшим учебным заведением с учетом
особенностей региона и специфики образовательной программы.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
специалиста
7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.
Итоговая государственная аттестация специалиста эколога-геолога
включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломной
работы) и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности специалиста эколога-
геолога к выполнению профессиональных задач, установленных
настоящим государственным образовательным стандартом, и
продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4
стандарта. По желанию студентов вуз может проводить дополнительные
государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень
приемных экзаменов в аспирантуру по экологической геологии.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе
специалиста.
Выпускная квалификационная работа специалиста эколога-геолога
должна быть представлена в форме рукописи.
Выпускная квалификационная работа специалиста эколога-геолога
является учебно-квалификационной; ее тематика и содержание должны
соответствовать уровню знаний, полученных выпускником в объеме
дисциплин специальности. Работа должна содержать реферативную
часть, отражающую общую профессиональную эрудицию автора, и
самостоятельную исследовательскую часть, выполненную индивидуально
или в составе творческого коллектива.
Выпускная квалификационная работа основана, как правило, на
материалах, полученных студентом в период прохождения
производственной практики. Допускается использование материалов
научно-исследовательских или научно-производственных работ
кафедры, факультета, научных или производственных организаций, в
выполнении которых он участвовал.
Выпускная квалификационная работа должна быть законченным
исследованием, имеющим теоретическое или прикладное значение и
свидетельствующим об уровне профессиональной подготовки автора.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной
квалификационной работы определяются высшим учебным заведением на
основании Положения об итоговой государственной аттестации
выпускников высших учебных заведений, утвержденного
Минобразованием России, государственного образовательного
стандарта по специальности и методических рекомендаций УМО по
образованию в области геологии.
Время, отводимое на подготовку квалификационной работы,
составляет не менее шестнадцати недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену по специальности
013300 Экологическая геология.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
специальности определяются вузом на основании методических
рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных
УМО по образованию в области геологии, Положения об итоговой
государственной аттестации выпускников высших учебных заведений,
утвержденного Минобразованием России, и государственного
образовательного стандарта специальности 013300 Экологическая
геология.
В качестве государственного по выбору вуза (факультета) может
быть установлен экзамен по одной из основных дисциплин
специальности, позволяющий выявить теоретическую подготовку к
решению профессиональных задач специальности, или комплексный
экзамен по программе бакалавра геологии, разработанной УМО.
Составители:
Учебно-методическое объединение университетов, отделение
геологии.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании отделения
геологии УМО университетов 23 ноября 1999 г., протокол N 6/99.
|