Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
115 ЕН/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
011500 ГЕОЛОГИЯ И ГЕОХИМИЯ ГОРЮЧИХ ИСКОПАЕМЫХ
КВАЛИФИКАЦИЯ - "ГЕОЛОГ-НЕФТЯНИК"
1. Общая характеристика специальности
011500 Геология и геохимия горючих ископаемых
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686 "Об утверждении
государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования".
1.2. Квалификация специалиста - "геолог-нефтяник".
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
геолога-нефтяника по специальности 011500 Геология и геохимия
горючих ископаемых при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника
Геолог-нефтяник осуществляет деятельность по проектированию и
проведению полевых, лабораторных и вычислительных геологических
работ, связанных с изучением строения земной коры, геологических
объектов с целью оценки их перспектив на горючие ископаемые, а
также с целью поисков и разведки нефтяных, газовых и угольных
месторождений;
выполняет научные исследования нефтегеологического и
нефтегеохимического профиля, поиски и разведку месторождений
полезных ископаемых, решение конкретных геологических задач;
разрабатывает нормативные методические документы, предложения и
мероприятия в области производства работ нефтегеологического и
нефтегеохимического профиля;
анализирует получаемую полевую и лабораторную геологическую и
геофизическую информацию, обобщает и систематизирует результаты
выполненных работ, используя современную вычислительную технику;
составляет научно-технические отчеты, пояснительные записки,
карты, схемы и другую установленную отчетность по утвержденным
формам;
следит за соблюдением установленных требований, действующих
норм, правил и стандартов;
под руководством ведущего (старшего) инженера, ответственного
исполнителя или руководителя темы (задания):
участвует в исследованиях по разработке программ и проектов, в
подготовке обзоров и заключений по нефтегеологическим и
нефтегеохимическим работам;
участвует в экспертизе научных работ, в работе семинаров,
научно-технических конференций, в подготовке публикаций,
составлении заявок на изобретения и открытия.
Требования к знаниям и умениям, удовлетворяющие данной
квалификационной характеристике, приводятся в п. 7.1.
Исходя из своих квалификационных возможностей геолог-нефтяник
подготовлен к самостоятельной работе в полевых геологических
экспедициях, в лабораториях при проведении научно-
исследовательских работ, к организационной деятельности, связанной
с подготовкой и проведением нефтепоисковых и нефтеразведочных
работ на должностях начальника отряда, начальника партии, геолога,
инженера на геологических предприятиях, а также на должности
инженера в научно-исследовательских учреждениях, проектных и
изыскательских организациях и других должностях в соответствии с
требованиями Квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных
Постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37.
Геолог-нефтяник подготовлен к педагогической деятельности на
должности преподавателя в средней школе, колледже, образовательных
учреждениях среднего профессионального образования при условии
освоения дополнительной образовательной программы психолого-
педагогического профиля.
Сферами профессиональной деятельности специалиста являются:
- организации Министерства природных ресурсов Российской
Федерации, Государственного комитета по экологии, Министерства по
чрезвычайным ситуациям;
- академические и ведомственные научно-исследовательские
организации, связанные с решением нефтегеологических проблем;
- организации, предприятия и фирмы, связанные с разведкой и
разработкой горючих полезных ископаемых и прежде всего нефти и
газа;
- учреждения системы высшего и среднего специального
образования.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника
Специалист геолог-нефтяник, освоивший основную образовательную
программу высшего профессионального образования по специальности
011500 Геология и геохимия горючих ископаемых, подготовлен для
продолжения образования в аспирантуре преимущественно по
специальностям научных работников Миннауки России 07.00.10,
25.00.11, 25.00.12, 25.00.36.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном
образовании.
3. Общие требования к основной
образовательной программе подготовки выпускника
по специальности 011500 Геология и геохимия
горючих ископаемых
3.1. Основная образовательная программа подготовки геолога-
нефтяника разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки геолога-нефтяника, к условиям
ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки геолога-
нефтяника состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и
курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки геолога-
нефтяника должна предусматривать изучение студентом следующих
циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки геолога-нефтяника должно
обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с
квалификационной характеристикой, установленной настоящим
государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки геолога-нефтяника по специальности
011500 Геология и геохимия горючих ископаемых
----------T--------------------------------------------T---------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык: ¦340 ¦
¦ ¦специфика артикуляции, интонации и ритма ¦ ¦
¦ ¦речи в изучаемом языке, лексический минимум ¦ ¦
¦ ¦в объеме 4000 лексических единиц, дифферен- ¦ ¦
¦ ¦циация лексики по сферам применения (быто- ¦ ¦
¦ ¦вая, терминологическая, общенаучная, офици- ¦ ¦
¦ ¦альная и др.); свободные и устойчивые слово-¦ ¦
¦ ¦сочетания, фразеологические единицы, способы¦ ¦
¦ ¦словообразования; грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию при письменном и¦ ¦
¦ ¦устном профессиональном общении; понятие об ¦ ¦
¦ ¦обиходно-литературном, официально-деловом, ¦ ¦
¦ ¦научном и художественном стилях; правила ¦ ¦
¦ ¦речевого этикета; говорение; диалогическая и¦ ¦
¦ ¦монологическая речь; основы публичной речи ¦ ¦
¦ ¦(устное сообщение, доклад); аудирование; ¦ ¦
¦ ¦понимание речи в бытовой и профессиональной ¦ ¦
¦ ¦сферах; чтение; виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности; письмо; виды речевых произве-¦ ¦
¦ ¦дений: аннотация, реферат, тезисы, сообще- ¦ ¦
¦ ¦ния, частное письмо, деловое письмо, биогра-¦ ¦
¦ ¦фия ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура: ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и про- ¦ ¦
¦ ¦фессиональной подготовке студентов, ее соци-¦ ¦
¦ ¦ально-биологические основы; физическая куль-¦ ¦
¦ ¦тура и спорт как социальные феномены общест-¦ ¦
¦ ¦ва; законодательство о физической культуре и¦ ¦
¦ ¦спорте; физическая культура личности; основы¦ ¦
¦ ¦здорового образа жизни студента; общая физи-¦ ¦
¦ ¦ческая и специальная подготовка в системе ¦ ¦
¦ ¦физического воспитания; спорт; индивидуаль- ¦ ¦
¦ ¦ный выбор видов спорта или систем физических¦ ¦
¦ ¦упражнений; профессионально-прикладная физи-¦ ¦
¦ ¦ческая подготовка студентов; основы методики¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история: ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического зна- ¦ ¦
¦ ¦ния. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического источ-¦ ¦
¦ ¦ника. Отечественная историография в прошлом ¦ ¦
¦ ¦и настоящем: общее и особенное. Методология ¦ ¦
¦ ¦и теория исторической науки. История России ¦ ¦
¦ ¦- неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселе-¦ ¦
¦ ¦ния народов. Проблема этногенеза восточных ¦ ¦
¦ ¦славян. Основные этапы становления государ- ¦ ¦
¦ ¦ственности. Древняя Русь и кочевники. Визан-¦ ¦
¦ ¦тийско-древнерусские связи. Особенности со- ¦ ¦
¦ ¦циального строя Древней Руси. Этнокультурные¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становле- ¦ ¦
¦ ¦ния русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволю-¦ ¦
¦ ¦ция восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические измене- ¦ ¦
¦ ¦ния в русских землях в XIII - XV вв. Русь и ¦ ¦
¦ ¦Орда: проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого Россий-¦ ¦
¦ ¦ского государства. Возвышение Москвы. Форми-¦ ¦
¦ ¦рование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания рос- ¦ ¦
¦ ¦сийского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладе- ¦ ¦
¦ ¦ния. Крепостное право в России. Ману- ¦ ¦
¦ ¦фактурно-промышленное производство. Станов- ¦ ¦
¦ ¦ление индустриального общества в России: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Общественная мысль и осо-¦ ¦
¦ ¦бенности общественного движения России ¦ ¦
¦ ¦XIX в. Реформы и реформаторы в России. Рус- ¦ ¦
¦ ¦ская культура XIX века и ее вклад в мировую ¦ ¦
¦ ¦культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобали-¦ ¦
¦ ¦зация общественных процессов. Проблема эко- ¦ ¦
¦ ¦номического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общест- ¦ ¦
¦ ¦ва. Столкновение тенденций интернационализма¦ ¦
¦ ¦и национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потреб- ¦ ¦
¦ ¦ность индустриальной модернизации России. ¦ ¦
¦ ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века. Политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенаци- ¦ ¦
¦ ¦онального кризиса. Революция 1917 г. Граж- ¦ ¦
¦ ¦данская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Соци- ¦ ¦
¦ ¦ально-экономическое развитие страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально-экономи-¦ ¦
¦ ¦ческие преобразования в 30-е гг. Усиление ¦ ¦
¦ ¦режима личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общест- ¦ ¦
¦ ¦венно-политическая жизнь, культура, внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика СССР в послевоенные годы. Холодная ¦ ¦
¦ ¦война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и эконо- ¦ ¦
¦ ¦мических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кри-¦ ¦
¦ ¦зисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестрой- ¦ ¦
¦ ¦ка. Попытка государственного переворота 1991¦ ¦
¦ ¦г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские ¦ ¦
¦ ¦соглашения. Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государствен- ¦ ¦
¦ ¦ности (1993 - 1999 гг.). Россия на пути ра- ¦ ¦
¦ ¦дикальной социально-экономической модерниза-¦ ¦
¦ ¦ции. Культура в современной России. Внешне- ¦ ¦
¦ ¦политическая деятельность в условиях новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология <*>: ¦ ¦
¦ ¦История мировой культуры; история культуры ¦ ¦
¦ ¦России; школы, направления и теории в куль- ¦ ¦
¦ ¦турологии; охрана и использование культурно-¦ ¦
¦ ¦го наследия ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология <*>: ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политологии, история¦ ¦
¦ ¦политических учений; теория власти и власт- ¦ ¦
¦ ¦ных отношений; политическая система, инсти- ¦ ¦
¦ ¦туциональные аспекты политики; политические ¦ ¦
¦ ¦отношения и процессы; политические идеологии¦ ¦
¦ ¦(история развития, современное состояние, ¦ ¦
¦ ¦перспективы); политический процесс в России;¦ ¦
¦ ¦мировая политика и международные отношения ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение <*>: ¦ ¦
¦ ¦Государство и право, личность и общество; ¦ ¦
¦ ¦структура права и его действия; конституци- ¦ ¦
¦ ¦онная основа правовой системы; частное пра- ¦ ¦
¦ ¦во; закон и подзаконные акты; понятие пре- ¦ ¦
¦ ¦ступления; уголовная ответственность; эколо-¦ ¦
¦ ¦гическое право; правовое регулирование про- ¦ ¦
¦ ¦фессиональной деятельности ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика <*>: ¦ ¦
¦ ¦Объект и предмет психологии; соотношение ¦ ¦
¦ ¦субъективной и объективной реальности; пси- ¦ ¦
¦ ¦хика и организм; активность психики (души), ¦ ¦
¦ ¦психика, поведение и деятельность; структура¦ ¦
¦ ¦субъективной реальности; личность и межлич- ¦ ¦
¦ ¦ностные отношения; свобода воли; личностная ¦ ¦
¦ ¦ответственность; общее и индивидуальное в ¦ ¦
¦ ¦психике человека. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Цели образования и воспитания; средства и ¦ ¦
¦ ¦методы педагогического воздействия на лич- ¦ ¦
¦ ¦ность; общие принципы дидактики и их реали- ¦ ¦
¦ ¦зация в конкретных предметных методиках обу-¦ ¦
¦ ¦чения; семейное воспитание и семейная педа- ¦ ¦
¦ ¦гогика; межличностные отношения в коллекти- ¦ ¦
¦ ¦ве; нравственно-психологический образ педа- ¦ ¦
¦ ¦гога; мастерство педагогического общения ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи <*>: ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. Ре- ¦ ¦
¦ ¦чевое взаимодействие. Основные единицы обще-¦ ¦
¦ ¦ния. Устная и письменная разновидности лите-¦ ¦
¦ ¦ратурного языка. Нормативные, коммуникатив- ¦ ¦
¦ ¦ные, этические аспекты устной и письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей.¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования эле- ¦ ¦
¦ ¦ментов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его функцио-¦ ¦
¦ ¦нирования, жанровое разнообразие. Языковые ¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы уни- ¦ ¦
¦ ¦фикации языка служебных документов. Интерна-¦ ¦
¦ ¦циональные свойства русской официально-дело-¦ ¦
¦ ¦вой письменной речи. Язык и стиль распоряди-¦ ¦
¦ ¦тельных документов. Язык и стиль коммерче- ¦ ¦
¦ ¦ской корреспонденции. Язык и стиль инструк- ¦ ¦
¦ ¦тивно-методических документов. Реклама в де-¦ ¦
¦ ¦ловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особеннос-¦ ¦
¦ ¦ти устной публичной речи. Оратор и его ауди-¦ ¦
¦ ¦тория. Основные виды аргументов. Подготовка ¦ ¦
¦ ¦речи: выбор темы, цель речи, поиск материа- ¦ ¦
¦ ¦ла, начало, развертывание и завершение речи.¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное оформ-¦ ¦
¦ ¦ление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и выразитель- ¦ ¦
¦ ¦ность публичной речи. Разговорная речь в ¦ ¦
¦ ¦системе функциональных разновидностей рус- ¦ ¦
¦ ¦ского литературного языка. Условия функцио- ¦ ¦
¦ ¦нирования разговорной речи, роль внеязыковых¦ ¦
¦ ¦факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления совер- ¦ ¦
¦ ¦шенствования навыков грамотного письма и го-¦ ¦
¦ ¦ворения ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология <*>: ¦ ¦
¦ ¦Общество как социокультурная система; куль- ¦ ¦
¦ ¦тура как система ценностей, смыслов, образ- ¦ ¦
¦ ¦цов действий индивидов; взаимовлияние куль- ¦ ¦
¦ ¦туры и социальных и экономических отношений;¦ ¦
¦ ¦личность как активный субъект; взаимодейст- ¦ ¦
¦ ¦вия между индивидами и группами, групповая ¦ ¦
¦ ¦динамика, взаимосвязь личности и общества; ¦ ¦
¦ ¦социальный статус личности; социальное пове-¦ ¦
¦ ¦дение; социальная структура, социальная ¦ ¦
¦ ¦стратификация; гражданское общество и госу- ¦ ¦
¦ ¦дарство; социальный контроль; массовое со- ¦ ¦
¦ ¦знание и массовые действия; социальные конф-¦ ¦
¦ ¦ликты и логика их разрешения; глобализация ¦ ¦
¦ ¦социальных и культурных процессов в совре- ¦ ¦
¦ ¦менном мире; социально-культурные особеннос-¦ ¦
¦ ¦ти и проблемы развития российского общества;¦ ¦
¦ ¦возможные альтернативы его развития в буду- ¦ ¦
¦ ¦щем; методология и методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия: ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философ- ¦ ¦
¦ ¦ского знания. Учение о бытии. Монистические ¦ ¦
¦ ¦и плюралистические концепции бытия, само- ¦ ¦
¦ ¦организация бытия. Понятия материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и индетер-¦ ¦
¦ ¦минизм. Динамические и статистические зако- ¦ ¦
¦ ¦номерности. Научные, философские и религиоз-¦ ¦
¦ ¦ные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и при- ¦ ¦
¦ ¦рода. Общество и его структура. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и необхо-¦ ¦
¦ ¦димость. Формационная и цивилизационная кон-¦ ¦
¦ ¦цепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и нена- ¦ ¦
¦ ¦силие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценнос- ¦ ¦
¦ ¦ти. Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. ¦ ¦
¦ ¦Эстетические ценности и их роль в человече- ¦ ¦
¦ ¦ской жизни. Религиозные ценности и свобода ¦ ¦
¦ ¦совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. Раци-¦ ¦
¦ ¦ональное и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. Действитель- ¦ ¦
¦ ¦ность, мышление, логика и язык. Научное и ¦ ¦
¦ ¦вненаучное знание. Критерии научности. ¦ ¦
¦ ¦Структура научного познания, его методы и ¦ ¦
¦ ¦формы. Рост научного знания. Научные револю-¦ ¦
¦ ¦ции и смены типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика: ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. По- ¦ ¦
¦ ¦требности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические сис- ¦ ¦
¦ ¦темы. Основные этапы развития экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект заме-¦ ¦
¦ ¦щения. Эластичность. Предложение и его фак- ¦ ¦
¦ ¦торы. Закон убывающей предельной производи- ¦ ¦
¦ ¦тельности. Эффект масштаба. Виды издержек. ¦ ¦
¦ ¦Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимиза-¦ ¦
¦ ¦ции прибыли. Предложение совершенно конку- ¦ ¦
¦ ¦рентной фирмы и отрасли. Эффективность кон- ¦ ¦
¦ ¦курентных рынков. Рыночная власть. Монопо- ¦ ¦
¦ ¦лия. Монополистическая конкуренция. Олигопо-¦ ¦
¦ ¦лия. Антимонопольное регулирование. Спрос на¦ ¦
¦ ¦факторы производства. Рынок труда. Спрос и ¦ ¦
¦ ¦предложение труда. Заработная плата и за- ¦ ¦
¦ ¦нятость. Рынок капитала. Процентная ставка и¦ ¦
¦ ¦инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равно-¦ ¦
¦ ¦весие и благосостояние. Распределение дохо- ¦ ¦
¦ ¦дов. Неравенство. Внешние эффекты и общест- ¦ ¦
¦ ¦венные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП ¦ ¦
¦ ¦и способы его измерения. Национальный доход.¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое рав-¦ ¦
¦ ¦новесие. Совокупный спрос и совокупное пред-¦ ¦
¦ ¦ложение. Стабилизационная политика. Равнове-¦ ¦
¦ ¦сие на товарном рынке. Потребление и сбере- ¦ ¦
¦ ¦жения. Инвестиции. Государственные расходы и¦ ¦
¦ ¦налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-на-¦ ¦
¦ ¦логовая политика. Деньги и их функции. Рав- ¦ ¦
¦ ¦новесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно-¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отно- ¦ ¦
¦ ¦шения. Внешняя торговля и торговая политика.¦ ¦
¦ ¦Платежный баланс. ¦ ¦
¦ ¦Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. Предпри- ¦ ¦
¦ ¦нимательство. Теневая экономика. Рынок тру- ¦ ¦
¦ ¦да. Распределение и доходы. Преобразования в¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в эко- ¦ ¦
¦ ¦номике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компо- ¦300 ¦
¦ ¦нент ¦ ¦
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, уста-¦240 ¦
¦ ¦навливаемые вузом ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН ¦Общие математические и общие естественно- ¦1900 ¦
¦ ¦научные дисциплины ¦ ¦
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1600 ¦
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика: ¦450 ¦
¦ ¦Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное ¦ ¦
¦ ¦и интегральное исчисления; векторный анализ ¦ ¦
¦ ¦и элементы теории поля; гармонический ана- ¦ ¦
¦ ¦лиз; дифференциальные уравнения; численные ¦ ¦
¦ ¦методы; функции комплексного переменного; ¦ ¦
¦ ¦элементы функционального анализа; вероят- ¦ ¦
¦ ¦ность и статистика ¦ ¦
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика: ¦250 ¦
¦ ¦Общие сведения об информации; технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации информацион-¦ ¦
¦ ¦ных процессов; модели решения функциональных¦ ¦
¦ ¦и вычислительных задач; алгоритмические язы-¦ ¦
¦ ¦ки и программирование; программное обеспече-¦ ¦
¦ ¦ние и технологии программирования; текстовые¦ ¦
¦ ¦и графические редакторы; базы данных; стан- ¦ ¦
¦ ¦дартные пакеты статистической обработки дан-¦ ¦
¦ ¦ных; информационные технологии, локальные и ¦ ¦
¦ ¦глобальные сети; геоинформационные системы и¦ ¦
¦ ¦сети; основы и методы защиты информации; ¦ ¦
¦ ¦компьютерный практикум ¦ ¦
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика: ¦350 ¦
¦ ¦Физические основы механики; электричество и ¦ ¦
¦ ¦магнетизм; физика колебаний и волн; кванто- ¦ ¦
¦ ¦вая физика; статистическая физика и термо- ¦ ¦
¦ ¦динамика ¦ ¦
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия: ¦250 ¦
¦ ¦Химические системы; химическая термодинамика¦ ¦
¦ ¦и кинетика; реакционная способность веществ;¦ ¦
¦ ¦их идентификация; химия органических соеди- ¦ ¦
¦ ¦нений; дисперсные системы ¦ ¦
¦ЕН.Ф.05 ¦Основы экологии: ¦150 ¦
¦ ¦Популяции, сообщества, экосистемы, принципы ¦ ¦
¦ ¦их организации и функционирования; структура¦ ¦
¦ ¦экосистем, кругообороты вещества и энергии; ¦ ¦
¦ ¦учение о биосфере; эволюция биосферы; моде- ¦ ¦
¦ ¦лирование биосферных процессов ¦ ¦
¦ЕН.Ф.06 ¦Общая геология: ¦150 ¦
¦ ¦Состав и строение Земли и земной коры; гео- ¦ ¦
¦ ¦логические процессы; развитие земной коры во¦ ¦
¦ ¦времени ¦ ¦
¦ЕН.Р.00 ¦Региональный (вузовский) компонент, в том ¦300 ¦
¦ ¦числе дисциплины и курсы по выбору студента ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2390 ¦
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦2090 ¦
¦ОПД.Ф.01 ¦Историческая геология с основами палеонто- ¦100 ¦
¦ ¦логии: ¦ ¦
¦ ¦Методы исторической геологии; этапы геологи-¦ ¦
¦ ¦ческой истории земной коры и их характерис- ¦ ¦
¦ ¦тика; стратиграфическая шкала; основные био-¦ ¦
¦ ¦логические закономерности эволюции органи- ¦ ¦
¦ ¦ческого мира прошлого; палеонтологические ¦ ¦
¦ ¦методы синхронизации горных пород ¦ ¦
¦ОПД.Ф.02 ¦Структурная геология и геокартирование: ¦110 ¦
¦ ¦Формы залегания горных пород; складчатые и ¦ ¦
¦ ¦разрывные нарушения; основы механики дефор- ¦ ¦
¦ ¦маций и разрушения горных пород; поля текто-¦ ¦
¦ ¦нических деформаций и напряжений; построение¦ ¦
¦ ¦геологических карт и разрезов, методы геоло-¦ ¦
¦ ¦гического картирования; применение дистанци-¦ ¦
¦ ¦онных методов ¦ ¦
¦ОПД.Ф.03 ¦Геология России: ¦75 ¦
¦ ¦Тектоническое районирование территории Рос- ¦ ¦
¦ ¦сии и сопредельных территорий, геологическое¦ ¦
¦ ¦строение отдельных структурных элементов ¦ ¦
¦ОПД.Ф.04 ¦Геотектоника: ¦75 ¦
¦ ¦Тектонические движения, деформации и разви- ¦ ¦
¦ ¦тие литосферы; геодинамические процессы глу-¦ ¦
¦ ¦бинных оболочек Земли; строение главных ¦ ¦
¦ ¦структурных элементов и закономерности раз- ¦ ¦
¦ ¦вития литосферы; принципы тектонического ¦ ¦
¦ ¦районирования ¦ ¦
¦ОПД.Ф.05 ¦Минералогия с основами кристаллографии: ¦75 ¦
¦ ¦Внутреннее строение и химический состав ¦ ¦
¦ ¦минералов; систематика и характеристика ми- ¦ ¦
¦ ¦нералов; диагностика минералов; природные ¦ ¦
¦ ¦минеральные ассоциации и их генезис ¦ ¦
¦ОПД.Ф.06 ¦Петрография: ¦75 ¦
¦ ¦Горные породы, их вещественный состав и ¦ ¦
¦ ¦классификация, закономерности размещения; ¦ ¦
¦ ¦макроскопическое и микроскопическое описание¦ ¦
¦ ¦и диагностика горных пород. Представление об¦ ¦
¦ ¦ассоциациях, сериях, условия образования ¦ ¦
¦ ¦магматических и метаморфических пород ¦ ¦
¦ОПД.Ф.07 ¦Литология: ¦75 ¦
¦ ¦Осадочные породы, их текстуры и структуры, ¦ ¦
¦ ¦классификации осадочных горных пород; пред- ¦ ¦
¦ ¦ставление об ассоциациях, сериях, фациях и ¦ ¦
¦ ¦формациях; условия образования осадочных ¦ ¦
¦ ¦пород; общая теория литогенеза; методы ис- ¦ ¦
¦ ¦следования осадочных пород ¦ ¦
¦ОПД.Ф.08 ¦Геохимия: ¦75 ¦
¦ ¦Распространенность химических элементов в ¦ ¦
¦ ¦природе; законы миграции химических элемен- ¦ ¦
¦ ¦тов; геохимия геологических процессов; гео- ¦ ¦
¦ ¦химические циклы элементов; принципы биогео-¦ ¦
¦ ¦химии; геохимия отдельных элементов ¦ ¦
¦ОПД.Ф.09 ¦Геофизика: ¦75 ¦
¦ ¦Происхождение, строение, физические свойства¦ ¦
¦ ¦и модели Земли; методы геофизических иссле- ¦ ¦
¦ ¦дований земной коры; основы комплек- ¦ ¦
¦ ¦сирования геофизических методов; способы ге-¦ ¦
¦ ¦ологической интерпретации геофизических дан-¦ ¦
¦ ¦ных ¦ ¦
¦ОПД.Ф.10 ¦Геология месторождений полезных ископаемых: ¦75 ¦
¦ ¦Классификации месторождений полезных ископа-¦ ¦
¦ ¦емых: серии, классы, типы, виды минерального¦ ¦
¦ ¦сырья, характер распределения по основным ¦ ¦
¦ ¦структурным элементам, странам и континентам¦ ¦
¦ОПД.Ф.11 ¦Геология и геохимия нефти и газа: ¦150 ¦
¦ ¦Нефть и газ - основа развития современной ¦ ¦
¦ ¦экономики; современные модели нефтегазообра-¦ ¦
¦ ¦зования и формирования состава горючих по- ¦ ¦
¦ ¦лезных ископаемых; связь их состава с эволю-¦ ¦
¦ ¦цией биосферы; исходное органическое вещест-¦ ¦
¦ ¦во нефти, нефтематеринские свиты; понятия о ¦ ¦
¦ ¦фазах нефте- и газообразования; типах и ви- ¦ ¦
¦ ¦дах миграции; условия формирования месторож-¦ ¦
¦ ¦дений нефти и газа; осадочные бассейны - ¦ ¦
¦ ¦родина нефти, газа и угля, закономерности ¦ ¦
¦ ¦размещения месторождений нефти и газа по ¦ ¦
¦ ¦странам, континентам, стратиграфическому ¦ ¦
¦ ¦разрезу, геоструктурным элементам; основные ¦ ¦
¦ ¦понятия о запасах и ресурсах энергетического¦ ¦
¦ ¦сырья, добыча, перспективы на XXI век ¦ ¦
¦ОПД.Ф.12 ¦Гидрогеология, инженерная геология и гео- ¦75 ¦
¦ ¦криология: ¦ ¦
¦ ¦Гидрогеологические свойства горных пород, ¦ ¦
¦ ¦гидродинамический режим подземных вод, осно-¦ ¦
¦ ¦вы гидрогеохимии и гидрогеотермии; состав, ¦ ¦
¦ ¦строение и свойства грунтов, влияние геоло- ¦ ¦
¦ ¦гических процессов на состояние и поведение ¦ ¦
¦ ¦грунтов; инженерно-геологические процессы и ¦ ¦
¦ ¦явления; состав, строение и свойства мерзлых¦ ¦
¦ ¦пород, закономерности формирования и разви- ¦ ¦
¦ ¦тия; региональные закономерности распределе-¦ ¦
¦ ¦ния мерзлых пород и криогенных процессов ¦ ¦
¦ОПД.Ф.13 ¦Экологическая геология: ¦50 <**> ¦
¦ ¦Экологическая геология как научное направле-¦ ¦
¦ ¦ние геологии; объект, предмет и структура ¦ ¦
¦ ¦экологической геологии, соотношение с гео- ¦ ¦
¦ ¦экологией; экологические функции литосферы; ¦ ¦
¦ ¦теоретические и методические основы экологи-¦ ¦
¦ ¦ческой геологии, практические задачи; методы¦ ¦
¦ ¦оценки экологического состояния литосферы; ¦ ¦
¦ ¦методы получения и обработки эколого-геоло- ¦ ¦
¦ ¦гической информации; мониторинг литосфе- ¦ ¦
¦ ¦ры; геологическое обоснование управления ¦ ¦
¦ ¦природно-техническими системами с целью со- ¦ ¦
¦ ¦хранения или улучшения экологического состо-¦ ¦
¦ ¦яния верхних горизонтов литосферы; основы ¦ ¦
¦ ¦рационального недропользования ¦ ¦
¦ОПД.Ф.14 ¦Геодезия с основами космоаэрофотосъемки: ¦40 <**> ¦
¦ ¦Методы геодезических работ и космоаэрофото- ¦ ¦
¦ ¦съемки; методы обработки информации и по- ¦ ¦
¦ ¦строения топографических карт; система топо-¦ ¦
¦ ¦графических карт России ¦ ¦
¦ОПД.Ф.15 ¦Правовые основы, экономика и организация ¦50 <**> ¦
¦ ¦геологоразведочных работ: ¦ ¦
¦ ¦Основы экономики и организации геолого- ¦ ¦
¦ ¦разведочных работ, законодательная основа РФ¦ ¦
¦ ¦в сфере недропользования и лицензирования ¦ ¦
¦ОПД.Ф.16 ¦История и методология геологических наук: ¦60 ¦
¦ ¦История разных направлений геологии - мине- ¦ ¦
¦ ¦ралогии, тектоники, стратиграфии и др. с ¦ ¦
¦ ¦глубокой древности до наших дней; фундамен- ¦ ¦
¦ ¦тальное значение геологических наук в разви-¦ ¦
¦ ¦тии человечества; зарождение отдельных от- ¦ ¦
¦ ¦раслей геологии как самостоятельных научных ¦ ¦
¦ ¦направлений; становление важнейших научных ¦ ¦
¦ ¦концепций; комплекс научных методов позна- ¦ ¦
¦ ¦ния в геологических науках ¦ ¦
¦ОПД.Ф.17 ¦Химия горючих ископаемых: ¦60 ¦
¦ ¦Природные соединения углерода. Состав и ¦ ¦
¦ ¦свойства горючих полезных ископаемых: нефть,¦ ¦
¦ ¦уголь, природный газ, горючие сланцы; про- ¦ ¦
¦ ¦дукты природного преобразования нефтей; га- ¦ ¦
¦ ¦зогидраты, газоконденсатные системы. Вещест-¦ ¦
¦ ¦венные и генетические классификации каусто- ¦ ¦
¦ ¦биолитов; методы исследования состава и ¦ ¦
¦ ¦свойств каустобиолитов ¦ ¦
¦ОПД.Ф.18 ¦Литогенез осадочных бассейнов: ¦80 ¦
¦ ¦Этапы эволюции осадочных бассейнов, измене- ¦ ¦
¦ ¦ние свойств пород нефтегазоносных комплек- ¦ ¦
¦ ¦сов, слагающих бассейны; этапы и шкалы ката-¦ ¦
¦ ¦генеза; методы исследования степени катаге- ¦ ¦
¦ ¦нетической преобразованности пород ¦ ¦
¦ОПД.Ф.19 ¦Нефтегазовая литология: ¦70 ¦
¦ ¦Состав нефтесодержащих пород-коллекторов, ¦ ¦
¦ ¦их емкостные и фильтрационные свойства, ге- ¦ ¦
¦ ¦нетическая и вещественная классификации кол-¦ ¦
¦ ¦лекторов; флюидоупоры, их свойства и типы; ¦ ¦
¦ ¦условия формирования природных резервуаров; ¦ ¦
¦ ¦методы исследования природных резервуаров ¦ ¦
¦ОПД.Ф.20 ¦Бурение и геофизические исследования сква- ¦50 <**> ¦
¦ ¦жин: ¦ ¦
¦ ¦Основные виды применяемой техники и техноло-¦ ¦
¦ ¦гии бурения нефтяных и газовых скважин, ¦ ¦
¦ ¦опробование пластов в процессе бурения, ис- ¦ ¦
¦ ¦пытание объектов в скважинах; геофизические ¦ ¦
¦ ¦исследования скважин - каротаж, виды карота-¦ ¦
¦ ¦жа - электрический, радиоактивный, акусти- ¦ ¦
¦ ¦ческий, газовый и др.; стандартный каротаж, ¦ ¦
¦ ¦комплексирование геофизических методов ис- ¦ ¦
¦ ¦следования скважин ¦ ¦
¦ОПД.Ф.21 ¦Геоинформационные системы в геологии: ¦100 ¦
¦ ¦Методы создания, управления и анализа баз ¦ ¦
¦ ¦пространственно распределенных данных, базо-¦ ¦
¦ ¦вые платформы, особенности геологических ¦ ¦
¦ ¦ГИС, методы автоматизированного отбора кар- ¦ ¦
¦ ¦тографической информации, особенности геоло-¦ ¦
¦ ¦гических ГИС, разработка и мониторинг ¦ ¦
¦ ¦ГИС-проектов по конкретным регионам ¦ ¦
¦ОПД.Ф.22 ¦Компьютерная обработка данных нефтяной гео- ¦80 ¦
¦ ¦логии: ¦ ¦
¦ ¦Современные приемы и способы компьютерной ¦ ¦
¦ ¦обработки информации по нефтегазовой геоло- ¦ ¦
¦ ¦гии; составление банка данных по нефтяной ¦ ¦
¦ ¦геологии ¦ ¦
¦ОПД.Ф.23 ¦Основы промысловой геологии и разработки ¦70 ¦
¦ ¦месторождений нефти и газа: ¦ ¦
¦ ¦Методы промышленной разработки нефтяных и ¦ ¦
¦ ¦газовых месторождений, анализ нефтегеологи- ¦ ¦
¦ ¦ческой информации и природоохранных меропри-¦ ¦
¦ ¦ятий при эксплуатации месторождений ¦ ¦
¦ОПД.Ф.24 ¦Гидрогеология нефти и газа: ¦75 ¦
¦ ¦Воды осадочных бассейнов - генезис, динами- ¦ ¦
¦ ¦ка, свойства, состав; гидрогеологические ¦ ¦
¦ ¦критерии оценки перспектив нефтегазоноснос- ¦ ¦
¦ ¦ти; гидрогеологические исследования при ¦ ¦
¦ ¦разработке месторождений; обводнение продук-¦ ¦
¦ ¦тивных горизонтов; вопросы гидроэкологии ¦ ¦
¦ОПД.Ф.25 ¦Нефтегазоносные и угленосные бассейны СНГ: ¦80 ¦
¦ ¦Закономерности размещения месторождений неф-¦ ¦
¦ ¦ти, газа и угля в осадочных бассейнах России¦ ¦
¦ ¦и ближнего зарубежья; основные принципы неф-¦ ¦
¦ ¦тегеологического районирования - нефтегазо- ¦ ¦
¦ ¦носные бассейны, провинции, пояса; типизация¦ ¦
¦ ¦нефтегазоносных бассейнов СНГ. Основные ¦ ¦
¦ ¦черты геологического строения бассейнов, ¦ ¦
¦ ¦распределение нефтегазоносности, направление¦ ¦
¦ ¦дальнейших нефтегазопоисковых работ, строе- ¦ ¦
¦ ¦ние наиболее типичных месторождений. Основ- ¦ ¦
¦ ¦ные угольные бассейны, их строение, угленос-¦ ¦
¦ ¦ность; распределение запасов и ресурсов ¦ ¦
¦ ¦энергетического сырья ¦ ¦
¦ОПД.Ф.26 ¦Методы поисков месторождений нефти и газа: ¦80 ¦
¦ ¦Основные методы поисково-разведочных работ ¦ ¦
¦ ¦на региональном, поисковом и разведочном ¦ ¦
¦ ¦этапах; комплексирование методов исследова- ¦ ¦
¦ ¦ния, позволяющих дать качественную и коли- ¦ ¦
¦ ¦чественную оценку ресурсам и запасам углево-¦ ¦
¦ ¦дородного сырья ¦ ¦
¦ОПД.Ф.26 ¦Нефтегазоносные бассейны мира: ¦60 ¦
¦ ¦Закономерности размещения и условия залега- ¦ ¦
¦ ¦ния нефти и газа в мире; нефтегазоносные ¦ ¦
¦ ¦бассейны Европы, Америки, Персидского залива¦ ¦
¦ ¦и др., нефтегазоносность Мирового океана; ¦ ¦
¦ ¦гигантские месторождения углеводородного ¦ ¦
¦ ¦сырья ¦ ¦
¦ОПД.Ф.27 ¦Геология Мирового океана: ¦50 <**> ¦
¦ ¦Основные черты геологического строения океа-¦ ¦
¦ ¦нов; главные морфоструктуры океанов и исто- ¦ ¦
¦ ¦рия их развития, современные представления о¦ ¦
¦ ¦генезисе и геодинамике океанов; осадочные ¦ ¦
¦ ¦бассейны активных и пассивных океанических ¦ ¦
¦ ¦окраин; полезные ископаемые Мирового океана ¦ ¦
¦ОПД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компо- ¦150 ¦
¦ ¦нент ¦ ¦
¦ОПД.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, уста-¦150 ¦
¦ ¦навливаемые вузом ¦ ¦
¦ДС ¦Дисциплины специализаций ¦480 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ФТД.00 ¦Факультативные дисциплины ¦450 ¦
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦П.00 ¦Практики ¦34 недели¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦П.01 ¦Учебные геологические практики: ¦10 недель¦
¦ ¦Практическое закрепление теоретических зна- ¦ ¦
¦ ¦ний по общей и структурной геологии; при- ¦ ¦
¦ ¦обретение навыков полевых наблюдений, выде- ¦ ¦
¦ ¦ления и описания горных пород, геологических¦ ¦
¦ ¦структур, процессов, ископаемой фауны и фло-¦ ¦
¦ ¦ры; ознакомление с практическими методами ¦ ¦
¦ ¦геологического картирования, интерпретации и¦ ¦
¦ ¦документации данных, пространственной при- ¦ ¦
¦ ¦вязки полевых наблюдений ¦ ¦
¦П.02 ¦Специализированная нефтегеологическая прак- ¦4 недели ¦
¦ ¦тика: ¦ ¦
¦ ¦Ознакомление с практическими навыками веде- ¦ ¦
¦ ¦ния основных видов полевых нефтегеологичес- ¦ ¦
¦ ¦ких работ, включая специализированные виды ¦ ¦
¦ ¦съемок (геохимические, гидрогеологические и ¦ ¦
¦ ¦др.); обучение владению современными прибо- ¦ ¦
¦ ¦рами, установками и аппаратурой, применяющи-¦ ¦
¦ ¦мися в полевых и камеральных условиях; прак-¦ ¦
¦ ¦тическое овладение методикой обработки и ин-¦ ¦
¦ ¦терпретации нефтегеологических данных ¦ ¦
¦П.03 ¦Производственные практики: ¦20 недель¦
¦ ¦Закрепление теоретических и практических на-¦ ¦
¦ ¦выков и знаний при решении конкретных нефте-¦ ¦
¦ ¦геологических задач в научных и производст- ¦ ¦
¦ ¦венных организациях. Сбор материалов для на-¦ ¦
¦ ¦писания курсовых и выпускных работ ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+ ¦
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦7020 ¦
¦ ¦ ¦(130 ¦
¦ ¦ ¦нед.) ¦
¦ ¦Экзаменационные сессии (при заполнении учеб-¦1674 ¦
¦ ¦ного плана время на каждый экзамен в коли- ¦(31 неде-¦
¦ ¦честве 30 часов добавляется к трудоемкости ¦ля) ¦
¦ ¦соответствующей дисциплины) ¦ ¦
¦ ¦Практики ¦1836 ¦
¦ ¦Итого ¦10530 ¦
L---------+--------------------------------------------+----------
--------------------------------
<*> Из числа дисциплин, помеченных звездочкой, вуз формирует
регионально-вузовский компонент блока ГСЭ, состоящий не менее чем
из трех дисциплин.
<**> Малая трудоемкость дисциплины связана с увеличением часов
на учебную практику.
5. Сроки освоения основной образовательной
программы выпускника по специальности 011500
Геология и геохимия горючих ископаемых
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки геолога-нефтяника при очной форме обучения составляет
260 недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные работы 130 недель
экзаменационные сессии 31 неделя
практики не менее 34 недель
в том числе учебные 14 недель
производственные 20 недель
итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы не менее 21 недели
каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) не менее 44 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки геологов-
нефтяников по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а
также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются
вузом до одного года относительно нормативного срока,
установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного
стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27
часов в неделю, но в связи с сокращением срока теоретического
обучения за счет большой продолжительности геологических практик
по решению вуза аудиторная нагрузка может быть увеличена до 32
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке
и условиям реализации основной образовательной
программы подготовки выпускника по специальности
011500 Геология и геохимия горючих ископаемых
6.1. Требования к разработке основной
образовательной программы подготовки геологов-нефтяников
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки
геологов-нефтяников на основе настоящего государственного
образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка
(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или
зачтено, незачтено).
Специализации являются частями специальности, в рамках которой
они создаются, и предполагают получение более углубленных
профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях
деятельности по профилю данной специальности.
В основных образовательных программах, имеющих в своем
наименовании слова "по отраслям" или "по видам", специфика
подготовки для конкретной отрасли или вида учитывается прежде
всего за счет дисциплин специализации.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин, в пределах 10%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных
дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем государственном
образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом
дисциплин должны входить дисциплины "Иностранный язык" в объеме не
менее 340 часов и "Физическая культура" в объеме не менее 408
часов, "Отечественная история" и "Философия". Объем часов по
каждой из последних дисциплин предусматривается не менее 136
часов. Если вуз выбирает более пяти дисциплин, объем часов по
отдельным из них может быть сокращен. Если дисциплина является
частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные
на ее изучение часы могут перераспределяться на изучение других
дисциплин в рамка цикла ГСЭ. Занятия по дисциплине "Физическая
культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и
экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-
экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в
соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;
- согласовывать с соответствующим УМО наименование
специализаций по специальностям высшего профессионального
образования. Устанавливать наименование дисциплин специализаций,
их объем и содержание сверх установленного настоящим
государственным образовательным стандартом, а также форму контроля
за их освоением студентами;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки
геологов-нефтяников в сокращенные сроки для студентов высшего
учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование
соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и
навыков студентов, полученных на предыдущем этапе
профессионального образования. При этом продолжительность обучения
должна составлять не менее трех лет при очной форме обучения.
Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень
образования или способности которых являются для этого достаточным
основанием.
6.1.3. Вуз обязан обеспечить студентам возможность освоения на
факультативной основе программ дополнительной квалификации
"преподаватель".
6.2. Требования к кадровому обеспечению
учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими
кадрами, имеющими, как правило, базовое образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически
занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.
Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь
ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей
профессиональной сфере. При этом доля преподавателей специальных
дисциплин, имеющих ученую степень и звание, должна составлять не
менее 50%.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению
учебного процесса
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса должно
включать лабораторную базу, предусматриваемую типовыми программами
дисциплин циклов ЕН и ОПД, включенных в федеральный компонент
настоящего стандарта. Реализация основной образовательной
программы подготовки дипломированного специалиста должна
обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и
базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню
дисциплин основной образовательной программы направления 511000
Геология и специальности 011500 Геология и геохимия горючих
ископаемых, наличием методических пособий и рекомендаций по всем
дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовым и
дипломной работам, практикам, а также наглядными пособиями,
мультимедийными, аудио-, видеоматериалами. К моменту аттестации
специальности уровень обеспеченности учебно-методической
литературой должен составлять не менее 0,5 экземпляра на 1
студента дневного отделения.
Перечень обязательной литературы в библиотечных фондах
устанавливается на основе списков основной литературы в типовых
программах дисциплин, включенных в основную образовательную
программу специальности 011500 Геология и геохимия горючих
ископаемых, утвержденных отделением геологии УМО университетов.
Вуз должен располагать основными реферативными и научными
журналами и научной литературой в области геологии горючих
ископаемых, геологии нефти и газа, нефтяной и органической
геохимии, в том числе и зарубежной, а также информационной базой и
сетевыми источниками информации в указанных областях.
6.4. Требования к материально-техническому
обеспечению учебного процесса
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки специалиста геолога-нефтяника, должно
располагать материально-технической базой (аудиторным фондом,
учебными лабораториями - физическими, химическими, профильными
геологическими, вычислительной техникой, программными средствами),
соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и
обеспечивающей:
- проведение всех видов теоретической, лабораторной и
практической подготовки, предусмотренных примерным учебным планом;
- проведение научно-исследовательской работы студентов.
6.5. Требования к организации практик
6.5.1. При подготовки специалистов экологов-геологов
организуются следующие виды практик: учебные, специализированные и
производственные.
6.5.2. Учебные геологические практики должны проводиться на
хорошо изученных геологических полигонах (вузовских и межвузовских
базах геологических практик); полигоны учебных практик должны
иметь специальное оснащение и лабораторное оборудование,
позволяющие выполнять полевые геологические наблюдения и их
обработку; на полигонах должны быть предусмотрены камеральные
помещения для занятий студентов, созданы условия для
жизнедеятельности преподавателей и студентов.
6.5.3. Специализированные и производственные практики могут
проводиться на геологических базах (полигонах), в производственных
и научных геологических организациях, в учебно-научных центрах и
филиалах факультетов и кафедр, обеспечивающих научную и
практическую подготовку студентов-практикантов в соответствии с
выбранной ими специализацией и позволяющих им получить
практические навыки в профессиональной сфере, а также материалы
для написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
6.5.4. Содержание и последовательность выполнения
производственных практик устанавливаются в зависимости от
выбранной специализации студента.
7. Требования к уровню подготовки
выпускника по специальности 011500 Геология
и геохимия горючих ископаемых
7.1. Требования к профессиональной
подготовленности специалиста
Геолог-нефтяник должен уметь решать задачи, соответствующие его
квалификации, указанной в п. 1.2 настоящего государственного
образовательного стандарта, которая с учетом результатов итоговой
государственной аттестации обеспечивает выполнение должностных
обязанностей в соответствии с квалификационной характеристикой,
изложенной в п. 1.3.
Специалист должен иметь современные научные представления об
образовании горючих полезных ископаемых, их связи с эволюцией
биосферы, понимать основные закономерности процессов, протекающих
в осадочных бассейнах и литосфере в целом, осознавать взаимосвязь
процессов формирования месторождений горючих полезных ископаемых с
другими геологическими процессами, владеть физическими и
химическими основами современных методов исследования вещества
геологических объектов, методами современной обработки получаемой
информации на ЭВМ при решении различных нефтегеологических задач.
Специалист геолог-нефтяник должен знать:
- основы общей геологии; историческую геологию с основами
палеонтологии; структурную геологию и геокартирование;
региональную геологию; геотектонику; минералогию с основами
кристаллографии; петрографию; литологию; геологию месторождений
полезных ископаемых; основы геологии и геохимии нефти и газа;
историю геологических наук;
иметь представление:
- об основах геохимии; гидрогеологии; инженерной геологии,
геокриологии и экологической геологии, методах геофизических
исследований, геодезии с основами аэрофотосъемки;
- о последствиях своей профессиональной деятельности для
природы и общества;
иметь опыт:
- практического использования геологических, геофизических и
геохимических методов при решении нефтегазовых задач,
использования полевого геологического оборудования.
В части специальной и практической подготовки специалист геолог-
нефтяник должен:
знать:
- теоретические основы специальных курсов;
- методы выбора и обоснования рационального комплекса геолого-
геофизических и геохимических методов при решении различных
нефтегеологических задач;
- методы геологических исследований, правила и условия
выполнения геологических работ;
- принципы работы и технические характеристики геологической
аппаратуры и оборудования;
- требования, предъявляемые к геологическим полевым материалам
и документации, действующие стандарты по ее оформлению;
- принципы и современные методы анализа и математической
обработки получаемой геологической информации;
- современные средства вычислительной техники, коммуникаций и
связи;
- директивные и распорядительные документы, методические
нормативные материалы по вопросам выполняемой работы;
- методы определения экономической эффективности геологических
исследований и разработок;
- современные достижения науки и техники, передовой
отечественный и зарубежный опыт в области нефтегеологических задач
и применения геологических методов;
- основы экономики, организации труда и управления, трудового
законодательства; правила и нормы охраны труда.
Конкретные требования к специальной подготовке специалиста
геолога устанавливаются высшим учебным заведением с учетом
особенностей региона и специфики образовательной программы.
7.2. Требования к итоговой государственной
аттестации специалиста
7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации
Итоговая государственная аттестация специалиста включает защиту
выпускной квалификационной работы (ВКР) - дипломная работа и
государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности специалиста геолога-
нефтяника к выполнению профессиональных задач, установленных
настоящим государственным образовательным стандартом, и
продолжению образования по специальности 011500 Геология и
геохимия горючих ископаемых в аспирантуре в соответствии с п. 1.4
вышеупомянутого стандарта.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе
специалиста
Выпускная квалификационная работа специалиста геолога-нефтяника
должна быть представлена в форме рукописи.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста
геолога-нефтяника является учебно-квалификационной; ее тематика и
содержание должны соответствовать уровню знаний, полученных
выпускником в объеме дисциплин специальности. Работа должна
содержать реферативную часть, отражающую общую профессиональную
эрудицию автора, и самостоятельную исследовательскую часть,
выполненную индивидуально или в составе творческого коллектива.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа основана, как
правило, на материалах, полученных студентом в период прохождения
производственной практики. Допускается использование материалов
научно-исследовательских или научно-производственных работ
кафедры, факультета, научных или производственных организаций, в
выполнении которых он участвовал.
Выпускная квалификационная работа должна быть законченным
исследованием, имеющим теоретическое или прикладное значение и
свидетельствующим об уровне профессиональной подготовки автора.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной
квалификационной работы определяются высшим учебным заведением на
основании Положения об итоговой государственной аттестации
выпускников высших учебных заведений, утвержденного
Минобразованием России, государственного образовательного
стандарта по специальности и методических рекомендаций Отделения
геологии УМО университетов.
Время, отводимое на подготовку квалификационной работы,
составляет не менее шестнадцати недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
специальности определяются вузом на основании методических
рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных
Отделением геологии УМО университетов, Положения об итоговой
государственной аттестации выпускников высших учебных заведений,
утвержденного Минобразованием России, и государственного
образовательного стандарта специальности 011500 Геология и
геохимия горючих ископаемых.
В качестве государственного по выбору вуза (факультета) может
быть установлен экзамен по одной из основных дисциплин
специальности, позволяющий выявить теоретическую подготовку к
решению профессиональных задач, или комплексный экзамен по
программе специальности 011500 Геология и геохимия горючих
ископаемых, разработанной УМО.
Составители:
Учебно-методическое объединение университетов, Отделение
геологии.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Отделения
геологии УМО университетов 23 ноября 1999 г., протокол N 6/99.
|