Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Согласовано
Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
Т.И.СТУКОЛОВА
9 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
133 мед/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
040400 "СТОМАТОЛОГИЯ"
КВАЛИФИКАЦИЯ - ВРАЧ-СТОМАТОЛОГ
1. Общая характеристика специальности
040400 Стоматология
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства
образования Российской Федерации (Приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94
N 180).
1.2. Квалификация выпускника - врач.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки по специальности 040400 Стоматология при очной форме
обучения - пять лет, при очно-заочной (вечерней) форме обучения -
пять с половиной лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Объектом профессиональной деятельности выпускников является
пациент.
Врач-стоматолог - выпускник по специальности 040400
Стоматология имеет право проводить лечебно-профилактическую
деятельность только под контролем сертифицированных специалистов.
Он имеет право занимать врачебные должности, не связанные с
самостоятельным ведением больных. Выпускник может заниматься
научно-исследовательской деятельностью по теоретическим и
фундаментальным направлениям медицины.
Выпускник по специальности 040400 Стоматология подготовлен к
выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- профилактической;
- диагностической;
- лечебной;
- воспитательно-образовательной;
- организационно-управленческой;
- научно-исследовательской.
Врач - выпускник по специальности 040400 Стоматология
подготовлен к решению следующих задач:
- проведение профилактики заболеваний населения (здоровых,
больных, членов их семьи и коллективов);
- диагностика заболеваний, прежде всего ранних и типичных
проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их
вариантов течения заболевания на основе владения пропедевтическими
и лабораторно-инструментальными методами исследования;
- диагностика и оказание первой помощи при неотложных
состояниях;
- лечение с использованием терапевтических и хирургических
методов в стоматологии;
- прием родов;
- экспертиза трудоспособности больных;
- судебно-медицинская экспертиза;
- гигиеническое воспитание больных и членов их семей;
- организация труда в медицинских учреждениях и ведение
медицинской документации;
- медицинская помощь населению в экстремальных условиях
эпидемий, в очагах массового поражения;
- самостоятельная работа с информацией (учебной, научной,
нормативной справочной литературой и другими источниками).
Врач-стоматолог должен уметь:
- осуществлять индивидуальную и популяционную профилактику
болезней, диспансеризацию здоровых и больных;
- диагностировать и лечить больных при оказании плановой и
неотложной медицинской помощи с заболеваниями и патологическими
состояниями, изучение которых предусмотрено учебной программой и
планами обучения в медицинском вузе;
- вести медицинскую документацию;
- проводить судебно-медицинскую экспертизу;
- оказывать медицинскую помощь в очагах массового поражения
населения;
- организовать работу подчиненного ему медицинского персонала
в отделениях учреждений здравоохранения с учетом требований
техники безопасности и в соответствии с нормативными документами
службы здравоохранения;
- эффективно вести работу по медицинскому просвещению здоровых
и больных.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника,
освоившего основную образовательную программу высшего
профессионального образования по специальности 040400
Стоматология.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в
интернатуре, аспирантуре (на теоретических кафедрах) по программам
послевузовского профессионального образования.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном
образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
среднего (полного) общего образования или высшего
профессионального образования.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по специальности
040400 Стоматология
3.1. Основная образовательная программа подготовки
врача-стоматолога разрабатывается на основании настоящего
государственного образовательного стандарта и включает в себя
учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и
производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки врача, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки
врача-стоматолога состоит из дисциплин федерального компонента,
дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента,
дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны
содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном
компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки
врача-стоматолога должна предусматривать изучение студентом
следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - математические, естественнонаучные и
медико-биологические дисциплины;
цикл ОПД - профессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специальности;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки врача должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки врача по специальности
040400 Стоматология
----------T--------------------------------------------T---------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
¦ ¦ ¦(общая ¦
¦ ¦ ¦трудо- ¦
¦ ¦ ¦емкость) ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ ¦Гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент: ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы, изуче- ¦ ¦
¦ ¦чение нового лексико-грамматического матери-¦ ¦
¦ ¦ала, необходимого для чтения и перевода ори-¦ ¦
¦ ¦гинальной иноязычной литературы по специаль-¦ ¦
¦ ¦ности. ¦ ¦
¦ ¦Различные виды речевой деятельности, чтение ¦ ¦
¦ ¦и др., позволяющие использовать иностранный ¦ ¦
¦ ¦язык как средство профессионального общения ¦ ¦
¦ ¦(письменного и устного). ¦ ¦
¦ ¦Навыки обработки текстов по специальности ¦ ¦
¦ ¦для использования полученной информации в ¦ ¦
¦ ¦профессиональных целях: перевод, аннотирова-¦ ¦
¦ ¦ние, реферирование (на родном и иностранном ¦ ¦
¦ ¦языках). ¦ ¦
¦ ¦Навыки устного общения (аудирование, диало- ¦ ¦
¦ ¦гическая и монологическая речь), позволяющие¦ ¦
¦ ¦участвовать в профессиональном общении с ¦ ¦
¦ ¦иностранными коллегами в объеме тем, указан-¦ ¦
¦ ¦ных в программе по дисциплине "Иностранный ¦ ¦
¦ ¦язык" для студентов медицинских и фармацев- ¦ ¦
¦ ¦тических вузов ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ГСЭ.Ф.03 ¦История ¦ ¦
¦ ¦История России как неотъемлемая часть исто- ¦ ¦
¦ ¦рии человечества. Основные закономерности и ¦ ¦
¦ ¦особенности мировой истории сквозь призму ¦ ¦
¦ ¦национальной российской истории. Воздействие¦ ¦
¦ ¦русской истории на мировой процесс. Пред- ¦ ¦
¦ ¦ставления об истории человечества и ее ос- ¦ ¦
¦ ¦новных этапах как важный фактор формирования¦ ¦
¦ ¦ценностных ориентаций и определения граждан-¦ ¦
¦ ¦ской позиции современного человека. Проблемы¦ ¦
¦ ¦методологии истории; соотношение политичес- ¦ ¦
¦ ¦ких, экономических, духовных факторов в ис- ¦ ¦
¦ ¦тории; роль религии и религиозных представ- ¦ ¦
¦ ¦лений. Критерии познания истории; типы и ¦ ¦
¦ ¦формы цивилизаций. Новые подходы к проблеме ¦ ¦
¦ ¦"человек в истории"; история повседневной ¦ ¦
¦ ¦жизни, образ жизни и нравы; политические ли-¦ ¦
¦ ¦деры, полководцы и реформаторы в истории. ¦ ¦
¦ ¦Социальная история, взаимодействие революций¦ ¦
¦ ¦и реформ. Место и роль России, российской ¦ ¦
¦ ¦цивилизации и культуры в истории человечест-¦ ¦
¦ ¦ва. Характерные черты европейской и восточ- ¦ ¦
¦ ¦ной цивилизаций. Основные этапы мировой ис- ¦ ¦
¦ ¦тории. Древний мир: роль античного наследия ¦ ¦
¦ ¦для европейской культуры; вклад восточных ¦ ¦
¦ ¦цивилизаций (Китая, Индии, арабского Востока¦ ¦
¦ ¦и др.); Россия и кочевнический мир. Средние ¦ ¦
¦ ¦века: формирование национальных государств; ¦ ¦
¦ ¦авторитарная власть и появление сословного ¦ ¦
¦ ¦представительства; гуманизм и реформация; ¦ ¦
¦ ¦роль христианства в европейской цивилизации;¦ ¦
¦ ¦формирование православия в России. Новая ис-¦ ¦
¦ ¦тория: история географических открытий, рас-¦ ¦
¦ ¦ширивших границы мира; промышленная револю- ¦ ¦
¦ ¦ция и ее последствия; XVIII век - век про- ¦ ¦
¦ ¦свещения и гуманизма; Россия открывает окно ¦ ¦
¦ ¦в Европу; российские реформы и реформаторы в¦ ¦
¦ ¦XIX веке; вклад русской культуры в мировую ¦ ¦
¦ ¦культуру. Новейшая история (XX век): роль XX¦ ¦
¦ ¦столетия в мировой истории; глобализация об-¦ ¦
¦ ¦щественных процессов; проблема экономическо-¦ ¦
¦ ¦го роста и модернизация; социальная транс- ¦ ¦
¦ ¦формация общества; столкновение интернацио- ¦ ¦
¦ ¦нализма и национализма, интеграции и сепара-¦ ¦
¦ ¦тизма, демократии и авторитаризма. Мировые и¦ ¦
¦ ¦локальные войны; роль Советского Союза в по-¦ ¦
¦ ¦беде над фашизмом; история холодной войны. ¦ ¦
¦ ¦Научно-техническая революция и ее влияние на¦ ¦
¦ ¦ход общественного развития; интеграция науки¦ ¦
¦ ¦и образования. Российский фактор в полити- ¦ ¦
¦ ¦ческой, социальной и духовной истории XX ¦ ¦
¦ ¦столетия. Геополитические изменения в мире ¦ ¦
¦ ¦на рубеже 1980 - 90-х годов ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культуроло- ¦ ¦
¦ ¦гического знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история куль- ¦ ¦
¦ ¦туры. Теоретическая и прикладная культуроло-¦ ¦
¦ ¦гия. Методы культурологических исследований.¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации,¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социаль- ¦ ¦
¦ ¦ные институты культуры, культурная самоиден-¦ ¦
¦ ¦тичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и националь- ¦ ¦
¦ ¦ная, элитарная и массовая культуры. Восточ- ¦ ¦
¦ ¦ные и западные типы культур. Специфические и¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. Тен-¦ ¦
¦ ¦денции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. Культура и природа. ¦ ¦
¦ ¦Культура и общество. Культура и глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности. Культура и личность.¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функ- ¦ ¦
¦ ¦ции политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ди- ¦ ¦
¦ ¦намика. Современные политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления граж- ¦ ¦
¦ ¦данского общества в России. Институциональ- ¦ ¦
¦ ¦ные аспекты политики. Политическая власть. ¦ ¦
¦ ¦Политическая система. Политические режимы, ¦ ¦
¦ ¦политические партии, электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческие конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический ме- ¦ ¦
¦ ¦неджмент. Политическая модернизация. Полити-¦ ¦
¦ ¦ческие организации и движения. Политические ¦ ¦
¦ ¦элиты. Политическое лидерство. Социокультур-¦ ¦
¦ ¦ные аспекты политики. Мировая политика и ¦ ¦
¦ ¦международные отношения. Особенности мирово-¦ ¦
¦ ¦го политического процесса. Национально-госу-¦ ¦
¦ ¦дарственные интересы России в новой геополи-¦ ¦
¦ ¦тической ситуации. Методология познания по- ¦ ¦
¦ ¦литической реальности. Парадигмы политичес- ¦ ¦
¦ ¦кого знания. Экспертное политическое знание;¦ ¦
¦ ¦политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦54 ¦
¦ ¦Медицинское право, биоэтика и деонтология - ¦ ¦
¦ ¦важные нормативные системы в сфере охраны ¦ ¦
¦ ¦здоровья граждан. Государство и право. Их ¦ ¦
¦ ¦роль в жизни общества. Норма права и норма- ¦ ¦
¦ ¦тивно-правовые акты. Правосознание и право- ¦ ¦
¦ ¦вая культура врача. Основные правовые сис- ¦ ¦
¦ ¦темы современности. Международное право как ¦ ¦
¦ ¦особая система права. Источники российского ¦ ¦
¦ ¦права. Закон и подзаконные акты. Система ¦ ¦
¦ ¦российского права. Отрасли права как гаранты¦ ¦
¦ ¦обеспечения прав граждан в сфере охраны здо-¦ ¦
¦ ¦ровья. Правонарушение и юридическая ответст-¦ ¦
¦ ¦венность. Значение законности и правопорядка¦ ¦
¦ ¦в современном обществе. Правовое государст- ¦ ¦
¦ ¦во. Конституция Российской Федерации - ос- ¦ ¦
¦ ¦новной закон государства. Конституционные ¦ ¦
¦ ¦права граждан на охрану здоровья и медицин- ¦ ¦
¦ ¦скую помощь. Особенности федеративного уст- ¦ ¦
¦ ¦ройства России. Система органов государст- ¦ ¦
¦ ¦венной власти в Российской Федерации. Право-¦ ¦
¦ ¦вые основания управления здравоохранением. ¦ ¦
¦ ¦Медицинское право. Основы законодательства ¦ ¦
¦ ¦РФ об охране здоровья граждан. Права пациен-¦ ¦
¦ ¦тов и медицинских работников. Понятие граж- ¦ ¦
¦ ¦данского правоотношения. Физические и юриди-¦ ¦
¦ ¦ческие лица. Право собственности. Обяза- ¦ ¦
¦ ¦тельства в гражданском праве и ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность за их нарушение. Возмещение вреда, ¦ ¦
¦ ¦причиненного ненадлежащим оказанием медицин-¦ ¦
¦ ¦ской помощи. Наследственное право. Брачно- ¦ ¦
¦ ¦семейные отношения. Взаимные права и обязан-¦ ¦
¦ ¦ности супругов, родителей и детей. Ответст- ¦ ¦
¦ ¦венность по семейному праву. Тайна усыновле-¦ ¦
¦ ¦ния ребенка. Концепция планирования семьи. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дис- ¦ ¦
¦ ¦циплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Особенности регулирования труда медицинских ¦ ¦
¦ ¦работников. Административные правонарушения ¦ ¦
¦ ¦и административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Профессиональные и ¦ ¦
¦ ¦должностные правонарушения медицинского пер-¦ ¦
¦ ¦сонала и их профилактика. Экологическое пра-¦ ¦
¦ ¦во. Особенности правового регулирования бу- ¦ ¦
¦ ¦дущей профессиональной деятельности. Право- ¦ ¦
¦ ¦вые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Врачебная тайна. Законодательные и норматив-¦ ¦
¦ ¦но-правовые акты в области защиты информации¦ ¦
¦ ¦и государственной тайны. Актуальные проблемы¦ ¦
¦ ¦медицины и права ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология ¦150 ¦
¦ ¦Предмет, объект и методы психологии. Роль ¦ ¦
¦ ¦психологических знаний в работе врача. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные научные школы современной психологии.¦ ¦
¦ ¦Индивид, личность, индивидуальность. Влияние¦ ¦
¦ ¦личности пациента на возникновение, течение ¦ ¦
¦ ¦болезни и возможности влияния болезни на его¦ ¦
¦ ¦психику. Личность врача как фактор доверия к¦ ¦
¦ ¦нему пациента. Структура психики. Соотноше- ¦ ¦
¦ ¦ние сознания и бессознательного. Уровни по- ¦ ¦
¦ ¦ведения. Современные представления о науче- ¦ ¦
¦ ¦нии. Поведенческий подход к пониманию ано- ¦ ¦
¦ ¦мального поведения. Модификация поведения с ¦ ¦
¦ ¦позиций научения. Научение и личность. Пси- ¦ ¦
¦ ¦хологическая характеристика деятельности как¦ ¦
¦ ¦сугубо человеческого поведения. Осознанные и¦ ¦
¦ ¦автоматизированные компоненты деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Воля как сознательная организация и саморе- ¦ ¦
¦ ¦гуляция личностью своей деятельности. Поня- ¦ ¦
¦ ¦тие о фрустрации. Механизмы интрапсихической¦ ¦
¦ ¦защиты. Развитие личности в деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Эффективность деятельности и здоровье. Врач ¦ ¦
¦ ¦и пациент как партнеры в управлении деятель-¦ ¦
¦ ¦ностью, направленной на здоровье пациента. ¦ ¦
¦ ¦Мотивация поведения. Осознанные и неосознан-¦ ¦
¦ ¦ные мотивы. Мотивы и смысл. Мотивация и здо-¦ ¦
¦ ¦ровье. Мотивация и болезнь. Психологический ¦ ¦
¦ ¦смысл болезни. Восприятие мира. Свойства ¦ ¦
¦ ¦восприятия как субъективного образа мира. ¦ ¦
¦ ¦Подпороговое восприятие. Восприятие в лечеб-¦ ¦
¦ ¦но-диагностическом процессе. Внутренняя кар-¦ ¦
¦ ¦тина здоровья. Внутренняя картина болезни. ¦ ¦
¦ ¦Лечебное воздействие. Познавательные процес-¦ ¦
¦ ¦сы. Эмоциональные процессы. Эмоциональное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение поведения. Факторы, вызывающие ¦ ¦
¦ ¦эмоции. Психология горя. Профилактика страха¦ ¦
¦ ¦и тревожности. Психология общения. Особен- ¦ ¦
¦ ¦ности профессионального общения медика. ¦ ¦
¦ ¦Трансфер и контрансфер. Каналы коммуникации.¦ ¦
¦ ¦Психология групп. Структура группы и ее ¦ ¦
¦ ¦измерение. Групповая динамика. Врач как член¦ ¦
¦ ¦профессиональной группы. Терапевтические ¦ ¦
¦ ¦группы. Семья как малая группа. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика. ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет, задачи, функции, методы ¦ ¦
¦ ¦педагогики. Основные категории педагогики: ¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагоги-¦ ¦
¦ ¦ческая деятельность, педагогическое взаимо- ¦ ¦
¦ ¦действие, педагогическая технология, педаго-¦ ¦
¦ ¦гическая задача. Медицинская педагогика. ¦ ¦
¦ ¦Педагогические аспекты профессиональной дея-¦ ¦
¦ ¦тельности врача. Обучение больных, медицин- ¦ ¦
¦ ¦ского персонала. Обучающие программы в рабо-¦ ¦
¦ ¦те с семьей пациента ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского языка. Лексика, ¦ ¦
¦ ¦грамматика, синтаксис, функционально-стилис-¦ ¦
¦ ¦тический состав книжной речи. Условия функ- ¦ ¦
¦ ¦ционирования разговорной речи и роль внеязы-¦ ¦
¦ ¦ковых факторов. Лингвистические и экстра- ¦ ¦
¦ ¦лингвистические факторы публичной речи. Сфе-¦ ¦
¦ ¦ра функционирования, видовое разнообразие, ¦ ¦
¦ ¦языковые черты официально-делового стиля. ¦ ¦
¦ ¦Взаимопроникновение стилей. Специфика эле- ¦ ¦
¦ ¦ментов всех языковых уровней в научной речи.¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация, отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особеннос-¦ ¦
¦ ¦ти устной публичной речи. Оратор и его ауди-¦ ¦
¦ ¦тория. Основные виды аргументов. Подготовка ¦ ¦
¦ ¦речи: выбор темы, цель речи, поиск материа- ¦ ¦
¦ ¦ла, начало, развертывание и завершение речи.¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное оформ-¦ ¦
¦ ¦ление публичного выступления. Понятность, ¦ ¦
¦ ¦информативность и выразительность публичной ¦ ¦
¦ ¦речи. Языковые формулы официальных докумен- ¦ ¦
¦ ¦тов. Приемы унификации языка служебных доку-¦ ¦
¦ ¦ментов. Интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль распорядительных документов. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль коммерческой корреспонденции. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевая этика в документе. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные единицы общения (речевое событие, ре-¦ ¦
¦ ¦чевая ситуация, речевое взаимодействие). ¦ ¦
¦ ¦Нормативные, коммуникативные, этические ас- ¦ ¦
¦ ¦пекты устной и письменной речи. Культура ре-¦ ¦
¦ ¦чи и совершенствование грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения (литературное произношение, смыс- ¦ ¦
¦ ¦ловое ударение, функции порядка слов, слово-¦ ¦
¦ ¦употребление). Невербальные средства комму- ¦ ¦
¦ ¦никации. Речевые нормы учебной и научной ¦ ¦
¦ ¦сферы деятельности ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпо- ¦ ¦
¦ ¦сылки социологии как науки. Социологический ¦ ¦
¦ ¦проект О. Конта. Классические социологичес- ¦ ¦
¦ ¦кие теории. Современные социологические тео-¦ ¦
¦ ¦рии. Русская социологическая мысль. Общество¦ ¦
¦ ¦и социальные институты, мировая система и ¦ ¦
¦ ¦процессы глобализации. Социальные группы и ¦ ¦
¦ ¦общности. Виды общностей. Общность и лич- ¦ ¦
¦ ¦ность. Малые группы и коллективы. Социальная¦ ¦
¦ ¦организация. Социальные движения. Социальное¦ ¦
¦ ¦неравенство, стратификация и социальная мо- ¦ ¦
¦ ¦бильность. Понятие социального статуса. Со- ¦ ¦
¦ ¦циальное взаимодействие и социальные отноше-¦ ¦
¦ ¦ния. Общественное мнение как институт граж- ¦ ¦
¦ ¦данского общества. Культура как фактор соци-¦ ¦
¦ ¦альных изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. Личность ¦ ¦
¦ ¦как социальный тип. Социальный контроль и ¦ ¦
¦ ¦девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦189 ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре (медицине). Исторические типы и ¦ ¦
¦ ¦направления в философии. Основные этапы ис- ¦ ¦
¦ ¦торического развития философской мысли. ¦ ¦
¦ ¦Философия в развитии русской духовности. ¦ ¦
¦ ¦Структура философского знания. Бытие. Поня- ¦ ¦
¦ ¦тие духа, материи и сознания, пространства, ¦ ¦
¦ ¦времени и движения. Жизнь как специфическая ¦ ¦
¦ ¦форма движения материи. Научные, философские¦ ¦
¦ ¦и религиозные картины мира. Диалектика, ее ¦ ¦
¦ ¦принципы и всеобщие законы. Развитие, его ¦ ¦
¦ ¦модели и законы. Органическая эволюция на ¦ ¦
¦ ¦Земле. Онтологический статус земной жизни. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и при- ¦ ¦
¦ ¦рода. Производство и его роль в жизни чело- ¦ ¦
¦ ¦века. Общество и его структура. Человек в ¦ ¦
¦ ¦системе социальных связей. Человек как тво- ¦ ¦
¦ ¦рец и творение культуры. Любовь и творчество¦ ¦
¦ ¦в жизнедеятельности человека. Человек и ис- ¦ ¦
¦ ¦торический процесс, личность и массы, свобо-¦ ¦
¦ ¦да и необходимость. Смысл жизни и деятель- ¦ ¦
¦ ¦ности человека. Познание. Соотношение мне- ¦ ¦
¦ ¦ния, веры, понимания, интерпретации и зна- ¦ ¦
¦ ¦ния. Рациональное и эмпирическое познание. ¦ ¦
¦ ¦Иррациональное познание: интуиция в медици- ¦ ¦
¦ ¦не. Отражение мира в сознании как познание. ¦ ¦
¦ ¦Творческое "конструирование" знания. Практи-¦ ¦
¦ ¦ка. Наука. Научное и вненаучное знание. Ис- ¦ ¦
¦ ¦тина и ее критерии. Структура научного по- ¦ ¦
¦ ¦знания, его методы и формы. Научные револю- ¦ ¦
¦ ¦ции и смена типов рациональности. Союз фило-¦ ¦
¦ ¦софии и медицины. Философско-методологичес- ¦ ¦
¦ ¦кие основания медицины. Философско-этические¦ ¦
¦ ¦проблемы в медицине (биоэтика) ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦120 ¦
¦ ¦Предмет экономической науки, ее разделы. ¦ ¦
¦ ¦Экономические системы. Экономические инсти- ¦ ¦
¦ ¦туты. Макроэкономика. Спрос. Индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦и рыночный спрос. Предложение. Рыночный ме- ¦ ¦
¦ ¦ханизм. Роль цен в экономике. Рынки взаимо- ¦ ¦
¦ ¦связанных товаров и услуг. Фирма. Бухгалтер-¦ ¦
¦ ¦ские и экономические затраты и прибыль. Про-¦ ¦
¦ ¦изводительность. Конкуренция и структура ¦ ¦
¦ ¦рынка. Антимонопольное регулирование. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Спрос и предложение труда. Человечес-¦ ¦
¦ ¦кий капитал. Доходы. Неравенство и перерас- ¦ ¦
¦ ¦пределение доходов. Функции и виды денег. ¦ ¦
¦ ¦Инфляция и ее причины. ВВП и ВНП. ЧНП. На- ¦ ¦
¦ ¦циональный доход. Личный доход. Совокупные ¦ ¦
¦ ¦спрос и предложение. Макроэкономическое рав-¦ ¦
¦ ¦новесие. Виды и уровень безработицы. Меры ¦ ¦
¦ ¦борьбы с безработицей. Экономический рост. ¦ ¦
¦ ¦Модели роста. Экономические циклы. Фискаль- ¦ ¦
¦ ¦ная политика. Основные статьи доходов и рас-¦ ¦
¦ ¦ходов госбюджета. Банковская система. Между-¦ ¦
¦ ¦народная экономика. Развитие экономической ¦ ¦
¦ ¦науки. Основы прикладной экономики. Предпри-¦ ¦
¦ ¦нимательство. Виды предприятий. Виды ценных ¦ ¦
¦ ¦бумаг. Основы бухгалтерского учета. Оценка ¦ ¦
¦ ¦результатов хозяйственной деятельности. По- ¦ ¦
¦ ¦нятие банкротства. Основы маркетинга. Виды ¦ ¦
¦ ¦рекламы. Налоги. Налоговая система. Финансо-¦ ¦
¦ ¦вые институты. Механизм действия бирж, стра-¦ ¦
¦ ¦ховых и инвестиционных компаний. Основы по- ¦ ¦
¦ ¦требительских знаний. Переходная экономика. ¦ ¦
¦ ¦Характеристика и структура российского хо- ¦ ¦
¦ ¦зяйства ¦ ¦
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский ¦до 15% ¦
¦ ¦компонент) ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
¦ ¦Дисциплины, рекомендованные УМО ¦ ¦
¦ ¦Биоэтика ¦60 ¦
¦ ¦Морально-этические нормы, правила и принципы¦ ¦
¦ ¦профессионального врачебного поведения. Пра-¦ ¦
¦ ¦ва пациента и врача. Этические основания ¦ ¦
¦ ¦современного медицинского законодательства. ¦ ¦
¦ ¦Применение этических принципов при использо-¦ ¦
¦ ¦вании новых биомедицинских технологий ¦ ¦
¦ ¦История медицины (фармации) ¦60 ¦
¦ ¦Влияние среды обитания на здоровье человека,¦ ¦
¦ ¦изыскание эффективных средств лечения и про-¦ ¦
¦ ¦филактики, диагностики, взаимоотношения вра-¦ ¦
¦ ¦ча и пациента, место врача в обществе; пред-¦ ¦
¦ ¦ставление о медицинских системах и медицин- ¦ ¦
¦ ¦ских школах; учение о здоровом образе жизни.¦ ¦
¦ ¦Народная и традиционная медицина. Магическая¦ ¦
¦ ¦и демонологическая медицины. Медицинское об-¦ ¦
¦ ¦разование. Первые медицинские учреждения. ¦ ¦
¦ ¦Влияние мировых религий на медицину. Выдаю- ¦ ¦
¦ ¦щиеся деятели медицины и фармации. Выдающие-¦ ¦
¦ ¦ся медицинские открытия. Влияние гуманисти- ¦ ¦
¦ ¦ческих идей на медицину. Влияние научной ре-¦ ¦
¦ ¦волюции и технической программы на развитие ¦ ¦
¦ ¦медицины. Особенности отечественной истории ¦ ¦
¦ ¦медицины. Проблемы врачебной этики и деонто-¦ ¦
¦ ¦логии в истории отечественной медицины и на ¦ ¦
¦ ¦современном этапе ¦ ¦
¦ ¦Латинский язык и основы терминологии ¦90 ¦
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦231 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом: ¦ ¦
¦ЕН ¦Естественнонаучные, математические и медико-¦2624 ¦
¦ ¦биологические дисциплины ¦ ¦
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент: ¦ ¦
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦60 ¦
¦ ¦Математические методы решения интеллектуаль-¦ ¦
¦ ¦ных задач и их применение в медицине ¦ ¦
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦60 ¦
¦ ¦Теоретические основы информатики. Сбор, хра-¦ ¦
¦ ¦нение, поиск, переработка, преобразование, ¦ ¦
¦ ¦распространение информации в медицинских и ¦ ¦
¦ ¦биологических системах. Использование ЭВМ в ¦ ¦
¦ ¦здравоохранении ¦ ¦
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦100 ¦
¦ ¦Основные законы физики. Физические явления и¦ ¦
¦ ¦процессы. Физические основы функционирования¦ ¦
¦ ¦медицинской аппаратуры. Устройство и назна- ¦ ¦
¦ ¦чение медицинской аппаратуры ¦ ¦
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия: общая и биоорганическая ¦210 ¦
¦ ¦Химическая природа веществ. Химические явле-¦ ¦
¦ ¦ния и процессы. Основные законы и понятия. ¦ ¦
¦ ¦Химия и медицина ¦ ¦
¦ЕН.Ф.05 ¦Биология ¦180 ¦
¦ ¦Общие закономерности происхождения и разви- ¦ ¦
¦ ¦тия жизни. Антропогенез и онтогенез челове- ¦ ¦
¦ ¦ка. Законы генетики. Биосфера и экология. ¦ ¦
¦ ¦Феномен паразитизма ¦ ¦
¦ ¦Медико-биологические дисциплины ¦1904 ¦
¦ЕН.Ф.06 ¦Биологическая химия ¦204 ¦
¦ ¦Химическая природа веществ и химические ¦ ¦
¦ ¦явления и процессы в организме. Клиническая ¦ ¦
¦ ¦биохимия ¦ ¦
¦ ¦Биохимия полости рта ¦57 ¦
¦ЕН.Ф.07 ¦Анатомия человека ¦270 ¦
¦ ¦Строение человеческого тела во взаимосвязи ¦ ¦
¦ ¦с функцией и топографией систем и органов. ¦ ¦
¦ ¦Развитие и индивидуальные особенности ¦ ¦
¦ ¦Анатомия головы и шеи ¦114 ¦
¦ЕН.Ф.08 ¦Гистология, эмбриология, цитология ¦119 ¦
¦ ¦Основные закономерности развития и ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности организма на основе ¦ ¦
¦ ¦структурной организации клеток, тканей ¦ ¦
¦ ¦и органов. Гистофункциональные особенности ¦ ¦
¦ ¦тканевых элементов. Методы их исследования ¦ ¦
¦ ¦Гистология органов полости рта ¦86 ¦
¦ЕН.Ф.09 ¦Нормальная физиология ¦236 ¦
¦ ¦Функциональные системы организма человека, ¦ ¦
¦ ¦их регуляция и саморегуляция при воздействии¦ ¦
¦ ¦внешней среды. Закономерности функционирова-¦ ¦
¦ ¦ния отдельных органов и систем ¦ ¦
¦ ¦Физиология челюстно-лицевой области ¦30 ¦
¦ЕН.Ф.10 ¦Микробиология, вирусология ¦146 ¦
¦ ¦Классификация, морфология и физиология ¦ ¦
¦ ¦микроорганизмов и их идентификация. Роль и ¦ ¦
¦ ¦свойства микроорганизмов. Распространение и ¦ ¦
¦ ¦влияние на здоровье человека. Методы ¦ ¦
¦ ¦микробиологической диагностики. Применение ¦ ¦
¦ ¦основных антибактериальных, противовирусных ¦ ¦
¦ ¦и биологических препаратов ¦ ¦
¦ ¦Микробиология полости рта ¦57 ¦
¦ ¦Иммунология ¦ ¦
¦ЕН.Ф.11 ¦Фармакология ¦176 ¦
¦ ¦Классификация и основные характеристики ле- ¦ ¦
¦ ¦карственных средств. Фармакодинамика и фар- ¦ ¦
¦ ¦макокинетика. Показания и противопоказания ¦ ¦
¦ ¦к применению лекарственных средств, приме- ¦ ¦
¦ ¦нение и побочные эффекты ¦ ¦
¦ЕН.Ф.12 ¦Патологическая анатомия ¦146 ¦
¦ ¦Структурные основы болезней и патологических¦ ¦
¦ ¦процессов. Морфологические изменения органов¦ ¦
¦ ¦и тканей при патологических процессах ¦ ¦
¦ ¦Патологическая анатомия головы и шеи ¦63 ¦
¦ЕН.Ф.13 ¦Патофизиология ¦146 ¦
¦ ¦Причины, основные механизмы развития ¦ ¦
¦ ¦и исходов типовых патологических процессов. ¦ ¦
¦ ¦Закономерности нарушений функций органов ¦ ¦
¦ ¦и систем ¦ ¦
¦ ¦Патофизиология челюстно-лицевой области ¦54 ¦
¦ЕН.В.00 ¦Национально-региональный (вузовский ¦до 15% ¦
¦ ¦компонент) ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
¦ОП.00 ¦Профессиональные дисциплины ¦ ¦
¦ОП.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦6210 ¦
¦ОП.Ф.00 ¦Медико-профилактические дисциплины ¦473 ¦
¦ОП.Ф.01 ¦Гигиена с основами экологии человека. ВГ ¦120 ¦
¦ ¦Профилактическая медицина. Заболевания, ¦ ¦
¦ ¦связанные с неблагоприятным воздействием ¦ ¦
¦ ¦климатических и социальных факторов. ¦ ¦
¦ ¦Гигиенические аспекты питания. Гигиена ¦ ¦
¦ ¦лечебно-профилактических учреждений. Гигиена¦ ¦
¦ ¦детей и подростков. Гигиенические проблемы ¦ ¦
¦ ¦медико-санитарной помощи работающим в ¦ ¦
¦ ¦промышленности. Организация и проведение ¦ ¦
¦ ¦профилактических мероприятий. Экология и ¦ ¦
¦ ¦рациональное природопользование ¦ ¦
¦ОП.Ф.02 ¦Общественное здоровье и здравоохранение ¦114 ¦
¦ ¦Предмет, место и роль социальной медицины, ¦ ¦
¦ ¦экономики и организации здравоохранения. ¦ ¦
¦ ¦Медицинская статистика. Показатели здоровья ¦ ¦
¦ ¦населения. Организация медицинской помощи ¦ ¦
¦ ¦населению. Важнейшие болезни и их социально-¦ ¦
¦ ¦гигиеническое значение. Социальное страхова-¦ ¦
¦ ¦ние и социальное обеспечение. Планирование, ¦ ¦
¦ ¦финансирование и экономика здравоохранения. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-страховая медицина. Зарубежное и ¦ ¦
¦ ¦международное здравоохранение ¦ ¦
¦ОП.Ф.03 ¦Профилактика стоматологических заболеваний ¦235 ¦
¦ОП.В.00 ¦Национально-региональный (вузовский ¦до 15% ¦
¦ ¦компонент) ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
¦ОП.Ф.00 ¦Клинические дисциплины ¦1979 ¦
¦ ¦Сбор и анализ информации о состоянии здо- ¦ ¦
¦ ¦ровья пациента, владение профессиональным ¦ ¦
¦ ¦алгоритмом решения практических задач диа- ¦ ¦
¦ ¦гностики, лечения больных и профилактики ¦ ¦
¦ ¦стоматологических заболеваний, навыками про-¦ ¦
¦ ¦фессионального врачебного поведения. Ведение¦ ¦
¦ ¦медицинской документации ¦ ¦
¦ОПД.Ф.04 ¦Внутренние болезни. ВПТ ¦240 ¦
¦ ¦Пропедевтика внутренних болезней ¦146 ¦
¦ОПД.Ф.05 ¦Общая физиотерапия ¦31 ¦
¦ОПД.Ф.06 ¦Клиническая фармакология ¦54 ¦
¦ОПД.Ф.07 ¦Топографическая анатомия и оперативная ¦60 ¦
¦ ¦хирургия челюстно-лицевой области ¦ ¦
¦ОПД.Ф.08 ¦Хирургические болезни. ВПХ ¦149 ¦
¦ ¦Общая хирургия ¦117 ¦
¦ОПД.Ф.09 ¦Лучевая диагностика и терапия ¦95 ¦
¦ОПД.Ф.10 ¦Военная и экстремальная медицина ¦386 ¦
¦ОПД.Ф.11 ¦Инфекционные болезни, фтизиатрия, эпидемио- ¦81 ¦
¦ ¦логия. ВЭ ¦ ¦
¦ОПД.Ф.12 ¦Дерматовенерология ¦90 ¦
¦ОПД.Ф.13 ¦Оториноларингология ¦81 ¦
¦ОПД.Ф.14 ¦Офтальмология ¦60 ¦
¦ОПД.Ф.15 ¦Неврология ¦87 ¦
¦ОПД.Ф.16 ¦Психиатрия, наркология ¦60 ¦
¦ОПД.Ф.17 ¦Судебная медицина (судебная стоматология) ¦54 ¦
¦ОПД.Ф.18 ¦Акушерство ¦81 ¦
¦ОПД.Ф.19 ¦Педиатрия ¦106 ¦
¦ОПД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский ¦до 15% ¦
¦ ¦компонент) ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
¦ДС ¦Дисциплины специальности (стоматология) ¦3759 ¦
¦ДС.Ф.01 ¦Пропедевтическая стоматология ¦435 ¦
¦ДС.Ф.02 ¦Терапевтическая стоматология ¦906 ¦
¦ДС.Ф.03 ¦Физиотерапия стоматологических заболеваний ¦54 ¦
¦ДС.Ф.04 ¦Хирургическая стоматология, ВЧЛХ, ЛФК, ¦708 ¦
¦ ¦реабилитология ¦ ¦
¦ДС.Ф.05 ¦Ортопедическая стоматология ¦818 ¦
¦ДС.Ф.06 ¦Стоматология детского возраста ¦615 ¦
¦ДС.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский ¦до 15% ¦
¦ ¦компонент) ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
¦ ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦86 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
¦ ¦Всего часов теоретического обучения: ¦10422 ¦
¦ ¦Практики: ¦360 ¦
¦ ¦Итого: ¦10782 ¦
L---------+--------------------------------------------+----------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
выпускника по специальности 040400 Стоматология
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки врача-стоматолога при очной форме обучения составляет
251 неделю, в том числе:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные,
а также экзаменационные сессии 193 недели
практики:
учебная - по всем стоматологическим дисциплинам
до 75% часов отводится на практические занятия
в амбулаторно-поликлинических учреждениях
производственная не менее
10 недель
итоговая государственная аттестация не менее
3 недель
каникулы
(включая 4 (8) недели последипломного отпуска) не менее
29 (33) недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование,
сроки освоения основной образовательной программы подготовки врача
по очно-заочной (вечерней) форме обучения - 5,5 лет.
5.3. Максимальный объем (общая трудоемкость) учебной нагрузки
студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его
аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме
обучения не должен превышать в среднем за период теоретического
обучения 36 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят
занятия по факультативным дисциплинам.
При формировании основной образовательной программы вуз обязан
выделить на аудиторные занятия со студентами 2/3 объема времени
общей трудоемкости, на лабораторные, практические занятия - не
менее 30% от аудиторного времени.
Самостоятельная работа студентов при изучении всех дисциплин
настоящей образовательной программы должна составлять не менее 1/3
объема времени общей трудоемкости.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 20 часов в неделю.
5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 6 - 9 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки выпускника
по специальности 040400 Стоматология
6.1. Требования к разработке основной образовательной
программы подготовки врача-стоматолога
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки
врача-стоматолога на основе настоящего государственного
образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка
(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или
зачтено, не зачтено).
6.1.2. При реализации основной образовательной программы
высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин, в пределах 15%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых
дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном
стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины:
иностранный язык (в объеме не менее 340 часов), физическая
культура (в объеме не менее 408 часов), философия, отечественная
история. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по
усмотрению вуза. УМО рекомендует включать также в качестве
обязательных такие дисциплины, как психология и педагогика,
правоведение, биоэтика, история медицины, латинский язык и основы
терминологии. При этом возможно их объединение в междисциплинарные
курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если
дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной
подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений
подготовки (специальностей)), выделенные на их изучение часы могут
перераспределяться в рамках цикла;
- осуществлять преподавание гуманитарных и
социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных
курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных
практических занятий, заданий и семинаров по программам,
разработанным в самом вузе и учитывающим региональную,
национально-этническую, профессиональную специфику, а также
научно-исследовательские предпочтения преподавателей,
обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин
цикла;
- устанавливать необходимый уровень преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и
социально-экономических, естественнонаучных дисциплин;
- предусматривать занятия по дисциплине "Физическая культура"
при очно-заочной (вечерней) форме обучения с учетом пожелания
студента;
- осуществлять в медицинских и фармацевтических вузах
преподавание вопросов анатомии, физиологии, лечебной физкультуры и
врачебного контроля, предусмотренных в программе "Физическая
культура" для студентов вузов РФ, только на профильных кафедрах;
- ввести на 5 курсе чтение проблемных комплексных лекций по
разделам, завершающим подготовку в соответствии с государственным
образовательным стандартом.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими
кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной
и/или научно-методической деятельностью (не менее 3 лет);
преподаватели по всем медико-биологическим, клиническим и
дисциплинам специальности, как правило, должны иметь ученую
степень (не менее 60% кандидатов и 10% докторов наук) и опыт
деятельности в соответствующей профессиональной сфере (не менее 3
лет).
К педагогической деятельности в сфере медицинского и
фармацевтического профиля не допускаются лица, которым она
запрещена приговором суда или медицинскими противопоказаниями.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом
каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по
содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной
образовательной программы, наличием методических пособий и
рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий -
практикумам, курсовому проектированию, практикам, а также
наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.
Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины:
физика, медицинская аппаратура, математика, информатика, общая
химия, биоорганическая химия, биология с экологией, биологическая
химия, анатомия человека, гистология, эмбриология, цитология,
нормальная физиология, микробиология, вирусология, иммунология,
фармакология, патологическая анатомия, патофизиология, гигиена,
военная гигиена, общественное здравоохранение и здоровье,
эпидемиология, военная эпидемиология, коммунальная гигиена,
гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена,
гигиена труда.
Практические занятия должны быть обеспечены и предусмотрены
при изучении дисциплин: физическое воспитание, иностранный язык,
латинский язык и основы терминологии, физика, медицинская
аппаратура, математика, информатика.
Клинические практические занятия должны быть обеспечены и
предусмотрены при изучении всех клинических дисциплин,
эпидемиологии, военной эпидемиологии, коммунальной гигиены,
гигиены детей и подростков, гигиены питания, радиационной гигиены,
гигиены труда.
Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы (по 2
комплекта):
Акушерство и гинекология.
Аллергология.
Анестезиология и реаниматология.
Антибиотики и химиотерапия.
Архив патологии.
Бюллетень экспериментальной биологии и медицины.
Бюллетень нормативных актов.
Вестник рентгенологии и радиологии.
Вестник хирургии им. И.И. Грекова.
Военно-медицинский журнал.
Вопросы вирусологии.
Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры.
Вопросы медицинской химии.
Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии.
Вопросы питания.
Врач.
Высшее образование в России.
Гематология и трансфузиология.
Гигиена и санитария.
Журнал высшей нервной деятельности.
Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунологии.
Журнал неврологии и психиатрии.
Здравоохранение Российской Федерации.
Иммунология.
Иммунология. Аллергология.
Инфекции, передаваемые половым путем.
Кардиология.
Клиническая геронтология.
Клиническая и лабораторная диагностика.
Клиническая медицина.
Клиническая фармакология и терапия.
Медико-социальная экспертиза.
Медицина труда и промышленности.
Медицинская газета.
Медицинская паразитология и паразитарные болезни.
Медицинская радиология.
Медицинская техника.
Медицинский вестник.
Международный медицинский журнал.
Молекулярная генетика, микробиология и вирусология.
Морфология.
Нефрология.
Онкология.
Паразитология.
Патологическая физиология и экспериментальная терапия.
Педиатрия.
Проблемы гематологии и переливания крови.
Проблемы социальной гигиены и истории медицины.
Проблемы туберкулеза.
Проблемы эндокринологии.
Психологический журнал.
Пульмонология.
Российский вестник перинатологии и педиатрии.
Радиационная биология.
Российский вестник гастроэнтерологии, гепатологии и
колопроктологии.
Российский журнал кожных и венерических болезней.
Российский медицинский журнал.
Российский онкологический журнал.
Социальная и клиническая психиатрия.
Стоматология.
Судебно-медицинская экспертиза.
Травматология и ортопедия.
Терапевтический архив.
Токсикологический вестник.
Ультразвуковая диагностика.
Урология.
Успехи современной биологии.
Успехи физиологических наук.
Фармакология. Токсикология.
Фармация.
Физиология и морфология.
Физиология человека.
Химико-фармацевтический журнал.
Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова.
Цитология.
Экспериментальная и клиническая фармакология.
Эндоскопическая хирургия.
Эпидемиология и инфекционные болезни.
Обеспеченность обучающихся обязательной (с грифом Минздрава
РФ) учебной литературой по каждой дисциплине государственного
образовательного стандарта лицензируемой специальности должна
составлять 0,5 экземпляров, а библиотечный фонд - не менее 125
единиц на одного обучающегося очной формы подготовки.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению
учебного процесса
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки дипломированного специалиста, должно
располагать материально-технической базой, соответствующей
действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей
проведение всех видов лабораторной, практической, клинической,
дисциплинарной, междисциплинарной подготовки и
научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных
примерным учебным планом (количество помещений для размещения
кафедр определяется из расчета не менее 18 кв. м учебных и
учебно-лабораторных помещений на 1 студента), наличием не менее 1
рабочего места (стоматологическая установка и кресло) на одного
обучающегося, а также классы, оборудованные стоматологическими
фантомами.
6.5. Требования к организации практик
1. По всем стоматологическим дисциплинам до 75% часов
отводится на практические занятия в амбулаторно-поликлинических
учреждениях.
2. Помощник палатной и процедурной медицинской сестры - 2
недели на четвертом семестре.
3. Помощник врача-стоматолога (терапевта) - 2 недели на шестом
семестре.
4. Помощник врача-стоматолога - 2 недели на седьмом семестре.
5. Помощник врача-стоматолога - 2 недели на девятом семестре.
Производственная практика после 2 курса - изучение работы
младшего медицинского персонала и выполнения манипуляций по уходу
за больными в соматическом медицинском учреждении.
Производственная практика после 3 курса по терапевтической
стоматологии. Изучение работы врача по профилю терапевтической
стоматологии. Освоение и закрепление мануальных навыков по
терапевтической стоматологии (курация больного: выяснение жалоб,
данных анамнеза, проведение обследования, обоснование диагноза,
выбор метода лечения и проведение его, закрепление умений и
навыков использования инструментария, аппаратуры, оценка
ближайшего и отдаленного прогноза, рекомендации для продолжения
лечения, оформление медицинской документации).
Производственная практика после 7 семестра 4 курса по
хирургической стоматологии. Изучение работы врача по профилю
хирургической стоматологии. Освоение и закрепление мануальных
навыков по хирургической стоматологии (курация больного: выяснение
жалоб, данных анамнеза, проведение обследования, обоснование
диагноза, выбор метода лечения и проведение его, проведение
различных способов местной анестезии, закрепление умений и навыков
использования инструментария, аппаратуры, муляжей, оценка
ближайшего и отдаленного прогноза, рекомендации для продолжения
лечения, оформление медицинской документации).
Производственная практика после 8 семестра 4 курса - по
ортопедической стоматологии. Изучение работы врача по профилю
ортопедической стоматологии. Освоение и закрепление мануальных
навыков по ортопедической стоматологии (снятие несъемных протезов,
препарирование зубов и полостей, моделирование штифтовой культевой
конструкции, снятие слепка гипсом и альгинатными материалами,
отливка гипсовых моделей, гипсовка моделей в артикуляр с помощью
лицевой дуги, проведение параллелометрии, изготовление восковых
базисов с окклюзионными валиками, припасовка и фиксация
металлических коронок на цемент, ремонт и реконструкции
пластиночных зубных протезов и работе с быстротвердеющими
пластмассами, изготовление гипсовой маски лица, курация больного:
выяснение жалоб, данных анамнеза, проведение обследования,
обоснование диагноза, выбор метода лечения и проведение его,
закрепление умений и навыков использования инструментария,
аппаратуры, муляжей, оценка ближайшего и отдаленного прогноза,
рекомендации для продолжения лечения, оформление медицинской
документации).
Производственная практика после 5 курса - изучение работы
врача по профилю детского стоматолога. Освоение и закрепление
мануальных навыков по терапевтической, хирургической стоматологии
больных детского возраста, включая профилактику стоматологических
заболеваний, ортодонтию.
Студент должен быть ознакомлен с:
порядком выписки, хранения, учета и назначения медикаментов
(особо: сильнодействующих, наркотических, дорогостоящих);
- работой физиотерапевтического отделения, техникой процедур;
- работой патологоанатомического отделения;
- организацией и проведением противоэпидемической работы.
7. Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности 040400 Стоматология
7.1. Требования к профессиональной подготовленности
специалиста
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его
квалификации, указанной в п. 1.2 настоящего государственного
образовательного стандарта.
В результате общеклинической подготовки у выпускника должны
быть сформированы врачебное поведение и основы клинического
мышления, а также умения, обеспечивающие решение профессиональных
задач и оказание медицинской помощи при неотложных и угрожающих
жизни состояниях на догоспитальном этапе; предварительной
диагностике с последующим направлением к врачу-специалисту при
стоматологической симптоматике больных с соматическими и
инфекционными заболеваниями.
Стоматологические дисциплины формируют врачебное поведение и
мышление, а также умения, обеспечивающие решение профессиональных
задач и применение им алгоритма врачебной деятельности по
профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больных при
заболевании зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта,
воспалительных заболеваний, травм, врожденных дефектов, деформаций
и онкологических заболеваний челюстно-лицевой области, заболеваний
височно-нижечелюстного сустава, слюнных желез и нервов лица,
частичной и полной адентии и аномалии прикуса.
Специалист должен:
- проводить профилактические, гигиенические и
противоэпидемические мероприятия;
- оказывать лечебно-профилактическую помощь;
- анализировать и оценивать состояние здоровья населения,
влияние на него факторов окружающей и производственной среды,
качество медицинской помощи;
- применять современные методы научного познания, средства и
методы педагогического воздействия на личность, знания общих и
индивидуальных особенностей психики человека;
- решать с использованием математических методов
профессиональные задачи и работать с ЭВМ;
- пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение
занятий физической культурой для здоровья.
Специалист в своей профессиональной деятельности должен
применять знания:
- основных физических, химических, биологических и
физиологических закономерностей, процессов и явлений в норме и
патологии, а также работы с лечебно-диагностической аппаратурой;
- строения, топографии и развития клеток, тканей, органов и
систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии,
особенностей организменного и популяционного уровней организации
жизни;
- общих закономерностей происхождения и развития жизни,
жизнедеятельности организма и законов генетики;
- основных характеристик лекарственных препаратов и форм, их
классификации, фармакодинамики и фармакокинетики, показаний и
противопоказаний к назначению и применению для профилактики и
лечения, оформления рецептов;
- иностранного языка для профессионального общения (устного и
письменного) и работы с оригинальной литературой по специальности.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
специалиста
7.2.1. Итоговые аттестационные испытания предназначены для
определения практической и теоретической подготовленности врача к
выполнению профессиональных задач, установленных настоящим
государственным образовательным стандартом, и продолжению
образования в интернатуре, ординатуре или в аспирантуре по
теоретическим направлениям медицины. Аттестационные испытания,
входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника,
должны полностью соответствовать основной образовательной
программе высшего профессионального образования, которую он освоил
за время обучения. Итоговая государственная аттестация
врача-стоматолога включает трехэтапный государственный экзамен,
позволяющий выявить теоретическую и практическую подготовку к
решению профессиональных задач.
7.2.2. Порядок проведения, основные этапы и программа
аттестации.
I этап - практическая подготовка.
Оценивается практическая профессиональная подготовка
выпускника - степень усвоения студентами мануальных навыков по
терапевтической, хирургической, ортопедической и детской
стоматологии: курация больного, диагностические процедуры,
инструментарий, материалы, методы лечения и навыки владения ими,
данные дополнительного лабораторно-инструментального обследования,
прицельные рентгенограммы, одонтопародонтограммы, реограммы,
"модели" на разных этапах ортопедического лечения, лекарственные
препараты и т.д.
Экзамен проводится в устной форме непосредственно у кресла
больного и подтверждается проведением необходимых диагностических
и лечебных манипуляций в соответствии с поставленным диагнозом и
выбранным методом лечения на соответствующих клинических базах,
составляющих основу системы додипломной подготовки по
специальности 040400 Стоматология.
Продолжительность этапа должна давать возможность выпускнику
последовательно выполнить весь необходимый объем навыков и умений
для профессиональной деятельности.
II этап - аттестационное компьютерное тестирование.
Тестовый материал охватывает содержание базисных и клинических
дисциплин. Используются различные типы тестовых заданий для
установления и оценки различных сторон логики клинического
мышления: сравнение, сопоставление и противопоставление
медицинских данных, анализ и синтез предлагаемой информации,
установление причинно-следственных взаимосвязей. Аттестационные
задания готовят кафедры, участвующие в обучении студента на
последних курсах. Тесты утверждаются рабочей группой методической
комиссии стоматологического факультета, обсуждаются с участием
председателя государственной экзаменационной комиссии.
Состав тестовых заданий итогового междисциплинарного экзамена
подлежит ежегодному обновлению в едином банке междисциплинарных
аттестационных заданий, утвержденных Минздравом РФ.
III этап - итоговое собеседование.
Проверка профессиональной подготовки выпускника, т.е. уровня
его компетенции в использовании теоретической базы для решения
профессиональных ситуаций. Собеседование проводится на основе
решения ситуационных задач обобщенного характера - клинических,
этико-деонтологических, разбор больных и т.д. Оценке в данном
случае подлежит степень умения выпускника разрабатывать и
осуществлять оптимальные решения таких ситуаций на основе
интеграции содержания дисциплин, входящих в аттестационное
испытание.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании
Учебно-методического совета по специальности 040400 Стоматология
(15 ноября 1999 г., протокол N 4).
|