Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
7 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
14тех/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 553600 - НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления
553600 - Нефтегазовое дело
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр техники и
технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы по
направлению 553600 - Нефтегазовое дело при очной форме обучения -
4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Нефтегазовое дело - область науки и материального производства,
включающая совокупность средств и методов человеческой
деятельности, направленных на комплексное освоение недр Земли с
целью добычи нефти, природного газа и газового конденсата.
1.3.1. Объекты профессиональной деятельности выпускников.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
технологии разработки и эксплуатации нефтяных, газовых и
газоконденсатных месторождений; технические устройства, аппараты и
средства для извлечения и подготовки продукции скважин; нефтяные и
газовые скважины, обеспечение всех этапов их строительства;
системы транспорта углеводородов, магистральные и промысловые
трубопроводы, насосные и компрессорные станции, газохранилища и
нефтебазы.
1.3.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускники по направлению 553600 - Нефтегазовое дело
подготовлены к научно-исследовательской деятельности.
Выпускники по направлению 553600 - Нефтегазовое дело могут
адаптироваться к следующим видам профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая.
1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению 553600 - Нефтегазовое дело подготовлен
к решению следующих профессиональных задач:
- участие в фундаментальных и прикладных исследованиях в
области создания новых технологий нефтегазового производства (в
составе творческого коллектива);
- проведение научных исследований по отдельным разделам
(этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками;
участие в выполнении экспериментов;
- осуществление технического контроля и управление качеством
нефтегазовой продукции;
- эффективное использование оборудования, соблюдение параметров
технологических процессов;
- эксплуатация объектов нефтегазового производства, инженерный
мониторинг;
- проведение наблюдений и измерений, составление их описания и
формулировка выводов.
1.3.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач бакалавр:
- изучает специальную литературу и другую научно-техническую
информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники
в области техники и технологии нефтегазового производства;
- участвует в проведении научных исследований или выполнении
технических разработок;
- осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-
технической информации по теме (заданию);
- составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу
(этапу, заданию);
- участвует во внедрении результатов исследований и разработок.
Бакалавр должен знать:
- технологии нефтегазового производства;
- технические характеристики и экономические показатели лучших
отечественных и зарубежных нефтегазовых технологий;
- технические требования, предъявляемые к сырью, реагентам,
материалам, готовой продукции в нефтегазовой промышленности;
- стандарты и технические условия;
- современные средства вычислительной техники, коммуникаций и
связи;
- основные требования организации труда при исследовании
технологических процессов нефтегазовой промышленности;
- методы исследований, проектирования и проведения
экспериментальных работ;
- специальную научно-техническую и патентную литературу по
тематике исследований и разработок;
- назначение, условия технической эксплуатации основного
технологического оборудования нефтегазового производства;
- современные методы и средства планирования и организации
исследований и разработок, проведения экспериментов и наблюдений,
обобщения и обработки информации, в том числе с применением
электронно-вычислительной техники;
- основы трудового законодательства и организации труда;
- правила и нормы охраны труда.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 553600 - Нефтегазовое дело;
- освоению в сокращенные сроки основных образовательных
программ по направлению подготовки дипломированных специалистов
650700 - Нефтегазовое дело.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению
553600 - Нефтегазовое дело
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и
курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 553600 - Нефтегазовое дело
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции; лексический минимум в объеме 4000 ¦ ¦
¦ ¦учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера; ¦ ¦
¦ ¦ понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая); понятие о ¦ ¦
¦ ¦свободных и устойчивых словосочетаниях, ¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах; понятие об основных ¦ ¦
¦ ¦способах словообразования; ¦ ¦
¦ ¦ грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи; ¦ ¦
¦ ¦ понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы; основные особенности научного стиля; ¦ ¦
¦ ¦культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета; говорение; ¦ ¦
¦ ¦диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения; основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦ ¦ аудирование; понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; ¦ ¦
¦ ¦ чтение; виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности; ¦ ¦
¦ ¦ письмо; виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности; ¦ ¦
¦ ¦ основы здорового образа жизни студента; ¦ ¦
¦ ¦особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности; ¦ ¦
¦ ¦ общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания; спорт; ¦ ¦
¦ ¦индивидуальный выбор видов спорта или систем ¦ ¦
¦ ¦физических упражнений; профессионально-прикладная¦ ¦
¦ ¦физическая подготовка студентов; ¦ ¦
¦ ¦ основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания; ¦ ¦
¦ ¦методы и источники изучения истории; понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника; ¦ ¦
¦ ¦отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное; методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки; история России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории; ¦ ¦
¦ ¦ античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов; проблема этногенеза восточных славян; ¦ ¦
¦ ¦основные этапы становления государственности; ¦ ¦
¦ ¦древняя Русь и кочевники; византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи; особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси; этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности; принятие христианства; ¦ ¦
¦ ¦распространение ислама; эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦ХII вв.; социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в ХIII - ХV вв.; Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния; ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии; специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства; возвышение Москвы; формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества; реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I; век Екатерины; предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма; дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия; ¦ ¦
¦ ¦ особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России; эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю; структура феодального землевладения; ¦ ¦
¦ ¦крепостное право в России; мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство; становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное; общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в.; реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России; русская культура XIX века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру; ¦ ¦
¦ ¦ роль XX столетия в мировой истории; глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов; проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации; революции и реформы; ¦ ¦
¦ ¦социальная трансформация общества; столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма; ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в.; объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России; российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века; политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика; ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса; революция 1917 г.; ¦ ¦
¦ ¦гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия; российская эмиграция; социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг.; НЭП; ¦ ¦
¦ ¦формирование однопартийного политического режима;¦ ¦
¦ ¦образование СССР; культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг.; внешняя политика; курс на строительство¦ ¦
¦ ¦социализма в одной стране и его последствия; ¦ ¦
¦ ¦социально-экономические преобразования ¦ ¦
¦ ¦в 30-е гг.; усиление режима личной власти ¦ ¦
¦ ¦Сталина; сопротивление сталинизму; ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны; Великая Отечественная война; ¦ ¦
¦ ¦ социально-экономическое развитие; общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь; культура; внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы; холодная война; ¦ ¦
¦ ¦ попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ; НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития; СССР в середине 60 - ¦ ¦
¦ ¦80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский¦ ¦
¦ ¦Союз в 1985 - 1991 гг.; перестройка; попытка ¦ ¦
¦ ¦государственного переворота 1991 г. и ее провал; ¦ ¦
¦ ¦распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские ¦ ¦
¦ ¦события 1993 г.; ¦ ¦
¦ ¦ становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.); Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации; культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России; внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания; культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры; социология культуры; ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология; культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры; теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология; методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований; основные понятия культурологии: ¦ ¦
¦ ¦культура, цивилизация, морфология культуры, ¦ ¦
¦ ¦функции культуры, субъект культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурогенез, динамика культуры, язык и символы ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурные коды, межкультурные ¦ ¦
¦ ¦коммуникации, культурные ценности и нормы, ¦ ¦
¦ ¦культурные традиции, культурная картина мира, ¦ ¦
¦ ¦социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация; ¦ ¦
¦ ¦типология культур; этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры; восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур; специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры; локальные культуры; место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре; тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе; ¦ ¦
¦ ¦ культура и природа; культура и общество; ¦ ¦
¦ ¦культура и глобальные проблемы современности; ¦ ¦
¦ ¦культура и личность; инкультурация и социализация¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки; ¦ ¦
¦ ¦функции политологии; политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения; роль и место политики в жизни¦ ¦
¦ ¦современных обществ; социальные функции политики;¦ ¦
¦ ¦история политических учений; российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания; историческая динамика; современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы; гражданское общество; его¦ ¦
¦ ¦происхождение и особенности; особенности ¦ ¦
¦ ¦становления гражданского общества в России; ¦ ¦
¦ ¦институциональные аспекты политики; политическая ¦ ¦
¦ ¦власть; политическая система; политические ¦ ¦
¦ ¦режимы; политические партии; электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы; политические отношения и процессы; ¦ ¦
¦ ¦политические конфликты и способы их разрешения; ¦ ¦
¦ ¦политические технологии; политический менеджмент;¦ ¦
¦ ¦политическая модернизация; политические ¦ ¦
¦ ¦организации и движения; политические элиты; ¦ ¦
¦ ¦политическое лидерство; социокультурные аспекты ¦ ¦
¦ ¦политики; мировая политика и международные ¦ ¦
¦ ¦отношения; особенности мирового политического ¦ ¦
¦ ¦процесса; национально-государственные интересы ¦ ¦
¦ ¦России в новой геополитической ситуации; ¦ ¦
¦ ¦ методология познания политической реальности; ¦ ¦
¦ ¦парадигмы политического знания; экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право; их роль в жизни общества; ¦ ¦
¦ ¦норма права и нормативно-правовые акты; основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности; международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права; источники ¦ ¦
¦ ¦российского права; закон и подзаконные акты; ¦ ¦
¦ ¦система российского права; отрасли права; ¦ ¦
¦ ¦правонарушение и юридическая ответственность; ¦ ¦
¦ ¦значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе; правовое государство; Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства; особенности федеративного устройства¦ ¦
¦ ¦России; система органов государственной власти ¦ ¦
¦ ¦в Российской Федерации; понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения; физические и юридические лица; ¦ ¦
¦ ¦право собственности; обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение; ¦ ¦
¦ ¦наследственное право; брачно-семейные отношения; ¦ ¦
¦ ¦взаимные права и обязанности супругов, родителей ¦ ¦
¦ ¦и детей; ответственность по семейному праву; ¦ ¦
¦ ¦трудовой договор (контракт); трудовая дисциплина ¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение; ¦ ¦
¦ ¦административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность; понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления; уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений; экологическое право; ¦ ¦
¦ ¦особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны; законодательные ¦ ¦
¦ ¦и нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы психологии;¦ ¦
¦ ¦место психологии в системе наук; история развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления ¦ ¦
¦ ¦психологии; индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность; ¦ ¦
¦ ¦ психика и организм; психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность; основные функции психики; развитие ¦ ¦
¦ ¦психики в процессе онтогенеза и филогенеза; мозг ¦ ¦
¦ ¦и психика; структура психики; соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного; основные психические¦ ¦
¦ ¦процессы; структура сознания; познавательные ¦ ¦
¦ ¦процессы; ощущение, восприятие, представление, ¦ ¦
¦ ¦воображение, мышление и интеллект; творчество; ¦ ¦
¦ ¦внимание; мнемические процессы; эмоции и чувства;¦ ¦
¦ ¦психическая регуляция поведения и деятельности; ¦ ¦
¦ ¦общение и речь; психология личности; ¦ ¦
¦ ¦межличностные отношения; психология малых групп ;¦ ¦
¦ ¦межгрупповые отношения и взаимодействия; ¦ ¦
¦ ¦ педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики; основные категории педагогики:¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение; педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача;¦ ¦
¦ ¦образование как общечеловеческая ценность; ¦ ¦
¦ ¦образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс; образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России; цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования; единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования; педагогический процесс; ¦ ¦
¦ ¦образовательная, воспитательная и развивающая ¦ ¦
¦ ¦функции обучения; воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе; ¦ ¦
¦ ¦ общие формы организации учебной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет,¦ ¦
¦ ¦экзамен, факультативные занятия, консультация; ¦ ¦
¦ ¦методы, приемы, средства организации и управления¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом; ¦ ¦
¦ ¦ семья как объект педагогического взаимодействия ¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности; управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного языка;¦ ¦
¦ ¦языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка; речевое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие; основные единицы общения; устная ¦ ¦
¦ ¦и письменная разновидности литературного языка; ¦ ¦
¦ ¦нормативные, коммуникативные, этические аспекты ¦ ¦
¦ ¦устной и письменной речи; функциональные стили ¦ ¦
¦ ¦современного русского языка; взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦функциональных стилей; научный стиль; специфика ¦ ¦
¦ ¦использования элементов различных языковых ¦ ¦
¦ ¦уровней в научной речи; речевые нормы учебной и ¦ ¦
¦ ¦научной сфер деятельности; официально-деловой ¦ ¦
¦ ¦стиль; сферы его функционирования; жанровые ¦ ¦
¦ ¦разнообразия; языковые формулы официальных ¦ ¦
¦ ¦документов; приемы унификации языка в служебных ¦ ¦
¦ ¦документах; интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи; язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов; язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции; язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов; реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи; правила оформления документов; ¦ ¦
¦ ¦речевой этикет в документе; ¦ ¦
¦ ¦ жанровая дифференциация и отбор языковых средств¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле; особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи; оратор и его аудитория; основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов; подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, развертывание¦ ¦
¦ ¦и завершение речи; основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов; ¦ ¦
¦ ¦словесное оформление публичного выступления; ¦ ¦
¦ ¦понятность, информативность, выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи; разговорная речь в системе ¦ ¦
¦ ¦функциональных разновидностей русского ¦ ¦
¦ ¦литературного языка; условия функционирования ¦ ¦
¦ ¦разговорной речи, роль внеязыковых факторов; ¦ ¦
¦ ¦культура речи; основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки; социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта; классические социологические теории; ¦ ¦
¦ ¦современные социологические теории; русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль; ¦ ¦
¦ ¦ общество и социальные институты; мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации; социальные группы и ¦ ¦
¦ ¦общности; виды общностей; общность и личность; ¦ ¦
¦ ¦малые группы и коллективы; социальные ¦ ¦
¦ ¦организации; социальные движения; социальное ¦ ¦
¦ ¦неравенство, стратификация и социальная ¦ ¦
¦ ¦мобильность; понятие социального статуса; ¦ ¦
¦ ¦социальное взаимодействие и социальные отношения;¦ ¦
¦ ¦общественное мнение как институт гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества; культура как фактор социальных ¦ ¦
¦ ¦изменений; взаимодействие экономики, социальных ¦ ¦
¦ ¦отношений и культуры; личность как социальный ¦ ¦
¦ ¦тип; социальный контроль и девиация; личность как¦ ¦
¦ ¦деятельный субъект; социальные изменения; ¦ ¦
¦ ¦социальные революции и реформы; концепция ¦ ¦
¦ ¦социального прогресса; формирование мировой ¦ ¦
¦ ¦системы; место России в мировом сообществе; ¦ ¦
¦ ¦методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии; место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре; становление философии; основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития; структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания; учение о бытии; монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия; самоорганизация¦ ¦
¦ ¦бытия; понятия материального и идеального; ¦ ¦
¦ ¦пространство; время, движение и развитие, ¦ ¦
¦ ¦диалектика; детерминизм и индетерминизм; ¦ ¦
¦ ¦динамические и статические закономерности; ¦ ¦
¦ ¦научные, философские и религиозные картины мира; ¦ ¦
¦ ¦ человек, общество, культура; человек и природа; ¦ ¦
¦ ¦общество и его структура; гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство; человек в системе социальных связей;¦ ¦
¦ ¦человек и исторический процесс: личность и массы,¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость; формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития;¦ ¦
¦ ¦смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; ¦ ¦
¦ ¦свобода и ответственность; мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право; нравственные ценности; ¦ ¦
¦ ¦представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах; эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни; религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести; сознание и познание, сознание, ¦ ¦
¦ ¦самосознание и личность; познание, творчество, ¦ ¦
¦ ¦практика; вера и знание; понимание и объяснение; ¦ ¦
¦ ¦рациональное и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности; проблема истины; действительность, ¦ ¦
¦ ¦мышление, логика и язык; научное и вненаучное ¦ ¦
¦ ¦знание; критерии научности; структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы; рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания; научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности; наука и техника; будущее ¦ ¦
¦ ¦человечества; глобальные проблемы современности; ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию; блага, ¦ ¦
¦ ¦потребности, ресурсы, экономический выбор; ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения; экономические системы; ¦ ¦
¦ ¦основные этапы развития экономической теории; ¦ ¦
¦ ¦методы экономической теории; микроэкономика; ¦ ¦
¦ ¦рынок; спрос и предложение; потребительские ¦ ¦
¦ ¦предпочтения и предельная полезность; факторы ¦ ¦
¦ ¦спроса; индивидуальный и рыночный спрос; эффект ¦ ¦
¦ ¦дохода и эффект замещения; эластичность; ¦ ¦
¦ ¦предложение и его факторы; закон убывающей ¦ ¦
¦ ¦предельной производительности; эффект масштаба; ¦ ¦
¦ ¦виды издержек; фирма; выручка и прибыль; принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли; предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли; эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков; рыночная власть; монополия; ¦ ¦
¦ ¦монополистическая конкуренция; олигополия; ¦ ¦
¦ ¦антимонопольное регулирование; спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства; рынок труда; спрос и предложение ¦ ¦
¦ ¦труда; заработная плата и занятость; рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала; процентная ставка и инвестиции; рынок ¦ ¦
¦ ¦земли; рента; общее равновесие и благосостояние; ¦ ¦
¦ ¦распределение доходов; неравенство; внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага; роль государства; ¦ ¦
¦ ¦ макроэкономика; национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое; круговорот доходов и продуктов; ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения; национальный доход; ¦ ¦
¦ ¦располагаемый личный доход; индексы цен; ¦ ¦
¦ ¦безработица и ее формы; инфляция и ее виды; ¦ ¦
¦ ¦экономические циклы; макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие; совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение; стабилизационная политика; ¦ ¦
¦ ¦равновесие на товарном рынке; потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения; инвестиции; государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги; эффект мультипликатора; бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика; деньги и их функции; ¦ ¦
¦ ¦равновесие на денежном рынке; денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор; банковская система; денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика; экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие; международные экономические отношения; ¦ ¦
¦ ¦внешняя торговля и торговая политика; платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс; валютный курс; особенности переходной ¦ ¦
¦ ¦экономики России; приватизация; формы ¦ ¦
¦ ¦собственности; предпринимательство; теневая ¦ ¦
¦ ¦экономика; рынок труда; распределение и доходы; ¦ ¦
¦ ¦преобразования в социальной сфере; структурные ¦ ¦
¦ ¦сдвиги в экономике; формирование открытой ¦ ¦
¦ ¦экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.0.00 ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2000 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1600 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦600 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления; векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля; гармонический анализ; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; численные методы; ¦ ¦
¦ ¦основы вычислительного эксперимента; функции ¦ ¦
¦ ¦комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа; вероятность и ¦ ¦
¦ ¦статистика: теория вероятностей, случайные ¦ ¦
¦ ¦процессы, статистическое оценивание и проверка ¦ ¦
¦ ¦гипотез, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных; вариационное ¦ ¦
¦ ¦исчисление и оптимальное управление; уравнения ¦ ¦
¦ ¦математической физики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и накопления¦ ¦
¦ ¦информации; технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦реализации информационных процессов; модели ¦ ¦
¦ ¦решения функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования; локальные и глобальные сети ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ; основы защиты информации и сведений, ¦ ¦
¦ ¦составляющих государственную тайну; методы защиты¦ ¦
¦ ¦информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦500 ¦
¦ ¦ Физические основы механики; колебания и волны; ¦ ¦
¦ ¦молекулярная физика и термодинамика; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм; оптика; атомная и ¦ ¦
¦ ¦ядерная физика; физический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦200 ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, катализаторы ¦ ¦
¦ ¦и каталитические системы, полимеры и олигомеры; ¦ ¦
¦ ¦химическая термодинамика и кинетика: энергетика ¦ ¦
¦ ¦химических процессов, химическое и фазовое ¦ ¦
¦ ¦равновесие, скорость реакции и методы ее ¦ ¦
¦ ¦регулирования, колебательные реакции; реакционная¦ ¦
¦ ¦способность веществ: химия и периодическая ¦ ¦
¦ ¦система элементов, кислотно-основные и ¦ ¦
¦ ¦окислительно-восстановительные свойства веществ, ¦ ¦
¦ ¦химическая связь, комплементарность; химическая ¦ ¦
¦ ¦идентификация: качественный и количественный ¦ ¦
¦ ¦анализ, аналитический сигнал, химический, ¦ ¦
¦ ¦физико-химический и физический анализ; ¦ ¦
¦ ¦химический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦100 ¦
¦ ¦ Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и среды, ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные проблемы¦ ¦
¦ ¦окружающей среды, экологические принципы ¦ ¦
¦ ¦рационального использования природных ресурсов и ¦ ¦
¦ ¦охраны природы, основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования; экозащитная техника и ¦ ¦
¦ ¦технологии; обеспечение экологической ¦ ¦
¦ ¦безопасности на стадии проектирования, ¦ ¦
¦ ¦строительства, эксплуатации и ликвидации ¦ ¦
¦ ¦промышленных объектов нефтяной и газовой ¦ ¦
¦ ¦промышленности, основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования: основы экологического ¦ ¦
¦ ¦права, профессиональная ответственность; ¦ ¦
¦ ¦международное сотрудничество в области охраны ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦200 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦200 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦2560 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2210 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦200 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1.1¦Начертательная геометрия ¦100 ¦
¦ ¦ Предмет начертательной геометрии; задание точки,¦ ¦
¦ ¦прямой, плоскости и поверхности; цилиндрические ¦ ¦
¦ ¦поверхности; обобщенные позиционные задачи; ¦ ¦
¦ ¦метрические задачи; построение разверток ¦ ¦
¦ ¦поверхностей; касательные линии и плоскости к ¦ ¦
¦ ¦поверхности; аксонометрические проекции; ¦ ¦
¦ ¦составление алгоритмов; решение геометрических ¦ ¦
¦ ¦задач на ЭВМ ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1.2¦Инженерная графика ¦100 ¦
¦ ¦ Конструкторская документация; оформление ¦ ¦
¦ ¦чертежей; элементы геометрии деталей; ¦ ¦
¦ ¦изображения, надписи, обозначения; изображения ¦ ¦
¦ ¦и обозначения резьбы; изображения и обозначения ¦ ¦
¦ ¦стандартных деталей; изображения соединения ¦ ¦
¦ ¦деталей; сборочный чертеж изделия; основы ¦ ¦
¦ ¦машинной графики; машинная графика как подсистема¦ ¦
¦ ¦САПР ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Механика ¦850 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 2.1¦Теоретическая механика ¦200 ¦
¦ ¦ Статика твердого тела: система сходящихся сил; ¦ ¦
¦ ¦момент силы относительно центра и оси; ¦ ¦
¦ ¦произвольная пространственная система сил; ¦ ¦
¦ ¦условия равновесия различных систем сил; центр ¦ ¦
¦ ¦параллельных сил и центр тяжести; ¦ ¦
¦ ¦ кинематика: точки, твердого тела; сложное ¦ ¦
¦ ¦движение точки и твердого тела; динамика: точки, ¦ ¦
¦ ¦механической системы; принцип Даламбера; динамика¦ ¦
¦ ¦твердого тела; основы аналитической механики; ¦ ¦
¦ ¦основы колебаний, основы удара ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 2.2¦Теория механизмов и машин ¦100 ¦
¦ ¦ Основные понятия теории механизмов и машин; виды¦ ¦
¦ ¦механизмов; кинематический, кинетостатический и ¦ ¦
¦ ¦динамический анализ и синтез механизмов; динамика¦ ¦
¦ ¦приводов; электропривод механизмов; гидропривод ¦ ¦
¦ ¦механизмов; пневмопривод механизмов; выбор типа ¦ ¦
¦ ¦приводов; рычажные механизмы; методы оптимизации ¦ ¦
¦ ¦в синтезе механизмов с применением ЭВМ ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 2.3¦Сопротивление материалов ¦100 ¦
¦ ¦ Основные понятия; метод сечения; растяжение - ¦ ¦
¦ ¦сжатие; сдвиг; изгиб; кручение; элементы ¦ ¦
¦ ¦рационального проектирования простейших систем ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 2.4¦Детали машин и основы конструирования ¦100 ¦
¦ ¦ Классификация механизмов, узлов и деталей; ¦ ¦
¦ ¦основы проектирования механизмов, стадии ¦ ¦
¦ ¦разработки; требования к деталям; механические ¦ ¦
¦ ¦передачи; валы и оси; подшипники качения и ¦ ¦
¦ ¦скольжения; уплотнительные устройства; соединения¦ ¦
¦ ¦деталей; муфты механических приводов; корпусные ¦ ¦
¦ ¦детали механизмов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 2.5¦Гидравлика ¦210 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 2.5.1¦Гидравлика ¦100 ¦
¦ ¦ Основные физические свойства жидкостей и газов; ¦ ¦
¦ ¦основы кинематики; общие законы и уравнения ¦ ¦
¦ ¦статики и динамики жидкостей и газов; одномерные ¦ ¦
¦ ¦потоки жидкостей и газов; элементы подобия ¦ ¦
¦ ¦гидродинамических процессов; теория ¦ ¦
¦ ¦гидродинамических сопротивлений; реология; потоки¦ ¦
¦ ¦вязких жидкостей; основы диффузионного ¦ ¦
¦ ¦массопереноса; роль гидравлики в нефтегазовом ¦ ¦
¦ ¦деле ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 2.5.2¦Подземная гидромеханика ¦110 ¦
¦ ¦ Законы фильтрации нефти, газа и воды; ¦ ¦
¦ ¦изотермическая фильтрация флюидов в нефтегазовых ¦ ¦
¦ ¦пластах; установившиеся и неустановившиеся ¦ ¦
¦ ¦движения жидкости и газа в пористой среде; теория¦ ¦
¦ ¦двухфазной фильтрации несмешивающихся жидкостей; ¦ ¦
¦ ¦основы теории многофазных систем; ¦ ¦
¦ ¦гидродинамические модели повышения нефте-, ¦ ¦
¦ ¦газоконденсатоотдачи пластов; особенности ¦ ¦
¦ ¦фильтрации неньютовской жидкости; движение ¦ ¦
¦ ¦жидкостей и газов в трещиноватых и трещиновато- ¦ ¦
¦ ¦пористых средах; моделирование основных процессов¦ ¦
¦ ¦фильтрации пластовых флюидов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 2.6¦Теплотехника ¦140 ¦
¦ ¦ Техническая термодинамика; основные понятия и ¦ ¦
¦ ¦определения; первый и второй законы ¦ ¦
¦ ¦термодинамики; термодинамические процессы; ¦ ¦
¦ ¦термодинамика потока; истечение жидкостей, паров ¦ ¦
¦ ¦и газов; термодинамический анализ процессов в ¦ ¦
¦ ¦компрессорах; циклы: поршневых двигателей ¦ ¦
¦ ¦внутреннего сгорания, газотурбинных, паросиловых,¦ ¦
¦ ¦холодильных установок и термотрансформаторов; ¦ ¦
¦ ¦фазовые переходы; теория теплообмена; ¦ ¦
¦ ¦теплопроводность; конвекционный теплообмен; ¦ ¦
¦ ¦теплообмен излучением; теплопередача; основы ¦ ¦
¦ ¦расчета теплообменных аппаратов; основы ¦ ¦
¦ ¦массообмена; промышленная теплотехника; топливо; ¦ ¦
¦ ¦основы теории горения; основы энергоснабжения; ¦ ¦
¦ ¦возобновляемые источники энергии; промышленные ¦ ¦
¦ ¦котельные установки ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Материаловедение. Технология конструкционных ¦100 ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 3.1¦Материаловедение ¦50 ¦
¦ ¦ Металловедение; строение металлов; теория ¦ ¦
¦ ¦сплавов; пластическая деформация и механические ¦ ¦
¦ ¦свойства; влияние нагрева на структуру и свойства¦ ¦
¦ ¦деформированного металла; железо и его сплавы; ¦ ¦
¦ ¦металлокерамические сплавы; тугоплавкие металлы и¦ ¦
¦ ¦их сплавы; неметаллические материалы: полимерные,¦ ¦
¦ ¦резиновые, силикатные, древесные, композиционные;¦ ¦
¦ ¦методы повышения долговечности изделий; новые ¦ ¦
¦ ¦материалы, применяемые в нефтегазовом ¦ ¦
¦ ¦производстве ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 3.2¦Технология конструкционных материалов ¦50 ¦
¦ ¦ Основы производства материалов; основы ¦ ¦
¦ ¦металлургического производства; порошковая ¦ ¦
¦ ¦металлургия; напыление материалов; способы ¦ ¦
¦ ¦получения заготовок; сварочное производство; ¦ ¦
¦ ¦пайка; композиционные материалы; ¦ ¦
¦ ¦электрофизические и электрохимические методы ¦ ¦
¦ ¦обработки поверхностей заготовок ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Электротехника и электроника ¦160 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 4.1¦Общая электротехника и электроника ¦160 ¦
¦ ¦ Электротехника; линейные электрические цепи ¦ ¦
¦ ¦постоянного тока; линейные электрические цепи ¦ ¦
¦ ¦переменного тока; нелинейные электрические цепи; ¦ ¦
¦ ¦магнитные цепи; магнитные цепи и электромагнитные¦ ¦
¦ ¦устройства; электрические измерения и приборы; ¦ ¦
¦ ¦трансформаторы; электрические машины; ¦ ¦
¦ ¦электропривод машин и механизмов; ¦ ¦
¦ ¦электроснабжение потребителей; основы ¦ ¦
¦ ¦электроники; электронные приборы; электронные ¦ ¦
¦ ¦устройства; импульсная и цифровая техника ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Метрология, стандартизация и сертификация ¦80 ¦
¦ ¦ Основы метрологии; свойство, величина, ¦ ¦
¦ ¦количественные и качественные проявления свойств;¦ ¦
¦ ¦средства измерений; структура и функции ¦ ¦
¦ ¦метрологической службы предприятия; основы ¦ ¦
¦ ¦стандартизации и сертификации; роль сертификации ¦ ¦
¦ ¦в повышении качества продукции; научная база ¦ ¦
¦ ¦стандартизации; определение оптимального уровня ¦ ¦
¦ ¦унификации и стандартизации; цели и объекты ¦ ¦
¦ ¦сертификации; условия осуществления сертификации;¦ ¦
¦ ¦правила и порядок проведения сертификации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
¦ ¦ Организационно-правовые, социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические, медико-биологические и ¦ ¦
¦ ¦гигиенические основы безопасности ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности; вредные и опасные факторы ¦ ¦
¦ ¦производственной среды; методы и средства ¦ ¦
¦ ¦создания здоровых и безопасных условий труда; ¦ ¦
¦ ¦методы и средства обеспечения устойчивого и ¦ ¦
¦ ¦безопасного функционирования технологических ¦ ¦
¦ ¦процессов и объектов в нефтяной и газовой ¦ ¦
¦ ¦промышленности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Геология ¦200 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 7.1¦Геология ¦80 ¦
¦ ¦ Геологические процессы на поверхности и в недрах¦ ¦
¦ ¦Земли; главнейшие минералы; основные типы ¦ ¦
¦ ¦осадочных, магматических и метаморфических пород;¦ ¦
¦ ¦основные виды полезных ископаемых; геологическая ¦ ¦
¦ ¦история Земли; геологическое время; методы ¦ ¦
¦ ¦определения возраста горных пород; общие и ¦ ¦
¦ ¦местные стратиграфические шкалы и методика их ¦ ¦
¦ ¦составления; формы залегания горных пород; ¦ ¦
¦ ¦складчатые и разрывные структуры земной коры; ¦ ¦
¦ ¦процессы преобразования земной коры; особенности ¦ ¦
¦ ¦геологического строения регионов России; ¦ ¦
¦ ¦геологические карты, разрезы, колонки, блок- ¦ ¦
¦ ¦диаграммы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 7.2¦Геология нефти и газа ¦60 ¦
¦ ¦ Природные горючие ископаемые; особенности ¦ ¦
¦ ¦накопления и преобразования органических ¦ ¦
¦ ¦соединений при литогенезе осадочных пород; состав¦ ¦
¦ ¦и физико-химические свойства нефти и газа, ¦ ¦
¦ ¦характер их изменения в зависимости от влияния ¦ ¦
¦ ¦различных природных факторов; проблемы ¦ ¦
¦ ¦происхождения нефти и газа, миграция ¦ ¦
¦ ¦углеводородов; формирование залежей; зональность ¦ ¦
¦ ¦процессов нефтеобразования; закономерности ¦ ¦
¦ ¦пространственного размещения скопления нефти и ¦ ¦
¦ ¦газа в земной коре; перспективы развития ¦ ¦
¦ ¦нефтегазовой геологии ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 7.3¦Инженерная геология ¦60 ¦
¦ ¦ Основы инженерной геологии; наука о свойствах ¦ ¦
¦ ¦грунтов оснований нефтегазовых сооружений; ¦ ¦
¦ ¦представление о грунтах, их физико-механические ¦ ¦
¦ ¦свойства; сжимаемость грунтов; сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сдвигу; фильтрационные свойства; напряжения в ¦ ¦
¦ ¦грунте и по контактной поверхности; осадка ¦ ¦
¦ ¦сооружений и трубопроводов; устойчивость грунтов ¦ ¦
¦ ¦и сооружений; реологические свойства грунтов; ¦ ¦
¦ ¦механика мерзлых грунтов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Основы нефтегазопромыслового дела ¦100 ¦
¦ ¦ Способы бурения нефтяных и газовых скважин: ¦ ¦
¦ ¦основные понятия о бурении и скважине; типы ¦ ¦
¦ ¦скважин; понятие о конструкции скважины; добыча ¦ ¦
¦ ¦нефти и газа; физические основы добычи нефти и ¦ ¦
¦ ¦газа; силы, действующие в нефтяных и газовых ¦ ¦
¦ ¦пластах; факторы, определяющие приток жидкости и ¦ ¦
¦ ¦газа к забою скважины; разработка и эксплуатация ¦ ¦
¦ ¦нефтяных месторождений; особенности разработки и ¦ ¦
¦ ¦эксплуатации газовых и газоконденсатных ¦ ¦
¦ ¦месторождений; методы увеличения ¦ ¦
¦ ¦производительности нефтяных и газовых скважин ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Механика сплошной среды ¦60 ¦
¦ ¦ Роль науки о механике сплошной среды; основные ¦ ¦
¦ ¦задачи механики сплошных сред в бурении; среды, ¦ ¦
¦ ¦применяемые и встречающиеся при бурении нефтяных ¦ ¦
¦ ¦и газовых скважин; уравнение механики сплошных ¦ ¦
¦ ¦сред; напряженное и деформированное состояние ¦ ¦
¦ ¦системы "скважина - пласт"; равновесие и движение¦ ¦
¦ ¦твердых частиц в жидкости, газе и газожидкостной ¦ ¦
¦ ¦смеси; установившиеся и неустановившиеся ¦ ¦
¦ ¦процессы; течения горных пород и пластовых ¦ ¦
¦ ¦флюидов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Физика пласта ¦60 ¦
¦ ¦ Свойства горных и осадочных пород; физические и ¦ ¦
¦ ¦химические свойства пластовых флюидов; ¦ ¦
¦ ¦реологические характеристики нефтей; ¦ ¦
¦ ¦растворимость газов в нефти и воде, давление ¦ ¦
¦ ¦насыщения; нефтенасыщенность и методы ее ¦ ¦
¦ ¦определения; фазовые состояния углеводородных ¦ ¦
¦ ¦систем, газоконденсатная характеристика; ¦ ¦
¦ ¦ретроградные явления; поверхностно-молекулярные ¦ ¦
¦ ¦свойства системы "пласт - вода - газ"; ¦ ¦
¦ ¦поверхностное натяжение на границах разделов ¦ ¦
¦ ¦сред; гистерезис смачивания; капиллярное ¦ ¦
¦ ¦давление; физические основы вытеснения нефти и ¦ ¦
¦ ¦газа из пористых сред; моделирование процессов, ¦ ¦
¦ ¦происходящих в нефтяных и газовых залежах; ¦ ¦
¦ ¦критерии подобия ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и ¦100 ¦
¦ ¦газонефтехранилищ ¦ ¦
¦ ¦ Объекты транспорта и хранения углеводородов; ¦ ¦
¦ ¦преимущества трубопроводного транспорта; основные¦ ¦
¦ ¦составные части нефте-, газо- и продуктопроводов;¦ ¦
¦ ¦промысловые системы, насосные и компрессорные ¦ ¦
¦ ¦станции; газораспределительные станции; ¦ ¦
¦ ¦резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов; ¦ ¦
¦ ¦газгольдеры; подземные хранилища; подводные ¦ ¦
¦ ¦и морские трубопроводы; терминалы; сети ¦ ¦
¦ ¦газоснабжения и нефтепродуктообеспечения; ¦ ¦
¦ ¦сооружение, ремонт и эксплуатация систем и ¦ ¦
¦ ¦объектов транспорта и хранения углеводородов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12¦Химия нефти и газа ¦100 ¦
¦ ¦ Химический состав нефтей, нефтепродуктов, ¦ ¦
¦ ¦природных, попутных газов и газов ¦ ¦
¦ ¦нефтепереработки; основные физико-химические ¦ ¦
¦ ¦методы исследования химического состава нефти, ¦ ¦
¦ ¦нефтепродуктов и газов; углеводороды нефти: ¦ ¦
¦ ¦алканы, нафтены, арены, гетероатомные соединения;¦ ¦
¦ ¦нефть и нефтепродукты как дисперсные системы; ¦ ¦
¦ ¦гипотезы происхождения нефти ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.13¦Методы и средства исследования ¦50 ¦
¦ ¦ Применение числовых и функциональных ¦ ¦
¦ ¦характеристик случайных величин для анализа ¦ ¦
¦ ¦технологических процессов; точечное и ¦ ¦
¦ ¦интервальное оценивание параметров, планирование ¦ ¦
¦ ¦объема выборки; применение основных ¦ ¦
¦ ¦статистических критериев для сравнения числовых ¦ ¦
¦ ¦характеристик технологического процесса; ¦ ¦
¦ ¦планирование и обработка активного однофакторного¦ ¦
¦ ¦эксперимента; планирование эксперимента; методы ¦ ¦
¦ ¦интервальной арифметики; методы теории нечетких ¦ ¦
¦ ¦множеств; методы идентификации параметров ¦ ¦
¦ ¦технологических процессов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.14¦Патентно-лицензионная работа ¦50 ¦
¦ ¦ Основные законы и подзаконные акты, ¦ ¦
¦ ¦регламентирующие патентно-лицензионную ¦ ¦
¦ ¦деятельность Российской Федерации за рубежом; ¦ ¦
¦ ¦основные этапы развития отечественного и ¦ ¦
¦ ¦зарубежного изобретательского права; системы ¦ ¦
¦ ¦государственных органов руководства патентно- ¦ ¦
¦ ¦лицензионной деятельности; правовая охрана ¦ ¦
¦ ¦изобретений и рационализаторских предложений, ¦ ¦
¦ ¦программ для ЭВМ и баз данных; понятия, признаки ¦ ¦
¦ ¦объектов, виды охраны; пошлины; патенты, ¦ ¦
¦ ¦свидетельства; ноу-хау, коммерческая тайна, ¦ ¦
¦ ¦инжиниринговые услуги; объекты авторского права; ¦ ¦
¦ ¦оформление заявок на созданные решения для ¦ ¦
¦ ¦получения охранных документов; защита прав ¦ ¦
¦ ¦авторов; источники финансирования патентно- ¦ ¦
¦ ¦лицензионной деятельности; патентование ¦ ¦
¦ ¦отечественных изобретений за рубежом; цели ¦ ¦
¦ ¦патентования; рекламно-коммерческая проработка ¦ ¦
¦ ¦объектов лицензий; патентная чистота; патентная ¦ ¦
¦ ¦информация; виды поисков; патентный формуляр, ¦ ¦
¦ ¦коньюнктурные исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦200 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦150 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦534 ¦
¦ ¦Устанавливаются вузом, включая дисциплины по ¦ ¦
¦ ¦выбору студента ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦7344 ¦
L--------+-------------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению
553600 - Нефтегазовое дело
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208
недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую
работу студентов, практикумы,
в том числе лабораторные - 136 недель,
- экзаменационные сессии - 19 недель,
- практики - не менее 9 недель,
в том числе:
учебная - 3 недели,
ознакомительная - 3 недели,
научно-производственная - 3 недели,
- итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 6 недель,
- каникулы (включая 8 недель,
последипломного отпуска) - не менее 31 недели.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра
по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в
случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом до
одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2
настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год, если указанная форма освоения основной образовательной
программы не запрещена соответствующим постановлением
Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 553600 - Нефтегазовое дело
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки бакалавра.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза подготовки
бакалавра на основе настоящего государственного образовательного
стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка
(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или
зачтено, не зачтено).
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин, в пределах 5%; для дисциплин,
входящих в цикл, в пределах - 10%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых
дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном
стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины:
"Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая
культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история",
"Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по
усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в
междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума
содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной
или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-
экономических направлений подготовки (специальностей)), выделенные
на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.
Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной
(вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут
предусматриваться с учетом пожелания студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и
социально-экономических, математических и естественнонаучных
дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин;
содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально
ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и
содействовать реализации задач их профессиональной деятельности;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки
бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного
заведения, имеющих среднее профессиональное образование
соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и
навыков студентов, полученных на предыдущем этапе
профессионального образования. При этом продолжительность обучения
должна составлять не менее трех лет при очной форме обучения.
Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень
образования или способности которых являются для этого достаточным
основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими,
как правило, базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и
(или) научно-методической деятельностью. Преподаватели специальных
дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и (или)
большой опыт работы в соответствующей профессиональной сфере.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к
библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим
полному перечню дисциплин примерного учебного плана основной
образовательной программы, наличием методических пособий и
рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий -
практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а
также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными
материалами.
Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины:
физика, химия, информатика, экология, гидравлика,
материаловедение, теплотехника, химия нефти и газа,
электротехника, безопасность жизнедеятельности, а также
специальные дисциплины.
Практические занятия должны быть предусмотрены при изучении
дисциплин: математика, инженерная графика, теоретическая механика,
сопротивление материалов, детали машин, теория машин и механизмов,
основы экономической деятельности предприятия, менеджмента.
Библиотека вуза должна иметь достаточное количество современных
учебников и учебных пособий (не менее 0,5 экземпляра на одного
студента) по всем циклам дисциплин и постоянно пополняться научной
литературой и периодическими изданиями нефтегазового профиля.
Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:
- Газовая промышленность
- Геология нефти и газа
- Известия вузов. Нефть и газ
- Нефтегазовое строительство
- Нефтегазовые технологии
- Нефтепромысловое дело
- Нефтяное хозяйство
- Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море
- Транспорт и хранение нефтепродуктов
- Трубопроводный транспорт нефти
- Oil and Gas Journal
- Petroleum Engineer International
- Petroleum Technology
- Word Oil
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу бакалавра, должно располагать материально-технической
базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной,
практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и
научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных
примерным учебным планом, и соответствующей действующим санитарно-
техническим нормам.
6.5. Требования к организации практик.
6.5.1. Учебная практика.
Цель учебной практики - ознакомление с организацией
нефтегазового производства, задачами, функционированием и
техническим оснащением основных звеньев этого производства.
Место проведения практики: промышленные предприятия
нефтегазовой отрасли.
6.5.2. Ознакомительная практика.
Цель ознакомительной практики: знакомство студентов с общей
структурой предприятия, функциями и взаимосвязью отдельных цехов и
отделов, с основными технологическими процессами бурения нефтяных
и газовых скважин, разработки и эксплуатации нефтяных и газовых
месторождений, транспорта и хранения углеводородов.
Место проведения практики: промышленные предприятия
нефтегазового комплекса, оснащенные современным технологическим
оборудованием.
6.5.3. Научно-производственная практика.
Цель научно-производственной практики: привлечение студентов к
научным экспериментам, получение навыков работы на конкретном
нефтегазовом предприятии, сбор материалов для выполнения дипломной
работы и сдачи итогового государственного экзамена.
Место проведения практики: промышленные предприятия, научно-
исследовательские организации и учреждения, выпускающие кафедры
вузов.
6.5.4. Аттестация по итогам практики.
Аттестация по итогам практики проводится на основании
оформления в соответствии с установленными требованиями
письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия.
По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно).
7. Требования к уровню подготовки бакалавра по направлению
553600 - Нефтегазовое дело
7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра.
Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его
квалификации, указанной в п. 1.3 настоящего государственного
образовательного стандарта.
Бакалавр по направлению "Нефтегазовое дело"
должен знать:
- способы осуществления основных технологических процессов
нефтегазового производства;
- свойства исходного сырья, материалов и реагентов, влияние их
свойств на ресурсосбережение и надежность технологических
процессов;
- основные проблемы научно-технического развития нефтяной и
газовой промышленности;
- статистические методы обработки экспериментальных данных для
анализа функционирования технологических процессов;
- передовые методы ремонта технологического оборудования;
владеть:
- методами определения оптимальных и рациональных
технологических режимов работы оборудования;
- методами проведения стандартных испытаний по определению
физико-химических свойств углеводородов, материалов и реагентов;
- основными методами работы на ПЭВМ с прикладными программными
средствами;
- методами и средствами экспериментального исследования
технологических процессов;
- принципами выбора наиболее рациональных способов защиты и
порядка действия коллектива предприятия (цеха, отдела,
лаборатории) в чрезвычайных ситуациях.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
бакалавра.
7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.
Итоговая государственная аттестация бакалавра техники и
технологии включает защиту выпускной квалификационной работы и
государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности бакалавра к
выполнению профессиональных задач, установленных настоящим
государственным образовательным стандартом, и продолжению
образования в магистратуре по направлению 553600 - Нефтегазовое
дело и по направлению подготовки дипломированных специалистов
650700 - Нефтегазовое дело.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к выпускной работе бакалавра.
Выпускная работа бакалавра должна быть представлена в форме
рукописи.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной работы
бакалавра определяются высшим учебным заведением на основании
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников
высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России,
государственного образовательного стандарта по направлению 553600
- Нефтегазовое дело и методических рекомендаций УМО НГО.
Время, отводимое на подготовку квалификационной работы
бакалавра, составляет не менее шести недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену бакалавра.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
направлению 553600 - Нефтегазовое дело определяются вузом на
основании методических рекомендаций и соответствующей примерной
программы, разработанных УМО НГО, Положения об итоговой
государственной аттестации выпускников высших учебных заведений,
утвержденного Минобразованием России, и государственного
образовательного стандарта по направлению 553600 - Нефтегазовое
дело.
Составители:
Учебно-методическое объединение вузов России по нефтегазовому
образованию (УМО НГО).
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании президиума
Совета УМО НГО 22 октября 1999 г. (протокол 2/1999).
|