ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАТИСТИКЕ
ПИСЬМО
от 7 марта 2000 г. N МС-1-23/0955
В связи с поступающими от территориальных комитетов вопросами
Госкомстат России сообщает следующее.
1. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету
основных средств ПБУ 6/97, организации имеют право не чаще одного
раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты
основных средств. Проведение переоценки в течение года и
ежеквартальное отражение ее итогов положением не
предусматриваются. Поэтому итоги переоценки, проводившейся по
состоянию на начало 1999 года, должны были учитываться в
бухгалтерском балансе за I квартал 1999 года, на начало квартала.
В статистическом учете они отражались в форме N 11 за 1998 год, на
начало года, следующего за отчетным, а также в форме N 11 за 1999
год, на начало года.
Аналогично этому, итоги переоценки, проводимой по состоянию на
начало 2000 года, должны учитываться в бухгалтерском балансе за I
квартал 2000 года, на начало квартала. В статистическом учете они
отражаются в форме N 11 за 1999 год, на начало года, следующего за
отчетным. Переоценка объектов, не завершенных строительством, и
оборудования, предназначенного к установке, не проводится,
поскольку отсутствуют предусматривающие это нормативные документы.
Переоценка, проводимая на основании ПБУ 6/97, является
добровольной.
2. По вопросам учета результатов переоценки основных фондов,
проводимой по ПБУ 6/97, при начислении налогов у разных ведомств
(Минфина России и МНС России) существуют различные мнения.
Госкомстатом России направлено письмо в адрес Минфина России, МНС
России, Минэкономики России и Мингосимущества России (от
18.01.2000 N МС-1-21/0155), в котором предлагалось для решения
этой и ряда других проблем, связанных с переоценкой основных
фондов и подготовки проектов соответствующих нормативных
документов создать межведомственную рабочую группу.
3. Индексы изменения стоимости основных фондов для проведения
их переоценки в настоящее время Госкомстатом России не
разрабатываются. Такая работа может быть проведена в случае
принятия постановления Правительства России, содержащего такое
поручение Госкомстату России, либо при получении письма Минфина
России с просьбой разработать такие индексы для проведения
переоценки основных фондов на основании ПБУ 6/97.
4. Форму N 11 за 1999 г. должны представлять все юридические
лица, их обособленные подразделения, кроме субъектов малого
предпринимательства и некоммерческих организаций. Таким образом,
банки (кроме Центробанка России, имеющего особый статус) и
страховые организации должны отчитываться по форме N 11.
Организации, относящиеся по классификатору ОКОПФ к некоммерческим,
форму N 11 за 1999 год не представляют, включая и те из них,
которые занимаются коммерческой деятельностью, но не имеют
основной целью своей деятельности извлечение прибыли. В
соответствии с ОКОПФ такие организации относятся к некоммерческим
организациям.
5. Отчеты по территориально обособленным подразделениям,
поступившие в ТКГС по месту нахождения юридических лиц, к которым
они относятся, должны быть до 15 апреля 2000 года переадресованы
ТКГС по месту нахождения этих подразделений, для включения в
сводный отчет.
6. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ
9/99 "Доходы организации" в состав внереализационных доходов
входят активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору
дарения. При этом доходом по ним будет считаться сумма в размере
начисленной амортизации. В связи с этим по объектам основных
средств, полученным безвозмездно после 1 января 2000 года,
амортизация будет начисляться в общем порядке.
7. Организации жилищно - коммунального хозяйства, переведшие
приватизированные жилые помещения с баланса на забалансовый счет,
должны включать данные по этим помещениям в форму N 11 за 1999
отчетный год.
В дальнейшем вопрос о порядке отражения приватизированных
помещений в форме N 11 предполагается рассмотреть при утверждении
формы за 2000 отчетный год.
8. В соответствии с положениями Постановления Правительства
Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. N 1212 "О развитии единой
системы классификации и кодирования технико - экономической и
социальной информации" об обязательности применения общероссийских
классификаторов (п. п. 1 "ж"; 5; 6), учет основных фондов должен
осуществляться на основе Общероссийского классификатора основных
фондов (ОКОФ).
9. Следует обратить внимание, что в дополнении к
экономическому описанию формы N 11 за 1999 год предусмотрено
формирование совокупности обследуемых объектов статистического
наблюдения по крупным и средним коммерческим предприятиям, имеющим
в генеральной совокупности тип предприятия 2 и 0 (кроме КОПФ 82).
Некоммерческие организации, имеющие реквизиты 9 (КОПФ 81 - 89,
93, 96 - 97) и 0 (КОПФ 82), не должны представлять форму N 11 за
1999 отчетный год.
Отнесение к некоммерческим организациям предприятий с типом 2
неправильно и не соответствует действующей методологии
формирования генеральной совокупности.
10. Просьба принять к сведению и довести до отчитывающихся
организаций, что в качестве приложения к методическому материалу
унифицированных форм первичной учетной документации вышла
инструкция по расчету аналитического износа, отражаемого в
первичном учете в формах ОС-1, ОС-3, ОС-4, ОС-4а, ОС-6, а также в
форме N 11. Величины коэффициентов пересчета в ней несколько
уточнены по сравнению с применявшимися при заполнении формы N 11
за 1998 отчетный год. В 1999 отчетном году для машин и
оборудования в организациях промышленности, заготовок, геологии и
науки следует применять коэффициент 2,0; строительства, транспорта
и лесного хозяйства - 1,5; сельского хозяйства, обслуживания
сельского хозяйства, материально - технического снабжения - 1,3;
для средств механизации и автоматизации управленческого и
инженерного труда, электронно - вычислительной техники следует
применять коэффициент 0,6. По зданиям и сооружениям, транспортным
средствам и другим видам основных фондов применяется коэффициент
1.
Потребность в расчете аналитического износа связана с тем, что
данные бухгалтерского учета об амортизации основных средств не
позволяют проанализировать реальный уровень изношенности объектов.
Величина аналитического износа, отражаемая в формах первичного
учета и форме N 11 (в разделе III, графе 10), более соответствует
реальным закономерностям ухудшения эксплуатационных характеристик
объектов основных фондов по мере эксплуатации.
Просьба довести до отчитывающихся организаций требование о
необходимости обязательного расчета аналитического износа в
соответствии с инструкцией и отражения его в формах первичного
учета и форме N 11.
Одновременно сообщаем, что НИИ статистики Госкомстата России
разработал и апробировал программу, позволяющую ежегодно
оперативно рассчитывать величину аналитического износа на
основании данных первичного учета, а также формировать комплекс
аналитических таблиц, отражающих распределение основных фондов по
возрасту, степени износа, количеству лет работы после достижения
нормативного срока службы, в целом и по видам основных фондов.
Информация об этой программе будет доведена НИИ статистики до
ТКГС.
М.Н.СИДОРОВ
|