ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 6 марта 2000 г. Дело N КА-А40/808-00
(извлечение)
Негосударственное образовательное учреждение "Современный
Гуманитарный Институт" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с
иском о признании неправомерными действий заместителя руководителя
инспекции МНС Российской Федерации N 5, об обязании инспекции
вынести решение о зачете сумм излишне уплаченного налога на
прибыль в счет платежей по налогу на пользователей автомобильных
дорог по письменным заявлениям N 293/05-01 от 26.03.99,
N 05-01/791 от 27.07.99, N 05-01/792 от 27.07.99.
Решением от 27.12.99 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил
исковые требования истца, поскольку доходы бюджета формируются как
за счет средств налога на прибыль, так и за счет средств
федерального и территориального дорожных фондов.
В апелляционной инстанции решение суда не проверялось.
Законность и обоснованность решения суда проверяется в
порядке ст. 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации в связи с кассационной жалобой инспекции МНС Российской
Федерации N 5, в которой ответчик ссылается на невозможность
производства упомянутого зачета, а также на то, что спор об
обязании налогового органа произвести зачет не подведомственен
арбитражному суду.
Истец возражает против заявленных требований по мотивам,
изложенным в судебном акте.
В соответствии с ч. ч. 3, 5 ст. 22 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд
рассматривает иные дела, не перечисленные в настоящей статье, а
также дела, отнесенные к подведомственности арбитражного суда
федеральным законом.
Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия
или бездействие их должностных лиц, поданные в суд,
рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским
процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и
иными федеральными законами (ст. 142 Налогового кодекса Российской
Федерации).
При этом согласно ч. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской
Федерации судебное обжалование актов (в том числе нормативных)
налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц
организациями и индивидуальными предпринимателями производится
путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с
арбитражным процессуальным законодательством.
Таким образом, юридическое лицо вправе обжаловать бездействие
должностного лица налогового органа путем подачи искового
заявления в арбитражный суд.
Поскольку в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 21 Налогового кодекса
Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный
зачет сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов,
пени, штрафов, и это право остается нереализованным в результате
бездействия должностного лица налогового органа, которое
юридическое лицо вправе обжаловать в арбитражный суд, то,
следовательно, и в судебном порядке должен быть решен вопрос о
зачете сумм налоговых платежей.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции приходит к
выводу о том, что арбитражному суду подведомственны споры по
искам юридических лиц как о признании неправомерными бездействий
должностных лиц налоговых органов, так и о производстве зачета
сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени,
штрафов при уклонении этих должностных лиц от такого зачета.
Согласно п. 5 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации
по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа
сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на
исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату
пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же
бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне
уплаченная сумма налога.
В соответствии со ст. ст. 3, 4 Закона города Москвы "О бюджете
города Москвы на 1999 год" и ст. ст. 9, 11 Федерального закона "О
федеральном бюджете на 1999 год" в доходы соответствующих бюджетов
включается как налог на прибыль, так и средства соответствующих
целевых бюджетных дорожных фондов.
В связи с этим налоговый орган по заявлению налогоплательщика
вправе произвести зачет излишне уплаченного в Федеральный и
городской бюджеты налога на прибыль в счет платежей по налогу на
пользователей автодорог, входящему в Федеральный и территориальный
целевые бюджетные дорожные фонды, средства от которых направляются
в те же бюджеты.
При таких обстоятельствах не имеется оснований к отмене
решения суда.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 171, 173 - 175,
177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.12.99 по делу N А40-46005/99-33-794 Арбитражного
суда г. Москвы оставить без изменения, а жалобу - без
удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения, установленное
определением от 15.02.2000.
|