Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
3 марта 2000 года
Регистрационный номер
1-тех/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 550500 - МЕТАЛЛУРГИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления 550500 - Металлургия
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр техники и
технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 550500 - Металлургия при очной
форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Место направления в области науки и техники.
Металлургия - область науки, техники и отрасль производства,
охватывающая процессы производства металлов и сплавов из руд или
других материалов, процессы получения металлических изделий
требуемой формы, а также процессы, при которых изменяются
химический состав и структура металлов (сплавов) для достижения
определенных свойств.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- технологические процессы и устройства для производства и
обработки черных и цветных металлов, а также изделий из них;
- процессы и устройства для обеспечения энерго- и
ресурсосбережения и защиты окружающей среды при осуществлении
металлургических операций;
- исследования свойств и структуры металлов и сплавов;
- исследования процессов и устройств для производства и
обработки черных и цветных металлов.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием
образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
Выпускники могут в установленном порядке работать в
образовательных учреждениях.
1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности
выпускника.
Научно-исследовательская деятельность:
- участие в проведении экспериментальных исследований
процессов, агрегатов и продукции для их совершенствования;
- выполнение литературного и патентного поиска, подготовка
технических отчетов, информационных обзоров, заключений и т.п.
Производственно-технологическая деятельность:
- участие в разработке и осуществлении технологических
процессов получения и обработки металлов и сплавов, а также
изделий из них;
- участие в разработке и осуществлении мероприятий по защите
окружающей среды от техногенных воздействий металлургического
производства;
- участие в разработке и осуществлении энерго- и
ресурсосберегающих технологий в области металлургии и
металлообработки;
- выполнение мероприятий по обеспечению качества продукции.
Организационно-управленческая деятельность:
- информационное обеспечение организации производства, труда и
управления, метрологическое обеспечение;
- участие в составлении необходимой технической документации;
- участие в работах по управлению качеством продукции.
При выполнении всех видов деятельности бакалавр должен знать
соответствующие стандарты, директивные и распорядительные
документы, методические и нормативные материалы, а также уметь
использовать современные средства вычислительной техники,
коммуникаций и связи.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 550500 - Металлургия;
- к освоению в сокращенные сроки основной образовательной
программы по направлению подготовки дипломированного специалиста
"Металлургия".
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 550500 - Металлургия
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и
курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 550500 - Металлургия
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. Понятие дифференциации лексики по ¦ ¦
¦ ¦сферам применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. Понятие об обиходно- ¦ ¦
¦ ¦литературном, официально-деловом, научном стилях,¦ ¦
¦ ¦стиле художественной литературы. Основные ¦ ¦
¦ ¦особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. Говорение. ¦ ¦
¦ ¦Диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации о¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая культура¦ ¦
¦ ¦личности. Основы здорового образа жизни студента.¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. Общая¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в системе ¦ ¦
¦ ¦физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. Профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦ Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - ХV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. ¦ ¦
¦ ¦ Общественная мысль и особенности общественного ¦ ¦
¦ ¦движения России XIX в. Реформы и реформаторы в ¦ ¦
¦ ¦России. Русская культура XIX века и ее вклад в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического режима.¦ ¦
¦ ¦ Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е¦ ¦
¦ ¦гг. Внешняя политика. Курс на строительство ¦ ¦
¦ ¦социализма в одной стране и его последствия. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономические преобразования в 30-е гг.¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в ¦ ¦
¦ ¦начальный период второй мировой войны. Великая ¦ ¦
¦ ¦Отечественная война. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие, общественно-политическая жизнь, ¦ ¦
¦ ¦культура, внешняя политика СССР в послевоенные ¦ ¦
¦ ¦годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ее ¦ ¦
¦ ¦провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Культурные ценности и нормы, культурные традиции,¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, культурная¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. Тенденции¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и социализация¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в жизни¦ ¦
¦ ¦современных обществ. Социальные функции политики.¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления гражданского¦ ¦
¦ ¦общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. Политическая¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический менеджмент.¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. Мировая ¦ ¦
¦ ¦политика и международные отношения. Особенности ¦ ¦
¦ ¦мирового политического процесса. Национально- ¦ ¦
¦ ¦государственные интересы России в новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации. Методология познания ¦ ¦
¦ ¦политической реальности. Парадигмы политического ¦ ¦
¦ ¦знания. Экспертное политическое знание; ¦ ¦
¦ ¦политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦ Источники российского права. Закон и подзаконные¦ ¦
¦ ¦акты. Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права ¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология. Предмет, объект и методы психологии.¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления в ¦ ¦
¦ ¦психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. Развитие ¦ ¦
¦ ¦психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг ¦ ¦
¦ ¦и психика. Структура психики. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного. Основные психические¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интеллект.¦ ¦
¦ ¦Творчество. Внимание. Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения¦ ¦
¦ ¦и деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. Психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп. Межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории педагогики:¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение; педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача.¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет,¦ ¦
¦ ¦экзамен, факультативные занятия, консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и управления¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического взаимодействия¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного языка.¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования элементов ¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. Языковые¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы унификации¦ ¦
¦ ¦языка служебных документов. Интернациональные ¦ ¦
¦ ¦свойства русской официально-деловой письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. Язык и стиль распорядительных документов. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых средств¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, развертывание¦ ¦
¦ ¦и завершение речи. Основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов. ¦ ¦
¦ ¦Словесное оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков грамотного ¦ ¦
¦ ¦письма и говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект О. ¦ ¦
¦ ¦Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. Социальные группы и ¦ ¦
¦ ¦общности. Виды общностей. Общность и личность. ¦ ¦
¦ ¦Малые группы и коллективы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦организация. Социальные движения. Социальное ¦ ¦
¦ ¦неравенство, стратификация и социальная ¦ ¦
¦ ¦мобильность. Понятие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные отношения.¦ ¦
¦ ¦Общественное мнение как институт гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений и ¦ ¦
¦ ¦культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный контроль¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных связей.¦ ¦
¦ ¦Человек и исторический процесс; личность и массы,¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития.¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера и ¦ ¦
¦ ¦знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. Научные¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. Закон ¦ ¦
¦ ¦убывающей предельной производительности. Эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и ¦ ¦
¦ ¦прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и¦ ¦
¦ ¦налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике.¦ ¦
¦ ¦Формирование открытой экономики. ¦ ¦
¦ ¦ Экономика предприятия. Виды предприятий. Виды ¦ ¦
¦ ¦ценных бумаг. Основы бухгалтерского учета. Оценка¦ ¦
¦ ¦результатов хозяйственной деятельности. Понятие ¦ ¦
¦ ¦банкротства. Основы маркетинга. Виды рекламы. ¦ ¦
¦ ¦Налоги. Налоговая система ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2300 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦2000 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦600 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды. ¦ ¦
¦ ¦ Дифференциальное и интегральное исчисления; ¦ ¦
¦ ¦векторный анализ и элементы теории поля; ¦ ¦
¦ ¦гармонический анализ; дифференциальные уравнения;¦ ¦
¦ ¦численные методы; основы вычислительного ¦ ¦
¦ ¦эксперимента. ¦ ¦
¦ ¦ Функции комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа. ¦ ¦
¦ ¦ Вероятность и статистика: теория вероятностей, ¦ ¦
¦ ¦случайные процессы, статистическое оценивание и ¦ ¦
¦ ¦проверка гипотез, статистические методы обработки¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных. ¦ ¦
¦ ¦Вариационное исчисление и оптимальное управление.¦ ¦
¦ ¦Уравнения математической физики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и накопления¦ ¦
¦ ¦информации; технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦реализации информационных процессов. ¦ ¦
¦ ¦ Модели решения функциональных и вычислительных ¦ ¦
¦ ¦задач; алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня. ¦ ¦
¦ ¦ Базы данных; программное обеспечение и ¦ ¦
¦ ¦технологии программирования; локальные и ¦ ¦
¦ ¦глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и ¦ ¦
¦ ¦сведений, составляющих государственную тайну; ¦ ¦
¦ ¦методы защиты информации. ¦ ¦
¦ ¦ Компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦600 ¦
¦ ¦ Физические основы механики: понятие состояния в ¦ ¦
¦ ¦классической механике, уравнения движения, законы¦ ¦
¦ ¦сохранения, принцип относительности в механике, ¦ ¦
¦ ¦кинематика и динамика твердого тела, жидкости и ¦ ¦
¦ ¦газы. ¦ ¦
¦ ¦ Колебания и волны: гармонический и ¦ ¦
¦ ¦ангармонический осциллятор, кинематика волновых ¦ ¦
¦ ¦процессов, интерференция и дифракция, элементы ¦ ¦
¦ ¦Фурье-оптики. ¦ ¦
¦ ¦ Молекулярная физика и термодинамика: ¦ ¦
¦ ¦корпускулярно-волновой дуализм, принцип ¦ ¦
¦ ¦неопределенности, квантовые состояния, квантовые ¦ ¦
¦ ¦уравнения движения, энергетический спектр атомов ¦ ¦
¦ ¦и молекул; три начала термодинамики, ¦ ¦
¦ ¦термодинамические функции и состояния, элементы ¦ ¦
¦ ¦неравновесной термодинамики, конденсированное ¦ ¦
¦ ¦состояние вещества. Элементы физики кристаллов и ¦ ¦
¦ ¦основы кристаллографии. ¦ ¦
¦ ¦ Теплофизика (тепло- и массоперенос): явления, ¦ ¦
¦ ¦законы и уравнения переноса вещества, тепла и ¦ ¦
¦ ¦импульса; тройная аналогия; применение теории ¦ ¦
¦ ¦подобия при изучении процессов переноса; ¦ ¦
¦ ¦постановка и решение задач переноса. ¦ ¦
¦ ¦ Электричество и магнетизм: электростатика и ¦ ¦
¦ ¦магнетостатика в вакууме и веществе, уравнения ¦ ¦
¦ ¦Максвелла, принцип относительности в ¦ ¦
¦ ¦электродинамике. Атомная и ядерная физика: модель¦ ¦
¦ ¦атома, основы физики ядра и элементарных частиц. ¦ ¦
¦ ¦ Физический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦400 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦4.1 ¦Неорганическая химия ¦ ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, катализаторы ¦ ¦
¦ ¦и каталитические системы, полимеры и олигомеры; ¦ ¦
¦ ¦химическая термодинамика и кинетика: энергетика ¦ ¦
¦ ¦химических процессов, химическое и фазовое ¦ ¦
¦ ¦равновесие, скорость реакции и методы ее ¦ ¦
¦ ¦регулирования, колебательные реакции; реакционная¦ ¦
¦ ¦способность веществ: химия и периодическая ¦ ¦
¦ ¦система элементов, кислотно-основные и ¦ ¦
¦ ¦окислительно-восстановительные свойства веществ, ¦ ¦
¦ ¦химическая связь, комплементарность; химическая ¦ ¦
¦ ¦идентификация: качественный и количественный ¦ ¦
¦ ¦анализ, аналитический сигнал, химический, физико-¦ ¦
¦ ¦химический и физический анализ; химический ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦4.2 ¦Физическая химия ¦ ¦
¦ ¦ Физико-химическая термодинамика; термодинамика ¦ ¦
¦ ¦растворов и фазовых переходов; поверхностные ¦ ¦
¦ ¦явления; электрохимия; статистическая ¦ ¦
¦ ¦термодинамика; гетерогенные и топохимические ¦ ¦
¦ ¦реакции; принципы термодинамики необратимых ¦ ¦
¦ ¦процессов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦200 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦5.1 ¦Общие проблемы экологии ¦ ¦
¦ ¦ Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и среды, ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные проблемы¦ ¦
¦ ¦окружающей среды, экологические принципы ¦ ¦
¦ ¦рационального использования природных ресурсов и ¦ ¦
¦ ¦охраны природы; основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования; основы экологического права, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; международное ¦ ¦
¦ ¦сотрудничество в области охраны окружающей среды ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦5.2 ¦Экологические проблемы металлургического ¦ ¦
¦ ¦производства ¦ ¦
¦ ¦ Инженерные методы защиты окружающей среды от ¦ ¦
¦ ¦техногенных воздействий металлургического ¦ ¦
¦ ¦производства; принципы и элементы безотходных и ¦ ¦
¦ ¦ресурсосберегающих технологий в металлургии ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦150 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦150 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦2080 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1660 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦150 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦1.1 ¦Начертательная геометрия ¦50 ¦
¦ ¦ Предмет начертательной геометрии. Задание точки,¦ ¦
¦ ¦прямой, плоскости и многогранников на комплексном¦ ¦
¦ ¦чертеже Монжа. Позиционные задачи. Метрические ¦ ¦
¦ ¦задачи. Способы преобразования чертежа. ¦ ¦
¦ ¦Многогранники. Кривые линии. Поверхности. ¦ ¦
¦ ¦Поверхности вращения. Линейчатые поверхности. ¦ ¦
¦ ¦Винтовые поверхности. Циклические поверхности. ¦ ¦
¦ ¦Обобщенные позиционные задачи. Метрические ¦ ¦
¦ ¦задачи. Построение разверток поверхностей. ¦ ¦
¦ ¦Касательные линии и плоскости к поверхности. ¦ ¦
¦ ¦Аксонометрические проекции ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦1.2 ¦Инженерная графика ¦100 ¦
¦ ¦ Конструкторская документация. Оформление ¦ ¦
¦ ¦чертежей. Элементы геометрии деталей. ¦ ¦
¦ ¦Изображения, надписи, обозначения. ¦ ¦
¦ ¦Аксонометрические проекции деталей. Изображения и¦ ¦
¦ ¦обозначения элементов деталей. Изображение и ¦ ¦
¦ ¦обозначение резьбы. Рабочие чертежи деталей. ¦ ¦
¦ ¦Выполнение эскизов деталей машин. Изображения ¦ ¦
¦ ¦сборочных единиц. Сборочный чертеж изделий ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Механика ¦200 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦2.1 ¦Сопротивление материалов ¦100 ¦
¦ ¦ Основные понятия и механические характеристики ¦ ¦
¦ ¦конструкционных материалов; расчеты несущей ¦ ¦
¦ ¦способности типовых элементов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦2.2 ¦Детали машин ¦100 ¦
¦ ¦ Классификация машин и механизмов, их ¦ ¦
¦ ¦структурный, кинематический и силовой анализ; ¦ ¦
¦ ¦критерии работоспособности деталей машин, ¦ ¦
¦ ¦принципы их инженерных расчетов; допуски и ¦ ¦
¦ ¦посадки, размерные цепи; механические передачи, ¦ ¦
¦ ¦валы и втулки, муфты и другие детали машин ¦ ¦
¦ ¦и механизмов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Теплотехника ¦120 ¦
¦ ¦ Тепловые процессы при производстве и обработке ¦ ¦
¦ ¦металлов и применение закономерностей технической¦ ¦
¦ ¦термодинамики, механики жидкостей и газов, тепло-¦ ¦
¦ ¦и массообмена для их анализа и расчета; топливо и¦ ¦
¦ ¦его сжигание; огнеупорные и теплоизоляционные ¦ ¦
¦ ¦материалы; способы и устройства для использования¦ ¦
¦ ¦вторичных энергоресурсов; экологические аспекты ¦ ¦
¦ ¦сжигания топлива и утилизации вторичных ¦ ¦
¦ ¦энергоресурсов; конструкции печей, используемых в¦ ¦
¦ ¦основных переделах черной и цветной металлургии ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Материаловедение. Технология конструкционных ¦250 ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦4.1 ¦Материаловедение ¦ ¦
¦ ¦ Классификация материалов; их основные свойства, ¦ ¦
¦ ¦принципы выбора и использования; роль материала в¦ ¦
¦ ¦эксплуатации изделий. ¦ ¦
¦ ¦ Кристаллизация расплавов; диаграммы состояния, ¦ ¦
¦ ¦типы структур материалов; фазовые превращения в ¦ ¦
¦ ¦сплавах. ¦ ¦
¦ ¦ Механические и физические свойства, их значение ¦ ¦
¦ ¦при эксплуатации изделий, стандартные испытания, ¦ ¦
¦ ¦свойства, как показатели качества. ¦ ¦
¦ ¦ Сплавы системы железо-углерод; сплавы цветных ¦ ¦
¦ ¦металлов; порошковые, композиционные, аморфные ¦ ¦
¦ ¦материалы. ¦ ¦
¦ ¦ Неметаллические материалы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Электротехника и электроника ¦180 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦5.1 ¦Общая электротехника и электроника ¦ ¦
¦ ¦ Электрические и магнитные цепи. Основные ¦ ¦
¦ ¦определения, топологические параметры и методы ¦ ¦
¦ ¦расчета электрических цепей. Анализ и расчет ¦ ¦
¦ ¦линейных цепей переменного тока, цепей с ¦ ¦
¦ ¦нелинейными элементами, магнитных цепей. ¦ ¦
¦ ¦Электромагнитные устройства и электрические ¦ ¦
¦ ¦машины. Электромагнитные устройства. ¦ ¦
¦ ¦Трансформаторы. Машины постоянного тока. ¦ ¦
¦ ¦Асинхронные машины. Синхронные машины. Основы ¦ ¦
¦ ¦электроники и электрические измерения. Элементная¦ ¦
¦ ¦база современных электронных устройств. Источники¦ ¦
¦ ¦вторичного электропитания. Усилители ¦ ¦
¦ ¦электрических сигналов. Импульсные и ¦ ¦
¦ ¦автогенераторные устройства. Основы цифровой ¦ ¦
¦ ¦электроники. Микропроцессорные средства. ¦ ¦
¦ ¦Электрические измерения и приборы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Метрология, стандартизация и сертификация ¦100 ¦
¦ ¦ Теоретические основы метрологии. Классификация и¦ ¦
¦ ¦погрешности измерений. Метрологическое ¦ ¦
¦ ¦обеспечение измерений. Метрологическая ¦ ¦
¦ ¦экспертиза. Разработка и аттестация методик ¦ ¦
¦ ¦выполнения измерений. Метрологический надзор на ¦ ¦
¦ ¦предприятии. Государственная система обеспечения ¦ ¦
¦ ¦единства измерений. ¦ ¦
¦ ¦ Стандартизация. Правовые основы стандартизации. ¦ ¦
¦ ¦Виды стандартов. Технические условия. Основные ¦ ¦
¦ ¦принципы и методы стандартизации. Информационное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение работ по стандартизации. Разработка, ¦ ¦
¦ ¦применение, обновление и отмена стандартов. ¦ ¦
¦ ¦Государственный контроль и надзор за соблюдением ¦ ¦
¦ ¦требований государственных стандартов. ¦ ¦
¦ ¦ Сертификация продукции. Правовое обеспечение ¦ ¦
¦ ¦сертификации. Объекты сертификации. Правила, ¦ ¦
¦ ¦порядок, организация и нормативное обеспечение ¦ ¦
¦ ¦проведения работ по сертификации. Схемы и системы¦ ¦
¦ ¦сертификации. Сертификация систем качества и ¦ ¦
¦ ¦производств; правила, порядок и нормативное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение проведения работ. Аудит качества ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
¦ ¦ Человек и среда обитания. Характерные состояния ¦ ¦
¦ ¦системы "человек - среда обитания". Основы ¦ ¦
¦ ¦физиологии труда и комфортные условия ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности в техносфере. Критерии ¦ ¦
¦ ¦комфортности. Негативные факторы техносферы, их ¦ ¦
¦ ¦воздействие на человека, техносферу и природную ¦ ¦
¦ ¦среду. Критерии безопасности. Опасности ¦ ¦
¦ ¦технических систем: отказ, вероятность отказа, ¦ ¦
¦ ¦качественный и количественный анализ опасностей. ¦ ¦
¦ ¦Средства снижения травмоопасности и вредного ¦ ¦
¦ ¦воздействия технических систем. Безопасность ¦ ¦
¦ ¦функционирования автоматизированных и ¦ ¦
¦ ¦роботизированных производств. Безопасность в ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуациях. Управление безопасностью ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности. Правовые и нормативно- ¦ ¦
¦ ¦технические основы управления. Системы контроля ¦ ¦
¦ ¦требований безопасности и экологичности. ¦ ¦
¦ ¦Профессиональный отбор операторов технических ¦ ¦
¦ ¦систем. Экономические последствия и материальные ¦ ¦
¦ ¦затраты на обеспечение безопасности ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности. Международное сотрудничество в¦ ¦
¦ ¦области безопасности жизнедеятельности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Методы контроля и анализа веществ ¦80 ¦
¦ ¦ Инструментальные методы контроля и анализа; ¦ ¦
¦ ¦спектроскопические, структурные, ¦ ¦
¦ ¦рентгеноструктурные, электронноскопические и ¦ ¦
¦ ¦теплофизические методы анализа. ¦ ¦
¦ ¦ Химические методы определения элементов и ¦ ¦
¦ ¦аналитический контроль ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Основы производства и обработки металлов ¦150 ¦
¦ ¦ Физико-химические основы получения черных и ¦ ¦
¦ ¦цветных металлов и сплавов; металлургия железа; ¦ ¦
¦ ¦сталеплавильные процессы; производство цветных ¦ ¦
¦ ¦металлов и сплавов; получение слитков и литых ¦ ¦
¦ ¦заготовок черных и цветных металлов; теория и ¦ ¦
¦ ¦технология литейного производства; основы теории ¦ ¦
¦ ¦и технологические процессы обработки металлов ¦ ¦
¦ ¦давлением; принципы и виды термической обработки ¦ ¦
¦ ¦различных типов сплавов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Моделирование процессов и объектов в металлургии ¦100 ¦
¦ ¦ Понятие математической модели, общие принципы и ¦ ¦
¦ ¦этапы ее построения; вычислительный эксперимент и¦ ¦
¦ ¦адекватность моделей; применение численных ¦ ¦
¦ ¦методов для анализа и расчета процессов, ¦ ¦
¦ ¦протекающих при производстве и обработке металлов¦ ¦
¦ ¦и сплавов; методы решения сопряженных задач; ¦ ¦
¦ ¦постановка и пути решения оптимизационных задач ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Информационные технологии в металлургии ¦100 ¦
¦ ¦ Металлургические процессы и производство как ¦ ¦
¦ ¦объект автоматизации и управления; методы ¦ ¦
¦ ¦автоматизированного сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации о параметрах ¦ ¦
¦ ¦технологических процессов; технические средства, ¦ ¦
¦ ¦включая промышленные контроллеры и управляющие ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ. Структура, предметное и логическое ¦ ¦
¦ ¦проектирование баз данных, пакетов стандартных ¦ ¦
¦ ¦прикладных программ, информационных и ¦ ¦
¦ ¦вычислительных сетей для совершенствования ¦ ¦
¦ ¦металлургических технологий и управления ¦ ¦
¦ ¦объектами. ¦ ¦
¦ ¦ Автоматизированные технологические комплексы в ¦ ¦
¦ ¦металлургии ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12¦Управление производством ¦130 ¦
¦ ¦ Методы экономического прогнозирования и ¦ ¦
¦ ¦планирования; принципы организации ¦ ¦
¦ ¦производственных процессов, построение графиков и¦ ¦
¦ ¦методы их оптимизации; производственная мощность ¦ ¦
¦ ¦предприятия, условия осуществления безубыточности¦ ¦
¦ ¦производственной программы; рациональные схемы ¦ ¦
¦ ¦управления материально-техническими ресурсами и ¦ ¦
¦ ¦качеством продукции; методы оперативного ¦ ¦
¦ ¦управления, планы-графики работы участков и ¦ ¦
¦ ¦цехов; методы управления персоналом, материальное¦ ¦
¦ ¦стимулирование, заработная плата при различных ¦ ¦
¦ ¦формах хозяйствования; методы нормирования труда ¦ ¦
¦ ¦и оптимизации норм труда, материальных ресурсов, ¦ ¦
¦ ¦производительности агрегатов; методы оценки ¦ ¦
¦ ¦эффективности производственных процессов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦210 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦210 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦714 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦7344 ¦
L--------+-------------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 550500 - Металлургия
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208
недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую
работу студентов, практикумы,
в том числе лабораторные - 136 недель,
- экзаменационные сессии - не менее 23 недель,
- практики - не менее 6 недель,
в том числе:
учебная - 2 недели,
производственная - 4 недели,
- итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту
выпускной квалификационной работы - не менее 6 недель,
- каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 31 недели.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра
по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в
случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом до
одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2
настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год, если указанная форма освоения образовательной программы
(специальности) не запрещена соответствующим постановлением
Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 550500 - Металлургия
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки бакалавра.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза подготовки
бакалавра на основе настоящего государственного образовательного
стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам федерального компонента и практикам,
включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна
выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала, для циклов дисциплин в пределах 5%, а для дисциплин,
входящих в цикл, - в пределах 10%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых
дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном
стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины:
"Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая
культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история",
"Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по
усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в
междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума
содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной
или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-
экономических направлений подготовки (специальностей)), выделенные
на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.
Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной
(вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут
предусматриваться с учетом пожелания студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и
социально-экономических, математических и естественнонаучных
дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин;
содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально
ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и
содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки
бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного
заведения, имеющих среднее профессиональное образование
соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и
навыков студентов, полученных на предыдущем этапе
профессионального образования. При этом продолжительность обучения
должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки
допускается также для лиц, уровень образования или способности
которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими,
как правило, базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и
(или) научно-методической деятельностью.
Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь
ученую степень и (или) опыт деятельности в соответствующей
профессиональной сфере.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам
данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню
дисциплин основной образовательной программы из расчета
обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями не
менее 0,5 экземпляра на одного студента.
Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины:
физика, химия, механика, электротехника и электроника,
теплотехника, методы контроля и анализа веществ, материаловедение,
основы производства и обработки металлов, безопасность
жизнедеятельности, моделирование процессов и объектов в
металлургии, информационные технологии в металлургии, специальные
дисциплины (по решению вуза).
Библиотечный фонд должен быть обеспечен базовыми учебниками и
учебными пособиями по всем дисциплинам, перечисленным в настоящем
государственном стандарте, и иметь журналы:
1. Реферативный журнал "Металлургия", "Сварка";
2. Заводская лаборатория;
3. Известия вузов. Серии Черная металлургия, Цветная
металлургия;
4. Кузнечно-штамповочное производство;
5. Литейное производство;
6. Металловедение и термическая обработка металлов;
7. Металлург;
8. Сварочное производство;
9. Порошковая металлургия;
10. Сталь;
11. Теплоэнергетика;
12. Стандарты и качество;
13. Надежность и контроль качества;
14. Acta Materialia;
15. Metallurgical and Materials Transactions.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки бакалавра, должно располагать материально-
технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной
подготовки и научно-исследовательской работы студентов,
предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим
санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и правилам.
6.5. Требования к организации практик.
Учебная практика.
Цели практики:
- общее ознакомление со структурой предприятия полного
металлургического цикла;
- ознакомление с технологическими процессами и оборудованием
основных цехов;
- ознакомление с методами контроля технологических параметров и
качества продукции;
- ознакомление с основными планово-экономическими показателями
предприятия.
Место проведения практики: предприятия полного
металлургического цикла.
Производственная практика.
Цели практики:
- закрепление знаний, полученных в процессе теоретического
обучения, и приобретение исходных практических навыков по
направлению профессиональной деятельности;
- освоение технологических процессов, конструктивных элементов
основного и вспомогательного оборудования, методов лабораторных
испытаний;
- ознакомление с документами системы управления качеством
продукции, ее реализацией и сертификацией;
- ознакомление с задачами и деятельностью служб охраны труда и
защиты окружающей среды;
- сбор материалов для курсовых проектов и работ.
Место проведения практики: промышленные предприятия, оснащенные
<...>.
6.6. Аттестация по итогам практики.
Аттестация по итогам практики проводится на основании
оформленного в соответствии с установленными требованиями
письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия.
По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно).
7. Требования к уровню подготовки бакалавра
по направлению 550500 - Металлургия
7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра.
Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его
степени (квалификации), указанной в п. 1.2 настоящего
государственного образовательного стандарта:
- читать и выполнять технические чертежи;
- выполнять прочностные расчеты деталей машин и механизмов;
- использовать законы переноса тепла и массы для расчета
технологических установок в металлургии;
- анализировать диаграммы фазовых равновесий, структурные
превращения в жидком и твердом состоянии металлов;
- знать основные технологические процессы и аппараты
металлургического производства и уметь формулировать технико-
экономические требования к ним с целью обеспечения качества
продукции, с учетом решения задач ресурсо- и энергосбережения;
- использовать принципы метрологии для выполнения и анализа
измерений параметров металлургических процессов и свойств
металлопродукции;
- применять вычислительную технику и информационные технологии
для контроля металлургического производства и его анализа;
- осуществлять математическое моделирование простейших систем в
металлургии с использованием вычислительной техники;
- оценивать потенциально опасные и вредные производственные
факторы металлургического производства и выбирать меры по
обеспечению безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей
среды;
- анализировать и обрабатывать результаты измерений;
- составлять обзоры научно-технической литературы и проводить
патентный поиск.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
бакалавра.
7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.
Итоговая государственная аттестация бакалавра включает защиту
выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности бакалавра к
выполнению профессиональных задач, установленных настоящим
государственным образовательным стандартом, и продолжению
образования в соответствии с п. 1.4 настоящего государственного
образовательного стандарта.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к выпускной работе бакалавра.
Выпускная работа бакалавра должна быть представлена в форме
рукописи.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной работы
бакалавра определяются высшим учебным заведением на основании
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников
высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России,
настоящего государственного образовательного стандарта и
методических рекомендаций УМО по образованию в области
металлургии.
Время, отводимое на подготовку квалификационной работы
бакалавра, должно составлять не менее шести недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену бакалавра.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
направлению 550500 - Металлургия определяются вузом на основании
методических рекомендаций и соответствующей примерной программы,
разработанных УМО по образованию в области металлургии, Положения
об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных
заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящего
государственного образовательного стандарта.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
металлургии.
|