Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
2 марта 2000 года
Регистрационный номер
7-тех/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 551500 - ПРИБОРОСТРОЕНИЕ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) ВЫПУСКНИКА - МАГИСТР ТЕХНИКИ
И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления
551500 - Приборостроение
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр техники и
технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 551500 - Приборостроение при
очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа
подготовки магистра реализуется по ступеням: бакалавр - 4 года и
магистр - 2 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр по направлению 551500 - Приборостроение может занимать
следующие должности, определенные квалификационными требованиями
Квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением
Минтруда России от 21.08.1998 N 37: "Научный сотрудник",
"Ассистент", "Инженер", "Конструктор", "Технолог", "Механик",
"Математик", "Программист" и прочие.
Магистр подготовлен к видам деятельности, требующим углубленной
фундаментальной и профессиональной подготовки, прежде всего к
научно-исследовательской работе; при условии освоения
соответствующей образовательно-профессиональной программы
педагогического профиля - педагогической деятельности.
1.3.1. Область профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности выпускника включает
исследования, разработки и технологии, направленные на разработку
теории, создание и применение приборов и систем, предназначенных
для получения, регистрации и обработки информации об окружающей
среде, биологических и технических объектах.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускника в
зависимости от содержания конкретной образовательной программы
(специальности) направления подготовки являются: электронно-
механические, магнитные, электромагнитные, акустические и
акустооптические методы; приборы, системы, комплексы и элементная
база приборостроения; технология производства элементов, приборов
и систем, а также программное обеспечение и информационно-
измерительные технологии в приборостроении.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Магистр по направлению 551500 - Приборостроение в зависимости
от конкретного содержания основной образовательной программы может
быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной
деятельности:
- научно-исследовательская;
- научно-педагогическая;
- проектно-конструкторская;
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая.
Конкретные виды деятельности выпускника определяются
содержанием основной образовательной программы, разрабатываемой
вузом.
1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности
выпускника.
Магистр по направлению 551500 - Приборостроение может быть
подготовлен к решению следующих типов профессиональных задач:
а) научно-исследовательская деятельность:
- формулирование задачи и плана научного исследования в области
приборостроения на основе проведения библиографической работы с
применением современных информационных технологий;
- построение математических моделей объектов исследования и
выбор численного метода их моделирования, разработка нового или
выбор готового алгоритма решения задачи;
- разработка отдельных программ для решения различных задач
приборостроения, включая задачи проектирования, исследования,
производства и контроля приборов и систем;
- выполнение математического (компьютерного) моделирования и
оптимизации параметров объектов на базе разработанных и имеющихся
средств исследования и проектирования, включая стандартные и
специализированные пакеты прикладных программ;
- выбор оптимального метода и разработка программ
экспериментальных исследований, проведение измерений с выбором
технических средств и обработкой результатов;
- составление описаний проводимых исследований, подготовка
данных для составления отчетов, обзоров и другой технической
документации;
- оформление отчетов, статей, рефератов на базе современных
средств редактирования и печати в соответствии с установленными
требованиями;
- защита приоритета и новизны полученных результатов
исследований, используя юридическую базу для охраны
интеллектуальной собственности;
- осуществление наладки, настройки и опытной проверки отдельных
видов приборов и систем в лабораторных условиях и на объектах;
б) научно-педагогическая деятельность:
- участие в разработке программ учебных дисциплин и курсов на
основе изучения научной, технической и научно-методической
литературы, а также собственных результатов научных исследований;
- постановка и модернизация отдельных лабораторных работ и
практикумов по дисциплинам приборостроительного профиля;
- проведение отдельных видов аудиторных учебных занятий,
включая лабораторные, практические, а также обеспечение научно-
исследовательской работы студентов;
- применение и разработка новых образовательных технологий,
включая системы компьютерного и дистанционного обучения;
в) проектно-конструкторская деятельность:
- анализ состояния научно-технической проблемы, технического
задания и постановка цели и задач проектирования
приборостроительной техники на основе подбора и изучения
литературных и патентных источников;
- разработка функциональных и структурных схем приборов и
систем с определением их физических принципов действия, структур и
установлением технических требований на отдельные блоки и
элементы;
- проектирование и конструирование различных типов систем,
блоков и узлов с использованием средств компьютерного
проектирования; проведением проектных расчетов и технико-
экономическим обоснованием конструкций;
- оценка технологичности конструкторских решений, разработка
технологических процессов сборки и контроля приборных блоков,
узлов и деталей;
- составление технической документации, включая инструкции по
эксплуатации, программы испытаний, технические условия и другие;
- участие в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию
опытных образцов приборостроительной техники;
г) производственно-технологическая деятельность:
- разработка и внедрение технологических процессов и методов
изготовления, контроля качества приборов и систем, их элементов и
покрытий;
- разработка норм выработки, технологических нормативов на
расход материалов, инструмента, выбор оборудования, оценка
экономической эффективности техпроцессов;
- разработка технических заданий на проектирование
приспособлений, оснастки и специального инструмента,
предусмотренных технологией;
- участие в работах по доводке и освоению техпроцессов в ходе
технологической подготовки производства приборов;
д) организационно-управленческая деятельность:
- организация работы научно-производственного коллектива,
принятие исполнительских решений;
- разработка планов научно-исследовательских работ и управление
ходом их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб
необходимой технической документацией, материалами, оборудованием;
- нахождение оптимальных решений при создании продукции с
учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения,
конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности;
- размещение технологического оборудования, техническое
оснащение и организация рабочих мест, расчет производственных
мощностей и загрузки оборудования;
- осуществление технического контроля и управление качеством
производства приборов.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по
научным специальностям:
01.04.06 - Акустика;
05.11.01 - Приборы и методы измерения (по видам измерения);
05.11.03 - Приборы навигации;
05.11.06 - Акустические приборы и системы;
05.11.13 - Приборы и методы контроля природной среды, веществ,
материалов и изделий;
05.11.14 - Технология приборостроения;
05.11.16 - Информационно-измерительные и управляющие системы
(по отраслям);
05.11.18 - Приборы и методы преобразования изображений.
1.5. Перечень аннотированных магистерских программ
(специализаций), реализуемый в рамках направления 551500 -
Приборостроение.
551501 - Магниторезонансная томография
Исследование, разработка и применение методов компьютерной
томографии на основе явлений магнитного резонанса и рентгеновского
излучения; компьютерных аппаратов для визуализации информации с
применением ультразвука, теплового излучения, изотропного
ионизирующего излучения, проникающего излучения высоких энергий и
отражения радиоволн.
551502 - Приборы и методы измерения механических величин
Исследование, разработка и применение новых методов и
технических средств для измерения механических величин,
включающих: измерительные преобразователи механических величин на
основе упругих элементов, резистивных, пьезоэлектрических,
емкостных и тепловых измерительных преобразователей; измерители
линейных скоростей на основе преобразователей скоростного напора,
колориметрических и термоанемометрических преобразователей,
доплеровских измерителей скорости и электромагнитных
преобразователей; измерители линейных ускорений маятникового и
осевого типа; автоматизированные измерительные комплексы.
551503 - Системы автоматизированного проектирования в
приборостроении
Анализ процессов инженерного проектирования; формализация,
алгоритмизация и разработка методов решения задач
конструкторского, технологического и организационного
проектирования; проектирование программных систем, банков данных и
библиотек программ инженерного проектирования, создание моделей
объектов и процессов проблемной области; организация
интегрированных программных систем и методов автоматизированного и
неавтоматизированного проектирования; разработка математических
методов решения инженерных задач; автоматизация производственных
процессов.
551504 - Технология приборостроения
Исследование и разработка новых технологий изготовления и
сборки приборов, систем и их элементов, а также технологического
управления качеством поверхностного слоя деталей и его оптимизация
для различных функциональных свойств.
551505 - Измерительные информационные технологии
Восприятие информации об исследуемых объектах, формирование и
преобразование сигналов, кодирование, обработка данных,
интерпретация результатов, оценивание их достоверности.
551506 - Системы обработки аудиовизуальной информации
Исследование, разработка и применение приборов и систем записи,
преобразования и воспроизведения аудиовизуальной информации
(киноаппаратура, звукозаписывающая аппаратура, видеоаппаратура,
фотоаппаратура, голографические системы, факсимильная аппаратура,
множительная техника, высокоскоростная кинофотоаппаратура).
Техническая эксплуатация, сертификация и маркетинг кино-,
видеотехники.
551507 - Системы ориентации, стабилизации и навигации
Исследование, разработка и применение приборов и систем
ориентации, стабилизации и навигации подвижных объектов различного
назначения.
551508 - Прикладная звукометрия
Исследование, разработка и применение путей повышения точности
определения местоположения источников импульсных и непрерывных
звуковых сигналов.
551509 - Гидроакустика
Разработка и применение методов исследования океана, морского
шельфа, подводной связи, навигации и гидролокации.
551510 - Акустические методы исследования твердого тела
Исследование твердого тела акустическими методами, основанными
на функциональной или корреляционной связи таких параметров
ультразвука, как скорость распространения, затухание, дисперсия,
поляризация в анизотропных (кристаллы, текстуры) и изотропных
твердых средах с физико-механическими свойствами и структурой
веществ.
551511 - Акустоэлектроника
Исследования и разработки акустоэлектронных радиокомпонентов и
устройств: ультразвуковых линий задержки, монолитных
пьезоэлектрических фильтров и фильтров на поверхностных
акустических волнах (ПАВ), резонаторов, устройств обработки
сигналов на ПАВ (коррелометры, фазовращатели, усилители,
конвольверы и др.).
551512 - Ультразвуковая техника и технология
Исследование методов и разработка акустической контрольно-
измерительной аппаратуры (расходомеры, уровнемеры, толщиномеры,
плотномеры, концентратомеры, газоанализаторы и т.п.) и
технологической акустической аппаратуры с использованием мощных
звуковых полей (ультразвуковая обработка твердых металлов,
диспергирование, ультразвуковая очистка, акустическая коагуляция,
обработка расплавленного металла и др.).
551513 - Аудиотехника
Исследование и разработка аудиотехнической аппаратуры для
излучения и приема звуковых колебаний.
551514 - Акустическая экология
Исследование и разработка методов, приборов и систем
акустического мониторинга окружающей среды, акустической
диагностики работающих машин и механизмов, методов и средств
защиты человека от вибраций, шума и акустических излучений.
551515 - Приборы и устройства биомеханики
Исследование, разработка и применение методов и технологий для
получения самоорганизующихся высших кинематических пар,
аналогичных объектам живой природы.
551516 - Методы и средства исследований разрушения и
сопротивления деформированию элементов приборов
Теоретические исследования по механике деформирования и
разрушения твердых тел; исследования и создание испытательных
устройств.
551517 - Медико-биологические системы и аппараты
Исследование и разработка новых методов и технических средств
для медико-биологических применений, включающих диагностические
приборы и системы; комплексы для анализа и автоматизированной
обработки биосигналов; приборы и системы для регистрации и анализа
процессов жизнедеятельности организма при критических состояниях;
терапевтические аппараты и системы для воздействия электрическим
полем, ионизирующим и ультразвуковым излучением и др.;
биостимуляторы; хирургическая техника.
551518 - Аппаратура для клинико-лабораторного анализа
Исследование и разработка приборов и комплексов для
лабораторного анализа на базе физических и физико-химических
методов изучения биосубстратов; технологических схем лабораторных
экспериментов; физико-механических, физико-химических и атомно-
физических анализаторов биопроб; аппаратных методов
иммунологических исследований; аналитической аппаратуры для
лабораторий санитарно-эпидемиологических станций; систем
автоматизации лабораторных медицинский исследований.
551519 - Микропроцессорные средства и программное обеспечение
измерений
Исследование, разработка и применение математических моделей,
методов, программ и компьютерных технологий для решения
измерительных задач приборостроения на базе микропроцессорной
измерительной техники.
Научно-исследовательская составляющая каждой из магистерских
программ по решению Ученого совета вуза реализуется через
авторские магистерские программы (магистерские специализации),
отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы
по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки лиц и условия
их конкурсного отбора для обучения в магистратуре
2.1. Лица, желающие получить квалификацию (степень) магистра,
должны иметь высшее профессиональное образование определенной
ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 551500 -
Приборостроение, зачисляются в магистратуру по направлению 551500
- Приборостроение на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора
определяются вузом в соответствии с требованиями государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования
бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие получить степень магистра по направлению
551500 - Приборостроение и имеющие высшее профессиональное
образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к
конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам,
необходимым для подготовки магистра и предусмотренным
государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по
данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки магистра по направлению 551500 - Приборостроение
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра
разрабатывается на основании государственного образовательного
стандарта подготовки бакалавра по направлению 551500 -
Приборостроение, настоящего государственного образовательного
стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных
дисциплин, программы научно-исследовательской и научно-
педагогической практик и программы научно-исследовательской
работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются государственным
образовательным стандартом подготовки бакалавра по направлению
551500 - Приборостроение и настоящим государственным
образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра
состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра
и программы специализированной подготовки магистра, которая
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по
выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять
дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра
должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы;
- в соответствии с программой специализированной подготовки
магистра:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной
подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-
педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной п. 1.4 настоящего государственного
образовательного стандарта.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 551500 - Приборостроение
---------T----------------------------------------------T--------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания¦Теорети-¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ческое ¦
¦ ¦бакалавра определены в государственном ¦обучение¦
¦ ¦образовательном стандарте высшего ¦- 7344 ¦
¦ ¦профессионального образования подготовки ¦час. ¦
¦ ¦бакалавра по направлению 551500 - ¦ ¦
¦ ¦Приборостроение ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦7344 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки магистра ¦
+--------T----------------------------------------------T--------+
¦ДНМ.0.00¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦400 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.Ф.01¦Современные проблемы науки ¦ ¦
¦ ¦Роль науки в современной цивилизации; виды ¦ ¦
¦ ¦наук; уровни научного знания; общие ¦ ¦
¦ ¦закономерности формирования научных теорий; ¦ ¦
¦ ¦фундаментальные и прикладные исследования ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.Ф.02¦История и методология науки ¦ ¦
¦ ¦Возникновение и эволюция науки; наука и ¦ ¦
¦ ¦философия; синтез теоретических и прикладных ¦ ¦
¦ ¦знаний в технике; методология научной ¦ ¦
¦ ¦деятельности; эмпирический и теоретический ¦ ¦
¦ ¦уровни научного исследования; научные ¦ ¦
¦ ¦открытия; логические методы поиска решений; ¦ ¦
¦ ¦стратегия научного поиска; методы организации ¦ ¦
¦ ¦научно-исследовательской работы ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.Ф.03¦Компьютерные технологии в науке и образовании ¦ ¦
¦ ¦Базы данных научной и образовательной ¦ ¦
¦ ¦информации; методы поиска информации; ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникационные сети; поиск информации в ¦ ¦
¦ ¦сети Интернет; компьютерные образовательные ¦ ¦
¦ ¦технологии; дистанционное обучение; структура ¦ ¦
¦ ¦и средства сетевых систем дистанционного ¦ ¦
¦ ¦обучения ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦367 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦367 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СДМ.0.00¦Специальные дисциплины ¦918 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СДМ.Р.00¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦594 ¦
¦ ¦определяются в соответствии с квалификационной¦ ¦
¦ ¦характеристикой выпускника и научным ¦ ¦
¦ ¦направлением магистерской программы ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СДМ.В.00¦Дисциплины по выбору студента ¦324 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦НИРМ.00 ¦Научно-исследовательская работа ¦1836 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦НИРМ.01 ¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦756 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦НИРМ.02 ¦Подготовка магистерской диссертации ¦1080 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦3888 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Всего ¦11232 ¦
L--------+----------------------------------------------+---------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 551500 - Приборостроение
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра при очной форме обучения - 312 недель, в том
числе:
- образовательная программа подготовки бакалавра - 208 недель;
- программа специализированной
подготовки магистра - 104 недели;
из них:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в т.ч. лабораторные работы,
подготовку выпускной квалификационной работы,
а также экзаменационные сессии - 72 недели;
- практики: - не менее 8 недель;
научно-исследовательская - не менее 5 недель;
научно-педагогическая - не менее 3 недель;
- итоговая государственная аттестация - не менее 4 недель;
- каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 17 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам
обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения
увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока,
установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного
стандарта, в том числе подготовка бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по
основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в
неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее
160 часов в год, если указанная форма освоения образовательной
программы (специальности) не запрещена соответствующим
постановлением Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 551500 - Приборостроение
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу подготовки магистра
на основе настоящего государственного образовательного стандарта
магистра и примерной образовательной программы.
Дисциплины "по выбору студента" являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид
учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов,
отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам, включенных в учебный план вуза, должна
выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно,
зачтено).
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин, в пределах 5%, для дисциплин,
входящих в цикл, в пределах 10%;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий
физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов
по программам, составленным на основе результатов исследований
научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную
специфику, при условии соответствия содержания дисциплин
требованиям настоящего стандарта;
- дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в
состав итоговой государственной аттестации выпускников;
- определять магистерские программы по направлению, указанные в
п. 1.5 настоящего стандарта, включая изменение и дополнение их
перечня, в установленном порядке;
- проводить по желанию студентов дополнительные государственные
экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень вступительных
экзаменов в аспирантуру;
- предоставлять право студентам, обучающимся в магистратуре,
сдавать экзамены кандидатского минимума.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с
индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с
участием научного руководителя и научного руководителя
магистерской программы с учетом пожеланий магистранта.
Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом
факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация программы специализированной подготовки магистра
должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как
правило, базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и
(или) научно-методической деятельностью.
Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь
ученую степень и (или) опыт деятельности в соответствующей
профессиональной сфере, при этом должно быть не менее 70% докторов
и кандидатов наук от общего числа научно-преподавательских кадров,
обеспечивающих учебный процесс по направлению.
Научный руководитель магистранта должен иметь ученую степень и
(или) ученое звание, вести научные исследования по тематике
магистерских программ. Научный руководитель магистерской программы
(специализации) должен быть, как правило, профессором или доктором
наук.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
магистра должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам
данных, терминалам национальной академической сети, Европейского и
международного банков данных и библиотечным фондам, формируемых из
расчета по обеспеченности учебниками и учебно-методическими
пособия не менее 1 экземпляра на одного студента.
По каждой магистерской программе направления должны быть изданы
учебники или учебные пособия, подготовленные коллективом
преподавателей, осуществляющих учебный процесс.
Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины:
компьютерные технологии в науке и образовании, специальные
дисциплины, а также научно-исследовательская работа.
Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:
"Автоматизация проектирования",
"Датчики и системы",
"Известия вузов. Приборостроение",
"Измерительная техника",
"Механизация и автоматизация производства",
"Приборы и техника эксперимента",
"Приборы и системы управления",
Реф. журнал "Метрология и измерительная техника",
"Стандарты и качество",
"Техника кино и телевидения",
"Precision engineering".
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению
учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки магистра, должно располагать материально-
технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной
подготовки и научно-исследовательской работы студентов,
предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим
санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и правилам.
Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены
широкими наборами типовых и модульных узлов и элементов,
промышленными образцами техники, специализированными установками
исследовательского назначения, которые обеспечивают практическое
изучение методов, приборов и технологий, а также проведение
индивидуальной научно-исследовательской работы в соответствии с
содержанием программ магистерских специализаций.
6.2.5. Требования к научно-исследовательской части программы.
Цель научно-исследовательской части программы: изучение
студентом-магистрантом всех элементов научного исследования,
приобретение практических навыков ведения научной работы, опыта
обмена информацией, подготовки научных докладов, рефератов и
статей.
Более половины общего объема научно-исследовательских работ по
соответствующему направлению магистратуры за последние 5 лет
должны составлять фундаментальные и поисковые научные
исследования.
Не менее 50% магистерских программ каждого направления
магистратуры должны быть обеспечены однопрофильными
специальностями аспирантуры, реализуемыми в вузе.
По тематике магистерской программы должны быть опубликованы
научные статьи в ведущих отечественных и зарубежных журналах,
трудах национальных и Международных конференций, симпозиумов,
съездов, конгрессов, известные научной общественности.
6.2.6. Требования к организации практик.
6.2.6.1. Научно-исследовательская практика.
Цель научно-исследовательской и педагогической практики:
подготовить студентов к выполнению выпускной квалификационной
работы (магистерской диссертации).
Место проведения практики: предприятия, научно-
исследовательские организации и учреждения, на которых возможно
изучение и сбор материалов, связанных с выполнением выпускной
квалификационной работы.
6.2.6.2. Научно-педагогическая практика.
Цель научно-педагогической практики: изучить основы
педагогической и учебно-методической работы в высших учебных
заведениях, овладеть педагогическими навыками проведения отдельных
видов учебных занятий по дисциплинам оптического профиля.
Место проведения практики: образовательные учреждения высшего
профессионального образования.
6.2.6.3. Аттестация по итогам практик.
Аттестация по итогам практик проводится на основании
оформленного в соответствии с установленными требованиями
письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия.
По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно).
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
551500 - Приборостроение
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
Магистр должен обладать профессиональными знаниями и умениями,
которые необходимы ему при решении задач, соответствующих
квалификационной характеристике выпускника, указанной в п. 1.3
настоящего государственного образовательного стандарта.
Магистр по направлению 551500 - Приборостроение в зависимости
от содержания конкретной основной образовательной программы
подготовки магистра должен
знать:
- основные тенденции и научные направления развития техники,
материаловедения и технологий;
- основные принципы и методы исследования, разработки и
производства техники, а также материалов и элементов;
- элементную базу приборов и систем;
- технологические процессы и основные виды оборудования
приборостроительного производства;
- математический аппарат, численные методы, языки, системы и
методы программирования, типовые и специализированные программные
продукты, ориентированные на решение научных, проектных и
технологических, включая информационно-измерительные, задач
приборостроения;
- основы юридической базы охраны интеллектуальной
собственности, защиты приоритета и новизны результатов
исследований;
- методы технико-экономического обоснования проектов,
организации производства, основы маркетинга;
- широкую номенклатуру техники, особенности ее конструкции,
технологии производства, а также условия и методы их эксплуатации;
- основы педагогической и учебно-методической работы в высшей
школе;
владеть:
- методами и компьютерными системами моделирования и
проектирования приборостроительной техники и технологий, а также
методами информационно-измерительных технологий;
- методами организации и проведения измерений и исследований,
техники и технологий, включая организацию и проведение
модифицированных, новых методов их исследований;
- методами оценки технико-экономической эффективности
исследований, проектов, технологических процессов и эксплуатации
новой техники;
- методами оптимальной организации труда научно-
исследовательских коллективов при исследовании и изготовлении
приборостроительной техники, отвечающей требованиям стандартов и
рынка;
- современными информационными технологиями и средствами
издательской деятельности при ведении библиографической работы и
оформлении отчетов, рефератов, статей;
- методами наладки, настройки и эксплуатации
приборостроительной техники для эффективного решения различных
задач;
- педагогическими методиками и нормативно-методической
документацией вуза для подготовки и проведения отдельных видов
учебных занятий по дисциплинам приборостроительного профиля.
Конкретные требования к специальной подготовке выпускника
устанавливаются высшим учебным заведением с учетом особенностей
региона и специфики программы специализированной подготовки
магистра.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
выпускника.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация выпускника включает
защиту выпускной квалификационной работы (магистерской
диссертации) и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для
установления соответствия уровня теоретической и практической
подготовленности выпускника требованиям, указанным в п. 7.1
настоящего государственного образовательного стандарта.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Выпускная квалификационная работа магистра (магистерская
диссертация) должна являться итогом самостоятельной научно-
исследовательской работы выпускника, связанной с разработкой
теоретических вопросов, с проведением экспериментальных и
проектных исследований для решения актуальных научно-технических
задач приборостроения, определяемых спецификой магистерской
программы.
В работе выпускник должен провести анализ поставленной проблемы
на основе изучения литературных и патентных источников и
сформулировать задачу научного, научно-производственного или
научно-методического направления исследования, использовать методы
компьютерного моделирования и проектирования исследуемых объектов,
предложить вариант программы выполнения экспериментальной части
работы с обоснованием выбора методов и средств исследований,
выполнить исследования и измерения параметров объектов с
обработкой результатов, сделать выводы и дать рекомендации по
использованию полученных результатов в научной, педагогической и
практической деятельности, предусмотрев защиту их приоритета и
новизны.
Магистерская диссертация должна содержать разделы с
библиографическим обзором литературных источников и постановку
задачи исследований; теоретическую и экспериментальную части,
включающие методы и средства исследований, математические модели,
расчеты; анализ результатов, описание проектных решений, их
технико-экономическое обоснование, выводы и рекомендации; список
используемой литературы.
7.2.3. Требования к государственным экзаменам.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
направлению подготовки магистра 551500 - Приборостроение
определяются с учетом особенностей реализуемой образовательной
программы, рекомендаций Учебно-методического объединения вузов
России по оптическому и приборостроительному образованию и
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников
высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России.
Уровень требований всех государственных экзаменов должен
соответствовать уровню требований вступительных экзаменов в
аспирантуру. Оценки, полученные студентами на этих экзаменах,
могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных
экзаменов в аспирантуру.
Составители:
Учебно-методическое объединение по оптическому и
приборостроительному образованию.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Совета Учебно-
методического объединения по оптическому и приборостроительному
образованию 9 декабря 1999 года, протокол N 2.
|