Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ 551500 ПРИБОРОСТРОЕНИЕ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) ВЫПУСКНИКА МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (УТВ. МИНОБРАЗОВАНИЕМ РФ 02.03.2000)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                                             Утверждаю
                                                           Заместитель
                                                  Министра образования
                                                  Российской Федерации
                                                          В.Д.ШАДРИКОВ
                                                     2 марта 2000 года
                                                                      
                                                 Регистрационный номер
                                                             7-тех/маг
                                                                      
                                                              Вводится
                                                 с момента утверждения
   
               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
                 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                                   
                 НАПРАВЛЕНИЕ 551500 - ПРИБОРОСТРОЕНИЕ
                                   
          СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) ВЫПУСКНИКА - МАГИСТР ТЕХНИКИ
                             И ТЕХНОЛОГИИ
   
                  1. Общая характеристика направления
                       551500 - Приборостроение
   
       1.1.  Направление утверждено Приказом Министерства  образования
   Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
       1.2.  Степень  (квалификация) выпускника -  магистр  техники  и
   технологии.
       Нормативный  срок  освоения основной образовательной  программы
   подготовки  магистра  по направлению 551500 -  Приборостроение  при
   очной  форме  обучения - 6 лет. Основная образовательная  программа
   подготовки магистра реализуется по ступеням: бакалавр -  4  года  и
   магистр - 2 года.
       1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
       Магистр  по направлению 551500 - Приборостроение может занимать
   следующие  должности,  определенные квалификационными  требованиями
   Квалификационного     справочника     должностей     руководителей,
   специалистов   и   других  служащих,  утвержденного  Постановлением
   Минтруда   России   от   21.08.1998  N  37:  "Научный   сотрудник",
   "Ассистент",   "Инженер",  "Конструктор",  "Технолог",   "Механик",
   "Математик", "Программист" и прочие.
       Магистр подготовлен к видам деятельности, требующим углубленной
   фундаментальной  и  профессиональной  подготовки,  прежде  всего  к
   научно-исследовательской    работе;    при     условии     освоения
   соответствующей      образовательно-профессиональной      программы
   педагогического профиля - педагогической деятельности.
       1.3.1. Область профессиональной деятельности.
       Область   профессиональной  деятельности  выпускника   включает
   исследования,  разработки и технологии, направленные на  разработку
   теории,  создание  и применение приборов и систем,  предназначенных
   для  получения,  регистрации и обработки информации  об  окружающей
   среде, биологических и технических объектах.
       1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
       Объектами    профессиональной   деятельности    выпускника    в
   зависимости  от  содержания  конкретной  образовательной  программы
   (специальности)   направления  подготовки   являются:   электронно-
   механические,    магнитные,   электромагнитные,   акустические    и
   акустооптические методы; приборы, системы, комплексы  и  элементная
   база  приборостроения; технология производства элементов,  приборов
   и   систем,   а  также  программное  обеспечение  и  информационно-
   измерительные технологии в приборостроении.
       1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
       Магистр  по  направлению 551500 - Приборостроение в зависимости
   от  конкретного содержания основной образовательной программы может
   быть  подготовлен  к  выполнению следующих  видов  профессиональной
   деятельности:
       - научно-исследовательская;
       - научно-педагогическая;
       - проектно-конструкторская;
       - производственно-технологическая;
       - организационно-управленческая.
       Конкретные    виды    деятельности   выпускника    определяются
   содержанием  основной  образовательной  программы,  разрабатываемой
   вузом.
       1.3.4.    Обобщенные   задачи   профессиональной   деятельности
   выпускника.
       Магистр  по  направлению  551500 - Приборостроение  может  быть
   подготовлен к решению следующих типов профессиональных задач:
       а) научно-исследовательская деятельность:
       - формулирование задачи и плана научного исследования в области
   приборостроения  на  основе проведения библиографической  работы  с
   применением современных информационных технологий;
       -  построение  математических моделей объектов  исследования  и
   выбор  численного  метода их моделирования, разработка  нового  или
   выбор готового алгоритма решения задачи;
       -  разработка  отдельных программ для решения  различных  задач
   приборостроения,   включая  задачи  проектирования,   исследования,
   производства и контроля приборов и систем;
       -  выполнение  математического (компьютерного) моделирования  и
   оптимизации  параметров объектов на базе разработанных и  имеющихся
   средств  исследования  и  проектирования,  включая  стандартные   и
   специализированные пакеты прикладных программ;
       -    выбор    оптимального   метода   и   разработка   программ
   экспериментальных  исследований,  проведение  измерений  с  выбором
   технических средств и обработкой результатов;
       -  составление  описаний  проводимых  исследований,  подготовка
   данных  для  составления  отчетов,  обзоров  и  другой  технической
   документации;
       -  оформление  отчетов, статей, рефератов на  базе  современных
   средств  редактирования  и печати в соответствии  с  установленными
   требованиями;
       -   защита   приоритета   и   новизны  полученных   результатов
   исследований,    используя    юридическую    базу    для     охраны
   интеллектуальной собственности;
       - осуществление наладки, настройки и опытной проверки отдельных
   видов приборов и систем в лабораторных условиях и на объектах;
       б) научно-педагогическая деятельность:
       -  участие в разработке программ учебных дисциплин и курсов  на
   основе   изучения   научной,  технической   и   научно-методической
   литературы, а также собственных результатов научных исследований;
       -  постановка  и  модернизация отдельных лабораторных  работ  и
   практикумов по дисциплинам приборостроительного профиля;
       -   проведение  отдельных  видов  аудиторных  учебных  занятий,
   включая  лабораторные,  практические, а также  обеспечение  научно-
   исследовательской работы студентов;
       -  применение  и  разработка новых образовательных  технологий,
   включая системы компьютерного и дистанционного обучения;
       в) проектно-конструкторская деятельность:
       -  анализ  состояния научно-технической проблемы,  технического
   задания     и    постановка    цели    и    задач    проектирования
   приборостроительной   техники  на   основе   подбора   и   изучения
   литературных и патентных источников;
       -  разработка  функциональных  и структурных  схем  приборов  и
   систем с определением их физических принципов действия, структур  и
   установлением   технических  требований  на   отдельные   блоки   и
   элементы;
       -  проектирование  и  конструирование различных  типов  систем,
   блоков    и    узлов   с   использованием   средств   компьютерного
   проектирования;   проведением   проектных   расчетов   и   технико-
   экономическим обоснованием конструкций;
       -  оценка  технологичности конструкторских решений,  разработка
   технологических  процессов  сборки  и  контроля  приборных  блоков,
   узлов и деталей;
       -  составление технической документации, включая инструкции  по
   эксплуатации, программы испытаний, технические условия и другие;
       - участие в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию
   опытных образцов приборостроительной техники;
       г) производственно-технологическая деятельность:
       -  разработка и внедрение технологических процессов  и  методов
   изготовления, контроля качества приборов и систем, их  элементов  и
   покрытий;
       -  разработка  норм  выработки, технологических  нормативов  на
   расход   материалов,   инструмента,  выбор   оборудования,   оценка
   экономической эффективности техпроцессов;
       -    разработка    технических   заданий   на    проектирование
   приспособлений,     оснастки     и    специального     инструмента,
   предусмотренных технологией;
       -  участие в работах по доводке и освоению техпроцессов в  ходе
   технологической подготовки производства приборов;
       д) организационно-управленческая деятельность:
       -   организация  работы  научно-производственного   коллектива,
   принятие исполнительских решений;
       - разработка планов научно-исследовательских работ и управление
   ходом  их  выполнения,  включая обеспечение  соответствующих  служб
   необходимой технической документацией, материалами, оборудованием;
       -  нахождение  оптимальных  решений при  создании  продукции  с
   учетом   требований   качества,   стоимости,   сроков   исполнения,
   конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности;
       -   размещение   технологического   оборудования,   техническое
   оснащение  и  организация  рабочих  мест,  расчет  производственных
   мощностей и загрузки оборудования;
       -  осуществление  технического контроля и управление  качеством
   производства приборов.
       1.4. Возможности продолжения образования.
       Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по
   научным специальностям:
       01.04.06 - Акустика;
       05.11.01 - Приборы и методы измерения (по видам измерения);
       05.11.03 - Приборы навигации;
       05.11.06 - Акустические приборы и системы;
       05.11.13  - Приборы и методы контроля природной среды, веществ,
   материалов и изделий;
       05.11.14 - Технология приборостроения;
       05.11.16  -  Информационно-измерительные и управляющие  системы
   (по отраслям);
       05.11.18 - Приборы и методы преобразования изображений.
       1.5.     Перечень    аннотированных    магистерских    программ
   (специализаций),   реализуемый  в  рамках  направления   551500   -
   Приборостроение.
       551501 - Магниторезонансная томография
       Исследование,  разработка  и  применение  методов  компьютерной
   томографии  на основе явлений магнитного резонанса и рентгеновского
   излучения;  компьютерных  аппаратов для визуализации  информации  с
   применением    ультразвука,   теплового   излучения,    изотропного
   ионизирующего излучения, проникающего излучения высоких  энергий  и
   отражения радиоволн.
       551502 - Приборы и методы измерения механических величин
       Исследование,   разработка  и  применение   новых   методов   и
   технических    средств   для   измерения   механических    величин,
   включающих: измерительные преобразователи механических  величин  на
   основе    упругих   элементов,   резистивных,   пьезоэлектрических,
   емкостных  и  тепловых  измерительных преобразователей;  измерители
   линейных  скоростей на основе преобразователей скоростного  напора,
   колориметрических    и   термоанемометрических    преобразователей,
   доплеровских     измерителей    скорости     и     электромагнитных
   преобразователей;  измерители  линейных  ускорений  маятникового  и
   осевого типа; автоматизированные измерительные комплексы.
       551503   -   Системы   автоматизированного   проектирования   в
   приборостроении
       Анализ   процессов  инженерного  проектирования;  формализация,
   алгоритмизация     и    разработка    методов     решения     задач
   конструкторского,      технологического     и      организационного
   проектирования; проектирование программных систем, банков данных  и
   библиотек  программ  инженерного проектирования,  создание  моделей
   объектов    и    процессов    проблемной    области;    организация
   интегрированных программных систем и методов автоматизированного  и
   неавтоматизированного  проектирования;  разработка   математических
   методов  решения  инженерных задач; автоматизация  производственных
   процессов.
       551504 - Технология приборостроения
       Исследование  и  разработка  новых  технологий  изготовления  и
   сборки  приборов,  систем и их элементов, а также  технологического
   управления  качеством поверхностного слоя деталей и его оптимизация
   для различных функциональных свойств.
       551505 - Измерительные информационные технологии
       Восприятие  информации об исследуемых объектах, формирование  и
   преобразование    сигналов,    кодирование,    обработка    данных,
   интерпретация результатов, оценивание их достоверности.
       551506 - Системы обработки аудиовизуальной информации
       Исследование, разработка и применение приборов и систем записи,
   преобразования   и   воспроизведения   аудиовизуальной   информации
   (киноаппаратура,   звукозаписывающая  аппаратура,  видеоаппаратура,
   фотоаппаратура,  голографические системы, факсимильная  аппаратура,
   множительная    техника,   высокоскоростная    кинофотоаппаратура).
   Техническая   эксплуатация,   сертификация   и   маркетинг   кино-,
   видеотехники.
       551507 - Системы ориентации, стабилизации и навигации
       Исследование,  разработка  и  применение  приборов   и   систем
   ориентации, стабилизации и навигации подвижных объектов  различного
   назначения.
       551508 - Прикладная звукометрия
       Исследование, разработка и применение путей повышения  точности
   определения  местоположения  источников  импульсных  и  непрерывных
   звуковых сигналов.
       551509 - Гидроакустика
       Разработка  и применение методов исследования океана,  морского
   шельфа, подводной связи, навигации и гидролокации.
       551510 - Акустические методы исследования твердого тела
       Исследование твердого тела акустическими методами,  основанными
   на   функциональной  или  корреляционной  связи  таких   параметров
   ультразвука,  как  скорость распространения, затухание,  дисперсия,
   поляризация  в  анизотропных  (кристаллы,  текстуры)  и  изотропных
   твердых  средах  с  физико-механическими  свойствами  и  структурой
   веществ.
       551511 - Акустоэлектроника
       Исследования и разработки акустоэлектронных радиокомпонентов  и
   устройств:     ультразвуковых    линий     задержки,     монолитных
   пьезоэлектрических   фильтров   и   фильтров    на    поверхностных
   акустических   волнах   (ПАВ),  резонаторов,  устройств   обработки
   сигналов    на   ПАВ   (коррелометры,   фазовращатели,   усилители,
   конвольверы и др.).
       551512 - Ультразвуковая техника и технология
       Исследование  методов  и  разработка  акустической  контрольно-
   измерительной  аппаратуры  (расходомеры,  уровнемеры,  толщиномеры,
   плотномеры,   концентратомеры,   газоанализаторы    и    т.п.)    и
   технологической  акустической аппаратуры  с  использованием  мощных
   звуковых   полей   (ультразвуковая  обработка   твердых   металлов,
   диспергирование,  ультразвуковая очистка, акустическая  коагуляция,
   обработка расплавленного металла и др.).
       551513 - Аудиотехника
       Исследование  и  разработка  аудиотехнической  аппаратуры   для
   излучения и приема звуковых колебаний.
       551514 - Акустическая экология
       Исследование   и   разработка  методов,   приборов   и   систем
   акустического    мониторинга   окружающей    среды,    акустической
   диагностики  работающих  машин  и  механизмов,  методов  и  средств
   защиты человека от вибраций, шума и акустических излучений.
       551515 - Приборы и устройства биомеханики
       Исследование, разработка и применение методов и технологий  для
   получения    самоорганизующихся    высших    кинематических    пар,
   аналогичных объектам живой природы.
       551516   -   Методы  и  средства  исследований   разрушения   и
   сопротивления деформированию элементов приборов
       Теоретические   исследования  по  механике   деформирования   и
   разрушения  твердых  тел;  исследования  и  создание  испытательных
   устройств.
       551517 - Медико-биологические системы и аппараты
       Исследование  и разработка новых методов и технических  средств
   для  медико-биологических  применений,  включающих  диагностические
   приборы  и  системы;  комплексы  для анализа  и  автоматизированной
   обработки биосигналов; приборы и системы для регистрации и  анализа
   процессов  жизнедеятельности организма при критических  состояниях;
   терапевтические  аппараты  и системы для воздействия  электрическим
   полем,   ионизирующим   и   ультразвуковым   излучением   и    др.;
   биостимуляторы; хирургическая техника.
       551518 - Аппаратура для клинико-лабораторного анализа
       Исследование   и   разработка   приборов   и   комплексов   для
   лабораторного   анализа  на  базе  физических  и  физико-химических
   методов  изучения биосубстратов; технологических схем  лабораторных
   экспериментов;  физико-механических,  физико-химических  и  атомно-
   физических     анализаторов     биопроб;     аппаратных     методов
   иммунологических   исследований;   аналитической   аппаратуры   для
   лабораторий     санитарно-эпидемиологических    станций;     систем
   автоматизации лабораторных медицинский исследований.
   551519  -  Микропроцессорные  средства  и  программное  обеспечение
   измерений
       Исследование,  разработка и применение математических  моделей,
   методов,   программ   и   компьютерных   технологий   для   решения
   измерительных   задач  приборостроения  на  базе  микропроцессорной
   измерительной техники.
       Научно-исследовательская составляющая  каждой  из  магистерских
   программ   по   решению  Ученого  совета  вуза  реализуется   через
   авторские   магистерские  программы  (магистерские  специализации),
   отражающие  существующие в данном вузе научно-педагогические  школы
   по конкретным разделам соответствующих наук.
   
            2. Требования к уровню подготовки лиц и условия
           их конкурсного отбора для обучения в магистратуре
   
       2.1.  Лица, желающие получить квалификацию (степень)  магистра,
   должны   иметь  высшее  профессиональное  образование  определенной
   ступени, подтвержденное документом государственного образца.
       2.2.  Лица,  имеющие диплом бакалавра по направлению  551500  -
   Приборостроение,  зачисляются в магистратуру по направлению  551500
   -  Приборостроение на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора
   определяются  вузом в соответствии с требованиями  государственного
   образовательного  стандарта  высшего профессионального  образования
   бакалавра по данному направлению.
       2.3.  Лица,  желающие получить степень магистра по  направлению
   551500   -   Приборостроение  и  имеющие  высшее   профессиональное
   образование,  профиль которого не указан в п.  2.2,  допускаются  к
   конкурсу   по   результатам   сдачи   экзаменов   по   дисциплинам,
   необходимым    для    подготовки   магистра    и    предусмотренным
   государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра  по
   данному направлению.
   
       3. Общие требования к основной образовательной программе
      подготовки магистра по направлению 551500 - Приборостроение
   
       3.1.  Основная  образовательная программа  подготовки  магистра
   разрабатывается   на  основании  государственного  образовательного
   стандарта   подготовки   бакалавра   по   направлению   551500    -
   Приборостроение,   настоящего   государственного   образовательного
   стандарта  и  включает  в  себя  учебный  план,  программы  учебных
   дисциплин,    программы    научно-исследовательской    и    научно-
   педагогической   практик   и   программы   научно-исследовательской
   работы.
       3.2.  Требования  к обязательному минимуму содержания  основной
   образовательной  программы  подготовки  магистра,  к  условиям   ее
   реализации   и  срокам  ее  освоения  определяются  государственным
   образовательным  стандартом  подготовки  бакалавра  по  направлению
   551500    -    Приборостроение    и    настоящим    государственным
   образовательным стандартом.
       3.3.  Основная  образовательная программа  подготовки  магистра
   состоит  из основной образовательной программы подготовки бакалавра
   и   программы   специализированной  подготовки  магистра,   которая
   формируется   из   дисциплин  федерального  компонента,   дисциплин
   национально-регионального  (вузовского)  компонента,  дисциплин  по
   выбору  студента и научно-исследовательской работы.  Дисциплины  по
   выбору  студента  в  каждом  цикле содержательно  должны  дополнять
   дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
       3.4.  Основная  образовательная программа  подготовки  магистра
   должна иметь следующую структуру:
       - в соответствии с программой подготовки бакалавра:
       цикл   ГСЭ   -  общие  гуманитарные  и  социально-экономические
   дисциплины;
       цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
       цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
       цикл СД - специальные дисциплины;
       ФТД - факультативы;
       -  в  соответствии  с программой специализированной  подготовки
   магистра:
       цикл    ДНМ   -   дисциплины   направления   специализированной
   подготовки;
       цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
       НИРМ   -  научная  (научно-исследовательская  и  (или)  научно-
   педагогическая) работа магистра;
       ИГАМ - итоговая государственная аттестация.
       3.5.  Содержание национально-регионального компонента  основной
   образовательной  программы подготовки магистра должно  обеспечивать
   подготовку    выпускника   в   соответствии   с    квалификационной
   характеристикой,  установленной п. 1.4 настоящего  государственного
   образовательного стандарта.
   
      4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
             образовательной программы подготовки магистра
                по направлению 551500 - Приборостроение
   
   ---------T----------------------------------------------T--------¬
   ¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего  ¦
   ¦        ¦                                              ¦ часов  ¦
   +--------+----------------------------------------------+--------+
   ¦        ¦Требования к обязательному минимуму содержания¦Теорети-¦
   ¦        ¦основной образовательной программы подготовки ¦ческое  ¦
   ¦        ¦бакалавра определены в государственном        ¦обучение¦
   ¦        ¦образовательном стандарте высшего             ¦- 7344  ¦
   ¦        ¦профессионального образования подготовки      ¦час.    ¦
   ¦        ¦бакалавра по направлению 551500 -             ¦        ¦
   ¦        ¦Приборостроение                               ¦        ¦
   +--------+----------------------------------------------+--------+
   ¦        ¦Итого часов подготовки бакалавра              ¦7344    ¦
   +--------+----------------------------------------------+--------+
   ¦          Требования к обязательному минимуму содержания        ¦
   ¦              специализированной подготовки магистра            ¦
   +--------T----------------------------------------------T--------+
   ¦ДНМ.0.00¦Дисциплины направления                        ¦1134    ¦
   +--------+----------------------------------------------+--------+
   ¦ДНМ.Ф.00¦Федеральный компонент                         ¦400     ¦
   +--------+----------------------------------------------+--------+
   ¦ДНМ.Ф.01¦Современные проблемы науки                    ¦        ¦
   ¦        ¦Роль науки в современной цивилизации; виды    ¦        ¦
   ¦        ¦наук; уровни научного знания; общие           ¦        ¦
   ¦        ¦закономерности формирования научных теорий;   ¦        ¦
   ¦        ¦фундаментальные и прикладные исследования     ¦        ¦
   +--------+----------------------------------------------+--------+
   ¦ДНМ.Ф.02¦История и методология науки                   ¦        ¦
   ¦        ¦Возникновение и эволюция науки; наука и       ¦        ¦
   ¦        ¦философия; синтез теоретических и прикладных  ¦        ¦
   ¦        ¦знаний в технике; методология научной         ¦        ¦
   ¦        ¦деятельности; эмпирический и теоретический    ¦        ¦
   ¦        ¦уровни научного исследования; научные         ¦        ¦
   ¦        ¦открытия; логические методы поиска решений;   ¦        ¦
   ¦        ¦стратегия научного поиска; методы организации ¦        ¦
   ¦        ¦научно-исследовательской работы               ¦        ¦
   +--------+----------------------------------------------+--------+
   ¦ДНМ.Ф.03¦Компьютерные технологии в науке и образовании ¦        ¦
   ¦        ¦Базы данных научной и образовательной         ¦        ¦
   ¦        ¦информации; методы поиска информации;         ¦        ¦
   ¦        ¦телекоммуникационные сети; поиск информации в ¦        ¦
   ¦        ¦сети Интернет; компьютерные образовательные   ¦        ¦
   ¦        ¦технологии; дистанционное обучение; структура ¦        ¦
   ¦        ¦и средства сетевых систем дистанционного      ¦        ¦
   ¦        ¦обучения                                      ¦        ¦
   +--------+----------------------------------------------+--------+
   ¦ДНМ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦367     ¦
   +--------+----------------------------------------------+--------+
   ¦ДНМ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента,        ¦367     ¦
   ¦        ¦устанавливаемые вузом                         ¦        ¦
   +--------+----------------------------------------------+--------+
   ¦СДМ.0.00¦Специальные дисциплины                        ¦918     ¦
   +--------+----------------------------------------------+--------+
   ¦СДМ.Р.00¦Состав и содержание специальных дисциплин     ¦594     ¦
   ¦        ¦определяются в соответствии с квалификационной¦        ¦
   ¦        ¦характеристикой выпускника и научным          ¦        ¦
   ¦        ¦направлением магистерской программы           ¦        ¦
   +--------+----------------------------------------------+--------+
   ¦СДМ.В.00¦Дисциплины по выбору студента                 ¦324     ¦
   +--------+----------------------------------------------+--------+
   ¦НИРМ.00 ¦Научно-исследовательская работа               ¦1836    ¦
   +--------+----------------------------------------------+--------+
   ¦НИРМ.01 ¦Научно-исследовательская работа в семестре    ¦756     ¦
   +--------+----------------------------------------------+--------+
   ¦НИРМ.02 ¦Подготовка магистерской диссертации           ¦1080    ¦
   +--------+----------------------------------------------+--------+
   ¦        ¦Итого часов специализированной подготовки     ¦3888    ¦
   ¦        ¦магистра                                      ¦        ¦
   +--------+----------------------------------------------+--------+
   ¦        ¦Всего                                         ¦11232   ¦
   L--------+----------------------------------------------+---------
   
         5. Сроки освоения основной образовательной программы
      подготовки магистра по направлению 551500 - Приборостроение
   
       5.1.   Срок   освоения   основной   образовательной   программы
   подготовки  магистра при очной форме обучения - 312 недель,  в  том
   числе:
       - образовательная программа подготовки бакалавра - 208 недель;
       - программа специализированной
       подготовки магистра                              - 104 недели;
       из них:
       - теоретическое обучение, включая
       научно-исследовательскую работу студентов,
       практикумы, в т.ч. лабораторные работы,
       подготовку выпускной квалификационной работы,
       а также экзаменационные сессии                   -  72 недели;
       - практики:                               - не менее 8 недель;
       научно-исследовательская                  - не менее 5 недель;
       научно-педагогическая                     - не менее 3 недель;
       - итоговая государственная аттестация     - не менее 4 недель;
       - каникулы (включая 8 недель
       последипломного отпуска)                 - не менее 17 недель.
       5.2.   Сроки   освоения   основной  образовательной   программы
   подготовки  магистра по очно-заочной (вечерней)  и  заочной  формам
   обучения,  а  также  в  случае сочетания  различных  форм  обучения
   увеличиваются  на  полтора  года относительно  нормативного  срока,
   установленного  п. 1.2 настоящего государственного образовательного
   стандарта, в том числе подготовка бакалавра - на один год.
       5.3.    Максимальный    объем   учебной    нагрузки    студента
   устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды  его  аудиторной
   и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
       5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
   не  должен превышать в среднем за период теоретического обучения по
   основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов  в
   неделю,  за  период  специализированной подготовки  магистра  -  14
   часов  в  неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
   практические   занятия  по  физической  культуре   и   занятия   по
   факультативным дисциплинам.
       5.5.   При   очно-заочной  (вечерней)  форме   обучения   объем
   аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
       5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
   возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме  не  менее
   160  часов  в  год,  если указанная форма освоения  образовательной
   программы     (специальности)    не    запрещена    соответствующим
   постановлением Правительства Российской Федерации.
       5.7.  Общий  объем каникулярного времени в учебном году  должен
   составлять  7  -  10  недель, в том числе не менее  двух  недель  в
   зимний период.
   
       6. Требования к разработке и условиям реализации основной
             образовательной программы подготовки магистра
                по направлению 551500 - Приборостроение
   
       6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
   подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
       6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает  и
   утверждает  основную образовательную программу подготовки  магистра
   на  основе  настоящего государственного образовательного  стандарта
   магистра и примерной образовательной программы.
       Дисциплины  "по  выбору  студента"  являются  обязательными,  а
   факультативные   дисциплины,   предусматриваемые   учебным   планом
   высшего  учебного заведения, не являются обязательными для изучения
   студентом.
       Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид
   учебной  работы  по  дисциплине  и выполняются  в  пределах  часов,
   отводимых на ее изучение.
       По  всем  дисциплинам, включенных в учебный план  вуза,  должна
   выставляться  итоговая оценка (отлично, хорошо,  удовлетворительно,
   зачтено).
       6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
   учебное заведение имеет право:
       -   изменять  объем  часов,  отводимых  на  освоение   учебного
   материала  для  циклов  дисциплин, в пределах  5%,  для  дисциплин,
   входящих в цикл, в пределах 10%;
       -  предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий
   физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;
       -  осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов
   по  программам,  составленным  на основе  результатов  исследований
   научных  школ  вуза,  учитывающих региональную  и  профессиональную
   специфику,   при   условии   соответствия   содержания    дисциплин
   требованиям настоящего стандарта;
       -  дополнять  перечень  аттестационных  испытаний,  входящих  в
   состав итоговой государственной аттестации выпускников;
       - определять магистерские программы по направлению, указанные в
   п.  1.5  настоящего стандарта, включая изменение  и  дополнение  их
   перечня, в установленном порядке;
       - проводить по желанию студентов дополнительные государственные
   экзамены  по  дисциплинам, которые входят в перечень  вступительных
   экзаменов в аспирантуру;
       -  предоставлять  право студентам, обучающимся в  магистратуре,
   сдавать экзамены кандидатского минимума.
       6.2.  Требования к условиям реализации основной образовательной
   программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
       6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии  с
   индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным  с
   участием    научного    руководителя   и   научного    руководителя
   магистерской    программы    с   учетом   пожеланий    магистранта.
   Индивидуальный   учебный  план  магистранта  утверждается   деканом
   факультета.
       6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
       Реализация  программы  специализированной  подготовки  магистра
   должна   обеспечиваться  педагогическими  кадрами,  имеющими,   как
   правило,     базовое    образование,    соответствующее     профилю
   преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися  научной  и
   (или) научно-методической деятельностью.
       Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны  иметь
   ученую   степень   и  (или)  опыт  деятельности  в  соответствующей
   профессиональной сфере, при этом должно быть не менее 70%  докторов
   и  кандидатов наук от общего числа научно-преподавательских кадров,
   обеспечивающих учебный процесс по направлению.
       Научный руководитель магистранта должен иметь ученую степень  и
   (или)   ученое  звание,  вести  научные  исследования  по  тематике
   магистерских программ. Научный руководитель магистерской  программы
   (специализации) должен быть, как правило, профессором или  доктором
   наук.
       6.2.3.  Требования к учебно-методическому обеспечению  учебного
   процесса.
       Реализация   основной   образовательной  программы   подготовки
   магистра  должна обеспечиваться доступом каждого студента  к  базам
   данных, терминалам национальной академической сети, Европейского  и
   международного банков данных и библиотечным фондам, формируемых  из
   расчета   по   обеспеченности  учебниками  и   учебно-методическими
   пособия не менее 1 экземпляра на одного студента.
       По каждой магистерской программе направления должны быть изданы
   учебники    или   учебные   пособия,   подготовленные   коллективом
   преподавателей, осуществляющих учебный процесс.
       Лабораторными  практикумами должны быть обеспечены  дисциплины:
   компьютерные   технологии   в  науке  и  образовании,   специальные
   дисциплины, а также научно-исследовательская работа.
       Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:
       "Автоматизация проектирования",
       "Датчики и системы",
       "Известия вузов. Приборостроение",
       "Измерительная техника",
       "Механизация и автоматизация производства",
       "Приборы и техника эксперимента",
       "Приборы и системы управления",
       Реф. журнал "Метрология и измерительная техника",
       "Стандарты и качество",
       "Техника кино и телевидения",
       "Precision engineering".
       6.2.4.   Требования   к  материально-техническому   обеспечению
   учебного процесса.
       Высшее  учебное заведение, реализующее основную образовательную
   программу  подготовки  магистра,  должно  располагать  материально-
   технической   базой,   обеспечивающей   проведение    всех    видов
   лабораторной,   практической,  дисциплинарной  и  междисциплинарной
   подготовки    и    научно-исследовательской    работы    студентов,
   предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей  действующим
   санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и правилам.
       Лаборатории  высшего  учебного заведения должны  быть  оснащены
   широкими   наборами   типовых  и  модульных  узлов   и   элементов,
   промышленными  образцами  техники, специализированными  установками
   исследовательского  назначения, которые  обеспечивают  практическое
   изучение   методов,  приборов  и  технологий,  а  также  проведение
   индивидуальной  научно-исследовательской работы  в  соответствии  с
   содержанием программ магистерских специализаций.
       6.2.5. Требования к научно-исследовательской части программы.
       Цель   научно-исследовательской   части   программы:   изучение
   студентом-магистрантом   всех  элементов   научного   исследования,
   приобретение  практических навыков ведения  научной  работы,  опыта
   обмена  информацией,  подготовки  научных  докладов,  рефератов   и
   статей.
       Более половины общего объема научно-исследовательских работ  по
   соответствующему  направлению  магистратуры  за  последние  5   лет
   должны    составлять    фундаментальные   и    поисковые    научные
   исследования.
       Не   менее   50%  магистерских  программ  каждого   направления
   магистратуры     должны     быть     обеспечены     однопрофильными
   специальностями аспирантуры, реализуемыми в вузе.
       По  тематике  магистерской программы должны  быть  опубликованы
   научные  статьи  в  ведущих отечественных  и  зарубежных  журналах,
   трудах   национальных  и  Международных  конференций,  симпозиумов,
   съездов, конгрессов, известные научной общественности.
       6.2.6. Требования к организации практик.
       6.2.6.1. Научно-исследовательская практика.
       Цель   научно-исследовательской  и   педагогической   практики:
   подготовить   студентов  к  выполнению  выпускной  квалификационной
   работы (магистерской диссертации).
       Место     проведения     практики:     предприятия,     научно-
   исследовательские  организации и учреждения,  на  которых  возможно
   изучение  и  сбор  материалов, связанных  с  выполнением  выпускной
   квалификационной работы.
       6.2.6.2. Научно-педагогическая практика.
       Цель    научно-педагогической    практики:    изучить    основы
   педагогической  и  учебно-методической  работы  в  высших   учебных
   заведениях, овладеть педагогическими навыками проведения  отдельных
   видов учебных занятий по дисциплинам оптического профиля.
       Место  проведения практики: образовательные учреждения  высшего
   профессионального образования.
       6.2.6.3. Аттестация по итогам практик.
       Аттестация   по   итогам   практик  проводится   на   основании
   оформленного   в   соответствии   с   установленными   требованиями
   письменного  отчета и отзыва руководителя практики от  предприятия.
   По   итогам   аттестации  выставляется  оценка  (отлично,   хорошо,
   удовлетворительно).
   
       7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
                       551500 - Приборостроение
   
       7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
       Магистр  должен обладать профессиональными знаниями и умениями,
   которые   необходимы   ему   при  решении  задач,   соответствующих
   квалификационной  характеристике выпускника,  указанной  в  п.  1.3
   настоящего государственного образовательного стандарта.
       Магистр  по  направлению 551500 - Приборостроение в зависимости
   от   содержания   конкретной  основной  образовательной   программы
   подготовки магистра должен
       знать:
       -  основные  тенденции и научные направления развития  техники,
   материаловедения и технологий;
       -   основные  принципы  и  методы  исследования,  разработки  и
   производства техники, а также материалов и элементов;
       - элементную базу приборов и систем;
       -   технологические  процессы  и  основные  виды   оборудования
   приборостроительного производства;
       -  математический аппарат, численные методы, языки,  системы  и
   методы  программирования, типовые и специализированные  программные
   продукты,   ориентированные  на  решение   научных,   проектных   и
   технологических,    включая   информационно-измерительные,    задач
   приборостроения;
       -    основы    юридической    базы   охраны    интеллектуальной
   собственности,    защиты   приоритета   и    новизны    результатов
   исследований;
       -    методы    технико-экономического   обоснования   проектов,
   организации производства, основы маркетинга;
       -  широкую  номенклатуру техники, особенности  ее  конструкции,
   технологии производства, а также условия и методы их эксплуатации;
       -  основы педагогической и учебно-методической работы в  высшей
   школе;
       владеть:
       -   методами   и   компьютерными  системами   моделирования   и
   проектирования  приборостроительной техники и технологий,  а  также
   методами информационно-измерительных технологий;
       -  методами  организации и проведения измерений и исследований,
   техники    и   технологий,   включая   организацию   и   проведение
   модифицированных, новых методов их исследований;
       -    методами    оценки   технико-экономической   эффективности
   исследований,  проектов, технологических процессов  и  эксплуатации
   новой техники;
       -    методами    оптимальной    организации    труда    научно-
   исследовательских  коллективов  при  исследовании  и   изготовлении
   приборостроительной  техники, отвечающей требованиям  стандартов  и
   рынка;
       -   современными  информационными  технологиями  и   средствами
   издательской  деятельности при ведении библиографической  работы  и
   оформлении отчетов, рефератов, статей;
       -     методами     наладки,    настройки     и     эксплуатации
   приборостроительной  техники  для  эффективного  решения  различных
   задач;
       -    педагогическими   методиками   и   нормативно-методической
   документацией  вуза  для  подготовки и проведения  отдельных  видов
   учебных занятий по дисциплинам приборостроительного профиля.
       Конкретные   требования  к  специальной  подготовке  выпускника
   устанавливаются  высшим учебным заведением  с  учетом  особенностей
   региона   и   специфики  программы  специализированной   подготовки
   магистра.
       7.2.   Требования   к   итоговой   государственной   аттестации
   выпускника.
       7.2.1.  Итоговая государственная аттестация выпускника включает
   защиту     выпускной    квалификационной    работы    (магистерской
   диссертации) и государственный экзамен.
       Итоговые    аттестационные    испытания    предназначены    для
   установления   соответствия  уровня  теоретической  и  практической
   подготовленности  выпускника  требованиям,  указанным  в   п.   7.1
   настоящего государственного образовательного стандарта.
       7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
       Выпускная   квалификационная  работа   магистра   (магистерская
   диссертация)   должна   являться  итогом  самостоятельной   научно-
   исследовательской  работы  выпускника,  связанной   с   разработкой
   теоретических   вопросов,   с   проведением   экспериментальных   и
   проектных  исследований  для решения актуальных  научно-технических
   задач   приборостроения,   определяемых   спецификой   магистерской
   программы.
       В работе выпускник должен провести анализ поставленной проблемы
   на   основе   изучения  литературных  и  патентных   источников   и
   сформулировать   задачу   научного,  научно-производственного   или
   научно-методического направления исследования, использовать  методы
   компьютерного моделирования и проектирования исследуемых  объектов,
   предложить  вариант  программы выполнения  экспериментальной  части
   работы  с  обоснованием  выбора  методов  и  средств  исследований,
   выполнить   исследования   и  измерения   параметров   объектов   с
   обработкой  результатов,  сделать выводы  и  дать  рекомендации  по
   использованию  полученных результатов в научной,  педагогической  и
   практической  деятельности, предусмотрев  защиту  их  приоритета  и
   новизны.
       Магистерская   диссертация   должна   содержать    разделы    с
   библиографическим  обзором  литературных  источников  и  постановку
   задачи   исследований;  теоретическую  и  экспериментальную  части,
   включающие  методы и средства исследований, математические  модели,
   расчеты;   анализ  результатов,  описание  проектных  решений,   их
   технико-экономическое  обоснование, выводы и  рекомендации;  список
   используемой литературы.
       7.2.3. Требования к государственным экзаменам.
       Порядок  проведения  и программа государственного  экзамена  по
   направлению    подготовки   магистра   551500   -   Приборостроение
   определяются  с  учетом  особенностей  реализуемой  образовательной
   программы,  рекомендаций  Учебно-методического  объединения   вузов
   России   по   оптическому  и  приборостроительному  образованию   и
   Положения   об  итоговой  государственной  аттестации   выпускников
   высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России.
       Уровень   требований  всех  государственных  экзаменов   должен
   соответствовать   уровню  требований  вступительных   экзаменов   в
   аспирантуру.  Оценки,  полученные  студентами  на  этих  экзаменах,
   могут   быть   засчитаны   в  качестве  результатов   вступительных
   экзаменов в аспирантуру.
   
       Составители:
       Учебно-методическое    объединение     по     оптическому     и
   приборостроительному образованию.
       Государственный      образовательный      стандарт      высшего
   профессионального образования одобрен на заседании  Совета  Учебно-
   методического  объединения  по оптическому  и  приборостроительному
   образованию 9 декабря 1999 года, протокол N 2.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz