ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 29 февраля 2000 г. Дело N КГ-А40/613-00
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "УНИРОР" обратилось с
иском к Московскому комитету образования о взыскании 395212 руб.
29 коп. задолженности на основании ст. ст. 120, 399 Гражданского
кодекса Российской Федерации.
Исковые требования мотивированы тем, что решениями от 29.10.96
и 27.10.98 Арбитражного суда г. Москвы с Юго - Восточного
окружного управления образования в пользу ТОО "РОС",
правопреемником которого является ООО "УНИРОР", были взысканы
задолженность и проценты за пользование чужими денежными
средствами по договору подряда от 20.12.94 N 19.
Решения суда не были исполнены в связи с невозможностью
взыскания, так как денежных средств и расчетных счетов ответчика
не было обнаружено.
По мнению истца, Московский комитет образования (МКО) должен
быть привлечен к субсидиарной ответственности на основании п. 2
ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку
Юго - Восточное окружное управление образования подведомственно
МКО. Последний осуществляет финансирование и ведет контроль за
финансово - хозяйственной деятельностью окружных управлений
образования.
Решением арбитражного суда от 02.11.99, оставленным без
изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.12.99, в
иске отказано.
При этом суд исходил из того, что Московский комитет
образования не является собственником имущества окружных
управлений, в связи с чем отсутствуют правовые основания для
привлечения его к субсидиарной ответственности.
ООО "УНИРОР" обжалует принятые судебные акты как вынесенные с
нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, применяя ст. 120 Гражданского кодекса
Российской Федерации, суд не учел п. 3 данной статьи, в
соответствии с которым "особенности правового положения отдельных
видов государственных и иных учреждений определяются законом и
иными правовыми актами".
Согласно Положению об окружном управлении образования от
10.01.97 Юго - Восточное окружное управление образования является
структурным подразделением Московского комитета образования и
непосредственно ему подчиняется.
В соответствии с п. 11 Положения о Московском комитете
образования от 14.01.97 N 30-РМ Комитет осуществляет в
установленном порядке финансирование и контроль за
финансово - хозяйственной деятельностью учреждений городского
подчинения, подведомственных Комитету.
Следовательно, МКО является финансирующим и уполномоченным
органом, способным отвечать по долгам своего структурного
подразделения.
В судебном заседании представитель истца поддержала жалобу по
изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения
жалобы и просила оставить без изменения решение и постановление
суда.
Суд кассационной инстанции, проверив материалы дела, обсудив
доводы жалобы, не усматривает оснований к ее удовлетворению.
В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской
Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную
ответственность по его долгам в случае недостаточности денежных
средств самого учреждения.
Согласно п. 3 названной статьи Кодекса особенности правового
положения отдельных видов учреждений определяются законом и иными
правовыми актами.
Анализ Положения о Московском комитете образования,
утвержденного распоряжением мэра Москвы от 14.01.91 N 30-РМ,
позволил суду сделать правильный вывод о том, что комитет является
органом уполномоченным собственником выступать учредителем
учреждений и не является собственником их имущества.
Следовательно, отсутствуют правовые основания для привлечения
МКО к субсидиарной ответственности на основании ст. 120
Гражданского кодекса Российской Федерации.
Окружные управления образования являются самостоятельными
юридическими лицами - территориальными органами управления
образования в границах административных округов.
Ссылка заявителя на то, что МКО является финансирующим
органом, а потому обязано отвечать по долгам окружных управлений
образования - несостоятельна.
В соответствии с Распоряжением мэра Москвы от 15.05.96
N 292-РМ "О бюджете г. Москвы на 1996 год" с 01.01.96
финансирование расходов на проведение капитального ремонта
учреждений образования осуществляется через окружной уровень, а с
января 1997 года на основании Распоряжения мэра Москвы от 27.01.97
N 74-РМ "О бюджете г. Москвы на 1997 год" финансирование всех
расходов на содержание образовательных учреждений осуществляется
через окружной уровень.
При изложенных обстоятельствах оснований к отмене принятых по
делу судебных актов не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают
выводы суда и были исследованы в ходе судебного разбирательства.
Руководствуясь ст. ст. 171, 174 - 177 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.11.99 и постановление от 27.12.99 Арбитражного
суда г. Москвы по делу N А40-40495/99-49-413 оставить без
изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
|