ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 22 февраля 2000 г. N ГКПИ 00-82
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Редченко Ю.Д.,
народных заседателей,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора Коптевой Л.И.
и адвокатов
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе М. о признании незаконными пунктов 8; 12.7.3; 14.3 и 18.2
"Положения о порядке проведения обязательных предварительных, при
поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на
федеральном железнодорожном транспорте", утвержденного Приказом
МПС Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 6Ц, в указанном
заявителем объеме,
установил:
заявитель М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемые им
пункты Положения противоречат ст. ст. 30, 58 и 61 Основ
законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья
граждан".
В жалобе, в частности, указывает на то, что содержащееся в
п. 8 Положения требование о необходимости предоставления при
прохождении медицинского осмотра выписок из истории болезни о
перенесенных заболеваниях из лечебных учреждений по месту
прохождения лечения не соответствует требованиям закона о
соблюдении врачебной тайны.
Требования пунктов 12.7.3; 14.3 и 18.2 Положения, вопреки
требованиям закона, нарушают права работников железнодорожного
транспорта на выбор врача и сохранение врачебной тайны, в связи с
чем они не могут быть признаны законными.
В судебном заседании заявитель М., в лице своего представителя
М. жалобу поддержал.
Представители МПС Российской Федерации Китаев Н.А. и Троицкая
А.Ю. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без
удовлетворения по тем основаниям, что оспариваемые заявителем
пункты Положения соответствуют требованиям закона и ничьих прав не
нарушают. Указанные пункты Положения рассчитаны на охрану здоровья
работников железнодорожного транспорта и безопасность движения
данного транспорта.
Выслушав объяснения представителя заявителя М., представителей
МПС Российской Федерации Китаева Н.А. и Троицкой А.Ю., исследовав
материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Коптевой Л.И., полагавшей жалобу
оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации
находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21 Основ законодательства Российской
Федерации "Об охране здоровья граждан" в целях охраны здоровья
граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных
заболеваний работники отдельных профессий, производств,
предприятий, учреждений и организаций, перечень которых
утверждается Правительством Российской Федерации, проходят
обязательные предварительные при поступлении на работу и
периодические медицинские осмотры.
Как установлено судом, в целях совершенствования экспертизы
профессиональной пригодности работников федерального
железнодорожного транспорта и улучшения медицинского обеспечения
безопасности движения поездов Приказом МПС Российской Федерации от
29 марта 1999 г. N 6Ц было утверждено Положение "О порядке
проведения обязательных предварительных, при поступлении на
работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном
железнодорожном транспорте" (далее Положение).
Согласно п. 8 данного Положения лица, поступающие на работу
или учебу в учреждения железнодорожного транспорта, представляют
выписку о перенесенных заболеваниях из поликлиники и справки об
отсутствии зарегистрированных заболеваний из психоневрологического
и наркологического диспансеров системы Минздрава России,
осуществляющих медицинское обслуживание по месту их жительства.
В пунктах 12.7.3 и 14.3 Положения предусмотрена обязанность
руководителей предприятий железнодорожного транспорта направлять
работников, а главных врачей лечебно - профилактических учреждений
МПС Российской Федерации вызывать работников на прием к цеховым
врачам, в случае предъявления ими листков временной
нетрудоспособности, выданных неведомственными лечебными
учреждениями.
Пункт 18.2 Положения обязывает работников железнодорожного
транспорта представлять из неведомственных лечебных учреждений
выписки о заболевании, проведенном обследовании и лечении в случае
временной нетрудоспособности цеховым врачам ЛПУ МПС Российской
Федерации.
По утверждению представителей МПС Российской Федерации,
высокие требования к состоянию здоровья работников,
непосредственно связанных с движением поездов, обусловлены тем,
что их деятельность связана с высоким риском аварий и крушений на
железнодорожном транспорте и возможными большими негативными
последствиями такого рода чрезвычайных ситуаций.
Требования оспариваемых пунктов Положения о необходимости
предоставления выписок из истории болезни о перенесенных
заболеваниях при поступлении на работу на предприятия
железнодорожного транспорта, направления работников этих
предприятий после перенесенных заболеваний, как и вызова главными
врачами ЛПУ МПС Российской Федерации, на прием к цеховым врачам, а
также выписок о проведенном обследовании и лечении в случае
временной нетрудоспособности из лечебных учреждений по месту
жительства продиктованы лишь особыми условиями труда этих
работников, охраной их здоровья и обеспечением безопасности
движения, что ничьих, в том числе и заявителя, прав не нарушает.
Указанные утверждения представителей МПС Российской Федерации
материалами дела не опровергнуты. Не представлено каких-либо
доказательств в их опровержение и заявителем.
При таких данных, по мнению суда, каких-либо правовых
оснований для признания оспариваемых пунктов Положения незаконными
не имеется.
Довод представителя заявителя М. о том, что требование п. 8
Положения в части предоставления выписок из истории болезни о
перенесенных заболеваниях, при поступлении на работу не
соответствует требованиям закона и нарушает врачебную тайну, не
может быть признан обоснованным, поскольку он ни на чем не основан
и противоречит требованиям ст. 21 вышеназванного Закона,
предусматривающим для работников отдельных профессий обязательное
прохождение предварительного при поступлении на работу и
периодических медицинских осмотров, к которым отнесены и работники
железнодорожного транспорта.
Необходимость предоставления при этом выписок о перенесенных
ранее заболеваниях в медицинскую комиссию является одной из
составных мер по обеспечению прохождения обязательного
предварительного медицинского освидетельствования данных
работников. Представление такого рода медицинских документов, по
мнению суда, никакой врачебной тайны не нарушает, а способствует
вынесению более правильного заключения о состоянии здоровья
поступающего на работу и возможности использования его на
железнодорожном транспорте.
Правомерными являются и требования, изложенные в пунктах
12.7.3; 14.3 и 18.2 Положения, поскольку знаниями условий труда,
требований к состоянию здоровья, особенностей экспертизы
профессиональной пригодности и лечения работников, непосредственно
связанных с движением поездов, обладают только врачи лечебно -
профилактических учреждений МПС России, прошедшие курс
тематического усовершенствования по специальности "железнодорожная
медицина".
В связи с этим медицинские назначения врачей лечебных
учреждений системы Минздрава России в ряде случаев могут не
учитывать вышеуказанных особенностей лечения, что может привести к
нарушению профессионально значимых физических и психических
функций организма человека и возникновению чрезвычайных ситуаций
на железнодорожном транспорте.
С учетом этого направление на прием и вызов на прием к цеховым
врачам ЛПУ МПС Российской Федерации работников железнодорожного
транспорта после прохождения лечения ими в учреждениях системы
Минздрава Российской Федерации требований закона и их прав на
выбор врача, о чем утверждает заявитель, не нарушают, а лишь
обеспечивают наиболее полно охрану здоровья этих работников и
безопасность движения поездов.
Этим же целям служит и требование п. 18.2 о необходимости
предоставления работниками железнодорожного транспорта из
неведомственных лечебных учреждений выписки из истории болезни о
перенесенном заболевании, проведенном обследовании и лечении в
период временной нетрудоспособности цеховым врачам ЛПУ МПС
Российской Федерации. Данное требование врачебной тайны и прав
работников, в том числе и заявителя, не нарушает, и утверждение
заявителя и его представителя об этом ни на чем не основано и
ничем не подтверждено.
Другие доводы, на которые ссылался в судебном заседании
представитель заявителя Максимов И.С., также не могут служить
основанием к удовлетворению жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и
239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
жалобу М. о признании незаконными пунктов 8; 12.7.3; 14.3 и
18.2 "Положения о порядке проведения обязательных предварительных,
при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на
федеральном железнодорожном транспорте", утвержденного Приказом
МПС Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 6Ц, в указанном
объеме оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со
дня его вынесения в окончательной форме.
|