Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 22.02.2000 N ГКПИ 00-82 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ ПУНКТОВ 8; 12.7.3; 14.3 И 18.2 "ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ, ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА РАБОТУ, И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ", УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МПС РФ ОТ 29.03.1999 N 6Ц

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                  от 22 февраля 2000 г. N ГКПИ 00-82

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд Российской Федерации в составе:

       председательствующего                           Редченко Ю.Д.,
       народных заседателей,
       при секретаре                                  Бирюковой Е.Ю.,
       с участием прокурора                             Коптевой Л.И.
       и адвокатов

       рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   жалобе М.  о признании незаконными пунктов 8;  12.7.3; 14.3 и 18.2
   "Положения о порядке проведения обязательных предварительных,  при
   поступлении  на  работу,  и  периодических медицинских осмотров на
   федеральном железнодорожном  транспорте",  утвержденного  Приказом
   МПС  Российской  Федерации от 29 марта 1999 г.  N 6Ц,  в указанном
   заявителем объеме,

                              установил:

       заявитель М.  обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
   вышеуказанным требованием,  сославшись на то,  что оспариваемые им
   пункты  Положения  противоречат  ст.  ст.  30,  58  и   61   Основ
   законодательства   Российской   Федерации   "Об   охране  здоровья
   граждан".
       В жалобе,  в частности, указывает на то,  что  содержащееся  в
   п. 8  Положения  требование  о  необходимости  предоставления  при
   прохождении  медицинского  осмотра  выписок  из  истории болезни о
   перенесенных  заболеваниях  из  лечебных   учреждений   по   месту
   прохождения   лечения   не   соответствует  требованиям  закона  о
   соблюдении врачебной тайны.
       Требования пунктов  12.7.3;  14.3  и  18.2 Положения,  вопреки
   требованиям закона,  нарушают  права  работников  железнодорожного
   транспорта на выбор врача и сохранение врачебной тайны,  в связи с
   чем они не могут быть признаны законными.
       В судебном заседании заявитель М., в лице своего представителя
   М. жалобу поддержал.
       Представители МПС Российской Федерации Китаев Н.А.  и Троицкая
   А.Ю.  с жалобой не согласились и  просили  об  оставлении  ее  без
   удовлетворения  по  тем  основаниям,  что  оспариваемые заявителем
   пункты Положения соответствуют требованиям закона и ничьих прав не
   нарушают. Указанные пункты Положения рассчитаны на охрану здоровья
   работников железнодорожного  транспорта  и  безопасность  движения
   данного транспорта.
       Выслушав объяснения представителя заявителя М., представителей
   МПС Российской Федерации Китаева Н.А.  и Троицкой А.Ю., исследовав
   материалы  дела  и  заслушав  заключение   прокурора   Генеральной
   прокуратуры Российской Федерации Коптевой Л.И.,  полагавшей жалобу
   оставить без удовлетворения,  Верховный Суд  Российской  Федерации
   находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
       В соответствии со ст.  21  Основ  законодательства  Российской
   Федерации  "Об  охране  здоровья  граждан" в целях охраны здоровья
   граждан,   предупреждения    инфекционных    и    профессиональных
   заболеваний    работники    отдельных    профессий,   производств,
   предприятий,   учреждений   и   организаций,   перечень    которых
   утверждается   Правительством   Российской   Федерации,   проходят
   обязательные  предварительные  при   поступлении   на   работу   и
   периодические медицинские осмотры.
       Как установлено судом,  в целях  совершенствования  экспертизы
   профессиональной      пригодности      работников     федерального
   железнодорожного транспорта и улучшения  медицинского  обеспечения
   безопасности движения поездов Приказом МПС Российской Федерации от
   29 марта 1999  г.  N  6Ц  было  утверждено  Положение  "О  порядке
   проведения   обязательных   предварительных,  при  поступлении  на
   работу,  и  периодических  медицинских  осмотров  на   федеральном
   железнодорожном транспорте" (далее Положение).
       Согласно п.  8 данного Положения лица,  поступающие на  работу
   или  учебу в учреждения железнодорожного транспорта,  представляют
   выписку о перенесенных заболеваниях из поликлиники  и  справки  об
   отсутствии зарегистрированных заболеваний из психоневрологического
   и   наркологического   диспансеров   системы   Минздрава   России,
   осуществляющих медицинское обслуживание по месту их жительства.
       В пунктах 12.7.3 и 14.3  Положения  предусмотрена  обязанность
   руководителей  предприятий  железнодорожного транспорта направлять
   работников, а главных врачей лечебно - профилактических учреждений
   МПС  Российской  Федерации  вызывать работников на прием к цеховым
   врачам,   в   случае   предъявления    ими    листков    временной
   нетрудоспособности,     выданных     неведомственными    лечебными
   учреждениями.
       Пункт 18.2  Положения  обязывает  работников  железнодорожного
   транспорта представлять  из  неведомственных  лечебных  учреждений
   выписки о заболевании, проведенном обследовании и лечении в случае
   временной нетрудоспособности цеховым  врачам  ЛПУ  МПС  Российской
   Федерации.
       По утверждению  представителей   МПС   Российской   Федерации,
   высокие    требования    к    состоянию    здоровья    работников,
   непосредственно связанных с движением  поездов,  обусловлены  тем,
   что  их деятельность связана с высоким риском аварий и крушений на
   железнодорожном  транспорте  и  возможными  большими   негативными
   последствиями такого рода чрезвычайных ситуаций.
       Требования оспариваемых  пунктов  Положения  о   необходимости
   предоставления   выписок   из   истории   болезни  о  перенесенных
   заболеваниях   при   поступлении   на   работу   на    предприятия
   железнодорожного    транспорта,    направления   работников   этих
   предприятий после перенесенных заболеваний,  как и вызова главными
   врачами ЛПУ МПС Российской Федерации, на прием к цеховым врачам, а
   также выписок  о  проведенном  обследовании  и  лечении  в  случае
   временной  нетрудоспособности  из  лечебных  учреждений  по  месту
   жительства  продиктованы  лишь  особыми   условиями   труда   этих
   работников,   охраной  их  здоровья  и  обеспечением  безопасности
   движения, что ничьих, в том числе и заявителя, прав не нарушает.
       Указанные утверждения  представителей МПС Российской Федерации
   материалами  дела  не  опровергнуты.  Не  представлено  каких-либо
   доказательств в их опровержение и заявителем.
       При таких  данных,  по  мнению   суда,   каких-либо   правовых
   оснований для признания оспариваемых пунктов Положения незаконными
   не имеется.
       Довод представителя заявителя М.  о том,  что требование п.  8
   Положения в части предоставления  выписок  из  истории  болезни  о
   перенесенных   заболеваниях,   при   поступлении   на   работу  не
   соответствует требованиям закона и нарушает  врачебную  тайну,  не
   может быть признан обоснованным, поскольку он ни на чем не основан
   и  противоречит  требованиям   ст.   21   вышеназванного   Закона,
   предусматривающим  для работников отдельных профессий обязательное
   прохождение  предварительного  при   поступлении   на   работу   и
   периодических медицинских осмотров, к которым отнесены и работники
   железнодорожного транспорта.
       Необходимость предоставления  при  этом выписок о перенесенных
   ранее  заболеваниях  в  медицинскую  комиссию  является  одной  из
   составных    мер    по   обеспечению   прохождения   обязательного
   предварительного    медицинского    освидетельствования     данных
   работников.  Представление такого рода медицинских документов,  по
   мнению суда,  никакой врачебной тайны не нарушает,  а способствует
   вынесению   более  правильного  заключения  о  состоянии  здоровья
   поступающего  на  работу  и  возможности  использования   его   на
   железнодорожном транспорте.
       Правомерными являются  и  требования,  изложенные  в   пунктах
   12.7.3;  14.3 и 18.2 Положения,  поскольку знаниями условий труда,
   требований   к   состоянию   здоровья,   особенностей   экспертизы
   профессиональной пригодности и лечения работников, непосредственно
   связанных с движением поездов,  обладают только  врачи  лечебно  -
   профилактических    учреждений    МПС   России,   прошедшие   курс
   тематического усовершенствования по специальности "железнодорожная
   медицина".
       В связи  с  этим  медицинские   назначения   врачей   лечебных
   учреждений  системы  Минздрава  России  в  ряде  случаев  могут не
   учитывать вышеуказанных особенностей лечения, что может привести к
   нарушению   профессионально   значимых  физических  и  психических
   функций организма человека и возникновению  чрезвычайных  ситуаций
   на железнодорожном транспорте.
       С учетом этого направление на прием и вызов на прием к цеховым
   врачам  ЛПУ  МПС  Российской Федерации работников железнодорожного
   транспорта после прохождения лечения  ими  в  учреждениях  системы
   Минздрава  Российской  Федерации  требований  закона  и их прав на
   выбор врача,  о чем утверждает  заявитель,  не  нарушают,  а  лишь
   обеспечивают  наиболее  полно  охрану  здоровья  этих работников и
   безопасность движения поездов.
       Этим же  целям  служит  и  требование п.  18.2 о необходимости
   предоставления   работниками   железнодорожного   транспорта    из
   неведомственных  лечебных  учреждений выписки из истории болезни о
   перенесенном заболевании,  проведенном обследовании  и  лечении  в
   период   временной   нетрудоспособности  цеховым  врачам  ЛПУ  МПС
   Российской Федерации.  Данное требование врачебной  тайны  и  прав
   работников,  в том числе и заявителя,  не нарушает,  и утверждение
   заявителя и его представителя об этом ни  на  чем  не  основано  и
   ничем не подтверждено.
       Другие доводы,  на  которые  ссылался  в  судебном   заседании
   представитель  заявителя  Максимов  И.С.,  также  не могут служить
   основанием к удовлетворению жалобы.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст. 191 - 197 и
   239.7 Гражданского процессуального кодекса  РСФСР,  Верховный  Суд
   Российской Федерации

                                решил:

       жалобу М.  о признании незаконными пунктов 8;  12.7.3;  14.3 и
   18.2 "Положения о порядке проведения обязательных предварительных,
   при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на
   федеральном железнодорожном  транспорте",  утвержденного  Приказом
   МПС  Российской  Федерации от 29 марта 1999 г.  N 6Ц,  в указанном
   объеме оставить без удовлетворения.
       Настоящее решение   может   быть   обжаловано  в  Кассационную
   коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со
   дня его вынесения в окончательной форме.




<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz