КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
15 февраля 2000 г.
N 3
О САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И МЕРАХ ПО ЕЕ СТАБИЛИЗАЦИИ В 2000 Г.
Коллегия отмечает, что в результате проводимой Минздравом
России, органами управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации, Государственной санитарно - эпидемиологической службой
работы по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия
населения санитарно - эпидемиологическая обстановка в стране в
целом в минувшем году оставалась стабильной.
В 1999 году зарегистрировано 35,5 млн. инфекционных
заболеваний против 32 млн. в 1998 году, что связано, прежде всего
с более выраженной эпидемией гриппа.
В целях снижения инфекционной заболеваемости осуществлен ряд
организационных и практических мероприятий. Существенно укрепилась
законодательная база. Приняты Федеральные Законы "О санитарно -
эпидемиологическом благополучии населения" и "О качестве и
безопасности пищевых продуктов". По инициативе Минздрава России
Правительством Российской Федерации приняты три Постановления,
направленные на охрану здоровья населения. Минздравом России
издано 19 организационно - распорядительных документов в этой
области.
Вопросы профилактики заболеваний были рассмотрены на 8
заседаниях Коллегий, комиссии Совета Безопасности Российской
Федерации по охране здоровья населения. Правительством Российской
Федерации утверждена Федеральная целевая программа " Создание
методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и
особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера в 1999 - 2005 годах".
Значительно улучшилось финансирование Федеральных целевых
программ "Вакцинопрофилактика", "АнтиВИЧ/СПИД", "Неотложные меры
по борьбе с туберкулезом", что позволило возобновить научные
исследования по проблеме вакцинопрофилактики, закупить
оборудование и авторефрижераторы для создания надлежащих условий
транспортировки и хранения вакцин, ускорить реконструкцию
предприятий по их производству, приобрести для
лечебно - профилактических учреждений медицинское оборудование и
препараты для диагностики и лечения туберкулеза и ВИЧ-инфекции.
Впервые за последние годы Минздравом России осуществлены
централизованные закупки препаратов для профилактики и лечения
малярии.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации
принято 20 Постановлений, направленных на профилактику и снижение
заболеваемости населения, утверждено 27 федеральных санитарных
правил и методических указаний.
Значительно возросло число субъектов Российской Федерации, в
которых приняты законодательные акты, разработаны и реализуются
региональные программы в области санитарно - эпидемиологического
благополучия населения.
Усилена работа по увеличению охвата населения
профилактическими прививками. В большинстве регионов охват
иммунизацией детей в установленные Национальным календарем
прививок сроки достиг 90-95%. Начата вакцинация детей против
гепатита В вакциной, закупленной за счет средств федерального
бюджета. В рамках Национальных дней иммунизации против
полиомиелита привито свыше 99% детей до 3-х лет, в осенний период
в Северо - Кавказском регионе проведена дополнительная иммунизация
детей в возрасте до 5-ти лет.
Все это позволило добиться в 1999 году снижения заболеваемости
дифтерией на 39%, эпидемическим паротитом - 50%, коклюшем - 20%.
Не регистрировались заболевания полиомиелитом, вызванные "диким"
вирусом.
В 1999 году достигнуто также снижение заболеваемости вирусным
гепатитом А и брюшным тифом на 10%, туляремией-25%, бруцеллезом -
20%, сифилисом - 20%, малярией - 27%.
Вместе с тем, в минувшем году произошел рост заболеваемости по
20 нозологическим формам, в том числе гриппом на 61%,
дизентерией 89%, геморрагической лихорадкой с почечным синдромом в
2 раза, клещевым энцефалитом на 32%, вирусным гепатитом С-65%,
вирусным гепатитом В-21%, краснухой - 35%. На фоне низкого уровня
иммунитета у населения активизировалась циркуляция менингококка
серогруппы С.
При высоком охвате детей первичной вакцинацией в ряде
субъектов Российской Федерации не выполняются приказы Минздрава
России о своевременном проведении ревакцинации по эпидпоказаниям
против кори и эпидемического паротита. Вследствие этого в
Республиках Башкортостан, Ингушетия, Карелия, Владимирской,
Камчатской, Самарской областях и Ямало - Ненецком автономном
округе показатели заболеваемости эпидемическим паротитом в 3-9 раз
выше среднефедерального, а в Республиках Бурятия, Мордовия,
Калмыкия, Ставропольском и Красноярском краях, Эвенкийском
автономном округе показатели заболеваемости корью в 3-6 раз выше,
чем в целом по стране.
Несмотря на то, что в 1999 году в Российской Федерации
зарегистрировано свыше 597 тысяч случаев заболевания краснухой и
прививки против этой инфекции включены в Национальный календарь,
Минздравом России не была закуплена вакцина для федеральных нужд.
Низкими темпами ведется разработка и внедрение в практику
отечественной краснушной вакцины, коклюшной бесклеточной вакцины.
комплексных вакцин против менингита группы А+В+С, АКДС + гепатит
В, АКДС+Hib. В стране фактически отсутствуют предприятия,
соответствующие современным требованиям, имеются лишь отдельные
участки, на которых условия производства приближены к требованиям
GMP.
В 1999 году в стране зарегистрировано свыше 800 тысяч
заболеваний острыми кишечными инфекциями, что на 33% больше по
сравнению с 1998 годом. Это свидетельствует об ослаблении внимания
к этим инфекциям со стороны органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, недостаточной эффективности
государственного санитарно - эпидемиологического надзора. Низким
остается уровень этиологической расшифровки этих инфекций, число
острых кишечных заболеваний с не установленным возбудителем
составляет свыше 50%. У 60% детей первого года жизни, умерших от
острых кишечных инфекций, этиология не установлена. В значительной
степени это связано со слабой материально - технической базой
лабораторных подразделений лечебно - профилактических учреждений,
медленным внедрением современных диагностических препаратов.
В 1999 году зарегистрировано 132 вспышки острых кишечных
инфекций с числом пострадавших 8361 человек (1998 г. - 80 вспышек,
3740 пострадавших).
По-прежнему острой остается проблема обеспечения
доброкачественной питьевой водой. Свыше 9% проб ее не
соответствуют стандартам по микробиологическим и более 25% по
санитарным показателям и химическому составу. В результате крайне
неудовлетворительного состояния водопроводных и канализационных
сетей количество аварий на них ежегодно возрастает, что приводит к
возникновению вспышек кишечных инфекций. В 1999 году
зарегистрировано 32 водных вспышки с числом пострадавших 2840
человек (1998 год - 15 вспышек , 1275 пострадавших). Особенно
тяжелое положение сложилось в Приморском крае, где в минувшем году
имели место крупные водные вспышки вирусного гепатита А и
дизентерии. Санитарно - эпидемиологическая служба, зная о крайне
неудовлетворительном состоянии водопроводных и канализационных
сетей и резком ухудшении качества питьевой воды, не приняла
должных мер по обеспечению санитарно - эпидемиологического
благополучия населения.
Серьезные недостатки в организации санитарной охраны
территории и несвоевременное проведение профилактических и
противоэпидемических мероприятий привели к завозу из КНР холеры и
дальнейшему ее распространению в Приморском крае и Сахалинской
области, где зарегистрировано 38 больных и 16 вибрионосителей.
В 1999 году значительно ухудшилась эпидемическая обстановка по
ВИЧ-инфекции, особенно в г. Москве, Московской и Иркутской
областях. За этот период зарегистрировано 15 674 новых случаев,
что в 3,9 раза больше чем в 1998 году. Всего на 1 января 2000 года
в стране зарегистрировано 26624 ВИЧ-инфицированных, из них
заболело СПИДом 383 человека, умерло 267 человек. Более 90% вновь
выявленных в минувшем году ВИЧ-инфицированных составляют лица,
употребляющие наркотики внутривенно. Такое положение обусловлено
продолжающимся распространением наркомании, снижением
нравственного уровня, распространенностью рискованного
сексуального поведения среди молодежи. Несмотря на значительное
усиление работы по профилактике ВИЧ-инфекции, в том числе в рамках
реализации федеральной и региональных программ "Анти ВИЧ/СПИД",
продолжают иметь место серьезные недостатки в работе с группами
высокого риска заражения, недостаточно используются средства
массовой информации для информирования и обучения населения
способам и методам предупреждения заражения этой инфекцией.
В силу указанных причин происходит так же рост заболеваемости
вирусными гепатитами В и С.
В Республике Тыва, городах Москве и Санкт - Петербурге,
Иркутской, Свердловской, Челябинской и Ульяновской областях,
Ханты - Мансийском автономном округе показатель заболеваемости
гепатитом В достигает 62-93, а в Самарской области - 137 на 100
тыс. населения при среднефедеральном показателе 43. Закупки за
счет средств федерального бюджета вакцины против гепатита В дают
возможность привить лишь треть новорожденных.
Вместе с тем, в связи с имеющимися недостатками в дезинфекции
и стерилизации, соблюдении противоэпидемического режима
продолжается заражение парентеральными вирусными гепатитами в
лечебно - профилактических учреждениях. Только в объединенной
городской клинической больнице N 40 г. Нижнего Новгорода
зарегистрировано в 1999 году 5 больных.
По данным официальной статистики в Российской Федерации
ежегодно регистрируется от 50 до 60 тысяч случаев
внутрибольничного инфицирования, при этом учет этих заболеваний
почти повсеместно осуществляется на низком уровне. Около половины
заболеваний регистрируется в родовспомогательных учреждениях.
Наряду с этим, крайне редко выявляются случаи внутрибольничного
инфицирования в урологических, хирургических стационарах.
Практически не выявляются послеоперационные осложнения в
лечебно - профилактических учреждениях республики Хакассия,
Камчатской, Магаданской, Самарской и Тверской областей.
В 1999 году произошла активизация природных очагов
геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС), клещевого
энцефалита, а так же крымской геморрагической лихорадки и
лихорадки Западного Нила.
Особенно значительный рост заболеваемости ГЛПС произошел в
республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртии, Оренбургской,
Самарской, Саратовской и Пензенской областях. Это свидетельствует
о том, что органы управления здравоохранением и центры
госсанэпиднадзора указанных субъектов Российской Федерации не
организовали выполнение решения санитарно - противоэпидемической
комиссии Российской Федерации "Об усилении мероприятий по
профилактике ГЛПС". Мероприятия по подавлению численности грызунов
в природных очагах ГЛПС, создание дератизационных отрядов,
информационно - разъяснительная работа среди населения о
профилактике этой инфекции проводились несвоевременно и в
недостаточном объеме.
Органы управления здравоохранением Ростовской и Волгоградской
областей в период возникновения вспышек крымской геморрагической
лихорадки и лихорадки Западного Нила не обеспечили своевременную
диагностику и лечение больных.
Продолжается рост заболеваемости клещевым энцефалитом. Крайне
неблагополучная эпидемическая обстановка отмечается в Республике
Удмуртия, Красноярском крае, Курганской, Пермской, Томской,
Тюменской областях и Коми - Пермяцком автономном округе, где
показатели заболеваемости 32-53 на 100 тыс. населения. Органы
здравоохранения и центры госсанэпиднадзора в указанных субъектах
Российской Федерации по-прежнему не принимают должных мер по
увеличению охвата населения профилактическими прививками,
практически повсеместно в летний период отмечался дефицит
иммуноглобулина для лечения больных и профилактики этой инфекции.
Несмотря на снижение числа завозных случаев заболеваний
малярией, увеличилось число краев и областей, где возобновилась
передача трехдневной малярии. В Республике Карачаево - Черкессия ,
Краснодарском крае, Волгоградской, Курганской. Московской,
Нижегородской и Саратовской областях зарегистрирован 71 местный
случай малярии. Истребительные мероприятия по борьбе с комарами
осуществляются в крайне ограниченных объемах.
В 1999 году центрами госсанэпиднадзора усилен контроль за
качеством и безопасностью пищевых продуктов. Увеличилось
количество лабораторных исследований продовольствия, возросло
количество штрафных санкций за нарушение санитарных норм и правил
при производстве и обороте пищевых продуктов. Вместе с тем, за 9
месяцев 1999 года зарегистрирован 241 случай пищевых отравлений с
числом пострадавших 2599 человек. Это свидетельствует о низкой
ответственности производителей продуктов питания за качество
выпускаемой продукции и недостаточной требовательности к ним со
стороны государственной санитарно - эпидемиологической службы за
соблюдением надлежащих условий производства, организацией
производственного контроля, выполнением санитарных правил на
предприятиях.
В большинстве субъектов Российской Федерации до настоящего
времени не выполняется Постановление Правительства Российской
Федерации в части обеспечения населения йодированной солью и
продуктами питания, обогащенными микронутриентами.
В 1999 году радиационная обстановка в Российской Федерации
практически не изменилась. Отсутствовали серьезные инциденты с
утерей контроля за источниками ионизирующего излучения.
В соответствие с решением коллегии Минздрава России от
09.03.99 проведена оценка накопленных доз излучения Уральского
региона в зоне неблагоприятного влияния ПО "Маяк". Это позволило
составить перечень населенных пунктов, жители которых получают
повышенные дозы облучения, и утвердить его Постановлением
Правительством Российской Федерации. Проведена радиационно -
гигиеническая паспортизация организаций, использующих источники
ионизирующего излучения, и территорий.
В условиях обострения экономических и социальных проблем
развития страны терроризм и преступность создают дополнительную
угрозу здоровью и санитарно - эпидемиологическому благополучию
населения. Создание системы противодействия террористическим
акциям требует совершенствания организационного обеспечения и
повышения готовности органов и учреждений здравоохранения и
госсанэпидслужбы России.
Коллегия решила:
1. Считать основными задачами по стабилизации санитарно -
эпидемиологической обстановки в Российской Федерации:
осуществление организационных и практических мероприятий по
разработке и внедрению нормативно - правовой базы в соответствии с
Федеральными законами "О санитарно - эпидемиологическом
благополучии населения" и "О качестве и безопасности пищевых
продуктов";
дальнейшее развитие законодательной базы в области обеспечения
санитарно - эпидемиологического благополучия на региональном
уровне:
реализацию федеральных и региональных программ, направленных
на профилактику и борьбу с инфекционными заболеваниями;
совершенствование системы вакцинопрофилактики населения;
осуществление комплекса мероприятий поэтапной подготовки к
сертификации субъектов Российской Федерации, свободных от
полиомиелита;
снижение заболеваемости эпидемическим паротитом до 30-35,
коклюшем 10 - 12 на 100000 населения, стабилизацию на уровне
спорадических случаев заболеваемости дифтерией и корью;
проведение совместно с Федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, общественными организациями мероприятий по ограничению
распространения ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, связанных с
внутривенным введением наркотических средств;
реализацию мероприятий по профилактике йод - дефицитных
состояний.
2. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А. А.).
2.1. Подготовить:
Проект письма руководителям органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации о санитарно - эпидемиологической
обстановке в стране и приоритетных задачах по ее стабилизации в
2000 году.
Срок - март 2000 года
Материалы к заседанию санитарно - противоэпидемической
комиссии Правительства Российской Федерации по вопросу " О
серьезных недостатках в обеспечении населения Приморского края
питьевой водой и неотложных мерах профилактики кишечных инфекций".
Срок - март 2000 года
Материалы к заседанию Межведомственной комиссии Совета
безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения по
вопросу "О состоянии заболеваемости природно - очаговыми
инфекциями вирусной этиологии и мерах по их профилактике".
Срок - май 2000 года
Государственный доклад "О санитарно - эпидемиологической
обстановке в Российской Федерации в 1999 году.
Срок - август 2000 года
2.2. Подготовить и утвердить:
СанПиН "Вакцинопрофилактика".
Срок - декабрь 2000 года
Методические указания по микробиологическому и
паразитологическому контролю качества питьевой воды;
Срок -июнь 2000 года
Методические указания по оценке доз облучения щитовидной
железы населения, проживающего на радиоактивно - загрязненной
территории в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
Срок - сентябрь 2000года
Положение "О зоне защитных мероприятий вокруг объектов по
уничтожению химического оружия".
Срок - декабрь 2000 года
2.3. Завершить работу по сертификации территорий Российской
Федерации свободных от полиомиелита.
Срок - декабрь 2000 года
2.4. Провести региональные рабочие совещания о мерах по
реализации Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных
болезней" .
2.5. Сформировать базу данных по дифференцированным
показателям второго этапа ведения социально - гигиенического
мониторинга и на этой основе провести анализ и гигиеническое
ранжирование субъектов Российской Федерации по уровню воздействия
вредных факторов на здоровье населения.
Срок - ноябрь 2000 года
2.6. Подготовить материалы для рассмотрения на заседании
коллегии Минздрава России вопроса о перспективах расширения
научных исследований и производства медицинских
иммунобиологических препаратов и улучшению обеспечения ими
учреждений здравоохранения.
Срок - июнь 2000 года
2.7. Провести анализ деятельности учреждений госсанэпиднадзора
в субъектах Российской Федерации по разработке законодательных и
нормативных актов по улучшению санитарно - эпидемиологического
благополучия населения.
Срок - ноябрь 2000 года
2.8. Подготовить предложения по организации производства
комплексных вакцин против менингококка группы А+С и АКДС+гепатит
В.
Срок - октябрь 2000 года
2.9. Продолжить работу по реализации комплекса мероприятий,
направленных на усиление государственного санитарно -
эпидемиологического надзора за объектами жизнеобеспечения и
повышенной экологической опасности, усиление их
антитеррористической защищенности и повышение эффективности мер по
противодействию террористическим акциям.
Срок - декабрь 2000 года
3. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов Л.Л.), Управлению
охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.) провести
организационную работу по проведению "подчищающей" иммунизации
детей против полиомиелита в Ссверо - Кавказском регионе.
Срок - апрель-май 2000 года
4. Управлению организации обеспечения лекарствами и
медицинской техникой (Подгорбурнских Н.И.), Департаменту
госсанэпиднадзора (Монисов А.А.), Департаменту экономики
здравоохранения (Сафонкина Л.В.) провести конкурсные торги для
закупки вакцины против краснухи за счет средств федерального
бюджета.
Срок - апрель 2000 года
5. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.), Департаменту
организации медицинской помощи населению (Карпеев А.А.).
Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.):
5.1.Провести анализ деятельности органов и учреждений
здравоохранения, центров госсанэпиднадзора по профилактике гриппа
в 1999 - 2000 годах и подготовить предложения по улучшению этой
работы.
Срок - август 2000 года
5.2. Сформировать систему постоянного информирования населения
о способах и методах предупреждения заражения ВИЧ-инфекцией, и
парентеральными вирусными гепатитами.
Срок - до 1 декабря 2000 года
5.3. Подготовить предложения по реализации концепции
профилактике внутрибольничных инфекций.
Срок - до 1 мая 2000 года
6. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации, главным врачам центров госсанэпиднадзора в
субъектах Российской Федерации:
6.1. Рассмотреть на совместных заседаниях коллегий вопрос о
санитарно - эпидемиологической обстановке в 1999 году и по итогам
внести на рассмотрение санитарно - противоэпидемических комиссий
конкретные предложения по ее стабилизации в текущем году.
Срок - до 1 мая 2000 года
6.2. Рассмотреть причины низкого уровня этиологической
расшифровки острых кишечных инфекций и по результатам принять
действенные меры по улучшению бактериологической диагностики.
Срок - до 1 июня 2000 года
6.3. Обеспечить действенный эпиднадзор за внутрибольничными
инфекциями, обратив особое внимание на своевременное выявление
этих инфекций в первую очередь стационарах хирургического и
урологического профиля.
Срок - декабрь 2000 года
6.4. Проанализировать итоги радиационно - гигиенической
паспортизации объектов, использующих источники ионизирующего
излучения. Принять меры по обеспечению радиационной безопасности
на объектах, где были выявлены недостатки и нарушения.
Срок - до 1 мая 2000 года
7. Руководителям органов здравоохранения, главным врачам
центров госсанэпиднадзора Северо - Кавказского региона провести
"подчищающую" иммунизацию детей против полиомиелита.
Срок - апрель - май 2000 года
8. Руководителям органов управления здравоохранением, главным
врачам центров госсанэпиднадзора в Республиках Башкортостан,
Бурятия, Калмыкия, Карелия, Мордовия, Ставропольском и
Красноярском краях, Владимирской, Камчатской и Самарской областях
организовать и провести ревакцинацию по эпидпоказаниям против
кори, эпидемического паротита.
Срок - до декабря 2000 года
9. Руководителям органов управления здравоохранением, главным
врачам центров госсанэпиднадзора в Поволжском, Уральском,
Сибирском, Западно - Сибирском и Восточно - Сибирском регионах
внести предложения в органы исполнительной власти о проведении
комплекса организационных и практических мероприятий направленных
на профилактику клещевого энцефалита и ГЛПС.
Срок - апрель 2000 года
10. Контроль за выполнением данного решения оставляю за собой.
За председателя Коллегии
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федераций
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Секретарь Коллегии
А.А.ПРОХОДА
|