Конституционный Суд
Российской Федерации
Заявитель: Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации
Малый Харитоньевский пер., 12,
Москва, 101000
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАПРОС
от 14 февраля 2000 г. No. С1-5/УЗ-136
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ЧАСТИ 3
СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 01.12.95 No. 191-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ И КНИГОИЗДАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственной Думой Федерального Собрания Российской
Федерации 18 октября 1995 года принят Федеральный закон "О
государственной поддержке средств массовой информации и
книгоиздания Российской Федерации", который одобрен Советом
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 15 ноября
1995 года, подписан Президентом Российской Федерации 1 декабря
1995 года (No. 191-ФЗ) и опубликован в "Российской газете" от 5
декабря 1995 года No. 235.
Положением части 3 статьи 5 названного Федерального закона
установлено, что редакциям средств массовой информации,
издательствам, информационным агентствам, телерадиовещательным
компаниям передаются в хозяйственное ведение помещения, которыми
они владеют либо пользуются в процессе своей производственно -
хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции
Российской Федерации и подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 3,
статьями 36, 37, 84 и 85 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации просит проверить конституционность положения
части 3 статьи 5 Федерального закона от 01.12.95 No. 191-ФЗ "О
государственной поддержке средств массовой информации и
книгоиздания Российской Федерации".
Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской
Федерации является неопределенность в вопросе о соответствии
оспариваемого положения части 3 статьи 5 названного Федерального
закона части 2 статьи 8, статьям 12, 35, 55, 130, 132 Конституции
Российской Федерации.
Допустимость запроса обусловлена, согласно части 1 статьи 85
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" тем, что Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации считает оспариваемое положение части 3 статьи 5
Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой
информации и книгоиздания Российской Федерации" не подлежащим
действию ввиду его неконституционности, поскольку оно дает
возможность распоряжаться собственностью без согласия
собственника.
Позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации состоит
в следующем.
Федеральный закон "О государственной поддержке средств
массовой информации и книгоиздания Российской Федерации"
регулирует порядок государственной поддержки средств массовой
информации и книгоиздания, приватизации предприятий,
обеспечивающих их функционирование, и направлен на обеспечение
конституционного права граждан на получение полной и объективной
информации (преамбула). Такой государственной поддержкой является,
в частности, передача в хозяйственное ведение редакциям средств
массовой информации, издательствам, информационным агентствам,
телерадиовещательным компаниям помещений, которыми они владеют
либо пользуются в процессе своей производственно - хозяйственной
деятельности.
Передача помещений в хозяйственное ведение перечисленным
лицам, как установлено в статье 6 названного Федерального закона,
является льготой, причем временно действующей: в первоначальной
редакции Закона срок ее действия был установлен до 31 декабря 1998
года, Федеральным законом от 22.10.98 No. 159-ФЗ срок ее действия
был продлен до 1 января 2002 года.
Передача помещений в силу названного Федерального закона
осуществляется безвозмездно, без согласия собственника. Кроме
того, Законом не установлены правовой режим владения пользования и
распоряжения переданными помещениями, а также условия и порядок их
возврата собственнику. Все это фактически означает утрату
собственником не только самих помещений, но и доходов от их
использования. Это в одинаковой степени относится как к
помещениям, находящимся в государственной собственности, так и к
помещениям, являющимся частной и муниципальной собственностью.
Исходя из изложенного, Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации считает, что передача на основании части 3 статьи 5
названного Федерального закона без согласия собственника
находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований, частных лиц
помещений в хозяйственное ведение редакциям средств массовой
информации, издательствам, информационным агентствам,
телерадиовещательным компаниям, принадлежащим иным собственникам,
является нарушением конституционных прав собственника
соответствующих помещений.
В сложившейся ситуации Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации просит Конституционный Суд Российской Федерации
проверить:
1. Соответствует ли положение части 3 статьи 5 Федерального
закона "О государственной поддержке средств массовой информации и
книгоиздания Российской Федерации", допускающее возможность
распоряжения имуществом, находящемся в частной, государственной и
муниципальной собственности, без согласия на то собственника,
Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 (часть 2), 35, 55,
согласно которым в Российской Федерации признаются и защищаются
равным образом частная, государственная, муниципальная и иные
формы собственности; право частной собственности охраняется
законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть,
пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с
другими лицами; права и свободы человека и гражданина могут быть
ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Соответствует ли положение части 3 статьи 5 Федерального
закона "О государственной поддержке средств массовой информации и
книгоиздания Российской Федерации" положениям статей 12, 130, 132
Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской
Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, его
самостоятельность в решении вопросов владения, пользования и
распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии со статьей 38 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" к запросу
прилагаются в 30 экземплярах:
1. Текст оспариваемого положения части 3 статьи 5 Федерального
закона "О государственной поддержке средств массовой информации и
книгоиздания Российской Федерации".
2. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации
с запросом о проверке конституционности части 3 статьи 5
Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой
информации и книгоиздания Российской Федерации".
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
Приложение
1 декабря 1995 года No. 191-ФЗ
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
И КНИГОИЗДАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
18 октября 1995 года
Одобрен
Советом Федерации
15 ноября 1995 года
(в ред. Федерального закона от 22.10.98 No. 159-ФЗ)
(извлечение)
Настоящий Федеральный закон регулирует порядок государственной
поддержки средств массовой информации и книгоиздания, приватизации
предприятий, обеспечивающих их функционирование, и направлен на
обеспечение конституционного права граждан на получение полной и
объективной информации.
Статья 5. Иное финансовое и хозяйственное регулирование
Редакции средств массовой информации, издательства,
информационные агентства, телерадиовещательные компании пользуются
услугами организаций почтовой, телеграфной и телефонной связи по
тарифам, предусмотренным для бюджетных организаций.
Редакции средств массовой информации, издательства,
полиграфические предприятия и организации, информационные
агентства, телерадиовещательные компании, организации по
распространению периодических печатных изданий и передающие центры
оплачивают аренду помещений в зданиях, являющихся федеральной
собственностью, по тарифам и ставкам, не превышающим установленные
для организаций сферы культуры.
Редакциям средств массовой информации, издательствам,
информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям
передаются в хозяйственное ведение помещения, которыми они владеют
либо пользуются в процессе своей производственно - хозяйственной
деятельности.
|