КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
8 февраля 2000 г.
N 2
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПОЛНОТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ, ЦЕЛЕВОГО И ЭФФЕКТИВНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ВЫДЕЛЕННЫХ
НА ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ В
ОБЛАСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ, ВЫПОЛНЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ"
ЗА 1998 ГОД И 1 ПОЛУГОДИЕ 1999 Г.
Заслушав и обсудив доклад руководителя Департамента экономики
здравоохранения Сафонкиной Л.В. коллегия Министерства
здравоохранения Российской Федерации отмечает, что проверкой
Счетной палаты Российской Федерации полноты поступления, целевого
и эффективного использования средств федерального бюджета,
выделенных на лекарственное обеспечение, осуществления гарантий в
области лекарственной помощи населению, выполнения требований
Федерального закона "О лекарственных средствах" за 1998 год и 1
полугодие 1999 г. установлены недостатки и нарушения в
расходовании бюджетных и внебюджетных средств.
В целях гарантированного обеспечения прав граждан Российской
Федерации на охрану здоровья и медицинскую помощь, повышения
экономической устойчивости и эффективности деятельности учреждений
здравоохранения и медицинской науки постановлением Правительства
Российской Федерации от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и
развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской
Федерации" была одобрена разработанная Минздравом России и
Российской академией медицинских наук Концепция развития
здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации и
утвержден план мероприятий по реализации Концепции на 19997-98
годы.
В целях развития системы лекарственного обеспечения
здравоохранения и населения Российской Федерации разработана и
утверждена решением коллегии Минздрава России от 28.09.99
концепция Программы развития системы лекарственного обеспечения
здравоохранения и населения Российской Федерации.
Слабой стороной системы лекарственного обеспечения является
отсутствие вертикальной подчиненности, четкого разграничения
полномочий и функций федеральных и региональных уровней,
отсутствие эффективного взаимодействия между федеральными и
территориальными органами исполнительной власти в сфере
лекарственного обеспечения. В результате Минздрав России не
располагает информацией в целом по России об объемах средств,
направленных на лекарственное обеспечение населения за счет
средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств фондов
обязательного медицинского страхования и других источников.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.98
N 1190 "О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской
Федерации" предусматривалось утвердить Положение о создании
оперативного резерва лекарственных средств Правительства
Российской Федерации.
В связи с крайне сложной обстановкой, которая складывается с
обеспечением лекарственными средствами больных с тяжелыми
заболеваниями (сахарным диабетом, заболевания крови,
онкологическими заболеваниями, туберкулезом и другими социально
значимыми заболеваниями) и в целях стабилизации лекарственного
обеспечения учреждений здравоохранения и населения страны, а также
для организации экстренных централизованных закупок лекарственных
средств разработан проект постановления Правительства российской
Федерации "О создании оперативного резерва лекарственных средств
Правительства Российской Федерации", определяющий порядок
формирования и использования, а также взаимодействие с субъектами
Российской Федерации.
Минздрав России в целях стабилизации обеспечения
лечебно - профилактических учреждений жизненно - необходимыми
лекарственными средствами, принял решение (приказ от 10.01.99 N 7)
о формировании оперативного резерва лекарственных средств,
создаваемого при ВЦМК "Защита".
При организации закупки лекарственных средств для оперативного
резерва лекарственных средств были допущены нарушения Положения об
организации закупки товаров, работ и услуг для государственных
нужд (пункт 29), утвержденного Указом Президента Российской
Федерации от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по
предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при
организации закупки продукции для государственных нужд".
Допускались нарушения данного положения и при проведении
других закупок лекарственных средств за счет средств федерального
бюджета.
Проверкой выявлены факты нецелевого использования внебюджетных
средств в сумме 8,7 млн. рублей, средств федерального бюджета в
сумме 296,3 млн. рублей, выявлен ущерб, нанесенный федеральному
бюджету в сумме 168,1 млн. рублей. В 1996-97 годах денежные
расчеты и зачеты в особом порядке были проведены Минздравом России
при отсутствии фактической кредиторской задолженности по
поставленным товарам (работам, услугам), т.е. незаконно. Общая
сумма незаконно проведенных Минздравом России зачетов и расчетов в
особом порядке составила 990,2 млн.рублей.
Выборочная проверка финансирования подведомственных Минздраву
России учреждений показала, что практически всеми учреждениям в
1998 году и 1 полугодин 1999 года бюджетные средства, выделенные
по предметной статье 110320 "Медицинские расходы", не были
полностью израсходованы. Суммы недоиспользованных средств
федерального бюджета в 1998 году были направлены на другие
предметные статьи расходов.
Отмечены случаи выявления в аптечной сети фальсифицированных
лекарственных средств. Необходимо отметить, что в последнее время
количество фальсифицированных лекарств, выявляемых в аптечной сети
и лечебно - профилактических учреждениях резко увеличился.
В целях устранения выявленных проверкой Счетной палаты
Российской Федерации недостатков, неукоснительного соблюдения
установленного государством порядка использования бюджетных и
внебюджетных средств на лекарственное обеспечение, усиления
контроля за финансовой деятельности Минздрава России и
подведомственных ему учреждений осуществления гарантий в области
лекарственной помощи населению и приняв к сведению, что первые
заместители Министра Москвичев А.М., Лешкевич И.А., заместители
Министра Агапов В.К., Вилькен А.Е., Володин В.Д., Бударин С.С.,
начальник Управления бухгалтерского учета, отчетности и контроля
Самошина Т.Г., начальник Управления обеспечения лекарственными
средствами и медицинской техникой Долгополова Т.В., заместитель
начальника Управления обеспечения лекарственными средствами и
медицинской техникой Саповский М.М., начальник Управления
планирования, финансирования и развития Точилова Н.Н. в настоящее
время не работают.
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Первому заместителю министра Вялкову А.И. в недельный срок
доработать проект приказа Министерства здравоохранения Российской
Федерации "О результатах проверки Счетной палаты Российской
Федерации использования бюджетных средств на лекарственное
обеспечение" с учетом дополнений и предложений, высказанных
коллегией.
2. Департаменту экономики здравоохранения (Сафонкина Л.В.)
совместно с профильными департаментами и управлениями разработать
и представить на утверждение в установленном порядке план
мероприятий по устранению выявленных проверкой Счетной палаты
Российской Федерации недостатков.
Срок: 24.02.2000 года
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на
первого заместителя Министра Вялкова А.И.
Председатель коллегии
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь коллегии
А.А.ПРОХОДА
|