ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2000 года Дело N А42-5403/99-3
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В.,
Зубаревой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании
кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по городу Мурманску на решение Арбитражного суда
Мурманской области от 03.11.99 по делу N А42-5403/99-3 (судья
Дмитриевская Л.Е.),
УСТАНОВИЛ:
Государственная налоговая инспекция по городу Мурманску (далее
- ГосНИ) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском о
взыскании с предпринимателя без образования юридического лица
Горбуновой Людмилы Николаевны штрафов за применение неисправной
контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с
населением - 2387 рублей 81 коп. и за невывешивание ценников на
продаваемые товары - 1193 рубля 90 коп.
Решением от 03.11.99 иск удовлетворен в части взыскания штрафа
за невывешивание ценников. В иске о взыскании штрафа за применение
неисправной контрольно-кассовой машины отказано на том основании,
что факт применения неисправной контрольно-кассовой машины при
осуществлении денежных расчетов с населением не подтвержден
материалами дела. Имевшие место нарушения при применении
контрольно-кассовой машины не относятся к неисправностям.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (правопреемник
ГосНИ, далее - налоговая инспекция) просит отменить решение в
отказанной части и иск удовлетворить в полном объеме, считая, что
судом нарушены нормы материального права.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены
надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не
явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном
порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит
удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 29.07.99 ГосНИ при участии
сотрудников налоговой полиции провела проверку соблюдения
требований Закона Российской Федерации "О применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением" в торговом павильоне, расположенном по адресу:
г. Мурманск, ул. Книповича, дом 55, принадлежащем предпринимателю
Горбуновой Л.Н.
По мнению налоговой инспекции, денежные расчеты при реализации
товара осуществлялись истцом с применением неисправной
контрольно-кассовой машины, а именно: на выдаваемых покупателям
кассовых чеках отсутствуют средства визуального контроля
("Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание"). При
проверке также выявлено, что отдельные ценники оформлены с
нарушением установленного порядка. По результатам проверки
составлен акт от 29.07.99 N 139.
Решением ГосНИ от 16.08.99 N 34/42-1811 за ведение расчетов с
населением с применением неисправной контрольно-кассовой машины к
истцу применены штрафные санкции в 28,6-кратном установленном
законом размере минимальной месячной оплаты труда (2387 рублей 81
коп.), а за невывешивание ценников - в 14,3-кратном установленном
законом размере минимальной месячной оплаты труда (1193 рубля 90
коп.).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Российской
Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон)
денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций
или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся
всеми предприятиями (в том числе физическими лицами,
осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций
или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и
другими обособленными подразделениями с обязательным применением
контрольно-кассовых машин.
Согласно статье 2 Закона предприятия, которые в силу статьи 1
названного Закона должны применять контрольно-кассовые машины,
обязаны использовать исправные контрольно-кассовые машины для
осуществления денежных расчетов с населением.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики
применения Закона Российской Федерации "О применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с
привлечением к ответственности за использование неисправной
контрольно-кассовой машины, судам нужно руководствоваться
Положением по применению контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93
N 745, в редакции постановления Правительства Российской Федерации
от 07.08.98 N 904 (далее - Положение), в пункте 8 которого
перечислены признаки неисправной контрольно-кассовой машины.
Отсутствие средств визуального контроля, квалифицированное
налоговой инспекцией как неисправность контрольно-кассовой машины,
зарегистрированной на Горбунову Л.Н., в пункте 8 Положения не
указано.
Вместе с тем отсутствие одного из средств визуального контроля
("Государственный реестр" или "Сервисное обслуживание") влечет
применение ответственности за осуществление расчетов без
применения контрольно-кассовой машины, а не за использование
неисправной контрольно-кассовой машины, поскольку оснащение
контрольно-кассовой машины средствами визуального контроля
("Государственный реестр" или "Сервисное обслуживание") является
обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к
применению (часть 4 пункта 7 Положения).
Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что материалами
дела не подтвержден вывод налоговой инспекции о применении
ответчицей неисправной контрольно-кассовой машины, а потому
отсутствии оснований для привлечения ее к ответственности за
применение неисправной контрольно-кассовой машины, правомерен.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В остальной части решения нарушений норм материального и
процессуального права кассационной инстанцией также не
установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175
(пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.11.99 по
делу N А42-5403/99-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу
Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по
городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий
ШЕВЧЕНКО А.В.
Судьи
ЗУБАРЕВА Н.А.
ДМИТРИЕВ В.В.
|