МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 февраля 2000 г. N 25
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО
НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Объявляю для сведения и руководства в работе одобренную
решением Правительства Российской Федерации от 20 января 2000 г.
N ИК-П8-01514 Концепцию государственной политики Российской
Федерации в области международного научно - технического
сотрудничества (прилагается).
Правительство Российской Федерации поручило Миннауки России,
Минэкономики России, МИДу России, Минторгу России, Минобразованию
России, РАН совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации принять необходимые меры по реализации
Концепции, а также разработать и согласовать программу
первоочередных мероприятий по ее реализации.
Во исполнение указанного решения приказываю:
1. Заместителям Министра и руководителям структурных
подразделений министерства в 2-недельный срок представить в
Управление международного научно - технического сотрудничества
предложения к плану действий по организации работы в министерстве
по реализации Концепции государственной политики Российской
Федерации в области международного научно - технического
сотрудничества.
2. Управлению международного научно - технического
сотрудничества (Н.И. Харичеву) подготовить до 25 февраля 2000 г.
на основе представленных материалов план действий по организации
работы в министерстве по реализации Концепции государственной
политики Российской Федерации в области международного научно -
технического сотрудничества для утверждения руководством
министерства.
3. Управлению международного научно - технического
сотрудничества (Н.И. Харичеву), Управлению международных обменов
(Г.Л. Котову) и Управлению инноваций и коммерциализации разработок
(Н.В. Арзамасцеву) в 2-месячный срок разработать и согласовать с
заинтересованными министерствами и ведомствами программу
первоочередных мероприятий по реализации Концепции государственной
политики Российской Федерации в области международного научно -
технического сотрудничества.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра В.В. Ничкова.
Министр
М.П.КИРПИЧНИКОВ
КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА
Введение
Превращение международного научно - технического
сотрудничества (МНТС) в реальный инструмент стабилизации и подъема
отечественной экономики и наращивания научно - технического
потенциала России в условиях формирования рыночной экономики и
демократизации общества требует целенаправленного и действенного
государственного регулирования сферы международных связей.
Концепция государственной политики Российской Федерации в
области МНТС разработана в рамках комплекса мероприятий по
реформированию российской науки (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 20.05.98 N 573-р, п. 34). В условиях
глобализации мировой экономики, реформирования российской науки и
создания рыночной инфраструктуры и механизмов в сфере науки и
технологий гражданского назначения Концепция определяет
долгосрочные стратегические цели, основные направления и задачи
государственной политики Российской Федерации на федеральном и
региональном уровнях в области МНТС, не затрагивающих специфику
военно - технического сотрудничества.
Концепция предусматривает набор мер, направленных на повышение
эффективности использования возможностей МНТС для роста
конкурентоспособности отечественной экономики, перевода ее на
инновационный путь развития и на обеспечение социально -
экономической и научно - технологической безопасности страны. В
Концепции выделяются два основных приоритета государственной
политики России в области МНТС: повышение роли и удельного веса
инновационно - технологической составляющей в общей структуре МНТС
России и создание рыночных механизмов и инфраструктуры
международного сотрудничества, отвечающих мировым стандартам. В
рамках этих приоритетов важное место должно занять повышение роли
и заинтересованности ученого и изобретателя при выборе направлений
и реализации проектов МНТС.
Концепция охватывает период 2000 - 2005 годов, намечает
долгосрочные ориентиры и включает план первоочередных мероприятий
по ее реализации в 2000 - 2001 годах.
1. Долгосрочные стратегические цели государственной
политики Российской Федерации в области международного
научно - технического сотрудничества
Государственная политика Российской Федерации в области МНТС
является составной частью государственной научно - технической
политики. Она призвана обеспечить соответствие международного
научно - технического сотрудничества задачам развития и
реформирования российской науки в условиях формирующейся рыночной
экономики с учетом интересов национальной безопасности,
внешнеполитического и внешнеэкономического курса страны.
На структуру целей и задач государственной политики Российской
Федерации в области МНТС прямо или косвенно влияют современные
геополитические и геоэкономические процессы. Они характеризуются
тенденциями глобализации и интеграции мировой экономики, широким
использованием информационных технологий, формированием нового
типа экономики XXI века - "экономики знаний", или инновационной
экономики, интернационализацией исследований, разработок и
наукоемкого производства, обострением глобальной конкуренции на
мировых рынках инвестиций, наукоемких товаров и услуг. Изменяются
традиционные формы и механизмы международного взаимодействия в
сфере науки и технологий, а также роль государства в регулировании
этих процессов. Намечается тесная взаимосвязь научно -
технологической, внешней и торгово - экономической политики в
сфере МНТС.
Эти факторы определяют следующие долгосрочные стратегические
цели государственной политики Российской Федерации в области МНТС:
- содействие переходу России на инновационный путь развития и
формированию российской инновационно - технологической
составляющей многополярного мира;
- полноправное и экономически эффективное участие России в
глобальных интеграционных процессах в сфере науки, технологий и
наукоемкого производства;
- повышение уровня конкурентоспособности отечественной науки и
технологий, выход России на мировой рынок интеллектуальных
продуктов, наукоемких товаров и услуг;
- развитие новых форм международного сотрудничества, усиление
роли инновационно - технологической составляющей в МНТС России;
- гармонизация и адаптация инфраструктуры МНТС России к
мировой практике;
- обеспечение научно - технологической безопасности России.
2. Основные направления и задачи государственной
политики Российской Федерации в области международного
научно - технического сотрудничества
Стратегические цели государственной политики Российской
Федерации в области МНТС реализуются в рамках межгосударственного
научно - технического сотрудничества (МГНТС) и международного
инновационно - технологического сотрудничества (МИНТС).
2.1. Межгосударственное научно - техническое
сотрудничество
Межгосударственное научно - техническое сотрудничество (МГНТС)
- совместная научная и научно - техническая деятельность,
преимущественно некоммерческого характера, в рамках
межгосударственных, межправительственных и межведомственных
соглашений о научно - техническом сотрудничестве. Осуществляется
научными организациями, общественными объединениями научных
работников, отдельными научными работниками и специалистами
Российской Федерации и зарубежных стран при финансовой поддержке
из средств государственного бюджета стран - партнеров и грантов,
предоставляемых благотворительными и общественными фондами. К
сфере МГНТС относится также международная научная и научно -
техническая деятельность, осуществляемая в рамках международных
организаций научно - технического профиля.
Основные формы МГНТС включают обмен научно - технической
информацией и данными, совместные фундаментальные исследования и
прикладные разработки, работы в научно - технической сфере по
контрактам и грантам, а также оказание технической помощи.
Направления политики в области МГНТС
При разработке и реализации политики России в сфере МГНТС
необходимо учитывать общие геополитические и геоэкономические
тенденции, интересы национальной безопасности и предусматривать
подчинение МГНТС задачам развития отечественной науки. При этом
должно обеспечиваться полноправное участие российской
фундаментальной и прикладной науки в мировых интеграционных
процессах в области науки и технологий, повышение ее роли в
решении общечеловеческих проблем современности, реализации
проектов и программ меганауки, создании глобальной системы
безопасности. Россия должна занять более активную позицию по
практическому продвижению в международные правовые документы
модели многополярного мира, базирующейся на инновационно -
технологическом и интеграционном развитии мировой экономики, в
отличие от выдвигаемой по линии ООН и других международных
организаций концепции "избирательной интеграции", устанавливающей
понятие "мировой периферии".
Мировая практика показывает, что опора только на отечественный
опыт в области внешней торговли высокими технологиями, наукоемкими
товарами и услугами является недостаточной для принятия
эффективных решений во внешнеторговой деятельности. Возникает
реальная потребность в организации МНТС по стратегическим
направлениям реализации внешнеторговой политики.
Важным направлением политики в сфере МГНТС должно стать
обеспечение благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических
условий для полноправного участия России на мировых рынках
интеллектуальной продукции. Особый акцент должен быть сделан на
расширении и повышении эффективности участия России в
международном разделении труда, закреплении российской наукоемкой
продукции на новых перспективных рынках.
В целях международной интеграции российской фундаментальной и
прикладной науки следует продвигать идею создания межстрановой
интегрированной информационной сети академических институтов,
виртуальных лабораторий, библиотек и баз данных на территории
России, учитывая зарубежный опыт развития подобных сетей.
Приоритетное направление политики МГНТС - разработка
межгосударственных программ сотрудничества в области
фундаментальных и прикладных наук, учреждение международных
научных центров и организаций с государствами - участниками СНГ.
Особое внимание следует при этом уделять восстановлению имевших
место в бывшем СССР кооперационных связей с учетом современных
реалий, сохранению и развитию научных школ, совместному
использованию уникальных научных объектов и сооружений.
Политика в области МГНТС со странами СНГ должна быть
направлена на постоянное совершенствование договорно - правовой
базы сотрудничества, формирование правовых основ общего научно -
технологического пространства содружества, а также двустороннего
научно - технического сотрудничества. Развитие интеграционных
связей в сфере науки и техники с государствами - участниками СНГ
на первом этапе должно осуществляться на базе координации
совместных действий, а в последующем - в рамках согласованной
научно - технической политики заинтересованных государств.
Согласование научно - технической политики в рамках СНГ должно
предусматривать определение приоритетных направлений
сотрудничества в ключевых областях науки и техники; достижение
единых стандартов и методологии организации научных исследований;
гармонизацию национальных законодательств в области экспортного
контроля; исключение дублирования в проведении исследований и
разработок и наиболее полное использование имеющейся
инфраструктуры и ресурсов.
В развитие идеи многополярного мира приоритетным направлением
политики должно стать содействие в формировании на территории
России на базе ведущих отечественных научных учреждений и
наукоградов "центров международной интеграции" российской
фундаментальной науки (совместные исследовательские институты,
центры, лаборатории и пр.).
Важнейшее направление политики России - развитие МГНТС с
промышленно развитыми государствами, реализация имеющегося
потенциала отечественной фундаментальной науки для занятия
достойного положения в международной интеграции, кооперации и
разделения труда в области фундаментальной науки; участие в
решении общечеловеческих задач, осуществление глобальных проектов
и программ. Особый акцент следует сделать на сотрудничестве по
проблемам отношений между человеком и природой, резкого сокращения
использования невоспроизводимых ресурсов, расширения потребления
информационных продуктов и других нематериальных благ.
МГНТС России необходимо ориентировать на практическое
использование достижений российской науки в решении проблем
глобального характера и устойчивого развития современной
цивилизации (экология, энергетика и транспорт XXI века, изменение
мирового климата, СПИД, глобальная информационная инфраструктура и
др.), а также проблем глобальной безопасности (международный
терроризм, наркобизнес, информационные войны).
В отношении прикладных исследований государственная политика в
первую очередь должна быть направлена на развитие сотрудничества в
приоритетных областях науки и технологий, осуществляемого с
ведущими международными и национальными научными центрами Западной
Европы, США, Японии, КНР, стран Юго - Восточной Азии (ЮВА), в
особенности Республики Кореи.
Соответствие приоритетам развития отечественной науки,
международное признание результатов, активное участие в
международных контактах должны стать главными критериями выбора
направлений МГНТС. При этом необходимо учитывать складывающееся
разделение труда между учеными различных государств,
интенсификацию междисциплинарных работ.
Необходимо всемерно способствовать распространению за рубежом
информации о достижениях отечественной научной мысли. При этом
целесообразно активно использовать имеющуюся для этих целей
инфраструктуру.
МГНТС в ближайшие годы будет важным фактором поддержки
российской науки. Следует способствовать широкому участию
российских ученых и коллективов в конкурсах на гранты, стипендии и
т.п. из зарубежных источников, способствовать выравниванию условий
доступа к грантам в различных регионах России. Необходимо нацелить
политику в области МГНТС на обеспечение адресного поступления
средств и их эффективное применение.
Задачи многостороннего и двустороннего МГНТС
Международные организации и программы:
- использование возможностей ООН (ЮНИДО, ЮНЕСКО, ПРООН и пр.)
и других международных организаций для формирования глобальной
системы международного научно - технического и инновационного
сотрудничества, партнерства и кооперации, отвечающего
геополитическим и экономическим интересам России;
- применение международной договорно - правовой базы и
мирового опыта в области охраны прав интеллектуальной
собственности на основе Соглашения Всемирной торговой организации
(ВТО) по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
(ТРИПС), а также соответствующих документов Всемирной организации
интеллектуальной собственности (ВОИС);
- выработка в рамках отношений со странами - членами
"восьмерки" и Организации Экономического Сотрудничества и Развития
(ОЭСР) стратегии регулирования глобальных интеграционных процессов
в области науки, технологий и инноваций;
- активизация взаимодействия с Европейским Союзом (ЕС) в
рамках межгосударственного Соглашения о партнерстве и
сотрудничестве Россия - ЕС и Соглашения между Правительством
Российской Федерации и ЕС о сотрудничестве в области науки и
технологий. Интенсификация сотрудничества по линии европейских
научно - технических программ;
- расширение взаимодействия с международными организациями
Азиатско - Тихоокеанского региона (АТР), форумом Азиатско -
Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и Ассоциацией
государств Юго - Восточной Азии (АСЕАН) по созданию условий для
развития партнерства в области разработки и совместной
коммерциализации высоких технологий, наукоемких товаров и услуг;
- использование возможностей правительственных и
неправительственных международных организаций для привлечения
иностранных инвестиций и зарубежного венчурного капитала в научную
и инновационно - технологическую сферу России.
Государства - участники СНГ:
- создание общего научно - технологического пространства в
рамках СНГ как приоритетного направления МГНТС Российской
Федерации;
- активизация двусторонних отношений в сфере науки и техники с
государствами - участниками СНГ;
- активизация межгосударственного обмена научно - технической
информацией с государствами - участниками СНГ;
- всемерная поддержка процессов формирования единого научно -
технологического пространства России и Белоруссии.
Промышленно развитые страны:
- наращивание сотрудничества с ведущими в научно -
технологическом отношении государствами (США, ФРГ, Япония,
Франция, Великобритания и др.) в интересах получения новых знаний
по актуальным проблемам фундаментальных и прикладных наук,
укрепления позиций отечественных научных школ в мировой системе
разделения труда в области науки, участия в решении глобальных
проблем современности и осуществления проектов меганауки,
применения зарубежного опыта для реформирования российской науки;
- использование механизмов научно - технического
сотрудничества с промышленно развитыми странами - членами ЕС и
ОЭСР в целях диверсификации источников финансирования
отечественных исследований и разработок, привлечения зарубежных
инвестиций в интересах совершенствования инфраструктуры и
экспериментальной базы отечественной науки, роста наукоемкости
российской экономики.
Новые индустриальные государства и развивающиеся страны:
- расширение сотрудничества с Индией и КНР по фундаментальным
и прикладным проблемам (физика высоких энергий, материаловедение,
лазерная техника, средства вычислительной техники и программные
продукты, биотехнология, океанология и др.);
- активизация сотрудничества с Бразилией, Египтом, Республикой
Корея, Малайзией, Сингапуром, Таиландом, Филиппинами, ЮАР и др. в
области прикладных исследований и разработок с использованием
научно - технических достижений и опытно - экспериментальной базы
российской науки;
- содействие созданию в России международных научно -
технических организаций на базе отечественных научно -
исследовательских центров с привлечением материальных и финансовых
ресурсов новых индустриальных государств, подготовке научных
кадров этих стран в России.
Страны с переходной экономикой
- использование накопленного опыта и традиций взаимодействия
со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) для расширения
совместных исследований и разработок развития научной
инфраструктуры и совместного с этими странами вхождения России в
европейские научно - технологические программы;
- проведение работы, направленной на осуществление экспортных
поставок российских технологий, научно - технологического
оборудования и оказания услуг в сфере науки и технологий в счет
погашения государственного долга Российской Федерации отдельным
странам ЦВЕ.
2.2. Международное инновационно - технологическое
сотрудничество. Коммерциализация технологий
Международное инновационно - технологическое сотрудничество
(МИНТС) государственного и частного секторов России и зарубежных
стран - международная инновационная деятельность на двух- и
многосторонней основе, нацеленная на получение коммерческого
эффекта.
Роль государства в стимулировании международного
сотрудничества в инновационно - технологической сфере заключается
в создании механизмов и обеспечении благоприятных условий для
международной коммерциализации результатов научно - технической
деятельности, отвечающих взаимным интересам российских и
зарубежных партнеров, адаптации российской нормативно - правовой
базы в сфере инновационной деятельности к мировой практике.
Направления политики в области МИНТС
Ключевой аспект государственной политики в области
международного инновационно - технологического сотрудничества
государственного и частного секторов России и зарубежных стран -
рациональное сочетание поддержки продвижения российской наукоемкой
продукции на мировые рынки с созданием благоприятного климата для
роста инновационной активности зарубежных структур в России и
использования в российской промышленности передовых зарубежных
технологий, в том числе на основе иностранных лицензий.
С учетом ограниченности ресурсов стратегическая модель
интеграции России в мировое инновационно - технологическое
пространство должна строиться на основе избранных приоритетных
"интеграционных ядер роста". Государственная политика России в
области МИНТС должна быть ориентирована на стимулирование
привлечения зарубежных фирм и иностранных инвесторов для
коммерциализации российских гражданских технологий на мировом
рынке технологий, наукоемких товаров и услуг. Это предполагает
создание для них равных с российскими фирмами льготных
инвестиционных, налоговых и других условий в тех научно -
технологических и инновационных областях, которые определены как
"интеграционные ядра роста".
Потенциал отечественной науки позволяет России участвовать в
международном инновационно - технологическом взаимодействии путем
создания свободных экономических зон или зон коммерциализации
российских технологий. Они включают технопарки, технологические
инкубаторы и научно - производственные комплексы наукоградов,
ориентированные на привлечение иностранных инвестиций.
Государство на федеральном уровне и уровне субъектов
Российской Федерации должно содействовать формированию на
территории России совместных с зарубежными фирмами научно -
исследовательских и инновационно - технологических структур, в том
числе с участием венчурного капитала и частных инвесторов. Следует
также поддерживать создание за рубежом филиалов российских
научно - технологических и инновационных фирм.
Для продвижения российских технологий на зарубежные рынки
важно разработать механизм оценки с использованием мировых
классификаторов конкурентоспособности разработок и технологий,
наукоемких товаров и услуг, а также уровня конкурентоспособности
наукоемких отраслей российской экономики в целом.
Необходима разработка конкретных организационно - правовых
механизмов, создающих условия для совместной с зарубежными
партнерами коммерциализации технологий. Возможными партнерами по
коммерциализации могут быть организации - грантодатели, частные и
государственные фонды промышленно развитых стран. Для поиска
зарубежных партнеров по коммерциализации российских технологий и
совместного выхода с ними на рынки промышленно развитых стран
требуется активизировать сотрудничество с сетями их инновационных
инфраструктур.
В целях успешной коммерциализации отечественных технологий за
рубежом российским организациям следует принимать во внимание
платежеспособность рынка страны - реципиента. Перспективными
являются рынки платежеспособных стран нетто - реципиентов (КНР,
Иран, страны АТР с быстро развивающейся экономикой и т.д.). Одним
из эффективных механизмов трансфера российских технологий на их
рынки может быть использование свободных зон в данных странах как
демонстрационного полигона наших возможностей с созданием с
местными компаниями или администрациями совместных предприятий
(пример - зона г. Яньтай, КНР). Российским вкладом могут выступать
инновации, техпомощь и "ноу - хау", а зарубежным - инфраструктура,
инвестиции.
Важным направлением МИНТС России должно стать развитие
контактов с инновационно - технологическими структурами,
инновационными сетями и программами высокоразвитых стран. Оно
может осуществляться как по линии двустороннего сотрудничества,
так и в рамках программ общеевропейского сотрудничества и
партнерства. Особую роль в формировании инновационной
инфраструктуры России XXI века призваны сыграть российские
наукограды, государственные научные центры (ГНЦ), федеральные
центры науки и высоких технологий (ФЦНВТ), инновационно -
технологические центры (ИТЦ), инновационно - промышленные
комплексы (ИПК), профессиональные ассоциации, союзы и партнерства
в области высоких технологий. В качестве инструмента
сотрудничества между ними и зарубежными партнерами можно
использовать рамки уже имеющихся международных организаций и
программ (Международный научно - технический центр в г. Москве
(МНТЦ), программа ТАСИС и др.).
Россия должна активизировать использование трансфера
технологий из промышленно развитых стран для их внедрения в
отечественную промышленность в целях развития импортозамещающих
производств, повышения конкурентоспособности российской экономики.
Необходимо совершенствовать еще недостаточно разработанные в
России правовые, организационные и финансовые механизмы
функционирования государственно - частных партнерств в сфере науки
и технологий, технологических альянсов, консорциумов и пр.
Следует активизировать контакты с аккредитованными в России
зарубежными фирмами с целью выявления иностранных партнеров для
организации в России совместных предприятий, консорциумов и других
интеграционных структур в области науки, технологий и инноваций.
Особое внимание следует уделить созданию условий,
обеспечивающих заинтересованность российских и зарубежных
участников международного инновационного взаимодействия в
эффективном партнерстве с государственными структурами.
Необходимо принимать во внимание широкую дифференциацию уровня
развития и организации научно - инновационного потенциала регионов
России, а также наблюдаемое в мире возрастание роли регионального
фактора, территориальных научно - производственных кластеров в
формировании национальных конкурентных преимуществ. В связи с этим
следует создать в стране эффективную систему государственной
научно - технической экспертизы.
Целесообразно наладить мониторинг сотрудничества в
региональном разрезе и выявление возможностей подключения
субъектов Российской Федерации к международным научно -
техническим программам и проектам в целях оперативного
информирования и стимулирования региональных структур.
Задачи международного инновационно - технологического
сотрудничества государственного и частного секторов:
- увеличение удельного веса инновационно - технологического
сотрудничества в общей структуре МНТС, объемов коммерциализации
российских технологий на мировом рынке;
- привлечение зарубежного капитала, в том числе венчурного,
для инвестирования в наукоемкие проекты, направленные на развитие
отечественной производственной сферы;
- переход России в международном инновационно -
технологическом сотрудничестве к использованию мировой практики
коммерциализации технологий, охватывающей весь инновационный цикл
- от фундаментальных исследований до реализации конечной продукции
на мировом рынке, включая маркетинг наукоемких товаров и услуг;
- формирование международных "интеграционных ядер роста"
посредством создания на российской территории технологических
альянсов, совместных предприятий, научно - производственных
консорциумов для совместной деятельности зарубежных и российских
инновационно - технологических фирм, в том числе малого и среднего
бизнеса, ГНЦ, ФЦНВТ, ИТЦ и ИПК в области высоких технологий;
- выявление и устранение препятствий для развития
международного научно - технического и инновационного партнерства
и межфирменной кооперации в области высоких технологий, наукоемких
товаров и услуг.
Государства - участники СНГ:
- развитие и углубление взаимовыгодного инновационного
сотрудничества в рамках общего научно - технологического и
экономического пространства государств - участников СНГ;
- активизация совместной инновационной деятельности с каждым
отдельным государством содружества.
Промышленно развитые страны:
- организация сотрудничества в области развития инновационной
инфраструктуры России с сетями инновационных инфраструктур (в
частности, с информационными релей - центрами ЕС) и инновационными
инфраструктурами и программами Европы и промышленно развитых стран
(в частности, 5 Рамочная программа ЕС, программа ТАСИС, МНТЦ);
- привлечение прямых и портфельных иностранных инвестиций в
высокотехнологичные отрасли российской экономики, а также для
развития отечественной инновационной системы, приближающейся к
мировым стандартам. Подготовка управленческих кадров для
инновационного предпринимательства и создание эффективных
механизмов коммерциализации технологий;
- развитие контактов с Европейским банком реконструкции и
развития, Европейской ассоциацией венчурного капитала, а также
венчурными фирмами зарубежных стран и частными инвесторами в целях
их привлечения к финансированию рисковых проектов на территории
Российской Федерации и ее отдельных субъектов, в том числе с
участием российских малых и средних фирм.
Новые индустриальные государства и развивающиеся страны:
- развитие сотрудничества с новыми индустриальными странами, в
первую очередь с Республикой Корея, Таиландом, Индонезией,
Малайзией, Филиппинами и др., для коммерциализации российских
технологий и привлечения необходимых для этого инвестиций,
совместного выхода на мировой рынок наукоемких товаров и услуг;
- отработка пилотных моделей международного партнерства и
кооперации с новыми индустриальными странами в области
коммерциализации технологий и межфирменного сотрудничества путем
организации совместных наукоемких производств, в том числе в
свободных экономических зонах этих стран;
- стимулирование российского экспорта высоких технологий,
наукоемких товаров и услуг, включая инжиниринговые услуги, в
Бразилию, Египет, Индию, Иран, Мексику, ЮАР и другие развивающиеся
страны.
Страны с переходной экономикой:
- восстановление научно - производственных связей со странами
Центральной и Восточной Европы на основе модернизации
производственных объектов, созданных при содействии СССР, на базе
новейших достижений науки и техники;
- Расширение присутствия Российской Федерации в этих странах,
занятие российской "ниши" на рынках высоких технологий, наукоемких
товаров и услуг этих стран, в частности Польши, Венгрии, Чехии и
Словакии.
3. Совершенствование механизмов государственного
регулирования международного научно - технического
сотрудничества Российской Федерации
Направления совершенствования механизмов государственного
регулирования МНТС учитывают стратегические цели государственной
политики, а также задачи МНТС на период 2000 - 2005 гг.
3.1. Организационная структура
Повышение эффективности координации действий федеральных и
региональных органов исполнительной власти Российской Федерации в
области МНТС вызывает необходимость создания при Правительственной
комиссии по научно - инновационной политике межведомственной и
межрегиональной организационно - управленческой структуры в
области международного научно - технического сотрудничества.
Особое внимание требуется уделить координации МНТС субъектов
Российской Федерации и административно - территориальных
образований зарубежных стран.
Для уточнения и актуализации целей и задач государственной
политики в области МНТС требуется проведение периодической оценки
(не реже одного раза в 4 года) ее реализации на межведомственном и
межрегиональном уровнях.
Необходимо повысить роль загранучреждений России, в частности,
атташатов по науке и технике и представительств Российской
Федерации по торгово - экономическим вопросам, в реализации целей
и задач МНТС, содействии международной интеграции российской
науки, привлечении в научно - техническую сферу России иностранных
инвестиций, усилении взаимодействия с российской диаспорой.
Следует усовершенствовать механизм обязательной
государственной регистрации договоров о МНТС, заключаемых
государственными научными организациями, включив в него учет
контрактных работ, грантов и иных соглашений.
Необходимо предусмотреть повышение квалификации
государственных служащих, переподготовку научно - технического
персонала (в том числе высвобождаемого) и подготовку менеджеров в
области международного инновационно - технологического
сотрудничества.
3.2. Нормативно - правовые механизмы
Требуется осуществить меры по гармонизации с мировой практикой
нормативной и договорно - правовой базы двустороннего и
многостороннего МНТС.
Особое внимание следует уделить формированию договорно -
правовой базы в области коммерциализации технологий, в частности,
разработке набора типовых соглашений (договоров, контрактов) о
проведении совместных с зарубежными партнерами НИОКР, лицензионных
и иных соглашений (о коммерческой тайне, использовании товарных
знаков и пр.), в том числе в сфере биотехнологий, биоматерилов,
компьютерных программ и интегральных схем, имеющих свою специфику.
Необходимо уточнить порядок и механизмы правовой охраны и
патентования объектов интеллектуальной собственности Российской
Федерации за рубежом, лицензирования незапатентованных технологий,
получаемых в результате МНТС.
Важным правовым механизмом государственного регулирования
международного трансфера технологий должен стать федеральный закон
о регулировании передачи за рубеж объектов интеллектуальной
собственности.
В целях дальнейшего развития правовой базы требуется
разработка нормативных документов по учету и контролю за передачей
технологий гражданского назначения, создаваемых с привлечением
средств государственного бюджета.
3.3. Инвестиционные, кредитно - финансовые
и налоговые механизмы
Для повышения эффективности финансирования и косвенного
стимулирования МНТС необходимо:
- разработать порядок госбюджетного финансирования проектов
МНТС;
- совершенствовать с учетом зарубежного опыта порядок и
механизмы совместного с зарубежными партнерами финансирования
проектов, исходя из того, что проекты международного партнерства
государства и частного сектора должны финансироваться из средств
госбюджета только в рамках национальных приоритетных направлений
развития науки и технологий и только в случае дальнейшей
коммерциализации технологий и их промышленного освоения зарубежным
партнером преимущественно на территории России. Предусматривать в
этой связи использование средств бюджета развития для
финансирования наиболее важных проектов такого рода;
- разработать организационно - правовые механизмы,
стимулирующие привлечение средств российских и зарубежных
частнопромышленных и банковско - кредитных структур для
финансирования международных инновационных проектов и
предусматривающие предоставление для этого государственных
гарантий и страхование рисков российских и зарубежных инвесторов и
венчурных фондов, осуществляющих в рамках МНТС инвестиции в
высокотехнологичные секторы отечественной экономики;
- сформировать механизм консультаций с зарубежными
некоммерческими фондами - грантодателями в целях ориентации
грантовых потоков для оказания поддержки российской науке в
приоритетных областях;
- разработать механизмы привлечения иностранных инвестиций в
сферу науки и технологий, в частности, посредством создания бирж
инноваций, открытых торгов ценными бумагами наукоемких фирм,
участвующих в МНТС;
- усовершенствовать налоговое законодательство в целях
стимулирования процессов международной коммерциализации и экспорта
высоких технологий, наукоемких товаров и услуг и обеспечить
оперативное информирование российских и зарубежных партнеров по
МНТС о предоставляемых льготах.
3.4. Информационное обеспечение
В целях повышения информированности участников сотрудничества
и общественности о направлениях и задачах государственной политики
в области МНТС, стимулирования процессов коммерциализации
технологий осуществлять на постоянной основе сбор и обработку
необходимой информации для формирования единой федеральной базы
данных открытого доступа, включающей информацию по проектам МНТС в
области науки и инноваций, ресурсам отечественных и зарубежных
венчурных фондов, условиям участия в МНТС, включая необходимую
документацию, критерии конкурсного отбора проектов и пр.
Обеспечить ее эффективное использование на базе современных
информационных технологий, систем и сетей.
Осуществить интеграцию государственных ресурсов научно -
технической информации в мировое информационное пространство,
способствовать созданию информационной инфраструктуры государств -
участников СНГ в области науки и технологий.
Активно использовать возможности Государственной системы
научно - технической информации для информационного обеспечения
участников МНТС, оказания им маркетинговых и консультационных
услуг, в том числе посредством использования Интернет -
технологий.
В целях усиления координации деятельности федеральных и
региональных органов исполнительной власти и других
заинтересованных организаций создать распределенную информационную
систему МНТС Российской Федерации.
Расширить государственную поддержку представления
отечественных демонстрационных проектов передовых технологий на
международных выставках и ярмарках.
Для обеспечения федеральных и региональных органов
исполнительной власти полной и достоверной информацией о состоянии
МНТС осуществить мероприятия по совершенствованию государственной
статистики в этой области.
3.5. Экспорт и импорт интеллектуальной собственности,
наукоемких товаров и услуг
В целях создания благоприятных условий для продвижения на
мировые рынки российских технологий и наукоемких товаров,
повышения уровня коммерциализации отечественных технологий и
производства в России на их основе конкурентоспособной
высокотехнологичной продукции для экспорта необходимо в рамках
МНТС осуществить комплекс мер, направленных на стимулирование
экспортно - импортных операций с объектами интеллектуальной
собственности, наукоемкими товарами и услугами, в частности,
предусматривающих:
- возрастание доли наукоемкой продукции и услуг в структуре
российского экспорта;
- рационализацию импорта Россией высоких технологий,
наукоемких товаров и услуг, в том числе для проведения разработок
и производства аналогичных или усовершенствованных, в сравнении с
импортируемыми, товаров и услуг;
- предоставление консалтинговых и инжиниринговых услуг в
области экспорта и импорта наукоемкой продукции российским научно
- техническим организациям и промышленным предприятиям, а также
малым наукоемким фирмам, разработку экспортного каталога высоких
технологий и наукоемкой продукции;
- государственный контроль и лицензирование экспорта высоких
технологий, наукоемких товаров и услуг, в том числе получаемых в
результате международной коммерциализации технологий;
- лицензирование импорта высоких технологий, не допускающих
проникновение в Россию устаревших и экологически деструктивных
технологий;
- проведение при заключении контрактов экспертной оценки
возможных последствий для Российской Федерации экспорта услуг и
полученной в результате МНТС продукции, подпадающей под режим
экспортного контроля;
- гармонизацию российской системы сертификации и
стандартизации с международными нормами и правилами и обеспечение
соответствия экспортируемой и импортируемой высокотехнологичной
продукции российским и международным стандартам;
- расширение государственной поддержки патентования за рубежом
отечественных технологий.
3.6. Научно - технологическая безопасность
Реализация государственной политики Российской Федерации в
области МНТС должна предусматривать обеспечение интересов
национальной научно - технологической безопасности - неотъемлемого
компонента национальной безопасности. В целях предотвращения угроз
научно - технологической безопасности государственная политика в
области МНТС должна быть направлена на решение следующих задач:
- сохранение и развитие научного и инновационного потенциала и
защита прав на результаты научно - технической деятельности;
- создание экономических условий востребованности науки;
- регулирование процесса миграции научных кадров;
- развитие территорий с высоким научно - техническим
потенциалом;
- участие российской науки в решении глобальных проблем
человечества.
С целью минимизации ущерба, нанесенного миграцией научных
кадров за рубеж, необходимо всемерно поддерживать осуществление
научных контактов с эмигрировавшими российскими учеными, приобщая
их к решению задач отечественной науки.
Для обеспечения технологической безопасности страны необходимо
сформировать систему государственного учета и контроля передачи
технологий гражданского назначения, созданных с привлечением
средств федерального бюджета. При этом основное внимание должно
быть уделено вопросам защиты интеллектуальной собственности от
утечки и неправомерного использования за рубежом, в том числе в
судебном порядке. В интересах решения задач технологической
безопасности необходимо осуществлять строгий государственный
контроль иностранной поддержки российских ученых и организаций,
ранее работавших в области обеспечения обороноспособности России,
в их переходе на разработку и выпуск наукоемкой продукции
гражданского назначения.
Требуют решения вопросы обеспечения информационной
безопасности при создании национальной сети компьютерных
телекоммуникаций в сфере науки и образования с выходом на
международные информационные сети, государственного контроля
международного обмена научно - технической информацией.
Необходимо развивать взаимодействие с международными
организациями и иностранными государствами в области экспортного
контроля в целях укрепления международной безопасности и
стабильности.
Соблюдение национальных интересов и обеспечение научно -
технологической безопасности нашей страны требует также создания
благоприятных для этого внешнеполитических и международно -
правовых условий путем разработки международной научно -
технической стратегии Российской Федерации в области глобальной
безопасности в XXI веке для использования в документах Генеральной
Ассамблеи и других органов системы ООН, в работе многосторонних и
двусторонних комиссий по научно - техническому сотрудничеству в
целях закрепления на договорно - правовой основе вопросов
обеспечения безопасности, в частности при использовании технологий
двойного назначения, полученных в результате совместных НИОКР,
порядка их международной коммерциализации, взаимного
информирования об "утечке умов", особенно в военно -
технологической сфере и пр.
* * *
Основные положения Концепции должны быть интегрированы в
формирующуюся систему общенациональных целей и приоритетов
социально - экономического развития. При этом следует иметь в
виду, что разработка и реализация основных направлений
государственной политики в области МНТС в ближайшие годы будет
осуществляться параллельно со становлением самого института
государственной научно - технической и инновационной политики.
Результативность содержащихся в Концепции мер будет во многом
зависеть от того, какое конкретное отражение они найдут в
практической деятельности государственных структур, планах
международного сотрудничества научно - технических организаций,
международных контактах российских ученых и специалистов.
Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ
ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
НА ПЕРИОД 2000 - 2001 ГОДОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
1. С целью повышения эффективности организационно -
управленческих решений и координации действий федеральных и
региональных органов исполнительной власти Российской Федерации в
области международного научно - технического сотрудничества (МНТС)
подготовить предложения по:
а) созданию при Правительственной комиссии по научно -
инновационной политике рабочей группы по МНТС
Проект решения Правительственной комиссии по научно -
инновационной политике
II кв. 2000 г.
Исполнители: Миннауки России, РАН,
заинтересованные федеральные и региональные
органы исполнительной власти;
б) подготовке (на периодической основе) для Правительства
Российской Федерации аналитического доклада о реализации
государственной политики в области МНТС
Проект решения Правительственной комиссии по научно -
инновационной политике
II кв. 2000 г.
Доклад за 2000 г.
III кв. 2001 г.
Исполнители: Миннауки России,
Минобразование России,
Минэкономики России,
Минторг России, МИД России, РАН,
заинтересованные федеральные и региональные
органы исполнительной власти;
в) формированию системы оперативного взаимодействия российских
загранучреждений с федеральными и региональными органами
исполнительной власти Российской Федерации по реализации
государственной политики в области МНТС
Соглашения о взаимодействии с соответствующими федеральными и
региональными органами исполнительной власти Российской
Федерации
IV кв. 2000 г.
Исполнители: МИД России, Миннауки России,
Минторг России, Минэкономики России,
заинтересованные федеральные и региональные
органы исполнительной власти;
г) включению в общегосударственную систему учета договоров о
МНТС, заключенных государственными научными организациями,
контрактов, грантов и иных соглашений в области МНТС
Внесение изменений в положение о Миннауки России
I кв. 2000 г.
Исполнители: Миннауки России.
2. В целях дальнейшего развития нормативной, договорно -
правовой базы и механизмов МНТС:
а) осуществлять работу по совершенствованию договорно -
правовой базы двустороннего и многостороннего МНТС и ее
гармонизации с мировой практикой в этой области
Международные соглашения и договоры
На регулярной основе
Исполнители: Миннауки России,
МИД России,
Минторг России,
заинтересованные федеральные и региональные
органы исполнительной власти;
б) разработать совместно с ведущими зарубежными юридическими
фирмами пакеты типовых договорных документов по трансферу и
коммерциализации российских технологий
Проекты документов и методические рекомендации
III кв. 2000 г.
Исполнители: Миннауки России,
Минторг России,
заинтересованные федеральные и региональные
органы исполнительной власти;
в) отработать на примере создаваемых пилотных моделей
международного партнерства по коммерциализации российских
технологий комплекс организационно - правовых мероприятий и
конкретных механизмов передачи российских технологий с
рекомендациями по их использованию научными организациями
Создание Российско - Китайской базы высоких технологий в
технопарке г. Яньтая.
Пакет договорно - правовых документов по функционированию базы
IV кв. 2000 г.
Исполнители: Миннауки России, РАН,
заинтересованные федеральные и региональные
органы исполнительной власти.
3. Исходя из задач по содействию интеграции российской науки,
наукоемкой промышленности в мировые структуры и развитию
международного инновационно - технологического сотрудничества
провести работу по привлечению зарубежных фирм в российские
инновационные структуры (инновационно - технологические центры,
технопарки, бизнес - инкубаторы и др.) для совместной
коммерциализации российских технологий
Перечень зарубежных фирм, привлеченных в российские структуры
II кв. 2000 г.
Исполнители: Миннауки России,
Минэкономики России,
Минторг России.
4. Осуществить меры по привлечению зарубежных образовательных
учреждений и программ в интересах подготовки отечественных кадров
в области международного трансфера и коммерциализации технологий.
Программы подготовки специалистов
III кв. 2000 г.
Исполнители: Минобразование России,
Миннауки России,
заинтересованные федеральные и региональные
органы исполнительной власти.
5. В целях совершенствования методов государственного
регулирования МНТС, стимулирования коммерциализации и повышения
конкурентоспособности российских технологий, развития партнерства
и межфирменной кооперации, расширения экспорта и импорта
наукоемких товаров и услуг подготовить предложения по:
а) созданию благоприятных для развития международного научно -
технического сотрудничества условий, направленных, в частности, на
совершенствование налогового законодательства в целях
стимулирования процессов международной коммерциализации и экспорта
высоких технологий, наукоемких товаров и услуг
Предложения в Правительственную комиссию по научно -
инновационной политике
III кв. 2000 г.
Исполнители: Миннауки России,
Минэкономики России,
Минторг России;
б) привлечению иностранных инвестиций, включая зарубежный
венчурный, банковский и промышленный капитал, в научно -
технологический сектор Российской Федерации
Предложения в Правительственную комиссию по научно -
инновационной политике
II кв. 2000 г.
Исполнители: Минэкономики России,
Миннауки России,
Минторг России.
6. В рамках совершенствования информационного обеспечения
участников МНТС, стимулирования международного трансфера
российских технологий на базе использования современных
информационных систем и сетей:
а) подготовить проект концепции создания распределенной
информационной системы МНТС Российской Федерации
Предложения в Правительственную комиссию по научно -
инновационной политике
III кв. 2000 г.
Исполнители: Миннауки России,
Минсвязи России,
Минэкономики России,
Минторг России,
Минобразование России, РАН,
заинтересованные федеральные и региональные
органы исполнительной власти;
б) создать в сети Интернет информационно - консультационный
центр в двуязычном исполнении по законодательным и нормативным
вопросам, касающимся коммерциализации технологий, привлечь к
участию в его деятельности представителей заинтересованных
зарубежных организаций и обеспечить его постоянную поддержку
Проект информационно - консультационного центра
III кв. 2000 г.
Исполнители: Миннауки России,
заинтересованные федеральные и региональные
органы власти.
7. Для соблюдения интересов национальной научно -
технологической безопасности Российской Федерации:
а) рассмотреть возможность создания системы государственного
учета и контроля за передачей технологий гражданского назначения,
научно - технической информации и данных за рубеж, созданных при
участии средств федерального бюджета, сформировав на первом этапе
базы данных об имеющихся и создаваемых технологиях государственной
формы собственности
Предложения в Правительственную комиссию по научно -
инновационной политике
IV кв. 2000 г.
Исполнители: Миннауки России,
Минюст России, Госкомстат России, РАН,
заинтересованные федеральные и региональные
органы власти;
б) разработать межведомственную программу взаимодействия с
учеными - соотечественниками за рубежом
Межведомственная программа
Представление в Правительство Российской Федерации
IV кв. 2000 г.
Исполнители: Миннауки России,
Минэкономики России,
Минторг России,
Минтопэнерго России,
Минобразование России,
Росавиакосмос,
Минатом России,
МИД России, РАН, ФМС России,
заинтересованные федеральные и региональные
органы исполнительной власти;
в) разработать механизм усиления государственного контроля за
экспортом объектов интеллектуальной собственности с учетом
предполагаемых изменений в Федеральном законе "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности"
Проект постановления Правительства Российской Федерации
2001 г.
Исполнители: Минторг России, Миннауки России,
Минэкономики России,
Минобороны России,
Минюст России,
Росавиакосмос,
заинтересованные федеральные и региональные
органы исполнительной власти.
|