ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 3 февраля 2000 г. N ВКПИ 99-032
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Захарова Л.М.,
судей Верховного Суда РФ Коронца А.Н.,
Яськина В.А.,
при секретаре Безнасюке А.С.,
с участием прокурора
отдела Главной военной прокуратуры Беседина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобам Муратова И.А. и Кужелева С.В. о признании не
соответствующим Закону Постановления Правительства РФ N 806 от 6
июля 1994 г. "О некоторых вопросах реализации льгот по проезду и
перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей, установленных Законом РФ "О
статусе военнослужащих" в части лишения военнослужащих и членов
их семей права на бесплатный проезд к местам использования отпуска
и обратно по территории государств Содружества Независимых
Государств (СНГ). Обязать Правительство РФ устранить допущенные
нарушения прав заявителей и членов их семей. Определить
ответственность Правительства РФ и должностных лиц как
государственных служащих, причастных к подготовке данного
Постановления, которым нарушены права заявителей и членов их
семей.
Взыскать с Правительства РФ в пользу заявителей по одной
тысяче рублей в возмещение причиненного им морального и
материального ущерба, обратив решение к немедленному исполнению,
установил:
Муратов И.А. и Кужелев С.В. обратились в Верховный Суд РФ с
указанными выше требованиями, ссылаясь на то, что Постановление
Правительства N 806 от 6 июля 1994 г. не соответствует Закону "О
статусе военнослужащих", "Соглашению между государствами -
участниками Содружества Независимых Государств о социальных и
правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной
службы, и членов их семей" от 14 февраля 1992 г. (далее
"Соглашение" от 14 февраля 1992 г.) и Конституции РФ в части
лишения военнослужащих и членов их семей права на бесплатный
проезд к местам использования отпуска и обратно по территории
государств СНГ. Предъявляя требования об определении
ответственности Правительства РФ и должностных лиц -
государственных служащих за действия, приведшие к нарушению прав и
свобод заявителей и членов их семей в связи с принятием
обжалуемого Постановления, Муратов И.А. и Кужелев С.В. ссылались
на Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. с изменениями и
дополнениями.
В судебном заседании заявители Муратов И.А. и Кужелев С.В.
свои требования поддержали и просили удовлетворить их в полном
объеме.
Представители Правительства РФ Рябчиков И.В., Ганин В.С. с
требованиями заявителей не согласились и просили оставить их без
удовлетворения. При этом они пояснили, что обжалуемое
Постановление Правительства РФ не противоречит Закону РФ "О
статусе военнослужащих", принято с целью реализации требований
этого Закона и не ограничивает прав военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей на бесплатный проезд
к местам использования отпуска и обратно.
По мнению представителей Правительства РФ, не противоречит это
Постановление и "Соглашению" от 14 февраля 1992 г., в связи с чем
и остальные требования заявителей не подлежат удовлетворению.
Выслушав объяснения заявителей, представителей Правительства РФ,
исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора,
полагавшего необходимым признать оспариваемое в этой части
Постановление Правительства не соответствующим Закону "О статусе
военнослужащих" и "Соглашению" от 14 февраля 1992 г., определить
ответственность Правительства РФ и должностных лиц -
государственных служащих, причастных к принятию данного
Постановления, и отказать заявителям в удовлетворении морального
вреда, Верховный Суд РФ находит, что жалобы заявителей подлежат
удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона РФ "О статусе
военнослужащих" от 22 января 1993 г. военнослужащие имеют право
на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и
автомобильным (кроме такси) транспортом в командировке, в связи с
переводом к новому месту военной службы, к местам использования
основного отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков и
обратно.
В пункте 5 ст. 20 этого же Закона определен порядок
производства расчетов и источники финансирования этих расходов.
Правительство же Российской Федерации в Постановлении N 806 от
6 июля 1994 г. указало, что Министерство обороны РФ при реализации
льгот военнослужащих, установленных Законом РФ "О статусе
военнослужащих", осуществляет оплату проезда только по территории
Российской Федерации и признало не действующими на территории
Российской Федерации статьи 49, 52, 55, 56, 62 Постановления
Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 г. N 193 "Об утверждении
Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц,
уволенных с военной службы в отставку, и их семей". Между тем в
статье 55 указанного выше Положения были предусмотрены льготы
военнослужащим на проезд за счет средств Министерства обороны при
следовании в очередные отпуска и обратно на всей территории СССР.
Таким образом, указав в пункте 1 Постановления N 806 от 6 июля
1994 г., что Министерство обороны РФ осуществляет оплату проезда
военнослужащих лишь по территории Российской Федерации, и признав
не действующими на территории Российской Федерации указанные выше
статьи Постановления Совета Министров СССР N 193 от 17 февраля
1981 г., Правительство Российской Федерации своим Постановлением
фактически лишило военнослужащих, граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей права на бесплатный проезд к местам
использования основного отпуска и обратно по территории стран СНГ.
В соответствии же со ст. 1 "Соглашения" от 14 февраля 1992 г.
за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы,
проживающими на территории государств - участников Содружества, а
также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот,
установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего
Союза ССР.
Одностороннее ограничение указанных прав и льгот
военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей
не допускается.
Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила
международного договора.
В связи с тем, что Постановление Правительства РФ N 806 от 6
июля 1994 г. вопреки международному договору Российской Федерации
ограничивает права и льготы военнослужащих, граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей в части бесплатного проезда к
месту использования основного отпуска и обратно по территории СНГ,
оно не может быть признано в этой части законным и подлежит
отмене.
Требования же заявителей о взыскании с Правительства РФ по
одной тысяче рублей в возмещение морального и материального ущерба
удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ суд может обязать возместить
компенсацию морального вреда за такие действия, которыми нарушены
личные и неимущественные права гражданина.
В данном конкретном случае в отношении заявителей были
затронуты их имущественные права, связанные с неоплатой проезда по
территориям стран СНГ, к местам использования отпуска и обратно, и
именно с этими требованиями они обращались ранее в военный суд
Московского гарнизона, который и принимал решения по их жалобам.
Поэтому и в возмещение материального ущерба, в соответствии с
требованиями процессуального закона о подсудности, заявителям и
следует обратиться в надлежащий суд.
Не подлежат удовлетворению и ходатайства заявителей об
обращении решения к немедленному исполнению, поскольку они не
основаны на требованиях гражданско - процессуального
законодательства (ст. ст. 210, 211 ГПК РСФСР).
Требования заявителей об определении ответственности
Правительства РФ и должностных лиц - государственных служащих за
действия, приведшие к нарушению прав и свобод заявителей и членов
их семей в связи с принятием обжалуемого Постановления
Правительства РФ, также не могут быть удовлетворены.
Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и
применяются только к отношениям, возникшим после введения их в
действие.
Обязанность суда определить ответственность государственного
органа и государственного служащего за действия, приведшие к
нарушению прав и свобод гражданина, вытекает из ч. ч. 4 и 5 ст. 7
Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан", который вступил в законную силу 18
декабря 1995 г., то есть после принятия Правительством РФ
обжалуемого Постановления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197,
239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Жалобы Муратова И.А. и Кужелева С.В. удовлетворить частично.
Постановление Правительства РФ N 806 от 6 июля 1994 г. "О
некоторых вопросах реализации льгот по проезду и перевозкам
личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей, установленных Законом "О статусе
военнослужащих" в части непредоставления военнослужащим,
гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей права на
бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно по
территории стран Содружества Независимых Государств признать
незаконным и не действующим со дня его принятия.
Жалобы заявителей в части определения ответственности
Правительства РФ и должностных лиц как государственных служащих,
а также в части взыскания морального вреда оставить без
удовлетворения, как и их ходатайство об обращении решения к
немедленному исполнению.
Разъяснить заявителям, что с требованиями о возмещении
материального ущерба они вправе обратиться по подсудности по месту
нахождения ответчика.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в
Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий
Л.М.ЗАХАРОВ
Судьи
А.Н.КОРОНЕЦ
В.А.ЯСЬКИН
|