ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 3 февраля 2000 г. N С5-7/УЗ-101
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ
ЗЕМЕЛЬНОМ КАДАСТРЕ"
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что
24 ноября 1999 г. Государственной Думой принят Федеральный закон
"О государственном земельном кадастре" (далее - Закон), который 2
января 2000 г. подписан Президентом Российской Федерации (N 28-ФЗ)
и опубликован в "Российской газете" от 10 января 2000 г. N 5.
При этом предлагается обратить внимание на некоторые положения
названного Закона.
1. Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении
деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при
использовании его сведений (ст. 23 Закона).
2. В статье 1 даются основные понятия, которые используются в
целях настоящего Закона. В частности, государственный земельный
кадастр определен как систематизированный свод документированных
сведений, получаемых в результате проведения государственного
кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом
назначении и правовом положении земель Российской Федерации и
сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на
земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками
объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра).
Установлено также, что государственный кадастровый учет
земельных участков - это описание и индивидуализация в Едином
государственном реестре земель земельных участков, в результате
чего каждый земельный участок получает такие характеристики,
которые позволяют однозначно выделить его из других земельных
участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
Государственный кадастровый учет земельных участков
сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового
номера.
3. В соответствии со статьей 7 Закона государственному
кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на
территории Российской Федерации, независимо от форм собственности
на землю, целевого назначения и разрешенного использования
земельных участков.
При этом следует иметь в виду, что государственный кадастровый
учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на
территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего
Федерального закона, является юридически действительным.
4. Законом определено, что сведения государственного
земельного кадастра носят открытый характер, за исключением
сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к
категории ограниченного доступа (ст. 8).
Сведения об определенном земельном участке предоставляются
бесплатно, в частности судам, имеющим в производстве дела,
связанные с данным земельным участком, с оплатой ими стоимости
копирования и доставки предоставляемых сведений (ст. 22).
5. Законом установлено, что Единый государственный реестр
земель содержит сведения о существующих и прекративших
существование земельных участках. Моментом возникновения или
моментом прекращения существования земельного участка как объекта
государственного кадастрового учета в соответствующих границах
является дата внесения соответствующей записи в Единый
государственный реестр земель (ст. 14).
6. В главе IV Закона регулируются вопросы, относящиеся к
ведению государственного земельного кадастра.
Установлено, что документирование сведений государственного
земельного кадастра осуществляется на бумажных и (или) электронных
носителях, приоритет имеют сведения, записанные на бумажных
носителях, если иное не установлено Федеральным законом (п. 6 ст.
17).
В статье 20 определены основания приостановления проведения и
отказа в проведении государственного кадастрового учета земельных
участков. Предусмотрено, что отказ в проведении государственного
кадастрового учета земельных участков или уклонение
соответствующего органа от проведения государственного
кадастрового учета земельных участков могут быть обжалованы
заинтересованными лицами в суд, арбитражный суд.
В статье 21 регулируются вопросы исправления технических
ошибок, допущенных при ведении государственного земельного
кадастра. В частности, в случаях, если существуют основания
полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред
либо нарушить законные интересы правообладателей земельных
участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие
записи в государственном земельном кадастре, такое исправление
осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.
7. Закон, согласно его статье 26, вводится в действие через
шесть месяцев после его официального опубликования и применяется к
правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
По правоотношениям, возникшим до введения его в действие, он
применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после
введения его в действие.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ
|