ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2000 г. N 88
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ЗАЩИТЫ ОРБИТАЛЬНО - ЧАСТОТНОГО РЕСУРСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ДОПУСКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СИСТЕМ СПУТНИКОВОЙ
СВЯЗИ И ВЕЩАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ (ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОМ)
ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях усиления государственного управления и контроля в
области распределения, использования и защиты орбитально -
частотного ресурса Российской Федерации Правительство Российской
Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые:
Основные положения государственной политики в области
распределения, использования и защиты орбитально - частотного
ресурса Российской Федерации;
Положение о государственном регулировании допуска и
использования иностранных систем спутниковой связи и вещания в
информационном (телекоммуникационном) пространстве Российской
Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 февраля 2000 г. N 88
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ,
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ ОРБИТАЛЬНО - ЧАСТОТНОГО РЕСУРСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящие Основные положения регулируют деятельность,
связанную с распределением, использованием и защитой орбитально -
частотного ресурса Российской Федерации, в осуществлении которой
участвуют федеральные органы исполнительной власти и пользователи
орбитально - частотного ресурса.
2. Защита орбитально - частотного ресурса Российской Федерации
и управление его использованием являются одной из важнейших
областей деятельности государства, связанной с экономическими и
социальными аспектами развития страны, обеспечением президентской
и правительственной связи, нужд обороны, безопасности, охраны
правопорядка, а также хозяйственной деятельности юридических и
физических лиц на территории Российской Федерации.
3. В отношении пользователей орбитально - частотного ресурса,
радиоэлектронные средства которых находятся в международных водах,
воздушном и космическом пространстве или на территории иностранных
государств под юрисдикцией Российской Федерации, настоящие
Основные положения применяются с учетом обязательств Российской
Федерации, вытекающих из Устава и Конвенции Международного союза
электросвязи и межправительственных соглашений, а также
законодательства иностранных государств.
4. Государственная политика в области распределения,
использования и защиты орбитально - частотного ресурса
осуществляется на следующих основных принципах:
1) исключительное право государства на распределение,
использование и защиту орбитально - частотного ресурса. При этом
орбитально - частотные позиции не подлежат передаче в
собственность, приватизации или постоянному бессрочному
закреплению;
2) разработка и реализация единой технической политики и
процедур в области использования орбитально - частотного ресурса с
учетом международных договоров Российской Федерации;
3) обеспечение приоритета нужд президентской и
правительственной связи, обороны, безопасности и охраны
правопорядка;
4) развитие в рамках конверсии гражданских радиослужб для
использования орбитально - частотного ресурса, осуществление мер
по расширению возможностей развития гражданских радиослужб путем
конверсии радиочастотного спектра с учетом его распределения,
установленного Регламентом радиосвязи Международного союза
электросвязи, и обеспечения достаточности орбитально - частотного
ресурса для нужд управления, обороны, безопасности и охраны
правопорядка в Российской Федерации;
5) осуществление международной деятельности Российской
Федерации в области радиосвязи в целях обеспечения национальных
интересов, участие в международных организациях, а также в
совместных проектах по исследованию и использованию космического
пространства;
6) внедрение экономических методов управления орбитально -
частотным ресурсом, реализация в отношении негосударственных
пользователей политики внедрения рыночных механизмов в процессы
регулирования использования орбитально - частотного ресурса путем
определения его экономической ценности (рыночной стоимости), а
также направление прибыли, полученной в процессе рыночного
регулирования использования частот, в первую очередь на
поддержание и развитие российских систем спутниковой связи и
вещания;
7) внедрение эффективных методов планирования, распределения и
использования орбитально - частотного ресурса, осуществление мер
по отзыву разрешений на присвоение, выделение или резервирование
полос частот для любых категорий пользователей, если в
установленном порядке не подтверждается их реальное или
своевременное использование, недопущение нанесения при этом ущерба
интересам обороны и безопасности страны;
8) осуществление общегосударственной системы контроля и
инспекции за соблюдением установленных законодательством
Российской Федерации правил использования радиочастотного спектра
и орбитально - частотного ресурса.
5. Регулирование использования радиочастотного спектра и
орбитальных позиций спутников связи является исключительным правом
государства и осуществляется в соответствии с Федеральным законом
"О связи" федеральными органами исполнительной власти в области
связи, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Ответственность за общее регулирование в области управления
распределением, использованием и защитой орбитально - частотного
ресурса в Российской Федерации несут Правительство Российской
Федерации и уполномоченные им федеральные органы исполнительной
власти.
По поручению Правительства Российской Федерации деятельность
по распределению орбитально - частотного ресурса проводится
Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве
Российской Федерации по связи и информатизации. Деятельность этой
Комиссии осуществляется на основе положения, утверждаемого
Правительством Российской Федерации.
Нормативные акты и распоряжения указанной Комиссии по вопросам
распределения и использования орбитально - частотного ресурса,
обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных
средств космических и наземных радиослужб и международно -
правовой защиты являются обязательными для всех пользователей
орбитально - частотного ресурса независимо от их местонахождения и
формы собственности.
Обязанности федеральных органов исполнительной власти при
управлении распределением, использованием и защитой орбитально -
частотного ресурса подведомственных радиоэлектронных средств, а
также размер платы за использование орбитально - частотного
ресурса и порядок ее внесения определяются Правительством
Российской Федерации.
6. Выделение полос частот для разработки (модернизации),
производства или приобретения радиоэлектронных средств спутниковых
и космических систем производится Государственной комиссией по
радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и
информатизации.
7. Государственная комиссия по радиочастотам при Министерстве
Российской Федерации по связи и информатизации при распределении
орбитально - частотного ресурса должна руководствоваться
следующими приоритетами:
1) использование российских спутниковых систем связи;
2) использование спутниковых систем связи международных
организаций, членом которых является Российская Федерация;
3) использование находящихся под юрисдикцией иностранных
государств спутниковых систем связи, координация сетей которых с
сетями администрации связи Российской Федерации завершена.
8. Доступ пользователей к орбитально - частотному ресурсу
обеспечивается в разрешительном порядке при равных правах
юридических и физических лиц на использование радиочастотного
спектра и орбитальных позиций с учетом антимонопольного
законодательства и при безусловном обеспечении приоритетности
решения задач обороны и безопасности страны.
Право на использование орбитально - частотного ресурса при
выделении полос частот для разработки, производства (модернизации)
и закупки за границей радиоэлектронных средств, а также на
использование полос частот предоставляется на основании решения
Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве
Российской Федерации по связи и информатизации.
9. Выделение и назначение (присвоение) рабочих частот и
орбитальных позиций должно производиться в соответствии с
распределением полос частот, установленным Таблицей распределения
полос частот между радиослужбами Российской Федерации, а также
международными обязательствами в области использования орбитально
- частотного ресурса.
Указанная Таблица утверждается решением Государственной
комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по
связи и информатизации и публикуется федеральным органом
исполнительной власти в области связи (за исключением сведений, не
подлежащих публикации в открытой печати в соответствии с
законодательством Российской Федерации).
10. В Таблице распределения полос частот между радиослужбами
Российской Федерации устанавливаются следующие категории полос
частот:
полосы частот для преимущественного использования
радиоэлектронными средствами правительственного назначения (далее
именуются - полосы частот правительственного назначения);
полосы частот для преимущественного использования
радиоэлектронными средствами гражданского назначения (далее
именуются - полосы частот гражданского назначения);
полосы частот для совместного использования.
11. К категории полос частот правительственного назначения
отнесены полосы частот, предназначенные для использования
радиоэлектронными средствами в целях обеспечения президентской,
правительственной и представительской связи, потребностей обороны,
безопасности, охраны правопорядка и управления воздушным
движением.
К категории полос частот гражданского назначения отнесены
полосы частот, предназначенные для работы сетей радиовещания,
телевидения, систем связи общего пользования и ведомственных сетей
связи, исключая ведомственные сети, работающие в полосах частот
правительственного назначения.
К категории полос частот для совместного использования
отнесены полосы частот, которые могут использоваться системами
всех назначений в зависимости от потребностей пользователей любых
категорий.
В пределах указанных категорий полос частот Государственной
комиссией по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации
по связи и информатизации могут быть определены полосы радиочастот
для исключительного использования для нужд правительственной связи
и обороны.
12. Ответственность за выделение полос частот возлагается:
в отношении радиоэлектронных средств, работающих в полосах
частот правительственного назначения, - на Государственную
комиссию по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по
связи и информатизации, Министерство обороны Российской Федерации
и Федеральное агентство правительственной связи и информации при
Президенте Российской Федерации;
в отношении радиоэлектронных средств, работающих в полосах
частот гражданского назначения, - на Государственную комиссию по
радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и
информатизации;
в отношении радиоэлектронных средств, работающих в полосах
частот для совместного использования, - на Государственную
комиссию по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по
связи и информатизации, Министерство обороны Российской Федерации,
Федеральное агентство правительственной связи и информации при
Президенте Российской Федерации и Федеральную службу охраны
Российской Федерации.
13. Ответственность за назначение (присвоение) рабочих частот
в выделенных полосах частот возлагается:
в полосах частот правительственного назначения - на
радиочастотные органы Министерства обороны Российской Федерации,
Федерального агентства правительственной связи и информации при
Президенте Российской Федерации и Федеральной службы охраны
Российской Федерации;
в полосах частот гражданского назначения - на Службу
государственного надзора за связью в Российской Федерации;
в полосах частот для совместного использования - на Службу
государственного надзора за связью в Российской Федерации (в части
радиоэлектронных средств гражданского назначения), Министерство
обороны Российской Федерации и Федеральное агентство
правительственной связи и информации при Президенте Российской
Федерации.
14. Государственное управление использованием орбитально -
частотного ресурса представляет собой комплекс административных,
юридических, научных и технических мероприятий, основанных на
соответствующих законодательных, нормативных правовых актах и
международных соглашениях и направленных на эффективное
использование орбитально - частотного ресурса.
15. В ходе проведения специальных мероприятий и в чрезвычайных
ситуациях могут вводиться временные ограничения на использование
радиочастотного спектра. Порядок введения ограничений и перечень
органов, имеющих право на введение таких ограничений, определяются
Правительством Российской Федерации.
16. Пользователи орбитально - частотного ресурса имеют право
использовать присвоенную часть орбитально - частотного ресурса для
осуществления разрешенного им вида деятельности и применения всех
видов спутниковой связи в Российской Федерации.
17. Пользователи орбитально - частотного ресурса обязаны
неукоснительно выполнять условия, определенные в выданном
Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве
Российской Федерации по связи и информатизации разрешении на
использование орбитально - частотного ресурса.
В случае нарушения пользователем орбитально - частотного
ресурса указанных условий уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти в области связи имеют право прекратить или
приостановить действие разрешения.
При несогласии пользователя с решением о прекращении или
приостановлении действия разрешения он может обжаловать его в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
18. Все радиоэлектронные средства пользователей спутниковой и
космической связи подлежат регистрации в установленном порядке.
19. Международно - правовая защита представляет собой комплекс
технических, правовых, организационных и научно -
исследовательских мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения
международного признания и защиты функционирования российских
радиоэлектронных средств космических и наземных радиослужб.
20. Международно - правовая защита частотных присвоений
радиоэлектронных средств Российской Федерации и орбитальных
позиций искусственных спутников Земли осуществляется с целью
создания благоприятных условий для развития и использования всех
видов спутниковой связи в Российской Федерации посредством участия
Российской Федерации в деятельности Международного союза
электросвязи и его органов, а также других международных
организаций, связанных с распределением и использованием
радиочастотного спектра, стандартизацией радиооборудования, в том
числе участия в международных конференциях, семинарах и
симпозиумах по проблемам управления использованием радиочастотного
спектра и обеспечения электромагнитной совместимости.
21. На международном уровне интересы Российской Федерации
представляет в качестве администрации связи Российской Федерации
федеральный орган исполнительной власти в области связи,
уполномоченный на то Правительством Российской Федерации.
22. Правительство Российской Федерации устанавливает
ответственность федеральных органов исполнительной власти за
распределение, использование и защиту орбитально - частотного
ресурса.
Контроль за использованием орбитально - частотного ресурса и
технический контроль за излучениями радиоэлектронных средств
возложен на Службу государственного надзора за связью в Российской
Федерации и соответствующие службы Министерства обороны Российской
Федерации и Федерального агентства правительственной связи и
информации при Президенте Российской Федерации.
Вопросы использования радиочастотного спектра и орбитально -
частотного ресурса, предназначенных для обеспечения президентской
и правительственной связи, нужд обороны, безопасности и охраны
правопорядка, не входят в сферу деятельности Службы
государственного надзора за связью в Российской Федерации.
23. Заполнение орбитальных позиций, используемых для связи и
вещания в Российской Федерации, космическими аппаратами связи
осуществляется в рамках Федеральной космической программы России
на основе государственного заказа согласно плану замены
космических аппаратов, выработавших свой ресурс, а также по
заявкам пользователей в соответствии с настоящими Основными
положениями.
Создание космических аппаратов связи осуществляется в рамках
Федеральной космической программы России.
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 февраля 2000 г. N 88
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ДОПУСКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СИСТЕМ
СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ И ВЕЩАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ
(ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОМ) ПРОСТРАНСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящее Положение регулирует деятельность федеральных
органов исполнительной власти по допуску и использованию
иностранных систем спутниковой связи и вещания гражданского
назначения для предоставления услуг связи и вещания в
информационном (телекоммуникационном) пространстве Российской
Федерации.
2. Под иностранной системой спутниковой связи и вещания
понимается система, имеющая частотное присвоение, заявленное,
скоординированное и зарегистрированное в Международном союзе
электросвязи другим государством или международной организацией.
Под иностранным спутником связи и вещания понимается спутник,
изготовленный и введенный в эксплуатацию иностранным предприятием
(организацией) или международной организацией, использующий
иностранное программное обеспечение управления.
Остальные термины, используемые в настоящем Положении,
соответствуют указанным в Регламенте радиосвязи Международного
союза электросвязи.
3. Спутниковая связь в Российской Федерации является
неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры
страны и функционирует на ее территории как взаимоувязанный
производственный комплекс под юрисдикцией Российской Федерации.
4. Одними из основных факторов осуществления спутниковой связи
являются:
1) обеспечение надежности связи и управление ею с учетом
сетевых технологических особенностей на основе российских
стандартов;
2) обеспечение в соответствии с государственной научно -
технической политикой приоритета производства и эксплуатации
произведенных в Российской Федерации средств связи.
5. Спутниковая составляющая системы связи страны базируется
преимущественно на российских средствах связи, то есть в качестве
основы которой используются спутники связи, создаваемые и
действующие в рамках Федеральной космической программы России.
6. В информационное (телекоммуникационное) пространство
Российской Федерации на основании решений Государственной комиссии
по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и
информатизации могут быть допущены иностранные системы спутниковой
связи и вещания, прошедшие международную координацию в рамках
Международного союза электросвязи, и пользователи.
Возможность использования на телекоммуникационном рынке
Российской Федерации как иностранных систем спутниковой связи и
вещания, так и отдельных иностранных спутников связи и вещания
определяется соглашениями о вступлении Российской Федерации в
международные организации спутниковой связи или решениями
Правительства Российской Федерации и решениями Государственной
комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по
связи и информатизации, в отношении иностранных глобальных систем
подвижной спутниковой связи - решениями Государственной комиссии
по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и
информатизации.
Использование иностранных систем спутниковой связи и вещания в
информационном (телекоммуникационном) пространстве Российской
Федерации допускается в основном для нужд коммерческих структур и
в исключительных случаях - для нужд государственных структур по
согласованию с соответствующими федеральными органами
исполнительной власти.
Иностранные системы спутниковой связи и вещания могут быть
допущены на телекоммуникационный рынок Российской Федерации для
организации международных связей и в отдельных случаях - для
организации на территории Российской Федерации сетей спутниковой
связи и вещания в период отсутствия возможности использования
аналогичных российских систем спутниковой связи и вещания.
Решение об использовании указанных систем, в том числе во
взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, принимается
Правительством Российской Федерации по представлению
Государственной комиссии по электросвязи при Министерстве
Российской Федерации по связи и информатизации на основании
заключения межведомственной комиссии, в состав которой входят
представители Министерства Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Федеральной
службы безопасности Российской Федерации, Федерального агентства
правительственной связи и информации при Президенте Российской
Федерации, Государственной технической комиссии при Президенте
Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и
Российского авиационно - космического агентства.
Выделение полос частот для указанных систем осуществляется в
установленном порядке Государственной комиссией по радиочастотам
при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации
без ущерба для развития российских систем спутниковой связи и
вещания.
7. Создание и развитие наземной инфраструктуры, а также
организация предоставления услуг связи на территории Российской
Федерации относятся к компетенции российских операторов связи
(юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
зарегистрированных на территории Российской Федерации и
находящихся под юрисдикцией Российской Федерации), получивших в
установленном порядке лицензию на осуществление указанной
деятельности.
К исключительной зоне обслуживания российского оператора связи
относится соответствующая часть территории Российской Федерации,
включая воздушное пространство над ней. В пределах зоны
обслуживания могут быть выделены территории, на которых запрещено
предоставление услуг связи и вещания с использованием отдельных
полос частот и типов радиоэлектронных средств.
8. Причинами запрета на обслуживание территорий являются:
нарушение требований государственной безопасности,
установленных законодательством Российской Федерации;
нарушение требований электромагнитной совместимости для
радиоэлектронных средств спутниковой и космической связи.
9. Выдачу российским операторам лицензий на предоставление
услуг связи с использованием иностранных систем спутниковой связи
и вещания производит Министерство Российской Федерации по связи и
информатизации.
10. В случае использования глобальных подвижных систем
спутниковой связи, создаваемых вне рамок международных соглашений
Российской Федерации, лицензия выдается после представления
компанией - владельцем системы признанных на международном уровне
гарантий (в форме соглашения, заключенного российским оператором
связи по согласованию с Министерством Российской Федерации по
связи и информатизации, Федеральной службой безопасности
Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной
связи и информации при Президенте Российской Федерации и
Министерством обороны Российской Федерации, с обязательным
указанием, что система спутниковой связи не носит
разведывательного характера и не может нанести ущерб личности,
обществу и государству).
11. В лицензию в обязательном порядке включаются требования о
предоставлении безусловного приоритета всем сообщениям об угрозе
жизнедеятельности на земле, в море, воздухе и космическом
пространстве, о неотложных мероприятиях в области обороны,
безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, а также
сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях и стихийных
бедствиях.
Во время стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
уполномоченным государственным органом должно быть обеспечено
право на приоритетное использование, а также приостановление
функционирования российских сегментов соответствующих систем
спутниковой связи на территории Российской Федерации.
Лицензия дает право оператору связи после проведения
сертификации оборудования и получения разрешения Службы
государственного надзора за связью в Российской Федерации на
использование рабочих частот и эксплуатацию начать предоставление
услуг электросвязи.
12. Операторы связи российских сетей должны осуществлять свою
деятельность в соответствии с законодательством Российской
Федерации (с учетом обеспечения информационной безопасности и
оперативно - разыскных мероприятий) и нормативными актами
федеральных органов исполнительной власти в области связи по
вопросам управления сетями связи, организационно - технического
обеспечения устойчивого функционирования сетей связи и технической
эксплуатации средств связи.
13. Предоставление услуг связи с использованием иностранных
систем спутниковой связи и вещания на территории Российской
Федерации должно осуществляться в соответствии с международными
процедурами и правилами, предусматривающими суверенное право
каждого государства регулировать свою деятельность в области
связи.
14. Эксплуатация иностранной системы спутниковой связи и
вещания проводится в соответствии с законодательством Российской
Федерации и требованиями лицензии.
15. К использованию на территории Российской Федерации
допускаются наземные станции систем спутниковой связи и вещания,
прошедшие сертификацию в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
16. Изменение состава наземных станций, систем спутниковой
связи и вещания, связанное с появлением новых типов оборудования
или модернизацией существующего, подлежит сертификации в
установленном порядке.
В течение всего срока действия сертификата проводится
инспекционный контроль в целях проверки соответствия основных
характеристик оборудования техническим требованиям, требованиям
информационной безопасности, а также проведения оперативно -
разыскных мероприятий.
17. Взаимодействие системы управления сети спутниковой связи с
центрами управления взаимоувязанной сети связи Российской
Федерации осуществляется по схеме, утвержденной Министерством
Российской Федерации по связи и информатизации. При этом
допускается, что центральные управляющие наземные станции систем
спутниковой связи и вещания и наземные комплексы управления
спутниками по решению Правительства Российской Федерации могут
быть расположены вне территории Российской Федерации.
18. Не допускается использование в сети спутниковой связи
средств криптографической защиты без соответствующей лицензии
Федерального агентства правительственной связи и информации при
Президенте Российской Федерации, полученной в установленном
порядке.
19. Технические средства сети спутниковой связи, включая
средства защиты информации, не сертифицированные в установленном
законодательством Российской Федерации порядке, не могут быть
использованы для передачи сведений, составляющих государственную
тайну, и иной информации, подлежащей обязательной защите.
|