ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2000 г. N 78
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА
(с изм. согл. Постановления Правительства РФ от 08.01.2003 N 5)
В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда
в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999, N 29, ст. 3702) Правительство Российской
Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
а) Положение о федеральной инспекции труда;
б) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от
08.01.2003 N 5.
2. Министерству государственного имущества Российской
Федерации оформить в установленном порядке закрепление за
Министерством труда и социального развития Российской Федерации
помещений в зданиях, расположенных в г. Москве, в Газетном
переулке, дом 3 (строение 1) и дом 5 (строения 1 и 2), ранее
закрепленных за Федеральной инспекцией труда при Министерстве
труда и социального развития Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу Постановление Правительства
Российской Федерации от 12 января 1996 г. N 13 "О дополнительных
мерах по обеспечению деятельности Федеральной инспекции труда при
Министерстве труда Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4989).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 января 2000 г. N 78
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА
1. Федеральная инспекция труда - единая федеральная
централизованная система государственных органов, осуществляющих
государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства
Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и
физическими лицами, на которых это законодательство
распространяется.
2. Федеральная инспекция труда в своей деятельности
руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Основной задачей федеральной инспекции труда является
осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства
Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения
защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия
труда.
4. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными
органами исполнительной власти, которым предоставлено право
осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и
контроля, с органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления, объединениями
работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими
государственными и общественными организациями.
5. Государственный надзор и контроль за соблюдением
законодательства Российской Федерации о труде и охране труда
осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные
лица федеральной инспекции труда.
Деятельностью федеральной инспекции труда руководит
заместитель Министра труда и социального развития Российской
Федерации - главный государственный инспектор труда Российской
Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности
Правительством Российской Федерации.
Руководитель Департамента государственного надзора и контроля
за соблюдением законодательства о труде и охране труда
Министерства труда и социального развития Российской Федерации
является заместителем главного государственного инспектора труда
Российской Федерации.
Заместители руководителя указанного Департамента являются
главным государственным правовым инспектором труда Российской
Федерации и главным государственным инспектором Российской
Федерации по охране труда.
Начальники отделов указанного Департамента и их заместители
(по правовым вопросам и по охране труда) являются главными
государственными инспекторами труда.
Руководители государственных инспекций труда являются главными
государственными инспекторами труда по соответствующей территории,
а их заместители - заместителями главного государственного
инспектора труда по соответствующей территории (по правовым
вопросам и по охране труда).
Начальники отделов государственных инспекций труда и их
заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются
главными государственными инспекторами труда соответствующих
государственных инспекций труда.
6. Государственные инспекции труда в соответствии с
возложенными на них задачами выполняют следующие основные функции:
1) осуществляют государственный надзор и контроль за
соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране
труда на соответствующей территории;
2) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на
производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения
по предупреждению таких случаев;
3) рассматривают в соответствии с законодательством Российской
Федерации дела об административных правонарушениях;
4) информируют соответствующие органы государственной власти и
органы местного самоуправления о фактах нарушения законодательства
Российской Федерации о труде и охране труда;
5) участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению
знаний по соблюдению законодательства Российской Федерации о труде
и охране труда;
6) обобщают опыт применения законодательства Российской
Федерации о труде и охране труда;
7) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные
обращения граждан о нарушениях их трудовых прав;
8) готовят отчеты о результатах деятельности инспекции.
7. Положение о государственной инспекции труда утверждается
Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
8. Департамент государственного надзора и контроля за
соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства
труда и социального развития Российской Федерации наряду с
функциями, указанными в пункте 6 настоящего Положения, выполняет
следующие функции:
1) руководит работой и осуществляет контроль за деятельностью
государственных инспекций труда;
2) обеспечивает организационное и методическое руководство
деятельностью государственных инспекций труда, их нормативное и
материальное обеспечение;
3) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка
расследования и учета несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
4) анализирует состояние и причины производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости и подготавливает
предложения по их профилактике;
5) готовит и публикует ежегодные доклады о деятельности
федеральной инспекции труда.
9. Государственные инспекторы труда имеют право:
1) беспрепятственно в любое время суток при наличии
удостоверения установленного образца посещать в целях проведения
инспекции организации любой организационно - правовой формы;
2) осуществлять в установленном порядке проверки и
расследование причин нарушений законодательства Российской
Федерации о труде и охране труда;
3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных
должностных лиц организаций, органов исполнительной власти,
органов местного самоуправления, работодателей (их представителей)
документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления
своих полномочий;
4) предъявлять работодателям (их представителям) обязательные
для исполнения предписания об устранении нарушений
законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, о
восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о
привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной
ответственности или отстранении их в установленном порядке от
должности;
5) привлекать к административной ответственности в
установленном законодательством Российской Федерации порядке лиц,
виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о труде
и охране труда;
6) по результатам проверок передавать материалы по фактам
нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране
труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к
уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.
10. Государственные инспекторы по охране труда наряду с
правами, указанными в пункте 9 настоящего Положения, имеют право:
1) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на
производстве;
2) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию,
техническое переоснащение производственных объектов, производство
и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при
проведении предупредительного надзора с целью предотвращения
отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его
безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в
эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
3) требовать в установленном порядке от работодателя принятия
мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и
недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в
организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими
здоровью или безопасности работников;
4) запрещать производство и использование средств
индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих
сертификатов соответствия или не соответствующих государственным
нормативным требованиям по охране труда;
5) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых
материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя
(его представителя);
6) приостанавливать работу отдельных производственных
подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований
охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников,
до устранения этих нарушений;
7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном
порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ,
инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и
проверку знаний требований охраны труда.
11. Главный государственный инспектор труда Российской
Федерации и руководители государственных инспекций труда наряду с
правами, указанными в пунктах 9 и 10 настоящего Положения, имеют
право:
1) приостанавливать деятельность организаций, в которых
выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие
угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
2) направлять в суды при наличии заключений государственной
экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или
прекращении деятельности их структурных подразделений.
12. Должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за
соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране
труда:
при осуществлении своих полномочий независимы от
государственных органов и руководствуются только федеральными
законами и Конституцией Российской Федерации;
несут в соответствии с законодательством Российской Федерации
ответственность за противоправные действия или бездействие.
Решения должностных лиц могут быть обжалованы соответствующему
руководителю по подчиненности и (или) в судебном порядке.
13. Государственные инспекторы труда имеют удостоверения
единого образца, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии
и наименования инспекции, которую они представляют.
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 января 2000 г. N 78
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ
О РАССЛЕДОВАНИИ И УЧЕТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
НА ПРОИЗВОДСТВЕ, УТВЕРЖДЕННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 11 МАРТА 1999 Г. N 279
Утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 08.01.2003
N 5.
|