МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 января 2000 г. N 20-58-367/20-06
Минобразование России доводит до сведения, что МНС России
рассмотрело предложения Российского союза ректоров, высказанные на
совещании 3 ноября 1999 года у Председателя Правительства
Российской Федерации В.В. Путина, по поддержке, развитию сферы
образования и в целом их поддерживает.
Вместе с тем по вопросам, касающимся налогообложения прибыли
образовательных учреждений, МНС России отмечает следующее.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91
N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом
изменений и дополнений) бюджетные и другие некоммерческие
организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности,
уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы
превышения доходов над расходами.
Виды предпринимательской деятельности образовательных
учреждений определены в ст. ст. 46, 47 Закона Российской Федерации
от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (с учетом изменений и
дополнений).
Согласно п. 1 ст. 46 Закона Российской Федерации "Об
образовании" негосударственное образовательное учреждение вправе
взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные
услуги, в том числе за обучение в пределах государственных
образовательных стандартов.
Платная образовательная деятельность такого образовательного
учреждения не рассматривается как предпринимательская, если
получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на
обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную
плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном
учреждении.
В соответствии со ст. 47 указанного Закона деятельность
образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом
этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и
услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой
получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется
непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на
непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования
образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в
данном образовательном учреждении.
Из вышеприведенных норм Закона Российской Федерации "Об
образовании" следует, что обязательным условием для неотнесения
деятельности образовательного учреждения, в том числе платной
образовательной деятельности, к предпринимательской является
реинвестирование доходов, полученных от указанной деятельности, на
цели, указанные в ст. ст. 46, 47 названного Закона.
В противном случае эта деятельность рассматривается как
предпринимательская и подлежит налогообложению в общеустановленном
порядке.
Указанное положение нашло отражение в пп. "г" п. 1 ст. 6
Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и
организаций", согласно которому при исчислении налога на прибыль
облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и
расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия,
уменьшается на суммы, направленные государственными и
муниципальными образовательными учреждениями, а также
негосударственными образовательными учреждениями, получившими
лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды
обеспечения, развития и совершенствования образовательного
процесса (включая оплату труда) в данном образовательном
учреждении.
Таким образом, налог на прибыль образовательные учреждения при
оказании платных услуг уплачивают в случае, если полученный доход
не реинвестируется непосредственно в данное образовательное
учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития
и совершенствования образовательного процесса (в том числе на
заработную плату) в данном образовательном учреждении.
Кроме того, проектом части II Налогового кодекса РФ по налогу
на прибыль для образовательных учреждений предполагается
предусмотреть, что государственные и муниципальные образовательные
учреждения, а также российские негосударственные образовательные
учреждения вправе уменьшать налоговую базу на сумму прибыли,
направленную ими непосредственно на нужды обеспечения, развития и
совершенствования образовательного процесса (в том числе на
заработную плату) в данном образовательном учреждении.
Распространение указанной льготы на прибыль редакций,
издательств, полиграфических предприятий и организаций по
распространению продукции, связанной с образованием, наукой и
культурой (абзац 5 п. 7 предложений), в условиях дефицита
бюджетных средств МНС России считает преждевременным.
Что касается льгот по подоходному налогу для студентов дневной
формы обучения в части доходов, полученных ими за работу в период
каникул, предоставляемых Законом Российской Федерации от 07.12.91
N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", то они находят
свое отражение в проекте части II Налогового кодекса РФ.
По вопросу освобождения государственных и муниципальных
учреждений образования от уплаты налога на пользователей
автомобильных дорог МНС России отмечает следующее.
Рассмотрен проект Федерального закона "О внесении дополнений в
Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской
Федерации", подготовленный Минобразованием России. В целом проект
Закона поддержан по закреплению в Законе Российской Федерации от
18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации"
льгот, заложенных в Законе Российской Федерации "Об образовании"
от 10.07.92 N 3266-1 (с учетом изменений и дополнений) в части
налога на пользователей автомобильных дорог. После принятия и
вступления в силу данного законопроекта образовательные учреждения
будут освобождены от уплаты налога на пользователей автомобильных
дорог.
В отношении освобождения вузов от НДС на средства, полученные
от сдачи в аренду помещений, МНС России сообщает, что согласно п.
2.1 письма Минфина России от 10.09.99 N 3-12-5/69 "Об отражении в
учете и отчетности об использовании федерального бюджета арендной
платы за пользование федеральным недвижимым имуществом" сумма
арендной платы, определенная в договорах аренды между организацией
- арендодателем и арендатором, подлежит обложению налогом на
добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов от суммы
арендной платы. Сумму налога на добавленную стоимость арендатор
самостоятельно перечисляет в доход бюджета в установленном порядке
отдельным платежным поручением. Следовательно, налог на
добавленную стоимость, начисленный на сумму арендной платы, не
может быть реинвестирован в учебный процесс, так как он
непосредственно перечисляется в бюджет.
Первый заместитель Министра
Г.А.БАЛЫХИН
|