МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 января 2000 г. N 22-06-85
ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
К УСТАВАМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анализ обращений граждан, поступивших в Министерство
образования Российской Федерации, представлений органов
прокуратуры, результатов инспекционных проверок, проведенных
специалистами Минобразования России и органов управления
образованием субъектов Российской Федерации, выявил многочисленные
нарушения конституционного права граждан на образование,
неисполнение общеобразовательными учреждениями отдельных норм
законодательства Российской Федерации в области образования.
Обращаем внимание на то, что статья 13 Закона Российской
Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от
13.01.96 N 12-ФЗ определяет требования к уставу - основному
документу, регулирующему деятельность общеобразовательного
учреждения и регламентирующему правомочия участников
образовательного процесса.
При проверке соответствия уставов общеобразовательных
учреждений законодательству Российской Федерации в области
образования установлено, что в большинстве случаев уставы не
содержат всех обязательных составляющих, которые определены
требованиями ст. 13 указанного Закона, так, в частности, не
указаны:
- структура, порядок формирования органов управления
образовательного учреждения;
- порядок изменения устава общеобразовательного учреждения;
- наличие и виды платных дополнительных образовательных услуг,
порядок их предоставления, порядок оформления договорных отношений
общеобразовательного учреждения, обучающихся и их родителей
(законных представителей);
- порядок и основания отчисления обучающихся;
- перечень локальных актов, регламентирующих деятельность
общеобразовательного учреждения (т.е. приказы, распоряжения,
положения, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка,
правила внутреннего трудового распорядка, правила обучающихся и
т.п.);
- права и обязанности участников образовательного процесса (в
соответствии с требованиями п. 1 ст. 50 указанного Закона);
- порядок приема обучающихся (не допускается прием детей на
обучение на конкурсной основе);
- система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок
ее проведения.
В целях защиты прав и законных интересов обучающихся и
повышения эффективности контроля органов управления образованием
субъектов Российской Федерации за соблюдением требований ст. 13
Закона Российской Федерации "Об образовании", устранения
отмеченных недостатков Минобразование России, учитывая изложенное,
предлагает:
1. Провести в 2000 году инспекционные проверки по теме:
"Соответствие уставов и других нормативных правовых актов,
регламентирующих деятельность общеобразовательных учреждений,
законодательству Российской Федерации в области образования и
нормативным правовым актам Минобразования России".
2. Осуществлять:
2.1. Контроль за своевременным внесением в уставы и локальные
акты, регламентирующие деятельность общеобразовательных
учреждений, необходимых дополнений, изменений, приведением их в
соответствие с действующим законодательством Российской Федерации,
в том числе, изменение статуса, организационно - правовой формы
общеобразовательного учреждения, его структурных подразделений и
т.д.
2.2. Анализ уставов, представляемых образовательными
учреждениями при лицензировании и аттестации общеобразовательных
учреждений.
2.3. Повторный контроль за устранением выявленных нарушений
законодательства Российской Федерации в области образования в
общеобразовательных учреждениях.
3. До 1 декабря 2000 года проинформировать Минобразование
России (Управление инспекционно - аналитической работы -
Сауткин В.Ф.) о результатах проведенных проверок уставов
общеобразовательных учреждений в соответствии с предлагаемой
формой раздела 3 Примерного плана - задания для проверки уставов
общеобразовательных учреждений (прилагается).
Контактный телефон: 924-96-04, отдел инспектирования
образовательных учреждений.
Первый заместитель Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ
Приложение
Утверждаю
Начальник инспекционно -
аналитической работы
В.Ф.САУТКИН
11 января 2000 года
Согласовано
Первый заместитель Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ
17 января 2000 года
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН - ЗАДАНИЕ
ТЕМА: Инспектирование результатов деятельности органов
управления образованием местного самоуправления по осуществлению
контроля за соответствием законодательству Российской Федерации
уставов и локальных актов образовательных учреждений.
ЦЕЛЬ: Анализ результатов деятельности органов управления
образованием, образовательных учреждений по формированию правового
поля, обеспечивающих функционирование образовательных учреждений и
соответствие его законодательству Российской Федерации.
I. Деятельность органов управления образованием
1.1. Система осуществления контроля за соответствием уставов
законодательству Российской Федерации:
- планирование тематических проверок;
- выбор образовательных учреждений для проверки;
- подготовка итоговых материалов по проведению проверки;
- организация совещаний, семинаров с целью ознакомления с
итогами проверок;
- разработка методических, информационных писем по работе с
уставами образовательных учреждений;
- создание или использование в работе разработки
унифицированной модели устава;
- формы и методы осуществления повторного контроля.
1.2. Осуществление мониторинга по вопросам:
проверок уставов образовательных учреждений разных типов и
видов;
проведения совместных проверок с другими ведомствами;
нарушений, вскрытых во время проверок;
нарушений, вскрытых при работе с обращениями граждан;
устранения недостатков, отмены отдельных положений,
противоречащих законодательству Российской Федерации, допущенных
при разработке устава;
проведения семинаров, консультаций с руководителями
образовательных учреждений по формированию правового поля
деятельности;
осуществления повторного контроля.
1.3. Издание приказов, инструктивных писем, обсуждение вопроса
о соответствии уставов образовательных учреждений законодательству
Российской Федерации на коллегиях, советах органа управления
образованием.
1.4. Оказание методической помощи образовательным учреждениям
при формировании ими правового поля их деятельности (перечень
локальных актов, примерные локальные акты, соответствие локальных
актов уставу образовательного учреждения и законодательству
Российской Федерации).
II. Устав образовательного учреждения
2.1. Соблюдение процедур принятия и утверждения устава,
внесение изменений и дополнений в него (документация о принятии
устава (изменений, вносимых в устав) трудовым коллективом; об
утверждении устава (изменений, вносимых в устав) учредителем;
проведение экспертной (или юридической) проверки устава;
прохождение государственной регистрации).
2.2. Соответствие содержания разделов устава образовательного
учреждения структуре, определенной ст. 13 Закона Российской
Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от
13.01.96 N 12-ФЗ, в том числе должно быть указано:
- наименование, организационно - правовая форма, адрес
образовательного учреждения (наименование образовательного
учреждения должно содержать сведения об основной деятельности
учреждения, соответствовать нормативному документу о типах и видах
образовательных учреждений; статус учреждения устанавливается
уставом, подтверждается в процессе прохождения аттестации
образовательного учреждения в соответствии с уровнем и
направленностью реализуемых образовательных программ);
- цели и задачи образовательного процесса, типы и виды
реализуемых образовательных программ;
- основные характеристики организации образовательного
процесса (условия приема и обучения детей по уровням и
направленности реализуемых образовательных программ, порядок
приема и условия отчисления или перевода обучающихся);
- подтверждение права доступности, адаптивности, бесплатности
образования (формы педагогической поддержки, оказываемой отстающим
обучающимся, в т.ч. организация классов компенсирующего обучения,
индивидуальных занятий, консультаций и т.д.);
- формы самоуправления образовательного учреждения в развитии
п. 6 ст. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции
Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ (определение структуры
управления образовательным учреждением, функциональных связей;
наличие положений об органах управления образовательным
учреждением, в том числе о педагогическом совете, о совете
образовательного учреждения, о попечительском совете, о
родительском комитете, о самоуправлении образовательного
учреждения и т.д.);
- наличие договорных отношений между образовательным
учреждением и учредителем (разграничение компетенции;
регламентация вопросов приема в образовательное учреждение;
регламентация вопросов ликвидации и реорганизации образовательного
учреждения);
- порядок, виды и формы предоставления дополнительных
образовательных услуг (изучение спроса населения на дополнительные
образовательные услуги; оформление договорных отношений на
предоставление дополнительных образовательных услуг; наличие смет
на предоставление платных дополнительных образовательных услуг;
ведение документации по предоставлению дополнительных
образовательных услуг; наличие лицензии на право предоставления
дополнительных образовательных услуг; соответствие перечня
дополнительных образовательных услуг нормативным правовым
документам в области образования);
- права и обязанности участников образовательного процесса
(порядок регламентации и оформления договорных отношений
образовательного учреждения; договор с родителями, права и
обязанности сторон; процедура ознакомления родителей обучающихся с
уставом учреждения, локальными актами и т.д.);
- перечень видов локальных актов, регламентирующих
деятельность образовательного учреждения (соответствие содержания
локальных актов законодательству Российской Федерации в области
образования и уставу образовательного учреждения).
III. Выборочная информация по результатам проверок
образовательных учреждений по данной теме
за 1999 год
1. Количество образовательных учреждений, всего...
из них (кол-во, %):
- проверенных по осуществлению уставной деятельности...
- осуществляющих образовательную деятельность с нарушениями...
- проверено повторно по результатам выявленных нарушений...
2. Количество проверок за учебный год, осуществленных:
- органом управления образованием субъекта Российской
Федерации...
- муниципальными органами управления образованием...
- совместно с органами прокуратуры...
- совместно с федеральным государственным органом управления
образованием...
3. Характерные нарушения и недостатки уставной деятельности
образовательных учреждений, выявленные в результате проверок.
4. Меры, принятые по исправлению выявленных нарушений,
развитие и обеспечение законности в образовательных учреждениях.
|