Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 февраля 2000 г. N 2141
------------------------------------------------------------------
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРИКАЗ
от 21 января 2000 г. N 13
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ, УЧЕТА
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЕДОМСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ СЕТИ
В соответствии с Планом мероприятий на 1999 год по реализации
Постановления совместного расширенного заседания коллегии
Росгидромета и Исполкома ОПАР от 20.01.99 N 2/1, утвержденного
решением коллегии Росгидромета 10.02.99 N 4/5, и в целях
совершенствования порядка организации, учета и функционирования
ведомственной наблюдательной сети приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке организации,
учета и функционирования ведомственной наблюдательной сети (далее
- Положение).
2. Начальникам управлений центрального аппарата, руководителям
учреждений, предприятий и организаций Росгидромета принять
Положение к руководству и исполнению.
3. УРСА (В.М. Борисенко) направить установленным порядком на
государственную регистрацию в Минюст России указанное Положение.
4. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя
Руководителя Росгидромета С.С. Ходкина.
Руководитель Росгидромета
А.И.БЕДРИЦКИЙ
Утверждено
Приказом Росгидромета
от 21 января 2000 г. N 13
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ, УЧЕТА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ВЕДОМСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ СЕТИ
Настоящее Положение устанавливает порядок организации, учета и
функционирования стационарных и подвижных пунктов наблюдений,
создаваемых министерствами и ведомствами Российской Федерации,
осуществляющими деятельность в области гидрометеорологии и смежных
с ней областях в соответствии с Федеральным законом "О
гидрометеорологической службе" и в сотрудничестве с Росгидрометом.
Целью установленных Положением требований является создание
экономичной и эффективной ведомственной наблюдательной сети,
дающей возможность существенно пополнить Единый государственный
фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее
загрязнении, обеспечение единства и сопоставимости методов
наблюдений, непротиворечивости информационной продукции, а также
обеспечение работ по стандартизации и метрологическому контролю за
средствами измерений.
Требования настоящего Положения распространяются также на
любые иные юридические и физические лица, осуществляющие
деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
1. Основные понятия
В целях настоящего Положения применяются следующие основные
понятия:
гидрометеорологическая служба - система функционально
объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе
органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в
области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии,
климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии,
гелиогеофизики), мониторинг окружающей природной среды, ее
загрязнения, в том числе ионосферы и околоземного космического
пространства, предоставление информации о состоянии окружающей
природной среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях;
наблюдательная сеть - система стационарных и подвижных пунктов
наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров,
бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за физическими
и химическими процессами, происходящими в окружающей природной
среде, определения ее метеорологических, климатических,
аэрологических, гидрологических, океанологических,
гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик, а также
для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв,
водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и
околоземного космического пространства;
государственная наблюдательная сеть - наблюдательная сеть
специально уполномоченного федерального органа исполнительной
власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
информация о состоянии окружающей природной среды, ее
загрязнении - сведения (данные), полученные в результате
мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения;
информационная продукция - полученная в результате обработки
сведений (данных) обобщенная информация, предназначенная для
распространения или реализации;
мониторинг окружающей природной среды, ее загрязнения -
долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды,
ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а
также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды, ее
загрязнения;
подвижной пункт наблюдений за состоянием окружающей природной
среды, ее загрязнением (далее - подвижной пункт наблюдений) -
комплекс, включающий в себя платформу (летательный аппарат, судно
или иное плавательное средство, другое средство передвижения) с
установленными на ней приборами и оборудованием, предназначенными
для определения характеристик окружающей природной среды, ее
загрязнения;
стационарный пункт наблюдений за состоянием окружающей
природной среды, ее загрязнением (далее - стационарный пункт
наблюдений) - комплекс, включающий в себя земельный участок или
часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием,
предназначенными для определения характеристик окружающей
природной среды, ее загрязнения <*>.
--------------------------------
<*> Из Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О
гидрометеорологической службе" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3609).
2. Общие положения
2.1. Организация и функционирование ведомственной
наблюдательной сети осуществляется с соблюдением основных
принципов деятельности гидрометеорологической службы:
- репрезентативности пунктов наблюдений;
- единства и сопоставимости методов наблюдений, обработки и
обобщения результатов наблюдений;
- обеспечения достоверности получаемых результатов и
доступности информации для пользователей.
2.2. Ведомственные стационарные и подвижные пункты наблюдений
(далее - пункты наблюдений) осуществляют свою деятельность на
основании лицензий, получаемых от Росгидромета, и с соблюдением
требований нормативных документов, регламентирующих производство
наблюдений.
2.3. Росгидромет, его территориальные органы и организации
оказывают ведомствам (их организациям) необходимую помощь по
организационным, техническим и методическим вопросам обеспечения
деятельности пунктов наблюдений на основе договоров.
3. Порядок организации ведомственного пункта наблюдений
3.1. Организация ведомственного пункта наблюдений
осуществляется в соответствии с требованиями нормативных
документов Росгидромета по заявке ведомства или его организации,
направляемой в Росгидромет или его территориальный орган
(организацию). В заявке указываются:
- цель создания пункта наблюдений, предполагаемый период его
функционирования;
- район размещения;
- виды проводимых наблюдений;
- методы и программные средства обработки результатов
наблюдений;
- наличие служебных помещений, вид планируемой оперативной
связи.
Заявка направляется после решения ведомством вопроса о
предоставлении земельного участка, акватории для организации
пункта наблюдений в соответствии с земельным, водным и лесным
законодательствами Российской Федерации и по согласованию с
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3.2. При положительном решении Росгидрометом вопроса о
создании пункта наблюдений ведомство или его организация
согласовывает с Росгидрометом или его территориальным органом
(организацией) обязанности сторон.
Согласованию с Росгидрометом или его территориальным органом
(организацией) подлежат следующие вопросы:
- вид пункта наблюдений;
- место размещения пункта наблюдений на местности;
- программа наблюдений;
- методы и программные средства обработки результатов
наблюдений;
- перечень необходимых приборов и оборудования, бланкового
материала, технической литературы;
- способ определения высоты "нуля" барометра над уровнем моря;
- способ передачи результатов наблюдений и другой оперативной
информации;
- способ и сроки передачи режимной информации в Единый
государственный фонд данных о состоянии окружающей природной
среды, ее загрязнении;
- предполагаемый срок начала функционирования пункта
наблюдений.
3.3. Для каждого открываемого пункта наблюдений составляется
Техническое дело, один экземпляр которого хранится в делах пункта
наблюдений, второй - в территориальном органе (организации)
Росгидромета.
3.4. Для обеспечения функционирования пунктов наблюдений
ведомству (или его организации) необходимо:
- оформлять документацию на открытие пунктов наблюдений;
- получать от Росгидромета лицензии на право выполнения
наблюдений на вновь открываемых и действующих пунктах наблюдений;
- обеспечивать обработку результатов наблюдений в соответствии
с согласованными методами и программными средствами обработки;
- обеспечивать передачу результатов наблюдений в Единый
государственный фонд данных о состоянии окружающей природной
среды, ее загрязнении в порядке, согласованном с соответствующим
территориальным органом (организацией) Росгидромета;
- комплектовать штаты пунктов наблюдений в соответствии с
согласованной программой наблюдений и работ.
3.5. Ведомство (или его организация) может:
- изменять при необходимости программу работ пунктов
наблюдений по согласованию с соответствующим территориальным
органом (организацией) Росгидромета;
- закрывать пункты наблюдений по согласованию с
территориальными органами (организациями) Росгидромета;
- передавать результаты наблюдений заинтересованным
потребителям на договорной основе с указанием в договоре номера
лицензии на право осуществления лицензируемого вида деятельности.
3.6. Действия Росгидромета, связанные с оказанием помощи в
организации и обеспечении функционирования ведомственных пунктов
наблюдений, согласовываются ведомствами или их организациями с
Росгидрометом или его территориальными органами (организациями) и
включают в себя:
- оказание ведомствам (его организациям) необходимой помощи в
организации пунктов наблюдений в соответствии с требованиями
раздела 3 настоящего Положения;
- предоставление необходимых консультаций и обеспечение помощи
при проведении работ по размещению и установке приборов и
оборудования;
- обеспечение обучения и стажировки персонала ведомственной
наблюдательной сети;
- оказание помощи по вопросам методики наблюдений,
метрологического обеспечения и ремонта приборов и оборудования;
- обеспечение экспертизы результатов наблюдений;
- ведение учета ведомственных пунктов наблюдений.
3.7. Росгидромет может:
- получать результаты наблюдений ведомственного пункта
наблюдений и публиковать их в изданиях территориального органа
(организации) Росгидромета в установленном порядке;
- привлекать ведомственный пункт наблюдений к наблюдениям за
стихийными гидрометеорологическими явлениями, а также проводить на
указанном пункте при необходимости свои наблюдения на условиях
договоренности;
- выбраковывать результаты наблюдений ведомственного пункта
наблюдений с оповещением об этом ведомственной организации;
- переводить при необходимости ведомственный пункт наблюдений
в случае его закрытия ведомством в состав государственной
наблюдательной сети в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации;
- передавать пункты наблюдений, входящие в государственную
наблюдательную сеть, ведомству с решением имущественных отношений
между Росгидрометом и ведомством в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
4. Учет ведомственных пунктов наблюдений
4.1. Учет ведомственных пунктов наблюдений ведут
территориальные органы (организации) Росгидромета, ВНИИГМИ - МЦД и
соответствующие научно - исследовательские учреждения
Росгидромета.
4.2. При открытии новых ведомственных пунктов наблюдений
территориальные органы (организации) Росгидромета направляют в
Росгидромет и ВНИИГМИ - МЦД регистрационное свидетельство по
установленной форме, а о дате начала функционирования - краткое
телеграфное оповещение.
4.3. При принятии решения о закрытии или переводе
ведомственного пункта наблюдений в состав государственной
наблюдательной сети территориальный орган (организация)
Росгидромета направляет в Росгидромет и ВНИИГМИ - МЦД информацию в
ежеквартальном отчете об изменениях в составе наблюдательной сети
и видах проводимых наблюдений.
|