Введено в действие
указанием МПС России
от 19 января 2000 г. N 11-66-У
РАЗЪЯСНЕНИЕ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ПОЛОЖЕНИЯ О РАССЛЕДОВАНИИ И УЧЕТЕ
НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, УТВЕРЖДЕННОГО
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 11.03.99 N 279
Учитывая особенности работы и сложившуюся практику
расследования и учета несчастных случаев производственного
характера на предприятиях железнодорожного транспорта,
Министерство труда и социального развития Российской Федерации (в
дальнейшем - Минтруд России) и Министерство путей сообщения
Российской Федерации (в дальнейшем - МПС России) разъясняют
применение отдельных норм Положения о расследовании и учете
несчастных случаев на производстве.
По пункту 3
Принимать к расследованию и учету несчастные случаи,
происшедшие с работниками (проводником, работником рефрижераторной
секции, работником локомотивной бригады при сопровождении
подвижного состава, поездной вертушки):
- находящимися на транспортном средстве при сменном отдыхе;
- при следовании к месту командировки, во время командировки и
возвращении обратно;
- во время отдыха локомотивной бригады в пункте оборота;
- при следовании пассажиром к месту работы и обратно
локомотивной бригады, работников рефрижераторной секции и
спецвагонов;
- работников хозяйств пути, СЦБ и связи, электроснабжения,
локомотивного, вагонного и др. при следовании к месту производства
работ (вне места постоянной работы) и обратно.
По пункту 5
При групповом несчастном случае на производстве (два и более
человек), тяжелом несчастном случае на производстве (по схеме
определения тяжести несчастных случаев на производстве,
утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации по
согласованию с Минтрудом России), несчастном случае на
производстве со смертельным исходом работодатель или
уполномоченное им лицо немедленно по получении информации, но не
позднее суток, по форме, утвержденной Постановлением Минтруда
России от 7 июля 1999 г. N 19, обязаны сообщить в:
- государственную отраслевую инспекцию по охране труда на
железнодорожном транспорте;
- орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по
месту, где произошел несчастный случай;
- транспортную прокуратуру по месту, где произошел несчастный
случай;
- орган государственного надзора, если несчастный случай
произошел в организации (на объекте), подконтрольном этому органу;
- организацию, направившую работника, с которым произошел
несчастный случай;
- вышестоящий орган управления отрасли в зависимости от
подчиненности:
а) по предприятиям отделения железной дороги (депо, станции,
дистанции и т.п.) - начальнику отделения железной дороги,
райпрофсожу, начальнику соответствующей службы и службе (отделу)
охраны труда железной дороги;
б) по предприятиям дорожного подчинения (обособленным
подразделениям, организациям дорожного строительного треста,
шпалопропиточным, щебеночным заводам и т.п.) - начальнику
соответствующей службы, треста, службы (отдела) охраны труда
железной дороги, дорпрофсожу;
в) по предприятиям, находящимся в непосредственной
подчиненности департамента (управления) МПС России (заводы по
ремонту подвижного состава и производству запасных частей и др.),
- руководителю соответствующего департамента (управления),
дорпрофсожу, а также Управлению заработной платы и охраны труда
МПС России (в дальнейшем - ЦЗТ МПС) и отделу технической инспекции
труда Центрального комитета Российского профсоюза
железнодорожников и транспортных строителей (в дальнейшем -
отраслевого профсоюза);
г) при подчиненности заместителю министра - ЦЗТ МПС и отделу
технической инспекции труда отраслевого профсоюза.
По получении сообщения о групповом несчастном случае, тяжелом
несчастном случае и несчастном случае со смертельным исходом
начальник соответствующей службы дороги докладывает начальнику
железной дороги и дорпрофсожу.
Начальники соответствующих служб, службы (отдела) охраны труда
железной дороги направляют сообщение соответствующему департаменту
(управлению) МПС России, ЦЗТ МПС и отделу технической инспекции
труда отраслевого профсоюза.
На предприятии, где функционирует система учета и анализа
производственного травматизма с использованием ПЭВМ, о каждом
несчастном случае с временной утратой трудоспособности
работодатель передает сообщения по установленной форме в отделение
железной дороги в соответствующую службу, службу (отдел) охраны
труда железной дороги и другие вышестоящие подразделения по
подчиненности.
По пункту 6
О случаях острого отравления работодатель или уполномоченное
им лицо сообщает также по принадлежности в центр государственного
санэпиднадзора на отделении железной дороги, на железной дороге, в
сетевой центр санэпиднадзора на железнодорожном транспорте.
По пункту 9
Государственным инспектором по охране труда в составе комиссии
и ее председателем следует считать государственного отраслевого
инспектора по охране труда на железнодорожном транспорте.
В расследовании несчастных случаев участвуют:
- на отделении железной дороги - начальник отделения железной
дороги, начальник соответствующей службы, председатель райпрофсожа
(заместитель председателя, технический инспектор);
- на предприятиях дорожного подчинения - начальник
соответствующей службы, самостоятельного отдела железной дороги,
управляющий трестом, председатель дорпрофсожа (заместитель
председателя, технический инспектор);
- на предприятии, организации, подчиненных непосредственно
департаменту (управлению) МПС России, - руководитель этого
предприятия (организации), председатель дорпрофсожа (заместитель
председателя, технический инспектор).
Примечание. На железнодорожном транспорте при несчастных
случаях, связанных с нарушением правил технической эксплуатации
железных дорог, в состав комиссии включается главный ревизор по
безопасности движения отделения дороги.
В случае острых отравлений или радиационного воздействия в
состав комиссии включается также представитель соответствующего
центра государственного санэпиднадзора.
На железнодорожном транспорте расследование групповых
несчастных случаев при гибели 2 - 4 человек проводится с участием:
- руководителя департамента (управления) МПС России или его
заместителя, ведающего вопросами охраны труда;
- начальника железной дороги или его первого заместителя,
директора завода и т.п.;
- председателя дорожного комитета профсоюза.
На железнодорожном транспорте при гибели на производстве 5 и
более работников в состав комиссии включается заместитель министра
путей сообщения России, представитель Рострудинспекции,
заместитель председателя или главный технический инспектор труда
отраслевого профсоюза.
При расследовании несчастных случаев комиссией одновременно
проводится проверка состояния и организации работы по охране труда
предприятия и службы.
Работников и должностных лиц, виновных в данном несчастном
случае, подвергают внеочередной проверке знаний по охране труда.
По пункту 17
Групповые, тяжелые и смертельные несчастные случаи на
производстве рассматриваются в соответствующих вышестоящих органах
управления:
- начальником отделения железной дороги (объединения) с
участием представителя райпрофсожа в срок не более двух дней,
после окончания расследования;
- начальником железной дороги или по его поручению
заместителем начальника железной дороги с участием представителя
дорпрофсожа в срок не более 3 дней по истечении срока
рассмотрения, установленного для отделения железной дороги;
- руководителем департамента (управления) МПС России на
предприятии непосредственного подчинения с участием представителя
отдела технической инспекции труда отраслевого профсоюза в срок не
более 3 дней по истечении срока рассмотрения, установленного для
руководителей предприятий в зависимости от подчиненности.
В рассмотрении результатов расследования несчастных случаев
может принимать участие государственный отраслевой инспектор по
охране труда на железнодорожном транспорте.
Рассмотрение результатов расследования несчастного случая при
гибели от 2 до 4 человек проводится заместителем министра путей
сообщения России, курирующим данное хозяйство; при гибели 5 и
более человек - первым заместителем министра путей сообщения
России с участием председателя или главного технического
инспектора труда отраслевого профсоюза.
По пункту 27
О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии
времени перешли в категорию тяжелых или со смертельным исходом,
работодатель переоформляет соответствующие документы и сообщает в
государственную отраслевую инспекцию по охране труда, в
соответствующий профсоюзный орган, а если они произошли на
объектах, подконтрольных органам государственного надзора, - в эти
органы.
По всему Положению
Вместо "Государственный инспектор труда", "Государственный
инспектор по охране труда" или "Государственный инспектор труда по
субъекту Российской Федерации" иметь в виду "Государственного
отраслевого инспектора по охране труда на железнодорожном
транспорте".
Вместо "профсоюзных инспекторов труда" иметь в виду
"технических инспекторов труда отраслевого профсоюза".
|