КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
18 января 2000 г.
N 1
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ И ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА,
ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Деятельность органов управления здравоохранением и лечебно -
профилактических учреждений по обеспечению медико - социальной
помощи детям раннего возраста, оставшимся без попечения родителей,
осуществляется в соответствии со стратегическими направлениями,
предусматривающими проведение комплекса мероприятий, содействующих
обретению ребенком семьи на основе решения проблем, связанных с
его здоровьем, развитие реабилитационной помощи в домах ребенка и
защиту прав детей раннего возраста, попавших в трудную жизненную
ситуацию.
Во исполнение этих направлений внесены дополнения и изменения
в законодательство Российской Федерации в части снятия медицинских
противопоказаний для усыновления детей, сокращения срока
установления социально - правового статуса ребенка для передачи
его на усыновление. Разработан с учетом изменившегося
законодательства и находится на согласовании проект постановления
Правительства Российской Федерации о положении о доме ребенка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.92
N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей" были утверждены нормы
питания и табель оснащения домов ребенка.
Совместно с Минобразованием России разработана и введена в
действие постановлением Правительства Российской Федерации от
09.09.93 N 909 Федеральная целевая программа "Дети - сироты",
которая в последующем включена в состав Президентской программы
"Дети России" и в настоящее время утверждена до 2000 года
включительно.
Минздравом России изданы приказы от 28.09.93 N 227 "О
совершенствовании системы организации медицинской помощи
воспитанникам домов ребенка" и от 02.12.99 N 426 "О штатных
нормативах домов ребенка". В соответствии с Семейным кодексом
Российской Федерации разработаны порядок медицинского
освидетельствования детей, подлежащих усыновлению, и граждан,
желающих усыновить детей (приказы Минздрава и Минобразования
России от 31.08.94 N 342/184 и от 05.03.96 N 369/641; приказ
Минздрава России от 10.09.96 N 332) и медицинские формы на детей,
передаваемых на усыновление (приказ Минздрава России от 03.07.95
N 195).
С 1999 года разработана и введена статистическая отчетность,
позволяющая анализировать заболеваемость и инвалидизацию
воспитанников домов ребенка.
Республиканскому объединению по реабилитации и
восстановительному лечению детей - инвалидов приданы
координирующие функции по организационно - методическому
обеспечению деятельности домов ребенка. На базе кафедры
поликлинической педиатрии с курсом реабилитологии РМАПО Минздрава
России организованы постоянно действующие циклы повышения
квалификации для врачей и педагогов, работающих в домах ребенка.
Проводится целенаправленная работа по развитию реабилитации в
домах ребенка. Отработана модель реабилитационной службы на базе
дома ребенка г.Апатиты Мурманской области - эта система позволила
сократить инвалидизацию детей по отдельным нозологическим формам в
2-3 раза, добиться коррекции нарушений по ведущим линиям развития
(речевая, сенсорная, двигательная). В 21 территории организованы
учреждения подобного типа (Архангельская, Владимирская, Орловская,
Пермская, Московская области, Республики Коми, Карелия, Татарстан,
Удмуртская и др.). В комплексной реабилитации детей применяются
методы восстановительной терапии, а также современные технологии
педагогической коррекции и социализации. В ряде домов ребенка
внедрены индивидуальные программы реабилитации.
С целью управления работой домов ребенка по обеспечению
воспитанников своевременной адекватной медицинской помощью в 1998
г. разработана и сертифицирована компьютерная программа "Состояние
здоровья детей, находящихся в домах ребенка Российской Федерации",
на основе которой в Минздраве России создается банк данных о
здоровье детей, позволяющий анализировать состояние их здоровья и
вносить необходимые коррективы в деятельность органов управления
здравоохранением и лечебно - профилактических учреждений в
регионах. В настоящее время за счет средств Федеральной целевой
программы "Дети России" 80 домов ребенка, имеющих компьютеры,
оснащены модемами, инструкциями пользователя и обучены работе с
программой.
На основании Закона Российской Федерации "О государственных
пенсиях в РСФСР" дети домов ребенка обеспечиваются пенсией по
случаю потери кормильца и социальной пенсией по инвалидности
(инструктивное письмо Минздрава России от 25.02.98
N 2510/1676-98-32).
Совместная работа Минздрава России и органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации позволила при
ухудшающемся состоянии здоровья родителей и детей в семьях, из
которых дети поступают в дома ребенка, добиться улучшения
состояния здоровья воспитанников. Вследствие этого по сравнению с
80-ми годами в 1,8 раза увеличилось число детей, переданных в
семью, и в 2,7 раза сократилось число передаваемых в интернатные
учреждения.
Вместе с тем, данные проверок, публикации в средствах массовой
информации, а также представления Генеральной прокуратуры
Российской Федерации свидетельствуют о том, что, несмотря на
проводимую работу, органы управления здравоохранением и
лечебно - профилактические учреждения не обеспечивают в должном
объеме медицинскую помощь и правовую защиту интересов детей -
сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей.
Данные анкетирования домов ребенка, полученные из 75
территорий, свидетельствуют о том, что до настоящего времени 15%
домов ребенка размещены в неудовлетворительных условиях, в ряде
случаев подлежат закрытию (г.Калач-на-Дону и г.Михайловка
Волгоградской области, г.Маркс Саратовской обл., пос.Иноземцево
Ставропольского края и др.). Начала формироваться тенденция
передачи этих учреждений в муниципальную собственность, вследствие
чего заметно ухудшается питание детей, обеспечение медикаментами,
необоснованно сокращаются штаты сотрудников. Очень медленно
осуществляется компьютеризация домов ребенка, что затрудняет
создание базы данных о здоровье воспитанников, а следовательно
ограничивает возможности органов управления здравоохранением в
контроле и управлении обеспечения детям своевременной медицинской
помощи.
При удовлетворительном укомплектовании кадрами 81% педагогов и
78% врачей имеют низкую теоретическую подготовку по особенностям
профилактического наблюдения, донозологической диагностики и
течения соматических заболеваний у детей с нервно - психическими
расстройствами.
В большинстве домов ребенка регистрируется высокий уровень
заболеваемости респираторными вирусными и острыми кишечными
инфекциями, а также носительства вируса гепатита В.
По данным проверок домов ребенка в 15-и территориях 94%
воспитанников имеют медотводы от профилактических прививок. Низок
процент осмотра детей врачами - специалистами (стоматолог - 0,2%,
хирург - 22%, офтальмолог - 13,7%, отоларинголог - 8,5%).
Недостаточно используются инструментальные методы обследования (от
2 до 19%), вследствие чего диагностика проводится на основании
клинических данных. Во многих случаях не устанавливается диагноз
сопутствующей соматической и др. патологии (эндокринной,
сердечно - сосудистой системы, органа зрения, хирургических, в
т.ч. ортопедических заболеваний, внутриутробной инфекции). В
большинстве домов ребенка основным направлением медицинской помощи
являются уход и симптоматическое лечение. По мнению экспертов
реабилитационная работа развита недостаточно, мало используются
методы активного общения, вследствие чего у 90% воспитанников
страдает речевое и сенсорное развитие. Дефекты психолого -
педагогической работы усугубляют социальную и материнскую
депривацию, не компенсируют дефекты развития детей, вызванные
отсутствием семьи.
До 30% детей поступают из лечебно - профилактических
учреждений в дома ребенка недостаточно обследованными, с
неустановленным диагнозом заболевания (ДЦП, гипотиреоз, дисплазия
тазобедренных суставов, грыжи и т.д.). От 30 до 40% детей
поступают с диагнозом перинатальная энцефалопатия, за которым
скрываются как серьезные неврологические нарушения, так и
незначительные функциональные отклонения. Выявлены случаи
неправильной диагностики заболеваний у детей и несвоевременной
коррекции пороков развития (Г.Г.Тверь, Ярославль, Тюмень, Шуя
Ивановской области и др.).
По данным единовременной диспансеризации практически в каждом
доме ребенка от 15 до 30% воспитанников имеют хирургические (в
основном грыжи различной локализации), ортопедические (дисплазия
суставов, кривошея, сколиоз и др.) и офтальмологические
заболевания, которые не были диагностированы и по ним не
проводилось лечение. В среднем каждый второй ребенок страдает
анемией, гипотрофией или рахитом, выявленными в период
диспансеризации. Имеют место случаи отсутствия своевременного
лечения и коррекции заболеваний (пороки развития верхней челюсти,
гидроцефалия, спинно - мозговая грыжа), а также несоответствия
диагноза заболевания возрасту ребенка.
На основании анализа медицинских документов умерших
воспитанников домов ребенка (176 детей из 11 территорий)
установлено, что около 50% детей, нуждавшихся в стационарном
лечении, были госпитализированы несвоевременно. В 19,8% случаев
смерть наступила в доме ребенка, т.к., несмотря на наличие
медицинских показаний, вопрос о госпитализации не ставился. Все
эти дети в течение длительного времени (до 3-х месяцев) получали
лечение в доме ребенка, которое не было адекватным диагнозу
заболевания и его тяжести. Имелись случаи отказов в
госпитализации. Как в домах ребенка, так и в стационарах причиной
смерти, как правило, считается основное заболевание ребенка
(болезнь Дауна, "волчья пасть" и др.), а не те острые состояния,
которые привели к летальному исходу. По мнению экспертов в 81,3%
случаев смерть наступила от заболеваний и состояний,
присоединившихся к основному заболеванию.
Проверками выявлены серьезные просчеты в защите прав
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Практикуется длительная задержка детей в стационарах по
социальным, а не медицинским показаниям (Республика Татарстан,
Рязанская, Нижегородская, Московская и др. области). Нарушаются
порядок и сроки передачи сведений из лечебно - профилактических
учреждений и домов ребенка на детей, подлежащих усыновлению, в
органы опеки и попечительства; порядок хранения, оформления и
выдачи в родильных домах медицинских свидетельств о рождении.
Имеются факты выдачи медицинских заключений о состоянии здоровья
воспитанников домов ребенка, передаваемых на усыновление, не
экспертными комиссиями органов управления здравоохранением, а
непосредственно учреждениями, где находятся дети, и т.д.
Кроме того, руководители домов ребенка принимают
необоснованные решения о противопоказаниях к усыновлению, если
ребенок является инвалидом (Чувашская республика, Тульская,
Нижегородская области). В лечебно - профилактических учреждениях
практикуются рекомендации родителям об отказе от ребенка в случае
тяжелых нарушений состояния здоровья детей.
В целях совершенствования медико - социальной помощи детям
раннего возраста, оставшимся без попечения родителей, коллегия
решает:
1. Обратить внимание руководителей органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации на снижение личной
ответственности за обеспечение медико - социальной помощи детям
раннего возраста, оставшимся без попечения родителей, защиту их
прав и интересов, деятельность домов ребенка.
2. Рекомендовать руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации:
2.1. Принять немедленные меры по обеспечению медицинской
помощи и соблюдению законности в части охраны прав детей раннего
возраста, оставшихся без попечения родителей; разбирать каждый
случай смерти в указанной группе детей с соответствующими
организационными выводами.
2.2. Обеспечить внедрение регистра состояния здоровья детей в
домах ребенка; ежегодную диспансеризацию воспитанников силами
специалистов медицинских ВУЗов, НИИ, лечебно - профилактических
учреждений областного уровня; шире использовать возможности
федеральных медицинских учреждений для оказания
высокоспециализированной медицинской помощи детям - сиротам.
2.3. Осуществлять перевод детей в интернатные учреждения,
вновь поступающих и после перенесенного заболевания, комиссионно с
комплексной оценкой состояния здоровья и развернутыми
рекомендациями по тактике наблюдения, дальнейшему лечению и
реабилитации.
2.4. В течение месяца после изменения диагноза заболевания
передавать дополнительные сведения о состоянии здоровья детей,
подлежащих устройству в семью, в органы опеки и попечительства.
2.5. Запретить подготовку и передачу медицинских документов на
усыновляемых детей в органы опеки и попечительства, минуя
медицинские комиссии при органах управления здравоохранением.
2.6. Принять необходимые меры по увеличению охвата детей в
домах ребенка профилактическими прививками, использовать
выделяемую за счет средств федерального бюджета вакцину против
гепатита В в первую очередь для иммунизации указанного контингента
детей.
2.7. Внести на рассмотрение администрации субъектов Российской
Федерации вопрос о приведении материально - технической базы домов
ребенка в соответствие с санитарно - гигиеническими требованиями:
о создании условий для лечебно - диагностической и
реабилитационной помощи: о форме собственности (государственная,
муниципальная) каждого дома ребенка с учетом охраны прав
воспитанников.
2.8. Обеспечить повышение квалификации специалистов домов
ребенка по вопросам диагностики, лечения и реабилитации детей с
врожденными и наследственными заболеваниями центральной нервной
системы в сочетании с соматической патологией.
2.9. Информацию о проделанной работе представить в Минздрав
России в июне 2000 г.
3. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах
Российской Федерации повысить действенность государственного
надзора за соблюдением санитарно - гигиенических требований по
организации питания и питьевого режима детей в домах ребенка.
4. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская
Д.И.):
4.1. Осуществить контроль за деятельностью органов управления
здравоохранением и лечебно - профилактических учреждений по
обеспечению прав детей раннего возраста, оставшихся без попечения
родителей.
4.2. Продолжить работу по внедрению регистра состояния
здоровья воспитанников домов ребенка.
Срок - декабрь 2000 года
4.3. Подготовить инструктивные материалы по унификации
основных направлений деятельности домов ребенка.
Срок - февраль 2000 года
4.4. Направить в органы управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации служебные письма по результатам анализа
медицинских документов умерших воспитанников домов ребенка;
экспертизы единовременной диспансеризации воспитанников; по охране
прав детей в учреждениях системы здравоохранения; о работе
попечительских советов домов ребенка.
Срок - май 2000 года
4.5. Разработать методические документы по приведению в
соответствие с МКБ 10-го пересмотра диагностики перинатальных
поражений центральной нервной системы.
Срок - апрель 2000 года
4.6. Совместно с Министерством образования Российской
Федерации подготовить приказ о порядке взаимодействия органов
опеки и попечительства с лечебно - профилактическими учреждениями.
Срок - март 2000 года
5. Департаменту госсанзпиднадзора (Монисов А.А.), Управлению
охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.), Научному центру
здоровья детей РАМН (Баранову А.А.) (по согласованию) пересмотреть
САНПИН по домам ребенка.
Срок - ноябрь 2000 года
6. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская
Д.И.), Правовому управлению (Мельникова Л.С.):
6.1. Подготовить предложения по внесению изменений в
законодательство Российской Федерации: по перечислению разницы
между назначенной и полагающейся к выплате пенсии детям в период
их нахождения в домах ребенка на полном государственном
обеспечении на счета этих учреждений; о продлении срока
реабилитации детей в домах ребенка после 4-х лет.
Срок - март 2001 года
6.2. Обеспечить подготовку сборника нормативных правовых актов
по охране прав детей - сирот и оставшихся без попечения родителей.
Срок - декабрь 2000 года
7. Департаменту образовательных медицинских учреждений и
кадровой политики (Володин Н.Н.) разработать учебную программу и
обеспечить повышение квалификации врачей домов ребенка по вопросам
специфики течения соматических заболеваний у детей с поражением
центральной нервной системы, умственной отсталостью и
двигательными нарушениями.
Срок - сентябрь 2000 года
8. Управлению делами (Белых С.В.) направить настоящее решение
коллегии в органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации для информации.
Срок - февраль 2000 года
9. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на
Заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации
Т.И.Стуколову.
Председательствующий на коллегии
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Л.И.ВЯЛКОВ
Секретарь коллегии
А.А.ПРОХОДА
|