ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 января 2000 года
Дело N 30-Г99-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Корчашкиной Т.Е.,
Горохова А.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 14 января 2000 г. дело по
заявлению и.о. прокурора Карачаево-Черкесской Республики о
признании недействительным постановления Народного Собрания
Карачаево-Черкесской Республики от 20 июля 1999 года "Об
избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики" по
кассационному протесту и.о. прокурора Карачаево-Черкесской
Республики на решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской
Республики от 25 ноября 1999 года, которым в удовлетворении
заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Гермашевой М.М., поддержавшей доводы
протеста, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
и.о. прокурора Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд
с заявлением о признании недействительным постановления Народного
Собрания Карачаево-Черкесской Республики от 20.07.1999 "Об
избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики", ссылаясь
на то, что оно принято с нарушением законодательства Российской
Федерации и Карачаево-Черкесской Республики.
Решением Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 25
ноября 1999 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном протесте и.о. прокурора Карачаево-Черкесской
Республики поставлен вопрос об отмене вынесенного судом решения в
связи с нарушением норм материального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
не находит оснований для его удовлетворения.
Из материалов дела видно, что постановлением Народного Собрания
Карачаево-Черкесской Республики назначено шесть членов
избирательной комиссии Республики.
Вывод суда о том, что их назначение произведено с соблюдением
действующих законов Российской Федерации и Карачаево-Черкесской
Республики, является правильным.
В соответствии с пунктом 10 статьи 23 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" срок полномочий
избирательных комиссий субъектов РФ устанавливается законами
субъектов РФ, но не может быть более 5 лет или менее срока
полномочий законодательного органа государственной власти
соответствующего субъекта РФ.
Законом Карачаево-Черкесской Республики срок полномочий
избирательной комиссии определен в четыре года, что соответствует
сроку полномочий Народного Собрания Республики.
Из материалов дела видно, что состав прежней избирательной
комиссии был сформирован 27 июля 1995 года, и в связи с этим срок
ее полномочий истек 27 июля 1999 года.
Кроме того, по вопросу об истечении срока полномочий прежнего
состава избирательной комиссии Народным Собранием Республики было
принято специальное постановление, подтвердившее факт его
истечения 27 июля 1999 года и правомерность формирования нового
состава комиссии (постановление Народного Собрания КЧР от
16.09.1999).
Срок полномочий законодательного органа Карачаево-Черкесской
Республики продлен Законом Республики от 23 апреля 1999 года "О
продлении срока полномочий Народного Собрания Карачаево-Черкесской
Республики".
Действующее законодательство не предусматривает продление срока
полномочий избирательной комиссии, а Законом республики "О
продлении срока полномочий Народного Собрания Карачаево-Черкесской
Республики" разрешен лишь вопрос о продлении срока полномочий
данного законодательного органа, а не избирательной комиссии
Республики. Продление срока полномочий Народного Собрания
Республики само по себе не влечет автоматического продления срока
полномочий избирательной комиссии Республики.
Несостоятелен и довод кассационного протеста о том, что
обжалуемое постановление принято с нарушением части 3 статьи 6
Закона Республики "Об избирательной комиссии Карачаево-Черкесской
Республики", предусматривающей истечение полномочий избирательной
комиссии в период после назначения выборов в органы
государственной власти Российской Федерации и данной Республики и
возможность формирования ее нового состава только после проведения
выборов и представления комиссией финансового отчета по
результатам этих выборов. На момент формирования нового состава
избирательной комиссии выборы в какие-либо органы государственной
власти не были назначены, выборы Главы Республики были проведены,
итоги которых впоследствии подтверждены решением Верховного Суда
Республики.
Судом установлено, что после проведения второго тура выборов
Главы Карачаево-Черкесской Республики избирательная комиссия
Республики фактически распалась и не функционировала,
вышеизложенное постановление Народного Собрания принято с учетом
интересов избирателей, направлено на осуществление их
конституционных прав избирать и быть избранными в органы
государственной власти Российской Федерации и Карачаево-Черкесской
Республики.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в
удовлетворении заявления и.о. прокурора КЧР о признании названного
постановления недействительным.
Исходя из изложенного решение суда является законным и
обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 306 ГПК РСФСР,
для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 25
ноября 1999 года оставить без изменения, а кассационный протест
и.о. прокурора Карачаево-Черкесской Республики - без
удовлетворения.
|