ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 13 января 2000 г. N ГКПИ 99-1113
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего Редченко Ю.Д.,
при секретаре Емельяновой М.А.,
с участием прокурора Астафьева С.Т.
рассмотрел в открытом заседании гражданское дело по жалобе
представителя граждан Чеченской Республики (Ичкерия) адвоката Х. о
признании незаконным п. 6 распоряжения Правительства Российской
Федерации от 1 декабря 1998 г. N 1698-р в части слов: "Погашение
задолженности по пенсионному обеспечению осуществлять за счет
страховых взносов, уплачиваемых на территории Чеченской
Республики",
установил:
представитель граждан, проживающих в Чеченской Республике, А.,
А., А., А., А. и других адвокат Х. обратился в Верховный Суд с
указанным выше требованием, сославшись на то, что п. 6
оспариваемого распоряжения Правительства РФ в указанной части не
соответствует положениям Конституции РФ и требованиям Закона РФ "О
государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции ФЗ от
14.01.97), предусматривающих право граждан Российской Федерации на
получение пенсии.
Указанный пункт распоряжения Правительства РФ, по мнению
представителя заявителей, касающийся погашения его доверителям
задолженности по пенсионному обеспечению за счет страховых
взносов, уплачиваемых на территории Чеченской Республики, без
законных оснований нарушает это право, что не может быть признано
правомерным.
В судебном заседании представитель заявителей Х. жалобу
поддержал.
Представители Правительства РФ Писарева И.В. и Селиванова З.М.
с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без
удовлетворения, пояснив при этом о том, что Правительство РФ
вправе было разрешить вопрос о погашении задолженности по выплате
пенсий гражданам, проживающим в Чеченской Республике, таким
образом, поскольку в последние годы никаких отчислений от этой
республики в Пенсионный фонд РФ не производилось.
Установленный Правительством РФ порядок погашения
задолженности по пенсиям за счет страховых взносов, уплачиваемых
на территории данной республики, требованиям пенсионного
законодательства не противоречит.
Выслушав объяснения представителя заявителей, представителей
Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение
прокурора Генеральной прокуратуры РФ Астафьева С.Т., полагавшего
жалобу удовлетворить частично, Верховный Суд Российской Федерации
находит ее подлежащей частичному удовлетворению по следующим
основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О порядке
финансирования государственных пенсий, выплата которых по
законодательству Российской Федерации осуществляется за счет
средств федерального бюджета" финансирование выплаты
государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним по
пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, социальных пенсий,
предусмотренных Законом РФ "О государственных пенсиях в РФ", а
также выплаты государственных пенсий в части, определяемой
включением в трудовой стаж периодов, не связанных с уплатой
страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, государственных пенсий,
предусмотренных Законом РФ "О пенсионном обеспечении родителей
погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву",
Федеральным законом "Об улучшении пенсионного обеспечения
участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих,
погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по
Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", финансирование
расходов, связанных с предоставлением льгот по пенсионному
обеспечению, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС", осуществляются Пенсионным фондом РФ за счет
средств федерального бюджета, ежемесячно перечисляемых Пенсионному
фонду в порядке авансирования в размере, необходимом для выплаты
указанных пенсий.
Как установлено судом, п. 6 распоряжения Правительства
Российской Федерации от 1 декабря 1998 г. N 1698-р предусмотрено,
что погашение задолженности по пенсионному обеспечению граждан,
проживающих на территории Чеченской Республики, осуществляется за
счет страховых взносов, уплачиваемых на территории Чеченской
Республики, независимо от вида получаемой пенсии.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не
оспаривалось в судебном заседании представителями Правительства
РФ.
При таких данных и с учетом ст. 1 приведенного выше
Федерального закона оспариваемое распоряжение Правительства РФ в
указанной части, предусматривающее погашение задолженности по
выплате пенсий всем категориям пенсионеров за счет страховых
взносов, уплачиваемых на территории Чеченской Республики, не может
быть признано законным.
Из содержания жалобы, чего не отрицалось и представителями
Правительства РФ, усматривается, что среди граждан, проживающих на
территории Чеченской Республики и имеющих право на пенсионное
обеспечение, имеются различные категории пенсионеров, в том числе
и граждане, пользующиеся правом на получение пенсий, указанных в
ст. 1 названного Федерального закона, финансирование выплаты
которых должно осуществляться за счет средств федерального
бюджета, а не за счет страховых взносов, как это предусмотрено
п. 6 распоряжения Правительства РФ.
Использование же страховых взносов работодателей и граждан, а
также других поступлений в Пенсионный фонд РФ, связанных с уплатой
страховых взносов, на финансирование выплаты государственных
пенсий, предусмотренных ст. 1 упомянутого выше Федерального
закона, допускается лишь в пределах ассигнований, предусмотренных
бюджетом Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год, чего
также не следует из п. 6 оспариваемого распоряжения.
Исходя из этого, данный пункт распоряжения Правительства РФ в
части решения вопроса о погашении задолженности по выплате пенсий
гражданам, проживающим на территории Чеченской Республики и
получающим пенсии, указанные в ст. 1 Федерального закона от
28 октября 1998 г. N 163-ФЗ, за счет страховых взносов, нельзя
признать правомерным.
Что касается предусмотренного порядка погашения задолженности
по выплате пенсий другим категориям пенсионеров за счет страховых
взносов, уплачиваемых на территории Чеченской Республики, то в
этой части каких-либо правовых оснований для признания обжалуемого
распоряжения Правительства РФ незаконным не имеется.
Довод представителя заявителей Х. о том, что п. 6
оспариваемого распоряжения Правительства РФ по вопросу погашения
задолженности по пенсионному обеспечению полностью является
неправомерным, не может быть принят во внимание, поскольку он не
основан на законе.
Ссылка представителя заявителей при этом на то, что выплата
пенсий на территории Российской Федерации в соответствии с
пунктом 6 "Положения о пенсионном фонде РФ" должна осуществляться
за счет средств Пенсионного фонда, не может свидетельствовать о
незаконности в целом п. 6 оспариваемого распоряжения Правительства
РФ по указанному выше вопросу, поскольку пенсионное
законодательство не исключает возможности выплаты пенсий и
погашения задолженности по ним за счет страховых взносов,
уплачиваемых в конкретном субъекте Российской Федерации, при
наличии соответствующего на это решения Правительства РФ.
В данном случае такое решение Правительства РФ имеется.
Утверждение представителя заявителей о том, что п. 6
оспариваемого распоряжения Правительства РФ в указанной части не
соответствует требованиям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и ст. 8
Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации"
нельзя признать обоснованным, так как данным пунктом распоряжения
права граждан, проживающих на территории Чеченской Республики, на
социальное обеспечение, за исключением указанных выше категорий
пенсионеров, не нарушаются и не ограничиваются. Выплата же иных
видов пенсий и задолженности по ним допускается законом за счет
страховых взносов работодателей и граждан, в том числе и за счет
взносов, уплачиваемых в соответствующем субъекте Российской
Федерации, подлежащих перечислению в Пенсионный фонд РФ. Решение
Правительства РФ об использовании уплачиваемых на территории
Чеченской Республики страховых взносов на погашение образовавшейся
задолженности по выплате пенсий гражданам, проживающим на этой
территории, без предварительного их перечисления в Пенсионный фонд
РФ в данном конкретном случае, по мнению суда, закону не
противоречит, поскольку целевое назначение данных взносов не
изменяется и их использование должно фактически осуществляться
Пенсионным же фондом РФ, как это и предусмотрено законом.
Другие доводы, на которые представитель заявителей ссылается в
суде, также не могут служить основанием к удовлетворению жалобы в
полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и
239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу представителя граждан, проживающих в Чеченской
Республике, Х. удовлетворить частично.
Пункт 6 распоряжения Правительства РФ от 1 декабря 1998 г.
N 1698-р в части решения вопроса о погашении задолженности по
пенсионному обеспечению за счет страховых взносов, уплачиваемых на
территории Чеченской Республики, проживающим там гражданам и
получающим пенсии, указанные в ст. 1 Федерального закона "О
порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по
законодательству Российской Федерации осуществляется за счет
средств федерального бюджета" (от 28 октября 1998 г. N 163-ФЗ),
признать незаконным и не подлежащим применению.
Эту же жалобу на указанный пункт оспариваемого распоряжения
Правительства Российской Федерации по вопросу выплаты
задолженности по пенсионному обеспечению гражданам, проживающим в
Чеченской Республике и получающим иные пенсии, оставить без
удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную
коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения
в окончательной форме.
|